Судебная система российской федерации

Судебная система РФ

В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов — судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

В Российской Федерации СУДЕБНАЯ СИСТЕМА установлена Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В настоящее время в судебную систему России входят суды трех категорий:

1. обычные суды (суды общей юрисдикции и военные суды);

2. арбитражные суды;

3. конституционные (уставные) суды.

Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД (ВС) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

К СУДАМ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ наряду с Верховным Судом Российской Федерации причисляются:

1. Районные суды – являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

2. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации.

Особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции образуют Военные суды.

ВОЕННЫЕ СУДЫ в Российской Федерации это – федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.). Входят в единую судебную систему Российской Федерации. Военным судам подсудны дела о преступлениях и об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, а также некоторые гражданские дела. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. В систему военных судов входят:

1. Гарнизонные военные суды – организуются и действуют на территории, включающей один или несколько военных гарнизонов.

2. Окружные (флотские) военные суды – являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к соответствующим гарнизонным военным судам;

3. Военная коллегия, действующая в составе Верховного Суда Российской Федерации — является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВАС) — высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВАС назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Организационно-структурная СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ строится на четырех уровнях.

1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (общее количество – 81). В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения.

2. Арбитражные апелляционные суды – суды по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

3. Федеральные арбитражные суды округов (общее количество – 10) – работают в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Создан в 1991 г. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

СУДАМИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации, который может создаться субъектом Российской Федерации для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

2. Мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Судебная система Российской Федерации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции. Значение этих понятий для разграничения компетенции судов

2. Верховный Суд РФ — высшее звено системы судов общей юрисдикции

3. Система арбитражных судов России

4. Органы предварительного следствия

Список использованной литературы

1. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции. Значение этих понятий для разграничения компетенции судов

В зависимости от того, о каком виде судов идет речь, суды, составляющие судебную систему Российской Федерации, подразделяются на определенные группы — звенья. У федеральных судов общей юрисдикции три звена, четыре звена у арбитражных судов. Конституционный Суд РФ один, поэтому понятие звена судебной системы к нему неприменимо.

Под звеном судебной системы Российской Федерации понимается совокупность судов, обладающих равной компетенцией. Лишь применительно к федеральным судам общей юрисдикции третьего звена понятие равной компетенции применяется с определенной долей условности, так как в это звено исторически принято включать Верховный Суд РФ и все военные суды, в том числе окружные военные суды и гарнизонные военные суды.

К судам второго звена федеральных судов общей юрисдикции относятся областные, краевые суды, Верховные суды республик, суды автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Эти суды осуществляют правосудие путем рассмотрения дел не только по первой инстанции, но и в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).

Суды первого звена это все виды районных судов (за исключением судов городов федерального значения). Судами данного звена рассматривается большое количество уголовных и гражданских дел, а, кроме того, подведомственные судам общей юрисдикции дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации. Они осуществляют правосудие по делам об административных правонарушениях, разрешая уголовные и гражданские дела по первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Нижестоящими по отношению к районным судам являются мировые судьи, которые не входят в систему федеральных судов общей юрисдикции. Они образуют одно из звеньев судов субъектов Российской Федерации.

Система арбитражных судов также как система федеральных судов общей юрисдикции состоит из звеньев. Первое звено в ней отведено арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Второе — арбитражным апелляционным судам. Третье — федеральным арбитражным судам округов (арбитражным кассационным судам). Четвертое — Высшему Арбитражному Суду РФ.

Звеном судебной системы субъектов Российской Федерации и в этом смысле звеном судебной системы Российской Федерации следует также признавать конституционные суды субъектов Российской Федерации.

Звено — это понятие судоустройственное. Судебная инстанция — судопроизводственное. Судебная инстанция — это предусмотренный законом порядок рассмотрения дела в суде. Судебной системе Российской Федерации известно пять общих порядков осуществления правосудия (пять инстанций).

1. Рассмотрения дел по первой инстанции.

2. Апелляционная инстанция.

3. Кассационная инстанция.

4. Надзорная инстанция.

5. Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).

Федеральным процессуальным законом предусмотрен еще как минимум один порядок осуществления правосудия — конституционное судопроизводство. Конституционным Судом РФ разрешаются дела о соответствии Конституции РФ нормативно-правовых актов и некоторые иные дела.

Так как правосудие осуществляется и при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а требования к порядку рассмотрения дел об административных правонарушениях отличаются от тех, которые предусмотрены для любой вышеперечисленных инстанций, налицо седьмой порядок осуществления правосудия — рассмотрение судом дел об административных правонарушениях.

В целом трудно переоценить значение таких понятий, как: «судебное звено» и «судебная инстанция» для судебной системы Российской Федерации, поскольку отсутствие разграничения данных понятий привело бы к невозможности осуществления судебной власти, как таковой. Формирование строгой иерархичности (структуры) судов дает возможность осуществлять судебную власть, в том виде, в котором мы привыкли её видеть, в порядке определенных инстанции и определенных звеньев по подведомственности судов в части своих компетенций.

2. Верховный Суд РФ — высшее звено системы судов общей юрисдикции

«Верховный Суд Российской Федерации, — говорится в ст. 126 Конституции РФ,— является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики».

Другими словами, данный суд, как высшее звено системы судов общей юрисдикции, призван выполнять, по меньшей мере, три основные социальные функции, реализация которых определяет его роль и место в судебной системе Российской Федерации и системе других органов государственной власти:

— выполнение задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

— осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью таких судов;

— дача разъяснений по вопросам судебной практики.

В соответствии с вышеуказанными функциями можно отметить и общую характеристику Верховного Суда РФ, а так же и его положения в судебной системе и в целом в государстве, достаточно обратить внимание на то, что первая из названных функций этого суда проявляется в том, что он наделен полномочием рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов общей юрисдикции.

Положение высшего судебного органа требует еще того, чтобы он проверял законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений всех возглавляемых им судов (гражданских и военных). За ним окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным гражданскими и военными судами, в первую очередь теми, которые относятся к судам среднего уровня. «Верховный Суд Российской Федерации,— говорится в ч. 4 ст.19 Закона о судебной системе,— является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов флотов. «.

Вторая из названных функций Верховного Суда РФ тесно связана с первой. Осуществлять судебный надзор за деятельностью судов — это значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими ошибки. Как подчеркнуто в Конституции РФ, делаться это должно только в процессуальных формах, т.е. с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, а не произвольно. Выполнение данного требования — важное средство, призванное обеспечивать независимость судов общей юрисдикции, законность и обоснованность принимаемых ими решений.

Третья функция тоже не изолирована от других. Осуществление ее позволяет Верховному Суду РФ активно влиять в нужном направлении на практику применения конкретных законов не только судами, но и другими органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами. Разъяснения, даваемые Пленумом этого Суда, опираются на обобщенную практику судов по применению конкретных законов, отражают ее суть и дают ориентиры для правильного применения соответствующих законов в будущем.

Наряду с названными функциями Верховный Суд РФ имеет также предоставленное ему ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы. Это важное средство обратной связи нашего законодателя с практикой применения издаваемых им законов. Именно на практике выявляются как достоинства законов и других правовых актов, так и их недостатки. Верховный Суд РФ — один из органов, который располагает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения. Опираясь на такую информацию, он способен активно содействовать законотворчеству, привлекая внимание к пробелам и иным недостаткам действующего законодательства. Влиять на содержание действующего законодательства ему дает возможность и предоставленное ст. 125 Конституции РФ право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии конституционным предписаниям федеральных законов и иных нормативных актов.

Так же Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий осуществляет следующую деятельность:

1) рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации, возникающим при рассмотрении судебных дел;

3) осуществляет контроль за выполнением судами общей юрисдикции Российской Федерации руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

4) разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

5) реализует право законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ;

6) устанавливает количество военных судов и численность судей военных судов;

7) изменяет территориальную подсудность уголовных и гражданских дел на территории, где введено чрезвычайное положение;

8) представляет на рассмотрение Президента РФ или Правительства РФ рекомендации о заключении, прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ;

9) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними;

10) готовит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления.

Кроме того, при Верховном Суде РФ в качестве совещательного органа образуется Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, а организация и порядок деятельности Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ определяются положением о нем, утверждаемым Пленумом Верховного Суда РФ.

Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ является совещательным органом, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики, в том числе по проектам:

а) разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по применению законодательства, по материалам обобщений судебной практики и судебной статистики;

б) представлений по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке или в порядке толкования законов;

в) инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным Судом РФ.

Состав Верховного Суда Российской Федерации определяется статьей 10 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», в которой дается четкое обозначение, что Верховный Суд РФ действует в составе:

1) Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

2) Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

3) Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (с 1 января 2012 г.);

4) Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

6) Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

7) Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Так же в Верховном Суде РФ действуют общее собрание судей Верховного Суда РФ и Совет судей Верховного Суда РФ, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением о них, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда РФ.

Порядок назначения на должность судей Верховного Суда РФ осуществляется следующим образом:

Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. При назначении судей Верховного Суда РФ соблюдаются следующие требования:

* наличие гражданства РФ;

* наличие высшего юридического образования;

* возраст не моложе 35 лет;

* стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

судебный юрисдикция арбитражный следствие

3. Система арбитражных судов России

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

Полномочия, порядок образования и деятельность арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционными законами: «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», а также Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, ст. 2 Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

— высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

— федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

— арбитражные апелляционные суды;

— арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

— специализированные арбитражные суды.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: — между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;

— между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

— между субъектами Российской Федерации.

Основными задачами арбитражных судов при решении подведомственных им споров являются:

— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; — содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере вышеуказанных видов деятельности.

Деятельность арбитражных судов строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Арбитражные суды Российской Федерации представляет собой систему состоящую из 5 звеньев.

Самыми низшими звеньями являются арбитражные суды субъектов Российской Федерации, а также специализированные суды субъектов Российской Федерации, которые рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой и кассационной инстанции. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения. Специализированные суды Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81.

Далее вышестоящими в структуре арбитражных судов Российской Федерации являются арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Следующие звено представлено Федеральными Арбитражными судами округов (арбитражные кассационные суды), которые насчитывабтся в количестве 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

Последнее звено в структуре Арбитражных судов Российской Федерации является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии. Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

4. Органы предварительного следствия

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел Российской Федерации, следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом требуется получение судебного решения или санкции (разрешения) прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Рассматривая такой орган, как Следственный комитет Российской Федерации, то можно отметить, что это самый молодой орган предварительного следствия, который был образован 15 января 2011 года Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Система Следственного комитета РФ состоит из:

1) центрального аппарата Следственного комитета;

2) главного следственного управления и следственного управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации

3) следственного отдела и следственного отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним следственные подразделения Следственного комитета;

Так же в центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения (в том числе по федеральным округам) в соответствии с Положением о Следственном комитете Российской Федерации.

В системе Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться научные и образовательные учреждения, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности.

Правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Спектр полномочий Следственного комитета РФ обширен, однако основным являются осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета.

Органы предварительного следствия Федеральной службы безопасности представляет собой Следственный аппарат органов Федеральной службы безопасности имеет структуру, которая отличается от структуры следственных аппаратов органов прокуратуры особенностью построения органов Федеральной службы безопасности.

В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом на следователей органов Федеральной службы безопасности возложено производство предварительного следствия по преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства, некоторым преступлениям в сфере экономической деятельности, особо тяжким преступлениям против общественной безопасности, против мира и безопасности человечества.

Следственный аппарат ФСБ представляет структуру из двух звеньев:

Следственное управление (центральный аппарат);

следственные отделы региональных управлений субъектов Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации.

В составе следственных подразделений имеются должности следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам.

Деятельность следователей ФСБ контролируется руководителями следственных подразделений, а надзор за их деятельностью осуществляют прокуроры, территориальные и военные.

Рассматривая следственный аппарат органов внутренних дел, можно отметить, что в его структуру входит Министерства внутренних дел Российской Федерации и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации установлено, что Следственный комитет при МВД РФ является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации. Положением об органах предварительного следствия определены следующие их задачи: обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве; организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ.

Кроме этого, органы предварительного следствия анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей; разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия и методики расследования отдельных видов преступлений; организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность; обеспечивают подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; выполняют и другие функции по обеспечению деятельности органов предварительного следствия.

Структуру органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации представляют:

Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ;

Главное следственное управление (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ;

следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и региональных объектах;

следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Следственный комитет возглавляет заместитель министра — начальник Следственного комитета при МВД РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. В составе центрального аппарата существуют управления и отделы, которые осуществляют деятельность по руководству нижестоящими следственными подразделениями. В следственных подразделениях имеются должности следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам.

1. Рядовой по призыву Петров, проходивший военную службу в Энском гарнизоне, находился в основном отпуске по месту жительства своих родителей в г. Барнауле. Совместно со школьным товарищем он совершил кражу личного имущества.

Какому суду будет подсудно данное уголовное дело?

При решении данной задачи необходимо обратить внимание, что рядовой Петров будучи в отпуске являлся лицом, проходящим службу в рядах вооруженных сил Российской Федерации, т.е. являлся военнообязанным лицом и был приписан к Энскому военному гарнизону, что означает, что при совершенном преступлении, он будет представлен к трибуналу, и будет подсуден районному военному суду по военному округу (району) к которому приписан Энский военный гарнизон. Что касается совершенного преступления школьными товарищами военнообязанного лица, то они будут подсудны суду общей юрисдикции районного суда города Барнаула, в котором совершили данное правонарушение — кражу.

2. Гражданин Сидоров, встретив своего приятеля Иванова, похвастался тем, что является сотрудником одного из правоохранительных органов, так как устроился на работу в частное детективное агентство. На что Иванов ему заметил, что правоохранительными являются только государственные органы, а частная детективная служба к таковым не относится, поэтому к правоохранительным органам никакого отношения не имеет.

Рассудите спор двух приятелей. Дайте определение правоохранительным органам.

Правоохранительные органы — это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Рассматривая данный спор, можно отметить что, гражданин Иванов прав, т.к. в соответствии с закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 года, а именно статьей 1 закреплено: «На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется». Что означает, что гражданин Сидоров не прав в данном споре.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. — 1994. — 25 января; // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — ст. 445.

2. Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы: учебник для вузов. — изд. 9-е, перераб. и доп. — М. 2009.

3. Аничин А.В. Проблемы современного состояния и пути развития органов предварительного следствия в России. — М. 2006.

4. Черников В.В. Судебная система, правоохранительные органы, специальные службы России. — М. 2001.

Размещено на Allbest.ru

/ Судебная система РФ

Конституционные принципы правосудия

Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третейские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил.

К конституционным принципам правосудия можно отнести:

Правосудие в РФ осуществляется только судом (статья 118 Конституции РФ).

Создание чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (статья 120 Конституции РФ).

Судьи несменяемы (статья 121 Конституции РФ).Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Судьи неприкосновенны (статья 122 Конституции РФ).Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Разбирательство дел во всех судах открытое (статья 123 Конституции РФ). Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом(статья 123 Конституции РФ).

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 Конституции РФ).

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (статья 123 Конституции РФ).

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (статья 124 Конституции РФ).

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к принципам правосудия относит следующие:

Единство судебной системы.

Самостоятельность судов и независимость судей.

Обязательность судебных постановлений.

Равенство всех перед законом и судом.

Участие граждан в осуществлении правосудия.

Гласность в деятельности судов.

Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Высокий статус судов подчеркивается установленными законом символами судебной власти. На здании каждого суда устанавливается Государственный флаг РФ, а в зале заседаний помещаются изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

Понятие и общая характеристика судебной системы РФ, ее структура. Суды федеральные и суды субъектов РФ

Судебная система — совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями. Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118ко­торой, в частности, сказано: “1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной сис­темы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Консти­туции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими суда­ми в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

В ст. 125определенстатус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, при­званного контролировать конституционность законов и иных право­вых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиня­ются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную прак­тику, а равно практику других правоохранительных органов.

Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. о которых говорится в ст. 126и127, то им отведено несколько иное место. У них есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсисте­мы, они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы в целом определяется предписания­ми не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодатель­ных актов:

Закона о судоустройстве;

Закона об арбитражных судах;

Закона о военных судах;

Закона о мировых судьях.

Из приведенных конституционных положений и положений назван­ных законодательных актов можно сделать по крайней мере три вы­вода:

правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитраж­ный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к чис­лу органов судебной власти, реализующих полномо­чия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение испол­нения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной сис­темы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано, что “в Россий­ской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (ус­тавные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, со­ставляющие судебную систему Российской Федерации”;

суды в Российской Федерации подразделяют­ся на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации ;

всю совокупность федеральных судов следова­ло бы сгруппировать в три подсистемы (блока):

Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор;

Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков. В ст. 126Конституции РФ они именуют­сясудами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

гарнизонных военных судов;

окружных (флотских) военных судов;

Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ. федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апел­ляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, ав­тономной области и автономных округов).

Конституционный Суд РФ занимает обособленное по­ложение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125Консти­туции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими феде­ральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

Законом о судебной системе предусмотрена возможность образо­вания судов субъектов РФ:

конституцион­ных (уставных) судов субъектов РФ;

Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По этому поводу в ст. 3Закона о судебной системе сказано следующее: “Единство судебной системы Российской Федерации обеспечива­ется путем:

установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конститу­ционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями ус­тановленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обще­признанных принципов и норм международного права и международ­ных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федераль­ного бюджета”.

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное зна­чение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17Закона о судебной системе этот порядок пред­полагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государствен­ных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ:

высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основа­нии предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только пу­тем внесения поправок в нее;

другие федеральные суды создаются и упраздняются только фе­деральными законами;

суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъек­тов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с со­блюдением требований федеральных законов и законов соответству­ющих субъектов РФ.

Конституционно-правовой статус судей

Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулиру­ются Конституцией РФ и Законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».

Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объедине­ний, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение требо­ваний и распоряжений судей влекут установленную законом от­ветственность.

Все судьи обладают единым статусом. Определенными осо­бенностями отмечено правовое положение судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявля­ются определенные требования: «Судьями могут быть только лица, имеющие гражданствоРФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридиче­ской профессии не менее пяти лет» (ст. 119 Конституции РФ).

Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и ряд дополнительных требований:

неукоснительное соблюдение Конституции РФ и дру­гих законов;

судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и бес­пристрастности;

судье запрещается быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и дви­жениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачивае­мой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалифи­кационный экзамен и получившие рекомендацию квалификаци­онной коллегии судей. При этом судьей вышестоящего суда мо­жет быть гражданинРФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для судей Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Поскольку осуществление судьями своих функций может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, соответ­ствующим Федеральным законом «О государственной защите су­дей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» введена государствен­ная защита их жизни, здоровья и имущества. Меры защиты мо­гут применяться также в отношении близких родственников. Эти меры направлены против лиц, пытающихся воспрепятство­вать законной деятельности судей либо принудить их к измене­нию ее характера, либо из мести за эту деятельность. Применение и осуществление мер безопасности в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов, а также их близких возлагается на органы внутренних дел.

Судебная система российской федерации

Судебная система Российской Федерации

Глава 21. Судебная система Российской Федерации

Статья 163. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебную систему Российской Федерации составляют:

Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации, Верховные Суды и Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные, городские суды и арбитражные суды, суды и арбитражные суды автономных областей и автономных округов, районные (городские) народные суды, мировые судьи и военные суды.

Организация и порядок деятельности судов Российской Федерации, арбитражных судов и военных судов определяются законами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Законом РФ от 9 декабря 1992 г. N 4061-I установлено, что положения части восьмой статьи 164 настоящей Конституции распространяются на судей Верховного Суда Российской Федерации, Верховных Судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных судов, судов автономной области и автономных округов, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, районных (городских) народных судов и военных судов, избранных после введения в действие названного Закона

Статья 164. Все суды Российской Федерации образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Участие присяжных заседателей в судопроизводстве обеспечивается в соответствии с законами Российской Федерации судом, рассматривающим гражданское или уголовное дело.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации избираются Съездом народных депутатов Российской Федерации.

Мировые судьи избираются населением округа, на который распространяется их юрисдикция, сроком на пять лет.

Народные судьи районных (городских) народных судов и избираются соответствующими Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, Московским и Санкт-Петербургским городскими Советами народных депутатов, Советами народных депутатов автономных областей и автономных округов.

Судьи краевых, областных, Московского, Санкт-Петербургского городских судов, арбитражных и военных судов избираются Верховным Советом Российской Федерации.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, Верховных Судов и Высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, судов и арбитражных судов автономных областей и автономных округов избираются соответственно Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономных областей и автономных округов.

Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, а народные заседатели вышестоящих судов — соответствующими Советами народных депутатов. Народные заседатели военных судов избираются собраниями военнослужащих по месту службы открытым голосованием.

Полномочия судей в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, поскольку иное не установлено Конституцией и законами Российской Федерации. Судьи несменяемы. Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет.

Народные заседатели ответственны перед избравшими их органами или избирателями, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.

Статья 165. Конституционный Суд Российской Федерации — высший орган судебной власти по защите конституционного строя. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 15 судей. Организация Конституционного Суда Российской Федерации, его компетенция и порядок конституционного судопроизводства в нем устанавливаются Законом о Конституционном Суде Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом Российской Федерации и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов Российской Федерации, кроме Конституционного Суда Российской Федерации и арбитражных судов Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации состоит из Председателя, его заместителей, членов Верховного Суда Российской Федерации и народных заседателей.

Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим экономическим судебным органом Российской Федерации и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов Российской Федерации. Высший арбитражный суд Российской Федерации состоит из Председателя, его заместителей и членов Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

Статья 165.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

разрешает дела о конституционности федеральных законов и иных актов Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и Президиума Верховного Совета Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации, Совета Министров (Правительства) Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти; Конституций республик, уставов краев и областей городов Москвы и Санкт-Петербурга, иных актов представительных и исполнительных органов республик, краев и областей, автономной области, автономных округов городов Москвы и Санкт-Петербурга; договоров между республиками, краями, областями, автономными областями, автономными округами городами Москвой и Санкт-Петербургом; международных договоров Российской Федерации; политических партий и иных общественных объединений; правоприменительной практики;

разрешает споры о компетенции между федеральными государственными органами; между государственными органами Российской Федерации и государственными органами республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов; между государственными органами различных республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

дает заключение о наличии у соответствующего федерального должностного лица стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные с его должностью полномочия — по представлению государственной медицинской комиссии; о наличии оснований для отрешения от должности соответствующего федерального должностного лица, а также должностного лица республики, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения; о конституционности подписанных международных договоров Российской Федерации до их ратификации или утверждения;

рассматривает иные дела, если это предусмотрено законами и не противоречит его юридической природе.

Статья 166. Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции — с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей.

Гражданин имеет право на коллегиальное рассмотрение его дела в суде, за исключением случаев, установленных законом.

Статья 167. Судьи, присяжные заседатели и народные заседатели независимы, подчиняются только закону.

Судьям, присяжным заседателям и народным заседателям обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Какое-либо вмешательство в деятельность судей, присяжных заседателей и народных заседателей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Неприкосновенность судей, присяжных заседателей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливаются законодательными актами Российской Федерации.

Статья 168. Правосудие в Российской Федерации осуществляется на началах состязательности и равенства сторон перед законом и судом.

Статья 169. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.

Статья 170. Обвиняемому обеспечивается право на защиту.

Статья 171. Судопроизводство в Российской Федерации ведется на русском языке или на языке республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

Статья 172. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Статья 173. Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.

Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, правовыми актами краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения.

Статья 174. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

Судебная система РФ — совокупность государственных органов — судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации»

Принципы деятельности судебной системы РФ — характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

— принцип законности. (ссылке на все)

— принцип единства судебной системы РФ

— принцип осуществления правосудия только судом.

— принцип равенства всех перед законом и судом.

— принцип независимости судей.

— принцип презумпции невиновности.

— принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

— принцип состязательности сторон.

— принцип открытости судопроизводства.

— принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

— принцип обязательности судебных решений.

— принцип государственного или национального языка в судах.

Система судов РФ — это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

— Конституционный суд РФ.

— Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

— Городские (районные) суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

— Военная коллегия Верховного суда РФ.

— Военные (флотские) окружные суды РФ.

3. Арбитражные суды в РФ.

— Высший Арбитражный Суд РФ.

— Федеральные арбитражные суды округов

— Арбитражные суды округов

— Арбитражные суды субъектов РФ

4. Иные суды, действующие на территории РФ.

— Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный суд РФ

— Верховный суд РФ

— Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

— Военные и специализированные суды.

— Высший арбитражный суд РФ

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

— Арбитражные апелляционные суды.

— Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

— Конституционные (суды) субъектов РФ.

Звено судебной системы РФ — совокупность судов РФ, наделенных однотипными полномочиями и занимающими равное положение в судебной системе РФ.

В РФ на звенья делятся системы судов общей юрисдикции и система арбитражных судов РФ.

К высшему звену относятся: Верховный суд РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Высший Арбитражный Суд.

К среднему звену относятся: Суды субъектов РФ, Суды военных округов, флотов, видов и групп войск, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды.

5. Судебная инстанция судебной системы РФ.

Судебная инстанция в РФ — суд или его структурная подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

В РФ выделяется четыре судебной инстанции:

Суд первой инстанции — рассматривает дело по существу

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции — проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Суд надзорной инстанции — проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

Судейское сообщество — это совокупность всех судей в конкретном государстве.

В Российской Федерации, деятельность судейского сообщества регулируется ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в соответствие со статьей 1 данного закона, судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

В соответствие со статьей 3 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», органами судейского сообщества являются:

— Всероссийский съезд судей, который в соответствие со статьей 6 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» является высшим органом судебного сообщества.

— Конференции судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 7 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской федерации, подробней статьи 8, 9, 10 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

— Общее собрание судей судов, подробней статья 12 ФЗ « Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

— Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 11, глава II, III ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

В соответствие с законом РФ «О статусе судей», судья — лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Статус судей — это правоспособность (наличие определенных прав и обязанностей) судей, связанная с осуществления ими судейских полномочий.

Элементы статуса судей:

— правоотношения, связанные с формированием судебного корпуса (наделение кандидата в судьи судейскими полномочиями)

— правоспособность судей при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

— права и обязанности судей по отношению к судейскому сообществу.

— правоотношения, связанные приостановлением и прекращением полномочий судей, пребывания их в отставке.

1. Правоотношения, связанные с формированием судейского корпуса:

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи:

В соответствие со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», кандидат на должность судью должен обладать следующим правовым статусом и умениями:

— Иметь гражданство Российской Федерации.

— Не иметь судимости и не быть судимым, не подвергаться уголовному преследованию.

— Не иметь гражданство иного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

— Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

— Не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

— Не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

— Достижение определенного возраста:

Возраст минимум 25 лет, стаж по юридической специальности -5 лет — для судей судов основного звена (судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировой судья.)

Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности — 7 лет — для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)

Возраст минимум 35 лет, стаж по юридической специальности — 10 лет — для судей Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда

Возраст минимум 40 лет, стаж по юридической специальности — 15 лет — для судей Конституционного суда РФ.

В соответствие со статьей 5, отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющих заболевания, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен (ссылка) на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Кандидат обязан предоставить в экзаменационную комиссию ряд документов. (ссылка) Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные законе. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, предоставив при этом ряд документов (ссылка).

Порядок наделения судей полномочиями:

В соответствие со статьей 6, судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Гарантии судей в РФ — совокупность условий, вследствие которых судьи получают возможность независимо осуществлять свои полномочия.

Виды гарантий судей в РФ:

— Гарантии непосредственно связанны с отправлением правосудия.

— Гарантии неприкосновенности судей.

— Гарантии материального и социального обеспечения судей, права на отставку, приостановления и прекращения полномочий.

— Гарантии, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

— Гарантии, закрепленные в иных нормативных правовых актов.

10. Присяжные и арбитражные заседатели.

Присяжные заседатели — Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел.

Деятельность присяжных заседателей регламентируется ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Арбитражные заседатели — Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществления правосудия в системе арбитражных судов РФ.

Деятельность арбитражных заседателей регламентируется ФЗ « Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и статьей 3 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», кандидаты, как в присяжные, так и в арбитражные заседатели заносятся в специальные списки. Списки присяжных заседателей формируют высшие исполнительные органы субъектов РФ раз в 4 года. Списки арбитражных заседателей формируют Арбитражные суды субъектов РФ, из кандидатур, предложенных профессиональными объединениями предпринимателей.

ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в соответствии со статьей 3, устанавливает следующие требования к присяжным заседателям: присяжным заседателем может быть гражданин РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, старше 25 лет, не имеющие судимость, обладающие дееспособностью и т.д.

ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» в соответствии со статьей 2, устанавливает следующие требования к арбитражным заседателям: арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25-летнего возраста; имеющие безупречную репутацию, высшие образование и опыт работы в установленных сферах; не имеющие судимость; не совершившие поступок, умоляющий авторитет судебной власти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *