Сущность власти

Сущность власти

Исторически понятие «власть» (от греч. cratos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами — «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отражённая в формуле «политическая власть».

Власть выступает главным объектом вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций, государств. Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Отсюда вытекают основные свойства власти: всеобщность (власть функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (власть, проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов).

В современном мире существует множество трактовок термина «власть». При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.

Мы не будем анализировать все существующие подходы к определению сущности власти, но выделим и разберем наиболее распространенные из них: теологический, бихевиористский, психологический, системный и социологический.

Теологическое (целевое) определение характеризует власть как способность достижения поставленных целей. Такой подход трактует власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром.

Бихевиористский (поведенческий) подход рассматривает власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. При этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть объявляется исходным пунктом и конечной целью политического действия. Таким образом, политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

Психологическое понимание власти характеризует ее как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность. Эта сущность выражается в концентрированной энергии («властной воли» или «волей власти» — Ф. Ницше), заставляющей других людей повиноваться. Власть возникает как взаимодействие воли к ней — одних и готовности к подчинению — других. Воля к власти рассматривается здесь как естественное состояние человека, она связана с проявлением бессознательных структур психики человека.

Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, то системный подход исходит не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Такая трактовка рассматривает власть как способность системы выполнять ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей.

Наряду с выше перечисленными толкованиями существует еще и социологический подход, который не исключает волевого начала в сущности власти, но акцент здесь переносится с властной воли на социальное взаимодействие. Здесь власть выступает как социальное отношение, проявляющееся в возможности и способности одной стороны этого отношения проводить свою волю, добиваться своих целей вопреки желанию другой стороны, навязывать этой другой стороне определенную линию поведения.

В социологическом определении природы власти можно условно выделить структурно-функционалистские концепции, которые рассматривают власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Таким образом, власть — это свойство социальных статусов, руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

Все приведённые трактовки сущности власти не исключают друг друга, а лишь подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена. Разобравшись в природе политической власти нам нужно определить ее структуру, тогда мы сможем понять, как именно власть осуществляет свою «властную волю».

Основными компонентами структуры власти, как непосредственными ее носителями, являются субъект и объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия, обеспечивающими стабильность всей властвующей системы.

/ Сущность политической власти

Сущность политической власти

Политическая власть — это специальный социальный институт, упорядочивающий соц. отношения и поведение индивида. П.В. — определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает гос-во. В отличие от нравственной и семейной власти П.В. носит не личностино-непосредственный, а общественно-опосреднованный хар-р. П.В. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правит-во, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В. мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Основными компонентами власти явл-ся: ее субъект, объект. ср-ва (ресурсы) и процесс ,приводящий в движение все ее эл-ты и хар-щийся мех-мом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, орг-ция, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый хар-р: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными — политические орг-ции, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ,- политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, наприме, лидеры нередко отрываютя от масс и даже от приведших их в власти партий.

Субъект опрделяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подрузумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, хар-ра содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей — второго важнейшего эл-та власти.

Объект власти. Власть — всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодествие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть сражясь, чем жить на коленях”.

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политичекого властвования определяются прежде всего политической культурой населения.

Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других”. Т.о. ресурсы власти — это все те средства. использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы предстваляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо ср-ва, способные повлиять на внутрений мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь ( оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Структурные основания П.В. — законы, суд, госуд. аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований П.В. как страх, интерес, убеждение.

Виды власти. Особенности различных эл-в власти — субъекта. объекта, ресурсов — могут истользоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается. на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную ( которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень — междун. орг-ции, Н: ООН, НАТО и т.п.; макроуровень — центральные оргаы гос-ва; мезоуровень — подчиненные центру орг-ции ( областные, районные и т.п.) и микроуровень — власть в первичных орг-ях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов: например, законадательная, испольнительная и судебная власти гос-ва; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти — демократическая, авторитарная и т.п. власти.

Взаимодействие политической и других властей.

Политическая власть хар-ся рядом отличительных признаков:

легальностью в использовании силы в пределах гос-ва;

верховенством, обязатьностью решений для всякой иной власти. П. В. может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений ии же вовсе ликвидировать их;

публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая влась в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам;

моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти эк-ая, соц-ая и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом общ-ве существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.;

многообразием ресурсов. П.В. и особенно гос-во, использует не только принуждение, но и эк-кие, соц-ые и культурно-информационные ресурсы.

Слияние политической, эк-кой, соц-ой и духовно-информ-ой властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарный гос-х. Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в эк-ке — наличие множества конкурирующих центров влияния. в политике — разделение власти между гос-вом, партитями и группами интересов, а также самой гос-ой власти на законодательную, исполнит-ю и судебную, в духовной сфере — доступность образования, культурно-инф-ный плюрализм.

1. Сущность власти

можно дать следующее определение общей сущности власти: власть — это способность и возможность осуществлять свою волю (личностью, классом, группой, партией, государством и т.п.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и другими способами (экономическая, политическая, государственная, семейная власть и другие виды власти).

2. Происхождение власти

Одной из наиболее примечательных характеристик общественной реальности является феномен власти. По словам экономиста Джона Кеннета Гэлбрейта: «Осуществление власти, подчинение одних воле других в современном обществе неизбежно; без этого не обходится никакая человеческая деятельность. Власть может быть общественно опасной, но она в то же время общественно необходима» [20]. Важнейшая роль власти в общественной организации связана с неизбежностью конфликта интересов. В силу данной человеку способности устанавливать предпочтения и действовать соответственно им, конфликты интересов будут возникать в любом обществе, и власть — это средство их разрешения.

При этом власть отнюдь не означает угрозу или применение насилия. В своем замечательном очерке Гэлбрейт различает три вида власти в зависимости от применяемых ею средств. Принудительная власть достигает подчинения путем угроз или применением наказаний, компенсаторная власть — предлагая стимулы и поощрения, а власть обусловленная — путем воздействия на общественное мнение посредством убеждения и образования [21]. В отыскании должной пропорции этих трех разновидностей власти с целью разрешения конфликтов и уравновешивания конкурирующих интересов как раз и состоит искусство политики.

В культурном плане властные отношения определяются соглашениями об авторитете, являющимися частью характерных для данной культуры правил поведения. Такие соглашения, по-видимому, появились на довольно ранних этапах человеческой эволюции — с возникновением первых сообществ. Наличие у некоторых членов сообщества авторитета принимать и претворять в жизнь решения позволяло такому сообществу более эффективно разрешать конфликты интересов. Подобное социальное устройство, безусловно, давало ему существенные эволюционные преимущества[25] .

Собственно говоря, первоначальное значение слова «авторитет» — не столько «полномочия», сколько «четкие основания для того, чтобы понимать и действовать» [22]. Нуждаясь в четких основаниях для понимания, мы можем обратиться к авторитетному тексту; заболев, мы стремимся найти врача, авторитетного в соответствующей области медицины.

С древнейших времен человеческие сообщества, признав мудрость и опыт некоторых своих членов достаточным основанием для коллективного действия, избирали их своими лидерами. Такие лидеры облекались властью — это означало, что им даровались ритуальные одежды, служившие символом их главенства, и их авторитет ассоциировался с данными им полномочиями. Источник власти, таким образом, находится в культурно определенном положении авторитета, на который сообщество полагается в вопросах разрешения конфликтов и принятия решений, способствующих разумной и эффективной деятельности. Иными словами, подлинный авторитет заключается в предоставлении полномочий другим действовать.

Между тем нередко случается, что формальные атрибуты власти — одеяние, корона и тому подобные символы — переходят к человеку, не обладающему подлинным авторитетом. Теперь уже такой переданный авторитет, а не мудрость подлинного лидера становится единственным источником власти, и характер ее легко может превратиться из передачи полномочий другим в преследование правителем собственных интересов. Именно в таких случаях власть влечет за собой эксплуатацию.

Связывание власти с преследованием личных интересов составляет основу большинства современных исследований ее природы. По словам Гэлбрейта: «Индивидуумы и группы людей ищут власти, преследуя собственные интересы и стремясь навязать другим свои личные, религиозные или общественные интересы» [23]. Следующая стадия эксплуатации достигается, когда власти ищут ради нее самой. Хорошо известно, что большинству людей осуществление власти приносит значительные моральные и материальные дивиденды, источником которых являются изощренные символы и ритуалы поклонения — от бурных оваций, фанфар и воинских салютов до роскошных апартаментов, лимузинов, персональных самолетов и автомобильных кортежей.

По мере разрастания и усложнения сообщества в нем укрепляются и позиции власти. В сложных сообществах разрешение конфликтов и планирование действий может быть эффективным только если полномочия и власть организованы в рамках административных структур. Такая потребность в координации и распределении власти за долгую историю человеческой цивилизации привела к возникновению множества форм социальной организации.

Власть, таким образом, играет ключевую роль в возникновении социальных структур. В социальной теории к числу социальных структур относятся все правила поведения, будь то неписаные, происходящие из постоянной координации поведения, или же формализованные, документированные и предписанные законом. Все такого рода формальные структуры, или социальные институты, суть в конечном счете правила поведения, облегчающие принятие решений и воплощающие властные отношения. Эта важнейшая связь между властью и социальной структурой многократно обсуждалась в классических трудах по данному вопросу. Социолог и экономист Макс Вебер констатирует: «Власть играла решающую роль. в наиболее экономически важных социальных структурах прошлого и настоящего» [24]; по словам же политического теоретика Ханны Арендт, «все политические институты суть проявления и воплощения власти» [25].

Власть возникает вместе с человеческим обществом и является его атрибутом. Вначале она носит общественный характер, обходясь без штатных сотрудников. Со временем власть обрастает особым аппаратом, принудительными учреждениями, вооруженными силами, отделяется от общества и становится над ним.

Исторический опыт свидетельствует о том, что власть — обязательное и неизбежное условие устойчивого функционирования и успешного развития общества во всех его сферах: экономической, политической, социальной, духовной. Прежде всего, она необходима для организации общественного производства и всех других взаимоотношений в процессе жизнедеятельности общества. Властью обеспечивается реализация интересов всего общества в целом.

И в политической, и в обыденной речи слово власть не имеет какого-то одного устоявшегося значения. Показательно, что почти все политические мыслители прошлого, говоря о власти, не дают ей четких дефиниций. Так, для одних теоретиков власть — это волевое влияние особого рода, для других — способность к достижению определенных целей, для третьих — возможность использования тех или иных средств, для четвертых — особое отношение между управляемыми и управляющим и т.д.

Учитывая многие подходы, определение власти должно включать следующие элементы: Книги по военной технике для ознакомления.

— во властных отношениях предполагаются субъект и объект власти, которыми могут выступать отдельные лица, а также социальные общности, организации и учреждения;

— распоряжение или приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тем, над кем он осуществляет власть; распоряжение или приказ сопровождаются явным или неявным применением санкций в случае неповиновения или неисполнения;

— подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто осуществляет власть, т.е. подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть.

Наличие этих элементов необходимо для возникновения общественного отношения власти.

Итак, власть — это способность и возможность одних субъектов оказывать определенное воздействие на социальную активность других субъектов с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, морали, права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившийся порядок и организационные действия, воплощается в них. Право действовать с использованием этого порядка и организации и означает обладание властью. При этом социальная активность субъектов проявляется в поведении, общении и деятельности, как со стороны властвования, так и со стороны подчинения.

Подчеркнем, что власть не всегда двустороннее и симметричное взаимодействие. Во-первых, существует власть субъекта над самим собой. Во-вторых, она часто несимметрична из-за того, что осуществляется с «легкостью» властвования, но трудностью подчинения. Если такого подчинения нет, то нет и власти, даже если субъект обладает мощными средствами принуждения.

Субъект власти воплощает ее активное начало. Им могут быть отдельный человек, организация, общность людей, институт. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к власти, которая проявляется в приказах или распоряжениях. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Для них она не является ценностью, тем более, если властвование связано с особой психологической и социальной ответственностью. Но власть открывает широкие возможности для получения различного рода благ — дохода, престижа, связей, привилегий и т.п. Поэтому стремление к власти у части граждан носит и инструментальный характер — она служит средством достижения смысложизненных целей. Помимо желания руководить и готовности брать на себя связанную с этим ответственность, субъект власти должен быть компетентным. У него должны быть способности властвования, умения и навыки использования ресурсов власти, необходимый авторитет. В реальной жизни власть имущие в разной степени наделены этими качествами.

Поскольку власть не может проявиться иначе, как через отношение управляющих и управляемых, она имеет институциональный характер. Но институционализация властных отношений не может не сопровождаться и отчуждением власти от конкретного лица, группы, когда она начинает играть самостоятельную регулятивную роль в обществе.

Власть иногда отождествляют с ее орудиями (инструментами) — государством, политической организацией общества, со средствами управления (или со способами) — принуждением и убеждением. Помимо этого, часто ставится знак равенства между властью и авторитетом. Оснований для подобных отождествлений нет. Власть и управление, например, взаимосвязаны, но не тождественны. Конечно, без управления невозможно осуществлять власть, а без власти невозможно управлять. Сама власть выступает в виде управления, управление — в виде власти. Но управление не есть функционирование власти, оно шире власти. Власть — элемент управления, момент его возникновения, источник силы управления. Управление — это средство, при помощи которого всякое целенаправленное непосредственное или опосредованное воздействие одних субъектов на других из возможности превращается в действительность.

Нет оснований отождествлять власть с ее основными способами — принуждением и убеждением. Принуждать и убеждать может не только властитель, но и подвластный.

Например, оппозиция, не входящая в правительство, может принудить его пойти на уступки, но от этого оппозиция не становится властвующей.

Вряд ли оправдано отождествление власти с авторитетом. Авторитет — это качество, которым субъект власти может и не обладать. В то же время авторитет означает дополнительную власть, опирающуюся на согласие, на признание заслуг и положительных качеств властвующего. Авторитет не приемлет принуждения, являющегося важным элементом власти. Можно сказать, что авторитет является одновременно источником, критерием и результатом власти, основанной на согласии и распорядительстве.

Власть, определяемая как возможность одного человека убеждать или принуждать другого к совершению какого-либо действия, представляется как бы встроенной в человеческую сущность. Однако почему же одни люди обладают властью, а другие нет? В чем причины повиновения одних другим? Наверное в том, что другой или сильнее, или умнее и опытнее, или является начальником. Итак, в основе подчинения лежит неравенство.

Ресурсы власти представляют все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти. Ресурсы представляют собой либо важные для властвования ценности (деньги, предметы потребления, социальный статус, престиж и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно является жизнь.

Сущность власти

Под властью подразумевается способность ее субъ­екта (отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства) навязать свою волю другим лю­дям, распоряжаться и управлять их действиями, будь то насильственными или ненасильственными средствами и методами. Власть появилась с возникновением челове­ческого общества и вместе с ним прошла длинный путь развития. Власть — необходимый элемент общественной организации, без которого невозможны жизнеспособ­ность и функционирование общества, власть призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между ними, обществом и государственно-политическими ин­ститутами.

В политологии встречаются следующие подходы к истолкованию власти:

Биологический. Основа власти заключена в приро­де человека как биологического существа. Феномен вла­сти отмечается у животных и некоторых других биоло­гических образований.

Антропологический. Приверженцы этого направле­ния распространяют властные отношения на все соци­альные, в т. ч. и доклассовые, образования.

Психологический. Власть рассматривается как индивидуальное поведение. Она как явление психологиче­ское существует в сфере восприятий и переживаний личности.

Бихевиористски й. Власть характеризуется как осо­бый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.

Телеологический. Власть — достижение определен­ных целей, получение намеченных результатов.

Системный. Трактует власть не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, ее способности обеспечить исполнение принятых обязательств по реа­лизации ее коллективных целей.

Структурно-функционалистский определяет власть как свойство социальной организации, как способ само­организации человеческой общности, основанный на це­лесообразности, разделении функций управления и ис­полнения.

Реляционный. Власть — взаимодействие ее субъек­та и объекта (отношения между партнерами), при кото­ром с помощью определенных средств контролирует объект.

Философский. 1) власть — категория обществен­ная, волевое отношение между людьми; 2) истоки обще­ственной власти лежат в условиях материальной жизни общества, в системе его экономических отношений; 3) Политическая власть является особой разновидно­стью, одним из важнейших элементов общественной власти; 4) сущность политической власти в господ­ствующей воле того или иного класса или социальной группы; 5) ядром политической власти является власть государственная.

Таким образом, власть — организованная сила, обеспечивающая способность определенной социальной общности подчинять своей воле подвластных, используя различные методы, в т. ч. и метод принуждения, наси­лия.

Структура власти. Основными ее компонентами яв­ляются субъект, объект (исполнитель), средства (ресур­сы)-и процесс, приводящий в движение все ее элемен­ты и характеризующийся механизмом и способом взаи­моотношения между партнерами.

Средства власти — «все то, что индивид или груп­па могут использовать для влияния на других»

(Р. Даль). В соответствии с важнейшими сферами жиз­недеятельности общества они делятся на экономические (материальные ценности, необходимые для обществен­ного производства и потребления), социальные (способ­ность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации), культур­но-информационные (знания и информация, способы их получения и распространения), силовые (оружие и ап­парат физического принуждения). При этом люди — универсальное, многофункциональное средство власти, создающее иные средства власти.

· по области функционирования (законодательная, исполнительная, судебная, светская и духовная, семей­ная, экономическая, политическая. );

· по субъектам власти (государственная, партий­ная, церковная);

· по методам осуществления (господство, насилие, принуждение, убеждение);

· по объему власти (единоначалие, групповая, кол­легиальная) ;

· по режиму правления (тоталитарная, авторитар­ная, либерально-демократическая, демократическая).

Политическая власть — политические отношения между большими социальными группами, общностями.

Признаки политической власти:

1. легальность ис­пользования силы в пределах государства;

2. верховен­ство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникать в любые общественные процес­сы;

3. публичность, т. е. всеобщность и безличность;

4. моноцентричность (наличие единого центра приня­тия решений);

5. многообразие ресурсов;

6. тенденции к абсолютизации.

Атрибуты политической власти:

1. экстенсив­ность — число объектов, широта воздействия;

2. об­ширность — число сфер, в которых осуществляется власть;

3. интенсивность — мера воздействия власти на ее объект.

Формы политической власти:

1.Понятие власти 4

2.Сущность политической власти 5

3. Способы и механизмы функционирования власти 8

Список использованной литературы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое “архе”, обозначавшее “власть” или “главенство”, имело и другое значение – первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.

В своей работе я собираюсь разобраться, что же такое власть, каковы её сущность и основные функции.

В истолковании власти и причин её возникновения в обществе существует множество подходов. Уже сам этот факт указывает на то обстоятельство, что, видимо каждая из них фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальном процессе её генезиса взаимодействуют друг с другом. Так, в рамках биологической интерпретации власти она рассматривается как механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укоренённой в наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека как биосоциального существа. Сама же агрессия, отмечает А. Силин, рассматривается как инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, существующий как у животных, таки у людей. Для Ницше власть – это воля и способность к самоутверждению. Об инстинктивной, психологической природе стремления к власти и повиновению говорят представители фрейдистской традиции. Они находят их источники в структуре бессознательного, формирующийся под воздействием социальных условий, связанных с ранним детством, сексуальным подавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость и повиновение. С социальными факторами, но иного, не культурного, а больше экономического свойства, связывает генезис власти марксистская традиция. Видя его основную причину в социально-экономическом неравенстве и расколе общества на враждующие классы, в необходимости обеспечить управление социальной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы. Генезис власти связывается со спецификой экономической организации общества, в рамках которой “комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета?” Весьма устойчива и своеобразна традиция рассмотрения власти как порождения самой природы человека, заложенной в нём неискоренимой тяги к доминированию, подчинению, как окружающего мира, так и себе подобных (и себе подобным): “В сущности власти нет ничего материального, она есть не что иное, как манера мыслить”.

В мировой политологии современное понимание власти в целом, политической в особенности, является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественного права на свободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные конструкции, отношения между двумя и большим числом субъектов. Согласно позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание асимметричности отношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта. Если констатируется факт способности одного субъекта (А) влиять на других (В и С) и добиваться поставленных целей, несмотря на сопротивление (со стороны В и С), то можно утверждать, что субъект (А) имеет власть (над В и С). Власть определяется так же, как способность или менять отношения людей, или сохранять их, как способность добиваться цели. Как заметил Г. Лассуэл, классик американской политической науки, вся политическая наука сводится к изучению влияний. Власть начинается там, где информация, рекомендация, решение реализуются, переходя в достижение цели.

2.Сущность политической власти.

Политическая власть — это специальный социальный институт, упорядовающий социальные отношения и поведение индивида.

Власть — определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от социального управления власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосреднованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей. Основными компонентами власти являются: ее субъект, объективные средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.

Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными — политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их во власти партий. Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей — второго важнейшего элмента власти.

Объект власти. Власть — всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге «лучше умереть сражаясь, чем жить на коленях».

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». Т.о. ресурсы власти — это все те средства. использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

3.Способы и механизмы функционирования власти.

Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью её процесс, который характеризуется прежде всего способами и механизмами властвования.

Способы властвования могут быть различными: демократическими (власть осуществляется при участии исполнителей её решений), авторитарными (единоличное правление с ограниченным контролем над подданными), тоталитарным (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом), конституционным (правление в рамках закона), деспотическим (всевластие, произвол и опора на насилие), либеральным (уважение свободы личности, её фундаментальных прав) и другими.

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти — системы организаций и норм, их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом.

Особенности различных элементов власти — субъекта, объекта, ресурсов — могут использоваться в качестве основания её типологии.

Существует несколько классификаций власти в зависимости от того, что считается основанием: область функционирования власти, объём прерогатив, субъект власти, режим правления и т.д.

По области функционирования . политическая, идеологическая, социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная (религиозная);

по объёму прерогатив . государственная, международная, семейная и т.д.;

по объекту власти . общественная, классовая, партийная, личная;

по режиму правления . тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.;

по социальному типу . рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и т.д.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

Экономическая функция власти — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на материальные ценности различного рода. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития, экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, — это контроль над средствами достижения наших целей». (Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №7, с.218.)

С экономической властью тесно связана функция власти социальная. Если экономическая функция предполагает распределение материальных благ, то социальная — распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с помощью социальной политики могут влиять на социальный статус широких слоёв населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это возможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальной власти.

Применительно к власти на предприятиях это проявляется в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.д. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и некоторых других государственных и общественных учреждений.

Духовно-информационная функция — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школы, учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении общества, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

Принудительная функция власти определяется тем, что они опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью физической силы. Принудительная власть нередко отождествляется с политическойфункцией власти. Безусловно, легальное использование силы в масштабах всего общества является одним из важнейших отличительных признаков политической власти. Однако насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабовладельцами рабами, между деспотом — главой семьи и её членами, между главарём и членами преступной группировки и т.д.

В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, военную, профсоюзную, семейную и т.п. По широте распространения выделяется мегауровень — международные организации, макроуровень — центральные органы государства, мезоуровень — подчинённые центру организации (областные, окружные, районные и т.п.) и микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах.

Возможна классификация власти по функциям её органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства, по способам воздействия на субъекта и объекта власти — демократическая, авторитарная и т.д.

Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путём свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы находятся под контролем избирателей посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов и в системе с другими органами власти — судебными и исполнительными.

В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент, эффективность деятельности которого во многом зависит от проверенных опытом государственного строительства структур. Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные, чаще однопалатные. В ряде стран действует так называемая простая двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая — на основе территориальной пропорциональности.

Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.

Ещё одна особенность этой власти проявляется в том, что при всём желании её функции невозможно вместить даже в такие обширные понятия, как исполнение законов и правоприменение. В круто меняющейся обстановке она должна оперативно принимать меры по своему усмотрению. Отличительная черта её состоит в том, что она осуществляет свою деятельность преимущественно «за закрытыми дверями». В силу этого обстоятельства, при отсутствии надлежащих сдержек, исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить этого нужны особые меры.

Исполнительно-распорядительная власть должна быть основана на законе и работать в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан исполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Её сдерживание достигается посредством регулярной подотчётности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.

Судебная власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направления её развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества. Каждый человек должен иметь твёрдую уверенность в том, что его обращение в к судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами — норма правового государства. В принципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван быть защитником права, пресекая правонарушения.

Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный суд, Конституционный суд). Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих законов.

Особенно актуальна проблема взаимодействия властей. Многие считают важнейшей среди всех властей экономическую власть, власть собственников средства производства и других общественных богатств. В рыночном обществе, где почти всё имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных компаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных собственников создаёт опасность установления плутократии — прямого политического правления небольшой группы богатеев. В современных западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическим государством и общественностью.

Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять её своим целям. В определённых условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная. Её монополизация определённой группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая на неэффективность экономической и иной политики.

Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так называемый кумулятивный эффект — усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступа к знаниям и информационного влияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.

Разделение властей и разграничение их компетенции в различных странах имеют свою специфику. Однако общим для всех демократических государств является правило, согласно которому три ветви власти не должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены под единым началом.

Поэтому в рамках единой целостности власти государства необходимо разграничение властей, чтобы каждая из них эффективно осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы обеспечить интересы личности, народа, а также социальный прогресс общества.

В своей работе я привёл несколько подходов к определению власти. По моему мнению, наиболее перспективным и обоснованным представляется тот подход к изучению этого феномена, согласно которому власть в социуме может быть определена скорее как регулятор общественных отношений, механизм социального общения, когда каждый связан с каждым, как своего рода способ человеческой самоорганизации и принцип коллективного саморегулирования.

При более детальном рассмотрении феномена власти можно сделать следующие выводы:

Власть имеет основания — субъект, объект и ресурсы.

Существует несколько классификаций власти — по области функционирования, по объёму прерогатив, по объекту власти, по режиму правления, по социальному типу.

Классификация власти в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, определяет её функции — экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную и политическую в широком значении этого слова.

Список использованной литературы.

Общая и прикладная политология. МГСУ. — М. 1997

Пугачев В. П. Соловьев А. И. Введение в политологию. — М. 1995.

Белов Г.А. Политология: Курс лекций:[Учеб. пособие]. — М. ЧеРо, 1999.

Гаджиев К.С. Политология: Учеб. для вузов. — М. Логос, 2001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *