Субкультура и контркультура

Субкультура и контркультура

Под субкультурой принято понимать культуру различных социальных групп, существующих в рамках официальной культуры, обладающих своей системой норм и ценностей, отличающих группу от большинства членов общества. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство.

Различают традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. В том случае, когда ценностные установки представителей данной субкультуры не противоречат традиционным ценностям целого социума, речь идет о традиционалистских культурах, которые подразделяются по:

· этапам жизненного цикла (культура детства, молодежная культура, культура зрелых людей, культура пожилых)

· профессиональной принадлежности (музыкальная, инженерная, религиозная, политическая и др.).

Примером официальных субкультур в бывшем СССР были пионерская организация и комсомол.

Иновационно-авангардные субкультуры могут вступать в противоречие с традиционной культурой. В этом случае возможно введение разного рода санкций, запретов в отношении представителей той или иной субкультуры.

Особое внимание в культурологии уделяется анализу молодежных субкультур.

Под молодежной субкультурой понимается культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Так, у немалого числа молодых людей порой отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы. Молодежные субкультуры предполагают формирование собственных мировоззренческих установок, вкусов, стиля одежды, причесок, манеры поведения, организации досуга. Они могут вступать в противоречие с традиционной культурой и даже враждовать с ней.

Современные молодежные субкультуры проанализированы С.А. Сергеевым. К ним относятся:

· романтико-эскапистские (хиппи, индианисты, толкиенисты, с некоторыми оговорками – байкеры и диггеры);

· гедонистическо-развлекательные (мажоры, попперы, метросексуалы, готы, рокеры, музыкальные субкультуры);

· анархо-нигилистические-экстремистские (или радикально-деструктивные) – битники, панки, скинхеды;

· криминальные – преступная субкультура, хакеры. [202, с.96]

Содержательный анализ молодежной субкультуры дан в монографии Н.Ю. Токовой «Молодежная субкультура и ее региональные аспекты» в которой субкультура рассматривается как результат процесса исторического развития культуры и ее демократизации в условиях индустриального общества [100, с. 74].

Ценности субкультуры не означают противостояния открытого противостояния официальной культуре, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Если противоречия обостряются и субкультура протестует против традиционных ценностей, возможен её переход в область контркультуры.

Контркультура – (лат. – против ) – направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества («новые левые», хиппи, битники, хиппи и др.). Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60 – 70 гг. ХХ в. Известный пример контркультуры – хиппи 60-х годов. Элементы контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи. Протест против общества часто принимает различные формы: от пассивных до экстремистских. В культурологии понятие «контркультура» имеет два значения:

· отождествляется с молодежной культурой 60-х годов ХХ в. отражающей критическое отношение к современной культуре;

· используется для обозначения комплекса социально-культурных установок и ценностей, противопоставленных официальной, господствующей культуре (характерных не только для молодежи, но и для других социальных групп и субкультур).

Контркультура – это своеобразная ценностная революция в культуре. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок – процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви и Римской империи. История христианства в Европе началась с противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных принципов.

Не только религиозная, но и светская культура, как правило, при своем становлении исповедует отречение от официальных канонов, идет ли речь о мировоззренческих, этических или эстетических установках. Контркультурными были движения киников в античности, движение романтиков в конце просветительской эпохи в Европе.

В советской истории в качестве контркультурных тенденций могут рассматриваться проявления «запрещенной», «самиздатовской» культуры, которые, критикуя официальную (социалистическую) культуру, привели к ее дискредитации и, в конечном счете, к разрушению. Носителем данных контркультурных тенденций была российская интеллигенция.

Контркультура возникает в кризисные моменты жизни общества как протест определенной части этого общества, в том числе и молодежи, против дегуманизации общественной жизни, бюрократизации, конформизма, отчуждения человека. Следовательно, понятие «контркультура» не тождественно понятию «бескультурье» («варварство»), так как контркультура может нести в себе позитивный смысл. В то же время понятие «контркультура» не тождественно и понятию «субкультура», поскольку контркультурные тенденции могут проявляться на уровне самых разных социальных групп и субкультур.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Субкультуры и контркультура

Культура, взятая во всех своих проявлениях, неоднородна и противоречива. Даже внутри относительно целостной культуры, например культуры конкретного народа в определенную эпоху, можно выделить различные группы людей (деревенские, городские, профессиональные, возрастные и т.д.) со своими особыми установками, ценностями, предпочтениями, обычаями. Следовательно, во всех этих группах проявляются относительно самостоятельные культурные тенденции. Такие самостоятельные культурные сферы, находящиеся внутри господствующей культуры. называются субкультурами.

Для субкультур характерен ряд особенностей, которые находят отражение в основных областях жизни той или иной группы. Например, можно говорить о субкультурах молодежи, представителей мира искусства или преступного мира, где имеются свои особые моральные нормы, язык (жаргон), манеры, стиль поведения.

Многие из этих субкультур не просто отличаются от официальной культуры, но и прямо противостоят ей. Например, резко критическим отношением к принятым в господствующей культуре ценностям отличались молодежные движения 1960-х гг. (хиппи, рокеры, панки и т.д.) Взятые вместе, такие протестные субкультуры формируют контркультуру. Таким образом,контркультурой можно назватькомплекс установок, направленных против официальной культуры.

Весь процесс истории культуры иногда представляется в виде борьбы официальной культуры и контркультуры. Например, христианские общины в первых веках новой эры резко противопоставляли свои ценности господствующим установкам эпохи античности времени упадка. В Советском Союзе контркультурными признавались все установки, направленные против коммунистической и государственной идеологии. И в том, и в другом случае контркультура после долгих лет борьбы вытеснила официальную культуру и заняла ее место.

Такие глобальные перемены в культуре происходят чрезвычайно редко — в кризисные эпохи, когда господствующие ценности перестают соответствовать изменившейся реальности. В остальное время они остаются невостребованным резервуаром инноваций. Современный интерес к контркультурам как на Западе, так и в России обусловлен именно тем, что современная культура проявляет все признаки системного ценностного кризиса. Возможно, что пути выхода из этого кризиса сейчас формируются в протестных контркультурах.

Контркультура — социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, лежащим в основе той или иной культуры, характеризующиеся отказом от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Термин «контркультура» появился в западной литературе в I960 г. Его ввел американский социолог Теодор Роззак (род. 1933), который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен. Теория контркультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представлялась организованным насилием над личностью. Этот протест принимал различные формы — от пассивных до экстремистских.

Молодежная контркультура стала наиболее значимой в жизни современного человечества. Первоначально она была направлена против технократизма индустриального общества. Собственность, семья, личная ответственность и другие фундаментальные ценности современной цивилизации провозглашались предрассудками, а их защитники рассматривались как ретрограды.

Самым известным примером контркультуры стали молодежные движения 1960-1970-х гг. битников и хиппи, сконцентрировавшие антибуржуазные идеи и выступавшие против западного образа жизни и буржуазной морали. В середине 1940-х гг. основоположники битничества Д. Керуак, У. Берроузи А. Гинзбергстали экспериментировать с понятиями дружбы, нового видения и нового сознания, а в 1950-е гг. появились их книги, где они попытались обосновать новое миропонимание, связанное с поэтизацией мужского начала, мужественности и бунтарства, отказом от пуританства и ханжества буржуазной морали и традиций общества потребления. Эти поиски привели их на Восток, привив последующим поколениям интерес к буддизму, психоделическим практикам, которыми особенно увлекались хиппи.

К 1960-м гг. спектр молодежных течений в контркультуре расширился, все чаще вовлекая в свои ряды тинейджеров — подростков от 13 до 19 лет.

Рокеры — одетые в кожу мотоциклисты, наводящие ужас на обывателей, культивирующие «мужской дух», жестокость и прямоту межличностных отношений, основанных только на физической силе. Они агрессивны, грубы, шумны и уверенны в себе. Воплощением их образа жизни стала рок-музыка, тяжелый и простой ритм которой хорошо вписывается в их жизнь.

Движение панков стало особенно популярным в 1970- 1980-е гг. Панки шокировали добропорядочных людей умопомрачительными по цвету и дизайну прическами и ругательствами, а также своими нарядами — старой школьной формой, «украшенной» мусорными пакетами, туалетными цепочками, булавками. Им противостоялитеды («тедди-бойз»), объявившие себя хранителями социального порядка, имоды («модернисты»), стремившиеся приблизиться к среднему классу. Позже от «модов» откололисьскинхеды. или «бритоголовые», агрессивно настроенные ко всем девиантным, с их точки зрения, группам.

Иными словами, эти движения возникают, затем идут на убыль, но рождаются новые движения, которые ждет та же судьба. Но они не исчезают бесследно. Их ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культуры, которая начинает изменяться под их влиянием. Можно сказать, что контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры.

Наличие контркультуры не является специфической чертой XX в. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностей происходит в мировой культуре снова и снова. Как контркультура возникло христианство в Римской империи, светская культура в эпоху Возрождения, романтизм в конце эпохи Просвещения. Всякая новая культура рождается в результате осознания кризиса культуры предшествующего периода на базе существующих контркультурных установок.

Субкультуры — крупные составные части целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающиеся определенной местной спецификой тех или иных черт и возникающие вследствие того, что любое общество неоднородно по своему составу и включает в себя разные социальные группы — национальные, демографические, профессиональные и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, детерминированные общими условиями жизни, — доминирующая культура. Но имеющиеся между группами различия в то же время формируют у каждой из них собственную культуру, получившую название субкультуры. По сути это часть общей культуры какого-то народа, в отдельных аспектах отличающаяся от доминирующей культуры, но в главных чертах согласующаяся с ней. Как правило, субкультуры связаны с многочисленными, компактно размещенными и относительно изолированными группами людей. Обычно субкультуры располагаются на окраинах ареала распространения целостной культуры, что связано со специфическими условиями, сложившимися там. Формирование субкультур происходит по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, образом жизни, манерами поведения, обычаями и т.д. Хотя различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре и включает ряд ценностей доминирующей культуры, добавляя к ним новые ценности, характерные только для нес. Примерами субкультур могут быть сельская и городская культуры. Так, русские старообрядцы отличаются от базовой культуры спецификой своих религиозных воззрений; специфический образ жизни казачества связан с их особыми профессиональными функциями защитников рубежей страны; субкультура заключенных возникает из-за их изоляции от основной массы населения; субкультуры молодежи и пенсионеров возникают в связи с возрастными различиями и т.д.

Как правило, субкультуры стремятся сохранить определенную автономию от других культурных слоев и групп, не претендуют на универсальность своей культуры, своего образа жизни. В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, но сохраняют лояльность к основным ценностным установкам данной культуры. Субкультуры — это лишь отклонения от магистрального пути развития культуры. Они не ставят своей целью переделку господствующей культуры, а по-своему приспособляются к ней и этим отличаются от контркультуры, стремящейся переделать мир.

(материал взят из учебника по социологии культуры под редакцией Ф. М. Радостева.)

29. Субкультура и контркультура

Культура, взятая во всех своих проявлениях, неоднородна и противоречива. Даже внутри относительно целостной культуры, например культуры конкретного народа в определенную эпоху, можно выделить различные группы людей (деревенские, городские, профессиональные, возрастные и т.д.) со своими особыми установками, ценностями, предпочтениями, обычаями. Следовательно, во всех этих группах проявляются относительно самостоятельные культурные тенденции. Такие самостоятельные культурные сферы, находящиеся внутри господствующей культуры. называются субкультурами.

Для субкультур характерен ряд особенностей, которые находят отражение в основных областях жизни той или иной группы. Например, можно говорить о субкультурах молодежи, представителей мира искусства или преступного мира, где имеются свои особые моральные нормы, язык (жаргон), манеры, стиль поведения.

Многие из этих субкультур не просто отличаются от официальной культуры, но и прямо противостоят ей. Например, резко критическим отношением к принятым в господствующей культуре ценностям отличались молодежные движения 1960-х гг. (хиппи, рокеры, панки и т.д.) Взятые вместе, такие протестные субкультуры формируют контркультуру. Таким образом,контркультурой можно назвать комплекс установок, направленных против официальной культуры.

Весь процесс истории культуры иногда представляется в виде борьбы официальной культуры и контркультуры. Например, христианские общины в первых веках новой эры резко противопоставляли свои ценности господствующим установкам эпохи античности времени упадка. В Советском Союзе контркультурными признавались все установки, направленные против коммунистической и государственной идеологии. И в том, и в другом случае контркультура после долгих лет борьбы вытеснила официальную культуру и заняла ее место

Контркультура социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, лежащим в основе той или иной культуры, характеризующиеся отказом от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Термин «контркультура» появился в западной литературе в I960 г. Его ввел американский социолог Теодор Роззак (род. 1933), который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен. Теория контркультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представлялась организованным насилием над личностью. Этот протест принимал различные формы — от пассивных до экстремистских.

Молодежная контркультура стала наиболее значимой в жизни современного человечества. Первоначально она была направлена против технократизма индустриального общества. Собственность, семья, личная ответственность и другие фундаментальные ценности современной цивилизации провозглашались предрассудками, а их защитники рассматривались как ретрограды.

Самым известным примером контркультуры стали молодежные движения 1960-1970-х гг. битников и хиппи, сконцентрировавшие антибуржуазные идеи и выступавшие против западного образа жизни и буржуазной морали. В середине 1940-х гг. основоположники битничества Д. Керуак, У. Берроузи А. Гинзбергстали экспериментировать с понятиями дружбы, нового видения и нового сознания, а в 1950-е гг. появились их книги, где они попытались обосновать новое миропонимание, связанное с поэтизацией мужского начала, мужественности и бунтарства, отказом от пуританства и ханжества буржуазной морали и традиций общества потребления. Эти поиски привели их на Восток, привив последующим поколениям интерес к буддизму, психоделическим практикам, которыми особенно увлекались хиппи.

К 1960-м гг. спектр молодежных течений в контркультуре расширился, все чаще вовлекая в свои ряды тинейджеров — подростков от 13 до 19 лет.

Рокеры — одетые в кожу мотоциклисты, наводящие ужас на обывателей, культивирующие «мужской дух», жестокость и прямоту межличностных отношений, основанных только на физической силе. Они агрессивны, грубы, шумны и уверенны в себе. Воплощением их образа жизни стала рок-музыка, тяжелый и простой ритм которой хорошо вписывается в их жизнь.

Движение панков стало особенно популярным в 1970- 1980-е гг. Панки шокировали добропорядочных людей умопомрачительными по цвету и дизайну прическами и ругательствами, а также своими нарядами — старой школьной формой, «украшенной» мусорными пакетами, туалетными цепочками, булавками. Им противостояли теды («тедди-бойз»), объявившие себя хранителями социального порядка, и моды («модернисты»), стремившиеся приблизиться к среднему классу. Позже от «модов» откололись скинхеды. или «бритоголовые», агрессивно настроенные ко всем девиантным, с их точки зрения, группам.

Иными словами, эти движения возникают, затем идут на убыль, но рождаются новые движения, которые ждет та же судьба. Но они не исчезают бесследно. Их ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культуры, которая начинает изменяться под их влиянием. Можно сказать, что контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры.

Наличие контркультуры не является специфической чертой XX в. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностей происходит в мировой культуре снова и снова. Как контркультура возникло христианство в Римской империи, светская культура в эпоху Возрождения, романтизм в конце эпохи Просвещения. Всякая новая культура рождается в результате осознания кризиса культуры предшествующего периода на базе существующих контркультурных установок.

Субкультуры — крупные составные части целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающиеся определенной местной спецификой тех или иных черт и возникающие вследствие того, что любое общество неоднородно по своему составу и включает в себя разные социальные группы — национальные, демографические, профессиональные и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, детерминированные общими условиями жизни, — доминирующая культура. Но имеющиеся между группами различия в то же время формируют у каждой из них собственную культуру, получившую название субкультуры. По сути это часть общей культуры какого-то народа, в отдельных аспектах отличающаяся от доминирующей культуры, но в главных чертах согласующаяся с ней. Как правило, субкультуры связаны с многочисленными, компактно размещенными и относительно изолированными группами людей. Обычно субкультуры располагаются на окраинах ареала распространения целостной культуры, что связано со специфическими условиями, сложившимися там. Формирование субкультур происходит по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, образом жизни, манерами поведения, обычаями и т.д. Хотя различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре и включает ряд ценностей доминирующей культуры, добавляя к ним новые ценности, характерные только для нес. Примерами субкультур могут быть сельская и городская культуры. Так, русские старообрядцы отличаются от базовой культуры спецификой своих религиозных воззрений; специфический образ жизни казачества связан с их особыми профессиональными функциями защитников рубежей страны; субкультура заключенных возникает из-за их изоляции от основной массы населения; субкультуры молодежи и пенсионеров возникают в связи с возрастными различиями и т.д.

Как правило, субкультуры стремятся сохранить определенную автономию от других культурных слоев и групп, не претендуют на универсальность своей культуры, своего образа жизни. В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, но сохраняют лояльность к основным ценностным установкам данной культуры. Субкультуры — это лишь отклонения от магистрального пути развития культуры. Они не ставят своей целью переделку господствующей культуры, а по-своему приспособляются к ней и этим отличаются от контркультуры, стремящейся переделать мир.

Примеры контркультуры. Понятие и функции контркультуры

December 16, 2015

Под субкультурой понимается особый специфический образ существования, основанный на реализации естественной человеческой потребности в личностном развитии, самовыражении, осмыслении собственного предназначения.

Каждая субкультура существует вне рамок общественного строя экономики либо политики. Поэтому она лишь в малой степени определяется материальными причинами и объективными факторами существования. С латинского термин переводится как «подкультура». Подразумевается, что она отличается от доминирующей.

Признаки субкультуры и контркультуры

Их носители также выделяются в отдельную социальную группу. Отличия могут выражаться в альтернативной системе ценностей, особом языке, манере поведения и др. Разные субкультуры могут формироваться на базе этнических, национальных, профессиональных или каких-либо других сообществ.

А что же включает в себя понятие контркультуры? Уже из определения можно догадаться, что это не обычная субкультура, а резко отличающаяся от доминирующей, конфликтующая с традиционными ценностями. Контркультура в литературе и в жизни основана на собственных нормах и моральных устоях ее представителей, пытающихся ниспровергнуть господствующие в обществе установки. Яркими примерами контркультуры можно считать молодежную революцию 60-х годов 20 века, движения панков и хиппи.Субкультура и контркультура

К одной из классических, наиболее старейших, можно отнести контркультуру преступного мира. Возникновение ее обусловлено естественной изоляцией отбывающих срок заключенных, оторванных от общепринятых ценностей. Как следствие, закономерно возникла доминирующая контркультура в ее очень жесткой разновидности с четкой иерархией и вполне определенными законами.

О сходстве и различии терминов

Начиная с шестидесятых годов прошлого века понятия «массовая культура», «контркультура9raquo; и «субкультура9raquo; начали сближаться. Молодежь пытается сплотиться против общего «врага9raquo;, видя такового в лице общества в целом, либо отдельных социальных явлений. Но все же между данными определениями существует разница. Давайте рассмотрим основные различия молодежной субкультуры и контркультуры как таковой.

Первая из них существует, как правило, в атмосфере игры, противопоставляя понятия «Мы9raquo; и «Они9raquo;. Заняты представители молодежных субкультур достаточно конструктивной деятельностью. Их цель – создать свой особенный мир. Они не стремятся сражаться с врагом и чаще всего занимают пассивную позицию.

Понятие контркультуры предполагает существование в форме митинга. Подразумевается наличие общего противника, против которого следует сражаться. Основой существования контркультуры служит деятельность деструктивного характера, цель которой – победа над врагом. Доходит до открытого противостояния и вполне реального объявления войны враждебным ценностям общества.

Как правило, данные отличия характерны для чистых форм контркультуры и молодежной субкультуры. На практике существует масса промежуточных вариантов, сочетающих в себе элементы обеих форм. Самые яркие примеры субкультуры и контркультуры мы приведем ниже.Субкультура и контркультура

Основные причины возникновения молодежных субкультур

Западные социологи, исследуя возникновение данных форм общественной жизни, видят истоки их в необходимости выработки принципиально новых норм поведения, соответствующих современным трудностям. Традиционные формы устройства социума и семьи не в состоянии удовлетворить стремления молодежи. Представители ее, шокирующие общество необычным стилем жизни, внешним видом и поведением, не могут достичь адекватного самовыражения в условиях существующей реальности.

Любая субкультура обладают рядом характерных черт, набор которых для нее обязателен. В центре каждой из них непременно обнаруживается инициативный блок, осуществляющий идеологическую поддержку и генерирующий новые идеи. Характерно, что представителей той или иной молодежной субкультуры, как правило, можно встретить лишь в мегаполисах и крупных городах. В небольших населенных пунктах неформалы – явление экзотическое. Они обычно лишь копируют характерную атрибутику, что делает подражание условным и достаточно поверхностным.

Что дает субкультура молодежи

Как известно, возникновение любого явления всегда имеет вполне конкретные причины и призвано решить ряд социальных задач. В чем же, с данной точки зрения, заключается смысл молодежных неформальных объединений? Основные функции контркультуры – психологические. Это повышение статуса бунтующего подростка в собственных глазах и попытка выйти из-под родительского контроля.

Таким образом, период пребывания в условиях и рамках молодежной субкультуры для подростка становится переходным от детского к взрослому, осмысленному восприятию жизни. Важный урок, который усваивается в процессе погружения в мир молодежных течений, – освоение необходимых социальных правил и навыков.

Сталкиваясь с определенными формами поведения, подросток либо принимает, либо отвергает их. Как правило, средний срок вращения тинейджера в среде неформалов не превышает трех лет.Субкультура и контркультура

Почему эта среда так привлекательна

Кроме того, пребывание в рамках того или иного неформального движения занимает время подростков, приучает их структурировать собственный досуг и, в конечном итоге, ведет к большей организованности.

Отметим, что весьма немалому числу представителей молодежи свойственно отсутствие ярко обозначенной личной самоидентификации. Большинство из них находится во власти поведенческих стереотипов, что в итоге приводит подростков в ряды неформалов. Любая молодежная контркультура на 80-90 % состоит из любителей подражать, не способных на отстаивание собственной индивидуальности.

Наиболее простая причина примыкания подростков к представителям той или иной субкультуры – поиск людей, близких по убеждениям. Эпатаж, как и внешняя атрибутика, по сравнению с этим вторичны.

Контркультура: примеры из жизни

Часть молодежных течений уже канула в прошлое. В качестве наиболее яркого примера можно назвать движение хиппи, существовавшее в США в 60-х годах прошлого века. Масштаб его был настолько велик, что в коммунах хиппи совместно жили тысячи молодых людей. Ни в одной другой субкультуре позже не встречалось такого совместного проживания. На идеях хиппи о свободной любви была основана сексуальная революция тех лет.

Базой альтернативного образа жизни рассматриваемого нами течения стало возникновение сети квартир («флэтов9raquo;), куда каждый мог попасть на ночлег или временное проживание («вписаться9raquo;). Для социального института хиппи характерным стало отрицание традиционных ценностей окружающего общества, принципиальная наблюдательная позиция, пацифизм, сексуальная свобода и крайний аскетизм в быту.

Субкультура и контркультура на примере России

Другой пример исчезнувшей субкультуры, существовавшей в нашей стране, – это люберы. Так называли представителей молодежных группировок криминального характера. Появились изначально они в Подмосковье, в городе Люберцы.

Характерная черта таких группировок – ориентация на здоровый образ жизни в сочетании с «корректировкой9raquo; социальной действительности в перестроечные годы. Выражалась она в преследовании «отбросов общества» (бомжей, алкоголиков, проституток) – их избивали и всячески третировали.Субкультура и контркультура

Внешний вид любера говорил о немедленной готовности вступить в драку. Часто организованные группы выезжали в Москву и другие города и устраивали побоища, усмирять которые приходилось силами милиции.

Опасная контркультура

Другие примеры субкультуры и контркультуры — еще «серьезнее9raquo;. Сходством с люберами обладают современные радикальные группировки экстремистского характера, имеющие уже принципиально иной уровень организованности и идеологии (например, скинхеды). Скинхедов можно отнести к социально опасным субкультурам. Первые их представители появились в Англии в 1968 году, они «учили уму-разуму» расслабленных хиппи и наркоманов.

Стиль одежды «бритоголовых9raquo; выработался с учетом необходимости приспособления к жестоким уличным боям: черные плотные штаны, армейские ботинки на толстой подошве, помогающие в драке, короткие куртки без воротника. Одежда скинхеда была избавлена от любых деталей, позволяющих зацепиться противнику (значков, сумок или очков). С той же целью брились наголо.

Их последователи – российские скинхеды – появились в 90-х годах 20 века. Внешняя атрибутика была скопирована ими с западных «коллег9raquo;, идеология и область применения сил базировались на национальных российских проблемах. Данную субкультуру можно отнести к наиболее агрессивным. Скинхеды исповедуют типичные нацистские идеи, не оставляя шансов инакомыслящим. Идеология скинхедов основана на идее расовой чистоты. Ими часто организуются погромы в среде тех, кто отличается внешним видом (например, длинными волосами, цветом кожи), или представителей другой сексуальной ориентации.

Поклонники Сатаны

Примеры контркультуры весьма разнообразны. Еще одно опасное явление – так называемые сатанисты. Они выделились в отдельное течение из движения металлистов, объединившись с поклонниками церкви сатаны в начале девяностых годов в нашей стране. Сатанинская субкультура сейчас насчитывает несколько самостоятельных направлений. В их число входят антихристиане, извращающие Библию и практикующие прямо противоположные библейским заповедям действия (часто – издевательства и вандализм).

Другое направление – ортодоксальные сатанисты. Те утверждают, что власть сатаны по своей силе равна власти Бога. У них есть собственные обряды и ритуалы, хотя жертвоприношений в этой среде обычно не производится. Развито направление в протестантских странах.Субкультура и контркультура

Есть сатанисты-философы – они единственные, кто имеет организацию, зарегистрированную официально. К их главным ценностям относится потакание собственным эгоистическим потребностям на основании идеи Ницше о сверхчеловеке. Другие последователи данного учения в основном соблюдает лишь внешнюю атрибутику (носят украшения с перевернутым крестом, красят волосы в черный цвет).

Другие молодежные течения

В 80-х годах 20 века в нашей стране возникло движение «гопников9raquo;. Особенно много было их на среднем Поволжье. Гопники объявили себя врагами по отношению к представителям большинства других молодежных субкультур – рэперам, байкерам, хиппи и так далее. Любой из вышеперечисленных мог быть ими избит и ограблен.

В качестве других, менее опасных представителей молодежных субкультур можно рассматривать футбольных фанатов. В их среде принято разделение на болельщиков тех или иных спортивных клубов.

Представители еще одного течения – панки. Узнать их легко по характерному виду: кожаные куртки, пирсинг, экзотические прически. На голове чаще всего красуется классический ирокез, или же она выбрита наголо.

Панки подражают любимым рок-музыкантам, хулиганят, пьют, курят травку, редко моются, выступают за идеи анархии. Их основной лозунг: «Нет будущего». Пессимизм панковской идеологии позволяет им выражать себя в крайних формах, связанных с насилием, злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Примеры контркультуры панков – самые, пожалуй, характерные среди молодежных неформальных течений.

Объединение по интересам

Представители других субкультур объединяются на основе приверженности к определенному образу жизни. Яркий образец этого – байкеры (мотоциклисты). Они существуют в своем, особом мире – мире движения на огромных скоростях.Субкультура и контркультура

Но есть и другие примеры контркультуры, допустим, сфера хип-хопа. Данное течение относится к сложным культурным образованиям. Оно включает в себя исполнение танцев в особом стиле (брейк-данс или рэп), увлечение граффити, стритбол (уличный футбол), роллинг (катание на роликовых коньках в определенной технике).

Рост поклонников хип-хоп культуры оздоровил молодежную среду. Подростки отвлеклись от наркотиков и алкоголя и начали соревноваться в уличных танцах и спортивных состязаниях. Все эти занятия требуют немалой физической подготовки, которая несовместима со слабым здоровьем и вредными привычками.

Еще стоит упомянуть течение диггеров. Так называют тех, кто исследует подземные коммуникации. «Обитатели городских пещер» проводят время в таинственных запутанных лабиринтах, их окружает ореол скрытности, они не стремятся к известности или расширению собственных рядов.

Игра и творчество

Есть ли позитивные примеры контркультуры? Пожалуй, одними из самых психологических здоровых, творческих и социально благополучных её представителей можно считать ролевиков. Кто это такие? К ним относят людей, которые все свободное время посвящают воссозданию определённой исторической или литературной эпохи. Это реконструкторы, анимешники, а также другие подобные им сообщества.

Деятельность их проходит в виде разыгрываемых на лоне природы театрализованных представлений, а также домашних или городских ролевых игр. Приверженцы данного течения регулярно устраивают исторические или реконструкторские фестивали, занимаются конным спортом, фехтованием и общей физической подготовкой.

У них приняты собственные тусовки с целью общения и поиска единомышленников. Огромная притягательность ролевых игр заключается в возможности ухода от обыденной реальности и реализации творческого начала. В среде ролевиков легко получится облачиться в одежду выбранного стиля (исторического, средневекового, стиль Дикого Запада). Девушки имеют возможность выбрать старинный или романтический наряд.

Среди ролевиков чрезвычайно развита определённая атрибутика, особенно между поклонниками творчества Толкиена. Художественные произведения жанра фэнтези – своеобразная контркультура в литературе, предоставляющая своим сторонникам огромный простор для игры.Субкультура и контркультура

Музыка и прочее

Еще имеет смысл упомянуть движение мобберов (флешмобберов). Ими устраиваются краткосрочные акции, организован процесс с помощью сети Интернет, по которой зарегистрированным на определенном сайте пользователям рассылаются точные инструкции о времени, месте и характере проведения очередного флешмоба.

Множество субкультур основано на конкретных музыкальных пристрастиях. Есть поклонники группы «Алиса9raquo;, Виктора Цоя (группа «Кино9raquo;). Фанаты стремятся подражать любимым солистам в мельчайших деталях внешнего облика.

Отдельное течение – металлисты, представляющие широко распространённую неформальную субкультуру. «Тяжелую9raquo; музыку слушают сейчас очень и очень многие. Объединить поклонников «тяжелого металла» по какому-либо общему признаку в наши дни сложно, настолько они разные.

Эмо и готы

Определенную музыку предпочитают и представители такого молодежного течения, как эмо. Считается, что к их числу примыкают подростки с неустойчивой психикой и повышенной эмоциональностью, что подчеркивается определенной одеждой и характерным макияжем. Другая, отличная от эмо культура, – готы. Это поклонники смерти, упадка, у них существует своя особенная музыка, характерная эстетика, несущая ярко выраженную театральность.

«Темная романтика» вылилась в совершенно отдельное культурное течение с характерным депрессивно-романтическим взглядом на существование. Классический гот замкнут, подвержен меланхолии, приступам депрессии. Это существо, которому чужды общепринятые стереотипы поведения. Большинство представителей одеваются исключительно в черное, в этот же цвет красят волосы, губы и ногти.

Подробно перечислить все многообразие существующих ныне субкультур не представляется возможным. Контркультура и субкультура – две стороны единого целого. Они имеют много общего и могут взаимно переходить друг в друга. Классификации любой контркультуры и субкультуры достаточно условны, ведь нормальный подход здесь категорически неприемлем. Основа любой из контркультур – поддержание индивидуальности ее носителей.

Субкультура и контркультура

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Субкультура и контркультура

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

Субкультура и контркультура

10 самых «фотогеничных» нарядов Вы прекрасно себя чувствуете в своем любимом свободном платье или огромном вязаном свитере и наслаждаетесь жизнью. Однако все меняется, как только вы.

Субкультура и контркультура

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Субкультура и контркультура

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Субкультура и контркультура

5 привычек, которые гарантируют, что вы не достигните успеха в жизни Наши ежедневные привычки делают из нас тех, кем мы являемся. Какие-то из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны.

Субкультура и контркультура

Глава 1. Теоретические основы изучения субкультур и контркультур

1.1 Сущность субкультуры, ее место в культуре, соотношение понятий культура и субкультура

1.2 Контркультура, ее место в духовно-нравственной сфере

1.3 Условия перехода субкультуры в контркультуру

Глава 2. Методы изучения субкультуры и контркультуры

Глава 3. Программа исследований

Список использованной литературы

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

Современное состояние культуры исследователи нередко оценивают как переходное. Стремительное внедрение информационных технологий трансформирует устоявшийся культурный уклад. На наших глазах происходит смена культурных представлений. Серьезные изменения затрагивают коренные миропредставления, ценностные ориентации, жизненные стратегии современного человека.

Одновременно разворачиваются два разнонаправленных процесса: с одной стороны, мы наблюдаем явление глобализации, которое ведет к усреднению, унификации культур, с другой стороны, происходят противоположные процессы, которые преследуют цель сохранить и поддержать культурную самобытность. Разнообразие культур можно наблюдать внутри общества, которое становится более мозаичным, разнообразным, культура превращается в «мультикультуру», она все более дифференцируется внутри себя. Между личностью и общественным целым обнаруживается растущее напряжение. Проблема культурной самоидентификации личности сегодня становится ключевой. Во многих современных странах члены некоторых групп принимают участие в основной культуре общества, одновременно разделяя ряд уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов. Эти особые образцы культуры называются субкультурой. В России существует множество субкультур, которые находят выражение в различных религиозных, расовых, этнических, профессиональных и возрастных группах.

В картине развития современной культуры можно обнаружить противоречивые процессы, имеющие подчас противоположную направленность. Наряду с универсализацией и глобализацией, которые ведут к унификации культуры, параллельно происходит усложнение внутренней структуры общества, связанное со все большим дроблением социальных групп и выявлением разнообразных культурных потребностей и ориентиров. Современная культура вбирает в себя множество субкультур.

В культурологии проблема субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации. Субкультура, отличаясь от нормативной культуры данного общества, вовсе не обязательно вступает с ней в конфронтацию или претендует на то, чтобы стать доминирующей в обществе. Но субкультура перерастает в контркультуру, когда она содержит протест против существующей культуры и даже стремится ее заменить. С другой стороны, наблюдается стремление использовать понятие контркультуры для описания процессов возникновения инноваций в системе ценностей, зарождения новых культурных феноменов.

Исходя из вышеизложенного проблема соотношения понятий «контркультура» и «субкультура» является чрезвычайно актуальной.

Цель работы — наполнить конкретным содержанием понятия «субкультура» и «контркультура» и установить соотношение данных культурных феноменов,

Цель работы потребовала решения следующих основных задач:

— определение сущности субкультуры и ее места в культуре в целом;

— соотношение понятий «культура» и «субкультура»;

— определение места контркультуры в духовно-нравственной сфере;

— определение условия перехода субкультур в контркультуру;

— изучить методологию изучения субкультур и контркультур.

К основополагающим исследованиям в области типологии культуры можно отнести труды П.С. Гуревича, Ю.Н. Давыдова, И.Б. Роднянской, Д.В. Петрова, А.Ю. Мельвиля. В настоящее время разработкой этой проблемы занимаются Булыгина А.А. Гмызина Э. В. Дудкин А.С. Красиков В.И. Попцов И.Г. Рожков М.И. Ковальчук М.А. Ходырев А.М. Радченко Д. Омельченко Е.Л.

Глава 1. Теоретические основы изучения субкультур и контркультур

1.1 Сущность субкультуры, ее место в культуре, соотношение понятий культура и субкультура

На развитие культуры влияют самые разные факторы. Скажем, некоторые ее зоны отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. Разнообразие культур можно наблюдать и внутри общества. Во многих современных странах члены некоторых групп принимают участие в основной культуре общества, одновременно разделяя ряд уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов. Эти особые образцы культуры называются субкультурой.

Субкультура — особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. Субкультурой называют такие явления культуры, которые отличают группу от большинства общества.
Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Субкультуры разрабатывают свои образцы, стандарты, стиль, свой кодекс норм и правил поведения. Они могут иметь свой слэнг — т. е. специфический словарь. Возникновение субкультур объясняется этническими, социальными, демографическими, возрастными различиями, существующими в обществе. Уровень специфичности тех или иных субкультур по отношению к основной национальной культуре в каждом конкретном случае уникален, так же, как и тенденция сближения или все большего размежевания с базовой культурой.

Субкультурные образования культуры, в известной мере, автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Субкультуры обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий строй культуры при этом сохраняется.

Субкультурные тенденции в обществе во многом вызваны к жизни стремлением официальной культуры заполнить собой все поры социального организма. Обычно субкультура не стремится к распространению своей системы ценностей на всю культуру. Её задача — сохранить свою уникальность, культурную неповторимость внутри ограниченной группы.

В самом общем виде субкультуры можно разделить на две группы: естественные, которые возникают вследствие общих закономерностей, имеющих природный характер, и социально обусловленные, которые складываются в результате действия социально-исторических факторов.

В развитом обществе возникновение альтернативных культурных форм неизбежно. Оно порождается самим фактом развитых социальных отношений. Культура любого общества, а демократического особенно, должна впитывать, ассимилировать, переосмыслять эти ответвления. Попытки запретить, уничтожить, порождают протестные и агрессивные заявления и действия. В целом же альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур.

Вопрос о соотношении культуры и субкультуры в настоящее время звучал бы скучно, если не фундаментальный характер этих феноменов. Как и большинство наиболее употребляемых понятий социальных наук «культура», а вместе с ней и «субкультура» получили неоднозначную оценку со стороны ученых. Во-первых, эти понятия имеют множество не вполне четких определений. Во-вторых, не смотря на популярность в современной литературе термина «субкультура» и культурную направленность общественных наук проблема культурной дифференциации, остается наименее разработанной.

В данной работе под культурой мы будем понимать систему ценностей, представлений о жизни и поведенческих кодов, присущих обществу или большой социальной группе, определяющих их образ жизни и небиологический транслируемых в процессе социализации. Необходимо подчеркнуть, что ценностей, образа жизни, характерных для определенной культуры придерживаются именно все члены общества, либо большинство, независимо от этнической принадлежности. В этом случае, к культуре применяется понятие «доминирующая» («господствующая», «национальная», «официальная», «базовая»).

Возвращаясь к проблеме соотношения понятий «культуры» и «субкультуры» остановимся на некоторых подходах к данному явлению в отечественной науке.

Согласно когнитивистской теории, культура понимается как совокупность ментальных структур, присущих большинству общества, а субкультура является одним из возможных культурных выборов. Именно выбор представляет собой ключевой момент теории: если о выборе культуры говорить не приходится, то принятие ценностей субкультуры есть решение самостоятельное — в этом основное отличие культуры от субкультуры.

Второй подход к отношению культуры и субкультуры можно назвать иерархическим. Культура представляется в виде пирамиды, в которой «нижний «этаж» занимают национальные культуры, а верхний общенациональные» культуры. Субкультуры в этой «пирамиде» занимают определенные отсеки, которые отгорожены от доминирующей культуры и не претендуют на ее роль, они находятся в постоянном диалоге с ней. Этот подход принимается большинством социологов, но в нем отсутствует динамика развития культуры. Субкультура лишена в данной концепции своей преобразовательной способности. Она интересна лишь как «некое отклонение от магистрального пути». Субъектом инноваций признается контркультура как альтернатива доминирующей культуре, претендующая на универсальность. В рамках рассмотренного подхода понятия «субкультура» и «контркультура» четко разграничены, но не до конца определено их соотношение.

Другая точка зрения высказывается Слюсаревским Н.Н. взяв за основу определение культуры как «системы развивающихся исторически, сверхбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных ее проявлениях» он представляет субкультуру как альтернативную, целостную подпрограмму, как «запасной вариант развития социокультурной системы». Эта интерпретация трактует субкультуру гораздо шире. Контркультурные явления вливаются в общее понятие субкультуры, но не ясен характер их взаимодействий. Эти подходы не являются исчерпывающими, изучение системы «культура — субкультура» у большинства социологов и культурных антропологов носит прикладной характер. Нетронутой остается теоретическая сторона этой взаимосвязи.

Интересен и близок нам по содержанию подход Щепанской Т.Б. В своей работе «Символика молодежной субкультуры» она рассматривает взаимодействие основной и экстернальной культуры (под экстернальной понимают выпавшие культуры из магистрального пути развития доминирующей культуры) через несколько состояний: «изолят, источник, инверсия».

На мой взгляд, отношения культуры и субкультуры необходимо рассматривать в рамках концепции развития культуры. Доминирующая культура представляет собой некую программу развития общества, в рамках которой сосуществуют множество субкультур, как традиционных, так и инновационных (в том числе молодежные субкультуры). Собственно, сегодня само понятие «доминирующая культура» звучит некорректно. Тенденции постмодерна привели к принятию всех культурных форм. Поэтому, на мой взгляд, о современной культуре можно говорить как о совокупности субкультур.

По мере изменения существующих условий как со стороны «внешнего» мира (материальные явления), так и со стороны «внутреннего» (мира сознания) культура претерпевает множество изменений. Обладая набором традиционных ценностей, культура должна удовлетворять базисные человеческие потребности. Но трансформирующиеся общественные отношения уже не принимают их. В этом случае инструментом обновления и адаптации культуры служит субкультура. Возникает вопрос о роли контркультуры в этом процессе. По нашему мнению контркультура является стадией развития субкультуры. Она возникает из субкультуры именно в переломные для культуры моменты. Играя роль культурного взрыва, переворота, она, подобрав в свое время «ненужные» ценности, выбрасывает их на суд общества. Со временем они переходят из разряда контркультурных, т.е. враждебных культуре и обществу, в разряд традиционных, принимаемых большинством. В результате процесса «инверсии», т.е. смены культурной парадигмы контркультура растворяется, приобретая вновь субкультурную форму. Таким образом, несмотря на устоявшееся в науке представление о субкультуре и контркультуре как о различных культурных формах, можно предположить, что контркультура является стадией развития субкультуры. А в целом субкультура представляет собой механизм адаптации и особую подсистему внутри культуры.

1.2 Контркультура, что это, и каково ее место в духовно-нравственной сфере

В истории культуры, судя по всему, складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже не о субкультурах, а скорее, о контркультурных тенденциях. Появление контркультуры на исторической сцене вызвано двумя обстоятельствами:

1) она появляется там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени и выступает как отрицание устаревших культурных форм и утверждение новых;

2) она проявляется как потребность в самоутверждении определенной группы лиц.

Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960 г. отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен — контркультуру.

Термин «контркультура» используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих принципам «базовой» культуры.

Cовременных культурологов на проблеме контркультуры удерживает тот парадокс, что ценности и идеалы, рожденные на гребне антибуржуазных выступлений 60-х годов, не растворились в общественном мировосприятии.

В современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов».

Для самоутверждения в господствующей, взрослой культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию. Например, для завоевания минимальной репутации в исполнении симфонической музыки необходимо ею заниматься с ранних лет, жизнь положить во имя искусства. Для этого требуется получение солидного образования, наличие больших природных способностей и т.д. Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование только мешает продвижению в этом направлении. Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые формы культуры и попасть в струю настроений определенной социальной группы. Поэтому чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает молодежь. Порою для того, чтобы занять видное место в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен.

Часто носителями контркультурных тенденций выступает преступный мир, активно отрицающий господствующую культуру, бросающий ей вызов по всем направлениям.

Контркультура хоть и стоит в оппозиции к господствующей культуре, культуре политической, социальной, даже элитарной, но в итоге лучшее в контркультуре вливается в общий поток не проходящей культуры и становится в один ряд с вечными, классическими ценностями.

Однако я задаюсь вопросом: а не являются ли достижения контркультуры, достижениями массовой культуры, не относящиеся к элитарной культуре? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Если рассматривать контркультуру 60-х годов и её достижения то на мой вопрос надо ответить утвердительно, но ели брать другие периоды, поскольку контркультура существовала и в другие времена, это например веяния и достижения в культуре нового времени или искусство Пикассо и т.д. то мы увидим что эти достижения по истечении какого-то времени стали элитарной культурой.

Таким образом, контркультура это сочетание парадоксального: классической музыки с джазом, классической картины с современным искусством фотографии и т.д. но именно сочетания, поскольку через некоторое время талантливая новизна становится классикой. Кстати, так было и с великим нашим стилем Пушкина А.С. который объединил простую русскую речь с возвышенной французской, тогда это была контркультура, а теперь…

1.3 Условия перехода субкультуры в контркультуру

Иногда нормы, ценности и образ жизни в субкультуре приходят в ощутимое противоречие с нормами, ценностями и стилем жизни всего общества, образуя контркультуру. Контркультура отвергает многие из поведенческих стандартов и правил, имеющих силу в доминирующей культуре. Ориентация на “раскованность” у некоторой части молодежи западных стран в начале 1970-х гг. имела довольно много контркультурных поворотов. Молодые люди подвергали сомнению легитимность истеблишмента, отвергали этику упорного труда, свойственную старшим, искали новые ощущения в наркотиках и “выпадали” из образа жизни среднего класса. Другими примерами групп, принадлежащих к контркультуре, могут служить преступные шайки, сатанинские культы, правые и левые экстремисты.

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Социологи полагают, что термин «контркультура» приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов.

Термин «субкультура» по своему значению ближе всего находится к «термину контркультура» и даже родственен ему. Более того, субкультурное объединение также является меньшинством. Формируется на основе сходства мировоззрения в группе и отличия его от общепринятого, активно вырабатывает нормы и ценности и часто использует различные формы выделения из массы. Однако между ними есть существенная разница: ценности субкультуры не означают отказа от культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения, не выходящие за ее рамки. Таким образом, различие состоит в степени отрицания господствующей культуры: если контркультура протестует против нее в целом, то субкультура в лучшем случае борется с отдельными ее явлениями, а в худшем — не борется ни с чем (просто живет по своим принципам). Для субкультуры характерна замкнутость и отрешенность от официальной культуры, она возникает и в первое время существует как «дворовая игра»», куда допускаются только посвященные и которая тщательно оберегается от внешнего мира. В то время, как контркультура настроена на взаимодействие с внешним миром в форме внедрения в него своих идей, изменения его в нужном направлении. От субкультуры до контркультуры один (хоть и большой) шаг. Контркультура как историческое явление сделала то, чего никогда не совершалось субкультурой — она не только стала заметным явлением в истории Западной Европы, Америки и России, но имела огромный общественный резонанс и способствовала изменению системы ценностей официальной культуры.

В современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным культурным ценностям. Нередко оно отождествляется с молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре, бунт детей против «культуры отцов». В этом слове объединились различные процессы, направленные против господствующей культуры, на формирование антикультурных чувств, связанных с агрессивностью, отсутствием культурной толерантности.

Глава 2. Методы изучения субкультур и контркультур

В данной главе я рассмотрю вопросы, касающиеся теоретико-методологической базы прикладных исследований субкультур и контркультур, а также некоторые методы, с помощью которых можно получить необходимые данные.

Здесь я не ставлю целью рассмотреть все методы исследований, коснусь только некоторых из них. Сбор эмпирической информации является одним из важнейших этапов изучения субкультуры и контркультуры. Прикладные исследования являются тем базисом, на котором строятся теоретические положения различных концепций. Необходимость постоянного проведения такого рода исследований обусловлена также самим феноменом субкультуры и контркультуры, их изменчивостью, зависимостью от конкретного места и времени, высокой степени субъективности оценок, большим количеством социальных стереотипов, которыми обрастает любая общность, в особенности та, которая проявляет себя девиантным для данного социума способом. Необходимо отметить, что контркультура и субкультуры изучались (и изучаются) рядом различных гуманитарных наук, таких как социальная антропология, социолингвистика, социальная психология, культурология. В последние годы особенностями существования субкультур и контркультур заинтересовались представители таких направлений, как менеджмент, маркетинг, паблик рилейшнз, социальная работа и т.п. Девиантные субкультуры изучаются криминологами. Несмотря на специфичность перечисленных направлений и различные методы изучения и анализа субкультур и контркультур, большая часть крупных и долговременных исследовательских проектов реализуется на базе комплексного междисциплинарного подхода.

При изучении данной проблематики используются исследовательские стратегии, объединяющие целые группы различных методов.

Количественные и качественные методы.

Выбор метода исследования начинается с определения исследовательской методологии. Научная методология, которая является базой прикладных методов, разделяется на два вида — это количественная и качественная методология.

Количественная методология. С помощью первой группы методов изучаются количественные аспекты социальной жизни. Методология строится на статистических методах отбора единиц наблюдения и анализа информации. Принципы отбора и анализа разрабатывались в рамках математической статистики. С помощью количественных методов можно получить ответы на вопросы «сколько», «как часто», «как долго», выявить зависимости между переменными, получить процентные соотношения и т.д. Идеал этого подхода — максимальная объективность, независимость результатов исследования от внешних факторов, надежность метода — т.е. повторяемость полученных результатов при повторном обследовании объекта. Количественные методы позволяют верифицировать (проверить на практике) сформулированные заранее гипотезы относительно объекта исследования.

Качественная методология. Качественное исследование позволяет нам изучать глубинные аспекты социальных практик, выявить скрытые причины явлений — ответить на вопрос «почему?». В фокусе анализа — конкретный опыт, отдельные случаи. Задача исследователя — интерпретировать факты социальной реальности, понять их природу и внутренний смысл. Гипотез как таковых нет — они формулируются не до, а после полевого этапа исследования — и можно проверить их с помощью количественных методов.

Наиболее целесообразным для исследования представляется использование качественных методов, которые, в отличие от количественных, дают возможность более глубокого и полного понимания и объяснения изучаемых явлений.

Такими методами для данного исследования представляются метод «включенного наблюдения», метод «case-study», фокус-группа.

Метод «включенного наблюдения», по определению В.А. Ядова, представляет собой сбор необходимой информации с помощью непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. При этом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируясь в ней, анализирует события словно «изнутри». Такое скрытое наблюдение позволяет фиксировать неискаженные реакции, наблюдать культурные события изнутри, понимая их мотивации.

Метод «включенного наблюдения» является наиболее подходящим для изучения субкультурных и контркультурных образований, поскольку, будучи отчужденными от основного общественного массива, они. в какой-то мере, противостоят ему. Их члены, как и члены традиционных систем, часто стараются оградить себя от остальных, ограничить информацию для «непосвященных», что делает традиционные социологические методы исследования малоэффективными. Любая субкультура и контркультура создает собственную семантическую, значащую среду, причем значения эти в большинстве случаев скрыты от поверхностного наблюдения, но проявляются в поведенческих актах, событиях, личных беседах. Это — культурная граница, которая отграничивает субкультуру и контркультуру от массовой культуры. И проникновение за нее возможно лишь при вливании в конкретную среду, при проникновении в то поле, в котором эти значения функционируют. Качественное исследование помогает открыть мотивационные аспекты поведения человека, его ожидания, представления, ценности. По мнению И.Ф. Девятко, прямое включение исследователя в изучаемую им социальную ситуацию часто позволяет получить уникальные сведения об используемых самими участниками значениях и символах, о локальных «языках взаимодействия».

Метод «case-study» — это метод изучения конкретного культурного феномена, «случая», с учетом всех его специфических особенностей. При этом изучению подвергается все, что связано с данным объектом, от его возникновения до настоящего момента, с помощью анализа письменных документов, интервью, опросов. По мнению В.А. Ядова. основными достоинствами методов являются такие факторы, как возможность уловить детали данного явления, его многогранность, гибкость методик, качественный характер выводов.

Исследовательская стратегия case-study не является традиционной для отечественной социологической науки. Сущность такого исследования заключается в том, чтобы, детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию. Ключевым методологическим моментом case-study является опора на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала. Речь пойдет не о специфической качественной методологии, а о некоторых методических проблемах конкретного эмпирического исследования, выполненного в рамках стратегии case-study.

Сase-study — исследовательская стратегия, направленная на глубокий, полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая). Очевидным достоинством метода является возможность получения более глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений; только с помощью такого качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между людьми. Case-study позволяет сделать это наиболее целостным образом, так как исследовательские стратегии сами по себе содержат наборы определенных техник и case-study в этом смысле оснащен богаче всех других. Метод определяет необходимость работать более с конкретными вещами, нежели с сконструированными типами, что позволяет обеспечить лучшее понимание социальной реальности, уникальность каждого объекта и в то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения.

Фокус-группа (фокусированное интервью в группе) — это один из методов сбора и анализа информации в процессе социальных исследований. Он заключается в приглашении небольшой группы избирателей, отобранных по специальным критериям, на неформальную встречу, во время которой ведущим проводится дискуссия (обсуждение) по заранее созданному сценарию фокус-группы. В ходе дискуссии ведущий «фокусирует» участников на вопросах, интересующих исследователей, с целью получения от них глубинной информации на заданные темы. Оптимальное количество участников этой малой группы составляет 8-10 человек, но в любом случае их не должно быть меньше 6 или больше 12 человек. Иначе получить достоверную информацию будет невозможно — в первом случае из-за недостатка участников, во втором из-за того, что не все участники успеют высказаться в ходе проведения фокус-группы. Работоспособность метода фокус-группы заключается в эффекте, создаваемой ситуацией группового обсуждения. Дело в том, что при проведении индивидуального интервью существует четкое разграничение на интервьюера и интервьюируемого, что может очень сильно повлиять на качество и глубину получаемой информации. В групповой дискуссии респондент попадает в ситуацию общения с себе подобными. В подобной группе проще снимаются защитные психологические барьеры, облегчается выражение эмоциональных реакций и быстрее вырабатывается понятный для всех участников язык совместного обсуждения вопросов. Самое важное, что позволяют делать фокус-группы — глубоко исследовать мнение и отношение населения по какому-либо вопросу.

Фокус-группа дает более глубокую и разностороннюю картину явления, на основе которой можно сформировать программу дальнейших действий. Фокус-группы также позволяют глубоко изучить причины поведения людей, что очень важно при формировании имиджа и проведении избирательных кампаний. Для решения многих задач количественные и качественные методы применяются в комплексе. Основных вариантов использования комплексных исследований несколько. Фокус-группы проводятся до опроса с целью выработки рабочих гипотез и языка исследования. Фокус-группы используются на поздних этапах исследования для интерпретации и уточнения данных, полученных в результате опроса. Фокус-группы проводят параллельно с опросом для решения специальных задач. Сначала проводится серия «зондажных» фокус-групп по интересующим исследователей социальным группам. На втором шаге по гипотезам, выработанным на зондажных фокус-группах, проводится количественное исследование (опрос). В конце проводятся фокус-группы на уточнение и углубление полученных на предыдущих шагах результатов.

Таким образом, названные выше методы позволяют наиболее полно изучить объект, учитывая его своеобразие.

Глава 3. Объект исследования: выбор субкультуры молодежью г. Москвы

Предмет исследования: предпочтения в выборе субкультуры.

Цель исследования: узнать предпочтения в выборе субкультуры у молодежи г. Москвы.

Инструментарий: социологическая анкета.

— молодежь предпочитает выбирать субкультуру с 14-18 лет

-многие молодые люди и девушки не желают относиться к какой-либо субкультуре

Проблема: вся субкультура не может удовлетворить культурные потребности всех людей.

Критерии по которым выбирались респонденты. Всего было опрошено 100 человек.

1.Пол — мужской и женский.

2.Возраст — от 14 до 25 лет.

016.Ни какие из предложенных, предпочитаю стандартный образ жизни.

5. Из каких источников вы черпаете информацию о новостях субкультуры

017. Реклама по радио и телевидению

019. От знакомых

Анализируя результаты соц. опроса, удобнее будет рассматривать их отдельно(пол, возраст, образование).Всего было опрошено 100человек, 50 девушек и 50 юношей, далее каждая из этих категорий делится по возрастным и образовательным критериям. Начнем, пожалуй, с юношей.

1)Среди опрошенных молодых людей 50% оказались с полным средним образованием, 40% с высшим специальным и 10% с неполным средним. По возрасту оказалось 70% возрастом 18-20лет,20 % возрастом 20-25лет и 10%, соответственно, 25-30лет.Тут следует разделить юношей на три возрастные группы( а)14-18,б)18-21,в)21-25лет).

а)Юноши 14-18 лет относятся к различным субкультурам положительно, а именно 45% опрошенных, далее следуют нейтральные 20% молодых людей отдали им свое предпочтение, 35% имеют отрицательное отношение. Далее респондентам был задан вопрос о том, какие субкультуры являются более популярными. 60% молодых людей заявили о том, что выбирают стандартный образ жизни, 5% предпочитают готов, 20% скинхэдов,5% эмо,3% панки и 7% эмо металлисты и гопники. Далее респондентам была задана серия вопросов о том, от куда они черпают информацию о той или иной субкультуре. Мнения разделились следующим образом:60% из интернета, 20% это радио и телевизор,15% информация идет от знакомых и 5% из прессы.

б) Юноши 18-21 лет относятся к различным субкультурам нейтрально, а именно 50% опрошенных, далее следуют положительные 15% юношей отдали им свое предпочтение, 35% имеют отрицательное отношение. Далее респондентам был задан вопрос о том, какие субкультуры являются более популярными. 50% молодых людей заявили о том, что выбирают стандартный образ жизни, 8% предпочитают готов, 20% скинхэдов,2% эмо,10% панки и 5% это металлисты и гопники. Далее респондентам была задана серия вопросов о том, от куда они черпают информацию о той или иной субкультуре. Мнения разделились следующим образом:54% из интернета, 30% это радио и телевизор,1% информация идет от знакомых и 15% из прессы.

в) Мужчины 21-25 лет относятся к различным субкультурам отрицательно, а именно 60% опрошенных, далее следуют нейтральные 15% молодых людей отдали им свое предпочтение, 25% имеют отрицательное отношение. Далее респондентам был задан вопрос о том, какие субкультуры являются более популярными. 74% молодых людей заявили о том, что выбирают стандартный образ жизни, 1% предпочитают готов, 10% скинхэдов,3% эмо,2% панки и 10% это металлисты и гопники. Далее респондентам была задана серия вопросов о том, от куда они черпают информацию о той или иной субкультуре. Мнения разделились следующим образом: 35% из интернета, 20% это радио и телевизор,10% информация идет от знакомых и 35% из прессы.

2) Среди опрошенных девушек 50% оказались с полным средним образованием, 25% с высшим специальным и 25% с неполным средним. По возрасту оказалось 50% возрастом 18-21лет, 25% возрастом 14-18лет и 25%, соответственно, 21-25лет.Тут следует разделить женщин на три возрастные группы( а)14-18,б)18-21,в)21-25лет).

а) Девушки 14-18 лет относятся к различным субкультурам положительно, а именно 30% опрошенных, далее следуют нейтральные 50% женщин отдали им свое предпочтение, 20% имеют отрицательное отношение. Далее респондентам был задан вопрос о том, какие субкультуры являются более популярными. 55% женщины заявили о том, что выбирают стандартный образ жизни, 5% предпочитают готов, 10% скинхэдов,15% эмо,5% панки и 10% это металлисты и гопники. Далее респондентам была задана серия вопросов о том, от куда они черпают информацию о той или иной субкультуре. Мнения разделились следующим образом:65% из интернета, 10% это радио и телевизор,20% информация идет от знакомых и 5% из прессы.

б) Девушки 18-21 лет относятся к различным субкультурам нейтрально, а именно 45% опрошенных, далее следуют положительные 15% женщин отдали им свое предпочтение, 40% имеют отрицательное отношение. Далее респондентам был задан вопрос о том, какие субкультуры являются более популярными. 65% женщины заявили о том, что выбирают стандартный образ жизни, 5% предпочитают готов, 10% скинхэдов,10% эмо,5% панки и 5% это металлисты и гопники. Далее респондентам была задана серия вопросов о том, от куда они черпают информацию о той или иной субкультуре. Мнения разделились следующим образом:44% из интернета, 16% это радио и телевизор,10% информация идет от знакомых и 30% из прессы.

в) Девушки 21-25 лет относятся к различным субкультурам отрицательно, а именно 70% опрошенных, далее следуют нейтральные 20% женщин отдали им свое предпочтение, 10% имеют положительное отношение. Далее респондентам был задан вопрос о том, какие субкультуры являются более популярными. 65% женщины заявили о том, что выбирают стандартный образ жизни, 5% предпочитают готов, 10% скинхэдов,8% эмо,2% панки и 10% это металлисты и гопники. Далее респондентам была задана серия вопросов о том, от куда они черпают информацию о той или иной субкультуре. Мнения разделились следующим образом:47% из интернета, 10% это радио и телевизор,23% информация идет от знакомых и20 % из прессы.

Из результатов анкетирования видно, что наша гипотеза относительно того, что люди 14-25 лет (мужчины и женщины) выбирают не относиться ни к каким субкультурам и что большинство делают выбор от 14-18 лет.

Так же не удивительно, что большинство информации, молодежь получает именно через интернет. В наше время без интернета ни куда и это самое актуальное распространение о чем либо.

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей.

Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов).

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой; В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества.

Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру.

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Культурологи полагают, что термин «контркультура» приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов.

По мере изменения существующих условий как со стороны «внешнего» мира (материальные явления), так и со стороны «внутреннего» (мира сознания) культура претерпевает множество изменений. Обладая набором традиционных ценностей, культура должна удовлетворять базисные человеческие потребности. Но трансформирующиеся общественные отношения уже не принимают их. В этом случае инструментом обновления и адаптации культуры служит субкультура. Возникает вопрос о роли контркультуры в этом процессе.

Исходя из всего, сказанного ранее, становится очевидным, что понятие контркультура может употребляться в широком и в узком смысле слова.

Под контркультурой в узком смысле слова понимается только одно из проявлений контркультуры — молодежная контркультура в конкретно-историческом контексте — социальный феномен второй половины XX в. связанный с повышением в общественных процессах роли молодежи как социально-демографической группы.

Для того чтобы определить, насколько это оправдано и разграничить данные понятия, мы взяли за основу утверждение о том, что культура представляет собой нечто вроде живой клетки, у которой есть ядро — официальная культура, а вокруг него — ряд субкультурных образований. Так вот, во взглядах на место контркультуры в социокультурном пространстве ее исследователи в основном делятся на две группы — первые считают ее составной частью или одним из видов упомянутых субкультурных образований, а вторые видят в ней самостоятельные образования, отличные от субкультурных, — своеобразные антитела, повышающие иммунитет культуры и заставляющие ее меняться в зависимости от изменяющихся условий существования. В результате данного разделения взглядов мы получаем два подхода в определении понятия контркультуры.

В широком смысле слова речь идет о явлении, присущем человечеству на протяжении всего времени его существования, о каждой исторической эпохе, когда некая группа лиц в результате неудовлетворенности доминирующей моделью культуры начинает вырабатывать свою собственную модель, существенно отличающуюся или даже прямо противоречащую доминирующей.

По моему мнению контркультура является стадией развития субкультуры. Она возникает из субкультуры именно в переломные для культуры моменты. Играя роль культурного взрыва, переворота, она, подобрав в свое время «ненужные» ценности, выбрасывает их на суд общества. Со временем они переходят из разряда контркультурных, т.е. враждебных культуре и обществу, в разряд традиционных, принимаемых большинством. В результате процесса «инверсии», т.е. смены культурной парадигмы контркультура растворяется, приобретая вновь субкультурную форму.

Таким образом, несмотря на устоявшееся в науке представление о субкультуре и контркультуре как о различных культурных формах, можно предположить, что контркультура является стадией развития субкультуры. А в целом субкультура представляет собой механизм адаптации и особую подсистему внутри культуры.

Список использованной литературы

1. Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры. Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.

2. Введение в философию / Авт. колл. Фролов И. Т. и др. — 3-е изд. перераб. и доп. — М. Республика, 2003.

3. Булыгина А.А. Субкультуры и контркультура: грани взаимодействия // Науч. зап. НГАЭиУ. — Новосибирск, 2001. — Вып. 4.

4. Гуревич П.С. Культура и контркультура. // Свободная мысль. — 1994. — №11. — С. 86.

5. Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.

6. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М. 1&93; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М. 1&94; Фукс Э. Иллюстрированная эпоха нравов: Буржуазный век. М. 1&94;

7. Русский перевод труда Эдгара Эндрю и Седвика Петера «Ключевые концепции теории культуры». — 1999 (Key Concepts in Cultural Theory, Edgar Andrew, Sedgwick Peter (eds), London, New York: Routledge, 1999)

8. Щепанская, Т.Б.Символика молодежной субкультуры: Опыт этногр. исслед. системы, 1986-1989 гг.

9. Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект исследования.

10. Щепанская, Т.Б.Символика молодежной субкультуры. Опыт этногр. исслед. системы, 1986-1989 гг.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991

18. Попцов И.Г. Контркультура как реакция на ситуацию культурного шока: Материалы Конференции «Культурный шок и повседневность»: Секция 1.Культурный шок как проблема гуманитарного знания. — Йошкар-Ола, 2003

19. Холландер П. Антиамериканизм рациональный и иррациональный. — Спб. Издательство «Лань», 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры». Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру. Основные черты субкультуры, ее классификация и причины появления. Социальноопасные субкультуры или основанные на музыкальных пристрастиях.

курсовая работа [59,0 K], добавлен 16.11.2010

Понятие субкультуры молодежи и характеристика основных ее направлений: эмо и рэп субкультура, готическая субкультура и панки, металлисты и хип-хоп субкультура; их отличия, стиль и атрибуты. Результаты социологического опроса среди студентов колледжа.

курсовая работа [116,5 K], добавлен 07.02.2010

Соотношение понятий «культура» и «субкультура». Типы и виды неформальных молодёжных группировок. Эмпирическое исследование молодежной субкультуры (на примере металлистов города Владивостока). Выявление коммуникативных и организаторских особенностей.

дипломная работа [287,7 K], добавлен 25.02.2011

Понятие субкультуры и её признаки. Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков. Особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности подростка. Основные методы и направленность культурной самореализации.

курсовая работа [23,5 K], добавлен 23.06.2015

Молодежная субкультура как способ самовыражения и самореализации молодежи. Исследование современной молодежи, их направленности и основных интересов. Изучение истории зарождения и особенностей субкультуры готов, панков, скинхедов, хиппи, эмо, реперов.

курсовая работа [1,9 M], добавлен 08.04.2015

Анализ понятий молодежной культуры и субкультуры. Исследование субкультуры хипстеров, основанной на принципах общества потребления и модного поведения на примере молодежи Санкт-Петербурга. Характеристика основных фаз движения и социальной иерархии моды.

курсовая работа [47,1 K], добавлен 12.01.2012

Эстетика, этика и идеология молодежных сообществ. Характеристика формальных компонентов юношеской субкультуры. Исследование молодежных движений. Анализ типологии современных молодежных субкультур в российском обществе. Радикальные молодежные субкультуры.

контрольная работа [41,1 K], добавлен 17.01.2015

Криминальная субкультура как сложное общественное явление, его характеристика с позиций психологии и социологии. Исследование содержания криминальной субкультуры как социальной среды. Основные психологические механизмы воспроизводства преступности.

реферат [34,8 K], добавлен 13.12.2011

Определение понятий «культуры» и «субкультуры». Структура толкиенистского движения, его влияние на культуру и молодежь. Убеждения, выразительные средства и ценности толкиенистов. История возникновения толкиеномании. Особенности проведения ролевых игр.

курсовая работа [590,8 K], добавлен 04.02.2011

Система ценностей, установок, поведения и жизненных стилей представителей молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века на волне пост-панка. Главное отличие гота от обычного человека. Макияж, стиль одежды, места встреч и символика готов.

презентация [718,2 K], добавлен 08.02.2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *