Структура волевого действия

Структура волевого действия

1.Воля как способность человека сознательно управлять своим поведением.

2. Понятие группы и их классификация.

Воля— это психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели .

Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия— особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека . Как и все психические явления, воля — одна из форм отражения. Отражаемым объектом в волевом процессе является цель деятельности в ее соотношении с фактически выполняемой собственной деятельностью, обеспечивающей достижение этой цели. Подчеркивая социальную сущность воли и ее исключительное влияние на поведение, И.М.Сеченов писал: «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, — это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения».

Вопрос о природе воли по-разному решается в идеалистической иматериалистической философии . определяя соответственно подходы к решению проблемы развития воли в психологии. Идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Они утверждают, что воля абсолютно свободна. Человек, по их мнению, может в любом случае поступать так, как ему заблагорассудится, не считаясь ни с чем. Сторонники материалистического подхода к природе воли подчеркивают закономерную зависимость человека от материальных условий его жизни, от причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен.

Структура волевого действия

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные. Кпростым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. В этом действии можно отчетливо выделить следующие этапы :

1) осознание цели и стремление достичь;

2) осознание возможностей достижения цели;

3) принятие решения;

Нередко 1, 2 и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном . а 4-й этап при этом называют исполнительным звеном . Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере, очередности их достижения.

Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей,— это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание — это существующее идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо — это, прежде всего, знать содержание побудительного стимула.

Каждое желание, прежде чем оно превращается в цель волевого действия, подвергается внутреннему обсуждению, в ходе которого рассматриваются доводы «за» и «против», взвешиваются условия, помогающие и мешающие осуществлению желания. В воображении человек забегает вперед и мысленно предвосхищает результат своих действий. Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» — это, собственно, мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результатом которого является установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути в системе ценностей данного человека. Результатом этого этапа является четкое осознание доводов «за» и «против» каждого из возможных путей. По мере проявления мотивов, утверждающих или отрицающих проанализированные возможности, нарастает напряжение, так как человек опять оказывается перед задачей выбора.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек понимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание — один из результатов второго этапа), но в то же время, в силу своих моральных чувств или принципов, не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека. Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап — принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку, практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий. Их могут создавать предметы, материальные процессы, люди, время, пространство. Вместе с тем могут возникать препятствия личного порядка, такие, как усталость, болезнь, недостаток знаний, навыков. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, порождают напряжение. Конфликтная ситуация (реальная действительность или субъективное состояние человека) разрешается либо последовательным движением к цели, а, следовательно, поддержанием волевого усилия, либо отказом от практической деятельности, отказом от волевого усилия, а, в конечном счете, от цели.

Нужно, однако, подчеркнуть, что отказ от практической деятельности не всегда является показателем безволия личности. Если человек прекращает стремление к цели из-за нежелания, неспособности справиться с возникшим напряжением или приостанавливает практическую деятельность без достаточно веских причин — это показатель слабости воли. Если же у человека имеются серьезные основания к тому, чтобы прекратить стремление к цели, характеризовать его безвольным нельзя. Так, например, могут существенно измениться обстоятельства, возникнуть какие-то новые условия, и выполнение ранее принятого решения может стать нерациональным. Здесь требуется сознательный отказ от принятого решения. Волевой человек должен уметь, когда это нужно, отказаться от намеченного действия, принять новое решение, иначе, это уже будет не проявление воли, а бессмысленное упрямство.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Понятие воли, виды и структура волевого действия

Воля – сознательное регулирование человеком своих действий, направленное на преодоление внешних и внутренних трудностей при достижении поставленных целей.

Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препят­ствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препят­ствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данно­го действия или на выполнение противоположных ему действий. В качестве внутренних препятствий могут выступать уста­лость, желание развлечься, инертность, леность. Примером внешних пре­пятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставлен­ная цель была достигнута.

Главная функция воли за­ключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жиз­недеятельности. В соответствии с этим принято выде­лять в качестве конкретизации общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.

1. Активизирующая функция . воля побуждает человека преодолевать трудности и достигать поставленные цели, побуждает человека к активности, даже если результаты деятельности будут заметны в далеком будущем.

2. Тормозная функция . воля проявляется не только в умении достигать цель, но и в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, когда существует конфликт между социальными нормами и имеющимися у человека.

Павлов рассматривал волю как инстинкт свободы, т.е. проявление жизненной активности, когда она встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Без воли всякое малейшее препятствие прерывало бы течение жизни.

Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, яв­ляется сознание значения поставленной цели. за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше пре­пятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не толь­ко по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует опре­деленных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в созна­тельном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходи­мо и в ходе выполнения задуманного действия.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внима­ние на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. То, что является безразличным, не вызы­вающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий.

Структура волевого действия.

В структуре волевого действия (волевого акта) можно выделить несколько этапов.

1. Подготовительный. Основу воли, как и активности человека в целом, составляют его потребности, которые образуют мотивацию волевого действия.

а) почему у человека возникает состояние активности, т.е. какие потребности побуждают человека к деятельности,

б) на что направлена активность, почему выбрано именно такое поведение,

в) мотивация является средством саморегуляции поведения человека.

Таким образом. волевое действие имеет мотив. Мотивы волевых действий всегда имеют в большей или меньшей степени осознанный характер. Мотивы бывают низшего уровня (эгоистические) и высшего уровня (чувство долга). Иногда может возникать ситуация борьбы мотивов. одно желание противопоставляется другому желанию, сталкивается с ним. Может происходить борьба мотивов одного уровня (пойти погулять или посмотреть телевизор) или разного уровня (пойти погулять или подготовиться к занятиям). Борьба мотивов может переживаться мучительно, а может проходить безболезненно, в простом обсуждении доводов «за9raquo; и «против9raquo;.

В результате обсуждения или борьбы мотивов принимается решение, т.е. избирается определенная цель и способ ее достижения.

2. Исполнительный. Принятое решение может быть сразу претворено в жизнь, а может быть несколько отсрочено. В последнем случае возникает длительное намерение. Считается, что воля человека проявляется в том случае, если выполнены оба этапа.

Принятие решения и его исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называют волевым усилием.

Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, при котором происходит мобилизация физических, интеллектуальных и моральных сил человека. Волевое усилие – необходимый элемент всех героических поступков. Но волевое усилие нельзя отождествлять с мышечным усилием. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным. Хотя в волевом усилии может присутствовать и мышечное усилие (напрягать мышцы лица, сжимать кулаки).

Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: мировоззрения личности, моральной устойчивости, наличия общественной значимости целей, установки по отношению к деятельности, уровня самоорганизации и самоуправления личности.

Волевые качества личности.

Воля – это власть над собой, своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, слабовольный человек пасует перед ними. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей.

Выделяют следующие волевые качества :

Целеустремленность – подчинение человеком своего поведения какой-то жизненной цели и планомерное ее достижение.

Самостоятельность – подчинение своего поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельность может быть противопоставлена с одной стороны- внушаемости, а с другой – упрямству. Внушаемый человек не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств или давлением других людей. Следствием безволия является и упрямство. когда человек поступает вопреки доводам разума и советам окружающих.

Решительность – способность своевременно принимать нужные решения и выполнять их (но речь идет не о скоропалительных решениях). Особенно проявляется в сложных ситуациях или в ситуациях, связанных с риском. Противоположное качество – нерешительность .

Выдержка (самообладание ) – способность постоянно контролировать свое поведение, воздерживаться от ненужных действий, сохранять хладнокровие в трудных обстоятельствах. Противоположное – импульсивность (от лат. «импульс9raquo; — толчок), когда человек действует по первому побуждению, не обдумывая свои поступки. Хотя, нужно отметить, что понятие выдержки несколько шире понятия самообладания.

Мужествои смелость – готовность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, преодолевая невзгоды. Более сложным из этих двух является понятие мужество (оно предполагает наличие и смелости и выдержки и хладнокровия перед лицом опасности). Противоположное – трусость .

Дисциплинированность – подчинение своего поведения общественным правилам. Противоположное – недисциплинированность.

Особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. В первую очередь родители, а затем и учителя должны показывать, какие приемы развития воли наиболее эффективны, а какие не приносят пользы (например, не смеяться во время фильма, пройти по краю крыши, резать руку ножом). Большинство недостатков волевого поведения детей связаны, как правило, со вседозволенностью в семье или, наоборот, с перегрузкой детей непосильными заданиями (в результате формируется привычка не доводить начатые дела до конца).

В воспитании воли важен и личный пример родителей, воспитателей, учителей, чтение смысловой литературы, просмотр фильмов. Кроме этого, важно, чтобы каждый человек занимался самовоспитанием воли. Прежде всего, воля формируется в малых, повседневных делах, т.к. преодолевая именно небольшие трудности, человек тренирует волю (режим дня, занятия спортом и т.д.)

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Психологическая структура волевого действия

Воля человека, проявляющаяся в волевом усилии, выражается в волевых действиях. Волевое действие всегда связано с осознанием цели действия, ее значимости, ее смысла, т.е. ценности, а также с наличием напряжения при их осуществлении, вызванного преодолением трудностей.

Принято различать простые и сложные волевые действия. Простое. как правило, имеет два звена: постановки цели и исполнения, которые связаны между собой простой последовательностью.

В сложном волевом действии отчетливо обозначены четыре этапа. осознание цели, принятие решения, планирование действий, их выполнение.

Цель в психологии понимается как образ желаемого результата. Осознание цели – это ориентировка в том, что надо сделать и принятие самой цели, т.е. образа желаемого результата. Принять цели означает придти к согласию с тем, что именно этот результат деятельности является правильным и заслуживает усилий по его достижению.

Как только цель принята, наступает этап принятия решения. т.е. выработка и оформление готовности, решимости приложить усилия для достижения поставленной цели.

При этом и первый, и второй этап могут сопровождаться столкновением противоборствующих, несовпадающих побуждений, между которыми требуется сделать выбор. Эти столкновения побуждений, разных желаний, сомнений называются «борьба мотивов». «Борьба мотивов» свидетельствует о свойстве человека прилагать усилия, самостоятельно обуславливать свое поведение, т.е. проявлять волю, что и приводит к принятию решения. Принятие решения обычно имеет вид краткого резюме, например: «Буду делать то-то!». После принятия решения напряжение ослабевает, но волевое действие переходит к третьему этапу – планированию.

Планирование – это знак волевого действия, при котором намечаются и осмысливаются последовательность и выбор подходящих способов достижения цели. Особые трудности этого этапа могут быть связаны с противоречием между представлениями об одних и других средствах и способах достижения цели, с пониманием различной роли этапов совершения тех или иных действий, т.е. что делать вначале, что затем.

Иными словами, этап планирования предъявляет именно субъективные трудности, преодоление которых и требует проявления воли.

Выполнение решения – важнейший этап волевого действия. Можно даже сказать, что без исполнения принятого решения нет и волевого действия. Именно на этом этапе проявляются препятствия и внешние, и внутренние, которые требуют волевого усилия, относящегося к различным сторонам психики: умственных усилий, двигательных усилий, усилий по соблюдению намеченных этапов, плана действий, а также усилий, относящихся к преодолению неблагоприятных условий деятельности и, в особенности, собственных отрицательных психических состояний (усталости, отчаяния, гнева и т.п.).

Сложные волевые действия чаще всего разворачиваются в больших отрезках времени. При этом в волевом действии образ и мысль всегда предшествуют двигательному акту. Кроме того, следует заметить, что волевая регуляция может включиться в любой момент, даже когда совершается привычное действие. Сущность волевой регуляции состоит в том, что с ее помощью происходит преобразование непроизвольных, рефлекторных поведенческих реакций в произвольные действия, т.е. в действия, которые полностью осознаются, регулируются и контролируются человеком.

Волевые свойства человека

Волевыми свойствами (качествами) человека называются закрепленные в его поведении умения и соответствующая им готовность совершать волевые действия.

К волевым качествам человека относятся: целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.

Целеустремленность – это волевое свойство человека, которое состоит в умении подчинять свои действия поставленным целям. Отличие целеустремленного человека – наличие и ясность цели. Достоинство целеустремленного человека – наличие высоких целей, имеющих общественную, а не только личную значимость.

Решительность и смелость – это волевые свойства, которые заключаются в готовности сочетать быстроту и обдуманность в принятии цели с преодолением отрицательных психических состояний (страха, неуверенности и т.д.) ради ее достижения. Решительность свидетельствует о высоком уровне развития воли. Нерешительный человек отличается склонностью к сомнениям, поспешности и необдуманности принятых решений.

Настойчивость и упорство – волевые свойства человека, которые проявляются в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью. Эти волевые свойства предполагают умение на длительный срок мобилизовать психические ресурсы и не отступать перед трудностями. Упорство следует отличать от упрямства. В то время как упорство – это волевое качество, упрямство – это охранительное поведение, препятствующее осуществлению деятельности. Упрямцы часто ленивы.

Выдержка и самообладание – это волевые свойства, которые обеспечивают сдерживание психических и физических действий, препятствующих достижению цели. Именно в выдержке ярко проявляется тормозящая функция воли. Самообладание это способность человека контролировать себя, несмотря на обилие и интенсивность внешних или внутренних (шум, боль и т.п.) раздражителей.

Самостоятельность – волевое свойство человека, заключающееся в готовности и умении ставить цели по собственной инициативе, критически оценивать всю информацию и ориентироваться, прежде всего, на собственные ресурсы. Самостоятельные люди активны и находчивы, уверены в себе и обладают высокой помехоустойчивостью.

Инициативность – волевое свойство человека, заключающееся в его высокой побудительности, умении и готовности инициировать активность с опережением, не дожидаясь вынужденной необходимости действовать. Инициативность – исключительная волевая черта человека, свидетельствующая о том, что он не только реагирует на раздражение, на стимулы, но способен сам создавать свои собственные стимулы, побудители к деятельности.

Кроме указанных, выделяют еще и такие волевые свойства, как: дисциплинированность, исполнительность, ответственность, организованность.

Крайние степени слабоволия человека называются нарушениями волевой регуляции поведения. Наиболее типичными нарушениями воли являются абулия, апатия и апраксия.

Абулия – это возникающее на основе мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность принять решение и начать действовать даже при понимании необходимости в этом. При абулии наблюдается полная бездеятельность и прекращение общения вследствие исчезновения откликаемости на стимул. Абулия наступает при поражении лобных долей головного мозга. При этом у таких больных сохраняется имитативное использование речи, но речь утрачивает побудительную функцию и целенаправленное волевое поведение оказывается невозможным. Врач, например, говорит такому больному: «Поднимите руку», но больной не поднимает руки, а только повторяет слова «поднимите руку», отчетливо понимая, что надо сделать, он не способен это выполнить, т.к. нарушена работа высших корковых отделов лобных долей мозга. Приказ не трансформируется в самоприказ. При абулии людям свойственно так называемое «полевое поведение», т.е. реагирование на обстановку при полном отсутствии собственных намерений. Например, увидев ручку на столе, такой больной может ее взять в руки, вовсе не имея в виду использование ее по назначению. Увидев затем карандаш, берет карандаш и откладывает ручку и т.п.

Апатия – нарушение функции воли, при котором человек становится безразличным к любым побуждениям и впадает в полную обездвиженность и бездеятельность. Апатия – симптом нарушения воли, присущий тяжелым психическим заболеваниями и травматическим переживаниям человека. При этой патологии у человека разрушаются процессы целеобразования, а также регуляция целенаправленной активности. Причиной апатии могут служить нарушения в деятельности нижних отделов мозга, в частности нарушения деятельности ретикулярной формации, являющейся своеобразным накопителем и генератором психической энергии.

Апраксия – сложные нарушения целенаправленности действий, вызываемые поражением мозговых структур, отвечающих за двигательные и программные аспекты человеческих действий. При апраксии больные не могут осуществить даже такие привычные и простые действия, как одевание, теряют способность обращения с бытовыми предметами именно по причине расстройства регуляторных механизмов мозговой деятельности.

Коррекция болезненных нарушений воли требует специального психиатрического лечения. А преодоление слабоволия, обусловленного не патологией мозга, а недостаточной сформированностью волевых качеств требует мер воздействия воспитательного, педагогического и психотерапевтического характера.

1. Дайте определение понятию и явлению воли.

2. Опишите психологическую структуру простого волевого действия.

3. Перечислите волевые свойства человека и дайте им краткую характеристику.

4. Дайте описание психологического строения сложного волевого действия.

5. Укажите, на каком этапе сложного волевого действия возникает борьба мотивов. Опишите данное явление.

6. Объясните сущность принципа работы мозга, который именуется «акцептор действия».

7. Назовите главную психофизиологическую функцию второй сигнальной системы в обеспечении волевого действия

8. Опишите роль ретикулярной формации в возникновении воли как психического процесса.

9. Назовите и распишите сущность наиболее типичных нарушений воли.

10. Проанализируйте физиологические основы воли.

1. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М. Просвещение, 1986.

2. Немов Р. С. Психология. – М. Просвещение, 1995.

3. Селиванов В. П. Воля и ее воспитание. – М. Знание, 1976.

4. Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – К. Радянськ. шк, 1976.

5. Выготский Л. С. Проблема воли и ее развития в детском возрасте: Собр. соч. в 6 т. Т. 3. – М. Педагогика, 1983.

6. Экспериментальные исследования волевой активности / Под ред. А. К. Селиванова, 1986.

7. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. – Челябинск, 1979.

8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М. МГУ, 1981.

40. Воля как объект психологического исследования. Структура волевого действия.

Все действия человека могут быть поделены на 2 категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные д-я совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно осознаваемых побуждений. Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Пример: поступки в состоянии аффекта

Произвольные д-я – предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Эти действия производны от воли человека.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, дисциплинированность и т.д. Воля может не сформироваться при определенных условиях жизни и воспитания в детстве: избалованность, авторитаризм родителей

Волевые действия связаны с функционированием мозга. Важную роль выполняют лобные доли мозга, в которых происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию.

Структура волевого действия:

Волевая деятельность состоит из волевых действий. Они бывают простыми и сложными

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

— осознание цели и стремление достичь ее;

— осознание ряда возможностей достижения цели;

— появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

— борьба мотивов и выбор;

— принятие одной из возможностей в качестве решения;

— осуществление принятого решения;

— преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Первый этап не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно – остается ее понять и сформировать образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает тогда, когда у человека есть возможность выбора целей или очередности их достижения. Это этап волевой деятельности. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (когда цель выбирается самостоятельно). Желание – это существующее идеально содержание потребности. Столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений – борьба мотивов. Она решается выбором цели действия. Напряжение ослабевает.

Второй этап – это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результатом которого является установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения

цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора – центральный в сложном волевом действии. Здесь, как и на первом этапе, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными, но более соответствующими его системе ценностей.

Результат решения этой ситуации – этап принятия одной из возможностей в качестве решения. Характеризуется спадом напряжения. Решается внутренний конфликт. Уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование.

На этапе осуществления принятого решения начинается реализация намеченного. Практическое осуществление цели опять сопряжено с преодолением препятствий.

Результаты волевого действия:

1. достижение конкретной цели;

2. человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

побудительная – обеспечивается активностью человека. Если у человека отсутствует актуальная потребность осуществить действие, воля создает дополнительные побуждения, изменяющие смысл действия, делающие его более значимыми.

тормозная – проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности (например при несоответствии мировоззрению, идеалам, убеждениям).

Звенья волевого акта – принятие решения и исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, волевое усилие. Волевое усилие – это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения.

В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов.

Воля – это власть над собой. Характеризуется силой и слабостью.

Слабоволие: абулия – возникающая на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его;

Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое нарушением мозговых структур (лобных долей)

Наиболее типичное проявление слабоволия – лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие.

Положительные качества воли: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание.

Понятие о личности. Теории личности в зарубежной психологии

Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяется включенностью в общественные отношения; системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. При рассмотрении личности выделяют различные ее аспекты. мотивация, самосознание, интеллект. Способности, эмоциональную сферу, внешние проявления (поступки, действия), норма-патология

Кеттел. Личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Структура личности – набор черт. А) Поверхностные черты – исходные черты. Б) Конституциональные черты – средовые (это два подтипа исходных черт). В) Способность, темперамент и динамические черты. Это модальности исходных черт. Г) Общие и уникальные черты.

Айзенк. Факторная концепция, признание детерминации развития личности, изменения базовых врожденных предрасположенностей под влиянием среды. Элементы личности могут быть расположены иерархически. Суперчерты (Интроверсия-экстроверсия нейротизм-стабилбность.) состоят из черт. Черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые формируются из множества специфическх реакций. Специф. реакция – улыбка при встрече. Если это происходит всякий раз – привычная реакция.

Олпорт Личность – то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума. Это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которая определяет характерное для него поведение и мышление. Выделял черты личности. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

8 критериев определения черты личности.

1. это не только номинальное образование, это жизненно важная часть существования любого человека.

2. являются более обобщенным качеством, чем привычка.

3. являются движущим или определяющим элементом поведения (побуждают);

4. существование ч.л. можно определить эмпирически (наблюдение, изучение биографии).

5. ч.л. лишь относительно независимы от остальных черт. Не сущ. резкой границы, отделяющ.одну черту от другой. Они перекрывают друг друга.

6.не являются синонимом моральной или соц.оценки.

7. можно рассматривать либо в контексте личности, у кот. Она обнаружена, либо по ее распрострненности в обществе.

8. то, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой, не является доказательством отсутствия данной черты.

Общие черты (измеряемые) вкл. любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры. Общие черты — черты личности. Индивидуальные черты (морфологические) – характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми. Индивидуальные черты — индивидуальные диспозиции (кардинальные, центральные, вторичные). Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это самость. Проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Проприум – это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальной человеческой жизни.

Фрейд 3 уровня в психической жизни: сознание, пресознательное, бессознательное. Соотв.3 основных структуры личности: Оно, Я, Сверх-Я. Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности. Фрейд сформулировал теорию сексуального развития, включающую несколько стадий, застревание на которых формирует определенные черты лиячности (оральная фаза, анальная фаза, уретральная фаза, фаллическая фаза)

Юнг Личность состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное бессозн. Эго мысли,

1) Биогенетический (нативизм). Концепция рекапитуляции.

Геккель: онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

Холл – ребенок в своём развитии кратко повторяет развитие человеческого рода.

2) Отождествление научения и развития (эмпиризм ).

Павлов развитие отожд. с понятием научения, приобретения нового опыта. Индивид рождается с определ. сист. условных рефлексов, с помощью внешней среды создаются новые.

3) Концепция конвергенции двух факторов детского развития Штерн считал, что психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Предпочитал фактор наследственной предопределенности развития – это обеспечивает созревание и актуализацию функций. Теория конвергенции рассм. психич. развитие как проц. кот. Склад. под влиянием икс-элементов наследств. и игрек-элементов среды.

4) Культурно – историческая концепция развития

Выготский: среда выступает в качестве источника развития в отношении развития ВПФ. Они возникают дважды: 1- как форма коллективного поведения ребёнка, как форма сотрудн. с другими людьми, 2- индивидуальн. функции самого ребенка.

Законы психического развития ребёнка: 1.сложная организация во времени. 2. Закон метаморфозы в детском развитии. 3. Закон неравномерности детского развития.4. Закон развития высших психических функций (снач. коллект. потом индивидуальное)

5) когнитивные концепции Ж. Пиаже.

Основной з-н развития – з-н перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации, более объективной умственной позиции. Развитие психики ребенка связывают с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действию ребенка с предметами. Интеллект. адаптивные процессы: ассимиляция – использование готовых свойств среды в свою деятельность; аккомодация – изменение структур поведения. Закономерностями развития: 1. Стадии развития целостны и внутренне структурированы.2. Операции, присущие высшей стадии надстраиваются над низшими, которые входят в них как компонент.3. Порядок следования стадий остается постоянным.

6) Социально- исторический подход к исследованию развития

Рассмотрение всего процесса развития целостно, в его единстве.

Это связано с всевозрастностью и многоплановостью процесса развития. В рам-ках данного подхода можно выделить ряд направлений:

— социльно-экологическое (Ю. Бронфенбреннер):челов среда обитания дел на микросистему, мезосистема, экзосистема, макросистема

— всевозрастной подход (П. Балтес. Г. Элдер): факторы развития дел на возрастные, истор.-временные, культурные, индив.

— исследования жизненного пути (III Бюлер, Г. Томе) и др.

В нашей стране данный подход был реализо-ван в работах Б.Г.Ананьева, посвященных исследованию жизненного пути личности в рамках его комплексного подхода к исследованию человека. Отличительной особенностью всех этих направлений является признание возраста как социалъно-психологического понятия.

Блонский принцип сменности зубов: беззубое, молочнозубое, постояннозубое детство.

Виды и структура волевого действия

Воля – это качество, которое бывает особенно необходимым в сложных жизненных ситуациях. Она проявляется при решении проблем, преодолении препятствий, необходимости сделать правильный выбор. В настоящее время наука имеет не одно понятие о воле. Структура волевого действия также включает себя немало компонентов, над разработкой определений которых трудятся современные ученые.

Структура волевого действия

Воля в жизни и в науке

Когда человек учится преодолевать препятствия — как внешние, так и внутренние, он вырабатывает в себе силу воли, становится более самостоятельным, независимым, дисциплинированным и выдержанным. Не зря структура волевого действия в последнее время стала объектом исследований многих ученых.

Что такое волевое усилие? Субъективно оно переживается человеком как вид эмоционального стресса. При этом, создавая дополнительную мотивацию к действию, мобилизуются все его силы: внимание, воображение и мышление. Через это напряжение происходит победа над самим собой. В целом в общей психологии одним из важнейших является понятие о воле. Структура волевого действия позволяет вычленить различные составляющие этого, на первый взгляд, неделимого феномена.

Каковы функции воли?

Во многих жизненных обстоятельствах бывает необходимо хорошо тренированная воля. Структура волевого действия при этом остается скрытой для понимания обычного человека. Главные функции воли – это регуляция поведения, когда мотивация к совершению тех или иных поступков или слишком мала, или, наоборот, слишком сильна; выбор тех или иных мотивов; организация мышления, памяти, внимания и эмоций таким образом, чтобы деятельность этих психических процессов способствовала достижению цели; а также мобилизация душевных и физических ресурсов.

Структура волевого действия

Психологическая структура волевого действия

Все волевые действия разделяют на две категории: простые и сложные. Это разделение является наиболее обобщенным. Как видно из определения, структура простого волевого действия не заключает в себе дополнительных составляющих. В этом случае человек четко осознает, в чем заключается его цель, и как ее можно достичь. Он просто предпринимает нужные действия, которые приведут его в нужную точку.

Структура волевого действия состоит из двух частей или этапов. Первый этап – это подготовительный, на втором происходит непосредственное осуществление действий.

Структура волевого действия

Сложное волевое действие

Иначе устроена структура сложного волевого действия. В нем имеется несколько этапов, вычленение которых обусловлено теми сложностями, которые стоят на пути к достижению нужной цели, а также внутренним конфликтом человека, борьбой его мотивов. Первый этап – это осознание цели, а также тех возможностей, которые имеются для ее достижения. На следующем этапе отмечаются те мотивы, которые подтверждают или же отрицают обозначенные на первом этапе возможности. Переломный этап – это борьба мотивов внутри личности и принятие окончательного решения. Далее следует выбор определенной возможности, которая выступает в качестве средства для достижения цели, реализация принятого решения, и, наконец, преодоление имеющихся препятствий на пути к цели. Заключительный этап – ее достижение. Структура, характеристика волевого действия были выявлены в результате долгой работы многих ученых: С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. А. Иванникова.

Структура волевого действия

Этап обдумывания цели

Казалось бы, какие сложности могут возникать в этот период? Если имеется цель, то ее достижение реально при определенных обстоятельствах, а также если у человека имеется тренированная воля. Структура волевого действия, однако, неспроста включает в себя этот этап. Дело в том, что не всегда можно быстро оценить сложившуюся ситуацию и осознать, насколько достижимой является цель. Если физические и психологические возможности человека действительно не соответствуют этому уровню, тогда, возможно, большую важность будет иметь другая цель – не столь высокая, однако более значимая.

Структура волевого действия

Борьба мотивов в волевом действии

Такая сложная структура волевого действия обусловлена именно возможностью человека выбирать между несколькими целями. Дело в том, что часто у человека может быть несколько желаний или потребностей, но практически всегда они не могут быть удовлетворены в одно и то же время. В такой ситуации и возникает борьба мотивов, которая также является волевой деятельностью. С течением времени также могут видоизменяться потребности, добавляться новые. Одни мотивы, порождаемые потребностями, могут содействовать одним действиям и препятствовать другим.

Формулировка принятого решения

Принятие решения является одной из ключевых составляющих, которые имеет структура волевого действия. Психология здесь приходит на помощь в практических и обыденных ситуациях. Дело в том, что принятое решение часто может нуждаться в многократном подтверждении. Вначале принятое утверждение формируется в виде определенной фразы, в которой выражается вся его суть. Это могут быть слова «Пусть будет так», «Я решил, и точка», «Обсуждению не подлежит». Потом эти утверждения станут источником дополнительной мотивации в осуществлении задуманного. К примеру, человек решает отказаться от сладкой или жирной пищи. Но через некоторое время, когда он снова столкнется с желанием съесть что-нибудь калорийное, ему придется прибегнуть к первоначальному утверждению, чтобы не опустить руки.

Планирование

Одним из важнейших частей волевого процесса является планирование конкретных целей по достижению цели. Структура волевого действия, согласно взглядам некоторых ученых, может не включать конкретно данный этап. Но чтобы достичь намеченного, необходимо должным образом представлять все те действия, посредством которых будет фактически осуществляться движение к цели.

Часто в повседневных и рабочих делах для этого рекомендуют использовать самые простые предметы — блокнот и ручку. Составив список дел, можно на порядок повысить вероятность их исполнения.

Структура волевого действия

Качества воли

Структура волевого действия также не освещает должным образом такие показатели, характеризующие волевой процесс, как ее динамическую составляющую и настойчивость. Первая является своеобразным энергетическим показателем и нужна для выполнения задач, требующих больших вложений сил в единицу времени. Настойчивость позволяет добиваться долгосрочных целей и не сдаваться перед лицом текущих препятствий. У разных людей могут быть в разной степени выражены эти качества. В идеальном варианте, конечно, воля должна обладать как большим динамическим потенциалом, так и высоким показателем настойчивости.

Воля и бессознательное

Некоторые исследователи указывают на то, что структура волевого действия может оказаться под влиянием бессознательных мотивов, которые управляют человеком без его контроля. Однако конечным предназначением волевых усилий как раз и является противостояние принципу удовольствия, который требует своего «здесь и сейчас».

Зрелый человек всегда понимает, что ему не может быть дано все и сразу. И поэтому всякий раз он должен выбирать одну из возможностей. При этом он противостоит соблазну, сдерживает свои желания. Принятию решения поступить так, а не иначе, предшествует оценка ситуации, тех возможностей, которые имеются в реальности, а также последствий определенного образа действий.

Внешний и внутренний локус контроля

Чтобы охарактеризовать личность в отношении наличия или отсутствия у нее волевых качеств, часто используется такой показатель, как локус контроля. Это определение попросту означает атрибуцию происходящих в жизни человека событий внешним или внутренним силам. Если человек считает, что все хорошие и плохие события в его жизни порождены внешними силами, то его локус контроля можно охарактеризовать как внешний. Если же он осознает, что немалую долю в осуществлении того или иного сценария привнес он сам, то у такого человека, скорее, внутренний локус контроля. С ним тесно связано развитие силы воли.

Структура волевого действия

Как тренировать волю?

Первым условием для этого, конечно, является мобилизация энергии. Чтобы начать выполнять какую-то задачу, нужно быть готовым посвятить ей какое-то количество своего времени и сил. Под последними обычно подразумевается работа высших психических функций – восприятие, память, мышление, речь. Некоторые люди, когда слышат, что первым шагом к тренировке воли должна быть мобилизация энергии, часто отвечают одним и тем же возмущением. Они указывают, что для этой мобилизации им как раз и не хватает силы воли. Этот «аргумент9raquo; можно очень легко опровергнуть: у каждого человека есть хотя бы минимальный волевой потенциал. Пусть даже в зачаточном состоянии, но люди им обладают. Поэтому эти слова являются или самообманом, или откровенной ложью.

Повседневная жизнь предоставляет большое количество возможностей для тренировки воли. Это может быть необходимость раннего подъема, своевременной уборки в доме, развитие способности концентрироваться на определенном виде деятельности. Как простые бытовые дела, так и рабочие вопросы могут послужить отличным плацдармом для тренировки этого замечательного качества.

Поначалу оно может и не пригодится человеку. Но в определенных ситуациях он будет очень рад, что когда-то своевременно выработал в себе хорошую силу воли. Таким образом, такие тренировки очень похожи на страховку здоровья. Каждый месяц выплачивая определенную сумму денег, человек вроде бы не видит в этом смысла. Но если наступает такая надобность, он оказывается сам себе очень благодарен, что поступил разумно и приобрел эту страховку.

Структура волевого действия

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Структура волевого действия

13 фактов о флирте, которые вы должны знать Что может быть более страшным, чем пытаться заговорить с человеком, который вам нравится? К счастью, ученые разобрались, как именно работает флирт. Пр.

Структура волевого действия

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Структура волевого действия

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

Структура волевого действия

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

Структура волевого действия

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *