Структура научной работы

Структура научной работы

Результаты научной работы представляют обычно в виде статьи или доклада по определенным устоявшимся правилам их оформления. Научную работу можно условно разделить на вводную часть, основную и заключение. Студенческие работы в виде рефератов, дипломных работ и проектов структурно состоят из следующих элементов: титульного листа, оглавления, введения, основной части (разбитой на параграфы), заключения и списка использованной литературы. В случае необходимости также добавляются в конце еще и приложения. У научной монографии при ее чтении студент обнаружит те же основные структурные элементы. Схема оформления научной статьи такая же, но без титульного листа и оглавления, чаще всего без подзаголовков, особенно если она небольшого объема. К статье прилагают сведения об авторе, а также реферат и аннотацию.

Титульный лист научной работы считается первой страницей рукописи, но номер на ней не ставится. Здесь указываются: полное наименование учебного заведения (вверху), ниже наименование кафедры, на которой выполнена работа, а еще ниже – фамилия, имя и отчество исследователя (в именительном падеже).

В средней части поля листа располагают заглавие работы, написанное прописными буквами (без слова «тема»). В подзаголовочных данных автор может конкретизировать заголовок, но без превращения его в новое заглавие. Например, заголовок «Ход роста сосновых древостоев», а подзаголовок в скобках будет: «На примере насаждений … лесничества». Чаще всего в подзаголовках указывают вид работы (магистерская диссертация, дипломная или курсовая работа). Заголовок должен быть по возможности кратким и четким. В заголовке не следует допускать расплывчатых формулировок, типа, «Анализ некоторых…», штампов (« К изучению…», «К вопросу…»).

Ниже в правой части титульного листа указывается фамилия и инициалы научного руководителя, его ученое звание и ученая степень.

В самой нижней части титульного листа указывается место выполнения и год написания работы (без слова «год»). Например: Екатеринбург, 2011.

Реферат у научных монографий, дипломных работ (проектов) помещают перед оглавлением. Слово «реферат» (от лат. refero) означает «сообщаю» или «пускай он возвестит». Его цель – кратко рассказать о работе. Объем реферата – не более одной страницы (1500- 2000 печатных знаков). Содержание его сводится к обоснованию актуальности темы, краткой характеристике работы по главам, полученным результатам, их новизне и возможности внедрения в производство. В начале реферата указывается общее число страниц работы, количество таблиц, рисунков, приложений и использованных библиографических источников. Перед текстовой частью приводятся основные ключевые слова в работе (от 5 до 15) в именительном падеже, набранные прописными буквами через запятую.

Оглавление дает представление о структуре и содержании работы и помогает читателю быстрее отыскать нужный материал в тексте. Оно обычно составляется после ее написания путем обозначения глав, параграфов (иногда еще и подпараграфов) с указанием страниц. При этом цифра страницы указывает начало раздела.

Названия заголовков глав и параграфов перечисляются в той же последовательности, что и в тексте, и должны полностью совпадать с ними. Исключением может быть слово «глава», которое не обязательно писать в оглавлении.

Заголовки параграфов в оглавлении, чтобы они не сливались с главами, обычно располагают с некоторым сдвигом.

Если научная работа состоит из нескольких томов, то в первом помещают оглавление всего отчета с указанием номеров томов (в остальных – только своего тома).

Термин «оглавление» не идентичен термину «содержание». Первый применяется, когда части и параграфы работы связаны по содержанию между собой, второй – когда такой тесной связи нет. Поэтому в студенческих работах предпочтительнее использовать термин «оглавление».

Введение . хотя и стоит первым, пишется обычно после завершения работы. Оно может достигать до 5 % объема основного текста. В нем обосновывается актуальность темы исследования, теоретическая значимость и практическая ценность работы. В диссертационных работах указываются предмет и объекты исследования, положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая ценность полученных результатов, их апробация.

Основная часть состоит из нескольких глав, которые разбиваются на параграфы. В первой главе, как правило, студент описывает состояние изученности разрабатываемой темы, историю вопроса с перечислением наиболее значимых ученых, причастных к изучению интересующих исследователя вопросов. Анализируются спорные моменты, высказывается свое аргументированное мнение по ним.

Отдельной главой или параграфом обязательно должны быть изложены методические вопросы как полевых работ, так и камеральных. В лесном хозяйстве приходится использовать многочисленные методики по разным аспектам, которые постоянно изменяются и уточняются. На известные и общепринятые методики обычно делается только ссылка. Если же используются свои или малоизвестные разработки, а также дополнения к известным методикам, то их описывают более подробно, чтобы читателю они были максимально понятны.

В конце глав обычно делаются заключения в виде промежуточных выводов.

Заключение в студенческих научных работах обычно не превышает 1-2 страниц. Оно излагается в краткой, четко сформулированной форме, лучше всего по пунктам полученных результатов исследования, указывается возможность внедрения их в производственную практику и даются рекомендации по перспективам дальнейших работ по данной теме.

В список использованной литературы включаются только публикации, которые были использованы в научной работе. Он составляется с учетом ГОСТ Р 7.0.5-2008. Способы группировки литературных источников применяют разные, чаще всего алфавитный или в порядке первого упоминания работ в тексте.

При алфавитной группировке источники располагаются в общем алфавите фамилий авторов или заглавий книг (если автор не указан). Авторов-однофамильцев располагают в списке с учетом их инициалов также в алфавитном порядке. Работы одного и того же автора располагаются обычно в хронологии их издания. При алфавитной группировке первоисточников в начале списка часто приводятся нормативно-правовые акты органов власти (конституция, указы, законы, распоряжения правительства), затем ведомственные нормативно-правовые акты, ГОСТы и ОСТы. После них указываются книги и статьи на русском языке, иностранные источники и последними – интернет-сайты. Иногда иностранные источники отдельно не выделяют.

Группировка первоисточников в порядке упоминания работ в тексте также находит применение. Она позволяет экономить площадь статьи, книги, но имеет и недостаток. При чтении текста публикации не указаны фамилии авторов, на которые делаются ссылки. Неудобен список и для быстрого поиска конкретного автора или работы. Поэтому встречаются научные публикации, в которых первоисточники указываются цифрами в квадратных скобках, а библиография составляется в алфавитном порядке. В этом случае номера первоисточников указываются не в порядке первого упоминания.

В библиографическом описании используются стандартные сокращения часто встречающихся слов и словосочетаний. Например: «М.» – Москва, «лесн. хоз-во» – лесное хозяйство, «Урал. гос. лесотехн. ун-т» – Уральский государственный лесотехнический университет, «науч.-техн.» – научно-техническая. Ниже приводятся примеры библиографического описания.

Статья из журнала

Петров С.С. Сидоров А.А. О резонансах в волноводе / Вестн. Моск. ун-та. Сер.3, Физика. 2001. № 5. С. 23-34.

Родин А.Р. Рост культур сосны и ели // Лесн. хоз-во. 1974. № 12. С. 31-34.

Статья из сборника научных трудов или разового издания

Иванов П.А.Таксационные показатели древостоев/ / Леса Урала и хоз-во в них: сб. науч. тр. Свердловск, 1970. Вып. 9. С. 121-124.

Егоров И.И. Применение фосфорных удобрений // Пути повышения исследований в лесном хозяйстве: тез. докл. науч.-техн. конф. асп. и мол. ученых. Киров, 1983. С. 101-102.

Статья из газеты

Чемпионы раз в 10 лет / Виктор Серов // Спорт-экспресс. 2005. 21 мая.

Иванов П.А. Зуев А.А. Гражданское право: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А.Г. Петрова; Моск. гос. юрид. акад. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. Юрист, 2002. 532 с.

Леса России: учебн. пособие для вузов /Г.А. Иванов [и др.]; отв. ред. В.В. Белов; С-Петерб. гос. лесотехн. акад. 2-е изд. перераб. и доп. СПб: СПбЛТА, 2001. 328 с.

Издание, не имеющее индивидуального автора

Мелиорация: наука – производству: матер. совещ. / отв. ред. И.К. Серов. СПб: СПбНИИЛХ, 2000. 127 с.

Иванов И.В. Строение и рост ельников на Урале: автореф. дис. … канд. с.-х. наук. М. 2001. 28 с.

Иванов И.В. Строение и рост ельников на Урале: дис. … канд. с.-х. наук: 06.03.02: защищена 21.01.02: утв. 15.07.02 / Иванов Илья Викторович. М. 2002. 288 с. Библиогр. с.272-286. 03400202466.

Формирование генетической структуры вида: отчет о НИР (промежуточ.): 22-44 / Всерос. науч.-исслед. ин-т растениеводства; рук. Джиго А.А.; исполн. Смирнова В.В. [и др.]. М. 2001. 82 с. Библиогр. с.80-81. № ГР 01840051145. Инв. № 04534333943.

ГОСТ 7.53-2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг. Взамен ГОСТ 7.53-86; введ. 2002-07-01. Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. М. Изд-во стандартов, 2002. 4 с.

Петров П.А. Сидоров Д.А. Управление исследованиями в регионе / Ин-т экономики города. М. 1989. 213 с. Библиогр. с. 210-211. Деп. в ВИНИТИ 12.05.89, № 145765.

Иванов З.А. Опыт выращивания лесных культур: информ. листок / Свердловский ЦНТИ. № 40-8-7823. Свердловск, 1999. 4 с.

Энциклопедия зарубежного искусства [Электронный ресурс]. М. Большая Рос. энцикл.,1996.

Статья из Интерента

ЕЖЕ: все еженедельные обозрения русского Интернета // www. ezhe.com.

А.с. 1005670 СССР, МКИ 3 В 25 J 15/00. Устройство для захвата неориентированных деталей типа валов [Текст] / В.С. Ваулин, В.Г. Кейман (СССР). № 3465567/25-08; заявл. 23.11.84; опубл. 30.03.85, Бюл. № 12. 3 с.

Приложения по форме могут содержать текст, копии документов, таблицы, графики, рисунки, положения из инструкций и др. Они не включаются в основную часть с целью не загромождать и не увеличивать ее объем. Каждое приложение нумеруется арабскими цифрами без знака «№». Например: «Приложение 1» (без кавычек). Строкой ниже приводится заголовок приложения. Нумерация страниц приложений обязательна и продолжает нумерацию основного текста работы, т.е. делается сквозная. В научных статьях приложения отсутствуют.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Структура научной работы

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСТВА

Приглашаем вас принять участие во всероссийском с международным участием конкурсе научно-исследовательских работ

«ТВОРЧЕСТВО В НАУКЕ, ИСКУССТВЕ, ПРОФЕССИИ»

Конкурс проводится в целях раскрытия творческих способностей, повышения уровня профессиональной подготовки будущих специалистов и их навыков самостоятельной исследовательской работы.

Конкурс проводится по направлениям

К участию в Конкурсе приглашаются студенты образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования независимо от курса обучения.

Конкурс проводится в один этап в период с 16 февраля 2016 года по 17 мая 2016 года. Материалы принимаютсядо 10 мая 2016 года. Материалы, присланные на конкурспосле 10 мая 2016 года, к рассмотрению не принимаются.

Форма проведения Конкурса – заочная.

Подведение итогов Конкурса – до 20 мая 2016 года (результаты будут опубликованы на сайте ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры http://www.bgiik.ru).

Участник представляет на конкурс не более одной работы, выполненной на русском языке. На конкурс принимаются работы, выполненные индивидуально или коллективно.

Перечень конкурсной документации на участие в конкурсе:

— заявка на участие в Конкурсе (Приложение 2);

Материалы принимаются по электронной почте: [email protected] с пометкой в Теме: «Конкурс» двумя отдельными файлами: 1-«текст–фамилия автора», 2- «заявка-фамилия автора» (например, «текст-Иванов И.И.», «заявка-Иванов И.И.») в соответствии с требованиями.

Материалы, направленные для участия в Конкурсе, не рецензируются и не возвращаются.

Победителям конкурса вручаются Дипломы I, II и III степени, участникам – Сертификаты.

Оргвзнос за участие в конкурсе составляет200 рублей (распечатка текстов работ для экспертов, изготовление дипломов и сертификатов, почтовая рассылка дипломов и сертификатов ).

Денежный перевод можно отправить:

· с помощью сервиса «Золотая корона» (более подробная информация о сервисе на сайте http://www.perevod-korona.com ). Перевод отправлять на имя Маматовой Светланы Ильиничны, г.Белгород, Россия. Тел. 8&511338904;

· переводом на карту сбербанка 5469070010256358 на имя Маматовой Светланы Ильиничны

· лично, по адресу: г. Белгород, ул. Королева д.7, каб. 231 (БГИИК)

Требования к оформлению работ:

Титульный лист (Приложение 1).

  • редактор Microsoft Office Word; шрифт «Times New Roman»; кегль 14, интервал – 1,5;
  • выравнивание по ширине;
  • размер бумаги – А 4; ориентация книжная;
  • поля – 2 см со всех сторон;
  • отступ (абзац) – 1,25 см.
  • номера страниц: положение (внизу страницы); выравнивание (от центра);
  • расстановка переносов: автоматическая;
  • рекомендуемые символы: кавычки «….».

Сноски (на литературу) печатаются внутри текста в квадратных скобках после цитаты, выделенной кавычками (сначала указывается номер источника, а затем, после запятой – номер страницы, например: [1, 105]. Сноски на разные литературные источники без указания страниц, например: [2; 6; 18; 28].

Список литературы располагается в алфавитном порядке 14 кеглем в конце текста. Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическое описание документов».

Объем – от 10 до 20 страниц текста на листах формата А 4.

В тексте допускаются рисунки и таблицы. Размер текста на рисунках и в таблицах 12 пт.

Структура работы в Приложении 3 .

Контакты: Маматова Светлана Ильинична, [email protected] (+7) 951-133-89-04.

Образец оформления титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации Управление культуры Белгородской области ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» Направление:психология Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте Выполнил:Иванов Иван Иванович, студент 3 курса, факультет дизайна Руководитель:Петров Петр Петрович, кандидат педагогических наук Белгород 2016

СТРУКТУРА ВВЕДЕНИЯ К НАУЧНОЙ РАБОТЕ

Тема 1. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Вы ответили правильно на 6 вопрос(ов) из 6 просмотренных.

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Структура курсовых и выпускных квалификационных работ одинакова, и совпадает со структурой научных работ любого уровня. Основные требования изложены в методичке (Касимова, Салимова) и в папке «Требования к оформлению курсовых и дипломных работ».

Курсовая/ выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:

2. Глава 1 (теоретическая) – 2-3 параграфа.

3. Глава 2 (описание и анализ результатов эксперимента)

5. Список литературы

Рассмотрим более подробно структуру второй главы – она зависит от характера эксперимента.

2.1. Организация исследования и характеристика психодиагностических методик

2.2. Анализ результатов экспериментального исследования ОБЩЕГРУППОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2.2. Характеристика коррекционно-развивающей программы (системы занятий)…

2.3. Психолого-педагогические рекомендации

2.3. Анализ эффективности коррекционно-развивающей программы (системы занятий)…ОБЩЕГРУППОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Включение теоретических выкладок во введение (со ссылками на первоисточники)

2. Описание методов исследования и коррекционных программ в одном параграфе (при формирующем эксперименте)

3. Включение результатов исследования в параграфы-описания методов. Результаты приводятся только общегрупповые (средние, стандартные отклонения, критерии значимости различий и корреляции) – в 2.2 при констатирующем эксперименте и в 2.3. – при формирующем.

4. Включение индивидуальных результатов в основной текст работы. Индивидуальные результаты испытуемых собираются в сводные таблицы и приводятся в приложении .

Отсутствие психолого-педагогических рекомендаций при проведении констатирующего эксперимента.

Тема 1. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Вы ответили правильно на 8 вопрос(ов) из 8 просмотренных.

СТРУКТУРА ВВЕДЕНИЯ К НАУЧНОЙ РАБОТЕ

2. Степень разработанности (фамилии исследователей, отечественных и зарубежных)

3. Противоречие – проблема – выбор темы (указанные противоречия, недостаточная разработанность проблемы привели к выбору темы…)

4. Цель (выявление взаимосвязи, проведение сравнительного анализа, осуществление диагностики и коррекции)

5. Объект и предмет исследования (предмет – часть объекта, его отдельная сторона, подробно изучаемая в данной работе). Пример: тема – «Коррекция самооценки у подростков». Объект – самооценка у детей подросткового возраста, предмет – динамика самооценки подростков в процессе коррекционной работы.Типичные ошибки. меняют местами объект и предмет (можно по алфавиту); вместо предмета указывают выборку (пример: предмет – ученики младших классов в количестве… )

6. Гипотеза – предположение, которое проверяется с помощью научного метода. Если она сформулирована некорректно – исследование провести невозможно (Примеры некорректных гипотез: внутренний мир студентов меняется в процессе обучения; восприятие рекламы зависит от степени экстравертированности личности)

7. Задачи: теоретическая (анализ литературы); экспериментальная (по исследованию); практическая (разработать рекомендации).

8. Методологические основы исследования

9. Методы исследования (обязательно указываются основные, к каждому основному по необходимости – вспомогательные). Пример: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, тестирование, математико-статистический анализ и интерпретация данных.

10. Экспериментальная база исследования (указывается не только общее количество испытуемых и название организации, но и распределение испытуемых по группам). . Название учреждения лучше указать полностью, без использования аббревиатуры.

11. Новизна исследования

12. Практическая значимость (для кого результаты представляют интерес, для чего могут быть использованы)

13. Апробация результатов исследования

14. Структура работы

Глава III. Написание и оформление научных работ студентов

§ 1. Структура учебно-научной работы

Любое произведение научного характера можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Большинство работ студентов по своей композиционной структуре состоит из следующих элементов: 1) титульного листа; 2) оглавления; 3) введения; 4) основной части; 5) заключения; 6) списка использованных источников. Некоторые работы имеют седьмой элемент ‑ приложения, куда включают таблицы, графики и другие дополнительные материалы.

Титульный лист (приложение 1) ‑ это первая страница рукописи, на которой указаны надзаголовочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные, сведения о научном руководителе, место и год выполнения работы.

К надзаголовочным данным относятся: полное наименование учебного заведения, факультета и кафедры, по которой выполнена работа. В средней части титульного листа пишется заглавие работы. В подзаголовочных данных указывается вид работы (курсовая, выпускная квалификационная работа). Затем, ближе к правому краю титульного листа, пишутся группа, факультет, полностью фамилия, имя и отчество автора. Да­лее указываются ученая степень, ученое звание, полностью фамилия, имя, отчество научного руководителя. В нижней части титульного листа указываются место и год написания работы.

Оглавление (приложение 2) раскрывает содержание работы путем обозначения глав, параграфов и других рубрик рукописи с указанием страниц, с которых они начинаются. Оно должно быть в начале работы после титульного листа. Названия глав и параграфов должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.

Введение призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблем и вопросов. В нем определяются актуальность, новизна, научная и практическая значимость темы, показывается степень ее разработанности, то есть тем самым обосновывается выбор темы научного исследования. Здесь же формулируются цели и задачи, которые ставились автором, описываются методы и практическая база исследования, указывают объект и предмет исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов.

Обычно объем введения не превышает 5-10 % объема основного текста. Оно печатается на отдельных страницах. Ни в «Оглавлении», ни в тексте оно не обозначается цифрами, будучи самостоятельной частью работы. Все компоненты научного аппарата выделяются шрифтом или подчеркиванием.

Каждый компонент излагается с новой строки. Например:

Актуальность исследования определяется тем, что.

Цель исследования ‑ раскрыть понятие.

Какие же компоненты входят в состав введения?

Будьте внимательны: с чтения «Введения» начинается оценка всей работы. По его качеству судят обо всей работе, об уровне подготовки, об ответственности, об умении проектировать свою работу и продуманно ее выполнять и о многих других качествах студента.

Основная часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы. Первый параграф студенты нередко посвящают истории или общетеоретическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрывают основные ее аспекты. В них излагаются теоретические положения, дается анализ спорных точек зрения, высказывается и аргументируется свое мнение по ним, излагаются результаты обобщения собранного фактического мате­риала, анкетирования, изучения документов и т.д. В конце каждой главы рекомендуют делать краткие выводы.

Каждое исследование имеет «Заключение» ‑ эпилог работы, ее завершающую часть. Назначение такового ‑ показать, что цель, поставленная в исследовании, достигнута, а гипотеза доказана. Существуют разные виды «Заключения»:

— резюме (это краткое описание проделанной работы, выполняемое как перечень сделанного и выводов по главам);

— выводы (новые суждения, а точнее умозаключения, сделанные на теоретическом или эмпирическом материале);

— собственно заключение (это комплексная форма завершения исследования, включающая в себя и резюме, и выводы).

Выбор вида «Заключения» зависит от сложности работы: для реферата бывает достаточно резюме, для курсовой ‑ выводов, а для ВКР ‑ заключения.

Построение «Заключения» зависит от выбранного вида. Его наиболее полный вариант соответствует следующему:

1) утверждение о достижении цели исследования и доказанности гипотезы с краткими подтверждениями;

2) резюме как кратчайший обзор проделанной работы;

3) новые положения (идеи, суждения, оценки), полученные в результате исследования;

4) определение научной новизны проделанной работы;

5) установление практической значимости проделанного.

По стилю написания «Заключение» должно быть лаконич­ным, четким, логичным, доказательным, убедительным. Надо помнить, что к нему, как и к «Введению», наиболее внима­тельны и научный руководитель, и рецензент, дающие отзыв на работу. Объем заключения не должен превышать 5-10 % объема основного текста.

В список использованных источников включаются те литературные источники, которые были прочитаны студентом по данной теме, использованы при написании работы и упомянуты в тексте или сносках.

В приложения включаются извлечения из отдельных нормативных актов, копии подлинных документов, выдержки из отчетов, обобщений, образцы анкет, таблицы, графики и другие вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, увеличивают ее объем. При подсчете объема работы приложения не учитываются. К оформлению приложения предъявляются определенные требования (приложение 4).

Структура научно-исследовательской работы

Традиционно сложилась определенная композиционная структура НИР, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие: 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Введение 4. Главы основной части 5. Заключение 6. Библиографический список 7. Приложения Титульный лист является первой страницей НИР и заполняется по строго определенным правилам. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки НИР и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Введение. Здесь обычно обосновывается научная новизна и актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов. Научная новизна НИР дает автору право на использование понятия «Впервые» при характеристике полученных результатов, это означает отсутствие подобных результатов до их публикации. Научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованны, методические рекомендации, которых внедрены в практику и оказывают существенное влияние на развитие науки в целом и ее от дельных направлений. Актуальность темы оценивается с точки зрения современности и социальной значимости, создается проблемная ситуация, выход из которой вы и предлагаете. Чтобы читателю НИР сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте и потому нуждается в дальнейшей разработке). Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство со специальной литературой, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме НИР, должны быть названы и критически оценены. От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой НИР, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав НИР. Это важно также и потому, что заголовки таких глав «рождаются» именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Обязательным элементом введения, является формулировка объекта и предмета исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет — это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание, именно предмет исследования определяет тему НИР, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования. В главах основной части НИР подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме НИР и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал. НИР заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение9quot;. Как и всякое заключение, эта часть НИР выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез — последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое «выводное9quot; знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность. После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей НИР и отражает самостоятельную творческую работу. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте. Если автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте, и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, помещают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата, помогающими пользоваться ее основным текстом Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение9quot; и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение I», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри9quot;; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).

Для лучшего отражения логики научного исследования в научных работах используется рубрикация текста. т.е. подразделение рукописи на отдельные логически соподчиненные части. Самой простой рубрикой является абзац (отступ вправо в начале первой строки каждой части текста).

Абзацы предназначены для того, чтобы подчеркнуть мысли автора, а также чтобы их изложение носило более завершенный характер. Грамотная разбивка текста на абзацы помогает в процессе чтения и осмысления прочитанного.

Очень часто главы Основной части разбиваются на несколько параграфов. Такое деление следует производить с учетом логических правил деления понятия. Эти правила заключаются в следующем:

1. Перечислить все виды делимого понятия, т.е. глава по своему смысловому содержанию должна точно соответствовать суммарному смысловому содержанию всех относящихся к ней параграфов.

2. Избранный признак деления должен оставаться неизменным на протяжении всего деления, т.е. является недопустимой подмена одного признака деления другим, что может привести к неполному делению или/и к частичному совпадению содержания различных параграфов в одной главе.

3. Члены деления должны по смыслу исключать друг друга, а не соотноситься между собой как часть и целое.

4. Непрерывность процесса деления, т.е. при делении следует переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них.

Глава «Виды российского экспорта» Параграфы: 1) Продукция обрабатывающей промышленности 2) Нефть 3) Газ

Глава «Виды российского экспорта» Параграфы: 1) Продукция обрабатывающей промышленности 2) Продукция добывающей промышленности (этот параграф может быть в свою очередь разделен на подпункты: нефть, газ и т.д.)

Какие еще требования предъявляются к заголовкам глав и параграфов? Они должны кратко и точно отражать содержание относящегося к ним текста, не сокращая, но и не расширяя объем смысловой информации, которая в них заключена. Не стоит использовать в заголовках узкоспециальные или местные термины, недопустимо включение в заголовок сокращений, аббревиатур, а также различных формул.

Возможны следующие системы нумерации рубрик:

— использование знаков разных типов – римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами;

— использование только арабских цифр, расположенных в определенных сочетаниях.

В современных научной и технических текстах используется, в основном, чисто цифровая система нумерации, при которой номера самых крупных частей научного произведения (первая ступень деления) состоит из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) – из двух цифр, третья ступень деления – из трех цифр и т.д.

Существует три основных приема изложения научных материалов: строго последовательный, целостный (с последующей обработкой каждой главы) и выборочный (когда главы пишутся отдельно в любой последовательности).

При строго последовательном изложении материала исследования автор не переходит к новому разделу, пока полностью не закончил предыдущий. Это приводит к тому, что работа может потребовать очень много времени, так как пока будет обрабатываться один раздел, остальной материал, пусть даже почти не нуждающийся в обработке, будет лежать без движения.

При использовании целостного приема затраты времени сокращаются примерно вдвое за счет того, что сначала пишется вся работа в черновом варианте, а затем осуществляется ее обработка в частях и деталях, с внесением дополнений и исправлений.

При выборочном изложении материалов автор обрабатывает имеющиеся материалы в любом удобном для него порядке, например, по мере готовности фактических данных.

Окончательный выбор того или иного приема является сугубо индивидуальным и зависит только от Вас.

Очень важно и полезно критически перечитать работу в целом после ее завершения с тем, чтобы еще раз проверить все заголовки, выводы, формулы, таблицы, язык и стиль работы.

Язык и стиль письменной научной работы имеет свои характерные особенности, основывающиеся на выработанных годами традициях общения ученых.

В основном, научное изложение состоит из рассуждений, целью которых служит доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, которые указывают на:

— последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.),

— противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее),

— причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же),

— переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, рассмотрев, перейдет к…, необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть),

— итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать…).

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.).

В научный текст включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты, поэтому для их точного словесного выражения используется специальная терминология. Это дает возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

Очень важно не смешивать различную терминологию в одном тексте, так как каждая наука имеют свою терминологическую систему. Также нельзя использовать вместо принятых в данной науке терминов профессиональные слова и выражения, распространенные в среде узких специалистов.

В силу специфики научного познания, которое стремится установить научную истину, основной стилевой чертой научной речи является объективность изложения. Поэтому в тексте научных работ часто используются вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения. Например, с помощью таких вводных слов факт можно представить:

— как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно);

— как предполагаемый (видимо, надо полагать);

— как возможный (возможно, вероятно).

Для соблюдения объективности изложения материала обязательно следует указывать источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. С этой целью в тексте используются специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

Как правило, в научной работе изложение ведется от третьего лица («он», «она», «оно», «они»), так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа («ты»). Относительно редко используются местоимения первого лица, причем, обычно автор выступает во множественном числе и употребляет «мы» вместо «я», что позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления.

В то же время чрезмерное увлечение использованием в тексте местоимения «мы» также производит плохое впечатление, поэтому авторы научных работ стараются использовать конструкции, исключающие употребление этого местоимения. К таким конструкциям относятся:

— неопределенно-личные предложения (например, «В начале формулируют цели экспертизы, а затем производят отбор и формирование группы экспертов»);

— изложение от третьего лица (например, «автор полагает…»);

— предложения с глаголами в страдательном залоге (например, «Разработана экономико-математическая модель…»).

Одним из важнейших условий, обеспечивающих научную и практическую ценность информации, заключенной в письменной научной работе, является смысловая точность. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дав возможность двоякого толкования и придав всему тексту нежелательную тональность.

Не следует злоупотреблять псевдонаучной терминологией и иностранными словами, особенно если Вы сами не знаете точного значения данных слов и выражений.

Необходимым качеством научной речи является ее ясность. т.е. умение писать доступно и доходчиво.

Следует избегать ненужного многословия. Необходимым и обязательным качеством грамотной научной речи, определяющим ее культуру, является краткость. Важно уметь избегать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Цель в данном случае можно сформулировать так: «как можно не только точнее, но и короче донести суть дела.

Цитаты могут использоваться в тексте научной работы для подтверждения собственных доводов с помощью ссылки на авторитетный источник или для иллюстрации своей критики в адрес тех или иных положений, высказанных цитируемым автором.

Текст цитаты может быть двух видов: прямым, когда текст цитаты заключается в кавычки и приводится с сохранением авторского написания, или непрямым, когда за счет пересказа мыслей других авторов своими словами удается добиться значительной экономии текста.

В любом случае, необходимо в точности воспроизводить цитируемый текст, так как любое сокращение может исказить смысл, который был вложен автором приводимой выдержки, а также не забывайте указывать источник цитаты.

Для того чтобы сделать цифровой материал, а также доказательства и обоснование выдвигаемых положений, выводов и рекомендаций более наглядными следует использовать особые формы подачи информации, такие как схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.п.

В зависимости от содержания таблицы бывают двух видов:

1. Аналитические, которые являются результатом обработки и анализа показателей. Обычно после них делается обобщение в качестве нового знания (вывода).

2. Неаналитические, в которые обычно помещают необработанные данные, служащие только для информации или констатации.

Если в тексте содержится более одной таблицы, то все они должны быть пронумерованы арабскими цифрами (над верхним левым углом пишется «Таблица …» с указанием порядкового номера таблицы).

Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать над таблицей.

При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

Следует также помнить о необходимости указывать источники всех приводимых в таблицах данных.

Очень часто для представления статистических данных, иллюстрирующих тот или иной вывод или закономерность, лучше использовать графики или диаграммы. К оформлению иллюстраций в научной работе предъявляются следующие требования:

1. Иллюстрация должна быть встроена в текст и связана с ним, т.е. она должна органично дополнять сказанное.

2. Все иллюстрации должны иметь сквозную нумерацию (за исключением того случая, когда во всем тексте имеется единственная иллюстрация).

3. Ссылки на иллюстрации помещаются в тексте в том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией. Ссылку можно оформить или в виде выражения, заключенного в круглые скобки, или с помощью специального оборота, например: «(рис.2)», или «Как видно из рис.2…», или «…как это видно на рис.2». Не следует оформлять ссылку как самостоятельную фразу.

4. Каждая иллюстрация должна быть снабжена подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и содержанию иллюстрации.

К оформлению рукописи научной работы предъявляются следующие основные требования:

1. Все тексты печатаются на стандартной бумаге формата А4 (210х297 мм).

2. Число знаков в строке – 60-65 (включая пробелы), число строк на полной странице – 28-30.

3. Размеры полей: верхних – 20 мм, нижних – 20 мм, правых – 10мм, левых – 20-30 мм. Размер абзацного отступа 5 знаков (10 мм).

Тема 9. Оформление отчета по НИР .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *