Сущность познания

Сущность, природа и содержание познания

Для философии познание человеком окружающего мира является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, по­знаваем ли мир и как относятся наши мысли о мире к нему самому, — это вопрос о возможности точного и полного отраже­ния окружающего мира в сознании человека, его сознательной и свободной ориентации и деятельности в этом мире.

Сущность познания заключается в активном и целенаправ­ленном поиске и получении человеком знаний, точных или же искаженных. В познавательной деятельности раскрываются творческие силы человека, его неисчерпаемая духовная энер­гия. Раздел философии, в котором рассматриваются общие проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. Познание мира человеком изучают под собственным углом зрения и некоторые науки — логика, психология, кибер­нетика, социология.

Основы гносеологии были заложены в античной философии. Так, рассматривая познание, Демокрит выделял знание «тем­ное» (чувственное) и «истинное» (рациональное). Сама же ис­тина, подчеркивал философ, «скрыта в глубине, она лежит на дне морском». Прийти к ней сможет далеко не каждый чело­век, а лишь мудрец. Сократ поднимал и решал вопрос о мето­дах получения истинного знания. К таковым он относил прежде всего диалектику как искусство ведения спора, научной дис­куссии. Наиболее совершенную по тем временам теорию позна­ния создал Аристотель. Он осмысливал познавательный про­цесс с помощью понятий «истина» и «заблуждение». Истина рассматривалась им как знание, которое соответствует вещам, а в заблуждении Аристотель видел искажение истины. Этот греческий мыслитель разработал также логику — науку о спо­собах и формах правильного мышления. Он выделил субъект и объект познания, отчетливо сформулировал основной вопрос гносеологии как вопрос об истине. Другой известный философ из Греции — Платон — рассуждал о природе знания. С его точки зрения, знание — это «тень идеи», воспоминание бессмертной души о том, что было в ней раньше. В античной философии по­явился и скептицизм, который ставил под сомнение возмож­ность познаваемости человеком мира.

В Средние века основные усилия гносеологии были направ­лены на обоснование существования Бога как некоей высшей причины, истока всех вещей. В философии того времени разум рассматривался, как правило, в качестве важной интеллек­туальной способности души человека. Но считалось, что по своим возможностям он находится все же ниже веры. В фи­лософии выдвигался и соответствующий лозунг: знать, чтобы верить в Бога. Тем самым провозглашалась «служебная» роль разума по отношению к религиозной вере.

Философия эпохи Возрождения считала, что целью разума является обнаружение растворенной в природе некоей «боже­ственности». Д. Бруно, Н. Кузанский выдвигали идею неисчер­паемости и разнообразия природного мира, и познание соответ­ственно рассматривалось ими как динамичный и бесконечный процесс.

В философии Нового времени в центр внимания выдвинулся вопрос о методе (способе) исследования и формах сущест­вования знания. В научном знании стали видеть важнейшее условие подчинения человеком природного мира своей практической власти и расширения своей свободы (Ф. Бэкон, Б. Спиноза). В гносеологии большое место занимала борьба рационализма (Р. Декарт) и сенсуализма (Д. Локк), по-разному трактовавших источники и природу знания, формы его суще­ствования.

Немецкая классическая философия в лице И. Канта пы­талась решать проблему познавательных способностей и воз­можностей человека. Кант выделял чувственность, рассудок и разум. Философ полагал, что в ходе познания возникают не­примиримые противоречия («антиномии») разума, и это откры­вает дорогу вере.

Классический марксизм XIX века исходил из принципа гносеологического оптимизма, т.е. убежденности в прин­ципиальной познаваемости мира человеком. Марксизм рассматривает познание как особый вид духовной деятель­ности человека, глубоко социальный по своей сути. Познание тесно увязывается им с практикой человека и человечества. Полагается, что окружающий человека мир можно не только познать, но и практически преобразовать, привести его в соответствие со своим идеалом.

В истории философии сформировался и агностицизм — тече­ние, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных зна­ний о мире. Его представители не отрицают ни наличия у чело­века способности к познанию, ни сам процесс познания, но они ограничивают познавательные возможности человека (напри­мер, сводят познание мира лишь к отражению внешних, лежа­щих на поверхности бытия явлений). Суть агностицизма из­ложена в словах известного арабского поэта и ученого Омара Хайяма: «Все, что видишь ты, — видимость только одна, / Только форма — а суть никому не видна. / Смысла этих картинок понять не пытайся — / Сядь спокойно в сторонке и выпей вина!» Агнос­тик полагает, что «пути господни неисповедимы», «чужая душа — потемки», «чем больше познаем — тем меньше знаем». Агностицизм как точка зрения в гносеологии порож­дается естественными трудностями и противоречиями познава­тельного процесса, его незавершенностью, сложностью и неис­черпаемостью окружающего мира, ограниченностью способностей человека (особенно органов чувств), но самое главное — «скрытно­стью» сущности, законов вещей и процессов.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Мир познаваем в силу его взаимосвязи с человеком и обла­дания человеком уникальными способностями. Человек опери­рует чувствами, мыслями, совершает поступки, действует. Че­ловек познает мир благодаря в чувствованию, объяснению, пони­манию. Уже в чувствование дает человеку обширную информа­цию: о холодном, горячем, свежем, остром, тупом. Даже в обще­нии с другим человеком полезно вчувствоваться в его ситуацию, представить себя на его месте.

Объяснение — это наращивание сведений о чем-либо на осно­ве мыслей. Очень часто используется дедуктивное объяснение: фак­ты оцениваются с позиций законов теории. Когда студент реша­ет задачу по физике, электротехнике, химии, от него требуют что­бы он подвел переменные под закон. Это и есть объяснение.

Понимание относится не к чувствам и мыслям, а к практике.

Познание человеком окружающего мира происходит при помощи познавательных дей­ствий, которые приводят к возникновению психических явлений, и что эти действия относятся к разным познавательным психическим процессам: восприятию, мышлению, воображению, памяти. Познавательные процессы различаются между со­бой в зависимости от того, какие психические явления возникают при их помощи, что и как эти психические явления отражают.

Каждый из познавательных процессов обеспечивает определен­ную сторону познания человеком окружающего мира. Восприятие доставляет первоначальные сведения о предметах, явлениях дей­ствительности, их разнообразных внешних качествах, создает их образы. Память сохраняет эти образы и дает возможность даль­нейшей работы над ними. Эта дальнейшая работа совершается при помощи мышления и воображения, которые анализируют то, что получено в восприятии и сохранено памятью, открывают за внеш­ними качествами вещей их внутренние, скрытые свойства и от­ношения, выводят законы, определяющие разные стороны дей­ствительности, строят новые образы, позволяющие изменять и преобразовывать действительность. И снова результаты работы мышления и воображения берутся на сохранение памятью, что позволяет использовать их для дальнейшего познания.

Необходимо различать противоположности чувственное и рациональное познания с одной стороны, и эмпирическое и теоретическое с другой стороны.

Противоположность эмпирического и теоретического познания это противоположность внутри самого рационального познания. Но эмпирическое познание связано с такой ступенью рационального познания как рассудок. В свою очередь рассудок связан с определенной деятельностью в применении к данным чувственных восприятий таких операций, как сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ, индукция, дедукция, выдвижение гипотез, выявление эмпирических законов и др. Таким образом, содержанием рассудка являются материалы чувственного отражения действительности и способность оперировать полученным таким образом знанием.

Рассудок ограничен показаниями органов чувств. Более высоким уровнем в рациональном познании выступает разум, который представляет из себя диалектическое познание, т.е. познание объектов действительности в их взаимосвязях, противоречиях, движении, изменении, развитии. Разум объединяет результаты познания и выдвигает новые идеи. Он представляет из себя определенное творчество по получению качественно нового знания, т.е. рассудок это исходный уровень познания, а разум – его высший уровень.

Само эмпирическое познание направлено прямо на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Теоретическое же познание уже связано с развитием понятийного, категориального аппарата в науке и направлено на глубокое и всестороннее исследование объектов, процессов, явлений действительности в их взаимосвязях, движении, изменении, развитии.

Эмпирическое и теоретическое познание также нельзя отрывать друг от друга и противопоставлять, как это делают с одной стороны представители «чистого» эмпиризма, а с другой стороны – схоластического, абстрактного теоретизирования.

Представители эмпиризма в познании сводят целостное научное познание к его эмпирическому уровню и принижают, а то и вообще отвергают теоретическое познание, т.е. они абсолютизируют роль конкретных фактов и недооценивают роль абстрактного мышления. Единственным источником знания представители эмпиризма объявляют живое созерцание, чувственное познание, опыт, а потому эмпиризм всегда связан с сенсуализмом.

Абстрактное схоластическое теоретизирование понимается в двух основных смыслах: 1. как конкретный тип религиозной философии, прежде всего средневековой, который был связан с толкованием религиозных постулатов, догм; 2. как абсолютно формальное знание, оторванное от конкретной реальной действительности.

Схоластика представляет догматический способ мышления, оперирующий неизменными вечными понятиями, категориями, и опирающийся не на конкретную реальную жизнь, а на формально логическую правильность словесных рассуждений, которые являются односторонними. При таком подходе человеку уже навязывается готовый результат и, как правило, подводятся определенные доводы под желаемые выводы. Схоластика оторвана от экспериментов, в целом от эмпирического познания, и она проявляется в псевдоноваторстве, конструировании совершенно оторванных от жизни схем, формулировании и доказательстве давно доказанного, игре слов, начетничестве, цитатничестве, игре понятий.

Сущность познания, его ступени и формы

Гносеология — это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. В её компетенции вторая сторона основного вопроса философии — познаваем ли мир, по поводу которой существуют две основные позиции: познавательно-реалистическая и агностическая.
Надо сразу отметить, что нередко агностицизм сводят к тезису: познание невозможно. Однако наличие агностицизма в философии свидетельствует о том, что познание есть сложный феномен. Кант, например, считал, что знание не происходит целиком из опыта. Познаваем лишь мир явлений, вещи в себе (сущности) познанием не достигаются.
Агностические концепции появляются и функционируют в сфере науки, философии не из-за нигилизма, а из столкновения с противоречивой природой материальных систем и сложным характером и процессом её отображения в сознании субъекта.
Современная философская теория познания расходится с агностицизмом в следующем:
в признании принципиальной познаваемости мира, что основано на признании объективности материального мира и его отражении человеческим сознанием;
в утверждении диалектического характера процесса познания, познаваемы не только явления, но и сущности вещей. Процесс познания идёт от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности более высокого порядка. В процессе познания важную роль играет как чувственное. так и рациональное познание, разрыв между двумя этими сторона познавательного процессе напрямую ведёт к агностицизму;
в признании решающей роли в познании практики, которая является целью, основой, движущей силой и критерием познания.

Основными ступенями познания являются эмпирическое и теоретическое познание, основанные на чувственном и рациональном восприятии мира. Формами чувственного познания являются: ощущения, восприятия, представления. Ощущением называется элементарный чувственный образ, например, звук, который мы слышим, цвет, который мы видим и т.д. Восприятием называется целостный чувственный образ, который мы получаем от того или иного объекта, когда одновременно работают несколько органов чувств. Представлением называется чувственный образ, который возникает в нашем сознании в отсутствии того или иного объекта, когда мы вспоминаем об этом предмете и как бы просматриваем в своей памяти, как выглядит этот объект.
Формами рационального познания выступают: понятия, суждения, умозаключения. Основные отличия между рациональным и чувственным познанием заключаются в следующем:
способность абстрактного мышления к отражению общего в предметах и явлениях, что недоступно чувственному познанию;
способность абстрактного мышления к отражению существенного в вещах и предметах;
способность абстрактного мышления к конструированию на основе познания существенных связей и отношений;
рациональное познание действительности носит опосредованный характер.
Однако между чувственным и логическим познанием существует тесная взаимосвязь. Она выражается в том, что реализация чувственной способности человека совершается посредством механизма абстрактного мышления. Рациональное пронизывает содержание чувственного познания действительности. В то же время реализация абстрактно-мысленной способности человека совершается посредством обращения к результатам чувственного отражения предметов, используемых в качестве средства достижения и выражения результатов рационального познания.

Безлепкин Н.И. Методическое пособие для подготовки к экзамену по философии

Все права на книги принадлежат их авторам.
Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам 2011 — 2013

24 Сущность познания, его ступени и формы

Гносеология — это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. В её компетенции вторая сторона основного вопроса философии — познаваем ли мир, по поводу которой существуют две основные позиции: познавательно-реалистическая и агностическая. Надо сразу отметить, что нередко агностицизм сводят к тезису: познание невозможно. Однако наличие агностицизма в философии свидетельствует о том, что познание есть сложный феномен. Кант, например, считал, что знание не происходит целиком из опыта. Познаваем лишь мир явлений, вещи в себе (сущности) познанием не достигаются. Агностические концепции появляются и функционируют в сфере науки, философии не из-за нигилизма, а из столкновения с противоречивой природой материальных систем и сложным характером и процессом её отображения в сознании субъекта. Современная философская теория познания расходится с агностицизмом в следующем: в признании принципиальной познаваемости мира, что основано на признании объективности материального мира и его отражении человеческим сознанием; в утверждении диалектического характера процесса познания, познаваемы не только явления, но и сущности вещей. Процесс познания идёт от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности более высокого порядка. В процессе познания важную роль играет как чувственное. так и рациональное познание, разрыв между двумя этими сторона познавательного процессе напрямую ведёт к агностицизму; в признании решающей роли в познании практики, которая является целью, основой, движущей силой и критерием познания. Основными ступенями познания являются эмпирическое и теоретическое познание, основанные на чувственном и рациональном восприятии мира. Формами чувственного познания являются: ощущения, восприятия, представления. Ощущением называется элементарный чувственный образ, например, звук, который мы слышим, цвет, который мы видим и т.д. Восприятием называется целостный чувственный образ, который мы получаем от того или иного объекта, когда одновременно работают несколько органов чувств. Представлением называется чувственный образ, который возникает в нашем сознании в отсутствии того или иного объекта, когда мы вспоминаем об этом предмете и как бы просматриваем в своей памяти, как выглядит этот объект. Формами рационального познания выступают: понятия, суждения, умозаключения. Основные отличия между рациональным и чувственным познанием заключаются в следующем: способность абстрактного мышления к отражению общего в предметах и явлениях, что недоступно чувственному познанию; способность абстрактного мышления к отражению существенного в вещах и предметах; способность абстрактного мышления к конструированию на основе познания существенных связей и отношений; рациональное познание действительности носит опосредованный характер. Однако между чувственным и логическим познанием существует тесная взаимосвязь. Она выражается в том, что реализация чувственной способности человека совершается посредством механизма абстрактного мышления. Рациональное пронизывает содержание чувственного познания действительности. В то же время реализация абстрактно-мысленной способности человека совершается посредством обращения к результатам чувственного отражения предметов, используемых в качестве средства достижения и выражения результатов рационального познания.

Коснёмся теперь второй стороны основного вопроса философии. Она представлена проблемой познаваемости мира. как относятся наши ощу­щения и мысли к окружающему миру, способен ли человек с их помо­щью достигать достоверного (правильного) и глубокого знания, знания главного, определяющего в вещах и системах, т. е. их сущности? При решении этой проблемы выделяются три философских направления. Первое из них — гносеологический (познавательный) реализм. Согласно ему, мир познаваем до уровня сущности (причин и законов) явлений, непознаваемых сущностей нет, хотя в силу неисчерпаемости мира есть вещи ещё непознанные или мало познанные.

Второе направление — скептицизм (от греч. «скептикос» — исследую­щий, критикующий), для которого характерно сомнение в возможнос­тях познания, представление о том, что, возможно, человек может иметь правильное знание, а, возможно, и нет. Поэтому скептики во избежание ошибок рекомендовали воздерживаться от всяких суждений.

И третье направление — агностицизм (от греч. «а» — не, «гносис» — знание), представители которого признают возможность достижения неглубокого, поверхностного знания на уровне явлений, но отрицают возможность постижения сущности (глубинных основ) явлений и сис­тем. Иногда агностицизм неточно характеризуют как учение, вообще отрицающее познаваемость мира. В действительности же таких агнос­тиков никогда не было, а были философы, ограничивавшие познава­тельные возможности человека миром явлений или ощущений. Нередко скептицизм отождествляют с агностицизмом.

Таким образом, из материала урока следует, что философия содержит основной вопрос философии, который выражает основные направления философских поисков и показывает, что идя по этому направлению можно прийти к прямопротивоположному результату – идеализму и материализму. Какой из них соответствует идеальной картине мира покажет будущее. Но уже сегодня курсант имеет все возможности делать свой собственный выбор.

25Практика может быть определена как общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. В процессе практики человек создает новую реальность – мир человеческой культуры, формирует новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. По своему содержанию и способу существования практика носит общественный характер.

К основным видам практической деятельности человека можно отнести:

Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов:

v Практика является источником познания, т.к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т.к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания,

v Опосредованно практика является целью познания, т.к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира,

v Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т.к. всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена объективными возможностями практической деятельности (наличным уровнем развития материального производства, возможностями самого человека и т.д.), преодоление этой ограниченности связано с выходом за пределы объективного опыта в сферу субъективного – например, фантазию.

Сущность и природа познания

Проблема сознания в философии:

Гносеологическое понимание сознания.

Выяснение характера соотношения сознания со своей противоположностью — материей и есть гносеологический аспект сущности сознания.

В этом аспекте сознаниеэто субъективный идеальный образ объективной действительности; присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме. Это означает, что в гносеологическом смысле материя и сознание взаимоисключаются, противостоят друг другу.

Онтологическое понимание сознания.

Сознаниеесть свойство особым образом организованной материи, возникшее в результате развития свойства отражения, как высшая его форма. И в этом смысле сознание материально .

Условия появления сознания:

1. Сознание есть продукт общественного развития, ибо только в контакте с другими людьми, носителями культуры данного общества человек становится обладателем сознания.

2. Наличие у человека членораздельной речи является важнейшим условием возникновения сознания.

3. Формирование сознания было бы невозможным без перехода человека от приспособления к трудовой деятельности, т. к. только в ней человек переходит на высший уровень отражения и общается при помощи речи.

Духовный мир человека (сознание в широком смысле) включает в себя надсознание, сознание и бессознательное.

Сознание с точки зрения «устройства» внутреннего духовного мира человека обладает целым рядом основополагающих отличительных качеств.

Сознание (в узком смысле)есть особая, свойственная только общественному человеку и контролируемая им область субъективной действительности, существующая в виде идеальных образов, содержание которых составляет знания, воля, эмоции, нормы ценности и проекты.

Интеллект является носителем, формой существования сознания.

Знание — это совокупность сведений, результат процесса познания. Оно является главной формой существования сознания. Знание в единстве с верой приводит к убежденности. Вера — это способность человеческого сознания признавать истинность чего-либо, не смотря на отсутствие знаний и доказательств.

Однако Л. Витгенштейн считал, что существование веры в познании не вызвано отсутствием или недостатком информации. Если знание получает свой статус в результате логического оформления, проверки его достоверности и лишь в таком качестве оно обретает когнитивную и социальную значимость, то вера укорена в практике, базируется на социокультурной, коммуникативной апробации, социальной санкции и общезначимости того, во что верят. И лишь затем может возникнуть необходимость рефлексии и критики веры.

Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей является обыденным, а основанное на систематическом, целенаправленном, абстрактно-логическом поиске истины — теоретическим. Теоретическое знание бывает философским, научным, паранаучным.

Эмоции и чувства составляют обширную сферу сознания, связанную с непосредственным отношением человека с событиям в форме переживаний.

Свойствами сознания являются активность и избирательность .

Бессознательное — это область, в которой человек не даёт себе отчета о содержании и природе происходящих там психических процессов, не контролирует психические процессы и явления. Бессознательное включает в себя надсознание, подсознание и психическую составляющую инстинктивной деятельности человека.

Первым обосновал анализ сновидений, как способ проникновения в бессознательное, З. Фрейд.

Надсознание (творческая интуиция) — это некая составляющая духовного творчества, которая не контролируется сознанием и приводит к выдвижению новаций и гипотез.

Подсознание включает в себя психические процессы, которые когда-то осознавались, но доведенные до автоматизма, перестали нуждаться в контроле, продолжая функционировать, при этом, помогая человеку жить и трудиться без лишних психических перегрузок, конфликтов с другими людьми и самим собой.

Функции сознания:

1. Познавательная, дающая возможность человеку получать истинные знания о явлениях и процессах действительности;

2. Оценочная, позволяющая человеку на основе воспринятого и познанного выработать оценочное отношение к нему, а позже — ценности;

3. Нормативная, способствующая созданию определённых правил, норм поведения человека или группы людей;

4. Целеполагания, дающая возможность формировать цели теоретической и практической деятельности, а также способы их достижения;

5. Прогностическая, решающая задачу предвидения будущего объектов познания, а также результатов собственных поступков и деятельности вообще;

6. Коммуникативная, позволяющая людям общаться.

7. Самосознания. Сознание обладает способностью быть направленным на самого себя. Следовательно, самосознание есть осознание человеком самого себя — своих мыслей, чувств, мотивов, действий и т. д. Развитое самосознание является основой успешного самовоспитания, самосовершенствования личности, достижения намеченных человеком целей.

Интроспекция — это осуществление человеком анализа собственной деятельности и явлений сознания.

Теория познания

Проблемой познания, его возможностей и закономерностей занимается теория познания или гносеология (от греч. gnosis — знание, и logos — учение), которая является одним из разделов философии.

Познание — это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания.

Возможность познания заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения. Превращается это возможность в действительность в результате сложного и длительного процесса возникновения и развития сознания человека, способного адекватно отражать объективный мир выявлять его закономерности.

В сознании познающего субъекта формируется образ изучаемого объекта. Его идеальный характер нельзя до конца понять, оставаясь в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых, нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности человека — вот тот специфический фактор, который вызывает к жизни идеальное, психическое высшего «постживотного» порядка. Учеными уже давно установлено, что чем выше существо поднялось по лестнице эволюции, тем меньше формы его жизнедеятельности заранее определяются строением нервных узлов, тем больше «степеней свободы» обретает организм в плане индивидуально- прижизненной приспособительной активности. И человек как высшая ступень этой эволюции может существовать не иначе, как только благодаря использованию познания как социальной формы отражения; являющейся посредствующим звеном его общественной деятельности.

1. Отражаемое первично, а его отражение, то есть образ — вторично. Отношение между объектом познания и образом представляет собой отношение между оригиналом и «виртуальной» копией. Наши знания являются как бы фотоснимком с действительности, но идеальным, лишенным всякой вещественности.

2. Сознание человека, отражая объективный мир, способно давать верные представления о нем.

3. Образ субъективен по форме, носителю, но объективен по содержанию. Субъективность образа обусловлена тем, что он является продуктом сложных физиологических и психических процессов, а объективность — содержанием познаваемого объекта. Следует, однако, иметь в виду, что в объективное содержание гносеологического образа могут проникать субъективные моменты (искания, додумывания, фантазии и т. д.), что может привести к субъективизму в познании.

4. Отражение — это не пассивное созерцание, а активный творческий процесс формирования знаний на основе практического взаимодействия субъекта познания и его объекта. Активность субъекта проявляется, во-первых, в постепенном проникновении в сущность познаваемого объекта и, во-вторых, в так называемом «опережающем отражении», то есть способности человека предвидеть результаты своей деятельности, «конструировать» в своем сознании образы предполагаемого результата деятельности.

Субъект и объект познания:

Субъект познания — это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом.

Объект познания — это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:

• первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;

• вторичные — различные проявления духовного мира людей;

• третичные — свой собственный духовный мир.

Проблема познаваемости мира.

В ответах философов на вопрос: познаваем ли мир? можно выделить две основные позиции. Одни из них (гносеологические оптимисты) признают принципиальную познаваемость мира, другие же сужают возможность познания или вообще ее отрицают. В этом и состоит суть учения агностицизма (греч, а не, gnosis — знание), который может выступать в различных формах.

Одной из первых был скептицизм философов античного мира (Пирон, Энесидем и др.). Они утверждали, что все знания нужно подвергать сомнению. Такая позиция играла положительную роль в борьбе против различного рода догматов.

Крайняя форма скептицизма родилась в XVIII веке в рассуждениях английского философа Д. Юма, который вообще отрицал вопрос о существовании объективного мира, поскольку, по его мнению, сознание человека не может выйти за пределы субъективных ощущений, а, следовательно, не может и познать мир. Несколько смягченной является другая форма агностицизма — дуалистическая позиция И. Канта, согласно которой признавалось реальное существование мира вещей, но отрицалось возможность их всестороннего познания. Человек, по мнению И. Канта, может познать явления объективного мира лишь до определенных пределов; проникнуть же в их сущность («вещь в себе») ему не дано.

В современных условиях агностицизм чаще всего выступает в форме релятивизма и иррационализма. Если первый преувеличивает, абсолютизирует относительность наших знаний, объявляет любые научные теории условными и относительными, то второй принижает роль разума в науке, утверждает, что мир по своей природе иррационален, а потому и непознаваем.

Агностицизм в познании обусловлен причинами гносеологического и социального порядка. К гносеологическим причинам относят:

• сложность и противоречивость любого объекта познания, неполное совпадение явления и сущности;

• определенную ограниченность и противоречивость самого процесса познания (ошибки чувственного восприятия, возможность заблуждений, неполнота знаний и т. д.);

• непонимание диалектики объективного мира и его познания, ошибочность методологических позиций (субъективизм, метафизичность).

Социальной причиной является позиция определенных социальных сил, заинтересованных в утрате широкими массами гносеологического оптимизма для их оглупления и выключения из социальной жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *