Сущность государства кратко

Понятие, сущность и основные признаки государства

При изучении теории государства и права. предметом которой являются именно государство и право, необходимо получить правильные представления о государстве, определить его основные особенности, признаки, позволяющие отличить его от иных социальных явлений.

Государство – это единая организация суверенной, политической, публичной власти, которая правовыми средствами и с помощью специального аппарата управления и принуждения обеспечивает организацию общественных отношений на строго определенной территории, устанавливая и взыскивая налоги.

1. В этом определении закреплены основные признаки государства. Рассмотрим их подробнее.

1. Государство – властвующая организация (см. об этом гл.1). Это не организация для решения культурных воспитательных, экономических и т.п. задач (хотя, безусловно, государство занимается и их решением), а организация для осуществления власти.

2. Единство . Государство, государственная власть едина в пределах определенного общества.

3. Суверенитет . Это политико-правовое свойство государства, связанное с его независимостью от какой-либо иной власти и самостоятельностью в решении всех вопросов как внутри страны, так и за рубежом. Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Независимость государственной власти означает ее независимость от какой-либо иной власти.

Суверенитет может быть внутренний и внешний. Внутренний – предполагает независимость государства от каких-либо властвующих субъектов внутри страны. Внешний суверенитет означает независимость государства в отношениях с другими государствами и международными организациями. Однако эта независимость не может быть абсолютной. Являясь членом мирового сообщества, любое государство в международных делах должно уважать права человека, требования международных договоров и конвенций .

4. Политический характер. Государственная власть – власть политическая. Государство и создавалось, и развивается, прежде всего, как власть политическая, связанная с решением не конкретных вопросов, а для регулирования отношений между классами, нациями, государствами и т.д. – то есть для политических отношений.

5. Публичный характер.Государственная власть – власть публичная. Публичность власти проявляется в том, что она:

а) выделилась из общества. Члены общества, как известно, занимаются производством и распределением материальных и духовных благ.

б) стоит над обществом Отделившись от общества, государство существует не параллельно с обществом, а стоит выше, «над ним», ибо осуществляет по отношению к нему властвование.

в) действует в интересах всего общества. Все иные властные структуры осуществляют властвование только над членами своей группы, в рамках своего социального института (лидер конкретной партии, глава определенной организации и т.д.).

г) осуществляется специальным отрядом людей. Государственную власть осуществляют уже не члены общества (рабочие, врачи, педагоги и т.д.), а субъекты, имеющие специальные властные полномочия, статус, наименование (царь, министр, президент, судъя и т.д.).

6. Правовой характер деятельности. Государство осуществляет свои властные полномочия правовыми средствами. Для решения того или иного вопроса оно издает правовые акты общего и индивидуального характера и обеспечивает их реализацию опять же правовыми средствами.

7. Организованный характер. Государственная власть – не аморфное образование. Она четко организована в специальный аппарат, состоящий из взаимодействующих органов. От характера организации государственного аппарата зависит и эффективность деятельности государства.

8. Наличие специального аппарата принуждения. Среди органов государства имеются не только органы управления, но и специальные органы, осуществляющие исключительно принуждение.

9. Территориальная организация власти. Государственная власть в отличие от иных видов власти организуется территориально. Все иные властвующие субъекты имеют определенный круг подвластных (членов определенной партии, религиозной конфессии, членов коллектива и т.д.). Государственная власть распространяется на всех субъектов, населяющих определенную территорию. Каких-либо иных критериев распространения государственной власти на подвластных ( например, национальность, язык) не может быть.

10. Наличие налогов. Поскольку государственная власть публична, ее субъекты сами непосредственно ничего не производят. Для их существования, для обеспечения функций государства необходимы средства, которые государство и собирает с членов общества, с производителей материальных благ.

Только в совокупности всех указанных признаков государство становится подлинным «государством9raquo;. Познание и характеристика указанных признаков имеет не только научно-теоретическое, но и практическое значение.

Указанные признаки государства позволяют подчеркнуть его особенности как специфического явления, определить признаки, отличающие его от иных субъектов социального властвования. Социальное же назначение государства, его общественная значимость определяется через категорию «сущность государства».

2. Сущность государства

Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе. Поэтому в науке сложились два подхода к пониманию сущности государства.

Первый из них — классовый подход. Основываясь на марксистской теории государства. сторонники этой концепции исходят из классовой природы государства. Государство понимается как классовое явление. Оно возникло с образованием классов, изменяется со сменой классов и отомрет при их исчезновением. Следовательно, и сущность права имеет классовое содержание. Классики марксизма, характеризуя классовую сущность государства, трактовали его как машину для угнетения одного класса другим, как орудие классового господства.

Другой подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служения обществу, а не отдельным лицам или классу. Подобная сущность государства проявляется в том, что оно понимается как орудие обеспечения целостности общества, порядка и организованности в нем, как средство обеспечения прав и свобод человека.

Подобная трактовка имеет ряд преимуществ перед классовым подходом:

Во-первых. здесь подчеркивается общественная, общечеловеческая природа государства. которое действует уже не в интересах класса, а всего общества и отдельных его членов, индивидов.

Во-вторых. в этом случае государство понимается уже не как орудие насилия, а как средство позитивного регулирования, упорядочения отношений, обеспечения свободы общества и личности.

Нередко в науке указанные подходы противопоставляются друг другу. По мнению отдельных авторов, наличие классовой сущности, диктаторских методов управления полностью исключает демократические методы и наоборот. Представляется, что подобная точка зрения не вполне точна.

С развитием общества постепенно сокращалась сфера классово-принудительного воздействия за счет увеличения общесоциальных функций. Современные демократические государства – государства социальные, действующее в интересах общества и личности. Но это не означает, что они не осуществляет действий в интересах политической элиты, определенного социального слоя. Таким образом, можно сказать, что сущность государства имеет двойственную природу: с одной стороны, в ней присутствуют начала классовости, с другой – общесоциальные, гуманистические начала.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Сущность государства

Многообразие определений государства.

Понятие государства отражает государство как форму политической власти. Это классический (политический) подход к определению государства. Однако, государство – это сложное и комплексное явление, которое имеет множество неполитических сторон. Это и порождает множественность в определении государства.

Если политическое понятие о государстве отражает его сущность, то иные определения государства отражают его разнообразные проявления.

Альтернативные определения государства:

Государство – это организованное общество людей, расположенных на определенной территории. В этом смысле государство тождественно термину страна.

Государство есть юридическая функция, т. е. условное объединение множества людей под одним статусом. Государство здесь рассматривается как юридическое лицо, как условный и единый выразитель интересов народа.

Все в мире подчиняется органическому миру. Государство – форма биологического социального движения, т. е. государство подобно живому организму. Государство является высшей формой организации человеческого существования.

Государство – это проявление божественной воли на земле, организация власти Бога в жизни людей.

Государство – система движения информации по прямым и обратным каналам в целях управления общественными процессами.

Государство представляется как ночной сторож.

Государство как независимый менеджер, управляющий обществом и разрешающий споры.

Сущность государства — это главное, закономерное качество, свойство, отношение государства, которое остается постоянным на всем протяжении времени его развития, определяет его цели и является источником развития.

Вопрос о сущности государства является проблемным в связи с тем, что:

— взгляды людей на государство крайне субъективны и зависят от конкретно-исторического состояния государства, в котором они живут, от политических установок и убеждений своего времени.

— государство раскрывается во множестве проявлений, и установить постоянные закономерные его качества — это очень сложная теоретическая задача.

В современной науке доминирует волевая концепция сущности государства. Она основана на рассмотрении государственной власти как разновидности социальной власти. В основе сущности любой социальной власти лежит социальная воля, т.е. стремление субъектов власти достичь целей, определяющих их потребности.

Понять сущность государства, значит понять:

— воля, каких субъектов осуществляется при посредстве государственной власти

— каких целей добиваются субъекты при посредстве государственной власти.

Волевая концепция сущности государства подразделяется на три направления.

1. Классовый подход

Сформировался в 18-19 вв. последнее свое теоретическое обоснование получил в трудах социал-демократов .

Сущность государства заключается в том, что это организация классового насилия, при помощи которой экономически господствующий класс добивается и политического верховенства.

2. Общесоциальный подход

Сущность государства заключается в том, что это организация, выражающая волю всего общества и служащая средством достижения общественного блага.

3. Дуалистический подход

Пытается устранить недостатки 1-го и 2-го подхода и их объединяет.

Сущность государства в данном случае зарождается как аппарат классового насилия, но по мере своего развития стремится к достижению социального блага и выражению воли всех социальных групп и всего общества в целом

Существует ряд альтернативных концепций сущности государства:

Государство — это общение граждан между собой, ни в чем не нуждающееся и ни от кого не зависящее

Государство — это правовое управление семействами и их общими с властью интересами, основанное на вечных началах добра и справедливости

Государство — это справедливое правление мудрых и благородных

Государство — это единое лицо, верховный субъект, воля которого считается волей народа и справедливости

Государство — это организация для защиты правопорядка

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

21. Сущность государства.

Сущность государства — это главное, закономерное качество, свойство, отношение государства, которое остается постоянным на всем протяжении времени его развития, определяет его цели и является источником развития.

Вопрос о сущности государства является проблемным в связи с тем, что: взгляды людей на государство крайне субъективны и зависят от конкретно-исторического состояния государства, в котором они живут, от политических установок и убеждений своего времени. государство раскрывается во множестве проявлений, и установить постоянные закономерные его качества — это очень сложная теоретическая задача.

В современной науке доминирует волевая концепция сущности государства. Она основана на рассмотрении государственной власти как разновидности социальной власти. В основе сущности любой социальной власти лежит социальная воля, т.е. стремление субъектов власти достичь целей, определяющих их потребности.

Понять сущность государства, значит понять: воля, каких субъектов осуществляется при посредстве государственной власти каких целей добиваются субъекты при посредстве государственной власти.

Волевая концепция сущности государства подразделяется на три направления:

1. Классовый подход

Сформировался в 18-19 вв. последнее свое теоретическое обоснование получил в трудах социал-демократов.

Сущность государства заключается в том, что это организация классового насилия, при помощи которой экономически господствующий класс добивается и политического верховенства

2. Общесоциальный подход

Сущность государства заключается в том, что это организация, выражающая волю всего общества и служащая средством достижения общественного блага

3. Дуалистический подход

Пытается устранить недостатки 1го и 2го подхода и их объединяет.

Сущность государства в данном случае зарождается как аппарат классового насилия, но по мере своего развития стремится к достижению социального блага и выражению воли всех социальных групп и всего общества в целом

Существует ряд альтернативных концепций сущности государства: Аристотель

Государство — это общение граждан между собой, ни в чем не нуждающееся и ни от кого не зависящее Жан Баден

Государство — это правовое управление семействами и их общими с властью интересами, основанное на вечных началах добра и справедливости Платон

Государство — это справедливое правление мудрых и благородных Томас Гоббс

Государство — это единое лицо, верховный субъект, воля которого считается волей народа и справедливости Лев Дуппович

Государство — это организация для защиты правопорядка

1.Понятие и сущность государства.

Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества.

основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:

1) наличие особой публичной (политической) власти

2) государственный суверенитет;

3) взимание налогов.

Особая публичная (политическая) власть — один из главных признаков государства.

В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства.

Сущность государства проявляется в трех моментах, называемыми сущностными характеристиками государства. Ими являются:

1. Государственная власть;

3. Политический режим государства.

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе.

2.Функции государства. Краткая характеристика внутренних и внешних функций.

Внутренние функции –характеризуют цели и задачи внутри страны

• Налогообложения и финансового контроля

• Охрана, защита прав и интересов человека, об-ва, гос.

Внешние функции-раскрывают специфику интересов гос в сообществе, за его пределами территориальных в частности.

• Функции поддержки мирового порядка

• Функции сотрудничества по проблемам глобальных

В РБ можно отметить еще функцию демографического хар-ра.

3.Методы и формы осуществления ф-ций гос-ва

— это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Различают следующие формы осуществления функций государства:

Сущность государства кратко

Приемы, с помощью которых государство реализует свои функции, называются методами осуществления государственных функций: убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

4.Формы государства.

• Форма правления (организация высших органов гос власти порядок их образования взаимодействия между собой и населением)

• Форма гос устройства (представляет собой административно-территориальную или национально-территориальную организацию гос власти, раскрывающие взаимоотношения между отдельными частями гос центральной власти и местными органами )

• Политический гос режим ( совокупность методов и средств с помощью которой формируется гос власть)

Различают монархическую и республиканскую формы правления.

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

5. Государственный аппарат — это система органов государства, через которые служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий.

Система состоит из:

органа законодательной власти (двухпалатный ПарламентНациональное собрание. Нижняя палата —Палата Представителей. верхняя —Совет Республики );

местных представительных органов (Местные советы депутатов, областные, городские, районные, поселковые, сельские );

органов исполнительной власти (Совет министров, Министерство, государственные комитеты, иные республиканские организации, областные, городские, районные, поселковые, сельские исполкомы, местные администрации );

органов судебной власти (общие (Верховный суд РБ, областные суды, Минский городской суд, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды) и хозяйственные (Высший хозяйственный суд РБ, хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска) суды, Конституционный суд );

контрольно-надзорных органов (прокуратуры, комитет государственного контроля, налоговые инспекции и др. ).

Механизм государства — это совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть, и обеспечивающих реализацию функций государства.

Сущность государства

Сущность государства – это совокупность наиболее важных характеристик, устойчивых связей и внутренних закономерностей, присущих такому социальному явлению как государство.

Существуют два основных подхода к трактовке сущности государства:

1. Классовый подход (интересы господствующего класса)

Классовый подход раскрывает сущность государства как выражение интересов господствующего класса, который навязывает собственную волю остальному населению государства. Классовый подход характерен для марксистского понимания государства, трактовавшее государство как орудие подавления пролетариата.

2. Общесоциальный подход (интересы всего общества)

Общесоциальный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов всех социальных слоев. Основывается на способности государства выступать арбитром общественных отношений, создать возможность компромисса между различными социальными классами и группами. Общесоциальный подход характерен для большинства современных демократических правовых государств.

Кроме того, существуют второстепенные подходы к трактовке сущности государства:

1. Национальный подход (интересы титульной нации)

Национальный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной нации. Основывается на предоставлении преимуществ и привилегий титульной нации. Национальный подход был характерен для многих империй.

2. Расовый подход (интересы одной расы)

Расовый подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной расы. Основывает на предоставлении преимущества и привилегий так называемой высшей расы и грубое пренебрежение интересами других расовых групп. Расовый подход был характерен для фашистской Германии.

3. Религиозный подход (интересы определенной религии)

Религиозный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов наиболее религиозных слоев общества в рамках одной религии. Основывается на неукоснительном следовании религиозным нормам и догматам. Религиозный подход характерен для современного Ирана или Саудовской Аравии.

Сущность государства кратко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *