Теории государства

Основные теории государства

Государство: новые подходы к сущности, функциям, типологии

Существует множество весьма разнообразных теорий, по-раз­ному объясняющих происхождение государства, природу государ­ственной власти, ее цели и задачи, пути развития государств и проч. Множественность таких теорий связана не только со слож­ностью, многосторонностью государства как социального явле­ния, разнообразием его форм в прошлом и настоящем, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятель­ность прямо затрагивает интересы различных социальных классов и групп. Связано это и с разнообразием идеологических позиций и философских подходов различных авторов.

Следует отметить, что до недавнего времени в нашей науке без­раздельно господствовала одна марксистско-ленинская теория го­сударства, основанная на классовом подходе, а все другие концеп­ции отвергались как буржуазные, без их всестороннего анализа, без попыток хотя бы найти в них рациональное зерно. Сейчас от­ношение к ним существенно изменилось: признается, что любая теория опирается на какие-то фактические данные, на обстоятель­ства, имеющиеся в реальной жизни. Учет этих обстоятельств и теоретических обобщений дает возможность более широко и все­сторонне анализировать изучаемые явления и процессы. Относит­ся это и к рассматриваемым далее теориям государства.

Существующие теории государства условно можно разделить на четыре группы: о сущности государства, о его целях и задачах, о средствах и методах его деятельности, о путях и перспективах его дальнейшего развития. Поскольку различные авторы, рас­сматривая в своих работах проблемы, связанные с государством, так или иначе обращаются ко всем указанным вопросам, то тео­рии, относящиеся к разным группам, взаимодействуют между собой, образуют различные сочетания.

Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие.

Теория элит.

Теория элит сформировалась в начале XX в. (ра­боты В. Парето. Г. Моски) и получила развитие в середине века (X. Лассуэл. Д. Сартори. Т. Дай и др.). Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества — его элитой. Элиты фор­мируются по различным признакам (происхождение, образова­ние, опыт, способности и проч.), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контроли­рует их деятельность, используя избирательное право.

Отмечая негативные стороны этой теории (отстранение населе­ния от власти, отрицание ее классового характера и т.п.), следует отметить и следующее. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей: депута­тов, работников государственного аппарата и проч. Важно, чтобы эти лица реально выражали интересы народа, различных социаль­ных слоев и групп. А для того чтобы это обеспечить, необходимо сознавать элитарный характер народных избранников и представителей, обеспечить действенный контроль за их работой.

Технократическая теория.

Эта теория возникла в 20-х гг. нашего столетия и получила значительное распространение в 60-70-х гг. Ее сторонниками были, в частности, Т. Веблен. Д. Барн-хейм, Г. Саймон, Д. Белл и др. По сути дела, это современная ин­терпретация теории элит. По мнению представителей технокра­тической теории, управлять обществом должны (и часто действи­тельно управляют) специалисты — управленцы, менеджеры. Именно они способны определить действительные потребности об­щества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает про­грессивное развитие общества. Идеи этой концепции активно ис­пользуются в других теориях, относящихся как к сущности госу­дарства, так и к другим его сторонам.

Теория плюралистической демократии.

Эта теория появилась также в XX в. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль и др. Теория отражает политические взгля­ды как социал-демократов, так и либералов. Смысл теории в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали сущест­вовать, власть, таким образом, утратила классовый характер. Об­щество представляет собой совокупность социальных объедине­ний людей (страт), образующихся по различным признакам: воз­раст, профессия, место жительства, круг интересов и проч.

Таким образом, существуют страты стариков и юношей, спортсменов и любителей пива и т.п. Каждый человек входит во многие страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и на­правляющие тем самым государственную политику. Таким обра­зом, любой человек, каждое объединение обладают «частицей9raquo; го­сударственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества. Положительная сторона этой теории заключается в ее действительно демократическом характере, обосновании учас­тия всех граждан в делах государственного управления.

Из теорий, рассматривающих вопрос о целях государства, от­метим теорию «государства всеобщего благоденствия». Она воз­никла после Второй мировой войны и явилась антиподом ранее существовавшей концепции о том, что государство не должно вме­шиваться в общественную жизнь, за исключением случаев пра­вонарушений (теория «государства ночного сторожа»). Ее основы были сформулированы Д. Кейнсом в 30-х гг. и получили развитие в работах Д. Мюрдаля, А. Пигу. К. Боулдинга, В. Мунда и др.

Суть теории состоит в том, что государство стало надклассо­вым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает бла­годенствие всех. Базой теории послужили несомненные успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения, в осуществлении крупных государственных программ в социаль­ной, культурной и иных сферах. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу дея­тельности государства. Положительная сторона теории заключа­ется в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих цен­ностей, интересы и права человека. Ее недостаток — умалчивание того факта, что «всеобщее благоденствие» нередко достигается по­средством перенесения центра эксплуатации на полуколониаль­ные и развивающиеся страны, где уровень жизни населения ис­ключительно низок, значительная его часть живет ниже уровня нищеты, голодает.

Теория правового государства освещает вопросы как целей го­сударственной деятельности (добиться господства права во всех сферах социальной жизни), так и средств, способов функциони­рования государства. Вся его деятельность должна осуществлять­ся в правовых целях, на основе права и правовыми средствами. Позитивная сторона этой теории в том, что она направлена на де­мократизацию общества, исключение произвола и беззакония в работе всех государственных органов. Недостаток в том, что она позволяет вуалировать несоответствие ряда социальных ценнос­тей праву.

К теориям о средствах государственной деятельности следует отнести теорию«технократического государства». Ее основой являются успехи многих стран в освоении и использовании техни­ческих средств, в том числе радиоэлектроники. Считается, что дальнейшее развитие техники позволит по-новому решать многие вопросы государственного управления: например, можно будет проводить опросы граждан и даже голосование (референдум) с ис­пользованием радиотелевизионной техники, компьютеры дадут возможность принимать независимые от воли отдельных лиц и поэтому справедливые и оптимальные решения и т.п.

Из теорий, прогнозирующих дальнейшее развитие госу­дарства, отметим теорию конвергенции, которая появилась в 50-60-х гг. XX в. (работы Д. Гэлбрейта, Р. Арона, П. Сорокина и др.). Эта теория рассматривала взаимное влияние государств двух систем: западных — США, Англия и других с Советским Союзом и другими странами социалистического лагеря. Делал­ся вывод о том, что происходит «обмен9raquo; между этими государ­ствами, причем каждая группа заимствует лучшее. В результа­те происходит сближение государств по их сущности, органи­зации, формам деятельности и проч. Это должно привести к то­му, что через какое-то время различия утратятся и возникнет «постиндустриальное государство» единого типа, которое будет государством «всеобщего благоденствия». Определенные положе­ния этой теории находят несомненное подтверждение в современ­ный период.

Особое место среди указанных теорий занимает историко-материалистическая концепция государства, которая рассматривает все аспекты его существования и развития. В основе этой теории лежат идеи исторического материализма и классовый подход. Го­сударство рассматривается как орудие власти экономически гос­подствующего класса. Его особенности определяются, прежде всего, экономикой общества на определенной стадии его исторического развития. Цель — построение социалистического, а затем и ком­мунистического общества, а конечная судьба государства — его отмирание по мере построения коммунистического общества. По­ложения данной теории будут более подробно рассматриваться в дальнейшем.

/ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

К основным теориям возникновения государства принято относить:

1. теологическую (религиозная, божественная);

2. патриархальную (отеческая);

3. договорную (естественно-правовая);

7. насилия (внутреннего и внешнего);

8. экономическую (классовую).

Теологическая теория возникновения государства

Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в. Аврелий Августин (Блаженный — 354 — 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства — обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми».

Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

= вечны, незыблемы и святы;

= их возникновение и упразднение не зависит от человека;

= являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

• принять государство и власть как данность, полученную свыше;

• признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи — представители Папы и через него Бога в своих государствах);

• полностью и во всем подчиняться власти — небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, — то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Патриархальная теория возникновения государства

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.).

Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство — своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории:

— монарх является отцом всего народа;

— благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

— король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

— власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

— подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

Договорная теория возникновения государства

Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуаз-ных мыслителей и получила распространение в XVII — XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 — 1646) — голландский мыслитель и правовед;

Джон Локк (1632 — 1704), Томас Гоббс (1588 — 1679) — английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 — 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) — французские философы- просветители;

А. Н. Радищев (1749 — 1802) — русский философ и писатель-революционер.

Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.

Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый «общественный договор», который состоит в следующем:

— первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);

— каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

— чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

— в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты — государство.

Органическая теория возникновения государства

Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 — 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с про­цессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

— люди образуют государство, как клетки — живой организм;

— государственные институты подобны частям организма: правители — головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы — кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;

— между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. — IV в. н. э. — Римская империя, в XVIII в. – Великобри-тания, в XIX в. — США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).

Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 — 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.

Под этими свойствами подразумеваются:

• желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

• желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

• способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

• желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов — сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. — и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества — вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, — ‘социальные, экономические, политические и др.

Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий, Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 — 338 до н. э.) — китайский политик.

Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 — 1921) — немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 — 1909) — австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 — 1938).

Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).

При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

≈ сбор дани дружинниками;

≈ расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

≈ огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

≈ иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания «охранительного аппарата» завоеванных благ.

Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному

В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря — насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Ирригационная теории возникновения государства

Ирригационная (водная, гидравлическая ) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом («азиатский способ производства»). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

Крестьянин-индивидуалист не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства — Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет — в долине Нила, Китай — в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).

Экономическая теория возникновения государства

Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название — Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

≈ произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);

≈ возник прибавочный продукт;

≈ в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы — эксплуатируемых и эксплуататоров;

≈ появились частная собственность и публичная власть.

≈ для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения — государство.

Теория имеет рациональное зерно — экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами — классов и др.

Не только классово-экономические факторы повлияли на возникновение государства (например: национальные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

Согласно этой теории, в мире существуют «высшие» расы, которые призваны господствовать, и «низшие», которым самой природой предназначено находиться в подчинении у «высших» рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.

Расовая теория имеет долгую историю, но наибольшего своего развития и даже практического применения она достигла в средние века — в период расцвета колониализма и в первой половине XX в. — в период появления в Европе фашизма. Сначала «цивилизованные» страны широко использовали ее для оправдания жестокого обращения с туземцами и захвата их земель, а затем одни «цивилизованные» страны (фашистские Германия и Италия, милитаристская Япония) оправдывали с помощью расовой теории развязанную ими войну против других «цивилизованных» и «нецивилизованных» стран.

Идеи, лежавшие в основе расовой теории, широко использовались в послевоенный период в ходе ведения «холодной войны» между США и СССР.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина, она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Инцестная (половая) теория

Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства (Леви-Стросс)

Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом (Ортега X. Гассет)

Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века) (Гребнер).

Государство — это результат возникновения специализации в сфере управленческой (политической специализации), которая имело место наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией)

— Социальная сущность человека и связанная с этим необходимость управления общностью людей;

— Выполнение «общих дел»;

— Необходимость особого института принуждения для разрешения социальных конфликтов из-за противоречий, возникающих в результате неоднородности общества.

Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.

К подобному варианту образования государства относится революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия — 1917, Китай — 1947).

Образование нового государства возможно благодаря организационным изменениям: 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).

Другим способом является образование независимого государства на месте колоний. После Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое.

Теория государства и права это:

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011 .

Иное название этого понятия — «ТПГ»; см. также другие значения.

Тео́рия пра́ва и госуда́рства  — это фундаментальная наука по всем юридическим параметрам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Без её усвоения невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве, используемых основными юридическими науками. Научное исследование в теории государства и права ведётся не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы права и государственности .

Теория государства и права является преимущественно российской (постсоветской, а ранее — советской наукой ), во многих странах континентальной Европы дисциплины, предметом исследования которых является право и государство, преподаются отдельно. В последние годы наблюдается процесс все большего доктринального расширения роли и предмета теории государства и права до уровня философии права, что объясняется европейской традицией изучения государства и права.

Как науку. изучающую одновременно теорию государства и права назвать единой сложно: есть раздельно существующие теория государства (общее учение о государстве — изучает происхождение государства, типы, формы, элементы (структуру) и функции государства, а также перспективы государства) и теория права, изучающая преимущественно вопросы юридической догматики (источники права. виды правовых норм. законотворчество и правоприменение. юридическая техника. коллизии правовых норм, толкование права. юридическая ответственность и т. п.).

Содержание

Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.

Методология

Методология науки – это совокупность средств, способов, приемов познания явлений.

Существует 3 группы методов (подходов):

1) Универсальные (логический, языковой, философский).

Суть логического подхода заключается в том, что каждое исследование начинается с живого созерцания (ощущений, восприятий, представлений), абстрактного мышления (понятий, суждений, умозаключений). Грамотное использование логических законов (тождества, достаточного основания, непротиворечия, исключения третьего) и форм (индукции, дедукции, классификации, аналогии) позволяет избегать логических ошибок, не допускать противоречий в своих рассуждениях.

Назначение языкового подхода выражается в том, что способы мышления приобретают материальную форму в языке. Данный подход включает такие средства, как буквы, слова, словосочетания, предложения, знаки препинания, а также правила (например, способы образования словосочетаний, правила расстановки знаков препинания).

Философский подход позволяет рассматривать правовые явления с наиболее общих, фундаментальных позиций, с использованием категорий «сущность» и «явление», «система» и «элемент», «часть» и «целое», «содержание» и «форма», «причина» и «следствие» и др.

2) Методы, присущие специальным неюридическим наукам.

В социологическом подходе центральное место отводится исследованиям конкретных форм поведения и социальных ролей субъектов права.

Суть психологического подхода состоит в том, что в ПСО участвуют конкретные люди, обладающие определенными чувствами, представлениями, эмоциями, способностями, преследующие соответствующие цели и интересы.

3) Специально-юридический подход.

В процессе познания различных сторон правовой системы общества используются юридические понятия (право, институт права), юридические конструкции (правовой прецедент, состав субъективного права), закономерные связи (между нормой права и нормативно-правовым предписанием, элементами нормы права), юридические категории, правила, достоверные знания.

В настоящее время проблемы методологии разработаны слабо, что дает повод говорить об определенных симптомах кризиса современного российского правоведения.

Метод науки — это способ, с помощью которого добывается новое знание. Это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки. Метод науки — это способ изучения, на котором базируется данная наука. В теории государства и права применяются общенаучные, специальные и частнонаучные методы.

  • Системный. акцентирует внимание на взаимодействии явлений, их единстве и целостности.
  • Структурно-функциональный. определение места, роли и функций каждого элемента системы.
  • Сравнительный. сравнение государства и права, их элементов с иными однородными явлениями.
  • Социологический. установление связей государства и права с иными социальными явлениями, важнейшее место среди которых принадлежит конкретно социологическим методам (наблюдение, опрос, моделирование).
  • Психологический. изучение, главным образом, правового поведения.
  • Статистический. оперирование количественными величинами.
  • Исторический. изучение закономерностей в развитии права и государства.
  • формально-юридический. позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы.
  • сравнительно-правовой. позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д. в целях выявления их общих и особенных свойств. Имеет важное значение, так как реформирование и совершенствование гос.-правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов, существующих одновременно или разделенных известным: на основе умозаключения создаётся правовая модель какого-либо правового явления. Модель принимается за эталон и является точкой отсчёта для оценки реально существующего объекта.

Функции ТПГ

1) Онтологическая ТПГ — существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют. 2) Гносеологическая Состоит в выработке научных концепций, доктрин. правовых понятий, категорий, приемов и способов, помогающих научному познанию ГиП. 3) Эвристическая Открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ. 4) Прогностическая Предвидение тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, определение тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем. 5) Методологическая Создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом. 6) Идеологическая Приводит в систему идеи о ГиП, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор. 7) Организационно-прикладная Преобразование, реформирование государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.

Говоря о Теории государства и права как учебной дисциплине, выделяют еще 3 специальных функции:

8) Вводная Формирование понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария, необходимого для дальнейшего освоения системы юридических знаний. 9) Обобщающая На завершающем этапе изучения посредством теории государства и права обобщаются полученные знания в области отраслевых юридических наук и приобретается цельное знание о праве [1]. 10) Прикладная Теория государства и права вырабатывает предложения по совершенствованию различных сторон государственно-правовой жизни [2].

Все функции взаимосвязаны и могут дать позитивный результат лишь будучи взятыми в определенном сочетании, комплексе.

Теории государства

Смотреть что такое «Теория государства и права» в других словарях:

Теория государства и права — гуманитарная наука об общих и специальных закономерностях возникновения, развития и действия права и государства, их взаимосвязи, природе, общесоциальном и общечеловеческом назначении, о содержании, формах, исторических судьбах, месте и роли в… … Элементарные начала общей теории права

Теория государства и права — (англ theory of state and law) общетеоретическая отрасль юридической науки, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; сущность, типы, формы, функции, структуру и механизм действия государства и права … Энциклопедия права

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — общественно политическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права как таковых, а также специфические закономерности возникновения, становления и развития государства и… … Юридический словарь

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — англ. theory, state and law; нем. Theorie vom Staat und Recht. Соц. правовая наука, являющаяся системой знаний об общих и специфических закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и гос. правовых явлений.… … Энциклопедия социологии

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — общественно политическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права как таковых, а также специфические закономерности возникновения. становления и развития государства и… … Энциклопедия юриста

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — это общественно политическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права как таковых, а также специфические закономерности возникновения, становления и развития государства… … Энциклопедический словарь конституционного права

теория государства и права — общественно политическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права как таковых, а также специфические закономерности возникновения, становления и развития государства и… … Большой юридический словарь

Теория государства и права — система знаний о сущности государства и права, о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государственно правовых явлений, выступающая методологической основой для отраслевых юридических наук. Имеет тесную связь с … Теория государства и права в схемах и определениях

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — англ. theory, state and law; нем. Theorie vom Staat und Recht. Соц. правовая наука, являющаяся системой знаний об общих и специфических закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и гос. правовых явлений … Толковый словарь по социологии

Институционализма теория государства и права — М. Ориу, Г. Ренар (Франция) тесно связана с институционализмом как с широкой политико социологической концепцией, отразившей усложнение политической организации общества. В представлении институционализма высокоразвитое общество выступает как… … Теория государства и права в схемах и определениях

  • Теория государства и права. Власов В.И. В учебном пособии раскрываются основные вопросы теории государства и права. Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования и подготовлено в… Подробнее Купить за 549 руб
  • Теория государства и права. И. А. Иванников. В учебнике излагаются не только темы, предусмотренные действующим Государственным стандартом по курсу `Теория государства и права`, но и ряд новых. Автором рассмотрено современное состояние… Подробнее Купить за 500 грн (только Украина)
  • Теория государства и права. И. А. Воронина. В учебном пособии, составленном с учетом практики преподавания в высшем учебном заведении и базирующемся на требованиях государственного стандарта и типовой программы, раскрываются основные… Подробнее Купить за 480 руб электронная книга

Другие книги по запросу «Теория государства и права» >>

Основные теории происхождения государства

Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики. Основными теориями происхождения государства являются следующие:

Содержание

1. Теологическая теория: Править

Представители: Ф. Аквинский

Это теория о божественном начале в происхождении государства. Государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле.

2. Патриархальная теория: Править

Представители: Аристотель, Конфуций

Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство, поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими.

3. Договорная теория: Править

Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Государство является продуктом человеческого разума, а не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию.

Существует несколько точек зрения на причину, по которой люди решаются заключить такой договор:

Гоббс — догосударственное (естественное) состояние представляет «состояние войны всех против всех». В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Это побуждают людей заключить договор об учреждении государства, которое обеспечит мир;

Локк — целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность;

Руссо — целью общественного договора является создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, не нарушает чужих интересов, подчиняется, но только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде».

4. Материалистическая теория: Править

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс

Образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. С появлением классов возникла необходимость в силе, которая не позволит произойти коллапсу общества. Этой силой стало государство.

5. Психологическая теория: Править

Представители: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд

Возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим.

6. Теория насилия: Править

Представители: Е. Дюринг, К. Каутский

Государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными племенами, которые создают принудительный аппарат (государство) для управления побежденными.

7. Патримониальная теория: Править

Представители: А. Галлер.

Государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле.

8. Органическая теория: Править

Представители: Г. Спенсер, А.Э. Вормс

Государство появилось и развивается как биологический организм.

Обнаружено использование расширения AdBlock.

Викия — это свободный ресурс, который существует и развивается за счёт рекламы. Для блокирующих рекламу пользователей мы предоставляем модифицированную версию сайта.

Викия не будет доступна для последующих модификаций. Если вы желаете продолжать работать со страницей, то, пожалуйста, отключите расширение для блокировки рекламы.

Методы ТГП. Предмет и методы теории государства и права

В XXI веке роль юриспруденции всё больше возрастает, потому что право касается практически всех отраслей общественной жизни. Этот факт во многом является позитивным, потому что посредством юридического регулирования государство осуществляет контроль не только за обществом в целом, но и отдельными гражданами. Однако следует отметить тот факт, что для современной практической юриспруденции большое значение играют теоретические наработки в правовой области. Благодаря им юристы-практики имеют возможность намного шире и эффективнее применять нормы права в реальных жизненных ситуациях. Помимо этого, теоретики права постоянно усовершенствуют сам механизм применения юриспруденции. Государственный механизм во многом выигрывает от высокой роли права. Благодаря высокой степени законности центральная власть оперативнее и намного точнее регулирует все происходящие в стране процессы. Большое количество теоретических знаний сформировало со временем науку, которая является фундаментальной в процессе подготовки профессиональных юристов.Теории государства

Теория государства и права – понятие

Общая теория государства и права – это фундаментальная наука во многих юридических школах. По сути, эта научная отрасль образовалась вследствие накопления большого количества теорий и тенденций, которые связаны с развитием функционирования государственного механизма, права, постоянного взаимодействия этих элементов. Помимо этого, благодаря теории государства и права (далее – ТГП), формируются все остальные отрасли. Таким образом, ТГП – это «исходный материал», из которого «рождаются9raquo; известные на сегодняшний день функциональные и научные отрасли правовой науки. Что касается исследований в данной отрасли, то они проводятся с ориентацией на современные формы государственности и правового механизма с учётом всех особенностей исторической эпохи. Благодаря ТГП можно выработать перспективные пути развития любой правовой отрасли.

ТГП – советские корни науки

Необходимо отметить советские корни такой дисциплины, как теория государства и права. Наука была сформирована во времена существования СССР и её традиционных юридических школ путём объединения концепций, выработанных в смежных научных отраслях. По большей части ТГП – это дисциплина, которая была создана для наработки теоретических знаний у будущих юристов-практиков. В странах Европы и Запада она не изучается. Концепции данной науки представлены другими отраслями. Этот факт не удивителен, ведь предмет теории государства и права содержит различные научные знания, а именно теорию о государстве (форма государственного устройства, причины возникновения государства, типы режимов и т.п.) и теорию права (структура и понятие правовых норм, источники права, юридическая ответственность и толкование права и т.п.). Интерес к предмету этой науки возрастает всё больше с каждым годом, так как он во многом расширил доктринальное изучение роли как права, так и государства.

Предмет теории государства и права

Как и в большей части других правовых наук, подход к объяснению предмета ТГП содержит множество споров, потому что учёные выдвигают исключительные теории по поводу данной категории. Плюс ко всему, предмет науки ТГП имеет свою специфику, о которой пойдёт речь далее в статье. Что касается стандартных положений предмета этой правовой науки, то он включает в себя целый ряд аспектов, что свидетельствует о его многогранности. Например, целью изучения ТГП по праву называются:

1) Взаимосвязь государства и права как отдельных и самостоятельных элементов, по большей части сформированных обществом.

2) Механизм возникновения, становления и развития права и государства.

3) Формы, черты, особенности и специфические аспекты государства и права.

4) Роль этих категорий в жизни общества, политической системе.

5) Правосознание, правореализация, режим законности и конституции.Теории государства

7) Режим правопорядка.

Учитывая перечисленные структурные элементы предмета государства и права, можно выделить особенности функций, методов и значения данной науки на сегодняшний день. Однако прежде нужно учесть специфические аспекты предмета ТГП.

Специфика предмета теории государства и права

Следует понимать, что предмет теории государства и права является не просто системным понятием, но ещё и динамическим, как и его отдельные составляющие.

Теории государства

Этот специфический аспект прослеживается в постоянно эволюции теорий и концепций, которые используются в научной отрасли. Например, в трудах советских теоретиков государства и права уделялось большое внимание исследованию диктатуры пролетариата, общественного государства и блага. Совершенно иные аспекты застрагиваются в трудах учёных современности, которые стали уделять больше внимания таким концепциям, как социальное, демократическое государство, доминирующая роль права как основного источника правопорядка и прочее. Таким образом, историческая эпоха во многом влияет на догматическое восприятие одних и тех же категорий под разным углом, ведь все научные труды пишутся учёными, людьми. С учётом постоянных перемен не только в обществе, но и в сознании каждого, совершенно не удивляет изменение в видении одних и тех же теоретических аспектов государства и права.

Методология ТГП

Предмет и метод ТГП это понятия, неразрывно связанные между собой. Последний формируется под влиянием объекта изучения. Методы ТГП можно условно представить в едином механизме, имя которого «методология9raquo;. Этим термином обозначается совокупность приёмов, способов, различных средств, которые помогают изучать предмет науки ТГП. Методы ТГП используются не только в процессе выработки новых концепций и усовершенствования уже имеющихся, но ещё и в области дисциплины теории государства и права. Следует заметить, что каждый метод по-своему уникален и интересен, но ни один из них не может самостоятельно ответить абсолютно на все возникающие вопросы, когда человек изучает столь важные и сложные категории, как государство и право. Таким образом, возникает методология – система методов, дополняющих друг друга.Теории государства

Группы методов

Учёные на сегодняшний день обособляют наиболее однородные методы ТГП в группы. Такой подход помогает учитывать степень важности и эффективности того или иного способа изучения, конкретных теоретических вопросов. Существует три основных группы методов, а именно:

— Общенаучные (в группу вошли методы, которые встречаются не только в науке государства и права, но и других отраслях, не обязательно юридических).

— Частнонаучные (методы, которые довольно часто используются в смежных юридических и смежных праву отраслях).

— Специальные (группа исключительно правовых методов, играющих первостепенную роль для развития юриспруденции).

Чтобы понять, как действуют представленные группы, нужно рассмотреть их в отдельности.

Общенаучные методы ТГП

Общенаучные методы используются не только в науке теории государства и права. Как правило, их также применяют в некоторых дисциплинах и других научных областях для получения определённой информации. Система методов ТГП общенаучной направленности – это первая ступень изучения, вследствие которой можно выделить наиболее явные факты. Тем не менее при помощи общенаучной методологии достаточно сложно получить конкретизированные данные о тех или иных правовых и государственных процессах, хотя это вполне возможно. К общенаучным методам причисляют:

— анализ и абстрагирование;

— конкретизацию и сравнение.

Суть этих методов в том, что они создают «пищу для размышлений». Другими словами, при помощи общенаучных приёмов и способов создаётся «каркас9raquo; будущих теорий и концепций в области ТГП. Многие специальные виды методов могут включать в себя несколько общенаучных, тем самым создавая совершенно новый способ изучения какого-либо вопроса.

Система частнонаучных методов

Частнонаучные методы используются в тех случаях, когда необходимо изучить какое-либо явление, находящееся в «пределах9raquo; сразу нескольких наук. Проще говоря, частнонаучные методы – это способы изучения, заимствованные из разных дисциплин. Они помогают увидеть более конкретную картину действия изучаемой категории посредством влияния на неё некоторых определённых факторов. Таким образом, выделяют следующие методы:

— Структурно-функциональный. Данный способ изучения во многом помогает увидеть не просто научное знание, но и понять его роль в правовом или же государственном механизме. Помимо этого, определяется также роль, каждого элемента.

— Системный метод во многом похож на тот, который описан выше. Он также показывает механизм, только внимание акцентируется не на отдельных элементах и их роли, а на действии всей системы. Таким образом, можно увидеть, как влияет на предмет изучения комплекс факторов.

— С помощью социологического метода можно увидеть роль и функциональность правовых, а также государственных институтов в обществе. Также этот метод является комплексным, потому что включает в себя ещё ряд интересных способов изучения: наблюдение, опрос и моделирование.

— Психологический метод по большей части изучает правовое поведение индивидов и социальных масс.

— Наиболее весомую роль играет исторический метод. С его помощью можно сравнить существующие теории, а также увидеть процесс их развития, дабы в будущем не повторять уже полученный когда-то опыт. Другими словами, исторический метод – это способ изучения закономерностей развития государства и права.Теории государства

Какую роль играют специальные методы?

Специальные методы науки ТГП являются ключевыми. Именно с их помощью сегодня можно говорить о существовании теории государства и права как вполне самостоятельной научно-правовой отрасли. Специальные методы ТГП – это совокупность приёмов и способов, которыми изучаются исключительно правовые и государственные факторы. Многие учёные считают, что ряд специальных приёмов и способов возник вследствие работы юристов-практиков, которые постоянно повышают уровень своих знаний, так как жизнь не стоит на месте.

Специальные методы теории государства и права

К специальным методам можно отнести следующие:

— Формально-юридический. Для многих юридических наук этот метод «классический9raquo;. С его помощью вырабатываются, классифицируют, трактуются новые научные понятия, возникающие в современной юридической науке.

— Сравнительно-правовой метод – это способ увидеть перспективы и недостатки правовой системы, механизма юридической ответственности, правового режима, свойства права путём сравнения с аналогичными институтами и процессами, которых сегодня очень много в мире.

Представленные два метода являются наиболее традиционными. Существуют и другие специальные способы, например конкретизация, толкование, единая иерархия нормативных актов и т.п. Тот факт, что предмет и метод ТГП неразрывно связаны между собой, очень часто пораждает совершенно новые, инновационные по своей сути методологические приемы.

Что такое функции ТГП?

В процессе изучения представленной в статье науки складывается впечатление, что функции теории государства и права попросту не существуют, потому что наука во многом является исключительно догматической и не имеет никакой связи с практическим правовым полисом в государстве. Тем не менее подобные выводы не отвечают действительности, потому что функции у этой науки всё-таки есть. Наука является фундаментальной, поэтому выработанные концепции во многом влияют на существующие правовые отрасли.

ТГП – функции

На современном этапе развития науки выделяют следующие функции теории государства и права, а именно:

1) Онотологическая. ТГП даёт ответы на такие вопросы о том, что такое право и государства, и какова суть данных категорий.

2) Гносеологическая функция состоит в разработке новых научных концепций и теорий.

3) Эвристическая – открытие новых перспективных путей развития ТГП.

5) Идеологическая, то есть воздействие на сознание индивидов с целью выработки корректных знаний о научном предмете.

Благодаря достаточной функциональности этой науки вырабатываются основные теории государства и права, которые существенно помогают в процессе строения демократического, социального общества.

Заключение

Итак, в данной статье автор подробно рассказал о том, что является наукой государства и права, а также показал её методологическую базу и функции. Нужно отметить большие перспективы этой науки, ведь именно с её помощью можно привить людям правовую культуру и глубокое осознание своей роли в государственном механизме.

Теории государства

5 привычек, которые гарантируют, что вы не достигните успеха в жизни Наши ежедневные привычки делают из нас тех, кем мы являемся. Какие-то из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны.

Теории государства

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

Теории государства

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Теории государства

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Теории государства

7 вещей, которые следует мыть и стирать каждый день Это может показаться еще одним пунктом в бесконечном списке ежедневных дел, но за этим кроется эффективный метод, который позволяет создать положитель.

Теории государства

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *