Субъекты рынка труда

Субъекты рынка труда

Субъектами рынка труда являются предприниматели, объединения предпринимателей, наемные работники, профсоюзы, объединения профсоюзов и иные объединения работников, а также государство в лице его уполномоченных органов.

Предприниматели и наемные работники имеют изначально различные интересы на рынке труда. Предприниматели, являясь одновременно работодателями, заинтересованы в достижении своих целей с использованием рабочей силы, что предполагает четкое и неукоснительное выполнение работниками своей трудовой функции, соблюдение ими трудовой дисциплины под постоянным контролем со стороны работодателя. Наемные работники заинтересованы в обеспечении безопасных условий труда и улучшении социальных гарантий. Функционирование рынка труда необходимо для того, чтобы поддерживать баланс данных интересов.

Государственные органы выступают на рынке труда в целях обеспечения социальной политики государства, реализации социально-экономических прав граждан и, в конечном счете, совершенствования механизма функционирования рынка труда.

Особенности правового статуса предпринимателя на рынке труда обусловлены тем, что функционирование предпринимателя (коллективного и индивидуального) на рынке труда связано непосредственно с его предпринимательской деятельностью. Предприниматель выступает на рынке труда прежде всего как лицо, создающее рабочие места и обеспечивающее занятость населения. Свобода предпринимательской деятельности предполагает наличие у предпринимателя ряда конкретных правомочий, позволяющих ему в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения — подбор, расстановку и увольнение персонала. Ограничения, направленные против произвольного увольнения работодателем работника, как указал Конституционный Суд РФ, не должны, однако, вести к искажению самого существа свободы предпринимательской деятельности*(858) .

Предприниматель выступает на рынке труда как лицо, использующее рабочую силу для достижения результатов предпринимательской деятельности. Поэтому в данном случае о предпринимателе принято говорить как о работодателе (нанимателе). Работодателем является предприниматель, вступающий во взаимоотношения с наемными работниками по поводу установления, изменения или прекращения трудовых отношений. Предприниматель признается работодателем уже на стадии поиска и подбора кадров, т.е. до заключения индивидуального трудового договора с наемным работником.

Права и обязанности работодателя обусловлены прежде всего гарантиями прав граждан на труд и законодательно установленными правами работающих по найму работников (ст.1 ТК РФ). Например, работодателям запрещено необоснованно отказывать в приеме на работу. Не допускается также какое-либо прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к общественным организациям (ст.3 ТК РФ).

Обязанности наемного работника возникают на основе трудового договора c работодателем. Работник обязан выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, распоряжениям руководителей различных уровней, выполнять требования учредительных и иных внутренних документов организации, соблюдать трудовую дисциплину. Работниками и профессиональными союзами могут быть приняты на себя и иные обязанности в соответствии с коллективными договорами и соглашениями, однако здесь возможности работодателя ограничены, так как условия коллективных договоров и соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, являются недействительными (ст.3 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»).

Работники, наоборот, посредством заключения коллективного договора или соглашения получают большие возможности установления для себя справедливых социально-экономических условий труда и отдыха. Российский законодатель недостаточно защищает интересы работодателей, поскольку обязывает их заключать коллективные договоры и соглашения (ст.22 ТК РФ). Если разногласия не будут разрешены путем проведения примирительных процедур (их срок не превышает нескольких дней), работники имеют право на забастовку, что может повлечь причинение предпринимателю убытков. Угроза возникновения таких убытков заставляет предпринимателя идти на уступки работникам, что нарушает принцип равноправия сторон социального партнерства (ст.24 ТК РФ). В странах англо-американской традиции права работодатель не обязан соглашаться на заключение коллективного договора*(859). что представляется более справедливым.

Взаимоотношения субъектов рынка труда реализуются на трех основных стадиях функционирования предпринимателя на рынке труда: при найме рабочей силы, при установлении или изменении условий труда, т.е. в рамках трудовых отношений, и при увольнении (высвобождении) наемных работников.

Деятельность работодателя на рынке труда начинается со сбора информации о предложении рабочей силы по категориям работников в зависимости от профессии, специальности, квалификации. В связи с этим работодатели вступают в отношения с органами федеральной службы занятости, частными организациями, работающими в сфере найма персонала, профсоюзами и потенциальными работниками напрямую с помощью средств массовой информации.

Основными условиями эффективного найма персонала являются:

1) профессиональная подготовка, позволяющая работникам как можно скорее найти работу;

2) улучшение качества информации о наличии рабочих мест;

3) запрет любых форм дискриминации при приеме на работу.

Содействие найму персонала оказывают частные организации, работающие в сфере найма персонала, к которым относятся биржи труда, службы занятости, службы трудоустройства, службы содействия найму, частные посреднические агентства и т.д. Деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется на основании лицензий.

Особое значение на рынке труда приобретают кадровые службы работодателей, специально занимающиеся подбором и подготовкой кадров для компании. В сферу их деятельности входит решение всех вопросов трудовых отношений, занятости, управления персоналом, заработной платы, обучения, подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, а также формирование банка данных о претендентах. Деятельность кадровых служб определяется такими факторами, как стратегия развития компании, определяемая ее высшим руководством, и положение компании на рынке рабочей силы.

При найме персонала работодателю необходимо учитывать требования законодательства, ситуацию на рынке труда и политику государства по вопросам занятости и безработицы.

Безработица представляет собой социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве. Безработица порождает множество социальных, экономических, психологических и иных проблем. В случае роста безработицы снижается покупательная способность и уровень жизни значительной части населения, организации теряют квалифицированные кадры, увеличивается риск социальной напряженности, дополнительные государственные расходы на поддержку безработных усиливает налоговое бремя на предпринимателей и занятых работников. Политика занятости является неотъемлемой частью социально-экономической политики государства в целом.

Важным элементом содержания отношений между работниками и работодателями является социальное партнерство, которое представляет собой систему взаимоотношений между работниками и работодателями, направленную на обеспечение согласования (баланса) интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст.23 ТК РФ). Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

1) коллективные переговоры и консультации по подготовке и заключению проектов коллективных договоров, соглашений и по другим вопросам регулирования трудовых отношений;

2) участие работников, их представителей в управлении организацией;

3) досудебное разрешение трудовых споров.

Признание системы социального партнерства как одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений (ст.2 ТК РФ) имеет большое значение в определении государственных приоритетов в сфере труда. Социальное партнерство, основным принципом которого является равноправие сторон (ст.24 ТК РФ), ставит работника и работодателя в равное положение, не допуская умаления прав и свобод каждой из сторон трудовых отношений (существующих и тех, которые могут возникнуть в будущем между конкретным работником и работодателем). Теория экономического неравенства («работник — более слабая сторона, чем работодатель»), о котором всегда говорят сторонники марксистской теории рынка труда, не нашла своего отражения в законодательстве: обязательные требования к работодателям связаны не с социальными гарантиями, а с обеспечением прав и свобод человека прежде всего в сфере труда (см. ст.2 ТК РФ). Это еще раз подтверждает то, что, создавая стоимость, труд, тем не менее, не создает и не учитывает потребительской стоимости продукта, поэтому принятие всеми работниками управленческих решений не является целесообразным. Данное полномочие должно быть предоставлено только тем работникам (менеджерам), которые специально наделены управленческими функциями.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Участники рынка труда и механизм его функционирования

Для функционирования современного цивилизованного рынка труда необходимы следующие основные элементы. Основными составляющими рынка труда являются[27]:

— субъекты рынка труда (наемные работники, работодатель и государство);

— юридические нормы, экономические программы, трехсторонние соглашения и коллективные договоры;

— рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена труда, конкуренция);

— безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

— инфраструктура рынка труда;

— альтернативные виды деятельности.

Субъекты рынка труда – это наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники – это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру профессиональной подготовки. Абсолютное большинство занятых – это наемные работники, поэтому характеристика всех занятых дает представление о качестве рабочей силы, способности и готовности индивидуумов участвовать в рыночных отношениях и выбирать способы этого участия.

Работодатель – это индивид, который работает самостоятельно, и постоянно нанимает на работу одного и более человек. На малом предприятии работодатель обычно выступает собственником средств производства. В крупных акционерных обществах и на государственных предприятиях работодатель сам является наемным работником акционеров или государства. В акционерном обществе работодателем выступает менеджер, который может иметь часть акций предприятия. На унитарном государственном предприятии руководитель не имеет право собственности на средства производства.

Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта оно выполняет следующие функции:

1) социально-экономические, которые связаны с обеспечением полной занятости путем создания рабочих мест во всех секторах экономики;

2) законодательные, требующие разработки основных юридических норм и правил;

3) регулирования рынка труда косвенными методами;

4) защиты прав всех субъектов рынка труда;

5) ролевые (функции работодателя на государственных предприятиях).

Уровень действенности реализации указанных функций зависит от экономических, политических, социальных факторов.

Второй компонент – юридические нормы и экономические программы. Для нормального существования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые будут регулировать взаимоотношения между субъектами рынка, четко определять их права, создавать равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривать социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, в Законе «О занятости населения Российской Федерации» и других законах.

Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.

Для того чтобы повысить цивилизованный характер социально-трудовых отношений, по мнению Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова[28] . необходимо активно использовать различные формы социально-трудового партнерства, в частности в России наиболее активно проявляет себя трипартизм[29] .

Третий компонент — рыночный механизм. выражается во взаимосвязи и взаимодействии спроса и предложения, выступающие как реакция на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.

Четвертый компонент рынка труда – безработица и социальные выплаты. связанные с ней. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников и к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсации при увольнении, при переезде к новому месту работы и др.

Пятый компонент – рыночная инфраструктура, которая представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки работников.

Основной элемент инфраструктуры рынка труда – государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости.

Все вместе компоненты рынка труда обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. В конечном счете, взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

Наконец, шестой компонент – альтернативные виды деятельности. К ним относятся общественные работы (оплачиваемые), надомный труд, работы по контракту на определенный срок (выполнение определенного заказа), работа в фирмах временной занятости, трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу и др. виды гибкой занятости. Гибкие виды занятости регулируются контрактами.

Рынок труда подразделяется на открытый и скрытый[30].

Открытый рынок труда — это все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающиеся в профориентации, подготовке и переподготовке.

Скрытый рынок труда — это работники, сохраняющие статус занятых, но для которых вероятность потерять работу очень велика; отдельные исследователи называют это явление «потенциальный» рынок труда или же «потенциальной» безработицей. Речь идет о тех работниках, которые работают неполную рабочую неделю или же рабочий день, отправляются предприятиями в вынужденные долгосрочные отпуска и т.д. Измерить масштабы скрытого рынка труда весьма затруднительно. Его величина зависит от множества факторов, среди которых важное значение имеет отраслевая и региональная специфика функционирования производственных комплексов.

В свою очередь, открытый рынок труда целесообразно подразделять на официальную (или же организованную) и неофициальную (стихийную) части.

Официальная часть открытого рынка — это неработающие лица, которые ищут себе работу через официальные центры и службы занятости. Неофициальная часть открытого рынка представлена неработающими лицами, которые ищут себе работу самостоятельно, минуя официальные государственные учреждения, занимающиеся вопросами трудоустройства безработных.

Расширение скрытого рынка труда является следствием слабого включения государства в стимулирование малого бизнеса, что затрудняет и тормозит освобождение предприятий от скрытых резервов рабочей силы и сдерживает перелив людей в перспективные отрасли и сферы. Все это приводит к широкому развитию неформального сектора экономики и, соответственно, неформальной занятости.

Внутри неформального сектора выделяют несколько разновидностей форм занятости: по профессионально-квалифицированному уровню и уровню доходов выделяются квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа (частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды, ремонт бытовой техники, строительные работы и др.), работа, не требующая особой квалификации (мелкая торговля, «челночный» бизнес, оказание различных услуг). По способу осуществления неформальной деятельности и получения доходов выделяются индивидуально занятые, работники владельцы мелких незарегистрированных производственных единиц, официально не оформленные работники в зарегистрированных организациях, неучтенная от налогообложения деятельность предприятий формального сектора, приносящая их сотрудникам неучтенные доходы, неучтенная деятельность работников формального сектора, осуществляемая на рабочем месте и т.п. По статусу занятых в неформальном секторе выделяются лица, занятые только в неформальном секторе, и лица, занятые как в неформальном, так и в формальном секторе.

Помимо классификации рынка труда на открытый и скрытый, рынок труда может подразделяться на сегменты.

Сегментация рынка труда[31] — это разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами. Сегментами рынка труда выступают первичный и вторичный рынки труда.

Первичный рынок труда — это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, система управления и т.п.

Вторичный рынок труда характеризуется большой текучестью кадров и нестабильной занятостью, низким уровнем заработной платы, отсутствием профессионального продвижения, роста квалификации, наличием отсталой техники и технологий и отсутствием профсоюзов.

Причины разделения рынка труда на сегменты:

— различие в уровне экономической эффективности производства;

— различие в уровне социальной эффективности труда;

— различие в уровне социальной эффективности производства.

Разделение рынка труда на сегменты подразумевает в нем наличие внешних и внутренних рынков труда. Например, внутренний рынок труда характеризуется системой социально-трудовых отношений, которые ограничены рамками одного предприятия, внутри которого административными правилами и процедурами предусматривается назначение цены рабочей силы и ее размещение. Внутренний рынок труда обуславливается наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри его, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест.

Внешний рынок труда представляет собой систему социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в границах страны, региона, отрасли. Данный тип рынка предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени характеризуется через текучесть кадров, он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и порождает безработицу.

Различные страны по-своему формируют рынки труда, которые учитывают особенности ее экономики. Некоторые страны ориентированы на внешний и внутренний рынок труда. Обычно модель национального рынка формируют: система подготовки, переподготовки, роста квалификации работников, система заполнения вакантных мест и способов регулирования трудовых отношений и т.д.

Выделяют следующие модели рынка труда[32]:

1. Американская модель (США) ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, а соответственно и низкооплачиваемых, для значительной части экономически активного населения. При таком подходе безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.

2. Скандинавская модель (Финляндия, Дания, Норвегия и Швеция) основывается на обеспечении занятостью практически всех трудящихся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средним уровнем оплаты труда. Эта модель предполагает более поздний выход на пенсию, высокий уровень оплаты при невыходе на работу по уважительной причине. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения. К тому же этой модели присущ риск возникновения инфляционного давления.

3. Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, рост доходов работающих. Такая политика предполагает менее дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных, нежели скандинавская. В свою очередь европейская модель подразделяется на два вида:

— континентальная модель (Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург), которая характеризуется ранним выходом на пенсию, средним размером оплаты отсутствия на рабочем месте и низкой занятостью в государственном секторе экономике;

— англосаксонская модель (Великобритания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия и Италия), которая ориентирована на низкую оплату времени отсутствия на рабочем месте, на небольшую занятость в госсекторе при высоком уровне занятости в сфере частных социальных услуг.

Российская модель рынка труда. Рынок труда в России находится в стадии становления, поэтому его модель не обрела еще четких характеристик. Сегодня с достаточной уверенностью можно утверждать, что она ближе к внешнему рынку труда и для этого имеются определенные предпосылки. Для России характерен большой государственный сектор в экономике, преобладают государственные учебные заведения, которые готовят специалистов и квалифицированных рабочих для всех секторов экономики. Все это создает предпосылки для развития внешнего рынка труда. Также наблюдаются процессы разукрупнения предприятий, появляются разнообразные мелкие фирмы, все это также стимулирует формирование внешнего рынка. Однако, с другой стороны, формируется и внутренний рынок труда. Возникло и увеличивается число частных учебных заведений, они создают основу для развития внутреннего рынка.

4. Рынок труда. Субъекты и объекты рынка труда.

Рынок труда является необходимой составной частью рыночной экономики, которая имеет достаточно сложную структуру и включает в свой состав целый ряд сегментов, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимной обусловленности. Теснота данной взаимосвязи и взаимообусловленности настолько велика, что сбои в нормальном функционировании любого из сегментов неминуемо отрицательно сказываются на эффективности действия рыночных механизмов как в других сегментах рынка, так и в рыночной экономике в целом. Следовательно, очень важно, чтобы нормы трудового права всемерно способствовали высокоэффективной работе рынка труда, а для этого творцы и применители данных норм должны ясно представлять себе возможности права в регулировании процессов, протекающих в рыночной экономике.

Определение рынка труда, пригодное к использованию в юриспруденции, может быть сформулировано следующим образом. Рынок труда представляет собой обусловленную спросом и предложением, складывающуюся по поводу найма труда и его условий совокупность стоимостных товарно-денежных взаимосвязей участников социально-трудовых отношений.

Наиболее исчерпывающую характеристику рынка труда можно получить путем уяснения сути его объекта, субъектов и характера взаимоотношений между субъектами по поводу объекта.

Объектом рынка труда служит конкретный наемный труд, представляющий собой невещественное благо, содержание которого представлено человеческой деятельностью определенного вида. Такой труд обладает всеми необходимыми признаками, позволяющими ему выступать объектом стоимостного оборота. В частности, он, хотя и не наделен, как многие вещественные товары, меновой стоимостью, обладает потребительной стоимостью. В свою очередь, имея стоимость, труд в состоянии иметь и цену, на величину которой помимо качественных характеристик самого труда влияет, конечно, спрос и предложение на него.

Следовательно, наемный труд в принципе наделен теми признаками, которые дают возможность причислять его к числу товаров, и именно они позволяют ему выступать в качестве объекта рынка труда.

Общий вывод, вытекающий из всего сказанного, состоит в том, что рынок труда не только не имеет однородного рыночного продукта, но и вообще не имеет хоть сколько-нибудь осязаемого объекта рынка в момент первичного взаимодействия субъектов рынка на началах юридического равенства.

Основными субъектами рынка труда являются. а) работодатель, выступающий на рынке потенциальным потребителем труда; б) индивидуум, готовый применять свои способности к труду. В качестве производных от основных субъектов рынка выступают: а) объединения (союзы) работодателей и б) профессиональные союзы работников.

Общеизвестно, что сущность любого рынка составляет товарно-денежный обмен, содержание — социально-экономические отношения, в которые вступают поставщики и потребители товаров в ходе их продажи (реализации), цель — удовлетворение конкретных потребностей продавца (потребителя) в определенном благе. Содержание рынка труда в этом смысле составляют социально-экономические отношения обменно-стоимостного характера, которые складываются между лицами, располагающими работой, и лицами, обладающими способностями к труду.Целью возникновения и развития этих отношений является акт найма труда, понимаемый как обмен потенциального труда на обещаемое денежное вознаграждение или, что более точно, договор о предоставлении одним лицом на определенное или неопределенное время своего труда для применения (потребления) в интересах другого лица, оплачивающего данный труд. Поскольку объектом обмена на этом рынке выступает конкретный труд, который обладатель соответствующей трудоспособности готов предоставить в распоряжение работодателя взамен выплачиваемых денег, постольку основными субъектами рынка труда выступают работодатель, подыскивающий себе работника, и потенциальный работник, ищущий оплачиваемую работу.

В российских условиях работодатель как субъект рынка — это чаще юридическое, реже физическое лицо, которое обладает в совокупности рядом признаков. Во-первых, оно в силу акта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя наделено правом найма труда или, что то же самое, правом приема на работу. Во-вторых, оно в принципе осуществляет потребление наемного труда, в том смысле, что не выполняет работу самостоятельным трудом, а строит свою производственную, коммерческую или иную деятельность на основе применения чужого труда, для чего создает оплачиваемые рабочие места (должности). В-третьих, оно имеет на данный момент вакансию, т.е. неудовлетворенную потребность в труде конкретного вида.

Наряду с работодателем и потенциальным работником в качестве субъектов на рынке труда фигурируют объединения работодателей, а также профессиональные союзы работников.

По отношению к работодателю и работнику объединения работодателей и профессиональные союзы выступают как производные от них и в этом смысле вторичные субъекты рынка труда. Однако их взаимодействие на рынке труда имеет свои, отличные от взаимодействия основных субъектов объект, содержание и цель. В этом смысле они являются вполне самостоятельными субъектами рынка труда.

Субъекты рынка труда

Познавательная экономика

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Основные элементы рынка труда: субъекты, объект, особенности и факторы, влияющие на рынок труда

Рынок труда — это сложная система социально-экономических отношений, которые складываются в процессе хозяйственной деятельности между владельцами товара «рабочая сила» и главными его потребителями — государством и предпринимателями по поводу условий труда и величины его оплаты, уровня квалификации работников, объема, интенсивности и ответственности выполняемой ими работы.

Функцию РТ: распределения и перераспределения трудовых ресурсов по сферам и отраслям.

Внешний рынок труда охватывает сферу обращения товара рабочая сила через систему отношений (которая включает в себя экономические, юридические и социальные факторы, определяющие функционирование рынка труда в целом и общий уровень занятости в экономике) между работодателями и наемной рабочей силой.

Основу функционирования внутреннего рынка труда составляет комплекс экономических отношений внутри предприятия (фирмы) между управленческим, производственным и обслуживающим персоналом по поводу условий и оплаты труда, а также распределения фонда заработной платы между этими подразделениями.

Рынок труда — это составная часть структуры рыночной экономики, функционирующая в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов, ценных бумаг и т.д.

В общем виде под рынком труда понимают особую подсистему рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны — работодатели (собственники средств производства), с другой — наемные работники. В результате этих взаимоотношений формируются объем, структура и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Составными компонентами рынка труда являются:

Цена рабочей силы

Стоимость рабочей силы

Спрос на труд — отражает общий объем общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда. Предложение труда — общее количество рабочей силы, характеризуемой численностью и составом (пол, возраст, образование, профессия, квалификация и т.д.). Ценой рабочей силы является ее заработная плата. Стоимость рабочей силы определяется общественными издержками на ее воспроизводство, т.е. объемом потребляемых материальных и нематериальных благ.

Основным механизмом функционирования рынка труда является конкуренция — как между нанимателями за привлечение высокопроизводительной рабочей силы, так и между работниками за замещение вакантных рабочих мест в системе общественного разделения труда, а также между работниками и нанимателями за условия трудового соглашения и оплату труда и т.д.

Таким образом, рынок труда представляет собой специфический вид товарного рынка, отличительной особенностью которого является то, что здесь осуществляется реализация особого рода товара — рабочей силы, или способности человека к труду.

Как экономическое понятие, рынок труда отражает взаимоотношения между владельцами этого товара (наемными работниками), одновременно являющимися и его продавцами, и покупателями (работодателями). Ввиду особой специфики и важности для общества этих взаимоотношений они оформляются юридически в трудовом законодательстве.

Основными субъектами рынка труда являются:

собственники средств производства и органы, представляющие их интересы (ассоциации предпринимателей);

наемные работники и организации, отражающие их интересы (профсоюзы, советы работодателей);

государство (в лице различных его структур) как посредник между работодателями и наемными работниками.

Таким образом, среди основных субъектов рынка труда государству отведена важная роль — как регулятора отношений найма, посредника между работодателями и наемными работниками и главного организатора функционирования РЫНОЧНЫХ отношений в этой сфере.

Рынок труда в условиях рыночной экономики имеет ряд важных позитивных характеристик:

играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы, отвечающей современным потребностям;

обеспечивает распределение и перераспределение рабочей силы между отраслями и территориями;

активизирует мобильность рабочей силы;

стимулирует рост производительности труда и др.

Позитивные функции рынка труда реализуются посредством действия его внутренних механизмов, связанных с его функционированием и внутренней структурой.

Основными факторами, оказывающими влияние на динамику рынка труда, являются:

демографические, включающие в себя количество населения, удельный вес в нем экономически активного населения, его мобильность и др.;

социальные, к числу которых относятся уровень жизни, социальная структура общества, степень развития отношений социального партнерства и т.д.;

организационно-правовые, т.е. характеризующие роль государственных учреждений в организации труда и занятости населения, разработанности и качества правовой базы трудовой сферы и предпринимательства и др.

Сегментация рынка труда — это объективно обусловленный процесс его структурирования, при котором под воздействием политико-экономических и социальных факторов развития общества возникает естественное разделение труда и формируются отдельные субрынки, или сегменты, отличающиеся различными характеристиками, исходя из особенности каждой категории работников.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации и статьи

Анализ использования основных средств ОАО Автодорремстрой
Теоретические основы эффективности использования основных средств в строительных организациях.

Экономический расчет монтажа локальной сети
В данном курсовом проекте по дисциплине «Экономика отрасли» производится расчет монтажа локальной сети. Целью курсовой работы является развитие профессионального взгляда на расчет затрат, связанных с разработкой программного продукта. Заключительным этапом работы явл.

Субъекты рынка труда

Субъекты рынка труда – наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники – это участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства, например, в акционерном обществе).

Наемные работники различаются по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и профессиональной подготовки. С 1995 г. в статистике Российской Федерации стали проводить самостоятельный анализ наемных работников по некоторым из этих параметров. Учитывая, что абсолютное большинство занятых (около 90%) – это наемные работники, такой анализ дает представление о качестве рабочей силы, о способности и готовности индивидуумов участвовать в рыночных отношениях и выбирать способы этого участия.

О распределении численности наемных работников по категориям персонала и полу можно судить по следующим данным (табл. I .1).

Из таблицы видно, что наибольшую часть наемных работников (более 60%) составляют рабочие, но их доля с 1992 по 1995 г. значительно сократилась (с 64,6 до 61,5%). Мужчин в этой группе больше (72,1% в 1995 г.), чем женщин (50,2% в 1995 г.). И количество, и доля мужчин-рабочих, как и женщин-работниц, за указанный период сократились.

Распределение численности наемных работников

ПО КАТЕГОРИЯМ ПЕРСОНАЛА И ПОЛУ

(на конец октября, %)*

* Российский статистический ежегодник. 1996. С. 86.

Второе место по численности занимают специалисты. Их доля за рассматриваемый период возросла с 23,8 до 26,7%. Среди специалистов большой удельный вес занимают женщины (37,7% по сравнению с 16,4% мужчин в 1995 г.).

Более стабильной является третья группа – наемные руководители. Их удельный вес остается почти без изменения (сократился с 9,1% до 9,0%). Среди мужчин доля руководителей выше (10,0% в 1995 г.), чем среди женщин (7,8% в 1995 г.). Незначительной является четвертая группа – другие служащие. По приведенным данным можно сделать вывод о довольно высоком удельном весе специалистов среди всех наемных работников, что свидетельствует о высоком качестве наемной рабочей силы.

Для защиты интересов наемных работников существуют различные институты. Наиболее массовые организации трудящихся – профсоюзы создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.

Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства. Статистика пока не дает точной численности и не анализирует качественный состав работодателей. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий). Он может иметь часть (иногда немалую) акций предприятия. На государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, принимают и увольняют персонал от имени акционеров и государства.

Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта рынка рабочей силы оно выполняет следующие функции:

– социально-экономическая, связанная с обеспечением полной занятости, прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;

– законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил;

– регулирование рынка труда косвенными методами;

– защита прав всех субъектов рынка труда;

– многогранная ролевая функция работодателя на государственных предприятиях.

Степень выполнения указанных функций зависит от многих факторов (экономических, политических, социальных) и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.

Второй компонент – экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы записаны в Конституции Российской Федерации, в законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (1991г.) (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 22 марта 1996г.)*, других законах. Они конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства, в Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, принимаемых ежегодно или на два года, в коллективных договорах предприятий.

* См. Трудовое законодательство. Сборник нормативных актов / Составитель Гусов К.Н. М. Проспект, 1998. С. 74.

Успешное функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости – разработки и осуществления Федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.

Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение ее как реакции субъектов рынка на информацию о рыночной цене труда и конкуренции. Более подробно действие рыночного механизма будет раскрыто далее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *