Социология марксизма

СОЦИОЛОГИЯ МАРКСИЗМА

В условиях революционного подъема, охватившего в 40-е годы XIX в. страны Западной Европы, шло формирование еще одного направления в развитии социологической мысли – марксизма. Основатели этого направления – К. Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895). Они стремились по-новому осмыслить почти все современные им социальные науки – экономические, исторические, правовые, политические и др. В отличие от большинства адептов формирующейся социологии Маркс нигде не ставит вопрос о создании новой отдельной науки об обществе. Отрицательно отнесся Маркс и к контовской классификации наук, и к проекту социологии. Переворот во взглядах на общество К. Маркс связывает не с появлением социологии, а с принципиально новым пониманием сущности, первоосновы общественной жизни.

В основе социологической теории марксизма лежит тезис о социальной сущности человека. Идея состоит в том, что люди в процессе своего взаимодействия друг с другом вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие общественные отношения. Основой всей совокупности общественных отношений являются экономические отношения, составляющие базис общества. Соответственно, общество – это совокупность связей и отношений между людьми, которые образуются в процессе деятельности, прежде всего, трудовой. Социальность проявляется не только в форме непосредственной коллективности. Общество присутствует в самом человеке и влияет на его сознание и поведение даже тогда, когда индивид находится наедине с собой. По марксизму, личность – не исходный пункт общественного развития, а его результат.

На базе этих философских предпосылок было сформулировано материалистическое понимание истории и самого общества. Это понимание рассматривает общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник формирования и развития которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне. Именно способ производства, а вслед за ним и обмен его продуктов, составляют основу всякого общественного строя.

Общественное бытие – это обусловленный материальными потребностями и интересами реальный процесс жизни людей, их общественная практика. Важнейший элемент общественного бытия – это производство материальных благ. Способ производства выступает как материальная основа существования и развития общества. Именно он связывает в единое целое все явления и стороны общественной жизни. Способ производства – это диалектическое единство двух его основных сторон: производительных сил и производственных отношений. Отсюда основной закон марксистской социологии – это закон соответствия производительных сил и производственных отношений . Второй закон – это закон соответствия производственных отношений (базиса) и надстройки. Любое изменение или переворот в способе производства, в экономическом базисе общества, по утверждению К. Маркса, неизбежно сопровождается коренными изменениями в надстройке общества, которую составляют юридические, политические, религиозные, философские взгляды людей, а также непроизводственные институты (государство, право, религия и т.п.).

Структуру производительных сил составляют люди, прежде всего, рабочие, совершающие трудовую деятельность при помощи орудий труда, средств производства, а также сами эти средства производства. Но трудящиеся объединяются со средствами производства не прямо, поскольку они не являются их хозяевами, а через владельцев этих средств, их собственников, в частности, капиталистов, которые нанимают рабочих, предоставляют им работу и тем самым соединяют их с орудиями труда. Отношения, складывающиеся в процессе производства между владельцами орудий труда и трудящимися, называются производственными отношениями, которые характеризуются в основном отношениями собственности между теми, кто собственностью владеет, и теми, кто ее лишен. Единство производительных сил и производственных отношений образует способ производства материальных благ, который не остается раз и навсегда данным, неизменным, а, напротив, постоянно изменяется, развивается. Движущей силой его развития, а вместе с тем и развития всего общества, выступает проявляющееся на опреде­ленных этапах исторического развития противоречие между производительными силами и производственными отношениями. В таком случае из форм развития производительных сил производственные отношения превращаются в их оковы. Это приводит к социальному, классовому конфликту, действующими антагонистическими субъектами которого становятся рабочий класс и капиталисты.

Поскольку коренные интересы рабочих и капиталистов антагонистичны, непримиримы, то классовый конфликт между ними на высоком уровне конфликтного противостояния при наличии высокого уровня сознания рабочих и их организованности (наличие мощной пролетарской партии) неизбежно и объективно подталкивает общество к социальной революции.

Стержневое понятие марксизма – общественно-экономическая формация. Учение о формации выражает системный подход марксизма к обществу. Общественно-экономическая формация – это конкретно-исторический тип общества с присущим ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Развитие человечества есть объективный и закономерный естественноисторический процесс последовательной смены одной общественно-экономической формации другой. Данный процесс смены совершается через революции. Таким образом, сами объективные законы развития материального производства, считал К. Маркс, не только создают экономическую основу революционного ниспровержения капитализма, но и формируют субъекта такого ниспровержения, могильщика капитализма – рабочий класс. По мере возрастания масштабности и остроты его конфликтов с классом капиталистов вызревают экономические, социальные, политические условия свершения социальной революции, в результате которой разрешаются все антагонистические противоречия и конфликты и совершается переход к новому социальному устройству — коммунистическому.

Такой революционный переход, по мысли К. Маркса, свершится, однако, очень не скоро, в отдаленной исторической перспективе, когда объединенными усилиями всех народов или, по крайней мере, передовых, наиболее развитых в экономическом, социально-политическом и духовном отношении стран будет сделан реальный шаг к гармоничному социальному развитию, в котором свободное развитие каждого станет условием развития всех.

Как видим, К. Маркс, как и О. Конт, верил в социальный прогресс. Но его представления о социальном развитии были гораздо менее упрощенными, чем у Конта. Маркс признавал многолинейный характер социальной эволюции, улавливал и анализировал специфику отдельных обществ. При этом он акцентировал роль революций и явно недооценивал эволюцию.

К. Маркс и Ф. Энгельс тщательно исследовали с материалистической точки зрения:

ü взаимодействие различных сфер жизни общества;

ü историю становления и развития основных общественных формаций;

ü классы и социальные группы современного им буржуазного общества домонополистического периода;

ü роль собственности в социальных отношениях;

ü формы и механизмы социально-экономических отношений;

ü функции и значение экономики, государства и идеологии в развитии общества.

Социология марксизма

Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданнаяК.Марксом (1818— 1883) иФ.Энгельсом (1820—1895) в середине — второй половинеXIXв. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

Существует множество толкований социологии марксизма, каждое из которых претендует на истинное выражение мыслей Маркса. Какая же версия является действительно истинной? Этот важный вопрос (по некоторым данным западных социологов сегодня почти миллиард людей воспитаны в духе этого учения) можно в определенной степени разрешить, если, прежде всего, определиться с общими методологическими подходами к социологическому наследию Маркса и Энгельса. Отметим три принципиальных соображения .

Первое. Их идеи рассматриваются в контексте социо-культурных ценностей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д. где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство легитимировать политические деяния самого разного толка и к тому же в совсем иных социокультурных реалиях. Словом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими.

Второе. Следует иметь в виду, что с изменением общественных реалий социологические воззрения Маркса и Энгельса во многом становились другими. Безусловно, социология марксизма второй половиныXIXв. не сводится к революционному пролетарскому мессианизму «Манифеста Коммунистической партии». В произведениях 70— 80-х гг. они часто критикуют, по их собственному выражению, «наивные иллюзии», «детский энтузиазм» ранних работ. Учет данного обстоятельства, которое оказалось не востребованным в версии «советского» марксизма, позволяет не только более объективно оценить двусмысленности, ошибки марксизма, но и понять суть этой социологической теории.

Третье. Маркс и Энгельс одними из первых стали использовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах — «Анкета для рабочих», «Положение рабочего класса в Англии» и др. Их результаты в «советском» марксизме были канонизированы и догматизированы. Но их значимость справедливее интерпретировать иначе — как обоснование принципов сбора социологической информации при изучении постоянно эволюционирующей реальности.

Диалектический материализм и социология

Принципиальный вопрос, имеющий для социологии первостепенное значение, — это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни общества. Маркс выдвинул и обосновал ту независимую переменную, которая, по его мнению, играет решающую роль, — способ материального производства. При этом он отстаивал положение о первичности бытия по отношению к общественному сознанию не в смысле появления во времени сначала первого, а затем второго, а в плане признания решающей роли первого в процессе взаимодействия. Отправным пунктом анализа всех обществ для Маркса являлось выяснение состояния производительных сил, научного и технического знания, материальных отношений между людьми. Идеи же, субъективные чаяния людей — отражение, прежде всего, этих отношений и поэтому не могут выступать в качестве главного, решающего фактора общественных перемен. «Способ производства материальной жизни, — отмечал Маркс в работе «К критике политической экономии (Предисловие)», — обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Пожалуй, никакое другое положение, как это (и в прошлом, и ныне), не подвергается самой интенсивной критике: Маркс-де исходит из экономического детерминизма, т.е. объясняет возникновение определенных социальных структур и отношений, политических и культурных институтов всецело из тенденции экономического развития, хотя в жизни сплошь и рядом можно наблюдать обратные связи, ибо отмеченные явления сами воздействуют на экономику, на характер реального производства.

Можно соглашаться или нет с оппонентами Маркса, однако очевидно, что резкое акцентирование роли способа производства материальной жизни вольно или невольно умаляет значимость культурных, духовных, религиозных ценностей в развитии общества. Заметим, что многие советские и другие последователи марксизма столь абсолютизировали эту марксову мысль, что вовсе игнорировали важную роль культурных ценностей. Это, естественно, никак не могло способствовать общественному прогрессу, не шло во благо людям, даже если и имел место рост производительных сил. Вместе с тем, объективности ради, отметим, что в высказываниях самого Маркса никак не просматривается стремление свести действие всех факторов общественной жизни лишь к одному — экономическому, не отрицается их взаимодействие. Более того, при жизни сам Маркс всячески открещивался от экономического детерминизма, заявляя, что нельзя трактовать экономическую необходимость так, будто лишь она является активным фактором, а все остальное — лишь пассивное следствие. На основе экономической необходимости, лишь в конечном счете, складывается система объективных социальных, политических и духовных процессов, которая определяет положение индивидов, их видение мира, их интересы, побуждая к тем или иным действиям.

Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты, прежде всего, в материальной жизни. «На известной ступени своего разви- тия, — пишет он, — материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. Сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями».

Обратим внимание на три принципиальных момента из этого пассажа. Движущей силой развития обществавыступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями, и развитие общества определяется уровнем экономического развития (экономический детерминизм)Социальная революция— суть не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости. Сознание людей отражает реальные жизненные противоречия (развитие общества – естественноисторический процесс) . Иными словами, независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий, прежде всего, в материальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты — соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление общественных отношений.

Такой взгляд на общество вошел в историю общественной мысли как диалектический материализм. Он был применен Марксом к конкретному анализу капитализма его времени. На его основе социолог формулировал доказательства неизбежного, по его мнению, саморазрушения исторически сложившихся буржуазных общественных отношений и замены их такими отношениями, которые бы развивали гуманистическую природу людей, отвечали бы их насущным чаяниям. «Буржуазные производственные отношения, — отмечал он, — являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества».

Итак, по Марксу, на определенном уровне развития производительных сил буржуазные отношения становятся препятствием на пути прогресса, которое устраняется в результате социальной революции. Вместе с тем, в последние годы жизни Маркс искал и альтернативные варианты, имеющие прямое отношение к социологическому анализу возникающих новых реалий капиталистического строя. Так, в третьем томе «Капитала» он отмечал серьезные трансформации в самом способе производства капиталистического общества. Приведем некоторые, на наш взгляд, наиболее значимые выдержки, которые так и не были подвергнуты серьезному научному анализу в догматических версиях марксизма. «Образование акционерных обществ. Благодаря этому:

Колоссальное расширение масштабов производства и возникновение предприятий, которые были невозможны для отдельного капиталиста. Вместе с тем такие предприятия, которые раньше были правительственными, становятся общественными.

Капитал, который сам по себе покоится на общественном способе производства и предполагает концентрацию средств производства и рабочей силы, получает здесь непосредственную форму общественного капитала (капитала непосредственно ассоциированных индивидуумов) в противоположность частному капиталу, а его предприятия выступают как общественные предприятия в противоположность частным предприятиям. Это — упразднение капитала как частной собственности в рамках самого капиталистического способа производства.

Превращение действительно функционирующего капиталиста в простого управляющего, распоряжающегося чужими капиталами. ».

Проблемы эти Маркс успел лишь наметить. Но даже одно их упоминание свидетельствует, что социолог осознал возникновение качественно нового общества, к которому нельзя некритически применять характеристики традиционного капитализма. Отнюдь не случайно уже после смерти Маркса Энгельс с особой силой подчеркивал, что в социологии марксизма ценны не те или иные отдельно взятые положения, а диалектико-материалистический подход к анализу общества.

2.6. Социологическая теория марксизма

Особое место в истории социологической мысли занимает учение Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895), основой которого служило диалектико-материалистическое понимание исторического процесса. Вычленение собственно социологического аспекта марксизма представляет известную сложность, ибо труды этих мыслителей, как правило, имеют междисциплинарный характер и содержат немало идеологических и оценочных суждений. Вместе с тем некоторые их работы (например, «Анкета для рабочих» К. Маркса, «Положение рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса) опираются на большой эмпирический материал и, по сути, являются социологическими исследованиями. Так, в «Анкете для рабочих» дана разработка почти сотни вопросов, касающихся оплаты труда, продолжительности рабочего времени, условий и охраны труда, бюджета семьи и т. д. В целом же в марксизме преобладала разработка общетеоретической социологии. В той или иной степени это нашло отражение в главных трудах Маркса и Энгельса («Немецкая идеология», «Нищета философии», «Критика политической экономии», «Капитал» и др.). Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших общественную мысль XIX в. Наиболее существенные положения социологической теории марксизма сводятся к следующему:

понимание общества как социальной системы, включающей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли, в конечном счете, экономической. При этом способ производства рассматривается как системообразующий компонент социальной системы, определяющий ее качественную характеристику;

интерпретация социальной истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной, поступательной и закономерной смене общественно-экономических формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства, и прежде всего системой производственно-экономических отношений. Этим, в конечном счете, определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни общества каждой формации;

обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Последнее выступает как отражение социальной практики людей, различных видов их совместной деятельности. Тем самым объясняются природа, сущность и содержание общественного сознания;

объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса, поступательного развития общества. В марксистской интерпретации социальный конфликт – это не временное или локальное явление, а постоянный и органический компонент общественной жизни. Показав положительную роль конфликтов в жизни общества, Маркс и Энгельс, по сути, заложили основы конфликтологического направления в социологии;

в рамках социологической теории марксизма возникла одна из первых концепций социальной стратификации (6.4). Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между экономическими классами;

важное методологическое значение имело марксистское положение о личности как носителе общественных отношений. Маркс и Энгельс показали, что личность – это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее преобразования. Изучая механизм взаимодействия личности и общества, они раскрыли его исторически обусловленный характер.

Отмечая роль марксизма в развитии социологической мысли, нельзя в то же время не указать на его слабые стороны. Среди недостатков марксистской теории многие социологи прежде всего выделяют присущий ей экономический детерминизм, который привел к игнорированию роли культурных и духовных факторов в жизни общества. К существенным недостаткам марксизма относят также преувеличение значения классовой борьбы, революционного насилия в истории, недооценку реформ, механизмов социальной интеграции, поиска согласия в обществе.

Не подтвердились на практике и многие прогнозы марксистской социологии, в частности утверждение о неизбежности всемирной победы социализма в обозримом будущем, о неуклонном росте численности пролетариата и возрастании его революционной роли, об усилении абсолютного и относительного обнищания трудящихся при капитализме, о сокращении средних слоев населения и др.

Таким образом, в социологической теории марксизма необходимо отделять научное знание от различных идеологизированных и политизированных положений. Многие ценные идеи Маркса и Энгельса питали научное творчество таких крупных социологов, как М. Вебер и Э. Дюркгейм. Марксизм оказал значительное влияние на развитие целого ряда школ и направлений современной социологии.

Социология марксизма

Основателями социологической теории марксизма является К. Маркс и Ф. Энгельс.

Как социолог основную задачу своего творчества Маркс видел в научном и объективном объяснении общества как целостной системы. Маркс рассматривал человеческую историю как историю борьбы м/у собой больших общественных групп. Революция пролетариата, по мнению Маркса, будет впервые в истории революцией большинства для всех, а не меньшинства ради себя. Политическая власть, в собственном смысле слова, — это организованное насилие одного класса для подавления другого. Энгельс Фридрих — немецкий философ, социолог. В своих исследованиях Энгельс делает вывод, о том, что социальные конфликты индустриального общества неустранимы без ликвидации института частной собственности посредством классовой борьбы.

В основе социологии марксизма лежат разработанные ее основателями объективные законы развития общества. К ним относятся закон определяющей роли способа производства и развития общества, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил и др. Сформулированные законы позволили представить развитие человечества как объективный и закономерный естественно-исторический процесс, в котором одна общественно — экономическая формация сменяется другой, более прогрессивной.

Во всяком обществе можно различить базис и надстройку. Экономический базис общества — сфера общественного производства материальных благ, обеспечивающее индивидуальное и общественное существование человека. Само производство определяется как процесс присвоения природы посредством целесообразной деятельности людей в рамках социальной общности.

Факторами (элементами) производства являются: А) труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание определенных материальных благ; Б) предметы труда — те предметы, на которые человек воздействует своим трудом, материалы, которые даны самой природой или уже подверглись обработке; В) средства труда — то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. Средства труда и предметы, составляют вместе средства производства. Однако до тех пор, пока человек не соединит своим трудом средства производства, они являются мертвыми вещами. «Поэтому решающим фактором любого производства является человек». Средства труда, предметы труда и человек (способный к труду, со своим трудовым опытом и навыками) составляют производственные силы, которые вместе с производственными отношениями и составляет базис общества. Социальную надстройку образуют остальные общественные явления, которые возникают непосредственно в сфере производства материальных благ. К таким явлениям относятся юридические и политические институты и формы общественного сознания людей (религия, философия, мораль, наука, искусство и т.д.). Согласно материалистическому пониманию общества экономический базис определяет надстройку. Однако он не определяет все элементы надстройки в равной мере. В свою очередь и надстройка оказывает влияние на базис. Ф. Энгельс указывал, что влияние базиса является решающим лишь в конечном итоге.

В марксизме способ производства — материальная основа существования и развития общества, системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественной жизни.

«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс и Ф. Энгельс). Марксизм рассматривает способ производства как единство двух его сторон — производительных сил и производственных отношений.

Способ производства можно отразить в форме цепочки:

Но в определении способа производства формально фигурируют духовные процессы жизни вообще, а вот из определения производительных сил и производственных отношений они выпадают полностью.

Общественно-экономические формации являются сравнительно долговечными целостностями общественных отношений, складывающихся вокруг основного производственного отношения, которое определяется наличным уровнем развития производительных сил и выражается в собственности на средства производства. На основе присущих им способов производства выделяются пять общественно-экономических формаций:

Согласно марксизму, развитие общества (отдельных конкретных обществ), т.е. смена формаций, осуществляется через социальные революции. Теория социальных революций гласит, что революции есть не политические случайности, а выражение исторической неизбежности. Отношение между производительными силами и производственными отношениями как движущая сила развития человеческого общества определяет развитие этого общества в целом — как в революционной, так и в эволюционной фазах. Революционные фазы — те, когда общество меняется существенным образом вследствие изменения основного производственного отношения, выраженного в собственности на средства производства, т.е. происходит смена формаций. Эволюционные фазы — те, в ходе которых изменения происходят в рамках некой общественно-экономической формации.

Актуальность марксизма в рамках развития современного общества для многих стран кажется безнадежно утраченной. Также, считается, что данный путь интересен лишь коммунистам, однако это не так. Широкий круг мыслящих людей все чаще признают силу трудов Маркса. Ведь именно его работы послужили началу одного из величайших революционных движений в мире за социалистическое преобразование.

На сегодняшний день в России КПРФ неизменно следует марксистскому положению, проводя решительную борьбу против множества законов. Их основной позицией является отстаивание прав трудящихся, а также они активно борются за права обездоленных граждан России. Главной стратегической задачей партии является приход к социализму, но, не смотря на правильность всех их действий и основных тезисов, к сожалению, на сегодняшний момент приход к продиктованной ими власти крайне негативно скажется на будущем России.

Основы взглядов марксизма на политический строй страны в сочетании с основными современными тенденциями развития могут стать хорошей базой для образования правового государства. Из трудов Маркса стоит подчеркнуть главное — стремление учитывать интересы каждой трудящейся единицы страны, обеспечивая ей достойное существование и социальную защищенность.

На данном этапе развития мира, пережившего некий коммунистический кризис, наблюдается новая активация деятельности на основе пролетарского интернационализма. Подтверждением тому являются международные собрания рабочих партий мира, представленных множеством стран. Коммунисты, опираясь на основы социализма, стараются создать условия для общественного развития, поставить научно-технические достижения на благо человечества.

Социология марксизма: основные характеристики

Влияние марксизма на социологию в 20 веке было очень велико. Карл Маркс стремился создать строго объективную теорию общественного развития, опирающуюся на исторические факты. Безусловно, это ему удалось.

Социология марксизма в России имеет свою историю. Однако не только в нашей стране это учение приобрело большую популярность. Марксизм является одним из крупнейших направлений социологии 20 столетия. Многие известные исследователи общественной жизни, а также экономисты и другие приверженцы данного учения внесли свой вклад в него. В настоящее время имеется обширный материал по марксизму. В данной статье мы расскажем об основных положениях этого учения.

Социология марксизма

На чем основан марксизм

Чтобы лучше понять, что представляет собой социология марксизма, кратко проследим его историю. Фридрих Энгельс, соратник Карла и его друг, выделяет три традиции, которые повлияли на это учение. Это немецкая философия, французская историческая наука и английская политэкономия. Главная линия, которой следовал Маркс, — классическая немецкая философия. Карл разделял одну из основных идей Гегеля, заключающуюся в том, что общество в целом проходит последовательные этапы в своем развитии. Изучив английскую политэкономию, Карл Маркс (на фото выше) ввел в свое учение термины из нее. Он разделял некоторые из современных ему идей, в частности, теорию трудовой стоимости. У социалистов и историков из Франции он позаимствовал такое известное понятие, как классовая борьба.

Восприняв теории всех этих ученых, Ф. Энгельс и К. Маркс качественно их переработали, в результате чего появилось совершенно новое учение — социология марксизма. Кратко его можно определить как сплав экономических, социологических, философских и других теорий, которые тесно связаны между собой и являются единым целым, выражающим потребности рабочего класса. Учение Маркса, если говорить конкретнее, представляет собой анализ капиталистического общества, современного ему. Карл исследовал его структуру, механизм, неизбежность изменения. В то же время бесспорным является тот факт, что для него анализ становления капитализма являлся анализом исторического развития общества и человека.

Метод марксизма

Метод, который использует социология марксизма, принято определять как диалектико-материалистический. Данный метод базируется на особом понимании окружающего мира, согласно которому качественным изменениям подвержено как человеческое мышление, так и явления общества и природы. Эти изменения объясняются борьбой тех или иных внутренних противоположностей и являются взаимосвязанными.

Социология марксизма утверждает, что идея — не создатель, не творец. Она отражает материальную действительность. Следовательно, в познании и изучении мира необходимо исходить из самой реальности, а не из идеи. Говоря конкретнее, исследуя структуру человеческого общества, нужно отталкиваться не от способа мышления, присущего данному обществу, а от исторического движения.

Принцип детерминизма

Социология марксизма одним из основных признает принцип детерминизма, согласно которому в общественных явлениях и процессах имеется причинно-следственная связь. Ученые до Карла затруднялись в определении основных критериев, детерминирующих все остальные общественные отношения и явления. Они не могли отыскать объективный критерий для подобного выделения. Социология марксизма утверждает, что именно экономические (производственные) отношения следует считать таковыми. Карл Маркс полагал, что развитие общества – смена этапов производства.

Бытие определяет сознание

Социальная жизнь, согласно Марксу, детерминируется как предшествующим историческим развитием данного общества, так и общественно-историческими законами. Последние действуют вне зависимости от воли и сознания людей. Люди не способны изменить их, но могут их открыть и приспособиться к ним. Таким образом, идеалистическое представление о том, что развитие общества определяется волеизъявлением людей, то есть сознание обуславливает бытие, опровергается в марксизме. Бытие определяет сознание, а не иначе.

Влияние марксизма на социологию

Карл Маркс и Фридрих Энгельс внесли значительный вклад в понимание того, что следует считать предметом общей социологии. Эта наука, по их мнению, должна анализировать реальную жизнь людей, то, чем они являются на самом деле, а не кем они представляют себя. Классики марксизма выступали за такую определенность, при которой предметом общей социологии стало бы общество, рассматриваемое как совокупность различных практических отношений, складывающихся между людьми и связанных с так называемой родовой сущностью индивида. В связи с этим для правильного понимания ее предмета большое значение имеют такие определения, данные К. Марксом, как сущность человека, природа, труд, общество. Вкратце рассмотрим каждое из них.

Социология марксизма

Сущность человека

Маркс и Энгельс, рассматривая индивида с позиции материализма, пытались определить, в чем заключается его отличие от животного. Они также хотели понять, в чем состоит его специфика как родового существа. Карл отметил, что человек является не только природным существом, но и общественным, которое реализует условия своего социального и материального существования с помощью деятельного отношения к миру. Сущность человека, по Марксу, составляет его трудовая, производственная деятельность. Он считал, что его производственная жизнь является жизнью родовой. Карл подчеркивал, что когда люди начинают производить предметы, необходимые им, они начинают выделять себя из животного мира.

Социология марксизма

Расскажем теперь о том, как относится к труду социология марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали его в качестве сознательной деятельности индивида, направленной на обмен веществ с природой. Карл отмечает, что человек в целях присвоения природного вещества в форме, пригодной для его жизни, приводит в движение естественные силы, которые принадлежат его телу. Воздействуя на внешнюю природу с помощью этого движения, изменяя ее, человек одновременно изменяет собственную природу. Труд, согласно марксизму, создал не только отдельного индивида, но и общество. Оно появилось как результат взаимосвязи людей, образовавшейся в процессе труда.

Социология марксизма

Представления о природе и взаимоотношении ее с обществом в домарксистской социологии относились главным образом к одной из следующих категорий:

  • идеалистической (общество и природа не зависят друг от друга, не имеют никакой связи, так как это качественно иные понятия);
  • вульгарно-материалистической (все общественные процессы и явления подчиняются господствующим в природе законам).

Философия и социология марксизма выступают с критикой обеих этих теорий. Предложенное Карлом учение предполагает, что природные сообщества и человеческое общество обладают качественным своеобразием. Тем не менее, между ними существует связь. Объяснить структуру и развитие законов общества нельзя, основываясь лишь на биологических законах. В то же время нельзя полностью пренебрегать биологическими факторами, то есть обращаться исключительно к социальным.

Социология марксизма

Карл Маркс говорил, что человека отличает от животного целесообразная трудовая деятельность. Он определил общество (с учетом того, что между человеком и природой осуществляется обмен веществ) как совокупность отношений людей друг к другу и к природе. Социум, по Марксу, является системой взаимодействия между индивидами, основу которой составляют экономические отношения. Люди вступают в них с необходимостью. Это не зависит от их воли.

Нельзя однозначно утверждать, права или не права социология марксизма. Теория и практика показывают, что определенные черты общества, описанные Марксом, действительно имеют место. Поэтому и по сей день не угасает интерес к идеям, предложенным Карлом.

Базис и надстройка

В любом обществе выделяются базис и надстройка (согласно такому учению, как социология марксизма). Основные характеристики двух этих понятий мы сейчас рассмотрим.

Базис является сферой, в которой происходит совместное производство материальных благ. Оно обеспечивает общественное и индивидуальное существование человека. Производство рассматривается Карлом Марксом как присвоение природы с помощью целесообразной деятельности в рамках социума. Ученый выделил следующие элементы (факторы) производства:

  • труд, то есть целесообразную деятельность индивида, нацеленную на создание тех или иных материальных благ в рамках общества;
  • предметы труда, то есть те, на которые воздействует человек своим трудом (это могут быть либо подвергнутые обработке материалы, либо данные самой природой);
  • средства труда, то есть то, с помощью чего люди воздействуют на те или иные предметы труда.

Средства производства включают в себя предметы и средства труда. Однако они будут лишь мертвыми вещами до тех пор, пока люди не соединят их своей работой. Поэтому, как отмечал К. Маркс, именно человек – решающий фактор производства.

Базис общества составляют средства и предметы труда, человек со своими навыками и трудовым опытом, а также производственные отношения. Социальную надстройку формируют все другие общественные явления, появляющиеся при создании материальных благ. К данным явлениям относятся политические и юридические институты, а также формы общественного сознания (философия, религия, искусство, наука, мораль и т. д.).

Социология марксизма

Экономический базис, согласно учению К. Маркса, определяет надстройку. Тем не менее, не все элементы надстройки базис определяет в равной мере. Надстройка, в свою очередь, оказывает определенное влияние на него. Как указывал Ф. Энгельс (портрет его представлен выше), только в конечном итоге влияние базиса можно назвать решающим.

Отчуждение и его виды

Отчуждение – это объективное отделение того или иного субъекта от самого процесса деятельности или от ее результата. Маркс рассматривает эту проблему наиболее детально в своем труде под названием «Философско-экономические рукописи», созданном в 1844 году, но изданном лишь в 30-е годы 20 века. В этой работе проблема отчужденного труда рассматривается как основная форма отчуждения. Карл Маркс показывает, что важнейшей частью «родовой сущности» (человеческой природы) является потребность участвовать в творческом, свободном труде. Капитализм, как считает Карл, систематически разрушает данную потребность индивида. Именно такой позиции придерживается социология марксизма.

Виды отчуждения, по Марксу, следующие:

  • от результата труда;
  • от процесса труда;
  • от своей сущности (человек является «родовой сущностью» в том смысле, что в качестве свободной и универсальной сущности он созидает себя (род) и окружающий мир);
  • от окружающего мира (природы, людей).

Если рабочему не принадлежит результат его труда, то должно существовать то, чему он принадлежит. Точно так если процесс труда (деятельность) не принадлежит рабочему, имеется его владелец. Только другой человек, именуемый эксплуататором, может быть этим чуждым существом, а не природа или бог. В результате этого появляется частная собственность, которую также исследует социология марксизма.

Социология марксизма

Виды отчуждения (по Марксу), перечисленные выше, можно ликвидировать, если создать новое общество, которое было бы освобождено от алчности и эгоизма. По крайней мере, так утверждают социалисты, считающие, что экономическое развитие остановить невозможно. Идеи Карла Маркса, как известно, использовались в революционных целях. Социология марксизма сыграла важную роль не только в науке, но и в истории. Неизвестно, как бы развивалась наша страна в 20 веке, если бы большевики не восприняли эти идеи. Как положительные, так и отрицательные явления привнесла в жизнь советских людей социология марксизма, и современность не до конца освободилась от них.

Кстати, не только социалисты использовали идеи, предложенные Карлом. Знакомы ли вы с таким направлением, как легальный марксизм? Ниже представлены основные сведения о нем.

Легальный марксизм

В истории отечественной социологической мысли конца 19 – начала 20 столетия весьма заметное место занимала социология легального марксизма. Кратко ее можно охарактеризовать как идеологическое и теоретическое течение. Оно является выражением буржуазной либеральной мысли. Легальный марксизм в социологии основывался на марксистских идеях. Они в основном касались экономической теории, для обоснования того, что развитие капитализма в нашей стране является исторически неизбежным. Приверженцы его выступали против идеологии народничества. Наиболее известные представители легального марксизма: М. Туган-Барановский, П. Струве, а также С. Булгаков и Н. Бердяев. Социология марксизма в дальнейшем эволюционировала в сторону религиозной и идеалистической философии.

Конечно, мы лишь вкратце рассказали об учении, созданном Карлом. Социология марксизма и ее значение — обширная тема, однако основные ее понятия были раскрыты в этой статье.

Социология марксизма

«Магические» фразы, которые могут спасти даже неловкий разговор Как гласит одно из правил ораторского искусства, нет таких ситуаций, которые нельзя было бы улучшить с помощью удачно подобранной фразы.

Социология марксизма

7 вещей, которые следует мыть и стирать каждый день Это может показаться еще одним пунктом в бесконечном списке ежедневных дел, но за этим кроется эффективный метод, который позволяет создать положитель.

Социология марксизма

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Социология марксизма

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Социология марксизма

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Социология марксизма

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *