Организация педагогического исследования

Организация педагогического исследования

Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника исследования. Без глубокого знания сложившегося состояния педагогической теории и практики невозможно это состояние изменить и тем более осуществить прогнозирование их развития. Приобретается это знание в процессе специально организованных педагогических исследований. Педагогическое исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях педагогического процесса, его структуре, принципах, содержании и технологиях. Педагогическое исследование, по мысли В.М. Полонского, объясняет и предсказывает педагогические факты и явления.

Педагогические исследования по их направленности подразделяют на:

· фундаментальные исследования . которые своим результатом имеют обобщающие концепции, разработку моделей развития педагогических систем на прогностической основе и не преследуют непосредственно практические цели;

· прикладные исследования . которые решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с изучением отдельных сторон педагогического процесса (содержание образования, разработка технологии педагогического процесса и т.д.);

· разработки . направленные на обоснование научно-практических рекомендаций по воспитанию и обучению, формам и методам организации деятельности педагогов и учащихся, управлению школой и другими образовательными системам; на создание учебных программ, учебников, пособий и т.д.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров . К ним относятся: проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения.

Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Научная проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Решение проблемы обычно составляет цель исследования. Цель – замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Формулировка проблемы и цели влечет за собой выбор объекта исследования. Им может быть педагогический процесс, или область педагогической действительности, или какое-либо педагогической отношение, содержащее в себе противоречие. Объект – это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования – часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые направлены на проверку гипотезы. Гипотеза представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.

Критерий научной новизны характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе. Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение.

Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении закономерности, метода, модели, подхода, понятия, принципа, выявлении проблемы, тенденции, направления, разработке системы. Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п.

Структура и логика педагогического исследования могут быть представлены следующей последовательностью этапов:

1 этап. общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования; формулирование цели и задач исследования;

2 этап. выбор методологии (исходной концепции, опорных теоретических положений, единого исследовательского подхода);

3 этап. построение гипотезы исследования;

4 этап. выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования;

5 этап. организация и проведение преобразующего и контрольного экспериментов;

6 этап. анализ, интерпретация и оформление результатов исследования;

7 этап. выработка практических рекомендаций.

1. Технология и организация педагогического исследования

Исследованием в педагогической науке называется процесс научной деятельности, целью которого является получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, принципах и механизмах.

Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления. По направленности педагогические исследования бывают.

1. Фундаментальные, где в результате исследований составляются обобщающие концепции, которые подводят итоги достижений педагогической науки или предполагают модели развития педагогических систем.

2. Прикладные, т. е. исследования, направленные на глубокое изучение отдельных областей и сфер педагогического процесса.

3. Разработки – исследования направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, при которых учитываются уже известные теоретические положения.

Научное педагогическое исследование выявляет определение общепринятых методологических приемов и принципов. Такими методологическими этапами являются определение проблемы, темы, объекта и предмета исследования, цели, задач, гипотезы и защищаемых положений. Основополагающими признаками уровня качества педагогического исследования считаются принципы теоретической и практической значимости, действенности, новаторства и новшества.

Программа педагогического исследования состоит из двух частей.

1. Методологическая часть предполагает определение и объяснение важности, значимости и ситуативности темы, определение проблемы исследования, объекта и предмета, целей и задач исследования, основных понятий. Таким образом, методологическая часть педагогического исследования представляет собой предварительный сбор информационного материала, системный анализ предмета изучения и определение рабочей проблемы.

2. Процедурная часть имеет своей основной задачей определение плана и способов сбора и анализа первичных данных, а также, что главное, основного плана развития, по которому необходимо направить данные педагогические исследования.

Важные научно-педагогические исследования позволяют сформулировать ответы на проблемные вопросы в настоящее время, определяют и показывают важнейшие противоречия, имеющие место в практической деятельности педагогического исследования и педагогической науки.

Исследования в области педагогики — это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, воспитания, их структуру и механизм, содержание, принципы и технологии. Оно призвано объяснять и предсказывать педагогические факты и явления.

Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные или методические. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, подводят итоги теоретических и практических систем на прогностической основе. Прикладные или методические исследования — это работы, направленные на углубленное изучение отдельных аспектов педагогического процесса, раскрытия закономерностей педагогической практики; раскрытие конкретных научно-практических рекомендаций, основанных на уже известных теоретических положениях.

Любое педагогическое исследование предусматривает определение общепринятых методологических параметров: проблемы, темы, объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования. Основными критериями качества педагогического исследования критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Программа исследования, как правило, имеет два раздела: методологический и процедурный. Первый содержит обоснование актуальности темы, проблемы, определение объекта, предмета, целей и задач, формулировки основных понятий (категориального аппарата), предыдущий системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования, а также основные процедуры сбора и анализа первичных данных.

Обоснование актуальности содержит указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Актуальные исследования дают ответ на самые острые вопросы, отражают социальный запрос общества педагогической науке, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Критерий актуальности динамичный, подвижный, зависит от времени учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень различия между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.

Наиболее убедительной основой, определяющей тему исследования, является социальный заказ, который отражает острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения. Социальный заказ требует обоснования конкретной темы. Чаще всего это анализ степени разработанности проблемы в науке.

Если социальный заказ следует из анализа педагогической практики, то сама научная проблема находится в другой плоскости. Она выражает основные противоречия, которые должны быть решены средствами науки. Решение проблемы в целом и является целью исследования.

Формулировка проблемы обусловливает выбор объекта исследования. Им может быть педагогический процесс, отрасль педагогической действительности или какое-нибудь педагогическое отношение, содержащее в себе противоречия. Иными словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречия и порождает проблемную ситуацию. Объект — это часть объективной реальности, то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования — это существенные, характерные практической или теоретической точки зрения свойства, особенности, черты объекта, которые подлежат непосредственному анализу, изучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы. Последняя — представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых нужно проверить.

Критерий научной новизны предполагает оценку качества завершенных исследований и характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизм, содержание, принципы и технологии, которые на данный момент не были известны и не зафиксированные в педагогической литературе.

Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, подтверждении гипотезы, выявлении закономерности, метода, модели, проявления проблемы, тенденции, направления.

Практическая значимость исследования заключается в подготовке предложений, рекомендаций и т.п. Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в зависимости от типа исследований, они зависят также от времени получения нового знания.

Логика и динамика исследовательского поиска предусматривает реализацию ряда состояний: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического, прогностического.

На эмпирическом этапе получают функциональное представление об этапах исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью понять сущность явлений, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования, как система ведущих предположений, правомерность которых требует проверки и подтверждения ее предыдущей концепции исследования.

Гипотетический этап направлен на разрешение противоречий между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью понять его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретического).

Теоретический этап связан с преодолением противоречий между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и необходимостью системных представлений о нем.

Создание теории позволяет перейти к прогностического этапа, который требует решения противоречий между полученными представлениями об объекте исследования как о целостное образование и необходимостью предвидеть его развитие в новых условиях.

§ 5. Организация педагогического исследования

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогиче­ское исследование объясняет и предсказывает факты и явления.

Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Фун­даментальные исследования своим результатом имеют обобщаю­щие концепции, которые подводят итоги теоретических и прак­тических достижений педагогики или предлагают модели разви­тия педагогических систем на прогностической основе. Приклад­ные исследования — это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Раз­работки направлены на обоснование конкретных научно-прак­тических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретиче­ские положения.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями ка­чества педагогического исследования являются критерии актуаль­ности, новизны, теоретической и практической значимости.

Программа исследования, как правило, имеет два раздела: методологический и процедурный. Первый включает обоснова­ние актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и ана­лиза первичных данных.

Обоснование актуальности включает указание на необходи­мость и своевременность изучения и решения проблемы для даль­нейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в дан­ное время вопросы, отражают социальный заказ общества педа­гогической науке, обнаруживают важнейшие противоречия, ко­торые имеют место в практике. Критерий актуальности динами­чен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специ­фических обстоятельств. В самом общем виде актуальность харак­теризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.

Наиболее убедительным основанием, определяющим тему ис­следования, является социальный заказ, отражающий самые ост­рые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагатель­ного решения. Социальный заказ требует обоснования конкрет­ной темы. Обычно это анализ степени разработанности вопроса в науке.

Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама научная проблема находится в другой плоско­сти. Она выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Решение проблемы обычно и со­ставляет цель исследования. Цель — переформулированная про­блема.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта ис­следования. Им может быть педагогический процесс, область пе­дагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект — это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования — часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы. Последняя представляет со­бой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.

Критерий научной новизны применим для оценки качества за­вершенных исследований. Он характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его струк­туру и механизмы, содержание, принципы и технологии, кото­рые к данному моменту времени не были известны и не зафик­сированы в педагогической литературе.

Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении гипотезы, зако­номерности, метода, модели выявления проблемы, тенденции, направления. Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п.

Критерии новизны, теоретической и практической значимо­сти меняются в зависимости от типа исследования, они зависят также от времени получения нового знания.

Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспе­риментально-теоретического (или теоретического), прогностиче­ского.

На эмпирическом этапе получают функциональное представ­ление об объекте исследования, обнаруживают противоречия ме­жду реальной образовательной практикой, уровнем научных зна­ний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анали­за является гипотеза исследования как система ведущих предпо­ложений и допущений, правомерность которых нуждается в про­верке и подтверждении как предварительной концепции иссле­дования.

Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическо­му (или экспериментально-теоретическому).

Теоретический этап связан с преодолением противоречия ме­жду функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представле­ниях о нем.

Создание теории позволяет перейти к прогностическому эта­пу, который требует разрешения противоречия между получен­ными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его раз­витие в новых условиях.

5. Методы и организация педагогического исследования

Учитель может работать успешно только в том случае, если он не просто дает уроки, но и ведет исследование, изучая своих учеников, их особенности и способности, пытается проконтролировать эффективность используемых им педагогических приемов и методов. Поэтому любому учителю, работающему в школе, гимназии или лицее, необходимо знать основные методы педагогического исследования.

Методами педагогического исследования называют способы изучения педагогических явлений. Все многообразие методов можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Методы изучения педагогического опыта — это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых педагогов. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы.

При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наблюдение целенаправленное восприятия какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

— определение задач и целей (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи);

обработка и интерпретация полученной информации (какой результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное — наблюдение «со стороны»; открытое и скрытою (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение — очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Беседа самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Интервьюирование- разновидность беседы, привнесенная в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование -заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:

-определение характера информации, которую необходимо получить;

составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

составление первого плана вопросника;

предварительная его проверка путем пробного исследования;

исправление вопросника и окончательное его редактирование.

По объективной направленности различают вопросы, выяв ляющие фактическую информацию о личности опрашиваемого (лучше это делать в конце опроса); отношение опрашиваемого к событиям, явлениям (здесь в ответах возможна неискренность); действия опрашиваемых или других лиц (для получения более достоверной информации необходимо вводить контрольные вопросы); мнения о совершенствовании изучаемого явления.

При проведении анкетирования, интервьюирования делается вступление о цели опроса и гарантируется его анонимность. Первые вопросы должны быть интересными и недискуссионными. Следующие вопросы постепенно усложняются. Вопросы интимного характера задаются в конце опроса. Последние вопросы уточняют предыдущие. Время проведения опроса от 15 до 25 мин.

Изучение работ учащихся. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут представить сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент- специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает:

опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

активное воздействие исследователя на педагогическое явление;

измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия;

неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют 4 этапа эксперимента:

— теоретический постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

— методический разработка методики исследования и его плана, программы) методов обработки полученных результатов;

собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

аналитический количественный и качественный анализ, ин терпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки на пример, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и со держания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения. Трудности экспериментального метода состоят в том, что исследователю необходимо владеть техникой проведения эксперимента, обладать особой деликатностью, тактом, щепетильностью со стороны исследователя, умением устанавливать контакт с испытуемым.

Перечисленные методы называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.

Методы теоретического исследования. В ходе теоретического анализа обычно выделяют и рассматривают отдельные стороны, признаки, особенности или свойства педагогических явлении. Анализируя отдельные факты, группируя и систематизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают общий принцип или правило.

В теоретических исследованиях используют индуктивные и дедуктивные методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — наоборот, от общего суждения к частному выводу. Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов.

Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:

— составление библиографии составление перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

— реферирование сжатое изложение основного содержания работы;

— конспектирование ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;

аннотирование краткая запись общего содержания книги или статьи;

цитирование дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Регистрация выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и число пассивных).

Ранжирование (ранговая оценка) — расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

Шкалирование введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

Сравнение полученных результатов с нормой (при заданных показателях) предполагает определение отклонения от нее и их соотнесение с допустимыми интервалами. Например, нормальной самооценкой личности являются значения коэффициента от 0,3 до 0,5. Если он меньше 0,3, то самооценка занижена, если больше 0.5 — завышена.

Статистические методы применяются при обработке массового материала — определении средних величин полученных показателей: среднего арифметического, медианы — показателя середины ряда, подсчет степени рассеивания около этих величин — дисперсии, т.е. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др.

Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Этапы исследования. Нужно различать теоретическое педагогическое исследование, проводимое со специальной научной целью, и прикладное (научно-практическое), которое должен уметь проводить каждый творчески работающий педагог-практик. Такое исследование предполагает ряд стадий: подготовительную, практическое решение проблемы, количественную обработку по лученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и предложений.

На подготовительном этапе анализируется практическая деятельность с целью определения наиболее актуальной педагогической проблемы, решение которой приведет к ощутимым положительным результатам в развитии, обучении и воспитании учащихся. Далее осуществляется сбор предварительных материален (анамнез) для конкретизации возможных причин возникновения избранной педагогической — проблемы (наблюдение, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических материалов и другие методы).

Эта работа завершается формулировкой гипотезы, т.е. предположения о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. И наконец, составляется методика исследования отбираются необходимые методы, технические средства, определяются условия их применения и способы обобщения полученных данных.

Практическое решение проблемы связано с реализацией методики исследования в виде серий наблюдений, опросов, экспериментов.

Количественная обработка полученных данных осуществляется с помощью математических методов исследования (Грабарь М.И.,Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. — М. 1977).

Интерпретация полученных данных проводится на основе педагогической теории с целью определения достоверности или ошибочности гипотезы. Это позволяет сформулировать выводы и предложения.

Объем и продолжительность научно-практического исследования определяются характером проблемы. Конечным и основным этапом научно-практического исследования является внедрение его результатов в образовательный процесс. Новые педагогические знания распространяются через устные выступления исследователей на конференциях, через публикации научных статей, брошюр, книг, методических рекомендаций и программно-методических документов, через учебники и учебные пособия по педагогике.

В педагогической науке еще много невыявленных связей и зависимостей, где есть возможность приложить силы молодым исследователям. В.А.Сухомлинский писал, что педагогика «станет точной наукой, подлинной наукой лишь тогда, когда исследует и объяснит тончайшие, сложнейшие зависимости и взаимообусловленности педагогических явлений» (Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.-Киев, 1969.-С. 214).

Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.

Контрольные вопросы и задания

Что изучает педагогика?

Какие основные понятия рассматриваются педагогикой?

Выделите основные этапы развития педагогики.

Чем отличается обучение от образования?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *