Общенаучные методы познания

Общенаучные методы познания

Современная наука, представляющая собой гносеологию в широком смысле, имеет разветвленную систему знаний. В соответствии с этим она имеет и огромный арсенал методов исследования; многообразие их обусловлено богатством самой действительности, требующей различного подхода к различным процессам. Так, методы познания при исследовании общественных явлений определяются спецификой социальной формы движения материи, ее закономерностями и сущностью; точно так же биологические методы должны сообразовываться с сущностью биологической формы движения материи и т.д. По мере углубления научного знания количество методов, применяемых наукой, непрерывно возрастает.

Однако, несмотря на большое разнообразие методов, их можно разделить на две категории. Первую и самую многочисленную группу составляют так называемые конкретно-научные, или специальные методы. Все они применяются либо в более узкой, либо в более широкой предметной области соответственно их степени общности. Специальные методы, используемые, например, в социологии, могут не выходить за пределы этой науки. А скажем, физические или химические, применяются не только в физике или химии, но в астрономии, биологии, искусствоведении и др. В настоящее время исключительно широкое распространение подучили математические методы. Но, несмотря на широкое применение, математические методы носят узкоспециальный характер, поскольку имеют дело лишь с одной стороной действительности.

Вторую, менее многочисленную категорию приемов изучения действительности, составляют общенаучные методы. По сравнению с конкретно-научными методами, функции этих методов менее специфичны, а сфера приложения шире. Их принципы отражают более общие стороны действительности, и благодаря этому в более обширных границах регулируется познавательный процесс.

К общенаучным методам относятся наблюдения и эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и гипотеза, логическое и историческое, моделирование и др.

Наблюдение и эксперимент относятся к общенаучным методам познания, особенно широко применяемым в естествознания. Под наблюдением имеют виду восприятие, живое созерцание, направляемое определенной задачей без непосредственного вмешательства в естественное течение в естественных условиях. Существенным условием научного наблюдения являются выдвижение той или иной гипотезы, идеи, предложения.

Эксперимент есть такое изучение объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем, создания искусственных условий, необходимых для выявления тех или иных свойств, или же путем изменения хода процесса в заданном направлении.

Познавательная деятельность человека, направленная на раскрытие существенных свойств, отношений и связей предметов, прежде всего выделяет из совокупности наблюдаемых фактов те, которые вовлекаются в его практическую деятельность. Человек мысленно как бы расчленяет предмет на его составляющие стороны, свойства, части. Изучая, например, дерево, человек выделяет в нем разные части и стороны; ствол, корни, ветви, листья, цвет, форму, размеры и т.д. Познание явления путем разложения его на составляющие называется анализом. Другими словами, анализ как прием мышления представляет собой мысленное разложение предмета на составляющие его части и стороны, что дает человеку возможность отделять предметы или какие-либо их стороны от тех случайных и преходящих связей, в которых они даны ему в восприятии. Без анализа невозможно никакое познание, хотя анализ еще не выделяет связей между сторонами, свойствами явлений. Последние устанавливаются, путем синтеза. Синтез представляет собой мысленное объединение расчленяемых анализом элементов.

Человек разлагает мысленно предмет на составные части для того, чтобы обнаружить сами эти части, чтобы узнать, из чего состоит целое, а затем рассматривает его как составленный из этих частей, но уже обследованных по отдельности.

Лишь постепенно осмысливая то, что происходит с предметами при выполнении практических действий с ними, человек стал мысленно анализировать, синтезировать вещь. Анализ и синтез являются основными приемами мышления, потому что процессы соединения и разъединения, созидания и разрушения составляют основу всех процессов мира и практической деятельности человека.

Индукция и дедукция. В качестве метода исследования индукцию можно определить как процесс выведения общего положения из наблюдения ряда единичных фактов. Наоборот, дедукция – это процесс аналитического рассуждения от общего к частному. Индуктивный метод познания, требующий идти от фактов к законам, диктуется самой природой познаваемого объекта: в нем общее существует в единстве с единичным, частным. Поэтому для постижения общей закономерности нужно исследовать единичные вещи, процессы.

Индукция является лишь моментом движения мысли. Она тесно связана с дедукцией: любой единичный объект может быть осмыслен, лишь, будучи включенным в систему уже имеющихся я вашем сознании понятий

Объективным основанием исторического и логического методов познания является реальная история развития познаваемого объекта во всем его конкретном многообразии и основная, ведущая тенденция, закономерность этого развития. Так, история развития человечества представляет собой динамику жизни всех народов нашей планеты. Каждый имеет из них свою неповторимую историю, свои особенности, получившие выражение в быте, нравах, психологии, языке, культуре и т.д. Всемирная история – это бесконечно пестрая картина жизни человечества различных эпох и стран. Тут и необходимое, и случайное, и существенное, я второстепенное, и уникальное, и сходное, и единичное, и общее. Но, несмотря на это бесконечное многообразие жизненных путей различных народов, в их истории есть нечто общее. Все народы, как правило, прошли через одни и те же общественно-экономические формации. Общность жизни человечества проявляется во всех областях: и в хозяйственной, и в социальной, и в духовной. Вот эта общность и выражает объективную логику истории Исторический метод предполагает исследование конкретного процесса развития, а логический метод – исследование общих закономерностей движения объекта познания. Логический метод является не чем иным, как тем же историческим способом, только освобожденным от его исторической формы и от нарушающих его случайностей.

Сущность метода моделирования заключается в воспроизведении свойств объекта на специально устроенном его аналоге – модели. Модель – это условный образ какого-либо объекта. Хотя всякое моделирование огрубляет и упрощает объект познания, оно служит важным вспомогательным средством исследования. Оно дает возможность осуществлять исследование процессов, характерных для оригинала, в отсутствие самого оригинала, что часто бывает необходимо из-за неудобства или невозможности исследования самого объекта.

Общенаучные методы познания не подменяют конкретно-научных приемов исследования, напротив, они преломляются в последних и находятся с ними в диалектическом единстве. Вместе с ними они выполняют общую задачу – отражение объективного мира в сознании человека. Общенаучные методы значительно углубляют познание, позволяют вскрыть более общие свойства и закономерности действительности.

Основные общенаучные методы научного познания

Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций прак­тического и теоретического освоения действительности. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.

Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века на­чал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

Вторую группу методов познания составляют общена­учные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисцип­линарный спектр применения. Классификация общенауч­ных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.

К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т. д.) имеет свои специфические методы исследования.

1 Общенаучные методы эмпирического познания

1.1 Наблюдение

Познание начинается с наблюдения. Наблюдение есть чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. Наблюдение — это целенаправленное изучение предметов, опирающе­еся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление. Это — исход­ный метод эмпирического познания, позволяющий получить не­которую первичную информацию об объектах окружающей дей­ствительности.

Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей. Во-первых целенаправленностью ведь наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования, а внимание наблю­дателя фиксироваться только на явлениях, связанных с этой задачей. Во-вторых планомерностью, поскольку наблюдение должно проводиться строго по плану. В-третьих активностью — исследователь должен активно искать, выде­лять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт.

Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки. Важно, чтобы понятия, используемые для описа­ния, всегда имели четкий и однозначный смысл.

Наблюдение яв­ляется весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружаю­щем мире. Как показывает история науки, при правиль­ном использовании этого метода он оказывается весьма пло­дотворным.

1.2.Эксперимент Эксперимент более сложный метод эмпирического позна­ния по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие иссле­дователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искус­ственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов. В общей структуре научного исследования эксперимент занимает особое место. Именно эксперимент является связу­ющим звеном между теоретическим и эмпирическим этапами и уров­нями научного исследования.

Эксперимент включает в себя с одной стороны наблюдение и измерение, с другой обла­дает рядом важных особенностей. Во-первых, эксперимент позволяет изучать объект в «очи­щенном» виде, т. е. устранять всякого рода побочные факторы, наслоения, затрудняющие процесс исследования. Во-вторых, в ходе эксперимента объект может быть постав­лен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия, т. е. изучаться при сверхнизких температурах, при чрезвычайно высоких давлениях или, наоборот, в вакууме, при огромных напряженностях электромагнитного поля и т. п. В-третьих, изучая какой-либо процесс, экспериментатор мо­жет вмешиваться в него, активно влиять на его протекание. В-четвертых, важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость. Это означает, что условия экс­перимента могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.

Общая характеристика методологии как науки. Всеобщие принципы познания. Общенаучные, специальные и частнонаучные методы познания.

Науки отличаются друг от друга не только своими предметами, но и методами, которые они используют для познания предмета своего исследования. Вместе с тем следует различать понятия «методология» и «метод».

В философских словарях понятие «метод » (от греч. methodos – путь, исследование, прослеживание) определяется как способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Что же касается понятия «методология », то оно означает учение (наука) о методе (методах). т.е. учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека. Таким образом, методология – это наука о методе или о методах, а методология социологии права – наука о методах социологии права и их иерархии. т.е. наука о системе методов социологии права. Однако термин «методология» употребляется также, хотя и реже, в другом значении: как совокупность методов. применяемых в науке или другой отрасли познания.

Методология познания, изучения права в целом и соответственно социологии права включает в себя четыре уровня. каждый из которых представляет собой определенную совокупность методов: 1) философские . мировоззренческие средства, методы социологии права (всеобщие принципы познания); 2) общенаучные методы (общелогические методы теоретического анализа – анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование, индукция, дедукция и т.д.); 3) специальные методы (разрабатываются в рамках отдельных наук и широко используются для изучения государственно-правовых явлений – статистические, математические, психологические, конкретно-социологические и др.); 4) частнонаучные методы исследования (анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент).

Методология понимается либо как совокупность методов. либо как наука о методах.

Метод – это средство, способ познания, путь от объекта к предмету изучения.

Методика – это совокупность способов установления конкретных социальных факторов, а также средств получения и обработки первичной информации.

Методика конкретизирует методологию, реализует методологию при помощи предусмотренных методикой процедур и операций.

Важнейшая задача методологии — изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

В методологии СП выделяется 4 уровня :

1) философские методы познания (всеобщие принципы познания)

2) общенаучные методы познания (анализ, синтез, дедукция, индукция)

3) специальные методы познания (статистический, математический)

4) частнонаучные методы познания (анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент)

Методологическими основаниями СП являются:

— постоянное обращение к предмету исследования для того, чтобы уточнить, конкретизировать свои выводы

— сравнение с результатами предыдущих исследований

— согласование элементов исследования с его целями и задачами

— точный и четкий подбор методов исследования.

Всеобщие принципы познания

Всеобщий философский, или универсальный, метод используется во всех конкретных науках, на всех стадиях научного познания. Основой философского метода являются общефилософские закономерности познания окружающей действительности, философские методы и принципы мышления (принцип объективности . означающий, что в процессе познания следует подходить к исследуемым явлениям так, как они существуют в реальности, на искажая их сути, не идеализируя их; принцип всесторонности познания; принцип историзма познания . указывающий на то, что исследуемое явление должно рассматриваться в развитии), а равно законы диалектики (закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания).

Метод историзма заключается в том, что все они оцениваются только как принадлежность конкретного исторического времени. имели свое возникновение и исход, приобрели только собственный исторический вид и форму, в том, что явления эти оценивают во взаимосвязи с другими, принадлежащими своей эпохе, в том, что исторический процесс объективен. не зависит от оценок людьми его положительных или отрицательных следствий и не имеет цели воплотить какие-либо ценности людских чувств или идеологии. По отношению к праву и государственной организации требование историзма прежде всего предполагает, что причины, по которым они приняли тот или другой вид у народа, всецело связаны с собственной историей данного народа и ее конкретными обстоятельствами. А очевидное сходство или даже родство многих юридических институтов связано с общностью исторического или социального развития. Изучение этого сходства стало содержанием другого главного метода истории права – сравнительно-исторического , который заключается ввыяснении типических черт и сходства юридических институтов у разных народов в разные исторические периоды, но относящиеся к родственным стадиям развития их цивилизации и политико-правового сообщества.

Диалектический метод — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве. Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. Эти принципы конкретизируются законами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), а также категориями диалектики — понятиями, отражающими всеобщие связи бытия (сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, единичное, особенное и общее и др.). На основе материалистического (мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно) и диалектического подходов можно утверждать, что государство и право-это реальные, объективные явления, которые находятся в постоянном развитии, которые существуют не сами по себе, а в тесной связи с экономическими, политическими, духовными условиями жизни общества, с природой человека. Государство и право имеют свои закономерности возникновения и развития, и эти закономерности можно познавать.

К основным философским категориям относятся такие парные категории, как единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность и др.

Всеобщий философский метод предполагает изучение права как явления, которое определяется природой человека и условиями жизни общества; связаного с другими социальными явлениями — экономикой, политикой, духовной сферой и др.; находящегося в постоянном развитии и обновлении.

Общенаучные методы познания.

Основой классификации общенаучных методов является фиксация двух уровней познания: эмпирического и теоретического, тогда все общенаучные методы познания поделятся на три группы :

1. Методы эмпирического познания (используются только на эмпирическом уровне).

2. Методы, относящиеся к эмпирическому и теоретическому уровню познания.

3. Методы теоретического познания.

Методы эмпирического познания.

Основополагающим, изначальным методом является Наблюдение– метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке. Таким образом, под наблюдением в социологии права понимается целенаправленное восприятие конкретных социально-правовых явлений и событий, результаты которого фиксируются в определенной форме.

Наблюдение — это чувственное (преимущественно визуальное) отражение предметов и явлений внешнего мира для получения научных фактов, с использованием материальных средств и приборов. Наблюдение это не пассивное созерцание, а целенаправленная деятельность (с определённой фиксацией некоторых параметров). Эта деятельность опирается на чувственные способности человека, что и позволяет фиксировать внешние свойства и признаки предметов.

Три особенности. 1) целенаправленность наблюдения (обусловлена наличием предварительных идей или гипотез, которые ставят задачи наблюдения), 2) планомерность (наблюдения проводятся строго по плану, составленному строго в соответствии с задачей исследования) и 3) активность наблюдения (исследователь осуществляет активный поиск, привлекая для этого свои знания и опыт и привлекая средства наблюдения).

Виды наблюдения разнообразны и их квалифицируют по различным основаниям. В зависимости от целей и задач осуществляемого наблюдения, положения и роли наблюдателя в изучаемой ситуации, по степени формализации исследовательской процедуры, условиям ее организации наблюдается несколько видов наблюдения. Основные из них: стандартизированные (структурализованные ) и нестандартизированные (неструктурализованные ), включенные (участвующие) и невключенные. полевые и лабораторные. систематические и случайные; и иные виды наблюдений.

Всякое научное наблюдение всегда сопровождается описанием объекта познания, поэтому метод эмпирического описания выделяется отдельно. Эмпирическое описание — это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, полученных в результате наблюдений (перевод чувственной информации на язык понятий, язык знаков, схем, рисунков, графиков). Описание результатов образует эмпирический базис науки. Требования к описанию — максимально полное, научное и объективное.

Эмпирическое описание подразделяется на качественное и количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка математики и различных измерительных процедур. Из этой формулировки извлекаем понятие метод измерения. Измерения есть определение отношения измеряемой величины к другой величине, принятой за эталон. И лишь с проведением измерений естествознание превращается в науку.

Опрос является самым распространенным методом сбора первичной социально-правовой информации. Многие считают его универсальным методом, т.к. с помощью опроса фиксируются сведения как об объективных характеристиках человека (пол, возраст, уровень образования и т.д.), так и его субъективных, внутренних побуждениях (мотивах, интересах). Данный метод позволяет получать информацию о прошлых событиях, о реальных поступках индивида в настоящем и о его планах на будущее. Опрос– метод сбора первичной информации, предусматривающий устное или письменное обращение исследователя к респондентам (опрашиваемым) в соответствии с целями и задачами исследования.

Выделяются основные виды опроса – анкетирование и интервью. Информация собирается в ходе опосредованного (анкетирование) или непосредственного (интервью) общения путем регистрации ответов на вопросы.

Один из наиболее распространенных в практике социологических исследований вид опроса – анкетирование . Социологическим инструментарием анкетного опроса является анкета,представляющая собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой в соответствии с задачами и целями исследования. Анкета имеет строгую структуру и состоит из трех основных частей. введение (вводная часть), основная часть, паспортичка (демографический блок).

Также основным видом опроса является интервью– метод получения необходимой социально-правовой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента .

Вопросы классифицируются по ряду оснований: структуре, функциям, содержании и форме .

В процессе любого социологического исследования, использования методов сбора социально-правовой информации нужно решить очень важный вопрос: кого исследовать – весь ли изучаемый массив или его часть? В первом случае исследование будет сплошным, во втором – монографическим или выборочным. В социологии наиболее распространено выборочное исследование .

Выборочная совокупность (выборка) часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве непосредственных объектов наблюдения. Генеральная совокупность – это совокупность объектов, на которые исследователь хочет распространить выводы исследования. Выборка должна представлять собой достаточно репрезентативную (представительную) модель генеральной совокупности.

Эксперимент — более сложный метод по сравнению с наблюдением, но он включает наблюдение. Предполагается активное, направленное, целенаправленное участие.

Под экспериментом (лат experimentum – проба, опыт) в самом общем виде понимается такое исследование объекта, в процессе которого создаются условия (называемые экспериментальными). необходимые и достаточные для проверки гипотезы о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами. т.е. о связях между действием экспериментального фактора. на изучение которого направлено исследование, и наблюдаемыми характеристиками данного объекта. Таким образом, предметом экспериментального исследования является взаимодействие экспериментального фактора с факторами, составляющими в своей совокупности объект наблюдения. Если сразу несколько факторов выступает в качестве экспериментальных, то такой эксперимент называется многофакторным .

В социологии эксперимент – это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных ).

Правовой экспериментэто разновидность социального эксперимента, в котором в качестве экспериментального фактора выступают правовые нормы (или правовая норма), содержащие отступления от требований действующего законодательства.

Таким образом, под правовым экспериментом понимается организованная компетентным правотворческим органом апробация предполагаемых законодательных нововведений в ограниченном масштабе для проверки эффективности, полезности и экономичности экспериментальных правовых норм и отработки оптимальных вариантов будущих правотворческих решений общего действия.

Статья 12 Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь от 10 января 2000 г. называется «Принятие нормативных правовых актов в порядке эксперимента» и закрепляет, что нормотворческий орган (должностное лицо) с согласия Президента Республики Беларусь вправе принять (издать) нормативный правовой акт в порядке эксперимента, ограничивая его действие во времени, определенной территорией или по кругу лиц, либо делегировать такие полномочия иным нормотворческим органам (должностным лицам).

В приведенной статье определены характерные черты (особенности ) правового эксперимента.

Не может быть отнесено к числу правовых экспериментов решение о проведении эксперимента в рамках правоприменительной деятельности, если оно осуществляется в соответствии с предписаниями действующего законодательства. Например, нельзя рассматривать следственный эксперимент, проводимый в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, путем воспроизведения действия, обстановки или иных обстоятельств определенного события (статья 207 Уголовно-процессуальный кодекса Республики Беларусь), в качестве правового эксперимента. То же касается и оперативного эксперимента (пункт 15 статьи 2 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности»).

К характерным чертам правового эксперимента следует отнести. 1) правовой эксперимент действует на ограниченной территории или в относительно небольшом круге субъектов права; 2) решение о проведении правового эксперимента должно исходить от правомочного правотворческого органа; 3) его действие ограничено во времени (максимально – несколько лет); 4) при проведении эксперимента необходимо обеспечивать гарантии прав граждан и иных участников правоотношений.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Общенаучные методы познания. В поисках истины.

Понятие «метод9raquo; включает в себя совокупность операций и приёмов теоретического и практического освоения действительности. Метод предлагает человеку целую систему принципов, правил, требований, следуя которым он может быстро достичь намеченной цели. Существует особая область знания, которая отводит изучению методов особое значение, она называется методологией. Её основной задачей является изучение характеристик методов познания: происхождения, эффективности и сущности.

Методы познания принято разделять по широте применения в процессе научного исследования. При этом общенаучные методы познания делятся на две большие группы: метафизические и диалектические. В середине XIX века метафизические методы всё чаще стали вытесняться диалектическими, из-за стремительного развития естествознания. Диалектическую группу методов представляют общенаучные методы познания, которые широко применяются в самых различных научных областях, то есть имеют достаточно широкий спектр применения.

Наблюдение всегда является основным инструментом, сопровождающим общенаучные методы познания. Оно всегда играет очень важную роль в научном познании, поскольку позволяет собрать огромный объём информации об окружающей обстановке. Экспериментом называется более сложный, по сравнению с наблюдением, метод эмпирического сознания. Он предполагает целенаправленное, активное и строго контролируемое воздействие исследователя непосредственно на объект, для изучения его связей, свойств или иных сторон. Эксперимент обладает целым рядом присущих ему особенностей:

  1. Эксперимент позволяет изучать предмет в чистом виде, устранив различные побочные факторы, затрудняющие процесс исследования.
  2. В процессе эксперимента можно поставить предмет в необычные, экстремальные условия.
  3. В процессе эксперимента можно вмешиваться в его развитие, и корректировать дальнейший ход эксперимента.
  4. Проводить эксперимент можно любое количество раз, сколько потребуется для получения достоверных результатов.

Подготовка и проведение научного эксперимента требует выполнения определённых условий со стороны экспериментатора.

Итак, проведение научного эксперимента:

  1. Никогда не делается наобум. Эксперимент всегда предполагает наличие строго сформулированной цели исследования.
  2. Никогда не делается вслепую. Эксперимент всегда базируется на каких-либо теоретических предпосылках.
  3. Не проводится беспланово. Исполнитель должен иметь предварительный план проведения эксперимента.
  4. Всегда требует определённого технического оснащения, необходимого для его правильной реализации.
  5. Требует высокого уровня специализации людей, которые займутся проведением эксперимента.

Диалектика и метафизика – это не только философские концепции, на основе которых базируются общенаучные методы познания. Это величайшие всеобщие методы познания, которые позволяют понять не только научную картину мира, но и разработать свою собственную теорию открытий.

Знание и использование общенаучных методов познания не исключает применение частных и специальных научных методов познания различных явлений. Частнонаучные методы познания представляют собой совокупность принципов и способов познания, научных процедур и приёмов, находящих применение в той или иной области науки, соответствующих основным формам движения материи. Как правило, эти способы относятся к механике, химии, физике, биологии и к некоторым гуманитарным наукам.

Несмотря на самые разнообразные методы познания, применяемые в самых различных областях науки и техники, все учёные стремятся к одной цели – составить как можно более достоверную картину миру. Скорее всего, в самом ближайшем будущем у них это получится.

Общенаучные методы познания

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Общенаучные методы познания

5 привычек, которые гарантируют, что вы не достигните успеха в жизни Наши ежедневные привычки делают из нас тех, кем мы являемся. Какие-то из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны.

Общенаучные методы познания

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Общенаучные методы познания

13 фактов о флирте, которые вы должны знать Что может быть более страшным, чем пытаться заговорить с человеком, который вам нравится? К счастью, ученые разобрались, как именно работает флирт. Пр.

Общенаучные методы познания

7 вещей, которые следует мыть и стирать каждый день Это может показаться еще одним пунктом в бесконечном списке ежедневных дел, но за этим кроется эффективный метод, который позволяет создать положитель.

Общенаучные методы познания

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция)

Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности. Метод – это система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности (в науке – способы исследования и изложения материала). Метод конкретизируется в методике. Методика – это конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. Выбор и применение методов в исследовательской работе предопределяется и вытекает, как из природы изучаемого явления, так и из задач, которые ставит перед собой исследователь.

В науке метод часто определяет судьбу исследования, так при различных подходах из одного и того же фактического материала могут быть сделаны противоположные выводы. Познание – это исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Научное познание – это зрелая форма познавательной деятельности людей. Оно отвечает на вопросы не только как, но и почему исследованное явление протекает именно таким образом. Научное познание не терпит бездоказательности. В процессе научного познания используются разнообразные методы.

Анализ и синтез. Процесс познания совершается так, что мы сначала наблюдаем общую картину изучаемого предмета, а частности остаются в тени. При таком взгляде на вещи нельзя познать их внутренней структуры и сущности. Для изучения частностей мы должны расчленить изучаемые предметы. Анализ – это мысленно разложение предмета на составляющие его части или стороны. Будучи необходимым приемом мышления, анализ является лишь одним из моментов процесса познания. Невозможно познать суть предмета, только разлагая его на элементы, из которых он состоит. В каждой области знания есть как бы свой предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир свойств и закономерностей. Когда путем анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания – синтез – мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что связывает части в единое целое.

Анализ и синтез берут свое начало в практической деятельности, которая складывается не только из расчленения предметов, но и из воссоединения частей в единое целое. Постоянно расчленяя в своей практической деятельности различные предметы на их составные части, человек постепенно научился разделять предметы и мысленно.

Индукция и дедукция. Индукция, вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. Индуктивные обобщения обычно рассматриваются как опытные истины, а потому они всегда незакончены и неполны. Дедукция же это переход от общего к частному.

Как методы исследования индукция – процесс выведения общего положения из ряда частных (менее общих) утверждений, из единичных фактов; дедукция, наоборот, – процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему. Обычно различают два основных вида индукции: полную и неполную. Полная индукция – вывод какого-либо общего суждения обо всех предметах некоторого множества на основании рассмотрения каждого элемента этого множества. Понятно, что сфера применения такой индукции ограничена объектами, число которых конечно и практически обозримо.

На практике чаще всего применяют формы индукции, которые предполагают вывод обо всех предметах класса на основании познания лишь части предметов данного класса. Такие выводы называются выводами неполной индукции. Они тем ближе к действительности, чем более глубокие, существенные связи раскрываются. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая в себя теоретическое мышление (в частности, дедукцию), способна давать достоверное заключение. Она носит название научной индукции. Индукция является истинным источником действительного научного прогресса. Великие открытия, скачки научной мысли создаются, в конечном счете, индукцией – рискованным, но важным творческим методом.

  • Вы здесь:  
  • Главная Общенаучные методы познания
  • Вопросы и ответы по философии (вступительный экзамен) Общенаучные методы познания
  • Общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *