Структура научного познания

Структура научного познания

Научное познание имеет довольно сложную структуру. Она может быть представлена в различных срезах.

С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания она включает в себя 4 момента:

1). Субъект науки (тот, кто осуществляет познавательную деятельность): отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив, в конечном счете – общество в целом;

2). Объект – то, что познается;

3). Система методов и приемов, характерных для данной науки;

4). Язык науки – как естественный, так и искусственный (математические уравнения, химические формулы).

Структура научного познания может быть представлена как единство 2 уровней: эмпирического, теоретического. Ряд исследователей выделяет еще один уровень научного познания – метатеоретический, или уровень оснований науки.

К основаниям научного знания относят:

1) идеалы и нормы исследования;

2) философские основания;

3) научную картину мира.

Идеалы и нормы исследования включают в себя совокупность правил и принципов описания и объяснения явлений, нормы обоснования и доказательства положений науки. Философские основания представляют собой самые общие принципы построения научной картины мира. Они обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру.

Научная картина мира – это особая форма теоретического знания, представляющая собой синтез основных концепций, идей, теорий, позволяющий представить целостное видение предмета исследования, соответствующее определенному историческому этапу развития науки. Все эти три блока оснований науки исторически изменчивы. Коренная перестройка всех или некоторых оснований науки называется научной революцией. Всякая научная революция дает начало новому этапу развития науки.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются по:

1) характеру предмета исследования;

2) типу применяемых средств исследования;

3) особенностям методов исследования.

Одна и та же реальность может рассматриваться на разных уровнях по-разному: эмпирическое исследование направлено на изучение явлений и связей между ними, теоретическое же пытается выделить сущностные связи в чистом виде и выразить их в форме закона или системе законов. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация.

Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов. Чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение будущего. Теоретическое знание фиксируется в следующих формах знания: теории, теоретические модели, гипотезы, законы. Эмпирическое – в научных фактах, данных экспериментов, выраженных на языке науки, эмпирическом обобщении.

Средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. На теоретическом уровне в современной науке используются приборы, делающие более эффективной интеллектуальную деятельность: калькуляторы, компьютеры.

Соответственно своим особенностям эмпирический и теоретический типы познания различаются по методам исследовательской деятельности.

К эмпирическимметодампознания относятся следующие:

Наблюдение — целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими техническими устройствами. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла (что именно наблюдается); возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов — расшифровка показаний приборов и т.п.

Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента.

Основные особенности эксперимента:

а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования;

б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов;

в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

г) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.

Выделяют: по своим функциям исследовательские, проверочные, воспроизводящие эксперименты. По характеру объектов различают физические, химические, биологические, социальные и т.п. Существуют эксперименты качественные и количественные. Широкое распространение в современной науке получил мысленный эксперимент — система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Но мысленный эксперимент относится уже к теоретическим методам познания.

Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов, т.е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

Описание — познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

Измерение — совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определенными концептуальными идеями.

Теоретические методы познания – это, прежде всего, способы построения теории – самой достоверной формы познания. К ним относятся

Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.). Главное в процессе формализации — над формулами можно производить операции. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами.

Аксиоматический метод способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Аксиоматический метод — лишь один из методов построения уже добытого научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксиоматизированной содержательной теории.

Гипотетико-дедуктивный метод это такой способ построения теории, при котором сначала выдвигается гипотеза – научно обоснованное предположение о причинах тех или иных явлений, а затем из нее дедуцируются следствия, которые затем подвергаются опытной проверке.

Идеализация — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ» и т.п.). Идеализированный объект выступает как отражение реальных предметов и процессов.

Моделирование — метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели. По характеру моделей выделяют материальное и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам — физики, механики и т.п. При материальном моделировании конкретного объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов, кораблей, космических аппаратов и т.п.). При идеальном моделировании модели выступают в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, предложений естественного и искусственного (символы) языка и т.п. В настоящее время широкое распространение получило математическое (компьютерное) моделирование.

Системный подход — рассмотрение объектов как систем. Ему характрны: исследование механизма взаимодействия системы и среды; изучение характера иерархичности, присущей данной системе; обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Логический и исторический методы – это связанные между собой методы. задача исторического метода – воссоздание реальной истории предмета, а задача логического – на основе знания истории предмета выявить внутреннюю логику его развития, необходимую последовательность стадий становления предмета.

Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры — совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли относительно друг друга. Структура понимается как нечто неизменное при определенных преобразованиях, а функция как «назначение» каждого из элементов данной системы (функции какого-либо биологического органа, функции государства,). Основные требования структурно-функционального метода: изучение строения, структуры системного объекта; исследование его элементов и их функциональных характеристик; анализ изменения этих элементов и их функций; рассмотрение развития (истории) системного объекта в целом; представление объекта как гармонически функционирующей системы, все элементы которой «работают» на поддержание этой гармонии.

В заключение следует отметить, что каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как «руководящей нитью» в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фак­тов. Главное предназначение любого метода — на основе соответству­ющих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить ус­пешное решение определенных познавательных и практических про­блем, приращение знания, оптимальное функционирование и разви­тие тех или иных объектов.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Структура научного познания, его методы и формы

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. В общем виде структура научного познания представляется в современной философии науки следующим образом: научное познание (наука) имеет два уровня – эмпирический и теоретический, которые 1) взаимосвязаны и 2) сложно структурированы.

В гносеологии сложились две крайние позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней научного познания: ЭМПИРИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ.

И эмпирический, и теоретический уровень науки имеют сложную структуру. Элементы этой структуры – формы знания и методы научного познания. На разных уровнях научного познания эти формы и методы – существенно разные.

На эмпирическом уровне науки: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

На теоретическом уровне науки: абстрагирование, анализ и синтез, идеализация

ЭМПИРИЗМ в науке – позиция, сводящая ВСЁ научное знание к эмпирическому уровню, принижая или отвергая теоретическое знание, абсолютизирующая роль фактов и недооценивающая роль обобщения, абстрагирования, что делает невозможным формулировку объективных законов.

ЭМПИРИЗМ как философский принцип – принцип, согласно которому единственным источником знания является опыт, чувственное познание, знание сводится к описанию этого опыта, фактов, а мышление сводится к комбинированию опытных данных, ничего не прибавляя к знанию.

РАЦИОНАЛИЗМ в науке – позиция, считающая, что научное знание прежде всего формулируется в виде теоретических (общих) понятий, теорий, законов, эмпирическое знание не отвергается, но считается подчиненным аспектом познавательной деятельности, причем сами факты рассматриваются не как «чистые» опытные данные, но факты ВСЕГДА содержат «теоретическую» компоненту.

РАЦИОНАЛИЗМ как философский принцип – принцип, согласно которому единственным источником знания является разум, мышление, знание имеет форму логически обоснованного общего понятия, закона, а опытные данные, факты сами по себе вообще не являются знанием.

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ. Общенаучные методы делятся на две группы: эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение и др.) и теоретические (абстрагирование, идеализация, анализ, синтез и др.). Эксперимент как метод научного исследования занимает промежуточное положение между эмпирическими и теоретическими методами.

НАБЛЮДЕНИЕ – эмпирический метод, основанный на систематическом и целенаправленном восприятие объекта исследования. Это наиболее простой метод, как правило, использующийся в составе других эмпирических методов, хотя может использоваться и самостоятельно.

СРАВНЕНИЕ – эмпирический метод, основанный на установлении сходства (тождества) и различия в объектах исследования, обнаружение общего и особенного у сопоставляемых предметов.

ИЗМЕРЕНИЕ – это эмпирический метод, процедура установления численного (количественного) значения некоторой характеристики объекта посредством её сравнения с единицей измерения, принятой как стандарт.

ЭКСПЕРИМЕНТ – метод познания и преобразования объектов, когда исследователь активно воздействует на них путем создания искусственных условий, необходимых для выявления каких-либо интересующих его свойств, характеристик, сознательно изменяя течение естественных процессов, ведя при этом регулирование, наблюдение и измерение.

АБСТРАГИРОВАНИЕ – теоретический (логический) метод, состоящий в мысленном отвлечении от несущественных свойств, отношений в объекте и одновременной фиксации отдельных сторон объекта в соответствии с целями познания.

АНАЛИЗ – мысленное разделение объекта познания на отдельные части с целью их систематического изучения.

СИНТЕЗ – мысленное объединение выделенных методом анализа и изученных элементов в единое целое, мысленное воссоздание целостного объекта из его частей.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – теоретический метод, направленный на мысленное построение (мысленное конструирование) «идеального объекта», не существующего в действительности, но позволяющего формулировать теоретическое знание – понятия и законы – о реальных объектах.

Идеализация осуществляется на основе абстрагирования, анализа и синтеза и др. методов теоретического познания (напр. моделирования).

ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО МЕТОДА. Проблема научного метода была сформулирована Ф.Бэконом в начале 17 в. в книге «Новый Органон». Он указал на различие эмпирического метода, который исходит из принципа сенсуализма (источником истинного знания являются чувственные восприятия) и рационального метода, который исходит из принципа рационализма (источником истинного знания является разум). По замыслу Ф.Бэкона, истинный, или научный метод должен быть синтетическим методом, объединяющим эмпиризм и рационализм.

Ф.Бэкон предложил в качестве такого синтетического метода метод научной индукции. исследование отдельных фактов и на этой основе формулирование общих теоретических положений. Поскольку основой универсального метода обоснования истины Ф.Бэкон признал ИНДУКЦИЮ, в то время как Аристотель считал универсальным методом обоснования истины ДЕДУКЦИЮ, постольку «Органону» (т.е. методу) Аристотеля он противопоставил «Новый Органон» (т.е. новый метод).

РАЦИОНАЛЬНЫЙ (ДОГМАТИЧЕСКИЙ) МЕТОД (по Бэкону) – метод, заключающийся в том, что в начале научной работы принимаются общие теоретические положения, из которых выводятся частные случаи, без каких-либо попыток обращения к фактам.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ (ОПИСАТЕЛЬНЫЙ) МЕТОД (по Бэкону) – метод, заключающийся в том, что научная работа целиком сводится к накоплению, описанию и систематизации фактов, без каких-либо попыток их теоретического обобщения.

НАУЧНЫЙ МЕТОД (по Бэкону) – метод, заключающийся в том, чтобы умственно переработать, теоретически обобщить факты, полученные опытным путем.

МЕТОД НАУЧНОЙ ИНДУКЦИИ (по Бэкону) – максимально полный анализ опытных данных (фактов), осуществляемый по правилам, позволяющим сделать правильное разделение и отбор фактов, ложащихся в основу общего вывода; 2) максимально полный и всесторонний анализ информации, заключающейся в опытных данных.

В современной логике в зависимости от понимания средств анализа информации построены различные схемы (теоретические модели) индукции.

НАУЧНЫЙ МЕТОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. Ф.Бэкон ставит проблему научного метода, не сомневаясь, что существует единый научный метод. Поэтому у него проблема научного метода – это проблема преодоления односторонности, неполноты гносеологических позиций рационализма и эмпиризма. К середине 19 в. возникают сомнения, что существует единый метод науки, т.е. проблема научного метода начинает восприниматься как проблема наличия или отсутствия единого научного метода.

Проблема научного метода как методологическая проблема была сформулирована немецким философом В.Виндельбандом в конце 19 в. Он предложил различение генерализирующего. или номотетического метода естественных наук и индивидуализирующего. или идеографического метода наук о культуре.

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД – метод в естествознании, сущность которого состоит в обобщении опытных фактов и установлении законов.

ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД – метод в науках о культуре, сущность которого состоит в описании индивидуальных особенностей конкретных исторических фактов.

Рост научного знания

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА (И.Лакатос) –

Три элемента научно-исследовательской программы:

1) ядро исследовательской программы

2) позитивная эвристика

3) негативная эвристика

ЯДРО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ – это жесткая неизменная часть программы, состоящая из совокупности фундаменталных теоретических принципов, конкретно-научных и метафизических допущений об онтологической природе исследуемой области и общей стратегии ее изучения.

ПАРАДИГМА (Т.Кун) – совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований и интерпретации результатов научных исследований.

Согласно Куну, развитие науки проходит следующие этапы: предпарадигмальный этап; этап «нормальной науки», характеризующийся наличием устойчивой и принятой научным сообществом парадигмы; этап кризиса господствующей парадигмы, когда обнаруживаются «аномалии», факты, не объяснимые в рамках принятой парадигмы; этап «научной революции» как этап смены старой парадигмы на новую.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

31 Структура научного познания, его методы и формы.

Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с помощью как обыденного познания, так и опытным путем (посредством наблюдения и эксперимента). Теоретическое знание — это такой уровень развития науки, который позволяет на основе знания фундаментальных законов приводить в определенную систему разрозненные факты, явления, процессы и первоначальные выводы.

В практический блок науки входят инструменты, приборы, технологии, созданные и используемые человеком для получения новых знаний.

Методология науки представляет собой философское учение о способах преобразования действительности, применении принципов научного мировоззрения к процессу научного познания, творчеству и практике.

Средства и методы научного познания

Основными методами эмпирического исследованиявыступают наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познаниемира, его формы и средства.

Эксперимент — это метод эмпирического исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы.

В ходе эксперимента рождаются не только новые методы познания, подтверждаются или опровергаются известные гипотезы и теории, но и возникают новые технологии — зачатки и прообразы будущей техники и производства.

Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее экспериментальной проверки и теоретического обоснования.

Как правило для построения гипотезы используется индуктивный метод, посредством которого от знания об отдельных фактах частного и конкретного переходят к более общему знанию. В практике научных исследований широко используется также метод дедукции, состоящий в выведении следствий из посылок в соответствии с законами логики.

Использование приемов дедукции в доказательстве научных предположений породило гипотетико-дедуктивный метод, получивший широкое распространение прежде всего в естественных науках.

Гипотеза — всего лишь этап научного познания. Важнейшую его цель составляет открытие и формулировка законов.

Закон выражает внутренне присущую природе явлений реального мира тенденцию изменения, движения развития. Всякий закон — составной элемент научной теории.

Теория — это такая форма достоверного научного знания об определенном классе объектов, которая представляет собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержит методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области.

Это логическое обобщение опыта и общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества.

Процессу познания присуща неустранимая противоречивость, важным моментом которой выступает единство логического и исторического, что впервые было подчеркнуто Гегелем.

Исторический метод познания вначале проявляется в форме, не обособившей себя от истории исследуемого объекта и как бы воспроизводящей ее в мышлении. На каждом этапе развития науки исторические методы претерпевают качественные изменения в соответствии с совершенствованием логических методов. Постепенно исторические методы становятся неотъемлемой принадлежностью логических методов.

Основные концепции философии науки.

Выделять концепции философии науки (ф/н) можно двумя способами. Исходить из установки, согласно которого ф/н совпадет с общефилософскими направлениями в исследовании науки. Тогда основными концепциями ф/н это позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Позитивизм – наиболее широко распространенное течение западной фил 2 пол 19-20 в, утверждающее, что источником подлинного, положительного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) н и их синтетические объединения, а фи, как особая наука не может претендовать на сам-ое исследование реальности. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных, умозрительных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально. Недостатки: эта концепция не может ответить на вопрос, как возникает сознание. Позитивизм отрицает почти все предшествующее развитие философии и настаивает на тождестве философии и науки, а это не продуктивно, поскольку философия является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на науку. Философия Огюста Конта основатель позитивизма, ввел это понятие в 30 гг. XIX века. Согласно Конту: в науке на первом месте должно быть описание явлений. Неопозит концепции ф /н. Учения о ф/ н выдающихся мыслителей XX века Л.Витгенштейна и К.Поппера относятся к 3 этапу фил позитивизма, кот называют «лингвистическим позитивизмом», или «неопозитивизмом». Главные идеи мыслителя в области ф/ н таковы: наука нуждается в очищении своего языка. Л.Витгенштейн выдвинул принцип «верификации», согласно которому любое высказывание в науке верифицируемо, т.е. подлежит опытной проверке на истинность. К.Поппер в ходе исследования сущности науки, ее законов и методов пришел к идеям, несовместимым с принципом верификации. В своих трудах. он выдвигает идею о невозможности сведения содержания науки, ее законов только к утверждениям, основанным на опыте, т.е. к наблюдению, эксперименту и т.д. Наука не может сводиться к верифицируемым высказываниям. Научное знание, считал мыслитель, выступает в виде набора догадок о законах мира, его строении и прочее. При этом истинность догадок установить очень трудно, а ложные догадки.

33. Сущность и феноменальные проявления человеческого сознания. Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Компоненты структуры сознания — чувства и эмоции.

Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание — это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.

Сознательность — нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей.

Самосознание — это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».

Человек осознает себя:

— через созданную им материальную и духовную культуру;

— ощущения своего собственного тела, движений, действий;

— общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:

— в непосредственном общении людей друг с другом;

— в их оценочных отношениях;

— в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;

— в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.

Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле.

Рефлексия — размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Во время рефлексии человек осознает:

— что происходит в его душе;

— что происходит в его внутреннем духовном мире. Рефлексия принадлежит природе человека, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от обычного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своей жизни, ее нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира.

Проблема сознания в медицине.

Естественные науки, в том числе и медицина, изучают состояния преимущественно индивидуального сознания и их материальный субстрат (механизмы).

В клинической медицине термин «сознание» используют, как правило, в более узком смысле — для обозначения нормального состояния высшей нервной деятельности человека (адекватное восприятие и осмысление окружающей обстановки, способность к активному мышлению, речевым контактам, целесообразным произвольным поведенческим актам). Именно в таком значении слово «сознание» выступает в формулировках типа «нарушения сознания», «ясное сознание», «больной без сознания». В отличие от объективной реальности С. есть субъективная реальность, т.е. реальность внутреннего мира личности — чувственных образов, мыслей, воли. С позиции вульгарного материализма С. рассматривается как разновидность материальных процессов (мозг выделяет мысль, как печень желчь). Подобная трактовка С. ведет, однако, к упрощенным концепциям, сводящим С. к химическим или нейрофизиологическим процессам в головном мозге, к рефлексам, поведенческим актам. Каким бы свободным ни казалось движение мысли, оно всегда представляет функцию человеческого мозга. И это служит важнейшим аргументом в пользу материализма.

Структура научного познания: его методы и формы.

По мере развития человеческого общества, роста и развития производительных сил и общественного разделения труда, процесс познания усложнялся и важнейшим показателем этого явилось становление науки – высшей формы познавательной деятельности. Зачатки научных знаний мы наблюдали еще в эпоху античности, но как специфический тип духовного производства и социальный институт наука возникает в Новое время (в XVI-XVIIвв.) – в эпоху становления капиталистических отношений.

Наука – есть форма духовной деятельности людей и социальный институт, в рамках которых осуществляется коллективная деятельность по производству, хранению и трансляции нового знания. Суть науки –исследование. Непосредственная цель – постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Наука стремится привести полученные новые знания в целостную систему на основе определенных принципов. С момента своего возникновения наука пытается как можно более четко зафиксировать свои понятия и определения. Принципиальное отличие научного познания от всех других форм познавательной деятельности состоит также в том, что оно выходит за границы чувственных восприятий и обыденного опыта и воспроизводит объект на уровне сущности.

К основным особенностям научного познания, таким образом, можно отнести следующие:

1) ориентация главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций;

2) объективность, устранение, по возможности, субъективистских моментов;

4) строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов;

5) отчетливое выражение (фиксация) понятий и определений на специальном языке науки;

6) применение специальных материальных средств: приборов, инструментов, так называемого «научного оборудования»

Современную науку рассматривают как единство научного знания и научной деятельности. Научная деятельность – это особого рода деятельность, направленная на выработку и проверку нового знания. Компонентами научной деятельности (НД) являются субъект НД, объект НД, средства НД.Субъект НД – конкретный исследователь, ученый, конкретный научный коллектив; общество в целом (все, кто занимается наукой).Объект НД – часть объективной реальности, включенная в познавательно-преобразовательную деятельность.

В научном исследовании, исходя из логики движения знания, из характера его организации, можно выделить два основных уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень: выработка научной программы, организация наблюдений, эксперимента, накопление фактов и информации, первичная систематизация знаний (в форме таблиц, графиков, схем) и т.п.

Теоретический уровень: синтез знания на уровне абстракции высоких порядков (в форме понятий, категорий, научных теорий, законов и т.д. Оба эти уровня взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Объект НД на эмпирическом уровне представлен в виде конкретных фрагментов действительности; на теоретическом уровне объект НД – это идеальная модель (абстракция).

Средства НД – это различные приборы, специальный научный язык, существующее наличное знание.

Структуру научной деятельности классифицируют по этапам:

Iэтап – выявление и постановкапроблемы. выдвижениегипотезы. Осознанный характер знания возможен лишь потому, что знания существуют только на фоне незнания (любое знание появляется из незнания). Формой выражения незнания является вопрос. Осознанная граница между знанием и незнанием естьпроблема. Таким образом, выявление и постановка проблемы – это выявление поля незнания.Гипотеза – это предположительное знание, нуждающееся в дальнейшем обосновании и доказательстве.

IIэтап –эксперимент (лат. – опыт) – специально организованный и приспособленный для тех или иных условий проведения опыт, когда осуществляется проверка какого-либо теоретического положения.

IIIэтап – описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание теории.Теория (греч. – «рассматривать», «ясно видеть», «умо-зрение») – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. (например, теория относительности А. Эйнштейна).

IVэтап – Проверка полученных знаний в процессе практической деятельности.

Научная деятельность реализуется через методы. Учение о методах, принципах, средствах и процедурах научного познания называется методологией. Это учение имеет в целом философский характер, хотя и использует подходы теории систем, логики, семантики, информатики и др. Философский характер методологии определяет то обстоятельство, что никакая конкретная наука, оставаясь в рамках своих познавательных задач, не может сделать предметом познания те методы, которые сама же использует (например, физика использует разного рода измерения, но процедура измерения не может быть предметом физического знания).

Методы классифицируются по степени общности:

частнонаучные методы, применяемые в той или иной отрасли науки, соответствующие основной форме движения материи (например, методы механики, физики, химии и т.д.);

общенаучные методы, выступающие в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук (например, структурный, вероятностный, системный и др.);

философские – универсальные методы, наиболее древними из которых являются диалектика и метафизика.

По уровням научного исследования можно классифицировать:

 методы эмпирического исследования, например, наблюдение, сравнение, измерение, описание, научный эксперимент;

 методы, используемые на эмпирическом и более на теоретическом уровнях исследования, такие как: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, использование приборов;

 методы сугубо теоретического исследования: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация.

Научное знание, получаемое с помощью данных методов, — это логически организованная система знаний, отражающая существенные, необходимые закономерности действительности. Научные знания существуют в специальных формах – научных понятиях, идеях, гипотезах, теориях. Важнейшими функциями научного знания являются объяснение и предсказание (научный прогноз).

Структура научного познания окружающей действительности в философии

Под познанием понимают совокупность процессов, методов и процедур приобретения знаний о различных явлениях и объектах. Целью познания, по мнению разных исследователей, является овладение силами природы, совершенствование человека, а также поиск истины.
Познание подразделяется на научное и ненаучное. В последнем, в свою очередь, выделяют обыденное, художественное, мифологическое и религиозное познание. Научное познание отличается от остальных форм. Оно представляет собой процесс приобретения знаний пусть в какой-то мере субъективных и относительных, но направленных на отражение закономерностей, связанных с объективной реальностью, которую и можно назвать действительностью. Задачей, стоящей перед научным познанием, является описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений, происходящих в действительности.

Структура научного познания подразумевает деление его на уровни, в которых выделяют формы и методы познания. Структура научного познания имеет два уровня – в форме эмпирического и теоретического методов. Некоторые исследователи выделяют еще третий уровень – метатеоретический метод познания.
На эмпирическом уровне происходит сбор фактического материала, эмпирического опыта, а так же первичное их обобщение.
Основными методами эмпирического познания являются два базовых момента: наблюдения и эксперименты. Наблюдение – это метод, заключающийся в целенаправленном, преднамеренном, организованном восприятии объектов окружающего мира, опирающемся на чувственное познание мира, в ходе которого добываются знания о природе и свойствах объекта. Эксперимент подразумевает, в отличие от наблюдения, возможность активного воздействия на изучаемые явления и процессы.
На теоретическом уровне происходит обработка данных и фактов, полученных эмпирическим путем, выявляются внутренние взаимосвязи между разными явлениями. На этом уровне Структура научного познания представлена гипотезами и теориями. Гипотеза – это научное предположение, объясняющее какие-либо явления и требующее экспериментальной проверки и теоретического обоснования. Теория – это система взаимосвязанных утверждений и доказательств, которая объясняет и предсказывает явления в той или иной области. Теория должна отражать объективные закономерности развития природы, а также общества.

Структура научного познания в философии предполагает еще один уровень – метатеоретический. Здесь находятся философские установки, а также методы, идеалы, эталоны, нормы, регулятивы и т.д. На метатеоретическом уровне складывается научная картина мира.
Структура научного познания предполагает взаимосвязь. Это означает, что два основных пути познания в виде эмпирического и теоретического обязательно связаны друг с другом. Эмпирическое познание путем наблюдений и экспериментов собирает новые данные, стимулируя теоретическое познание, ставя перед ним новые задачи, а теоретическое познание, в свою очередь, обобщает и объясняет явления, полученные эмпирическим путем, а также выдвигает гипотезы и теории, требующие эмпирического подтверждения.

Структура научного познания в философии повторяет структуру ненаучного познания.
Развитие научного знания привело к разделению науки на дисциплины. Дисциплинарная структура науки имеет двойственный характер. С одной стороны, разделение науки на дисциплины, отрасли, разделы позволяет конкретному человеку специализироваться на определенной проблеме и глубже ее изучать. Но, с другой стороны, эта специализация дробит всеобщее знание, приводя к потере его целостности. Именно поэтому в прошлом веке начался процесс интеграции наук, результатом которого стало появление новых наук на стыке уже имеющихся. Так, на стыке биологии и техники появилась бионика, использующая структуры живых организмов для решения инженерных проблем

Структура научного познания

Время бить тревогу: 11 признаков, что ваш партнер вам изменяет Измена — это самое страшное, что может случиться в отношениях двух людей. Причем, как правило, все происходит не как в фильмах или сериалах, а гораздо.

Структура научного познания

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Структура научного познания

10 самых «фотогеничных» нарядов Вы прекрасно себя чувствуете в своем любимом свободном платье или огромном вязаном свитере и наслаждаетесь жизнью. Однако все меняется, как только вы.

Структура научного познания

13 фактов о флирте, которые вы должны знать Что может быть более страшным, чем пытаться заговорить с человеком, который вам нравится? К счастью, ученые разобрались, как именно работает флирт. Пр.

Структура научного познания

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Структура научного познания

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *