Сущность государства это

Сущность государства

Многообразие определений государства.

Понятие государства отражает государство как форму политической власти. Это классический (политический) подход к определению государства. Однако, государство – это сложное и комплексное явление, которое имеет множество неполитических сторон. Это и порождает множественность в определении государства.

Если политическое понятие о государстве отражает его сущность, то иные определения государства отражают его разнообразные проявления.

Альтернативные определения государства:

Государство – это организованное общество людей, расположенных на определенной территории. В этом смысле государство тождественно термину страна.

Государство есть юридическая функция, т. е. условное объединение множества людей под одним статусом. Государство здесь рассматривается как юридическое лицо, как условный и единый выразитель интересов народа.

Все в мире подчиняется органическому миру. Государство – форма биологического социального движения, т. е. государство подобно живому организму. Государство является высшей формой организации человеческого существования.

Государство – это проявление божественной воли на земле, организация власти Бога в жизни людей.

Государство – система движения информации по прямым и обратным каналам в целях управления общественными процессами.

Государство представляется как ночной сторож.

Государство как независимый менеджер, управляющий обществом и разрешающий споры.

Сущность государства — это главное, закономерное качество, свойство, отношение государства, которое остается постоянным на всем протяжении времени его развития, определяет его цели и является источником развития.

Вопрос о сущности государства является проблемным в связи с тем, что:

— взгляды людей на государство крайне субъективны и зависят от конкретно-исторического состояния государства, в котором они живут, от политических установок и убеждений своего времени.

— государство раскрывается во множестве проявлений, и установить постоянные закономерные его качества — это очень сложная теоретическая задача.

В современной науке доминирует волевая концепция сущности государства. Она основана на рассмотрении государственной власти как разновидности социальной власти. В основе сущности любой социальной власти лежит социальная воля, т.е. стремление субъектов власти достичь целей, определяющих их потребности.

Понять сущность государства, значит понять:

— воля, каких субъектов осуществляется при посредстве государственной власти

— каких целей добиваются субъекты при посредстве государственной власти.

Волевая концепция сущности государства подразделяется на три направления.

1. Классовый подход

Сформировался в 18-19 вв. последнее свое теоретическое обоснование получил в трудах социал-демократов .

Сущность государства заключается в том, что это организация классового насилия, при помощи которой экономически господствующий класс добивается и политического верховенства.

2. Общесоциальный подход

Сущность государства заключается в том, что это организация, выражающая волю всего общества и служащая средством достижения общественного блага.

3. Дуалистический подход

Пытается устранить недостатки 1-го и 2-го подхода и их объединяет.

Сущность государства в данном случае зарождается как аппарат классового насилия, но по мере своего развития стремится к достижению социального блага и выражению воли всех социальных групп и всего общества в целом

Существует ряд альтернативных концепций сущности государства:

Государство — это общение граждан между собой, ни в чем не нуждающееся и ни от кого не зависящее

Государство — это правовое управление семействами и их общими с властью интересами, основанное на вечных началах добра и справедливости

Государство — это справедливое правление мудрых и благородных

Государство — это единое лицо, верховный субъект, воля которого считается волей народа и справедливости

Государство — это организация для защиты правопорядка

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Сущность государства

Сущность государства – это совокупность наиболее важных характеристик, устойчивых связей и внутренних закономерностей, присущих такому социальному явлению как государство.

Существуют два основных подхода к трактовке сущности государства:

1. Классовый подход (интересы господствующего класса)

Классовый подход раскрывает сущность государства как выражение интересов господствующего класса, который навязывает собственную волю остальному населению государства. Классовый подход характерен для марксистского понимания государства, трактовавшее государство как орудие подавления пролетариата.

2. Общесоциальный подход (интересы всего общества)

Общесоциальный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов всех социальных слоев. Основывается на способности государства выступать арбитром общественных отношений, создать возможность компромисса между различными социальными классами и группами. Общесоциальный подход характерен для большинства современных демократических правовых государств.

Кроме того, существуют второстепенные подходы к трактовке сущности государства:

1. Национальный подход (интересы титульной нации)

Национальный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной нации. Основывается на предоставлении преимуществ и привилегий титульной нации. Национальный подход был характерен для многих империй.

2. Расовый подход (интересы одной расы)

Расовый подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной расы. Основывает на предоставлении преимущества и привилегий так называемой высшей расы и грубое пренебрежение интересами других расовых групп. Расовый подход был характерен для фашистской Германии.

3. Религиозный подход (интересы определенной религии)

Религиозный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов наиболее религиозных слоев общества в рамках одной религии. Основывается на неукоснительном следовании религиозным нормам и догматам. Религиозный подход характерен для современного Ирана или Саудовской Аравии.

Сущность государства это

Сущность государства

Абсолютен ли суверенитет государства? В мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством, например, ради достижения определенных, общих для нескольких государств целей. Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также тогда, когда государства вступают в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации.

Право (законодательство)

Определение. Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законе, а также в иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения (С.С. Алексеев).

Государство реализует свою власть, функции путем издания обязательных для всех законов либо санкционированием установившихся обычаев и созданием судебных прецедентов, получивших название – право или позитивное право. Без права государственная власть функционировать не может.

Особенности права. Право – один из видов социального регулирования, отличающийся тем, что:

– создается государственными органами;

– оформляется в виде нормативно-правовых актов, законодательства;

– обеспечивается силой государства;

– имеет письменную форму выражения.

С помощью права, через право государство:

1) закрепляет внутреннюю организацию государства, его форму, структуру, аппарат управления, компетенцию государственных органов и т. п.;

2) создает и обеспечивает устойчивый всеобщий порядок в общественных отношениях;

3) реализует свои задачи и функции;

4) легализует и конституирует государственную деятельность.

«Сущность9quot;, как философская категория, характеризует то главное в явлении, что определяет его природу, делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть, и становится другим явлением. Главным в государстве, основополагающим является государственная власть. Государственная власть является одновременно и основным содержанием сущности государства, и важнейшим его признаком.

Критерии определения сущности государства. Общепризнанными считаются два критерия:

– принадлежность власти, т. е. кто ею обладает (формальная сторона) и

– интерес, защищаемый государственной властью, т. е. чьим интересам служит государство (содержательная сторона).

Существует несколько теорий, обосновывающих принадлежность власти: теория элит, технократическая теория, демократическая доктрина, марксистская теория и др.

Теория элит утверждает, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна принадлежать верхушке общества, т. е. элите.

Технократическая теория заявляет, что властвовать, управлять должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны находить оптимальные пути развития общества.

Демократическая доктрина исходит из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть должна осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что государственная власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах (классовая теория).

Чаще всего сущность государства определяется тем, чьим интересам служит государственная власть. Исходя из этого критерия, сущность государства может быть:

1) классовой, в ее рамках государство рассматривается как органи­зация политической власти, закрепляющей интересы определен­ного класса, политической силы;

2) общесоциальной, в ее рамках государство определяется как организация политической власти, обеспечивающей общественные интересы, концентрирующей интересы различных классов и слоев, большинства населения страны.

Узкоклассовый подход к определению понятия государства и к сущности является крайностью. Однако другой крайностью является и «общечеловеческий9quot; подход к определению этого понятия. Отказываясь от одной, «чисто9quot; классовой крайности, осознанно или неосознанно авторы, приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов, впадают в другую, не менее искажающую реальную действительность крайность.

В реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а следовательно, соответствующих им определений понятия государства. Истина, как это нередко случается, находится где-то на «золотой9quot; середине, т. е. сущность государства носит двойственный характер.

Третий подход к сущности (двойственный характер) представляется наиболее верным. Обе характеристики верны для любого государства, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах его развития. Это обусловлено множеством факторов. Очевидно, что у демократически устроенного государства общесоциальные начала будут доминировать. У государства противоположной ориентации (например тоталитарного) тоже будут присутствовать общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение интересов и воли социальных слоев, стоящих у власти.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

21. Сущность государства.

Сущность государства — это главное, закономерное качество, свойство, отношение государства, которое остается постоянным на всем протяжении времени его развития, определяет его цели и является источником развития.

Вопрос о сущности государства является проблемным в связи с тем, что: взгляды людей на государство крайне субъективны и зависят от конкретно-исторического состояния государства, в котором они живут, от политических установок и убеждений своего времени. государство раскрывается во множестве проявлений, и установить постоянные закономерные его качества — это очень сложная теоретическая задача.

В современной науке доминирует волевая концепция сущности государства. Она основана на рассмотрении государственной власти как разновидности социальной власти. В основе сущности любой социальной власти лежит социальная воля, т.е. стремление субъектов власти достичь целей, определяющих их потребности.

Понять сущность государства, значит понять: воля, каких субъектов осуществляется при посредстве государственной власти каких целей добиваются субъекты при посредстве государственной власти.

Волевая концепция сущности государства подразделяется на три направления:

1. Классовый подход

Сформировался в 18-19 вв. последнее свое теоретическое обоснование получил в трудах социал-демократов.

Сущность государства заключается в том, что это организация классового насилия, при помощи которой экономически господствующий класс добивается и политического верховенства

2. Общесоциальный подход

Сущность государства заключается в том, что это организация, выражающая волю всего общества и служащая средством достижения общественного блага

3. Дуалистический подход

Пытается устранить недостатки 1го и 2го подхода и их объединяет.

Сущность государства в данном случае зарождается как аппарат классового насилия, но по мере своего развития стремится к достижению социального блага и выражению воли всех социальных групп и всего общества в целом

Существует ряд альтернативных концепций сущности государства: Аристотель

Государство — это общение граждан между собой, ни в чем не нуждающееся и ни от кого не зависящее Жан Баден

Государство — это правовое управление семействами и их общими с властью интересами, основанное на вечных началах добра и справедливости Платон

Государство — это справедливое правление мудрых и благородных Томас Гоббс

Государство — это единое лицо, верховный субъект, воля которого считается волей народа и справедливости Лев Дуппович

Государство — это организация для защиты правопорядка

§ 4. Сущность государства

Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в. считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Классовый подход при раскрытии сущности государства – крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретически неверно.

Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства – его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество – от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых, сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *