Субъекты экологических правоотношений

Субъекты экологических правоотношений
Главная | О нас | Обратная связь

Субъекты экологических правоотношений

Правоспособность и дееспособность

Субъектами экологических правоотношений являются субъекты экологического права, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью.

Субъекты экологических правоотношений по характеру обеспечиваемых и охраняемых правом экологически значимых интересов подразделяются на две группы — физические лица и организации. К организациям относятся государство в целом, государственные органы, муниципальные органы, юридические лица, общественные организации.

Круг субъектов определяется законодательством. Однако мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Экологическая правоспособность — определенная законом способность лица быть носителем экологических прав и обязанностей. Правоспособность физического лица в экологическом праве часто возникает с момента рождения человека. Она связана с признанием законом его определенных прав. Например, Конституцией РФ признано право каждого на благоприятную окружающую среду. Лесным кодексом РФ установлено право на свободное пребывание в лесах с целью отдыха, сбора ягод, грибов для личных нужд. Во многих случаях экологическая правоспособность физического лица возникает по достижении определенного возраста. Так, специальное природопользование (лесопользование, водопользование и др.) может осуществляться физическим лицом по достижении совершеннолетия.

Экологическая правоспособность организации возникает на основаниях и в порядке, которым предусмотрены законом.

Экологическая дееспособность — это способность физического лица как субъекта экологического права и правоотношения осуществлять своими действиями принадлежащие ему экологические права и обязанности. Сущность экологической дееспособности проявляется в том, что гражданин, к примеру, реализуя свое право на специальное природопользование, может обратиться в уполномоченные государственные органы для получения лицензии. Праву на природопользование корреспондирует обязанность по охране природы. Если в процессе такого природопользования будет причинен экологический или экогенный вред, то гражданин обязан его возместить.

Экологическая дееспособность, в отличие от правоспособности, всегда возникает по достижении определенного законом возраста. Экологическая дееспособность возникает в полном объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Объекты экологических правоотношений

Объектами экологических правоотношений являются объекты экологических отношений, регулируемых нормами экологического права. Объекты экологических отношений весьма разнообразны. В рамках интегрированного и дифференцированного подходов к регулированию экологических отношений выделяются две группы объектов.

К первой группе относятся окружающая среда или природа, а также природные комплексы (государственные природные заповедники, парки, заказники и другие особо охраняемые природные территории и территории традиционного природопользования). Вторая группа — отдельные природные объекты и ресурсы — земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, озоновый слой, климат, околоземное космическое пространство.

Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника.

Применительно к вопросу об объектах экологических правоотношений целесообразно рассмотреть также вопрос о сфере их распространения. Прежде всего подчеркнем, что такие объекты расположены в основном в пределах государственной территории Российской Федерации. Некоторые такие объекты расположены и за пределами территории российского государства, например исключительная экономическая зона.

Содержание экологических правоотношений

Содержание экологических правоотношений определяется совокупностью субъективных экологических прав и юридических обязанностей.

Субъективное экологическое право <469gt; представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения. Говоря о том, что право - это мера возможного поведения, мы подчеркиваем, что обладатель права по своему усмотрению решает вопрос о его реализации. Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением случаев, когда субъективное право является одновременно и юридической обязанностью (полномочия государственных органов и должностных лиц) <479gt;.

<469gt; Вопрос об экологических правах человека рассмотрен подробно в разделе V учебника в теме "Эколого-правовой статус человека".

<479gt; См. Общая теория права и государства / Под ред. академика РАЕН В.В. Лазарева. М. Юристъ, 1994. С. 144.

Субъективные права, установленные в экологическом праве, по своему содержанию и характеру различаются. К примеру, субъективное право на благоприятную окружающую среду существенно отличается от права собственности на землю и другие природные ресурсы. Особенность последнего в том, что собственник может по своему усмотрению пользоваться соответствующим благом до определенного предела, установленного законом. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Юридическая обязанность — это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от нее субъект правоотношения не может отказаться. Неисполнение обязанности является основанием для применения юридической ответственности. Ответственность наступает также при ненадлежащем исполнении обязанности.

Юридическая обязанность является мерой поведения субъекта экологического правоотношения, определяемой законом в целях охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования, соблюдения экологических прав. Нарушение этой меры влечет нарушение субъективного права.

Юридические обязанности в экологическом праве, относящемся к публичному праву, обладают той особенностью, что в их основу положены как частные, так и публичные интересы. В связи с этим особое значение в экологическом праве имеют обязанности государства, его органов и должностных лиц. В рамках экологической функции государство обеспечивает общественные интересы. Поэтому права и обязанности государства, его органов и должностных лиц совпадают, объединяясь термином «полномочия9quot; <489gt;.

<489gt; Общая теория права и государства / Под ред. академика РАЕН В.В. Лазарева. М. Юристъ, 1994. С. 147.

2. Экологические правоотношения

Экологические правоотношения – это возникающие между субъектами экологического права отношения по поводу сохранения и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий.

В зависимости от сферы правового регулирования различают следующие виды экологических правоотношений.

1. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования экологопользования:

≈ в сфере учета природных ресурсов (правоотношения по ведению экологического государственного мониторинга, земельного, лесного, водного кадастров, кадастра объектов животного мира и др.);

≈ в сфере разрешительной системы экологопользования (правоотношения по регистрации прав на природные объекты и сделок с ними, по регистрации прав на осуществление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере экологопользования, по лицензированию водопользования, лесопользования и др.);

≈ в сфере контроля за экологопользованием (земельного, водного, лесного и др.);

≈ в сфере охраны государством режима экологического благополучия, которые выражаются в применении судебной или административной защиты прав как природопользователей, так и государства и его органов.

2. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы:

— по приобретению природных объектов в собственность (купля-продажа земельных участков, приватизация земель в установленном законом порядке, передача государством в собственность гражданину или юридическому лицу части земельного участка с находящимися на нем природными объектами – водоемами, лесными участками и др.);

— по осуществлению собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов;

— по прекращению права собственности на тот или иной природный объект, осуществляемые путем сделок купли-продажи, мены и других сделок, а также изъятием и принудительным выкупом нерационально используемых земель.

3. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере вещных прав на землю и находящиеся на ней природные ресурсы, которые выражаются либо в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, либо в праве постоянного (бессрочного) пользования им, либо в праве сервитута (права ограниченного) пользования соседним земельным участком.

Состав экологических правоотношений

Состав экологических правоотношений включает следующие элементы: объект, субъект и содержание (права и обязанности участников) экологических правоотношений.

Объектом экологических правоотношений выступают:

◊ земли, недра, почвы;

◊ поверхностные и подземные воды;

◊ леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

◊ атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъектами экологических правоотношений могут выступать: граждане и юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, органы государственной власти Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица.

Содержание экологических правоотношений составляют права и обязанности участников этих правоотношений.

Права субъектов экологических правоотношений представляют собой предусмотренную законом меру возможного поведения, которое имеет следующие стороны:

= право на совершение определенного действия (бездействие);

= право на требование определенного поведения от других субъектов правоотношений и защиты от неправомерного поведения и его последствий.

Обязанности субъектов экологических правоотношений представляют собой предусмотренную законом меру должного поведения, то есть обязанности совершения субъектами экологических правоотношений определенных действий (или не совершать определенные действия), которые предусмотрены законом. Например, Конституция РФ закрепляет, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Для возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений необходимы обстоятельства, имеющие юридическое значение, которые называются юридическими фактами. Например, наличие права на земельный участок возникает после того, как принято решение компетентного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отводе земельного участка, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т. д.

Юридические факты можно подразделить на следующие группы:

• правоустанавливающие — действия и события, которые являются основанием возникновения экологических правоотношений (например, подача гражданином в установленном порядке заявки на получение лицензии на водопользование – ст. 48 Водного кодекса РФ);

• правоизменяющие — действия и события, которые влекут за собой изменение сложившихся правоотношений (например, возникновение объективной необходимости охраны того или иного объекта, которое может повлечь ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта – ст. 26 Лесного кодекса РФ);

• правопрекращающие — действия и события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений (например, истечение установленного срока пользования животным миром является основанием прекращения правоотношений по пользованию этими объектами – ст. 47 федерального закона «О животном мире»).

Правоведение

  • Общество и государство
  • Понятие и сущность государства
    • Понятие и признаки государства
    • Сущность и функции государства
      • Функции государства
    • Форма государства
      • Форма правления
      • Форма государственного устройства
      • Государственный (политический) режим
  • Гражданское общество и правовое государство
    • Возникновение и развитие идеи правового государства
    • Гражданское общество и правовое государство
    • Принципы правового государства
    • Формирование правовой государственности в России
  • Понятие и сущность права
  • Понятие и социальное назначение права
    • Понятие и признаки права
    • Право и мораль
      • Право и мораль — характерные черты и особенности
    • Правоотношения
      • Основные признаки правоотношений
      • Субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность
      • Виды правоотношений
      • Юридические факты
    • Правосознание и правовая культура
      • Правовая культура
    • Правовые нормы
      • Структура правовой нормы. Норма права и статья закона
      • Виды правовых норм
  • Система права и система законодательства
    • Система норм права и ее элементы
    • Частное и публичное право
    • Отрасли права и их институты
    • Систематизация законодательства: понятие и виды
  • Источники права
    • Понятие и виды источников права
      • Основные источники официального выражения и закрепления норм права
    • Источники права в Российской Федерации
      • Нормативные правовые акты, юридический прецедент, правовой обычай
  • Реализация права
    • Понятие и формы реализации права
      • Реализация норм права
    • Применение норм права
      • Правоприменительная деятельность – принципы и основания
      • Стадии правоприменительного процесса
      • Акты применения права
    • Толкование правовых норм
      • Официальное и неофициальное толкование
      • Толкование правовых норм по объему
  • Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность
    • Понятие и основные виды правомерного поведения
    • Юридический конфликт
      • Виды конфликтов
      • Разрешение конфликта
    • Понятие и виды правонарушений
      • Проступки и преступления
    • Юридическая ответственность: понятие и виды
      • Виды юридической ответственности
  • Основы конституционного права
  • Конституционное право — ведущая отрасль российского права
    • Понятие и система конституционного права Российской Федерации
    • Понятие и юридические свойства Конституция России
    • Основы конституционного строя Российской Федерации
    • Федеративное устройство России
  • Права и свободы человека и гражданина
    • Конституционно-правовой статус личности
    • Гарантии прав и свобод человека и гражданина
    • Гражданство в Российской Федерации
      • Приобретение гражданства
      • Основания прекращения гражданства
  • Система органов государственной власти России
    • Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
      • Функции и полномочия Президента
    • Федеральное Собрание Российской Федерации
    • Правительство Российской Федерации
    • Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
      • Статус судьи
  • Правоохранительные органы Российской Федерации
    • Прокуратура Российской Федерации
    • Министерство внутренних дел Российской Федерации
    • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Органы федеральной службы безопасности России
    • Адвокатура
    • Нотариат
  • Отрасли российского права
  • Основы гражданского права
    • Понятие гражданского права, его предмет и метод
    • Гражданское законодательство
    • Гражданское правоотношение
    • Субъекты гражданских правоотношений
      • Юридическое лицо
      • Организационно-правовые формы юридических лиц
    • Объекты гражданских правоотношений
    • Осуществление и защита гражданских прав. Гражданско-правовые сделки.
      • Гражданско-правовая ответственность
    • Право собственности и ограниченные вещные права
      • Основания возникновения и прекращения права собственности
      • Ограниченные вещные права
    • Гражданско-правовые обязательства
      • Способы обеспечения исполнения обязательств
      • Прекращение обязательств
  • Основы трудового права
    • Понятие, принципы и источники трудового права
      • Источники трудового права
    • Трудовой договор
      • Коллективные договора и соглашения
      • Прекращение трудового договора
    • Трудовые правоотношения
    • Рабочее время и время отдыха
      • Время отдыха
      • Отпуск
    • Заработная плата
    • Охрана труда
    • Трудовые споры и порядок их разрешения
  • Основы семейного права
    • Понятие семейного права и семейного законодательства
    • Заключение и расторжение брака
    • Права и обязанности супругов, родителей и детей
    • Алиментные обязательства
    • Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
  • Основы жилищного права
    • Понятие и источники жилищного права
    • Правовой режим жилищного фонда
    • Договоры найма жилого помещения
    • Пользование общежитиями
  • Основы административного права
    • Понятие административного права
      • Система административно-правовых норм
      • Административно-правовые отношения
    • Государственное управление и исполнительная власть
    • Административное правонарушение и административная ответственность
    • Административное наказание: понятие и виды
  • Основы финансового права
    • Финансовое право как отрасль российского права
      • Источники финансового права
    • Бюджетное право Российской Федерации
      • Бюджетный процесс
    • Налоговое право Российской Федерации
    • Финансово-правовые основы банковской деятельности в Российской Федерации
      • Второй уровень банковской системы Российской Федерации
      • Осуществление Банком России функции валютного регулирования и контроля
  • Основы муниципального права
    • Понятие муниципального права
      • Территориальные основы организации и деятельности местного самоуправления
    • Органы местного самоуправления и их полномочия
      • Представительные органы местного самоуправления
      • Должностные лица местного самоуправления
    • Муниципальная служба
    • Экономическая основа местного самоуправления
    • Ответственность органов местного самоуправления, контроль за их деятельностью
  • Основы уголовного права
    • Понятие, задачи и принципы уголовного права
    • Понятие преступления и его виды
      • Виды преступлений
    • Субъект преступления
    • Уголовное наказание и его виды
    • Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
  • Основы экологического права
    • Понятие и система экологического права
    • Экологические правоотношения
    • Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
    • Юридическая ответственность за экологические правонарушения
    • Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды
  • Основы образовательного права
    • Правовое регулирование образовательной деятельности в России
    • Образовательные учреждения: правовой статус и компетенция
    • Права и социальная защита обучающихся образовательного учреждения
  • Основы международного права
  • Современное международное право и мировой правопорядок
    • Понятие и основные принципы современного международного права
      • Основные принципы международного права
    • Субъекты международного права
    • Права человека и международное право
    • Ответственность в международном праве
    • Роль международных организаций в поддержании мира и обеспечении международной безопасности
    • Международное частное право

Субъекты экологических правоотношений

Экологические правоотношения

Экологические правоотношения — это возникающие между субъектами экологического права отношения по поводу сохранения и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий.

В зависимости от сферы правового регулирования различают следующие виды экологических правоотношений.

Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования экологопользования:

  • в сфере учета природных ресурсов (правоотношения по ведению экологического государственного мониторинга, земельного, лесного, водного кадастров, кадастра объектов животного мира и др.);
  • в сфере разрешительной системы экологопользования (правоотношения по регистрации прав на природные объекты и сделок с ними, по регистрации прав на осуществление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере экологопользования, по лицензированию водопользования, лесопользования и др.);
  • в сфере контроля за экологопользованием (земельного, водного, лесного и др.);
  • в сфере охраны государством режима экологического благополучия, которые выражаются в применении судебной или административной защиты прав как природопользователей, так и государства и его органов.

Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы:

  • по приобретению природных объектов в собственность (купля-продажа земельных участков, приватизация земель в установленном законом порядке, передача государством в собственность гражданину или юридическому лицу части земельного участка с находящимися на нем природными объектами — водоемами, лесными участками и др.);
  • по осуществлению собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов;
  • по прекращению права собственности на тот или иной природный объект, осуществляемые путем сделок купли-продажи, мены и других сделок, а также изъятием и принудительным выкупом нерационально используемых земель.

Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере вещных прав на землю и находящиеся на ней природные ресурсы, которые выражаются либо в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, либо в праве постоянного (бессрочного) пользования им, либо в праве сервитута (права ограниченного) пользования соседним земельным участком.

Состав экологических правоотношений включает следующие элементы: объект, субъект и содержание (права и обязанности участников) экологических правоотношений.

Объектом экологических правоотношений выступают:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъектами экологических правоотношений могут выступать: граждане и юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, органы государственной власти Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица.

Содержание экологических правоотношений составляют права и обязанности участников этих правоотношений.

Права субъектов экологических правоотношений представляют собой предусмотренную законом меру возможного поведения, которое имеет следующие стороны:

  • право на совершение определенного действия (бездействие);
  • право на требование определенного поведения от других субъектов правоотношений и защиты от неправомерного поведения и его последствий.

Обязанности субъектов экологических правоотношений представляют собой предусмотренную законом меру должного поведения, то есть обязанности совершения субъектами экологических правоотношений определенных действий (или не совершать определенные действия), которые предусмотрены законом. Например, Конституция РФ закрепляет, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Для возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений необходимы обстоятельства, имеющие юридическое значение, которые называются юридическими фактами. Например, наличие права на земельный участок возникает после того, как принято решение компетентного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отводе земельного участка, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т. д.

Юридические факты можно подразделить на следующие группы:

правоустанавливающие, то есть такие действия и события, которые являются основанием возникновения экологических правоотношений (например, подача гражданином в установленном порядке заявки на получение лицензии на водопользование — ст. 48 Водного кодекса РФ);

правоизменяющие, то есть такие действия и события, которые влекут за собой изменение сложившихся правоотношений (например, возникновение объективной необходимости охраны того или иного объекта, которое может повлечь ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта — ст. 26 Лесного кодекса РФ);

правопрекращающие, то есть такие действия и события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений (например, истечение установленного срока пользования животным миром является основанием прекращения правоотношений по пользованию этими объектами -ст. 47 федерального закона «О животном мире»).

Потребление памяти: 0.5 Мб

uristinfo.net

Страница 3 из 5

4.3. Субъекты экологических правоотношений

В теории права субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании норм права могут быть участниками правовых отношений, т.е. носителями субъективных прав и обязанностей.
Субъект правоотношения — это субъект права, который использует свою праводееспособность.
Напомним, что правоспособность представляет собой предусмотренную нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и обязанности, дееспособность — предусмотренную нормами права способность и юридическую возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность (способность лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки) и деликтоспособность (способность нести юридическую ответственность за правонарушения).
Совокупность правоспособности и дееспособности образует правосубъектность лица.
Субъектами экологических правоотношений являются:
— Российская Федерация;
— субъекты Российской Федерации;
— органы государственной власти;
— органы местного самоуправления (муниципальные образования);
— юридические лица, включая иностранных юридических лиц;
— физические лица, включая иностранцев и лиц без гражданства.
В.В. Петров среди юридических и физических лиц выделяет хозяйствующих субъектов, под которыми понимаются предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.
Российская Федерация выступает в качестве субъекта права в государственноправовых (межгосударственные, между Федерацией и субъектами Федерации) и некоторых имущественных отношениях, является собственником природных ресурсов, реализуя свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению федеральными природными ресурсами. Являясь субъектом международно-правовых отношений, Россия подписала и ратифицировала ряд международных договоров и соглашений (как двусторонних, так и многосторонних) в области охраны окружающей среды, взяв тем самым на себя обязательство обеспечить выполнение содержащихся в них требований.
Субъекты Российской Федерации (республики, края, области и др. субъекты в составе РФ) также являются полноправными участниками экологических отношений, поскольку ст. 72 (ч. 1 п. п. «в», «г», «д», «м») относит: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории и др. к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Особенностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации как участников экологических правоотношений является то, что они остаются субъектами экологического права даже тогда, когда природные ресурсы на законных основаниях передаются в собственность юридических или физических лиц, поскольку сохраняют за собой контрольные функции в данной области.
Органы государственной власти выступают субъектами экологических правоотношений, прежде всего, в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, например, при проведении государственной экологической экспертизы, реализации функций государственного экологического контроля, экологического мониторинга, ведения государственных кадастров природных ресурсов и т.д. Их полномочия в данной области определяются положениями об этих органах (например, Положение о Министерстве природных ресурсов и др.).Органы местного самоуправления также являются субъектами экологических правоотношений, поскольку наделены рядом важнейших полномочий в данной области. Так, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (в том числе природными объектами — прим. авт.), утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды», муниципальные образования осуществляют управление в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, уставами и иными нормативными правовыми актами самих муниципальных образований. Кроме того, необходимо помнить, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, в том числе и в данной области. Юридические и физические лица выступают субъектами экологических правоотношений при наличии право- и дееспособности.
Под экологической правоспособностью понимают определенную законом способность лица (как физического, так и юридического) быть носителем экологических прав и обязанностей. Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ, «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Экологическая правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.12.2003 г. № 185-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. В то же время, приобретение юридическим лицом экологической правоспособности после его государственной регистрации не дает ему права осуществлять многие виды хозяйственной деятельности (в том числе связанные с охраной окружающей среды и природопользованием), поскольку они требуют получения специального разрешения (например, лицензии) со стороны уполномоченных на то органов государственной власти. Так, согласно Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ) «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Согласно Водного кодекса РФ от 16.11.1995 г. использование водных объектов с применением технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии соответствующей лицензии.Экологическая правоспособность физического лица (гражданина) возникает, по общему правилу, с момента рождения человека и связана с признанием законом его определенных прав. Например, Конституция РФ установила право каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42), Водныйкодекс РФ закрепил право граждан на использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) без получения какого-либо разрешения (ст. 86). Под экологической дееспособностью понимают способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять экологические права, создавать для себя экологические обязанности и исполнять их. По общему правилу, экологическая дееспособность в полном объеме наступает с момента достижения лицом совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста).
Б.В.Ерофеев выделяет две большие группы субъектов экологических правоотношений: управомоченные и обязанные субъекты.
Существование этих групп, по его мнению, является обязательным признаком экологического правоотношения, поскольку каждому управомоченному субъекту соответствует наличие обязанного субъекта.
Управомоченные субъекты экологических правоотношений выполняют в этих правоотношениях роль носителей определенных субъективных прав, реализация которых зависит от свободы воли этих субъектов. Например, в ст. 62 Водного кодекса РФ указывается, что водопользователи осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом по своему усмотрению.
Обязанные субъекты экологических правоотношений, напротив, являются носителями обязанностей по реализации прав управомоченных субъектов этих правоотношений. Так, в соответствии с вышеупомянутой ст. 62 Водного кодекса РФ, органы исполнительной власти обязаны не вмешиваться (запрещено вмешиваться) в деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом РФ и иными федеральными законами.

Экологические правоотношения. Виды, субъекты и объекты, содержание.

Правоотношение — это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.

Экологические отношения — это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения правоотношений являются юридические факты, то есть конкретные жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение правовых отношений. По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

Классификация экологических правоотношений Ерофеева по видам экологических общественных отношений :

1. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования экологопользованием, — наиболее обширная и сложная группа, включающая в себя следующие их разновидности:

а) экологические правоотношения в сфере учета природных ресурсов. Сюда включаются правоотношения по ведению экологического государственного мониторинга, земельного, лесного, водного кадастров, кадастра объектов животного мира и другие;

б) экологические правоотношения в сфере разрешительной системы экологопользования. Это правоотношения по регистрации прав на природные объекты и сделок с ними, на осуществление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере экологопользования, по лицензированию водопользования, лесопользования и другие;

в) экологические правоотношения в сфере охраны государственного режима экологического благополучия, которые выражаются в применении судебной или административной защиты прав природопользователей и государства и его органов. Например, судебное взыскание с браконьеров стоимости выловленной рыбы, стоимости причиненного незаконной порубкой леса древесины и расходов на лесовосстановление и так далее.

Особенностью правоотношений данного вида является обязательное участие в них в качестве одного из субъектов государства и его органов, которые совершают рачительные, пресекательные и восстановительные действия по обеспечению экологического благополучия в стране.

2. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы, в составе которых можно выделить:

а) правоотношения по приобретению природных объектов или определенных элементов этих объектов в собственность. Например, купля-продажа земельных участков, приватизация земель, передача государством в собственность гражданину или юридическому лицу части земельного массива с находящимися на нем природными объектами (водоемами, лесными участками и другим);

б) правоотношения по осуществлению собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов;

в) правоотношения по прекращению права собственности на тот или иной природный объект, осуществляемые путем сделок купли-продажи, мены и других сделок, изъятием и принудительным выкупом нерационально используемых земель.

Особенностью этих правоотношений является то, что одной из сторон в них всегда выступает собственных земельного участка или находящихся на нем земельных ресурсов.

3. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере вещных прав на землю и природные ресурсы, которые выражаются в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, в праве постоянного пользования им, в праве ограниченного пользования (сервитута) соседним земельным участком.

Экологические правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные .

Материальные экологические правоотношения складываются по поводу конкретных материальных объектов, находящихся под эколого-правовой охраной.

Процессуальные экологические правоотношения складываются по поводу обеспечения порядка природоохранной деятельности.

Экологические правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные .

К числу регулятивных следует отнести экологические правоотношения, складывающиеся непосредственно в сфере осуществления природоохранительных мероприятий.

К числу же охранительных экологических правоотношений следует отнести такие, которые связаны с применением ответственности за невыполнение установленных законом правил по охране окружающей среды.

Содержание правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право — это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. Юридическая обязанность — это мера должного поведения, обеспеченная государством. Содержание прав и обязанностей зависит от состава участников правоотношения и объекта правоотношения.

Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.

Субъектами экологических правоотношений являются:

1. Государство в лице компетентного органа. Конституцией РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Оно является субъектом экологических правоотношений и в случае, если природные ресурсы на законных основаниях переходят в собственность юридических или физических лиц или передаются им во владение, постоянное или временное пользование (аренду).

3. Физические лица, воздействующие на природную среду с целью её потребления, использования, воспроизводства, охраны.

4. Хозяйствующие субъекты — это предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, осуществляющие общее или специальное природопользование.

По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на категории:

1. Природопользователи-это носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды.

2. Органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды.

3. Общественные объединения экологического профиля.

4. Органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Субъекты экологического права наделяются экологической правосубъектностью, состоящей из 3 компонентов:

1. Способность иметь права и быть носителем обязанностей в сфере природопользования и охраны природной среды.

2. Способность своими действиями реализовывать данные права и обязанности

3. Собственно субъективные права и обязанности, носителем которых может являться данный субъект.

Объекты экологических правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.

Объектами экологических правоотношений считаются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, лесная и иная растительность, животные и другие организмы и их генофонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Объекты экологических правоотношений подразделяются на объекты природоохранительных и имущественных отношений в сфере природопользования.

В первоочередном порядке охране подлежат природные ландшафты и комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, к ним относятся:

1. Государственные природные заповедники, заказники.

2. Памятники природы.

3. Национальные, природные и дендрологические парки.

4. Ботанические сады.

5. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

6. Объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное эстетическое и рекреационное значение.

7. Континентальный шельф и исключительная зона РФ.

Природный объект характеризуется как составная часть природы, отличающаяся от имущества естественным характером происхождения, отсутствием стоимости как совокупности затрат общественно необходимого труда на создание объекта, нахождением в системе естественных экологических связей.

4. Эколого-правовой статус человека: понятие и виды экологических прав, право на благоприятную окружающую среду, экологические обязанности.

Экологические права человека-это это признанные и закреплённые в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой.

Бринчук классифицирует права граждан по акту, их закрепляющему, на основные, неотчуждаемые и иные. Конституция к числу основных экоправ человека и гражданина относят: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба здоровью и имуществу экоправонарушением.

Иные права включают права в области природопользования и охраны ОС, закреплённые в законодательстве, например, право на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий ОС, на радиационную безопасность. По видам интересов он делит права на гражданские, политические, культурные, социальные, экономические.

По субъектам экоправа делятся на:

1. Закреплённые за общим субъектом.

2. Закреплённые за специальными категориями субъектов.

Центральное место в системе экоправ человека и гражданина занимает право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право естественное, принадлежит человеку от рождения.

Благоприятная окружающая среда-это ОС, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование природных и природно-антропогенных объектов. Под качеством окружающей среды понимается такое её состояние, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и их совокупностью.

Таким образом, право на благоприятную окружающую среду-это право на окружающую среду, качественное состояние которой создаёт условия для функционирования:

1. Объективно существующих частей природной среды, которые имеют пространственно-территориальные границы и в которых живые и неживые её элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ.

2. Территорий, которые не подвергались изменению в результате хозяйственной и иной деятельности с сочетанием определённых типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

3. Природных объектов, изменённых в результате хозяйственной и иной деятельности, и объектов, созданных человеком, со свойствами природных объектов защитного и рекреационного значения.

4. Элементы природных объектов, сохранившие природные свойства.

Названные в Конституции экоправа человека и гражданина находят дальнейшую конкретизацию в отраслевых ФЗ, природоохранных и природоресурсных. Например, в ФЗ Об охране окружающей среды устанавливается право каждого на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, ЧС.

В этом же законе речь идёт о иных экоправах гражданина:

1. Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.

2. Направлять обращения о получении своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране, направлять жалобы, заявления, предложения в органы госвласти РФ, субъектов, МСУ, иные организации и должностным лицам. Получать своевременные и обоснованные ответы. Оказывать этим органам содействие в решении вопросов охраны окружающей среды.

3. Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетах, референдумах, сборе подписей под петициями и в иных, не противоречащих законам акциях по вопросам охраны окружающей среды.

4. Выдвигать предложения о проведении общественной экоэкспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке.

5. Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Осуществлять другие, предусмотренные законодательством права.

Экоправа общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды:

1. Право разрабатывать, пропагандировать, реализовывать в установленном порядке программы в области охраны ОС, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды.

2. Осуществлять и пропагандировать за счёт собственных и привлечённых средств деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экобезопасности.

3. Оказывать содействие органам госвласти и МСУ в решении вопросов охраны окружающей среды.

4. Организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикеты, сбор подписей под петициями, принимать участие указанных мероприятиях в соответствии с законодательство РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды, по обсуждению проектов.

5. Обращаться в органы госвласти, МСУ, иные организации, к должностным лицам о получении своевременной полной, достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по её охране, об обстоятельствах и фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью, имуществу граждан.

6. Участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье, имущество граждан.

7. Обращаться в органы госвласти РФ, субъектов, МСУ и иные организации с жалобами, заявлениями, исками, предложениями, по вопросам охраны окружающей среды, негативного воздействия на неё. Получать своевременные обоснованные ответы.

8. Организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан.

9. Организовывать и проводить в установленном порядке общественную экоэкспертизу.

10. Рекомендовать своих представителей для участия в проведении госэкоэкспертизы.

11. Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Субъективные экоправа закреплены не только в ФЗ Об охране окружающей среды, но и в других природоохранных и природоресурсных законодательных актах.

6. Право собственности на природные ресурсы: понятие, содержание, объекты, субъекты, формы, основания возникновения и прекращения.

Природные ресурсы и объекты в силу своей особой значимости, природной и хозяйственной ценности выступают как важные объекты права собственности. Особенность права собственности на землю и другие природные ресурсы в его экологической связанности. Устанавливается экологической обоснованная, юридически оформленная система условий и процедур реализации права собственности на природные ресурсы, которые обеспечивают предупреждение экорисков, запреты заведомо негативного воздействия на ОС.

Специфическое содержание конституционного права собственности на природные ресурсы и объекты:

1. Определение публично-правового режима этих объектов. Вопросы природных ресурсов регулируются российским законодательством. Не существует объектов, выведенных из сферы российского законодательства.

2. Установление принадлежности земли и природных ресурсов путём разграничения компетенции.

3. Установление обязанностей и правомочий государства в отношении земли и природных ресурсов.

Структура любого правоотношения включает три основных элемента, а именно: объект, субъект, содержание. Применительно к экоправу это природный объект, непосредственно объект правового регулирования, и второй объект, имеющий две стороны-это интерес экопользователя в достижении своих целей, общегосударственная цель в улучшении природных объектов и в недопустимости причинения им вреда.

1. Отдельные природные объекты — земля, недра, леса и тому подобное.

2. Только те объекты, которые предусмотрены в законе.

3. Объекты при условии, что они находятся в экосвязи с окружающей природной средой.

Природные объекты должны находиться в пределах госграниц РФ, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ.

Содержание права собственности составляют правомочия владения, пользования, распоряжения. При этом в отношении природных ресурсов как объектов права собственности указанные правомочия реализуются особым образом.

Правомочие владения природными ресурсами проявляется как основанная на законе возможность иметь у себя данный природный ресурс, содержать его в своём хозяйстве, например, фактически обладать земельным участком, числить на своём балансе.

К праву пользования землёй и природными объектами относятся:

1. Хозяйственная и иная их эксплуатация.

2. Изъязвление полезных свойств.

3. Использование для иных целей удовлетворения потребностей общества.

Правомочие пользования природными ресурсами выступает как возможность эксплуатации, хозяйственного и иного пользования природного ресурса путём извлечения из него полезных свойств, его потребления, например использование земельных участков для нужд сельского хозяйства, лесных участков для заготовки древесины. Правомочие распоряжения природными ресурсами означает возможность определения их юридической судьбы путём изменения их принадлежности, состояния или назначения, например, отчуждение земельных участков и иных природных объектов по договору или иным сделкам, передача земельных участков по наследству.

Характерная особенность, что право собственника на владение, пользование, распоряжение природными ресурсами дополняет возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды.

Конституционные основы права собственности на природные ресурсы устанавливаются конституционными положениями, согласно которым земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данные положения получили развитие и в ГК. Данные кодекс и ряд иных законодательных актов устанавливают также ограничения права собственности на природные ресурсы. Согласно ГК земля и другие природные ресурсы могу отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

ГК воспроизводит положения конституции относительно того, что владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются природоресурсным законодательством: земельным, водным, лесным, законодательством о недрах, животном мире.

Не все природные объекты и ресурсы могут являться объектом права собственности. Установление права собственности возможно на землю, земельные участки и их части, недра, участки недр, леса, лесные участки, насаждения, воды, водные объекты, животный мир и водные биоресурсы, на особо охраняемые природные территории.

Атмосферный воздух объектом права собственности являться не может.

Субъектами права госсобственности на природные ресурсы могут быть РФ и субъекты, от их лица правомочия собственника осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов. Права муниципальной собственности осуществляют муниципальные образования и выступающие от их лица органы МСУ. Права частной собственности осуществляют физические и юридические лица.

Также субъектом экоправа выделяют народы России, которые проживают на соответствующей территории, где земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизнедеятельности. Конституция РФ объявляет землю и другие природные ресурсы основой жизнидеятельности этих народов.

В государственной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами, право госсобственности, федеральной и субъектов, на которые возникло в результате её разграничения, приобретённые по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами, законами субъектов, право муниципальной собственности на которые возникло в результате её разграничения, приобретённые по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

К федеральным земельным участкам относятся участки для нужд обороны и безопасности страны, занятые энергетическими, транспортными, космическими объектами, земельные участки заповедников, национальных парков, особо охраняемых территорий федерального значения.

В госфонд недр РФ входят все недра в пределах границ РФ. В муниципальной и частной собственности могут быть только добытые из недр полезные ископаемые.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *