Т кун

Наиболее известная работа американского историка и философа науки Т.Куна (1922 – 1995), физика по образованию, это «Структура научных революций» (1962). Его модель науки характеризуется такими понятиями, как несоизмеримость и некумулятивность. Основные положения его концепции таковы:

-нормальная наука – это наука, которая делается учеными, находящимися в концептуальных рамках профессионального образования; это наука в рамках господствующей парадигмы, закрепленной в учебниках. «Физика» Аристотеля», «Альмагест» Птолемея, «Начала» и «Оптика» Ньютона. Научное сообщество знает мир как научную картину, в которой наиболее фундаментальные характеристики сцеплены между собой достаточно непротиворечивым образом. В отличие от Поппера, который считал, что ученые постоянно думают о том, как бы опровергнуть существующие признанные теории, и с этой целью стремятся к постановке опровергающих экспериментов, Кун убежден, что в реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности положений своих теорий и даже не ставят вопросы об их проверке. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает;

-задачи-головоломки – это дежурные проблемы нормальной науки, решение которых не приводит к революционным научным открытиям, но является стимулом научной деятельности. Нормальная наука – это деятельность по решению такого рода головоломок;

-аномалии в науке – это новое знание, которое, несмотря на все усилия, не удается согласовать с нормами профессионального образования, или которое не согласуется с системой предписаний практики научных исследований нормальной науки. Открытие начинается с осознания аномалии, то есть с установления того факта, что природа каким-то образом нарушила навеянные парадигмой ожидания, направляющие развитие нормальной науки. Выделяют три типа аномалий: 1) аномалия подвергает сомнению эксплицитные (явные, осознаваемые) и фундаментальные обобщения парадигмы; 2) аномалия препятствует приложениям нормальной науки с большей практической значимостью; 3) аномалия превращается в источник кризиса самой нормальной науки;

-кризис в науке – осознание аномалии без изменения теории. Кризис в науке сопровождается и личностным кризисом;

-научные революции – смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривали мир. Это исключительные ситуации, в которых возникает смена профессиональных предписаний. Это смена взгляда на мир, ученые должны учиться заново воспринимать мир;

-парадигма – это правила и стандарты научной практики, признаваемые на данный момент научным сообществом. Это еще и образцы решения крупных научных проблем. Парадигмы являются источником методов, проблемных ситуаций и стандартов решения, принятых научным сообществом в данное время. Успех парадигмы (будь то анализ движения Аристотеля, расчеты положения планет Птолемея, кислородная теория горения Лавуазье или математическое описание электромагнитного поля Максвеллом, теория относительности Эйнштейна, теория атома Бора) вначале представляет собой перспективу успеха в решение ряда проблем особого рода. Отсюда видно, что создатели парадигм не только формулирует ту или иную теорию или закон, они решают важные научные проблемы, давая образцы того, как надо решать проблемы. Овладевая такого рода образцами, будущие ученые постигают основы своих наук, техники изучения явлений. Парадигма дает набор образцов научного исследования – в это ее важнейшая функция.

Кроме того, парадигма очерчивает круг новых проблем, имеющих смысл и решения: все, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с точки зрения приверженцев парадигмы.

Нормальная наука как раз и состоит в реализации этой перспективы. При этом парадигма может не интерпретироваться и не рационализироваться учеными, т.е. может быть неосознанным фактором научной деятельности. Отсутствие стандартной интерпретации или общепринятой редукции к правилам не будет препятствовать парадигме направлять исследование. Ученые исходят из моделей, усвоенных в процессе обучения, поэтому вскрыть парадигмы может только дополнительное философское или историческое исследование. В процессе развертывания и назревания научных революций парадигмы первыми принимают бой и становятся объектом преобразований;

-научное сообщество – это группа ученых, объединенных верой в парадигму. Стать членом научного сообщества можно стать, только приняв и усвоив его парадигму. Если ученый не разделяет веры в парадигму, он остается за пределами данного научного сообщества;

-дисциплинарная матрица – термин теория является ограниченным для того, что я хотел бы сказать, пишет Кун. Иное дело дисциплинарная матрица: дисциплинарная потому, что она учитывает принадлежность ученого к определенному виду знания, а матрица потому, что составлена из упорядоченных элементов различного рода. Компонентами дисциплинарной матрицы являются: 1) символические обобщения, формулы; 2) метафизические предписания, типа следующего: тепло представляет собой кинетическую энергию частей… 3) ценности и те из них, которые обладают предсказательной силой; 4) конкретное решение проблем.

Выделяя особый характер проблем, разрабатываемых в нормальный период развития науки, Кун называет их головоломками, а их решение сравнивает с кроссвордами. Кроссворд или головоломка отличаются тем, что для них существует гарантированное решение, которое может быть получено предписанным путем. Пытаясь сложить картинку из кубиков, вы знаете, что такая картинка существует. При этом вы не должны изобретать собственную картинку или складывать кубики в ином порядке. Парадигма гарантирует, что решение существует, и она же задает допустимые методы и средства получения этого решения. Поэтому парадигма есть надежный инструмент познания: увеличивается количество установленных фактов, повышается точность измерений, открываются новые законы, растет дедуктивная связность парадигмы. Все это ведет к накоплению знаний.

Но вот увеличивается число головоломок, которые не поддаются решению. Сначала на это не обращают внимания. Это только в представлении К.Поппера стоит лишь ученому зафиксировать расхождение теории с фактами, он сразу же подвергает теорию сомнению. В реальности ученые всегда надеются на то, что со временем противоречие будет устранено, и головоломка будут решена. С течением времени совершенствует оборудование, улучшаются результаты измерений. Все это ведет к тому, что расхождение между предсказаниями парадигмы и фактами, которые ранее не могли быть замечены и описаны, теперь фиксируются и осознаются как проблемы, требующие решения. Попытки справиться с этими новыми проблемами за счет введения в парадигму новых теоретических положений нарушают ее дедуктивную стройность, делают ее не вполне пригодной для того, чтобы в нее верили без оснований. Наступает кризис, который заканчивается, когда одна из предложенных гипотез доказывает свою способность справиться с новыми проблемами. Вот эту смену парадигм и называют научной революцией.

Несоизмеримость парадигм состоит в том, что их конкуренция развивается как спор научных сообществ и победа определяется не столько внутринаучными, сколько социокультурными или даже социально-психологическими процессами. Конкуренция между парадигмами не является видом борьбы, которая может быть разрешена с помощью доводов. Вместе взятые эти причины следует описать как несоизмеримость пред революционных и после революционных нормальных научных традиций. Прежде всего защитники конкурирующих парадигм часто не соглашаются с перечнем проблем, которые должны быть разрешены с помощью каждого кандидата в парадигмы. Их стандарты или определения науки не одинаковы. Переход между парадигмами – это переход между несовместимыми структурами. Несоизмеримость теорий возникает как следствие того, что ученые не могут логическими средствами доказать свою правоту.

Некумулятивизм Куна произрастает из иного понимания процесса роста науки: научные революции ведут к полной замене понятийной сетки старой парадигмы. Научные революции рассматриваются им как такие эпизоды развития науки, когда старая парадигма замещается целиком или частично новой, которая несовместима со старой.

Большая заслуга Т.Куна состоит в том, что он противопоставил логическим исследованиям западной философии науки историко-научный подход. История науки – это, скорее, процесс непрерывный, чем скачкообразный, и получение научного знания можно вполне рассматривать отнюдь не как научную революцию. Это постепенный рост аномалий в рамках существующей научной парадигмы, кризис, в ходе которого ведется поиск новых идей и теорий, смена парадигм – научная революция. Накопление знания, совершенствование методов и инструментов, расширение сферы практических приложений, то есть все то, что можно назвать прогрессом, совершается только в период нормальной науки. Однако научная революция приводит к отбрасыванию накопленного и работа оология и прогресса и накопления знания разделяются революционными провалами, разрывами исторической ткани науки.

После работ Т.Куна размывается прежний идеал передачи научного знания от одного к другому поколению ученых. Но как это происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, методологи науки сосредоточились на истории научных идей, им казалось, что здесь они обнаружат более прочное основание методологических концепций, чем это могут дать гносеология, психология и логика научного исследования. Однако, оказалось, что поток истории размывает все принципы философии науки, подрывает надежду на то, что она способна адекватно описать структуру и развитие научного знания. Лучше всех это показал П.Фейерабенд.

Понятие научной парадигмы. Томас Кун

Т. Кун представитель постпозитивизма (философия науки). В работе «научные революции» ввел понятие научная парадигма. Он употреблял его в смысле научное сообщество. В современной философии науки смысл этого термина следующий:

Научная парадигма – это система конвенционально установленных в научном сообществе методов постановки проблем и способов их решения. К числу парадигмальных феноменов в науке можно отнести так же систему принятых в научных сообществах условностей.

В концепции Т. Куна речь идет о том, как развивается наука: борьба научных сообществ имеет своим результатом установление приоритета одного их них, т.о. формируется господствующая научная парадигма и начинается период нормального развития науки. Однако возникают новые научные сообщества, начинается борьба между ними за доминирование и т.о. цикл развития науки повторяется и наука выходит на новый уровень.

Парадигма (др. греч.) прообраз. Есть культурная парадигма, есть правовая (например, в гражданско-правовой парадигме советского права не было понятия частной собственности)

Парадигма – система смыслов, правила смыслообразования которой задают границы ее изменений.

Т. Кун в работе «структура научных революций» рассмотрел в методологическом ключе динамику развития науки: развитие науки представляло как возникновение, борьба и смена научных парадигм.

Научная парадигма – это научное сообщество и характерные для него правила постановки проблем и поиска методов их решения.

Развитие науки связано с борьбой различных научных сообществ (парадигм) эта борьба заканчивается победой одной из них и наступает период нормального развития науки. Этот период равновесного развития науки сменяется новой борьбой парадигм.

Одним из основных принципов данного подхода является конвенционализм в понимании научной деятельности, а так же принцип, согласно которому стихийность развития научного знания совершенно непредсказуема (непредсказуемые результаты) и само развитие научного знания включает в себя в качестве существенного фактора субъективные мотивы не только самой научной деятельности. Но и борьбы научных корпораций.

Парадигма у Куна — основная единица измерения процесса развития науки. Это — в самом общем виде — концептуальная схема, ко­торая в течение определенного времени признается на­учным сообществом в качестве основы его практической деятельности.

Понятие «парадигма» выражает совокупность убежде­ний, ценностей и технических средств, принятых науч­ным сообществом и обеспечивающих существование на­учной традиции. Парадигма — это то, что объединяет чле­нов научного сообщества, и, наоборот — научное сообще­ство состоит из людей, признающих определенную пара­дигму.

Философия науки. Стивин тулмин. Пол Фиерабент

В философии науки (постпозитивизм) одной из наиболее фундаментальных идей является концепция харизматических факторов развития научного знания (борьба парадигм, борьба популяций научных понятий, эпистомологический анархизм И пр.). в концепциях таких представителей философии науки, как Томас Кун, Стивен Тумин. Имре Локатос, пол Фиерабент процесс развития научного знания представлен как определенный вид борьбы за доминирование научных концепций. В теориях названных авторов преобладают конвенционалистские представления о критериях истинности научного знания, причем существенную сторону этого конвенционализма составляют критика – не только теорий, выдвигаемых другими научными сообществами, но и внутренняя критика, в рамках одного научного сообщества (парадигма)

Стивен Тумин представил развитие научного знания как эволюцию понятийных популяций, уподобив развитие науки биологической эволюции: механизм развития науки он рассматривал как Дарвин (изменчивость, наследственность, естественный отбор). С его точки зрения побеждают те популяции научных понятий, которые обладают большей адаптивностью.

Создал эволюционную теорию развития научного знания. Он уподобил этот процесс эволюционному. В котором действуют механизмы, сочетающие в себе изменения, последовательность. Естественный отбор. Каждая научная школа имеет свой научный аппарат, который Тумин называет популяция понятий. Эти популяции могут погибнуть и выживают исключительно за счет факторов приспособленного поведения. Концепция Тумина как и все другие концепции философии и науки позитивистской традиции основана на рыночных по своему характеру представлениях: научные корпорации (популяции). Борьба между ними, победа и выживание.

Рассматриваем концепцию научного знания в следующей динамике:

Механизм эволюции научного знания – это взаимодействие внутринаучных (интеллектуальных) и вненаучных (социальных, культурных политических) факторов, процессов. Это взаимодействие осуществляется в дисциплинарном и профессиональном планах: рациональные инициативы (дисциплинарный план) проходят концептуальный отбор путем соотнесения их с существующими в обществе. Культуре матрицам понимания (профессиональны план). Не пошедшие концептуальный отбор дисциплины отмирают. А выживают те, которые находятся в адекватном соответствии с матрицами понимания. Для выливаний рациональных инициатив (дисциплин. Теорий) необходимы форумы конкуренции и экологические ниши, именно вписывание в интеллектуальную среду обеспечивает адаптивность и успех дисциплин.

Пол Фиерабент обосновал принцип методологического плюрализма (эпистомологический анархизм). С т.з. Фиерабента принятие некоторой теории в обществе оказывает влияние на его ментальность. Наука борется за доминирование в обществе, ученые при этом в значительной степени действуют исходя из своих личных интересов (приближенность к власти, льготы). Фиерабент обосновывает 2 основных (революционистских предложения, имеющих непосредственное отношение к судьбам науки в обществе):

1. в науке все теории, даже самые невероятные имеют право на существование равноправно с другими. (принцип пролиферации – разрастание теории)

2. науку надо уровнять в правах с мифологией, религией, идеологией.

Пол Фейерабенд. Теория эпистемологического анархизма.

В 70х г. Работа Фиерабента против метода очерк анархической теории познания произвела сильный эффект в научном мире. Основные идеи:

  1. Фийерабент рассматривает науку, как социальный институт, благодаря которому обеспечивается привилегированное положение ученых и это замедляет развитие научного знания, препятствует возникновению и трансляции новых идей, поэтому науку надо отделить от государства и признать ее равноправие с другими типами рациональности (религия, здравый смысл). Не менее полезны и должны рассматриваться как равные с наукой способы создания знания, его трансляция и использование. Ф. отрицает объективность истины в науке а т.ж. коммулятивность и преемственность научного знания. Он выдвигает принцип несоизмеримости научных теорий (поскольку отсутствует единый эмпирический базис для их сравнения – отсутствие такого базиса ф. связывает с тем, что любой опыт – эксперимент теоретически нагружен)
  2. Ф обосновал принцип методологического плюрализма: формулы: все дозволено, все средства хороши, любая методология плодотворна.

Научные теории хаотически множатся (процесс пролиферации научных теорий) они конкурируют и это выступает одним из мощнейших стимулов научного творчества.

  1. Ф обосновывает принцип релятивизма в развитии научного знания не только как когнитивный, но и социокультурный аспектнаучного знания. Он говорит о том, что интеллектуал. боятся. потому что догматизм является самым надежным способом вхождения во власть, достижения в успех.

Однако подлинная действительность науки развивается как релитивистский процесс, в котором взаимодействуют самые разные типы рациональности и нет никаких оснований для диктата науки.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Т.Кун «Структура научных революций»

Особое место в философии науки XX в. занимает концепция американского философа и историка науки Томаса Сэмюеля Куна (1929-1996). В своей известной книге «Структура научных революций» Кун выразил достаточно оригинальное представление о природе науки, общих закономерностях её функционирования и прогресса, заметив, что «его цель состоит в том, чтобы обрисовать хотя бы схематично совершенно иную концепцию науки, которая вырисовывается из исторического подхода к исследованию самой научной деятельности».

Модель развития науки Т. Куна

В противоположность позитивистской традиции Кун приходит к убеждению, что путь к созданию подлинной теории науки лежит через изучение истории науки, а само её развитие идет не путем плавного наращивания новых знаний на старые, а через коренную трансформацию и смену ведущих представлений, т.е. через периодически происходящие научные революции.

Понятие «парадигма» в концепции Куна

Новым в толковании научной революции у Куна является понятие парадигмы, которое он определяет как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». Иначе говоря, парадигма есть совокупность наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых всем научным сообществом и в определенный период времени направляющих научные исследования. Примерами подобных теорий служит физика Аристотеля, механика и оптика Ньютона, электродинамика Максвелла, теория относительности Эйнштейна и ряд других теорий.

Парадигма, по Куну, или, как он её предложил называть в дальнейшем, «дисциплинарная матрица» имеет определенную структуру.

Во-первых, в структуру парадигмы входят «символические обобщения» — те выражения, которые используются членами научной группы без сомнений и разногласий и которые могут быть облечены в логическую форму, легко формализуются или выражаются словами, например: «элементы соединяются в постоянных массовых пропорциях» или «действие равно противодействию». Эти обобщения внешне напоминают законы природы (например, закон Джоуля — Ленца или закон Ома).

Во-вторых, в структуру дисциплинарной матрицы Кун включает «метафизические части парадигм» — общепризнанные предписания типа «теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело». Они, по его мнению, «снабжают научную группу предпочтительными и допустимыми аналогиями и метафорами и помогают определить, что должно быть принято в качестве решения головоломки и в качестве объяснения. И, наоборот, позволяют уточнить перечень нерешенных головоломок, способствуя в оценке значимости каждой из них».

В-третьих, в структуру парадигмы входят ценности, «причем по возможности эти ценности должны быть простыми, не само-противоречивыми и правдоподобными, т.е. совместимыми с другими, параллельно и независимо развитыми теориями. В значительно большей степени, чем другие виды компонентов дисциплинарной матрицы, ценности могут быть общими для людей, которые в то же время применяют их по-разному».

В-четвертых, элементом дисциплинарной матрицы выступают у Куна общепризнанные «образцы» — совокупность общепринятых стандартов — схем решения некоторых конкретных задач. Так, «все физики начинают с изучения одних и тех же образцов: задачи — наклонная плоскость, конический маятник, кеплеровские орбиты; инструменты — верньер, калориметр, мостик Уитстона». Овладевая этими классическими образцами, ученый глубже постигает основы своей науки, обучается применять их в конкретных ситуациях и овладевает специальной техникой изучения тех явлений, которые образуют предмет данной научной дисциплины и становятся основой их деятельности в периоды «нормальной науки».

Роль научного сообщества в мире науки

С понятием парадигмы тесно связано понятие научного сообщества. В некотором смысле эти понятия синонимичны. «Парадигма — это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму». Представители научного сообщества, как правило, имеют определенную научную специальность, получили сходное образование и профессиональные навыки. Каждое научное сообщество имеет свой собственный предмет исследования. Большинство ученых-исследователей, по мнению Куна, сразу решают вопрос о своей принадлежности тому или иному научному сообществу, все члены которого придерживаются определенной парадигмы. Если вы не разделяете веру в парадигму, вы остаетесь за пределами научного сообщества.

Понятие научного сообщества после выхода книги Куна «Структура научных революций» прочно вошло в обиход всех областей науки, и сама наука стала мыслиться не как система знаний, а прежде всего как деятельность научных сообществ. Однако в деятельности научных сообществ Кун отмечает некоторые недостатки, ведь «поскольку внимание различных научных сообществ концентрируется на различных предметах исследования, то профессиональные коммуникации между обособленными научными группами иногда затруднительны; результатом оказывается непонимание, а оно в дальнейшем может привести к значительным и непредвиденным заранее расхождениям». Представители разных научных сообществ зачастую говорят на «разных языках» и не понимают друг друга.

Эволюция развития науки

Рассматривая историю развития науки, Кун выделяет, прежде всего, допарадигмальный период, который, по его мнению, характерен для зарождения любой науки, прежде чем эта наука выработает свою первую, признанную всеми теорию, иначе говоря, парадигму. На смену допарадигмальной науке приходит зрелая наука, которая характеризуется тем, что в данный момент в ней существует не более одной парадигмы. В своем развитии она проходит последовательно несколько этапов — от «нормальной науки» (когда господствует принятая научным сообществом парадигма) до периода распада парадигмы, получившего название научной революции.

«Нормальная наука», с точки зрения Куна, «означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности». Ученые, научная деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты научной практики. Эта общность установок и видимая согласованность, которую они обеспечивают, выступают предпосылками для генезиса «нормальной науки».

В отличие от Поппера. считавшего, что ученые постоянно думают о том, как бы опровергнуть существующие и признанные теории, и с этой целью стремятся к постановке опровергающих экспериментов, Кун убежден, что «. ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает».

Таким образом, «нормальная наука» практически не ориентируется на крупные открытия. Она обеспечивает лишь преемственность традиций того или иного направления, накапливая информацию, уточняя известные факты. «Нормальная наука» предстает у Куна как «решение головоломок». Есть образец решения, есть правила игры, известно, что задача разрешима, а на долю ученого выпадает возможность попробовать свою личную изобретательность при заданных условиях. Это объясняет привлекательность нормальной науки для ученого. До тех пор пока решение головоломок протекает успешно, парадигма выступает как надежный инструмент познания. Но вполне может оказаться, что некоторые задачи-головоломки, несмотря на все усилия ученых, так и не поддаются решению. Доверие к парадигме падает. Наступает состояние, которое Кун называет кризисом. Под нарастающим кризисом он понимает постоянную неспособность «нормальной науки» решать её головоломки в той мере, в какой она должна это делать, и тем более возникающие в науке аномалии, что порождает резко выраженную профессиональную неуверенность в научной среде. Нормальное исследование замирает. Наука по сути дела перестает функционировать.

Понятие «научная революция»

Период кризиса заканчивается только тогда, когда одна из предложенных гипотез доказывает свою способность справиться с существующими проблемами, объяснить непонятные факты и благодаря этому привлекает на свою сторону большую часть ученых. Эту смену парадигм, переход к новой парадигме Кун называет научной революцией. «Переход от парадигмы в кризисный период к новой парадигме, от которой может родиться новая традиция «нормальной науки», представляет собой процесс далеко не кумулятивный и не такой, который мог бы быть осуществлен посредством более четкой разработки или расширения старой парадигмы. Этот процесс скорее напоминает реконструкцию области на новых основаниях, реконструкцию, которая изменяет некоторые наиболее элементарные теоретические обобщения в данной области, а также многие методы и приложения парадигмы».

Каждая научная революция изменяет существующую картину мира и открывает новые закономерности, которые не могут быть поняты в рамках прежних предписаний. «Поэтому, — отмечает Кун, — во время революции, когда начинает изменяться нормальная научная традиция, ученый должен научиться заново воспринимать окружающий мир». Научная революция значительно меняет историческую перспективу исследований и влияет на структуру научных работ и учебников. Она затрагивает стиль мышления и может по своим последствиям выходить за рамки той области, где произошла.

Таким образом, научная революция как смена парадигм не подлежит рационально-логическому объяснению, потому что суть дела в профессиональном самочувствии научного сообщества: либо сообщество обладает средствами решения головоломки, либо нет, и тогда сообщество их создает. Научная революция приводит к отбрасыванию всего того, что было получено на предыдущем этапе, работа науки начинается как бы заново, на пустом месте.

Подводя итог, можно отметить, что «как ни одна другая работа, книга Куна возбудила интерес к проблеме объяснения механизма смены представлений в науке, то есть по существу к проблеме движения научного знания. она в значительной степени стимулировала и продолжает стимулировать исследования в этом направлении».

/ Курс (ФПНИ) / Тема 3

Тема 3. Концепция науки Т. Куна

Томас Сэмюэл Кун (1922-1996), американский историк и философ науки, лидер т.н. постпозитивистской философии науки. Первоначально Кун изучал теоретическую физику в Гарвардском университете, но в конце учебы увлекся историей науки. Первая его книга вышла в 1957 г. и была посвящена коперниканской революции. Опубликованная в 1962 г. “Структура научных революций” стала бестселлером, она была переведена на многие языки и неоднократно переиздавалась, в том числе трижды, в 1975, 1977, 2002 годах вышла на русском языке. В этой книге Кун ввел понятия, которые затем широко вошли в язык ученых: “парадигма”, “научное сообщество”, “нормальная наука”. В последующие годы он участвовал в многочисленных дискуссиях, связанных с его концепцией науки, а также занимался историей возникновения квантовой механики.

Отличие теории Куна от логического позитивизма Венского кружка.

Отличие от методологии позднего Витгенштейна и лингвистической философии.

«Коперниканская революция» (1957). Птолемеевская и коперниканская традиции.

«Структура научных революций» (1962).

По Куну: История естествознания – единственный источник философии науки.

Участие социальных процессов в формировании научных парадигм (παραδειγμα). Два аспекта парадигмы: эпистемический (фундаментальные знания и ценности) и социальный (научное сообщество, стереотипы, нормы, образование). Впоследствие Кун ввел понятие дисциплинарной матрицы (соотв. Эпистемическому аспекту парадигмы)

В структуру матрицы входят:

1. Символические обобщения, формальный аппарат и язык науки.

2. Метафизические компоненты, общие методологические принципы.

3. Ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания.

Стадии развития науки:

Допарадигмальная (конкуренция научных сообществ, альтернативность, отсутствие авторитетов)

Парадигмальная (теория-образец, парадигма – дисциплинарная матрица – совокупность теорий, подходов, методов, разделяемых всем научным сообществом) – постепенное накопление знаний, но также и аномалий, появление научных кризисов. На выбор решения влияет масса вненаучных факторов (психологических, социальных, культурных, политических и пр.) – роль образования в преемственности.

Экстраординарная наука (состояние научной революции) – процесс принятия новой парадигмы, переключение видения (гештальта) на принципиально иную систему мировидения.

Отсутствие прогресса в науке – скорее это эволюция.

Основные достижения Куна:

— социокультурная обусловленность научного познания (экстернализм)

— введение понятия парадигмы

Критика. Неучитывал внесоциальные, логические факторы развития науки. Создал прецедент социальной интерпретации науки – наука и ее теории – это социально-психологические конструкты. (Поппер К. Логика научного знания – если бы знал – не писал бы).

Критика теории С. Куна: Ален Сокал, Жан Брикмон. Интеллектуальные уловки.

Для Куна определенного рода догматизм, твердая приверженность хорошо подтвержденным и плодотворным системам взглядов – необходимое условие научной работы. Одна из его статей называлась – «Функция догмы в научном исследовании».

Основной прогресс в получении и расширении знания, с его точки зрения, происходит когда сплоченная единством взглядов и основных идей (можно сказать – догм) группа специалистов занимается планомерным и настойчивым решением конкретных научных задач. Эту форму исследования Кун называет парадигмальной или «нормальной наукой» и считает ее очень важной для понимания существа научной деятельности.

Для Куна существенно то, что наукой занимаются не в одиночку; молодой человек превращается в ученого после длительного изучения своей области знания – на студенческой скамье, в аспирантуре, в лаборатории под надзором опытного ученого. В это время он изучает примерно те же классические работы и учебники, что и его коллеги по научной дисциплине, осваивает одинаковые с ними методы исследования. Собственно, здесь-то он и приобретает тот основной набор «догм», с которым затем приступает к самостоятельным научным исследованиям, становясь полноценным членом «научного сообщества».

Научное сообщество – одно из основных понятий современной философии и социологии науки; обозначает совокупность исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании целей науки и придерживающихся сходных нормативно-ценностных установок (этоса науки). Понятие фиксирует коллективный характер производства знания, необходимо включающий коммуникацию ученых, достижение согласованной оценки знания учеными, принятие членами сообщества интерсубъективных норм и идеалов познавательной деятельности. Такие аспекты научного познания описывались и ранее с помощью понятий «республика ученых», «научная школа», «невидимый колледж» и др. однако за трактовкой коллективного субъекта познания как научного собщества стоит не простое терминологическое уточнение, а синтез когнитивных и социальных аспектов науки, привлечение к ее анализу наработанных в социологии методик анализа различных социальных групп и сообществ.

Понятие «Научного сообщества» ввел в обиход М. Полани в своих исследованиях условий свободных научных коммуникаций и сохранения научных традиций. С появлением работы Куна «Структура научных революций» (1962), в которой развитие науки прямо связывается со структурой и динамикой научного сообщества, это понятие прочно вошло в арсенал различных дисциплин, изучающих науку и ее историю. Научное сообщество может рассматриваться на разных уровнях: как сообщество всех ученых, национальное научное сообщество, сообщество специалистов определенной научной дисциплины, группа ученых, изучающих одну проблему и включенных в неформальную систему коммуникации. Внутри научного сообщества складывается также разделение ученых на группы, занимающиеся непосредственной деятельностью по производству нового знания, организацией коллективного познавательного процесса, систематизацией знания и его передачей молодому поколению исследователей. В социологии знания наряду с научным сообществом изучаются «эпистемические (познавательные) сообщества», складывающиеся во вненаучных специализированных областях познания, напр. сообщества парапсихологов, алхимиков, астрологов.

Научное сообщество характеризуется тем, что его члены в зрелой науке придерживаются одной парадигмы. Парадигмой в концепции Куна называется совокупность базисных теоретических взглядов, классических образцов выпонения исследований, методологических средств, которые признаются и принимаются как руководство к действию всеми членами «научного сообщества». Легко заметить, что все эти понятия оказываются тесно связанными: научное сообщество состоит из тех людей, которые признают определенную научную парадигму и занимаются нормальной наукой .

Парадигма – одно из ключевые понятий современной философии науки. Обозначает совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Понятие парадигмы коррелятивно понятию научного сообщества: она объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Как правило, парадигма находит свое воплощение в учебниках или в классических трудах ученых и на многие годы задает круг проблем и методов их решения в той или иной области науки. Кун относит к парадигме, напр. аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику. В связи с критикой в адрес расплывчатости и неопределенности этого термина Кун в дальнейшем эксплицировал его значение посредством понятия дисциплинарной матрицы. учитывающего, во-первых, принадлежность ученых к определенной дисциплине и, во-вторых, систему правил научной деятельности. Наборы предписаний состоят из символических обобщений (законов и определений основных понятий теории); метафизических положений, задающих способ видения универсума и его онтологию; ценностных установок, влияющих на выбор направлений исследования; «общепринятых образцов» — схем решения конкретных задач («головоломок»), задающим ученым методику решения проблем в их повседневной научной работе. В целом понятие парадигмы шире понятия отдельной теории; парадигма формирует строй научной дисциплины в определенное время. Формирование общепризнанной парадигмы является признаком зрелости науки. Смена парадигм ведет к научной революции, т.е. полному или частичному изменение элементов дисциплинарной матрицы. Переход к новой парадигме диктуется не столько логическими, сколько ценностными и психологическими соображениями.

В зрелых научных дисциплинах – в физике, химии, биологии и т.п. – в период их устойчивого, нормального развития может быть только одна парадигма. Так, в физике примером этому является ньютоновская парадигма, на языке которой ученые говорили и думали с конца XVII до конца XIX века.

А как обстоит дело с парадигмой в социальных и гуманитарных науках?

Социология – Мертон: нет единой парадигмы, социологи учатся не только по учебникам, но и классическим текстам, а в них разные подходы, разные парадигмы. Например, Дюркгейм и Вебер по многим вопросам придерживались противоположных позиций.

Психология – бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология

Экономика – мэйнстрим и альтернативы (неокейнсианство, неомарксизм, австрийская школа и др.)

Лингвистика – доминирующие и маргинальные теории.

Нормальная наука . Большинство ученых освобождено от размышлений о самых фундаментальных вопросах своей дисциплины: они уже «решены» парадигмой. Главное их внимание направлено на решение небольших конкретных проблем, в терминологии Куна – «головоломок». Любопытно, что приступая к таким проблемам, ученые уверены, что при должной настойчивости им удастся решить «головоломку». Почему? Потому что на основе принятой парадигмы уже удалось решить множество подобных проблем. Парадигма задает общий контур решения, а ученому остается показать свое мастерство и изобретательность в важных и трудных, но частных моментах.

Нормальная наука – понятие, введенное в философию науки Куном. Означает деятельность научного сообщества в соответствии с определенной нормой – парадигмой. Природа нормальной науки состоит в постановке и решении всевозможных концептуальных, инструментальных и математических задач-«головоломок». Парадигма жестко регламентирует как выбор проблем, так и методы их решения. Для Куна творческий аспект в период нормальной научной деятельности ограничен расширением области применения и повышением точности парадигмы. Концептуальные основания парадигмы при этом не затрагиваются, что ведет лишь к количественному росту знания, но не качественному преобразованию его содержания. Поэтому Кун характеризует нормальную науку как «в высшей степени кумулятивное предприятие».

Научные революции. Если бы в книге Куна было только это описание «нормальной науки», его признали бы пусть и реалистичным, но весьма скучным и лишенным романтики бытописателем науки. Но длительные этапы нормальной науки в его концепции прерываются краткими, но полными драматизма периодами смуты и революций в науке – периодами смены парадигм.

Эти времена подступают незаметно: ученым не удается решить одну головоломку, затем другую и т.п. Поначалу это не вызывает особых опасений, никто не кричит, что парадигма фальсифицирована. Ученые откладывают эти аномалии – так Кун называет нерешенные головоломки и не укладывающиеся в парадигму явления – на будущее, надеются усовершенствовать свои методики и т.п. Однако когда число аномалий становится слишком большим, ученые – особенно молодые, еще не до конца сросшиеся в своем мышлении с парадигмой – начинают терять доверие к старой парадигме и пытаются найти контуры новой.

Начинается период кризиса в науке, бурных дискуссий, обсуждения фундаментальных проблем. Научное сообщество часто расслаивается в этот период, новаторам противостоят консерваторы, старающиеся спасти старую парадигму. В этот период многие ученые перестают быть “догматиками”, они чутки к новым, пусть даже незрелым идеям. Они готовы поверить и пойти за теми, кто, по их мнению, выдвигает гипотезы и теории, которые смогут постепенно перерасти в новую парадигму. Наконец такие теории действительно находятся, большинство ученых опять консолидируется вокруг них и начинают с энтузиазмом заниматься “нормальной наукой”, тем более что новая парадигма сразу открывает огромное поле новых нерешенных задач.

Таким образом, окончательная картина развития науки, по Куну, приобретает следующий вид: длительные периоды поступательного развития и накопления знания в рамках одной парадигмы сменяются краткими периодами кризиса, ломки старой и поиска новой парадигмы. Переход от одной парадигмы к другой Кун сравнивает с обращением людей в новую религиозную веру, во-первых, потому, что этот переход невозможно объяснить логически и, во-вторых, потому, что принявшие новую парадигму ученые воспринимают мир существенно иначе, чем раньше – даже старые, привычные явления они видят как бы новыми глазами.

В процессе и после революции происходят: смена поколений ученых, переписывание истории развития дисциплины в свете новой парадигмы.

Кун, Томас это:

Томас Кун родился в Цинцинатти, Огайо в семье Самуэля Л. Куна, промышленного инженера, и Минетт Струк Кун.

  • 1943 — окончил Гарвардский университет и получил степень бакалавра по физике.
  • В годы Второй мировой войны был определён для гражданской работы в Бюро научных исследований и развития (the Office of Scientific Research and Development).
  • 1946 — в Гарварде получил степень магистра (master’s degree) по физике.
  • 1947 — начало формирования основных тезисов: «структура научных революций » и «парадигма ».
  • 1948 —1956 — занимал различные преподавательские должности в Гарварде; преподавал историю науки.
  • 1949 — в Гарварде защитил диссертацию по физике.
  • 1957 — преподавал в Принстоне .
  • 1961 — работал профессором истории науки на кафедре Калифорнийского университета в Беркли .
  • 1964 —1979 — работал на университетской кафедре в Принстоне, преподавал историю и философию науки.
  • 1979 —1991 — профессор Массачусетского технологического института .
  • 1983 —1991 — профессор философии Лоренса С. Рокфеллера в том же институте.
  • 1991 — вышел на пенсию.
  • 1994 — у Куна был диагностирован рак бронхов.
  • 1996 — Томас Кун умер.

Кун был дважды женат. Первый раз на Катерине Мус (с которой у него было трое детей), а затем на Джиэн Бартон.

Научная деятельность

Наиболее известной работой Томаса Куна считается — «Структура научных революций» (The Structure of Scientific Revolutions, 1962), в которой рассматривается теория. что науку следует воспринимать не как постепенно развивающуюся и накапливающую знания по направлению к истине, но как явление, проходящее через периодические революции, называемые в его терминологии «сменами парадигм » (англ. paradigm shift ). Изначально «Структура научных революций» была опубликована в виде статьи для «Международной энциклопедии унифицированной науки» («International Encyclopedia for Unified Science»), издаваемой Венским кружком логических позитивистов. или неопозитивистов. Огромное влияние, которое оказало исследование Куна, можно оценить по той революции, которую она спровоцировала даже в тезаурусе истории науки: помимо концепции «смены парадигм», Кун придал более широкое значение слову «парадигма », использовавшемуся в лингвистике. ввёл термин «нормальная наука» для определения относительно рутинной ежедневной работы учёных, действующих в рамках какой-либо парадигмы, и во многом повлиял на использование термина «научные революции» как периодических событий, происходящих в различное время в различных научных дисциплинах, — в отличие от единой «Научной Революции» позднего Ренессанса.

Во Франции концепция Куна стала соотноситься с теориями Мишеля Фуко (соотносились термины «парадигма» Куна и «эпистема» Фуко) и Луи Альтюссера, хотя те скорее занимались историческими «условиями возможного» научного дискурса. (В действительности мировоззрение Фуко было сформировано под влиянием теорий Гастона Башляра, который независимо разработал точку зрения на историю развития науки, схожую с кунновской.) В отличие от Куна, рассматривающего различные парадигмы в качестве несопоставимых, по концепции Альтюссера, наука имеет кумулятивную природу, хоть данная кумулятивность и дискретна.

Работа Куна весьма широко используется в социальных науках — например, в постпозитивистско -позитивистской дискуссии в рамках теории международных отношений.

Этапы научной революции

Ход научной революции по Куну:

  • нормальная наука — каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории;
  • экстраординарная наука. Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ;
  • научная революция — формирование новой парадигмы.

Общественная деятельность и награды

Кун был членом Национальной академии наук. Американского философского общества, Американской академии наук и искусств.

В 1982 году профессор Кун удостоен медали Джорджа Сартона в области истории науки (the George Sarton Medal in the History of Science).

Имел почётные звания многих научных и учебных заведений, в том числе университета Нотр Дам, Колумбийского и Чикагского университетов. университета Падуи и Афинского университета.

Библиография

На английском языке

  • Bird, Alexander. Thomas Kuhn Princeton and London: Princeton University Press and Acumen Press, 2000.
  • Fuller, Steve. Thomas Kuhn: A Philosophical History for Our Times (Chicago: University of Chicago Press, 2000.
  • Kuhn, T.S. The Copernican Revolution. Cambridge: Harvard University Press, 1957.
  • Kuhn, T.S. The Function of Measurement in Modern Physical Science. Isis. 52(1961): 161—193.
  • Kuhn, T.S. The Structure of Scientific Revolutions (Chicago: University of Chicago Press, 1962) ISBN 0-226-45808-3
  • Kuhn, T.S. «The Function of Dogma in Scientific Research». Pp. 347-69 in A. C. Crombie (ed.). Scientific Change (Symposium on the History of Science, University of Oxford, 9-15 July 1961). New York and London: Basic Books and Heineman, 1963.
  • Kuhn, T.S. The Essential Tension: Selected Studies in Scientific Tradition and Change (1977)
  • Kuhn, T.S. Black-Body Theory and the Quantum Discontinuity, 1894—1912. Chicago: University of Chicago Press, 1987. ISBN 0-226-45800-8
  • Kuhn, T.S. The Road Since Structure: Philosophical Essays, 1970—1993. Chicago: University of Chicago Press, 2000. ISBN 0-226-45798-2

На русском языке

  • Структура научных революций (The Structure of Scientific Revolutions).
  • Сущностное напряжение (The Essential Tension)
  • Теория черного тела и квантовая прерывность, 1894—1912 (Black-Body Theory and Quantum Discontinuity, 1894—1912).

Wikimedia Foundation. 2010 .

Смотреть что такое «Кун, Томас» в других словарях:

Кун Томас — (р. 1922), американский философ и историк науки. Выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования, господствующих в науке определённого исторического периода … Энциклопедический словарь

КУН Томас — (р. 1922) американский философ и историк науки. Выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования, господствующих в науке определенного исторического периода.… … Большой Энциклопедический словарь

Кун, Томас — КУН (Kuhn) Томас (родился в 1922), американский философ и историк науки. В его работе Структура научных революций (1963), получившей широкую известность, история науки представлена как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кун Томас — Структура научных революций Парадигмы, наука «нормальная» и «аномальная» Вместе с Лакатосом, Фейерабендом и Лауцаном Томас Кун входит в плеяду известных эпистемологов постпопперианцев, разрабатывавших концепцию истории науки. В известной… … Западная философия от истоков до наших дней

КУН Томас — (Kuhn, Thomas Samuel) (1922 1996), американский историк и философ науки. Родился 18 июля 1922 в Цинциннати (шт. Огайо). Изучал теоретическую физику в Гарвардском университете, где в 1949 защитил докторскую диссертацию. Преподавал с 1949 в… … Энциклопедия Кольера

Кун Томас — (род. в 1922) американский философ и историк науки. Родился в Цинциннати. Получил образование в Гарварде и работал некоторое время в радиоисследовательской лаборатории. Но его привлекала научная работа, и в 1961 г. он стал профессором истории… … Великие философы: учебный словарь-справочник

КУН ТОМАС — (Kuhn, Thomas) (1922 ) американский специалист по истории науки, чьи социологические поиски много сделали для подрыва условных, абстрактных. общих философских оценок, вроде эмпиризма и фальсификационизма. В представлении Куна нет универсального… … Большой толковый социологический словарь

Кун, Томас Сэмюэл — Томас Сэмюэл Кун Thomas Samuel Kuhn Дата рождения … Википедия

Кун Томас Сэмюэл — Томас Сэмюэл Кун Фотография Томаса Куна на книге Александра Бёрда «Thomas Kuhn». Дата и место рождения: 18 июля 1922 Дата и место смерти … Википедия

КУН Томас Сэмюэл (1922-1996) — американский философ и историк науки, один из лидеров современной постпозитивистской философии науки. В отличие от логического позитивизма, занимавшегося анализом формально логических структур научных теорий, К. одним из первых в западной… … История Философии: Энциклопедия

  • Структура научных революций. Кун, Томас Сэмюэл. «Структура научных революций» Томаса Куна, американского физика и философа, впервые опубликованная в 1962 году, вызвала широкий резонанс в научных кругах. В этой работе Томас Кун впервые… Подробнее Купить за 363 руб
  • После «Структуры научных революций». Кун, Томас Сэмюэл. В этот сборник, впервые опубликованный уже после смерти великого ученого, вошли статьи, в которых Томас Кун вновь обращается к темам, так или иначе затронутым в его opus magnum «Структура… Подробнее Купить за 354 руб
  • Структура научных революций. Томас Кун. «Структура научных революций» Томаса Куна, американского физика и философа, впервые опубликованная в 1962 году, вызвала широкий резонанс в научных кругах. В этой работе Томас Кун впервые… Подробнее Купить за 281 руб

Другие книги по запросу «Кун, Томас» >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *