Субъекты орд

Понятие и виды субъектов оперативно-розыскной деятельности

Субъекты ОРД – это органы, уполномоченные на осуществление ОРД, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Органы, осуществляющие ОРД – это организационно обособленные единицы, которые законодателем определены задачи, компетенция и объем полномочий по осуществлению ОРМ.

Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД» на территории РФ такими правами наделены оперативные подразделения:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Федеральных органов государственной охраны.

4. Таможенных органов Российской Федерации.

5. Службы внешней разведки Российской Федерации.

6. Федеральной службы исполнения наказаний.

7. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Приведенный в ФЗ «ОБ ОРД» перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные ФЗ «Об ОРД» задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Полномочия, предоставленные оперативным аппаратам, непосредственно реализуются должностными лицами, которые могут быть разделены на следующие виды:

— должностные лица оперативных подразделений, осуществляющих ОРД;

— граждане, привлеченные на добровольной основе и конспиративно сотрудничающие с оперативными подразделениями;

— отдельные лица, гласно содействующие деятельности оперативных подразделений.

Под должностным. лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующее функции представителя власти в области непосредственного осуществления ОРД и контроля за ней.

Должностными лицами оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД являются штатные сотрудники начальствующего состава, имеющие специальные или воинские звания и выполняющие оперативно-розыскную функцию как основную профессиональную задачу.

Права и обязанности оперативных сотрудников, лично осуществляющих оперативно-розыскные меры борьбы с преступностью, производны от компетенции служб и подразделений, в штатах которых они числятся. Полномочия их состоят из общих прав и обязанностей, предоставленных оперативно-розыскному органу, и должностных прав и обязанностей, составляющих компетенцию соответствующего оперативного аппарата.

По объему и относимости к оперативно-розыскной функции принято выделять:

— должностных лиц оперативных аппаратов обладающих всей полнотой полномочий;

— должностных лиц с ограниченными полномочиями, в зависимости от компетенции и специализации оперативных аппаратов.

Так, например, к субъектам ОРД. обладающим оперативно-розыскными полномочиями в полном объеме, относятся штатные должностные лица начальствующего состава служб и подразделений уголовного розыска, экономических преступлений, организованной преступности. Эта категория сотрудников имеет право в полном объеме лично или с привлечением других специалистов осуществлять весь комплекс ОРМ, предусмотренных ст.6 ФЗ «Об ОРД», при решении профессиональных задач борьбы о преступностью. Полнота их правомочий определяется также исключительным правом устанавливать конфиденциальные отношения с гражданами, изъявившими согласие оказывать содействие на безвозмездной или возмездной основе.

Сотрудники указанных оперативных аппаратов выступают инициаторами и организаторами создания и эксплуатации информационно-поисковых систем оперативно-розыскного назначения, использования возможностей оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений, оперативных аппаратов других правоохранительных органов для решения задач ОРД.

К категории сотрудников оперативных аппаратов. обладающих усеченными оперативно-розыскными полномочиями, относятся начальствующий состав оперативно-поисковых аппаратов, подразделений специальных технических мероприятий и др. Ограниченность оперативно-розыскных полномочий указанных должностных лиц определяется компетенцией этих служб и подразделений, в штатах которых они находятся, и их профессиональной специализацией. Основным признаком неполноты оперативно-розыскных полномочий является отсутствие права вести работу с конфиденциальными сотрудниками, а также организовывать проведение ОРМ по выявлению, предупреждению, пресече­нию и раскрытию преступлений.

Кроме должностных лиц в ОРД принимают участие лица, оказывающие конфиденциальную и гласную помощь оперативным подразделениям в решении задач борьбы с преступностью. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению ОРМ закреплено в ст. 17 ФЗ «Об ОРД».

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Понятие субъектов в оперативно-розыскной деятельности, их система и компетенция.

В соответствии с оперативно-розыскной теорией собственно субъектом ОРД выступает участник этой деятельности, на которого законодатель возложил соответствующие обязанности, предоставил для их выполнения определенные права и установил юридическую ответственность в случае их ненадлежащего исполнения. Собственно субъектами ОРД (ее участниками) являются оперативно-розыскные органы, их должностные лица (оперативники), а также иные юридические и физические лица (включая защищаемых и изучаемых лиц), наделенные государственно-властными полномочиями по осуществлению ОРМ или других поведенческих актов в ОРД и (или) по принятию соответствующих юридически значимых решений в ОРД.

Система субъектов ОРД. Она может быть представлена с учетом двух основных критериев: 1) функционального и 2) деления на физических и юридических лиц.

В зависимости от основных функций, исполняемых субъектами ОРД, их классифицируют на четыре основные группы: 1) непосредственно осуществляющие ОРД (оперативно-розыскные органы, оперативники, лица, оказывающие содействие и т.д.); 2) защищаемые лица; 3) изучаемые лица; 4) лица, осуществляющие контроль над ОРД (судьи и др.

С учетом этого же критерия среди субъектов различают тех, кто полномочен полностью или частично осуществлять ОРД. Полномочны полностью проводить ОРМ только оперативные подразделения (оперативники) органов, перечисленных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД, т.е. они осуществляют ОРД в полном объеме. Частично осуществляют ОРД следующие субъекты: оперативники ГРУ ГШ МО России (согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД); органы дознания, перечисленные в ст. 117 УПК.

Компетенция этих субъектов есть предусмотренная оперативно-розыскным законодательством совокупность возложенных на конкретного субъекта обязанностей, предоставленных ему прав и возможность его привлечения к юридической ответственности за допущенное правонарушение. Элементами компетенции каждого субъекта ОРД выступает взаимозависимая и взаимосвязанная совокупность: 1) его обязанностей — круга возложенных законодателем на него действий и (или) решений для выполнения задач и достижения целей ОРД и безусловных для исполнения; 2) его прав — круга предоставленных ему законодателем возможностей для надлежащего исполнения обязанностей по решению задач и достижению целей ОРД; 3) юридической ответственности — юридически значимого негативного последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения физическим или юридическим лицом обязанностей, возложенных на него ФЗ об ОРД, другими нормативными актами в области ОРД, а также оперативно-розыскным контрактом. В ОРД для компетенции государственных органов и их должностных лиц наряду с этими тремя характерен также четвертый элемент — предмет ведения. Так, в компетенцию оперативно-розыскных органов и оперативников входит предмет оперативно-розыскного ведения, а в компетенцию судей — санкционирование ОРМ, влекущих ограничение конституционных прав граждан.

Государственные органы, полномочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их виды.

Оперативно-розыскной орган — субъект непосредственного осуществления ОРД.

Оперативно-розыскной орган — это функционирующая в соответствии с оперативно-розыскным законодательством система оперативных подразделений и должностных лиц правоохранительного органа (МВД России и др.), спецслужбы (СВР России и др.) или государственной военной организации (Минобороны России), которые принимают решения в ОРД, непосредственно ее осуществляют и (или) контролируют.

Среди оперативно-розыскных органов выделяют два вида:

1) полностью осуществляющие ОРД — семь оперативно-розыскных органов (ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД) — внутренних дел, ФСБ России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСО России, ФСКН России;

2) частично осуществляющий ОРД — один оперативно-розыскной орган — внешней разведки Минобороны России (ГРУ ГШ).

Этот оперативно-розыскной орган полномочен осуществлять ОРД при выполнении двух условий: 1) только в целях обеспечения безопасности органа внешней разведки; 2) если его ОРМ не затрагивают полномочий других оперативно-розыскных органов (ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД).

Обязанности оперативно-розыскного органа и их система.

Обязанность оперативно-розыскного органа — это установленная оперативно-розыскным законодательством и обеспеченная государством мера его должного поведения как субъекта ОРД. Такая обязанность выражается в круге возложенных законодателем и Президентом РФ на оперативно-розыскной орган безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения целей ОРД и решения ее задач. Вместе с тем эти обязанности есть обязательный элемент компетенции оперативно-розыскного органа как субъекта ОРД (наряду с правами и ответственностью). Различают две группы обязанностей оперативно-розыскного органа: 1) основные (изложены в ФЗ об ОРД) и 2) специальные.

Основные обязанности оперативно-розыскного органа — предусмотренная ФЗ об ОРД та общая часть их обязанностей, которая распространяется одновременно как на конкретный орган, так и на все остальные оперативно-розыскные органы. Непосредственно в ФЗ об ОРД основные обязанности оперативно-розыскных органов зафиксированы в предписаниях ст. 14. При решении определенных ФЗ об ОРД задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны: 1) принимать все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; 2) исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству; 3) выполнять на основе и в порядке, предусмотренными международными договорами России, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и спецслужб иностранных государств; 4) информировать другие органы, осуществляющие ОРД на территории России, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь; 5) соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД; 6) содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством России, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Специальные, или ведомственные, обязанности оперативно-розыскного органа — часть их обязанностей, распространяющихся только на отдельный оперативно-розыскной орган. Для него они безусловны для выполнения, а для других оперативно-розыскных органов — нет. Эти обязанности оперативно-розыскного органа зафиксированы в «ведомственных» федеральных законах (для органов милиции — Закон о милиции, для органов ФСБ России — Федеральный закон о федеральной службе безопасности и т.п.), положениях об оперативно-розыскных органах (например, Положение о ФСБ) и некоторых других открытых нормативных актах. Среди специальных обязанностей оперативно-розыскного органа выделяют две подгруппы: 1) детализирующие, т.е. по направлениям работы. Например, проведение мероприятий, связанных с осуществлением на территории субъекта Федерации контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, возлагается на органы внутренних дел, таможенные органы, ФСКН России и ФСБ России — п. 2 ст. 48 ФЗ о наркотиках; 2) конкретизирующие, т.е. исходящие из оперативно-розыскной подведомственности. Понятие прав оперативно-розыскного органа и их разновидности. Права оперативно-розыскного органа — это предоставленные ему оперативно-розыскным законодательством возможности для надлежащего исполнения обязанностей по достижению целей ОРД и решению ее задач.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Характеристика субъектов ОРД

Субъектами ОРД являются оперативно-розыскные подразделения и их должностные лица, а также физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями на принятие решений по ОРД, либо участии в ней.

Субъекты ОРД находятся под защитой государства. Так, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество любого субъекта (участника) ОРО обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством России.

В целях обеспечения безопасности ряда субъектов ОРД и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом федеральным законом о государственной защите, а результаты ОРД не представляются в суд (следователю), если невозможно обеспечить безопасность их участников.

Система субъектов ОРД. Эта система может быть представлена с учетом трех основных критериев:

— относимое к государству;

— деления на физических и юридических лиц.

В зависимости от основных функций, исполняемых субъектами ОРД, их классифицируют на следующие основные группы:

непосредственно осуществляющие ОРД. В данной группе выделяют несколько подгрупп. Так, в зависимости от закрепления юридического статуса субъекта и его компетенции в ОРД в соответствующем законодательном акте различают две подгруппы субъектов:

Первую составляют те, которые проводят ОРД согласно ФЗ об ОРД: оперативные подразделения, оперативники, агенты и др. (ст. 13, 17 и др.).

Вторую — те, которые полномочны совершать оперативно-розыскные мероприятия или иным образом участвовать в сыскной работе в соответствии с иными федеральными законами. Прежде всего, к ним относятся согласно уголовно-процессуальному закону органы дознания (капитаны морских судов и др.), обязанные принимать оперативно-розыскные меры, и следователи.

Субъектов различают также в зависимости от того, полностью «ли частично они осуществляют ОРД.

Согласно действующему в России законодательству полномочны полностью проводить ОРМ только оперативные подразделения органов, перечисленных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД. (ОВД, ФСБ, ГО, ПС, ГТК, СВР, МЮ). Эти субъекты правомочны проводить указанные мероприятия без каких-либо изъятий, т.е. как указал законодатель, они осуществляют ОРД в полном объеме. Кроме того, субъектами данной подгруппы, безусловно, являются оперативники, т.е. должностные лица указанных оперативных подразделений.

Частично осуществляют ОРД следующие субъекты:

— оперативные подразделения органов, перечисленных в ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД. Они полномочны проводить все ОРМ, но с определенными ограничениями (оперативные подразделения органа внешней разведки СВР и органа внешней разведки ФАПСИ проводят ОРМ только в целях обеспечения собственной безопасности, не затрагивая полномочий органов, определенных как субъекты ОРД);

— органы дознания, перечисленные в УПК. На них возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных (и иных, предусмотренных УПК) мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (перечень и пределы проводимых ими ОРМ (мер) законодателем в УПК не определены, а в ФЗ об ОРД, о них вообще не упоминается);

— предприятия и операторы связи. Они обязаны: предоставлять оперативно-розыскным органам возможность проводить ОРМ на сетях связи; принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий (см. ч, 1 ст. 14 Закона о связи);

лица, осуществляющие контроль и надзор за ОРД (Президент РФ и Правительство РФ, судьи, уполномоченные прокуроры, уполномоченные представители Минфина России и др.).

По отношению к государству различают две основные группы субъектов:

— являющиеся его представителями (область собственно ОРД);

— не являющиеся представителями государства (область частной сыскной деятельности).

Все субъекты ОРД могут быть также классифицированы на две группы с учетом их деления на юридических лиц (например, ОРО, частное сыскное предприятие, оказывающее содействие ОРО, и др.) и физических лиц (например, оперативник, прокурор, лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД, и др.).

Юридическая ответственность субъектов оперативно-розыскной деятельности. Под такой ответственностью понимается последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом (физическим или юридическим лицом) возложенных на него ФЗ об ОРД и другими законодательными актами в области ОРД обязанностей.

В соответствии с ч. 10 ст. 5 ФЗ об ОРД нарушения этого Закона при осуществлении ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством России. Следовательно, для наступления юридической ответственности субъекта ОРД требуется наличие двух условий — какое-либо нарушение ФЗ об ОРД (т.е. противоправное действие или бездействие лица, которое посягает на установленный порядок) и предусмотренность ответственности законодательством России.

Субъектами, подлежащими ответственности, согласно требованиям ФЗ об ОРД могут быть:

— государственные органы, осуществляющие ОРД (см. ст. 13 и др.); должностные лица этих органов, непосредственно осуществляющие ОРМ, а равно руководящие их осуществлением или контролирующие их (см. ст. 14, 15, 22 и др.)

— должностные лица, санкционирующие осуществление отдельных ОРМ или надзирающие за их законностью: судьи, прокуроры и пр. (см. ст. 9, 21 и др.);

— отдельные граждане, привлеченные к сотрудничеству с ОРО (см. ст. 17 и др.);

— иные физические и юридические лица, нарушающие предписания ФЗ об ОРД.

Основные виды ответственности субъектов ОРД. Ими являются: дисциплинарная, административная, материальная, гражданско-правовая и уголовная.

Субъекты, контролирующие ОРД и надзирающие за ней.

Субъектами, контролирующих оперативно-розыскную деятельность и надзирающих за ней являются государственные органы и их должностные лица, наделенные законодателем функцией контроля за организацией, обеспечением и (или) осуществлением оперативно-розыскной деятельности, а равно Генеральной прокуратурой Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры, наделенные законодателем функцией надзора за исполнением оперативно-розыскными органами законом Российской Федерации. Классификация субъектов, контролирующих оперативно-розыскную деятельность и надзирающих за ней происходит в зависимости от трех основных критериев: Во-первых, их группируют по функциям. Таких групп две: 1) субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность (реализующие функцию контроля); 2) субъекты, надзирающие за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности (реализующие функцию прокурорского надзора); Во-вторых, по сфере осуществления предоставленных “контролерам” полномочий различают субъектов, которые проводят внешний контроль и надзор (иначе вневедомственный) и внутренний контроль (ведомственный). Первыми являются соответствующие государственные органы (их подразделения), вторыми — их должностные лица (например, руководители оперативно-розыскного органа, прокурор). Субъекты, осуществляющие внешний (ведомственный) контроль в области оперативно-розыскной деятельности. Согласно Федерального Закона об ОРД этот контроль за оперативно-розыскной деятельностью в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, и федеральными законами осуществляют: Президент Российской Федерации (ст. 20 Федерального Закона об ОРД). В частности в круг основных полномочий Президента в сфере обеспечения безопасности России входит следующее: а) он формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом (п. “ж” ст. 83 Конституции РФ); б) при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, он вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88 Конституции РФ). Федеральное собрание Российской Федерации (ст. 20 Федерального Закона об ОР Д) также является одним из субъектов осуществляющим контроль за оперативно-розыскной деятельностью. Контроль со стороны законодателя за оперативно-розыскной деятельностью является важным элементом механизма гарантий соблюдения законности при ее осуществлении. Однако с учетом предписаний Конституции Российской Федерации парламентский контроль реален только: а) в ходе законотворческой работы, когда парламентарии в праве принять (отклонить) законопроекты в области оперативно-розыскной деятельности; б) за расходованием выделяемых на осуществление оперативно-розыскной деятельности финансовых средств.

Правительство Российской Федерации (ст. 20 Федерального Закона об ОРД). Судья как субъект оперативно-розыскных правоотношений. Судья — должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти в России; гражданин России (достигший 25 летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее установленного законом срока), в конституционном порядке наделенный полномочиями осуществлять правосудие от имени государства и исполняющий обязанности на профессиональной основе. Применительно к оперативно-розыскной работе судья наделен широкими полномочиями. Так, предметом ведения судьи в оперативно-розыскной деятельности является: рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 2, 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 9 Федерального Закона об ОРД). последующая проверка законности решений и действий оперативно – розыскных органов и их должностных лиц (ч. 3, 4 ст. 8 Федерального Закона об ОРД); рассмотрение жалоб на оперативно-розыскные органы (ч. 2, 3 ст. 5 Федерального Закона об ОРД); разрешение споров между судьей (нижестоящего суда) и оперативно-розыскного органа в связи с отказом в проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 6 ст. 9 Федерального Закона об ОРД). Прокурор как субъект оперативно-розыскных правоотношений. Прокурорский надзор за исполнением Федерального Закона об ОРД осуществляют: 1) Генеральный прокурор Российской Федерации; 2) уполномоченные им прокуроры (ст. 21 Федерального Закона об ОРД). Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре предметом надзора за исполнением законов оперативно-розыскными органами является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального Закона об ОРД – исполнение предписаний этого Федерального закона. В частности, к ним относится: рассмотрение жалоб на оперативно-розыскные органы (ч. 3 ст. 5 Федерального Закона об ОРД); законность и обоснованность решений, принимаемых должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и в том числе при производстве дел оперативного учета (ст. 10 Федерального Закона об ОРД). Различаются два вида прокурорского надзора: 1) в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заявление, обращение гражданина и др.) о нарушении закона оперативно-розыскным органом (его должностным лицом); 2) по инициативе уполномоченного прокурора.

Еще по теме Субъекты, контролирующие ОРД и надзирающие за ней.:

Субъекты оперативно-розыскной деятельности

Понятие субъекта оперативно-розыскной деятельности

Субъектами являются оперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений в ОРД и (или) проведение ОРМ, либо участие в них.

ОРД является важным фактором в борьбе с преступностью. Данные обстоятельства обусловливают необходимость использования всех возможностей ОРД в предупреждении и раскрытии преступлений, предоставляемых Законом об ОРД.

Наличие ОРД предопределяет необходимость создания специальных подразделений, наделенных законом полномочиями осуществлять ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства.

Субъекты ОРД находятся под защитой государства. Так, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество любого субъекта (участника) ОРО обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством России.

В целях обеспечения безопасности субъектов ОРД и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом федеральным законом о государственной защите, а результаты ОРД не представляются в суд (следователю), если невозможно обеспечить безопасность их участников.

Перечень субъектов ОРД, их полномочия и компетенция, закрепленные в законодательстве Российской Федерации, постоянно меняются в зависимости от потребностей общества. Их знание имеет важное значение, как для эффективной борьбы с преступностью в целом, так и для налаживания взаимодействия между различными органами, осуществляющими ОРД, в частности.

В современной России ОРД осуществляют различные оперативные подразделения. Их полномочия неодинаковы и зависят от компетенции, а также от наличия в их распоряжении специальных сил и средств.

Органы, осуществляющие ОРД, следует различать с некоторыми другими государственными и негосударственными субъектами.

Отличие оперативно-розыскных органов от:

— правоохранительных органов: с одной стороны, не все оперативно-розыскные органы являются сугубо правоохранительными (например, ГРУ ГШ ВС РФ), а с другой — не все правоохранительные органы являются оперативно-розыскными (в частности, органы прокуратуры, суд);

— органов дознания: во-первых, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК оперативно-розыскные органы одновременно являются органами дознания (кроме ФОГО и СВР); во-вторых, некоторые органы дознания, в соответствии с ФЗ об ОРД не являются оперативно-розыскными органами (судебные приставы, командиры воинских частей, органы государственного пожарного надзора);

— российских контрразведывательных и разведывательных органов: согласно ФЗ об ОРД не все оперативно-розыскные органы одновременно являются контрразведывательными и разведывательными органами. И первыми, и вторыми одновременно выступают только три: ФСБ, СВР России и ГРУ ГШ ВС РФ.

Итак, ряд государственных органов может заниматься ОРД. Непосредственно ОРД в таких органах занимаются определенные оперативные подразделения. Оперативное подразделение — это организационно-штатное звено, входящее в структуру соответствующего российского правоохранительного органа, спецслужбы или государственной военной организации, в функциональные обязанности которого входит ОРД. Оперативное подразделение является частью (элементом) ОРО.

Оперативные подразделения конкретного оперативно-розыскного органа структурированы в соответствующие организационно-административные единицы. Это может быть оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное, разведывательное или информационно-аналитическое отделение (группа), отдел, служба, управление, главное управление, департамент, а равно подразделение собственной безопасности и др.

В различных ОРО неодинаково определены структура оперативных подразделений и их названия, что вызвано спецификой решения конкретных задач ОРД. Перечень оперативных подразделений определяется нормативными правовыми актами соответствующих ОРО, перечисленных в ст. 13 ФЗ об ОРД.

Непосредственно осуществляющие ОРД. Так, в зависимости от закрепления юридического статуса субъекта и его компетенции в ОРД различают две подгруппы таких субъектов. Первую составляют те, которые проводят ОРД согласно ФЗ «Об ОРД»: оперативные подразделения, оперативники, негласные сотрудники и др. (ст. 13, 17 и др.). Вторую — те, которые уполномочены совершать оперативно-розыскные мероприятия или иным образом участвовать в сыскной работе в соответствии с иными федеральными законами. Прежде всего, к ним, согласно уголовно-процессуальному закону, относятся органы дознания, обязанные принимать оперативно-розыскные меры, и следователи.

Субъектов различают также в зависимости от предоставленных им полномочий при осуществлении ОРД.

Согласно действующему в России законодательству полностью проводить ОРМ полномочны только оперативные подразделения органов, перечисленные в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД. Эти субъекты правомочны, проводить указанные мероприятия без каких-либо изъятий, т.е. как указал законодатель, они осуществляют ОРД в полном объеме. К ним относятся оперативные подразделения:

1. Органов внутренних дел.

2. Органов федеральной службы безопасности (в том числе органы пограничной службы ФСБ).

3. Федеральных органов государственной охраны.

4. Таможенных органов РФ.

5. Службы внешней разведки РФ.

6. Федеральная служба исполнения наказаний РФ.

7. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.

Перечень органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность может быть изменен и дополнен только соответствующим Федеральным законом.

Непосредственно к ОРД имеют отношение следующие субъекты:

— органы дознания, перечисленные в ст. 117 УПК. В соответствии с предписаниями ч. 1 ст. 118 «Обязанности органов дознания» УПК на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных (и иных, предусмотренных УПК) мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (перечень и пределы проводимых ими ОРМ законодателем в УПК не определены, а в ФЗ «Об ОРД» о них вообще не упоминается);

— предприятия и операторы связи. Они обязаны предоставлять оперативно-розыскным органам возможность проводить ОРМ на сетях связи; принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий (см. ч. 1 ст. 14 Закона о связи);

— лица, осуществляющие контроль и надзор за ОРД (Президент РФ и Правительство РФ, судьи, уполномоченные прокуроры, уполномоченные представители Минфина России и др.).

В структуре органов, осуществляющих ОРД создаются и функционируют специальные службы — оперативные подразделения, являющиеся непосредственными субъектами ОРД.

На территории России не могут осуществлять ОРМ правоохранительные и специальные службы других государств. В случае возникновения у них потребности в осуществлении следственных и оперативно-розыскных действий на территории Российской Федерации они должны поступать в соответствии с международно-правовыми договорами и Уставом Интерпола (если являются его членами). В связи с этим необходимо заметить, что руководители органов, осуществляющих ОРД, не могут заключать договоры и соглашения с правоохранительными органами других государств по предоставлению им права проведения ОРМ на территории Российской Федерации.

Правом на осуществление ОРД наделены только оперативные подразделения перечисленных в ст. 13 Закона об ОРД органов.

Важным элементом реализации принципа законности в ОРД является предписание о том, что перечень органов, осуществляющих ОРД, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *