Схоластика представители

Схоластика и ее основные представители. Философия Фомы Аквинского. Номинализм и реализм в средневековой философии. Номинализм у. Оккамы.

Второй период в истории средневековой философии, начинающийся с IX в. обычно называют схоластикой. Само слово «схоластика» связано с тем, что философия в средневековой Европе изучалась по преимуществу в школах при монастырях.

Ансельм, архиепископ Кентерберийский (XI в.) считается “отцом схоластики”, хотя собственно схоластический метод сложился позднее.

Цель схоластики . рациональное обоснование и систе­матическую концептуализацию западнохристианского вероучения. Вопросы вероучения Схоластами подвергаются рациональному обсуждению путем анализа текстов и рассмотрения аргументов “за” и “против”, в ходе которого находится разумное разрешение неясных, спорных вопросов.

Оправдание веры разумом – основополагающая идея схоластики .

характерные черты схоластики:

опора на церковную традицию, на абсолютно авторитетный священный текст (Библию)

опора на формальную логику (средневековую “диалектику”)

передача философских знаний в процессе обучения.

Периоды:1. ранняя схоластика (9 —12 вв.); представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Беренгар Турский:

Разрабатывается схоластический метод; разгорается спор об универсалиях, т. е. о том, существует ли общее независимо от человеческого мышления и отдельных вещей (схоластический реализм), или же они существуют только в качестве абстракций в уме и названий (номинализм).

2. зрелая или поздняя схоластика (13—14 вв.); представители: Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Бонавентура, Уильям Оккам.

Философии Аристотеля составляет характерную черту зрелой схоластики. Соединение аристотелизма с традицией христианского богословия – Фома А.

14 век — Время поздней схоластики, кризиса схоластики, связанного с отказом от её основной идеи – союза веры и разума, богословия и философии, рационального обоснования веры. 3. Неосхоластика, или «вторая схоластика» — ряд течений католической фи­лософской мысли, ориентированных на возрождение схоластики. представители: Томмазо де Вио Гаэтанский

Эволюция схоластики органично свя­зана с эволюцией в средневековой культуре образования и образован­ности. Если оформление ранней схоластики связано с возникновениями город­ских школ как центров образован­ности, то зрелая схоластика связана с уни­верситетским образованием

Помимо философии в средневековых школах преподавали семь «свободных искусств»: «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и «квадриум» (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Теоретическими источниками формирования схоластики выступают:

патристика (прежде всего, со­чинения Августина Блаженного).

Развитие схоластики осуществлялось на основе и в рамках концепции «двойственной истины» . Она предполагает непротиворечивое и независимое сосуществование ис­тины знания и истины веры при нео­споримом примате веры.

Предметом постоянно­го внимания в схоластике выступают догматы о троичности Бога, о предопределе­нии, о сотворении мира из ничего, о грехе и воздаянии, о воскресении.

Огромное внимание отводится в схоластике и логической форме рассуждения, изложения и выводов, задавая возможность рассматривать эволюцию схоластики в ракурсе дисципли­нарного развития логики.

Схоластика

По мере завершения работы по оформлению догматических основ христианства патристика постепенно переходит в схоластику. Патристика боролась с язычеством и пропагандировала этико-религиозную доктрину христианства в мире, еще не вполне принявшем новую религию и утверждающую его мораль. Схоластика, опираясь на авторитет Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в обиход философствования наследие языческой античности и прежде всего наследия Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Делает это она для того, чтобы осмыслить и рационализировать окружающую человека действительность. Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии.

Наиболее крупными представителями средневековой схоластики считаются Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877), Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109), Бонавентура (1221 — 1274), Фома Аквинский (1225 — 1274), Дунс Скот (1266 — 1308) и Уильям Оккам (1300 — 1349)

Схоласты считали, что сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует точности в использовании языка и тонкости понимания различий вещей. Этого можно достичь лишь при наличии основательно разработанного, опирающегося на знание логики метода. Суть схоластического метода сводится к тому, чтобы обеспечивать движение мысли от анализа способов высказывания о сущем, к анализу реальности. При этом схоластика исходит из убеждения, согласно которому понятия укоренены не только в человеческом разуме, но и в Божественном уме, созидающем бытие. Иными словами, понятие рассматривается как бы существующим двойным способом в уме человека и в бытии. Ключом к постижению мира считается постижение универсалий.

Фома Аквинский (1225/1226 — 1274) считается самым крупным представителем схоластической философии, основными принципами которой выступают принцип разъяснения и принцип принятия и согласования противоположных тенденций.

По мнению Фомы Аквинского, отношение к выдающимся предшественникам наряду со знанием Библии является основой преподавания философии. Такая установка побудила его написать ряд комментариев к трудам философов прошлого (Боэция, Аристотеля). Но главными его философскими сочинениями стали “Сумма против язычников” и “Сумма теологии”. Особенностью философии Фомы Аквинского является то, что он высоко ценил идеи Аристотеля, стремился дать им такую интерпретацию, чтобы создать последовательную систему, связанную с утверждением христианской веры. Своим современникам Фома казался новатором, так как в какой-то мере дал новую трактовку традиционно рассматривавшимся философами проблемам и ввел в употребление новые способы, приемы аргументации, а также отверг некоторые традиционные подходы к осмыслению некоторых вопросов. Он не стремился прослыть оригиналом, но новизна в его мысли имела место. Она проявлялась в том, что он терпеливо анализировал разные мнения, стремясь достичь истины и систематически синтезировал разные позиции, используя для этого всеобъемлющие философские принципы и категории.

Фома Аквинский стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры. Он считал, что философская теология является высшим выражением философской рефлексии.

Согласно представлениям Фомы, предметом философии являются истины разума, а предметом теологии — истины откровения. Конечным объектом философии и теологии является Бог, выступающий создателем мира и вдохновителем его развития. Бог, по учению Фомы, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо, это — чистая форма, источник всех возможных форм, благодаря которой из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.

В произведении “Сумма теологии” приводятся пять доказательств существования Бога:

1. Бог рассматривается как “неподвижный двигатель”, приводящий все в движение;

2. Бог рассматривается как первая причина;

3. Бог является источником необходимости в мире;

4. Бог есть источник совершенства, сам являясь совершенным;

5. Бог устанавливает конечные цели и поэтому не может не существовать.

Фома считал Бога благом и источником блага. Бог, по мнению христианского мыслителя, вездесущ и выступает источником любви и радости. Он добр и ему чуждо чувство ненависти.

Схоластика: основные проблемы и представители.

Схоластика − тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.

Под схоластикой понимается (это очевидно из приведенного примера) также формальное знание, бесплодное умствование, оторванное от жизни, от практики. Отсюда и происходит выражение «схоластическое теоретизирование». Образчиком схоластического мышления могут быть вопросы такого рода: может ли Бог сотворить такой камень, который сам не может поднять? Или: что появилось раньше − курица или яйцо? Сколько чертей может уместиться на острие одной иглы? (Последний вопрос звучит особенно актуально сегодня, во время разгула наркомании).

По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера, как это мы видим в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христиански-церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия.

Развитие схоластической философии с конца XII век до высшей её степени расцвета стоит в связи с тем, что схоластики через посредство арабов и евреев, а затем и греков

Период схоластики (школа) охватывает время 9-14вв. В своем развитии проходит 3 этапа:

1 этап: 9-10в – раняя схоластика (Абеляр, Аксельм Контельбергийский);

2 этап: классический 10-12в (Альберт Великий, Фома Аквинский);

3 этап: поздняя схоластика 12-14в (Дун Скот)

Схоластика — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

· Доказательство бытия Бога

· Общее и единичное (проблема универсалий)

Библейская традиция понимает Бога как единого и уникального. С таким пониманием уникального Бога рождается, во-первых, новое понятие:«трансцендентное». Под божественным трансцендентным не может подразумеваться ничто другое, кроме божественного. (Платон и Аристотель называли «божественными» звезды, Платон называл космос «видимым Богом»). Библейская традиция считает трансцендентность уникального Бога абсолютной, тотально отличной от всего прочего .

Во-вторых, особый тип связи человека с Богом. Самой осязаемой и значимой для человека реальностью является именно эта связь. Бог – творец и спаситель – есть «убежище души». (Языческих богов нельзя было соотнести с человеческой душой, несмотря на все старания Сократа и Платона, люди чаше всего были для них игрушками.) Бог есть сила, делающая, творящая человека человеком, а мир – миром и определяющая их взаимоотношение. «Бог не есть Бог неустройства, но мира» .

Б). Представления о сотворении мира. Эти представления закрепляются идеей креационизма. или творения. Согласно христианскому догмату, Бог coтворил мир из ничего единым вневременно-временным актом своей воли. Завершающим актом творения является человек, и как сотворенное и как творящее, но не равновесное Богу в своем творчестве. Причем Бог не просто творец, но абсолютный творец. Творцом можно понимать и платоновского Демиурга. Но Демиург творит мир из вечной материи по образцу вечных же объективных идей, но сам не является творцом материи и идей. Христианский «Бог не нуждается ни в мире, ни в чем-либо другом для того, чтобы творить».

Кроме того, Демиург – мастер, ремесленник, но не господин. Христианский Бог – господин («Господь Бог»). Это обуславливает и обуславливается его творческой мощью. Бог – начало, не имеющее конца, то, что в этом мире единственно является несотворенным. Мир же – это то, что существует не благодаря себе, а благодаря воле и разуму Бога, т.е. благодаря трансцендентному. При этом мир как творение и Бог как творец противоположны и едины. Бог и творение – различные степени бытия. Бог – собственно бытие. Творение – участник этого бытия, получающий свое бытие от Бога .

Эти важнейшие идеи средневековой философии получают свою разработку (богословскую и философскую) в рассмотрении следующих важнейших проблем: формулировки доказательств бытия Бога; интерпретация божественной сути в соотношении божественной воли и божественного разума; построения теодицеи (оправдания Бога) и выработки принципов эссенциализма и индивидуации. Они и составляют философский корпус средневековой схоластики. Их основной богословский смысл – быть инструментом толкования содержания догмата Троицы.

Творение может пониматься двояко: как создание тварей и как чистое божественное творчество. В первом случае речь идет об известном семидневном (шестидневном) создании, во втором – о вечном процессе творения. Бог понимается не только как архаический создатель, но и как универсальная субстанция всех конечных вещей, некоторая порождающая сила и энергия.

В первом случае понимание Бога допускает образ, «лик», во втором случае – это принципиально невозможно. Значит Бог-творец непознаваем: ни людьми, ни ангелами, ни самим Богом (как, например, считает Эриугена – IX в.). Но Он может быть обнаружен. Бытие Бога может быть обнаружено из бытия вещей, его мудрость – из их порядка, его жизнь – из их движения. Он един в трех ипостасях. Его бытие – есть отец, его мудрость – сын, а его жизнь – дух святой.

Именно потому, что Бог – Троица, творение не является вещью, отличной от Бога, оно существует в Боге. Но Бог являет себя в творении невыразимым образом, силой божественной любви. «Святая Троица любит себя в нас и в себе». А это значит, что Троица – первое «доказательство» бытия Бога (его мистическая представленность, а не логическая демонстративность).

А). Онтологическое доказательство бытия Бога. Постепенно из этой богословской конструкции рождается философско-теоретическое доказывание бытия Бога. И первое из таких доказательств можно найти у Ансельма Кентерберийского. Его доказательство принято называть онтологическим. Оно в значительной степени определило модель построения всех последующих доказательств бытия Бога.

В доказательстве Ансельма выделяется две части: апостериорная (опытная) и априорная (внеопытная). В первой утверждается, чтo всякая вещь и мир в целом может как быть, так и не быть. Поскольку мы наблюдаем наличие вещей и мира, и осознаем это не как иллюзии, то должно быть нечто, что делает мир бытийным. Вторая часть строится от противоположного утверждения. Если представить себе такого «безумца», которым бы отрицал бытие Бога, то к нему можно было бы обратить вопрос, как он может отрицать то, чего, по его словам, нет. Ведь чтобы отрицать, нужно знать то, что отрицаешь как существующее.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Схоластика

Схола́стика (от греч. scholastikos — школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века. Ранняя схоластика (11-12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр ). Зрелая схоластика (12-13 вв.) — христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (Сигер Брабантский и др.), ее главный центр Парижский университет, основной жанр — «сумма», энциклопедический свод ответов на вопросы. Поздняя схоластика (13-14 вв.) — Иоанн Дунс Скот, У. Оккам. Против схоластики выступили гуманисты Возрождения. С Контрреформацией связано новое оживление схоластики, особенно в Испании (т. н. вторая схоластика, 16-17 вв. — Ф. Суарес, М. Молина). Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения. См. также Неосхоластика .

Дополнительная литература

  • Соколов В. В. Средневековая философия. М. 1979.
  • Христианство: Энциклопедический словарь. Т. 1-3. М. 1993-1995.

Взгляды Августина Блаженного и его последователей стали основой для средневековой философии, которая получила название схоластики.

Что это за философия?

Само слово «схоластика» происходит от греч. schole — школа. Дело в том, что на рубеже V и VI вв. начала складываться система средневековой образования. Некоторые из первых монастырских и приходских школ стали ведущими центрами средневековой культуры и образования, теоретических исследований своего времени. В этих школах впервые начали преподавать философию. Она и получила название схоластики. Позже так стали именовать всю средневековую философию.

В развитии западноевропейской средневековой схоластики определяются два периода:

1) ранняя схоластика IX-XII вв .;

2) зрелая, классическая схоластика XII-XIV вв.

Ранняя схоластика

В первый период все учения были связаны преимущественно с интерпретацией Августином Блаженным неоплатонизма. Выдающимся представителем схоластики этого времени был Ансельм Кентерберийский (1033-1109), который с 1093 занимал должность архиепископа в Англии. «Я верую, чтобы понимать, а не хочу понимать, чтобы верить» — так Ансельм сформулировал свое кредо в сфере познания. Воплощая его в своих рассуждениях, он построил известное «онтологическое доказательство» бытия Бога. Оно заключается в следующем. Верующий человек имеет самоочевидно понятие о Господе, существо совершенных. Но для полной совершенства признак бытия является необходимым. Итак, Бог реально существует. Уже современники архиепископа Кентерберийского подвергали сомнению такую аргументацию, поскольку она делала вывод от существования ясного понятия о вещи к реальному существованию этого. Разве не настоящие предметы являются основой выработки понятий о них? Разве, например, появятся в вашем кармане деньги благодаря одной только мысли? Однако такие контраргументы вряд ли имели значение для Ансельма: он считал свой вывод результатом веры и божественного откровения, а его логическое обоснование — только понимания языком формой демонстрации истины.

Вторым известным представителем ранней схоластики является Компьенское каноник Иоанн Росцелин (ок. 1050 — ок. 1120). В центре его философии был догмат триединства Бога — один из основных в христианском вероучении. Смысл его заключается в том, что Бог един в трех лицах: Отец, Сын и Дух Святой. Триединая сущность ликов Бога такая же реальная, как и сами ипостаси. Учение Росцелина, которое отвергало реальное существование общего, имело тенденцию отрицать реальность Божественной единства, а потому опасным для основной догмы христианства. В 1092 Церковный Собор в Суасона обвинил Росцелина в ереси («тритеизм» — трибожжи) и заставил отказаться от своего учения.

В определенный период на позициях Росцелина стоял его ученик Пьер Абеляр (1079-1142). Он был известен в Европе как прекрасный мастер диспута. В своих трудах «Да и нет», «Переписка с Элоизой» и других он обращается к разуму как ведущего инструмента и критерия в поисках истины, как средства популяризации христианского учения. Но попытка рационального защиты христианского учения вполне закономерно приводила к критическому анализу последнего, что открывало путь к освобождению философии из-под контроля теологии. Поэтому учение Абеляра было также осуждено как еретическое.

Классическая схоластика

Основывается на приспособленном к потребностям христианской догматики аристотелизм. Систематизатором классической схоластики был Фома Аквинский (1225 или 1226-1274). Свою теологически-философскую систему он изложил в многочисленных работах (последнее Ватиканское издание его произведений составляет 28 томов), самыми известными из которых являются «Сумма против язычников» (тысячу двести шестьдесят четыре), «Сумма теологии» (1274). В этих произведениях Аквинский разработал свою систему «окатоличенным» аристотелизма — томизм, как стали называть это учение по имени его создателя (по латинской транскрипцией имя Фома произносится, как Томас, отсюда «томизм»). При жизни Фомы Аквинского его философия не очень одобрительно поддерживалась теологами. Всеобщее признание и слава пришли к нему лишь после смерти, ему было присвоено почетное звание «ангельский доктор», а в 1323 его причислили к лику святых. Учение же Фомы фактически становится официальной философской доктриной католической церкви.

В центре томизма — учение о том, что Вселенная представляет собой иерархию степеней бытия. Ниже степень этой иерархии составляет природа, материя, выше Бог, абсолютная божественная сознание, творит мир и управляет им. Конечной целью человеческой жизни является Бог. Но умом он не познается. Бог умная истина, которая недоступна слабом человеческому разуму. Эта истина дается людям через посланы Богом «истины откровения». Однако «доказательства» бытия Бога можно найти путем осмысления «идей», заложенных Богом в природном мире. На этих выходных началах Фома выстраивает концепцию двойственной истины: есть «истины разума» и есть высшие истины — «истины откровения». Истины разума открываются нам через науку и философию, истины откровения — через теологию, в частности через Священное Писание (Библию). Итак, философия и теология не противоречат друг другу, потому что постигают разные миры — природу и Бога.

Задача философии схоластики видели в познании Бога (через природу), доказательствах того, что все догматы церкви не противоречат разуму. Центральными считали проблемы соотношения знания и веры, воли и разума, единичного и общего. Последняя известна как спор о универсалы — природу общих понятий. Согласно тому, как объяснялось вопрос о существовании универсалий, средневековая философия представлена двумя основными направлениями — реализмом и номинализмом. Реализм — направление, представители которого считают, что общие понятия (универсалы) не отражение предметов и явлений, а существуют как реальные духовные сущности и составляют субстанцию вещей. Наиболее выпукло реализм представлен в учении архиепископа Ансельма Кентерберийского и у Фомы Аквинского. Номинализм (от лат. Nomen — имя, название) — направление, представители которого считали, что реально существуют лишь единичные реальные вещи, а общие понятия есть только названия или имена выдающимися представителями этого направления являются Иоанн Росцелин и (в определенный период) П Товарищеский Абеляр. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалов существуют не до, а после вещей, то есть они склонялись к материалистической линии в философии. Общие понятия в них являются второстепенными. Поскольку понятие «Бог» — наиболее общее, то по логике номинализма оно и должно попасть в разряд «второстепенного», производного от мира индивидуальных вещей.

В конце XIII — начале XIV в. классическая средневековая философия (и реалистичная, и номиналистическая), исчерпав свои исторические положительные возможности, постепенно вступает в период кризиса. Она начинается с «перекрестка», к которому ее привела проблема «вера-знание», «теология — философия»; образно говоря, схоластика «розчахнулася» на ножницах «религия — наука». Это отчетливо демонстрирует философское учение Роджера Бэкона (1214-1294). Он раскрывал ненужность и даже вредность далекого от реальности схоластического метода, призывал изучать природу путем наблюдения и опыта. В науках, заявлял он, ценной является практическая польза. Защищая идею единства философии и теологии, он отмечал, что они не противоречат друг другу. Теология учит, для какой цели все предметы предназначены Богом, а наука — как и через выполняется это назначение. Однако это единство ученый мыслит не как подчинение, а как признание рациональной необходимости философии, раскрывает свойства внешнего мира.

Против рациональной теологии выступал британский схоласта Иоанн Дуне Скот (1265-1308). В своих произведениях «Оксфордский произведение», «О первоосновы всех вещей» на первый план сущности Бога он выдвигает не разум или идеи, а волю, поскольку она способна проявлять себя не только идеально, но и реально. Поэтому теология, по Скоттом, является наукой практической (дает наставления для жизни), а философия — теоретической. Развивая идеи Дунса Скота, еще один представитель поздней схоластики Уильям Оккам (1285-1349) отмечал возможность изучения природы и человека независимо от теологии. Он призвал к их научного исследования путем опыта и логики. Чтобы сделать логику пригодной для познания конкретных явлений, нужно ее очистить от лишних терминов схоластического теоретизирования. Оккам формирует эту мысль в афоризме, известный под названием «оккамовои бритвы»: «Сущности не нужно приумножать без необходимости». Этот афоризм, наконец, был направлен против схоластики с ее стремлением к бесконечным логических построений. Считается, что именно он способствовал отходу от схоластического теоретизирования.

Завершается кризис философии Средневековья утверждением мистического учения. Мистика («таинственное») — это вера в таинственные сверхъестественные силы. Она исходит из того, что Божественное, Бог присутствует во всем, но только человек это замечает с помощью внерациональное, внутришньоспоглядальних средств («по заглядывания в себя»). Мистическое мировосприятие основывается на следующих принципах: 1) цель христианина — достичь единства с Духом через слияние своей человеческой сути с Божественной сутью с помощью позарозумового экстаза (неистового восторга) 2) формула единства с Божественной сути — «Бог должен стать мной, а я — Богом» — еще не значит равенства человека с Богом, а лишь свидетельствует о желании — слияние человека с Божественным Духом; 3) внутреннее ощущение и видение Бога — важнее участия в богослужении.

Родоначальником средневековой мистики был немецкий философ Иоганн Экхарт или, как его чаще называли Мастер или Учитель (1260-1327). В работе «Проповеди и рассуждения» он изложил свою позицию мистического пантеизма. ее суть заключается в следующем: ни одна вещь, в которой Бог всегда присутствует, не осознает его присутствия — это дано лишь «внутреннем человеке», которая наделена душой; Божественность — Бог тождественен с глубинами человеческого духа: «В моей душе есть сила, которая воспринимает Бога. Ничто мне не близко так, как Бог. Бог мне ближе, чем я сам себе»; душа — это «существо Божия» в человеке; она единственно отсутствовала с Божеством, не создана, а потому вечна; глубинную связь человеческой души и Бога делает возможным сочетание любого человека с Богом из-за отказа обычного познания в образах и понятиях, которые дают лишь представление о Боге и Личность.

Иоганна Экхарта недаром называли Учителем. Он действительно имел многих последователей, среди которых были Иоганн Таулер (1300-1361) и Иоганн Рейсбрук (1293-1381), которые известны тем, что, мастерски владея словом, особенно отмечали смысле человеческой активности в вопросах выбора жизненного пути и привлечения к божественной благодати. Они утверждали, что, отталкиваясь от того, что даровано Богом, человек формирует себя собственными поступками, потому способна раздуть пламя с заложенной в нее Божьей искры.

Оценивая общий вклад средневековой философии в развитие философской мысли, следует учесть ее противоречивость, но, безусловно, нельзя считать Средние века «темными», своеобразным «пропастью», «остановкой» в развитии культуры человечества. В эпоху Средневековья было накоплено огромное философское наследие, которая способствовала дальнейшему развитию мысли и общественной жизни в эпоху Возрождения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *