Субъекты бюджетного права

Субъекты бюджетного права и бюджетные правоотношения

Нормы бюджетного права, содержащиеся в различных источниках, реализуются субъектами бюджетного права. Субъекты бюджетного права — это те лица, которые обладают бюджетной правосубъектностью и могут благодаря этому участвовать в конкретных бюджетных правоотношениях.

Субъекты бюджетного права подразделяются на три группы:

а) общественно-территориальные образования, т.е. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования,

б) органы государственной власти и местного самоуправления, а также Банк России,

в) юридические и физические лица

Характерной чертой правосубъектности почти всех субъектов бюджетного права (кроме бюджетных учреждений) является то, что она выражается в их компетенции, т.е. определенной системе правомочий, где права субъектов являются одновременно и их обязанностями.

В бюджетном праве доминирующими субъектами являются Российская Федерации, субъекты РФ и муниципальные образования. Это связано с тем, что развитие отношений, составляющих предмет бюджетного права, осуществляется главным образом за счет реализации суверенных прав государства, а также прав, при надлежащих муниципальным образованиям. Так, к суверенным правам Российской Федерации (в целом) относятся право на собственный бюджет, право на зачисление доходов в бюджет, право на рассмотрение и утверждение бюджета и др. Соответственно развитие бюджетных отношений, к примеру, по поводу рассмотрения и утверждения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ осуществляется через реализацию бюджетной компетенции (правосубъектности) Российской Федерации и субъектов РФ, а не уполномоченных ими органов.

Органы государственной власти и местного самоуправления являются самостоятельными субъектами бюджетного права, ибо обладают бюджетной компетенцией. Они выступают в качестве уполномоченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере бюджета, они находятся в постоянно длящихся отношениях с государством, где уполномочены выражать государственную волю в установленных им пределах.

Юридические лица являются субъектами бюджетного права потому, что участвуют в бюджетном процессе (бюджетные учреждения), а также получают финансовые ресурсы из бюджета. Физические лица также относятся к субъектам бюджетного права, постольку они являются получателями бюджетных средств.

Субъекты бюджетного права вступают в бюджетные правоотношения. Последние могут быть определены как общественные отношения, возникающие на основе реализации норм бюджетного права.

Бюджетные правоотношения — разновидность финансово-правовых отношений, поэтому для них характерны все признаки указанных отношений. Вместе с тем бюджетные правоотношения характеризуются особенностями, обусловленными предметом бюджетного права.

Во-первых только для бюджетных правоотношений характерен столь уникальный объект, как закон о бюджете на текущий год, проект бюджета и бюджет как плановый акт. Например, объектом бюджетно-правового отношения по рассмотрению и утверждению бюджета является проект соответствующего бюджета на следующий финансовый год, а объектом правоотношения по исполнению бюджета является бюджет как плановый акт и одновременно закон (постановление), которым он утвержден.

Во-вторых, в системе финансовых правоотношений только для бюджетных правоотношений в ряде случаев характерна цикличность. Это обусловлено цикличностью бюджетного процесса и ограниченностью срока действия бюджетного закона. Так, в частности, бюджетные правоотношения по поводу исполнения бюджета ограничены сроком действия закона о бюджете, который принимается на один финансо­вый год (ст. 5 БК РФ). После окончания финансового года и принятия нового закона о бюджете правоотношения по поводу исполнения бюджета возникают вновь.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Субъекты бюджетных правоотношений

Обладатели юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права.

В круг субъектов бюджетного права РФ входят:

  • государство и его территориальные подразделения – РФ в целом; субъекты РФ (республики. края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования и входящие в их состав поселения; закрытые административно-территориальные образования );
  • органы государственной власти и местного самоуправления – представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления;
  • главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств;
  • банковская система.

Право на соответствующий бюджет – это основное из материальных бюджетных прав. Оно принадлежит соответственно государству, государственному или муниципальному образованию, определяет именно их правосубъектность, а не правосубъектность тех или иных государственных (местных) органов. В этом находит свое проявление конституционное положение о том, что носителем суверенитета в РФ является ее народ. Из права на бюджет вытекает комплекс различных материальных бюджетных прав, принадлежащих названным субъектам (права на получение и включение в бюджет определенных доходов. использование их на экономические, социальные и другие потребности территории). С ними связаны соответствующие обязанности данных субъектов.

Определенными процессуальными правами и обязанностями наделены представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Это, например, полномочия по составлению и утверждению бюджета в определенные сроки при соблюдении установленных форм и т. д.

Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений.

На федеральном уровне осуществляется два вида полномочий – полномочия, связанные с тем, что это именно верхний уровень власти, который определяет общие принципы и основы организации и функционирования бюджетной системы РФ на всех ее уровнях, с одной стороны, и полномочия, относящиеся непосредственно и исключительно к этому уровню власти, – с другой. При этом при определении полномочий как первой, так и второй группы учитываются особенности финансовой и бюджетной деятельности государства и те общие требования, которые к ней предъявляются.

Характер компетенции органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений определяется прежде всего федеративным устройством России. При этом учитываются уже отмечавшиеся особенности финансовой деятельности, требующие обеспечения в этой области более высокой степени централизации. Полномочия субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений также состоят из двух групп. Первую составляют полномочия, касающиеся всей бюджетной системы субъекта РФ, которая включает в себя собственно бюджет этого субъекта и местные бюджеты. а вторую – полномочия, относящиеся только к бюджету субъекта РФ, как таковому.

Органы местного самоуправления также две группы полномочий. Эти органы, с одной стороны. формируют, утверждают и исполняют соответствующий местный бюджет, а с другой – издают нормативные правовые акты. которыми регламентируются все вопросы, касающиеся формирования и исполнения всей совокупности местных бюджетов на территории, где действует система местного самоуправления.

Белоусов Д.С. Финансовое право. 2007

Субъекты бюджетного права

Субъекты бюджетных правоотношений — это участники конкретных общественных отношений по образованию, распределению и использованию средств бюджетов всех уровней, вступившие в них для реализации своих юридических обязанностей и прав, закрепленных бюджетным законодательством РФ. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: учебник для вузов. — М. ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Субъекты бюджетного права подразделяются на три группы:

а) общественно-территориальные образования, т.е. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, б) органы государственной власти и местного самоуправления, а также БанкРоссии, в) юридические и физические лица.

Характерной чертой правосубъектности почти всех субъектов бюджетного права (кроме бюджетных учреждений) является то, что она выражается в их компетенции, т.е. определенной системе правомочий, где права субъектов являются одновременно и их обязанностями.

В бюджетном праве доминирующими субъектами являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Это связано с тем, что развитие отношений, составляющих предмет бюджетного права, осуществляется главным образом за счет реализации суверенных прав государства, а также прав, принадлежащих муниципальным образованиям. Так, к суверенным правам Российской Федерации (в целом) относятся право на собственный бюджет, право на зачисление доходов в бюджет, право на рассмотрение и утверждение бюджета и др. Соответственно развитие бюджетных отношений, к примеру, по поводу рассмотрения и утверждения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ осуществляется через реализацию бюджетной компетенции (правосубъектности) Российской Федерации и субъектов РФ, а не уполномоченных ими органов.

Органы государственной власти и местного самоуправления являются самостоятельными субъектами бюджетного права, ибо обладают бюджетной компетенцией. Они выступают в качестве уполномоченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере бюджета, они находятся в постоянно длящихся отношениях с государством, где уполномочены выражать государственную волю в установленных им пределах.

Юридические лица являются субъектами бюджетного права потому, что участвуют в бюджетном процессе (бюджетные учреждения), а так же получают финансовые ресурсы из бюджета. Физические лица так же относятся к субъектам бюджетного права, постольку они являются получателями бюджетных средств.

Характеристикой правосубъектности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований является их бюджетная компетенция.

Понятие «компетенция» применимо не только к общественно-территориальным образованиям как субъектам права, но в первую очередь к государственным органам и органам местного самоуправления. Под компетенцией государственного органа понимают «круг осуществляемых им управленческих функций (предмет ведения) и объем необходимых для их реализации полномочий (обязанностей и прав)». Трансформируя это определение применительно к общественно-территориальным образованиям как субъектам финансового права, можно утверждать, что бюджетная компетенция Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований складывается из двух составляющих: а) предметов ведения, т.е. круга управленческих функций, осуществляемых этими субъектами в области бюджета, и б) бюджетных полномочий (обязанностей и прав) этих субъектов.

Предметы ведения Российской Федерации в области бюджета определены в ст.71 Конституции РФ. К ним относятся: федеральный бюджет, федеральные фонды регионального развития.

В рамках этих предметов ведения Российская Федерация обладает полномочиями, которые закреплены в Конституции РФ и БК РФ. Эти бюджетные полномочия выражены в названных актах через полномочия органов, выступающих в бюджетных правоотношениях от лица Российской Федерации.

Бюджетные полномочия Российской Федерации определяются ее суверенными правами в сфере бюджета, а также ее правом собственности на бюджетные средства. С учетом этого анализ Конституции РФ и БК РФ позволяет выделить следующие основные бюджетные полномочия Российской Федерации:

— право на собственный бюджет;

— право на рассмотрение и утверждение ежегодного закона о федеральном бюджете;

— право на получение в бюджет доходов;

— право на установление расходов и исполнение бюджетных обязательств РФ (ст. 6,50,51,65,84 БКРФ);

— право на выделение бюджетных трансфертов бюджетам других уровней бюджетной системы (ст.129 БКРФ);

— право на формирование в бюджете целевых фондов (ст.17 БК РФ);

— право на формирование в бюджете фондов регионального развития (фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Федерального фонда софинансирования социальных расходов, Федерального фонда регионального развития) (ст. 131,132 БКРФ);

— право на формирование фондов в расходной части бюджета (резервный фонд, федеральный фонд компенсаций и др.);

— право на создание Стабилизационного фонда РФ.

Компетенция РФ в сфере бюджета реализуется главным образом Государственной Думой. В ст.7 БК РФ, озаглавленной «Бюджетные полномочия федеральных органов исполнительной власти», закреплены в основном бюджетные полномочия Государственной Думы, которые она реализует от имени Российской Федерации.

Компетенция субъектов РФ в области бюджета подобна той, которую имеет Российская Федерация. Это объясняется тем, что субъекты РФ реализуют суверенные права Российской Федерации в области бюджета, а также, как и Российская Федерация, имеют право собственности на свой бюджет.

Исходя из анализа БК РФ, можно выделить следующие полномочия субъектов РФ в области бюджета:

— право на собственный бюджет (ст. 15 БКРФ);

— право на получение в бюджет доходов;

— право на установление расходов и исполнение бюджетных обязательств субъектов РФ (ст. 15,65,85 БКРФ);

— право на выделение бюджетных трансфертов местным бюджетам (ст. 135 БКРФ);

— право на установление нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местный бюджет (ст. 58 БКРФ);

— право на формирование в бюджете целевых фондов (ст. 17 БК РФ);

— право на формирование в бюджете фондов муниципального развития (региональных фондов финансовой поддержки поселений и муниципальных районов, регионального фонда софинансирования социальных расходов, фонда муниципального развития субъектов РФ) (ст.137-139 БК РФ);

— право на рассмотрение и утверждение ежегодного закона о бюджете субъекта РФ;

— право на формирование фондов в расходной части бюджета.

Бюджетная компетенция субъектов РФ реализуется главным образом их законодательными органами власти. В ст.8 БК РФ, озаглавленной «Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ» закреплены в основном бюджетные полномочия законодательных органов власти субъектов РФ, которые они реализуют от имени субъектов РФ.

Компетенция муниципального образования как субъекта бюджетного права определена в БК РФ и Законе об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.

В компетенцию муниципального образования входят:

— право на собственный бюджет (ст.14БКРФ);

— право на принятие нормативных актов, регулирующих бюджетные отношения;

— право на рассмотрение и утверждение местного бюджета;

— право на получение бюджетных доходов;

— право на установление расходов и исполнение бюджетных обязательств муниципальных образований (ст.65,86БКРФ);

— право на создание в бюджете целевых фондов (ст.17БКРФ);

— право на формирование в бюджете муниципального района фонда финансовой поддержки поселений;

— право на выделение межбюджетных трансфертов из местных бюджетов (ст.142БКРФ).

Бюджетная компетенция муниципального образования реализуется представительными органами местного самоуправления. В ст.9 БК РФ перечислены бюджетные полномочия органов местного самоуправления. В их числе главным образом те, которые реализуют представительные органы местного самоуправления.

Органы государственной власти и местного самоуправления являются самостоятельными субъектами бюджетного права, выступая в качестве уполномоченных государством органов. В бюджетных правоотношениях они участвуют от своего имени. К числу этих органов относится Правительство РФ, Минфин России, органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, в компетенцию которых входит составление проектов бюджетов и проектов законов (решений) о бюджетах, Федеральное казначейство, осуществляющее кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, Счетная палата РФ, осуществляющая бюджетный контроль, Банк России, обслуживающий счета бюджетов, и другие органы.

Юридические лица являются субъектами бюджетного права в различных случаях.

Прежде всего бюджетные учреждения относятся к субъектам бюджетного права постольку, поскольку участвуют в бюджетном процессе на стадии исполнения бюджетов. Они обязаны в ходе исполнения бюджета составлять сметы доходов и расходов, а также вправе получать лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования, а также уведомления о бюджетных ассигнованиях (ст.221, п.1 ст.226, 251 БК РФ). Кроме того, они являются получателем бюджетных ассигнований на условиях финансирования.

Прочие юридические лица относятся к субъектам бюджетного права постольку, поскольку являются получателями бюджетных кредитов, субвенций и субсидий, а также иных бюджетных средств (ст.69 БК РФ).

Физические лица относятся к субъектам бюджетного права постольку, поскольку являются получателями субвенций и субсидий из бюджетов (ст.69БКРФ).

Субъекты бюджетного права вступают в бюджетные правоотношения. Последние могут быть определены как общественные отношения, возникающие на основе реализации норм бюджетного права.

Бюджетные правоотношения — разновидность финансовых правоотношений. Вместе с тем бюджетные правоотношения характеризуются некоторыми особенностями, обусловленными предметом бюджетного права.

Во-первых, только для бюджетных правоотношений в ряде случаев характерен столь уникальный объект, как закон о бюджете на текущий год, проект бюджета и бюджет как плановый акт. Например, объектом бюджетно-правового отношения по рассмотрению и утверждению бюджета является проект соответствующего бюджета на следующий финансовый год, а объектом правоотношения по исполнению бюджета является бюджет как плановый акт и одновременно закон (постановление), которым он утвержден.

Во-вторых, в системе финансовых правоотношений только для бюджетных правоотношений в ряде случаев характерна цикличность. Это обусловлено цикличностью бюджетного процесса и ограниченностью срока действия бюджетного закона. Так, в частности, бюджетные правоотношения по поводу исполнения бюджета ограничены сроком действия закона о бюджете, который принимается на один финансовый год (ст.5 БК РФ). После окончания финансового года и принятия нового закона о бюджете правоотношения по поводу исполнения бюджета возникают вновь.

При более тщательном научном анализе могут быть выявлены и многие другие особенности бюджетно-правовых отношений.

бюджетное право россия полномочие

30. Субъекты бюджетных правоотношений.

Нормы бюджетного права, содержащиеся в различных источниках, реализуются субъектами бюджетного права.

Субъекты бюджетного права — это те лица, которые обладают бюджетной правосубъектностью и могут благодаря этому участвовать в конкретных бюджетных правоотношениях.

Субъекты бюджетного права подразделяются на три группы:

а) общественно-территориальные образования, т.е. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования,

б) органы государственной власти и местного самоуправления, а также Банк России,

в) юридические и физические лица.

Характерной чертой правосубъектности почти всех субъектов бюджетного права (кроме бюджетных учреждений) является то, что она выражается в их компетенции, т.е. определенной системе правомочий, где права субъектов являются одновременно и их обязанностями.

В бюджетном праве доминирующими субъектами являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Это связано с тем, что развитие отношений, составляющих предмет бюджетного права, осуществляется главным образом за счет реализации суверенных прав государства, а также прав, принадлежащих муниципальным образованиям.

Органы государственной власти и местного самоуправления являются самостоятельными субъектами бюджетного права, ибо обладают бюджетной компетенцией. Они выступают в качестве уполномоченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере бюджета, они находятся в постоянно длящихся отношениях с государством, где уполномочены выражать государственную волю в установленных им пределах.

Юридические лица являются субъектами бюджетного права потому, что участвуют в бюджетном процессе (бюджетные учреждения), а также получают финансовые ресурсы из бюджета. Физические лица также относятся к субъектам бюджетного права, постольку они являются получателями бюджетных средств.

31. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.

Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации(БК РФ)

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

Статья 11. Правовая форма бюджетов

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Статья 12. Финансовый год

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Статья 13. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Статья 14. Бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Статья 15. Местный бюджет

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

§ 18. Бюджетные правоотношения и субъекты бюджетного права

Отношения, возникающие в процессе образования, распре­
деления и использования денежных фондов государства и мест­
ного самоуправления, принято называть бюджетными. Бюджет­
ные правоотношения, будучи одним из видов финансовых пра­
воотношений, характеризуются всеми признаками, свойствен­
ными любому финансовому правоотношению, но имеют и свои
особенности. Все бюджетные отношения делятся на две основ­
ные группы:
1-я группа — отношения, возникающие в процессе формиро­
вания доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации, осуществления государственных
и муниципальных заимствований, регулирования государствен­
ного и муниципального долга;
2-я группа — отношения, возникающие в процессе составле­
ния и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Рос­
сийской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюд­
жетной системы Российской Федерации, контроля их исполне­
ния, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотре­
ния и утверждения бюджетной отчетности.
Характерной особенностью бюджетного правоотношения яв­
ляется то, что оно, как правило, устанавливается и длится в тече­
ние финансового года или планового периода. Однако это не ис­
ключает возможность возникновения нового правоотношения по
тем же, что и ранее, объектам и между теми же субъектами. В не­
которых случаях правоотношения могут носить длительный ха-

рактер, например в отношении капитальных расходов, включен­
ных в бюджет развития, в отношении погашения государствен­
ных долговых обязательств и др. Специфика бюджетных правоот­
ношений проявляется и в императивном методе их регулирова­
ния, поскольку государство уделяет особое внимание формиро­
ванию, распределению и использованию бюджетных фондов, хотя
в некоторых случаях используется и диспозитивный метод, на­
пример в системе отношений по формированию доходов и опре­
делению направлений расходов бюджета. В то же время данные
правоотношения носят ярко выраженный материальный (1-я груп­
па) и процессуальный (2-я группа) характер.
К бюджетным относятся также правоотношения, устанавлива­
ющие правовой статус участников бюджетного процесса, поря­
док и условия их привлечения к ответственности за нарушение
бюджетного законодательства.

Особым видом бюджетных правоотношений являются межбюд­
жетные отношения, которые возникают между органами государ­
ственной власти Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления.
Носители юридических прав и обязанностей в отношениях
по образованию, распределению и использованию средств бюд­
жетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права.
В круг субъектов бюджетного права Российской Федерации
входят:
1) государства, государственные и административно-террито­
риальные образования:
— Российская Федерация;
-субъекты Российской Федерации — республики, края, обла­
сти, автономная область и автономные округа, города Москва и
Санкт- Петербург;
— местные административно-территориальные образования —
города, районы, села, поселки;
2) государственные и местные органы власти:
— законодательные (представительные) органы государствен­
ной власти и местного самоуправления;
-исполнительные органы власти и местного самоуправления;
3) государственные юридические лица и иные хозяйствующие
субъекты:
-бюджетные учреждения;
-государственные унитарные предприятия;
— муниципальные унитарные предприятия.
Субъект бюджетного правоотношения либо участвует в распре­
делении доходов и расходов между бюджетами разных уровней,
либо является участником бюджетного процесса, либо получает
из бюджета денежные средства в форме финансирования или кре­
дитования.

Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте понятие бюджета как экономической, финансовой и
правовой категории.
2. Каково значение бюджета в современных условиях?
3. Что входит в предмет бюджетного права?
4. Назовите особенности норм бюджетного права.
5. Перечислите источники бюджетного права.
6. Какова структура бюджетного законодательства?
7. Каковы особенности бюджетных правоотношений?
8. Назовите субъекты бюджетных правоотношений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *