Принципы научного познания

Принципы научного познания

Современная наука руководствуется тремя основными принципами познания:принципом детерминизма, принципом соответствия и принципом дополнительности. Принцип детерминизма имеет, можно сказать, многовековую историю, хотя он претерпел на рубеже ХIХ—ХХ вв. существенные изменения и дополнения в своем толковании. Принципы соответствия и дополнительности были сформулированы в период рубежа ХIХ и ХХ вв. в связи с развитием новых направлений в физике — теории относительности, квантовой механики и т.д. и, в свою очередь, в числе других факторов, обусловили перерастание классической науки ХVIII—ХIХ вв. в современную науку.

Принцип детерминизма. Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует построение знания в конкретных науках. Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо событию и вызывают его.

То есть имеет место связь явлений и процессов, когда одно явление, процесс (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление, процесс (следствие).

Принципиальным недостатком прежнего, классического (так называемого лапласовского) детерминизма явилось то обстоятельство, что он ограничивался одной лишь непосредственно действующей причинностью, трактуемой чисто механистически: объективная природа случайности отрицалась, вероятностные связи выводились за пределы детерминизма и противопоставлялись материальной детерминации явлений.

Современное понимание принципа детерминизма предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, то есть прямо не содержащих момента порождения одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости и т.д. В том числе в современной науке, в отличие от детерминизма классической науки, особенно важными оказываются соотношения неопределенностей, формулируемые на языке статистических законов или соотношения нечетких множеств, или соотношения интервальных величин и т.д. (см. например: [134]).

Однако все формы реальных взаимосвязей явлений, в конечном счете, складываются на основе всеобщей действующей причинности, вне которой не существует ни одно явление действительности. В том числе и такие события, называемые случайными, в совокупности которых выявляются статистические законы.

В последнее время теория вероятностей, математическая статистика и т.д. все больше внедряются в исследования в общественных, гуманитарных науках, в том числе и в педагогике.

Принцип соответствия . В своем первоначальном виде принцип соответствия был сформулирован как «эмпирическое правило», выражающее закономерную связь в форме предельного перехода между теорией атома, основанной на квантовых постулатах, и классической механикой; а также между специальной теорией относительности и классической механикой. Так, например, условно выделяются четыре механики: классическая механика И. Ньютона (соответствующая большим массам, т.е. массам, неизмеримо большим массы элементарных частиц, и малым скоростям, т.е. скоростям, неизмеримо меньшим скорости света), релятивистская механика — теория относительности А. Эйнштейна (большие массы, большие скорости), квантовая механика (малые массы, малые скорости) и релятивистская квантовая механика (малые массы, большие скорости). Они полностью согласуются между собой «на стыках». В процессе дальнейшего развития научного знания истинность принципа соответствия была доказана практически для всех важнейших открытий в физике, а вслед за этим и в других науках, после чего стала возможной его обобщенная формулировка: теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области явлений, с появлением новых, более общих теорий не устраняются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма и частный случай новых теорий. Выводы новых теорий в той области, где была справедлива старая «классическая» теория, переходят в выводы классической теории.

Принцип соответствия означает, в частности, и преемственность научных теорий. На необходимость следования принципу соответствия приходится обращать внимание исследователей, поскольку в последнее время в гуманитарных и общественных науках (в том числе в педагогике) стали появляться работы, особенно выполненные людьми, пришедшими в эти отрасли науки из других, «сильных» областей научного знания, в которых делаются попытки создать новые теории, концепции и т.п. мало связанные или никак не связанные с прежними теориями. Так, например, во многих педагогических исследованиях последнего времени, посвященных различным образовательным, инфорационным технологиям в обучении, педагогическим техникам и т.д. новые построения вообще никак не соотносятся с традиционными для педагогики понятиями: педагогический процесс, дидактика, методика, методы, средства обучения и т.п. Новые теоретические построения бывают полезны для развития науки, но если они не будут соотноситься с прежними, то ученые в скором времени вообще перестанут понимать друг друга.

Принцип дополнительности . Принцип дополнительности возник в результате новых открытий в физике также на рубеже ХIХ и ХХ вв. когда выяснилось, что исследователь, изучая объект, вносит в него, в том числе посредством применяемого прибора, определенные изменения. Этот принцип был впервые сформулирован Н. Бором: воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий. В физике, в частности, это означало, что получение экспериментальных данных об одних физических величинах неизменно связано с изменением данных о других величинах, дополнительных к первым. Тем самым с помощью дополнительности устанавливалась эквивалентность между классами понятий, описывающими противоречивые ситуации в различных сферах познания.

Принцип дополнительности существенно повернул весь строй науки. Если классическая наука функционировала как цельное образование, ориентированное на получение системы знаний в окончательном и завершенном виде; на однозначное исследование событий; исключение из контекста науки влияния деятельности исследователя и используемых им средств; на оценку входящего в наличный фонд науки знания как абсолютно достоверного; то с появлением принципа дополнительности ситуация изменилась.

включение субъектной деятельности исследователя в контекст науки привело к изменению понимания предмета знания — им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призмы принятых теоретических и эмпирических средств и способов ее освоения познающим субъектом;

взаимодействие изучаемого объекта с исследователем (в том числе посредством приборов) не может не привести к различной проявляемости свойств объекта в зависимости от типа его взаимодействия с познающим субъектом в различных, часто взаимоисключающих условиях. А это означает правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область. Поэтому, очевидно, булгаковский Воланд и говорит: «Все теории стоят одна другой».

Так, например, в настоящее время многие социально-экономические системы исследуются посредством построения математических моделей с использованием различных разделов математики: дифференциальных уравнений, теории вероятностей, нечеткой логики, интервального анализа и др. Причем интерпретация результатов моделирования одних и тех же явлений, процессов с использованием разных математических средств дают хотя и близкие, но все же разные выводы [122].

В целом, в соответствии с указанными выше тремя принципами научного познания, различия между классической и «неклассической», современной наукой (что, к сожалению, далеко не всегда учитывается в педагогике) могут быть представлены в виде следующей таблицы (табл. 2).

Почему именно эти три принципа научного познания? Не два, не пять и т.д. Причем, эти три принципа общепризнанны, никто не подвергает их сомнениям или дополнениям.

Наконец ответ был найден. И достаточно простой. Целью научного исследования является получение нового научного знания . Это новое научное знание соотносится:

— с объективной реальностью – принцип детерминизма;

— с предшествующей системой научного знания — принцип соответствия;

— с познающим субъектом — исследователем – принцип дополнительности («без субъекта нет объекта»).

Принципы научного познания.

Современная наука руководствуется тремя основными принципами познания: принципом детерминизма, принципом соответствия и принципом дополнительности. Принцип детерминизма имеет, можно сказать, многовековую историю, хотя он претерпел на рубеже ХIХ–ХХ веков существенные изменения и дополнения в своем толковании. Принципы соответствия и дополнительности были сформулированы в период рубежа ХIХ и ХХ веков в связи с развитием новых направлений в физике – теории относительности, квантовой механики и т.д. и, в свою очередь, в числе других факторов обусловили перерастание классической науки ХVIII–ХIХ веков в современную науку.

Принцип детерминизма. Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует построение знания в конкретных науках. Детерминизм выступает, прежде всего, в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо данному событию и вызывают его.

То есть, имеет место связь явлений и процессов, когда одно явление, процесс (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление, процесс (следствие).

Принципиальным недостатком прежнего, классического (так называемого лапласовского) детерминизма является то обстоятельство, что он ограничивался одной лишь непосредственно действующей причинностью, трактуемой чисто механистически: объективная природа случайности отрицалась, вероятностные связи выводились за пределы детерминизма и противопоставлялись материальной детерминации явлений.

Современное понимание принципа детерминизма предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, то есть прямо не содержащих момента порождения одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости и т.д. В том числе, в современной науке, в отличие от детерминизма классической науки, особенно важными оказываются соотношения неопределенностей, формулируемые на языке вероятностных законов или соотношения нечетких множеств, или интервальных величин и т.д.

Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счете складываются на основе всеобщей действующей причинности, вне которой не существует ни одно явление действительности. В том числе, и такие события, называемые случайными, в совокупности которых выявляются статистические законы. В последнее время теория вероятностей, математическая статистика и т.д. все больше внедряются в исследования в общественных, гуманитарных науках.

Принцип соответствия. В своем первоначальном виде принцип соответствия был сформулирован как «эмпирическое правило», выражающее закономерную связь в форме предельного перехода между теорией атома, основанной на квантовых постулатах, и классической механикой; а также между специальной теорией относительности и классической механикой. Так, например, условно выделяются четыре механики: классическая механика И. Ньютона (соответствующая большим массам, то есть массам, много большим массы элементарных частиц, и малым скоростям, то есть скоростям, много меньшим скорости света), релятивистская механика – теория относительности А. Эйнштейна («большие» массы, «большие» скорости), квантовая механика («малые» массы, «малые» скорости) и релятивистская квантовая механика («малые» массы, «большие» скорости). Они полностью согласуются между собой «на стыках». В процессе дальнейшего развития научного знания истинность принципа соответствия была доказана практически для всех важнейших открытий в физике, а вслед за этим и в других науках, после чего стала возможной его обобщенная формулировка: теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области явлений, с появлением новых, более общих теорий не отбрасываются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма и частный случай новых теорий. Выводы новых теорий в той области, где была справедлива старая «классическая» теория, переходят в выводы классической теории.

Необходимо отметить, что строгое выполнение принципа соответствия имеет место в рамках эволюционного развития науки. Но, не исключены ситуации «научных революций», когда новая теория опровергает предшествующую и замещает ее.

Принцип соответствия означает, в частности, и преемственность научных теорий. На необходимость следования принципу соответствия приходится обращать внимание исследователей, поскольку в последнее время в гуманитарных и общественных науках стали появляться работы, особенно выполненные людьми, пришедшими в эти отрасли науки из других, «сильных» областей научного знания, в которых делаются попытки создать новые теории, концепции и т.п. мало связанные или никак не связанные с прежними теориями. Новые теоретические построения бывают полезны для развития науки, но если они не будут соотноситься с прежними, то ученые в скором времени вообще перестанут понимать друг друга.

Принцип дополнительности. Принцип дополнительности возник в результате новых открытий в физике также на рубеже ХIХ и ХХ веков, когда выяснилось, что исследователь, изучая объект, вносит в него, в том числе посредством применяемого прибора, определенные изменения. Этот принцип был впервые сформулирован Н. Бором: воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий. В физике, в частности, это означало, что получение экспериментальных данных об одних физических величинах неизменно связано с изменением данных о других величинах, дополнительных к первым (узкое – физическое – понимание принципа дополнительности). С помощью дополнительности устанавливается эквивалентность между классами понятий, комплексно описывающими противоречивые ситуации в различных сферах познания (общее понимание принципа дополнительности).

Принцип дополнительности существенно изменил весь строй науки. Если классическая наука функционировала как цельное образование, ориентированное на получение системы знаний в окончательном и завершенном виде, на однозначное исследование событий, исключение из контекста науки влияния деятельности исследователя и используемых им средств, на оценку входящего в наличный фонд науки знания как абсолютно достоверного, то с появлением принципа дополнительности ситуация изменилась.

– включение субъектной деятельности исследователя в контекст науки привело к изменению понимания предмета знания: им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призмы принятых теоретических и эмпирических средств и способов ее освоения познающим субъектом;

– взаимодействие изучаемого объекта с исследователем (в том числе посредством приборов) не может не привести к различной проявляемости свойств объекта в зависимости от типа его взаимодействия с познающим субъектом в различных, часто взаимоисключающих условиях. А это означает правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область. Поэтому, очевидно, булгаковский Воланд и говорит: «Все теории стоят одна другой».

Важно подчеркнуть, что одна и та же предметная область может, в соответствии с принципом дополнительности, описываться разными теориями. Та же классическая механика может быть описана не только по известной по школьным учебникам физики механикой Ньютона, но и механикой У. Гамильтона, механикой Г. Герца, механикой К. Якоби. Они различаются исходными позициями – что берется за основные неопределяемые величины – сила, импульс, энергия и т.д. [121]. Точно так же в психологии: существует множество психологий: если за основу берется образ – гештальтпсихология, если поведение – бихевиоризм и т.д. [193].

Или, например, в настоящее время многие социально-экономические системы исследуются посредством построения математических моделей с использованием различных разделов математики: дифференциальных уравнений, теории вероятностей, нечеткой логики, интервального анализа и др. При этом интерпретация результатов моделирования одних и тех же явлений, процессов с использованием разных математических средств дает хотя и близкие, но все же разные выводы.

Принципы научного познания

Принцип познания (от лат. principium — начало, основа), основное исходное положение чего-либо (теории, учения, науки в целом), являющееся регулятором исследовательских действий ученого. Принципы формулируются на основе открытых законов, доказанных теорий, сформулированных категорий и отражают представления о том, как достоверно познавать сущностные свойства мира. Принцип обращен к действиям познающего «от лица» закона, теории, подхода, которые направляют и ограничивают эти действия и поэтому неразрывно связан с законами и методами познания. Можно сказать, что познанные законы и закономерности, положенные в основу теории, и сформулированные таким образом, чтобы они могли регулировать исследовательскую деятельность, становятся принципами.

К настоящему времени в науке сформулировано множество принципов научного познания, которые достаточно сложно классифицировать в силу разнородности характера обоснования, обращенности к различным наукам и областям знаний, разным субъектам познания.

В самом общем виде принципы научного познания (как и все методологическое знание), можно по уровню обобщенности разделить на философские, общенаучные, конкретно-научные. Они формировались в европейской философии и науке со времен Аристотеля, а Р. Декарт в своем «Рассуждении о методе» выделил принципы познания как «правила для руководства ума и отыскания истины в науках» (Например, он сформулировал следующие правила: расчленять трудные задачи на частные, которые можно решить; переходить от менее сложного к более сложному, от доказанного к недоказанному, а не наоборот; не допускать пропусков в логике рассуждения и т.д.).

Философскими принципами познания являются, например, принципы, обусловленные диалектическим подходом (методом) к познанию, при котором все явления мира рассматриваются как развертывание противоречий в процессе их изменения и развития, осуществляющихся в многообразных взаимодействиях и взаимосвязях противоположных тенденций. Здесь можно назвать:

принцип всесторонности изучения объектов. требующий выявления всех возможных свойств, связей, отношений исследуемого (так как мир представляет собой целостность, проявляющуюся во всеобщей взаимосвязи всех процессов и феноменов) и выделение главной, основной связи, создающей качество исследуемого объекта;

принцип противоречия (принцип единства и борьбы противоположностей, «раздвоение единого») содержит установку на выявление в изучаемом объекте противоположных, противоречащих друг другу элементов, сторон, тенденций, чье единство обусловлено тем, что они являются сторонами единого целого, а борьба является источником саморазвития объекта;

принцип восхождения от абстрактного к конкретному направляет познание на движение от знания, содержащего большой объем, но бедное содержание, к знанию содержательному, от абстрактных представлений об объекте – к конкретным, в которых абстракция обогащается эмпирически выявляемыми данными;

принцип системности. указывающий на то, что любой изучаемый объект является системой, свойства, состояния и процессы развития которой, во-первых, обусловлены спецификой и характером внутренних и внешних связей составляющих ее элементов, во-вторых – обладает целостностью (проявляющейся в основной системообразующей связи), делающих систему качественно своеобразной, имеющей особое свойство, которого нет у составляющих ее элементов;

принцип детерминизма. основанный на представлении о причинности как такой связи всех явлений мира, в которой одно явление при определенных условиях может стать причиной порождения или изменения другого явления, становящемся следствием, что позволяет не только отделять связи существенные от несущественных, закономерные от случайных, жесткую причинность от вероятностной, но и выявить генезис явления, причины его зарождения, развития, деградации. Сегодня принцип детерминизма не ограничивает исследователя требованием рассмотрения непосредственно действующей причины (т.наз. «лапласовская», механистически понимаемая причинность), но, допускает определенную случайность, «вероятностность», что предполагает выявление различных видов причин (статистической, множественной и др.) и допускает неопределенность;

принцип единства исторического и логического. заключающийся в требовании изучения объектов в их развитии, с выделением этапов, причин и следствий, существенных связей изучаемого объекта с другими объектами, прослеживая по возможности саморазвитие объекта с момента его возникновения, включая обстоятельства, ход процессов формирования, изменения, достижения наивысшего уровня развития, упадка, разрушения.Известно высказывание К. Маркса о том, что анатомия человека является ключом к анатомии обезьяны: понять многие структурные особенности и важные свойства любого явления, процесса можно мысленно восстановив процесс его возникновения, развития, завершения;

принцип объективности. основанный на признании объективности мира, нацеливает на выявление уровня субъективности знаний, описывающих изучаемое явление, и на осознанную установку максимально минимизировать эту субъективность, то есть требует сознательной ориентации на объективность рассмотрения изучаемого объекта, что требует рассмотрения и анализа всей возможной и доступной информации об объекте и решаемой проблеме, рассмотрение их со всех возможных точек зрения;

– принцип соответствия, по которому теории, чья справедливость экспериментально установлена, при возникновении новых, более общих теорий не становятся ложными, а остаются справедливыми для некоторой (более узкой) части действительности.

Существует также ряд принципов, которые можно назвать общенаучными (хотя они тесно смыкаются с философскими принципами)

Общенаучные принципы – установки, регулирующие познавательные процедуры во всех науках. Перечислим наиболее важные из них.

Принцип верификации (от лат. «verus» – «истинный» и «facere» — «делать»): любое теоретическое положение нуждается в проверке его истинности, поэтому необходимо проведение максимально возможного числа эмпирических и рациональных процедур подтверждения и доказательства. Однако это невозможно: никто не сумеет выделить все возможные процедуры проверки и, тем более, осуществить их. Поэтому К. Поппер [83] предложил принцип фальсификации (от лат. «falsus» – «ложный» и «facere» — «делать»): всякое знание нужно стараться опровергнуть, а если этого нельзя сделать, такое знание ненаучно. В качестве примеров Поппер, приводил несколько теорий, среди которых – психологические теории З. Фрейда и А. Адлера, которые, по его мнению, не могут быть фальсифицируемы (т.к. на основе любой из них можно объяснить и в терминах Фрейда, и в терминах Адлера, хотя положения этих теорий могут противоречить друг другу), а, следовательно, ненаучны.

Принцип точности требует достижения такого уровня погрешности полученного знания, при котором возможность ошибки была бы минимально допустимой, что требует проверки степени достоверности данных, а изложение знания должно быть однозначно в понимании. Справедливости ради следует отметить, что в социальных и гуманитарных науках принцип фальсификации соблюсти чрезвычайно трудно: результаты любого эксперимента, опровергающего теорию, легко оспорить: множество неконтролируемых условий и неучтенных факторов, на которые можно сослаться при анализе этих результатов, позволяют утверждать, что сам опровергающий эксперимент не прошел проверку на фальсифицируемость.

Принцип дополнительности. сформулированный Н. Бором направлен на то, чтобы при познании и описании явления применялись взаимоисключающие, но применимые в особых условиях, классы понятий, подходы, теории, в результате чего целостность познаваемого описывается дополняющими друг друга способами.

Принцип простоты. в соответствии с которым при создании теоретических положений следует ориентироваться на минимальное число допущений и стремиться свести знания к немногим основаниям. Этот принцип часто называют «бритвой Оккама», средневекового философа, который, рассматривая познание как соотношение разума, вещи и акта разума, одним из первых говорил о том, «напрасно пытаться посредством большего делать то, что может быть сделано посредством меньшего», и что «наряду с актом разума не требуется допускать что-то другое» [Цит. по: 54, С. 117-118].Часто принцип простоты формулируют в виде правил: «не умножай сущности без оснований», или «если чему-то есть более простое объяснение, то именно оно верно».

Принцип концептуального единства исследования. в одном исследовании не следует опираться на противоречащие друг другу теории и подходы, и использовать понятия, содержание и объем которых не определены.

В конечном итоге, все принципы касаются:

– Способов проникновения в сущность изучаемого;

– необходимости выделения структуры изучаемых объектов, в первую очередь – выявления связей (каузальных, взаимных) компонентов структуры;

– определения закономерностей динамики развития объектов;

– эмпирически и рационально обоснованного доказательства истинности выдвигаемых положений;

– четкости и однозначности изложения хода и результатов исследования.

Знакомство с принципами, осмысление того, как их соблюдать в организации научного поиска лежит в основе получения достоверного знания. Уместно вспомнить приписываемое К. Гельвецию высказывание: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов».

Принципы научного познания
Главная | О нас | Обратная связь

Принципы научного познания государственно-правовых явлений

С философскими основаниями науки тесно связаны принципы научного познания, которые непосредственно вытекают из соответствующих философских концепций.

В философской и науковедческой литературе называются разные принципы познания. Так, например, А. М. Новиков и Д. А. Новиков полагают, что современная наука руководствуется тремя основными принципами познания: принципом детерминизма, принципом соответствия и принципом дополнительности.

Принцип детерминизма, который является общенаучным и организует построение знания в конкретных науках, характеризует связь явлений и процессов, когда одно явление, процесс (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление, процесс (следствие).

Согласно принципу соответствия в его обобщенной формулировке теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области явлений, с появлением новых, более общих теорий не отбрасываются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма и частный случай новых теорий. Принцип соответствия означает также и преемственность научных теорий.

Принцип дополнительности, сформулированный Н. Бором, означает: воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий. С помощью дополнительности устанавливается эквивалентность между классами понятий, комплексно описывающими противоречивые ситуации в различных сферах познания. При этом одна и та же предметная область может, в соответствии с принципом дополнительности, описываться разными теориями[120].

П. Я. Папковская в качестве основных принципов научного познания, образующих основу метода любой науки, называет такие принципы, как: принцип единства теории и практики; принцип определенности; принцип конкретности; принцип познаваемости; принцип объективности; принцип причинности; принцип развития[121].

О. Г. Данильян и В. М. Тараненко к основным требованиям (принципам) науки относят: объективность исследования, всесторонность рассмотрения, конкретно-исторический подход, раздвоение целого и познание его противоположных сторон, единство количественного и качественного анализа, соединение критического подхода и преемственности в познании, познание от явления к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности[122].

По мнению С. В. Бусова и М. Р. Зобовой, научное мировоззрение подразумевает следующие принципы: 1) принцип объективности; 2) принцип познаваемости; 3) принцип детерминизма (признание существования объективной закономерности в природе); 4) принцип эволюционизма (мир рассматривается как результат эволюционных изменений); 5) принцип рациональности (подразумевает критерий осмысленности, отсутствие логических противоречий); 6) принцип верифицируемости (прямой или косвенной опытной проверки суждений); 7) принцип соответствия (подразумевает связь между абсолютной и относительной истинами)[123].

П. В. Алексеев, рассматривая в качестве всеобщего, мировоззренческого метода диалектику, выделяет в ней две группы принципов: предпосылочные и конструктивные. К предпосылочным он относит принципы объективности, системности, историзма и диалектической противоречивости. К конструктивным принципам в качестве главного – метод восхождения от абстрактного к конкретному[124].

По мнению В. М. Сырых, в российской философской и юридической литературе в числе всеобщих принципов научного познания чаще всего называют принципы объективности, познаваемости объективного мира, всесторонности познания, исторического и конкретно-исторического подходов, познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон и др.[125].

В философской, науковедческой и юридической литературе встречаются и иные высказывания относительно принципов научного познания.

Не вдаваясь в анализ названных и иных взглядов на принципы научного познания, отметим еще раз тесную связь принципов научного познания с философскими основаниями науки, поскольку принципы познания науки непосредственно обусловлены этими основаниями. В то же время независимо от того, какие философско-мировоззренческие подходы составляют методологическую основу того или иного научного исследования, оно должно опираться на ряд принципов, которые должны быть незыблемыми, если не для всех, то по крайней мере для большинства научных исследований. Это так называемые всеобщие принципы научного познания, к наиболее важным из которых представляется возможным отнести, во-первых, принцип плюрализма, во-вторых, принцип познаваемости окружающего мира, в-третьих, принцип объективности, в-четвертых, принцип всесторонности и, в-пятых, принцип историзма. На данные принципы должна опираться и юридическая наука.

Принцип плюрализма говорит о том, что ученые не должны быть связаны какими-то строго определенными философско-мировоззренческими подходами при исследовании тех или иных явлений действительности, в том числе и государственно-правовых явлений. Если, например, советская наука требовала при исследовании государственно-правовых и иных явлений действительности опираться только на марксистско-ленинскую философию, то современная российская наука может использовать различные философско-мировоззренческие подходы при исследовании как государственно-правовых, так и иных явлений действительности. Кроме того, принцип плюрализма требует учитывать взгляды различных исследователей на те или иные явления действительности, независимо от того, на каких философско-мировоззренческих идеях они основаны.

Принцип познаваемости окружающего мира говорит о способности науки познавать окружающий мир и его закономерности, проникать в сущность явлений и процессов действительности. Так, например, философия диалектического материализма исходит из того, что никаких гносеологических препятствий в познании объективного мира не существует, есть трудности только практического порядка. И тот факт, что какие-то явления до сих пор не познаны или познаны не в полном объеме, является вопросом времени.

Принципобъективности требует изучать предметы и явления действительности, в том числе и государственно-правовые явления, такими, какими они были или есть в действительности, ничего к ним не прибавляя и не убавляя. Наука не должна приписывать тем или иным явлениям действительности таких качеств, которых у них объективно не существует.

Согласно принципу всесторонности все явления действительности, включая государственно-правовые явления, должны исследоваться с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи друг с другом, ибо только такой подход способен избежать неполноты и односторонности.

В соответствии с принципом историзма различные явления действительности, прежде всего, общественные явления, должныизучаться как с учетом их исторического развития, так и в конкретных исторических условиях[126].

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Методология науки представляет собой теорию научного познания, исследующую познавательные процессы, происходящие в науке, формы и методы научного познания. В этом отношении она выступает метанаучным знанием философского характера.

I. Методы научного познания

Современная наука представляет собой сложное системное образование, содержательное развертывание которого происходит под влиянием многих факторов, в том числе и в силу действия самых различных методов, в сово­купности образующих методологический инструментарий науки. Многоуров­невая концепция методологического знания позволяет выделить среди них основные группы с учетом степени общности и широты применения входящих в них отдельных методов. К ним относятся:

1) философские методы, задающие самые общие регулятивы исследова­ния (диалектический, метафизический, аналитический, феноменологический, герменевтический и многие другие);

2) общенаучные подходы и методы познания, использование которых характерно для целого ряда отраслей научного знания (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, эксперимент, описание и т.д.);

3) частнонаучные методы, применение которых не выходит за рамки отдельных научных дисциплин (количественный анализ в химии, спектраль­ный анализ в физике и т.д).

Научный метод — это система регулятивных принципов и приемов, с по­мощью которых достигается объективное познание действительности, гене­рируется новое знание. Методы в науке складываются в результате рефлексии над уже полученными теоретическими результатами в освоении определенной предметной области исследования. Имманентная эвристика сформировав­шихся теоретических моделей реальности позволяет осуществить на их основе процедурное развертывание метода, трансформируя содержание теоретиче­ского знания в систему принципов и регулятивов вплоть до отдельных опера­ций, направляющих дальнейшее развитие научного поиска.

Каждая научная дисциплина вырабатывает свои специфические приемы и методы исследования, во многом обусловленные особенностями осваиваемых объектов, их характеристик и связей. Вместе с тем в исследовательской прак­тике имеют место эмпирические и теоретические методы, к использованию которых прибегают в разных отраслях научного исследования. Для философии науки первоочередной интерес представляют именно такие общенаучные ме­тоды, составляющие важнейшую часть методологического арсенала научного познания.

Метод в науке выступает как совокупность регулятивных принципов теоретической деятельности человека, форма, в соответствии с которой происходит теоретическое осмысление изучаемой реальности.

Методы исследования и познания одно и тоже.

Признаками научного метода являются:

1) ясность, предельно четкая формулировка исходных принципов;

2) детерминированность – причинная обусловленность принципов, выдвигающихся в качестве исходных;

3) направленность или подчиненность конкретным целям и задачам.

Методология – это учение

это учение о методах, способах, основаниях и принципах

Этот раздел философии начинает формировать свой объем с эпохи Возрождения и по мере развития науки и техники и культуры в целом методология приобретает все более важное значение в рамках философии, а в настоящее время даже претендует на статус самостоятельной области знания.

Методология научного познания широко представлена в позитивизме и марксизме. В советской философии сложилось несколько школ методологии науки: в Ленинграде, в сибирских университетах и в Минске.

Минская школа философии и методологии науки оформилась в 70-е г.г. ХХ века. на базе кафедры философии и методологии науки БГУ. Ее представители: Степин Вячеслав Семенович, Елсуков Альберт Николаевич (защищал диссертация по научному факту), Петушкова Евгения Васильевна, Михайлов Анатолий Изотович, Зеленков Анатолий Изотович, Кузнецова Лидия Федоровна (научная картина мира, на безе биологии), Яскевия Ядвига Станиславовна, Буйко Татьяна Николаевна, Лойко Александр Иванович (Наблюдение в астрономии, аксиологические вопросы техники), Машейка Марина Александровна и десятка 3 к.ф.н. Лойко Л.Е.Статус и функции философской рефлексии……….

1) анализ 2) Синтез 3) индукция 4) дедукция 5) абстрагирование, 6) обобщение, 7) моделирование

1) Наблюдение 2) Измерение 3) Эксперимент 4) Описание

1) идеализация 2) формализация 3) метод восхождения от абстрактного к конкретному 4) аксиоматические 5) гипотетико-дедуктивный 6) исторический 7) логический

Методы, используемые в науке, принято классифицировать по уровням научного познания. В научном исследовании выделяются два уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровеньэто процесс накопления фактов, информации об исследуемых явлениях. Здесь широко проводятся наблюдения, сравнения и измерения, ставятся разнообразные эксперименты, образуются и вводятся в научный обиход понятия, производится первичная систематизация знаний (в форме таблиц, схем, перечней, графиков) и даже формулируются эмпирические законы. Эмпирическое познание поставляет науке факты, фиксируя при этом устойчивые связи, закономерности окружающей нас действительности.

Теоретический уровеньэто уровень высшего синтеза знаний в форме научной теории. Он отличается от эмпирического тем, что дает знание о сущности как совокупности внутренних связей и отношений.

Оба уровня научного познания требуют философского осмысления и обоснования. В этой связи А. Эйнштейн подчеркивал, что наука без теории познания становится примитивной и путанной.

1) Под наблюдениемпонимается систематическое, целенаправленное восприятие объекта. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств человека и его материальную деятельность. Предметом исследования могут быть только принципиально наблюдаемые объекты. Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду важных требований, главными из которых являются:

· преднамеренность, означающая, что наблюдение должно вестись для решения вполне определенной, четко и конкретно поставленной задачи;

· планомерность, состоящая в проведении наблюдений по плану, поставленному исходя из задач наблюдения. Планомерность способствует фиксации самого важного и существенного;

· целенаправленность, благодаря которой внимание наблюдателя останавливается только на интересующих его явлениях. Наблюдение, направленное на восприятие отдельных деталей, сторон, частей объекта, называется фиксирующим, а наблюдение, охватывающее объект в целом, называется флюктуирующим. Только соединение обоих этих видов наблюдения дает полную информацию об объекте;

· активность наблюдения, означающая, что наблюдатель не просто воспринимает все попадающее в поле зрения, а ищет нужные объекты, интересующие его черты этих объектов, используя для этого весь запас собственных знаний и опыта;

· систематичность, что предполагает непрерывность и наличие определенной системы наблюдения, позволяющей воспринимать объект многократно и в самых разнообразных условиях.

Методологическое значение наблюдения состоит в том, что оно позволяет подтвердить те или иные гносеологические выводы.

2) Сравнениемназывается установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, есть ступень на пути к открытию закона.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять по крайне мере двум требованиям:

· сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная общность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи (например, черты человеческого характера и какие-либо материальные объекты), так как это для познания ничего не дает. В лучшем случае здесь можно прийти только к поверхностным и потому бесплодным аналогиям;

· для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам. Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблуждению.

3) Измерениеесть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единиц измерения.

Измерение предполагает наличие следующих основных элементов:

Измерение позволяет находить и формулировать эмпирические законы, научные теории. Так, например, измерение атомного веса элементов явилось одной из предпосылок создания периодической системы элементов Д. Менделеева.

4) В научном познании и практической деятельности широко используется эксперимент. Это такой метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него с целью выявления соответствующих свойств .

Данный метод представляет собой наиболее сложный метод эмпирического познания. Он предполагает использование уже рассмотренных нами наблюдения, сравнения и измерения. Однако сущность его не в этой особой сложности, а в целенаправленном, преднамеренном преобразовании исследуемых явлений, во вмешательстве экспериментатора – в соответствии с его целями – в течение исследуемых процессов. Как метод эксперимент зависит от уровня теоретических представлений об исследуемом объекте и от имеющихся технических возможностей.

Эксперимент может быть:

· лабораторным, где объект изучается в искусственных условиях;

· полевым, при котором изучение происходит в естественных условиях, но с некоторыми изменениями, позволяющими глубже познать исследуемое явление;

· физическим, предусматривающим непосредственное воздействие на исследуемый предмет;

· мысленным, в котором изучение объекта происходит на основе допущения предельных условий его существования.

Методологическое значение эксперимента состоит в том, что он:

· позволяет изучать явление в чистом виде;

· дает возможность многократно его повторять;

· позволяет замерять и протоколировать результаты.

Перечисленные методы широко применяются в работе сотрудников органов внутренних дел. Следственный эксперимент, например, позволяет установить картину преступления, что дает возможность доказать виновность в совершении преступления или снять подозрения с невиновных.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *