Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

Субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Субъекты инвестиционной деятельности – это физические и юридические лица, которые принимают непосредственное участие в процессе инвестиционной деятельности

Субъекты инвестиционной деятельности – это физические и юридические лица, которые принимают непосредственное участие в процессе инвестиционной деятельности. К субъектам инвестиций относятся:

— биржи и внебиржевые рынки;

— заказчики и исполнители работ, поставщики ресурсов.

Инвесторы вкладывают собственные, заёмные или привлечённые средства с целью извлечения прибыли. Инвесторами могут быть уполномоченные органы правительств государств, различные предприятия и их объединения, международные организации, фонды и физические лица.

Банки, осуществляя инвестиционную деятельность, формируют инвестиционный портфель ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.), при этом инвестиционный портфель составляется таким образом, что 1/3 состоит из ликвидных активов, а 2/3 – из инвестиций, имеющих высокую доходность.

Инвестиционные фонды – организации, занимающиеся сбором средств и их последующим инвестированием в приобретение ценных бумаг. Основная цель фонда – это аккумуляция денежных средств частных и юридических лиц, с помощью которых осуществляются портфельные инвестиции с учётом наибольшей доходности активов.

Биржи выступают организаторами торговли на рынке финансовых инструментов, поэтому принимают непосредственное участие в инвестиционной деятельности. Так приобретение акций, облигаций, инвестиционных паёв, других эмиссионных ценных бумаг и финансовых инструментов проводится инвестором на бирже, где заключаются соответствующие сделки купли-продажи. Также биржа выступает в качестве механизма регулирования цены на финансовые инструменты и источника информации для инвесторов и организаторов процесса инвестирования.

Внебиржевый рынок осуществляет вспомогательную роль в инвестиционных процессах. На внебиржевом рынке инвесторы могут приобретать ценные бумаги тех компаний, которые не прошли листинг на бирже, но являются привлекательными с точки зрения инвестиций. В отличие от биржи, которая гарантирует поставку товара или осуществление расчёта, за что берёт определённую плату, внебиржевый рынок – это договорные отношения между контрагентами. Заключение сделок купли-продажи ценных бумаг проводится инвестором самостоятельно на основе договора.

Страховые организации участвуют в инвестиционной деятельности, в качестве гаранта предоставления страховых возмещений инвесторам, понесшим потери в случаях наступления государственных переворотов, экспроприацией или национализацией местной валюты. Также страховые организации могут выдавать займы частным инвесторам и предоставлять консультации по вопросам экономической и политической стабильности государства, куда планируется направлять инвестиции.

Заказчики и исполнители работ, поставщики ресурсов – это непосредственные исполнители инвестиционных проектов: инжиниринговые фирмы, изыскательские, пусконаладочные и проектно-строительные организации, производители и дилеры товарно-материальных ценностей. Их участие в инвестиционной деятельности заключается в разработке проектной документации, проведении инженерных работ, заключении договоров с подрядчиками на проведение строительно-монтажных работ, поставки строительных машин и механизмов, технологического оборудования и прочее.

Объекты инвестиционной деятельности – это те ценности, в которые направляется инвестиционный капитал с целью его сбережения и роста. К объектам инвестиционной деятельности относятся материальные ценности (движимое и недвижимое имущество), финансовые активы и нематериальные ценности (авторские права, лицензии). Все объекты инвестиционной деятельности можно подразделить на две категории:

— объекты реальных (прямых) инвестиций;

— объекты портфельных (финансовых) инвестиций.

Объекты реальных (прямых) инвестиций представляют собой вложения инвестиционного капитала с целью создания реальных активов, которые связаны с производством материальных или нематериальных благ, то есть с производственной деятельностью. Реальные инвестиции ориентированы на долгосрочное вложение средств. Они подразделяются на такие группы:

1) Материальные активы (здания, сооружения, основные средства, земля и прочие);

2) Вложение в капитальный ремонт и модернизацию оборудования или другого имущества, которое задействовано в производственном процессе;

3) Нематериальные активы (лицензии, патенты, авторские права).

Под объектами портфельных (финансовых) инвестиций подразумевают вложение инвестиционного капитала в финансовые инструменты, в том числе в инструменты фондового рынка, кредитного и валютного рынков. Портфельные инвестиции являются вложением в долевые и долговые ценные бумаги, и банковские депозиты. В отличие от реальных инвестиций, портфельные инвестиции могут быть как долгосрочными, так и носить спекулятивный характер.

Объектами портфельного инвестирования являются:

— инструменты кредитного рынка;

— инструменты фондового рынка;

— инструменты валютного рынка;

— производные товарные инструменты.

Кредитный рынок непосредственно влияет на расширение производства и рост товарооборота, стимулирует движение капитала и развитие научно-технического прогресса. Являясь опорой финансового производства, кредитный рынок исполняет роль объединения мелких и разрозненных капиталов. Его инструментами являются денежные активы, облигации, векселя, залоговые документы, аккредитивы и другие финансовые инструменты.

Инвестиционный портфель ценных бумаг с использованием инструментов кредитного рынка может состоять из облигаций, фьючерсов и опционов на облигации.

Фондовый рынок является механизмом перераспределения финансового капитала, с помощью которого денежные средства свободно перемещаются в наиболее привлекательные области инвестирования. В рамках фондового рынка совершаются сделки купли-продажи ценных бумаг.

Инструменты фондового рынка, формирующие инвестиционный портфель, включают в себя акции, фьючерсы и опционы на акции.

Валютный рынок является сферой экономических отношений, которые проявляются в процессе совершения операций купли-продажи иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и инвестирования валютного капитала.

Инструментами валютного рынка, которые могут входить в состав инвестиционного портфеля являются спот курс, форвард, своп, фьючерсы на валюты и опционы на валюты.

Производными товарными инструментами являются фьючерсы и опционы на товарные фьючерсы. В эту категорию входят фьючерсные контракты и опционы на драгоценные металлы, горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную продукцию. Данные инструменты торгуются на товарных биржах и могут являться составной частью краткосрочных инвестиционных спекуляций.

Портфельные инвестиции осуществляются, как правило, в ценные бумаги с целью получения высокого дохода за счёт роста стоимости активов, в которые был вложен инвестиционный капитал, и получения дохода в виде процентов и дивидендов. Как правило, наибольшая доля портфельных инвестиций приходится на акции, далее распределение проводится между облигациями и другими финансовыми инструментами. Эксперты советуют как можно шире распределить объекты инвестирования между инструментами не связанными между собой напрямую, что обеспечит финансовую устойчивость портфеля.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

Субъектами инвестиционной деятельности являются все участники реализации инвестиционных проектов. Ими являются инвесторы, заказчики, исполнители работ (подрядчики), пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также международные организации.

Субъекты инвестиционной деятельности осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивают их целевое использование. Их классифицируют по следующим признакам.

По направлениям текущей (эксплуатационной) деятельности – институциональные и индивидуальные инвесторы. В роли институциональных инвесторов выступают акционерные общества в сфере промышленности, транспорта, связи, торговли и т. д. а индивидуальных инвесторов – граждане.

По целям инвестирования выделяют стратегических и портфельных инвесторов. Первые ставят целью приобрести контрольные пакеты акций других компаний или большую долю в их уставном капитале для осуществления реального управления их делами. Они осуществляют также стратегию слияния и поглощения других компаний. Портфельный инвестор вкладывает свой капитал в разнообразные финансовые инструменты с целью получения приемлемого текущего дохода (в форме дивидендов и процентов) или прироста капитала в будущем.

По принадлежности к резидентам выделяют отечественных и иностранных инвесторов.

Классификация форм инвестиций и видов инвесторов позволяет предприятию более эффективно управлять инвестиционным портфелем.

Субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где происходит практическая реализация инвестиций. В состав инвестиционной сферы включаются:

– сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций в основной капитал отраслей хозяйства (отраслевых комплексов). Эта сфера объединяет деятельность (на рынке инвестиционных товаров) заказчиков – инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования и машин, граждан по индивидуальному строительству и других субъектов инвестирования;

– инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал;

– сфера обращения финансового капитала (денежного, ссудного, финансовых обязательств в различных формах);

– сфера реализации имущественных прав субъектов инвестиционной деятельности (рынок движимого и недвижимого имущества), где применяются залоговое право и ипотечный кредит.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе объединять средства для осуществления совместного инвестирования. Инвесторы могут выступать в роли заказчиков проектов, вкладчиков, кредиторов, покупателей, поручителей (гарантов инвестиционных сделок), а также выполнять другие функции участников инвестиционного процесса.

Под объектом инвестирования или инвестиционной деятельности понимается предмет вложения средств инвесторами. Объектами инвестиционной деятельности являются:

— вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды производственного и непроизводственного назначения, а также оборотные активы во всех отраслях народного хозяйства;

— ценные бумаги (акции, облигации и др.), т. е. финансовые инвестиции;

— целевые денежные вклады юридических лиц и граждан в банках;

— научно-техническая продукция и другие объекты собственности, имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Аналогичные объекты включают иностранные инвестиции, если они не противоречат законодательству Российской Федерации. Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России путем:

– долевого участия в предприятиях, созданных на территории РФ совместно с отечественными юридическими и физическими лицами;

– создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;

– приобретения движимого и недвижимого имущества, фондовых ценностей и др.;

– предоставления займов, кредитов, имущества и иных имущественных прав.

Инвестиции могут охватывать как полный научно-технический и производственный цикл создания продукции (услуги, ресурсы), так и его элементы: научные исследования, проектно-конструкторские разработки, расширение или реконструкция действующего производства, организация нового производства или выпуск новой продукции, рециклинг, утилизация и т. д.

Объекты инвестиций различают:

— по масштабам проекта;

— направленности проекта (коммерческая, социальная, связанная с государственными интересами и т. д.);

— характеру и содержанию инвестиционного цикла;

— характеру и степени участия государства (государственные капиталовложения, пакет акций, налоговые льготы, гарантии, иные формы участия);

— эффективности использования вложенных средств.

Инвестором называется субъект, осуществляющий вложения собственных, заемных и привлеченных средств, обеспечивающий их целевое использование. Заказчик – субъект, непосредственно реализующий проект, осуществляющий для этого все необходимые действия в пределах прав, предоставленных инвестором. Функции заказчика может осуществлять сам инвестор.

При постановке целей инвестору необходимо:

– определить конкретные сроки периодов строительства и эксплуатации, оценить уровень риска, с которым они сопряжены;

– определить объемы и источники инвестиций. Потребности в инвестициях и размер собственных, заемных и привлеченных средств;

– произвести предварительную оценку проекта, т. е. необходимо иметь представление о том, какая норма доходности обеспечит достижение поставленных целей;

– оценить ожидаемые конечные результаты, в том числе прибыль.

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инвестиционный процесс имеет все признаки системы: в нем всегда присутствует субъект (инвестор), объект (объект инвестирования), связь между ними (инвестирование с целью получения инвестиционного дохода) и инвестиционный рынок, в котором они существуют. При этом связь является системообразующим фактором, поскольку объединяет все остальные элементы в единое целое.

Объектами инвестиционной деятельности могут быть и любое имущество, в том числе основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, архитектурных и других норм, установленных законодательством Украины, а также нарушает права и интересы граждан, юридических лиц и государства, охраняется законом.

(Подробно объекты инвестиционной деятельности рассмотрены автором в следующих темах учебника).

Субъектами (инвесторами и участниками) инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица Украины и иностранных государств, а также государства.

Инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, которые принимают решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей. А также выполнять функции любого участника инвестиционной деятельности.

По своему статусу инвесторы могут быть корпоративными, институциональными и индивидуальными.

Корпоративные инвесторы — это, в основном, акционерные общества, а также предприятия других форм собственности, имеющие свободные денежные средства.

Институциональные инвесторы — это портфельные инвесторы, которые формируют инвестиционный портфель на основании фундаментального прогноза поведения в долгосрочном и среднесрочном периодах. Обычно это специалисты, работа которых заключается в доверительном управлении активами.

Институциональными инвесторами являются банки, институты совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды), инвестиционные фонды, взаимные фонды инвестиционных компаний, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, другие финансовые учреждения, которые осуществляют операции с финансовыми активами в интересах третьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, — также за счет привлеченных от других лиц финансовых активов с целью получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов.

Индивидуальные (частные) инвесторы — это физические лица, которые используют свои накопления для инвестирования. Индивидуальный инвестор чаще всего заинтересован в том, чтобы свободные денежные средства принесли доход, который станет источником доходов при достижении пенсионного возраста или обеспечит финансовую стабильность его семье.

Участниками инвестиционной деятельности могут быть граждане и юридические лица Украины, других государств, которые обеспечивают реализацию инвестиций как исполнители заказов или на основании поручения инвестора.

Законодательством определены основные права субъектов инвестиционной деятельности. В частности, все субъекты инвестиционной деятельности независимо от форм собственности и хозяйствования имеют равные права по осуществлению инвестиционной деятельности.

По решению инвестора права владения, пользования и распоряжения инвестициями, а также результатами их осуществления могут быть переданы другим гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном действующим законодательством. Взаимоотношений и при таком передаче прав регулируются ими самостоятельно на основе договоров.

Для инвестирования могут быть привлечены финансовые средства в виде кредитов, выпуска в установленном законодательством порядке ценных бумаг и займов.

Инвестор имеет право владеть, пользоваться, распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в т. Ч. Реинвестиции и торговые операции на территории Украины, в соответствии с законодательными актами Украины. Кроме того, он имеет право на приобретение необходимого ему имущества у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон.

Субъекты инвестиционной деятельности должны выполнять следующие обязанности:

&#&830; подать финансовым органам декларацию об объемах и источниках осуществляемых им инвестиций;

&#&830; получить необходимое разрешение или согласование соответствующих государственных органов и специальных служб на капитальное строительство;

&#&830; получить заключение экспертизы инвестиционных проектов по соблюдению технологических, санитарно-гигиенических, радиационных, экологических и архитектурных требований.

• субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

&#&830; соблюдать государственных норм и стандартов;

&#&830; выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемых в пределах их компетенции;

&#&830; подавать в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность;

&#&830; не допускать недобросовестной конкуренции и выполнять все требования антимонопольного регулирования.

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические лица, производственно-хозяйственные образования, институциональные инвесторы, государство через свои институты, а также другие функциональные участники см. рис. 1.3.

Активным участником инвестиционной деятельности является государство. Она участвует в инвестиционном процессе как прямо — через государственный сектор экономики, так и косвенно, через свои институты — органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Государство осуществляет свои функции как субъект инвестиционной деятельности через государственную инвестиционную политику:

Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

Рис. 1.3. Субъекты инвестиционной деятельности

— Ориентация на инновационный путь развития экономики страны;

— Определение государственных приоритетов инвестиционного развития;

— Формирование нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной деятельности;

— Создание условий для сохранения, развития и использования отечественного научно-технического и инновационного потенциала;

— Эффективное использование рыночных механизмов для содействия инвестиционной деятельности. поддержка предпринимательства в научно-производственной сфере;

— Осуществление мероприятий в поддержку международной научно-технологической кооперации, трансфера технологий, защиты отечественной продукции на внутреннем рынке и ее продвижение на внешний рынок;

— Финансовая поддержка, осуществление благоприятной кредитной, налоговой и таможенной политики в сфере инвестиционной деятельности;

— Содействие развитию инвестиционной инфраструктуры.

Единую государственную политику в сфере инвестиционной деятельности определяет Верховная Рада Украины, которая: создает законодательную базу для сферы инвестиционной деятельности; утверждает приоритетные направления инвестиционной деятельности как отдельную общегосударственную программу или в составе Программы деятельности Кабинета Министров Украины, общегосударственных программ социально-экономического и научно-технического потенциала; в пределах Государственного бюджета Украины определяет объем ассигнований для финансовой поддержки инвестиционной деятельности.

Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные и районные советы в соответствии с их компетенцией утверждают региональные инвестиционные программы. кредитуемых из бюджета Автономной Республики Крым, областных и районных бюджетов; определяют средства бюджета Автономной Республики Крым, областных и районных бюджетов для финансовой поддержки региональных инвестиционных программ.

Реализацию государственной политики в сфере инвестиционной деятельности обеспечивает Кабинет Министров Украины, а именно:

&#&674; готовит и подает в Верховную Раду Украины предложения по приоритетным направлениям инвестиционной деятельности;

&#&674; осуществляет меры по реализации приоритетных направлений инвестиционной деятельности:

&#&674; способствует созданию эффективной инфраструктуры в сфере инвестиционной деятельности;

&#&674; готовит и подает в Верховную Раду Украины как составную часть проекта закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год предложения по объемам бюджетных средств для финансовой поддержки выполнения инвестиционных проектов;

&#&674; утверждает положение о порядке государственной регистрации инновационных проектов и ведения Государственного реестра инвестиционных проектов;

&#&674; информирует Верховную Раду Украины о выполнении инвестиционных проектов, кредитуемых за средства Государственного бюджета Украины, и о возвращении в бюджет предоставленных ранее кредитов.

Центральные органы исполнительной власти: осуществляют подготовку предложений по реализации инвестиционной политики в соответствующей отрасли экономики, создают организационно-экономические механизмы поддержки ее реализации.

В частности, специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в инвестиционной сфере с Государственное агентство Украины по инвестициям и инновациям (Госинвестиций Украины), работа которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Его основными задачами являются:

1) участие в формировании и обеспечении реализации государственной политики в сфере инвестиций и инновационной деятельности;

2) создание национальной инновационной системы для обеспечения проведения эффективной государственной инновационной политики;

3) координация работы центральных органов исполнительной власти в сфере инновационной деятельности и др.

Госинвестиций Украины в соответствии с возложенными на него задачами:

• готовит и подает предложения по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере инвестиций и инновационной деятельности;

• определяет приоритетные направления инновационной деятельности и разрабатывает государственные инвестиционные и инновационные программы;

• определяет объем бюджетных средств для предоставления финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности;

• принимает меры к привлечению иностранных инвестиций в национальную экономику;

• формирует базы данных инвестиционных и инновационных программ и проектов, международных инвестиционных и инновационных программ и проектов:

• определяет порядок конкурсного отбора инновационных проектов для их финансовой поддержки.

К сфере управления Госинвестиций относятся государственные учреждения:

1) Национальная сеть региональных центров инновационного развития.

2) Национальный центр внедрения отраслевых инновационных программ.

3) Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение.

4) Украинский центр содействия иностранному инвестированию.

Через свои институты государство осуществляет инвестирование тех отраслей и производств, продукция которых имеет общенациональный характер, а при активизации инвестиционной деятельности она может инвестировать средства также в развитие производств.

Основными участниками инвестиционного процесса является производственно-хозяйственные образования, к которым относятся:

Акционерные общества — это общества, имеющие уставный фонд, разделенный на определенное количество акций. Акционерное общество несет ответственность по своим обязательствам только имуществом общества, а акционеры несут ответственность пропорционально количеству акций, принадлежащих им. Общество может быть открытым или закрытым. В свою очередь, закрытое может быть реорганизовано в открытое путем перерегистрации акций.

Общества с ограниченной ответственностью — это общества, уставный фонд которого делится на доли, размер которых определен учредительными документами. Участники общества несут ответственность в пределах своих вкладов или пропорционально к ним. Изменение стоимости имущества, а также дополнительные взносы участников не влияют на размер их доли в уставном фонде.

Общества с дополнительной ответственностью — это общества, уставный фонд которых делится на доли, принадлежащие участникам. Участники отвечают по долгам общества пропорционально своим вкладам, а в случае нехватки средств — дополнительным имуществом, принадлежащим всем участникам общества. Предельный размер ответственности определен учредительными документами.

Полные общества — это общества, все его участники которого занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут коллективную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом, причем ответственность участники несут независимо от времени возникновения долгов.

Коммандитные общества — это общества, имеющие наряду с одним или несколькими членами, несут полную ответственность, также одного или нескольких участников, ответственность которых ограничивается суммой взносов в имуществе общества. Первые несут солидарную ответственность по долгам общества и осуществляют управление делами коммандитного общества. Совокупный размер взносов других участников в имуществе общества ограничивается 50% уставного фонда и в случае ликвидации общества их вклады возвращают первоочередное.

Активными участниками инвестиционного процесса являются институциональные инвесторы, к которым относятся: холдинговые компании, промышленно-финансовые группы и финансовые учреждения.

Все институциональные инвесторы осуществляют вложения по определенным направлениям. Холдинговая компания — направляет инвестиции на развитие тех предприятий. контрольным пакетом которых владеет. Объектом инвестирования для финансово-промышленных групп те предприятия, которые входят в их состав, а финансовые компании предоставляют инвестиционные ресурсы тем предприятиям, которые представляют для них финансовый интерес.

Холдинговая компаний — это компания, суть деятельности которой заключается в приобретении юридическими лицами контрольных пакетов акций различных компаний.

В мировой практике существуют два типа холдингов.

Чистый холдинг, при котором головная компания выполняет только функции управления и контроля за деятельностью дочерних предприятий. К ним относятся банки, инвестиционные, страховые, строительные или торговые компании.

Смешанный холдинг, при котором головная компания, кроме функций управления и контроля, занимается также совместно с дочерними компаниями предпринимательской деятельностью. Смешанные холдинги типичны для материнских компаний современных промышленных концернов — многоотраслевых объединений, организационно связанных между собой предприятий, а также конгломератов-концернов, характеризуются значительной диверсификацией и ослаблением функциональных связей между компаниями, входящими в него.

Холдинги бывают отраслевые, межотраслевые, транснациональные.

51) Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.

Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта (п. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»).

Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций (п. 2 ст. 1 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»).

В зависимости от определенных критериев различаются виды инвестиционной деятельности :

а) по субъектам, выступающим в качестве инвесторов. выделяется инвестиционная деятельность государства, муниципальных образований, физических и юридических лиц;

б) в свою очередь, в зависимости от характера этой деятельности она может осуществляться на профессиональной основе институциональными инвесторами (например, инвестиционными фондами) и может носить разовый характер (например, приобретение акций физическим лицом, не занимающимся предпринимательской деятельностью);

в) в зависимости от объекта инвестиционной деятельности она может быть финансовой (вложение в ценные бумаги), производственной (вложение инвестиций в основные средства), инновационной (вложения в научно-технические результаты).

Особо следует остановиться на видах инвестиционной деятельности в зависимости от связи инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Инвестиционная деятельность обладает определенными признаками предпринимательской деятельности. такими как направленность на систематическое получение прибыли, самостоятельность, риск инвестора. На этом основании процесс вложения любых инвестиций рассматривают иногда как разновидность предпринимательской деятельности (за исключением вложения в объекты иной, непредпринимательской деятельности)

Надо иметь в виду, что инвестиция может носить разовый характер и осуществляться лицами, не занимающимися предпринимательской деятельностью. Приобретение гражданином акций, например, может быть однократно совершенным актом распоряжения объектом собственности, и в этом смысле эта инвестиционная деятельность не является деятельностью предпринимательской

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ (подрядчики), пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса (п. 1 ст. 2 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»).

В соответствии с Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов вложений и другие лица (п. 1 ст. 4 Закона)

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы).

Застройщик — это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции

Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом .

Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь создаваемые и модернизируемые основные и обо7ротные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, имущественные права и др. Представленный в ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности перечень объектов не является исчерпывающим. Законодательно закреплено запрещение инвестирования в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законодательством норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства. Таким образом, под объектом инвестиционной деятельности следует понимать материальные и нематериальные ценности, создание и использование которых отвечает требованиям законодательства, не наносит ущерба охраняемым законом правам, приносит прибыль и (или) дает иной положительный эффект.

52) .Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капиталовложений, предусматривает:

1. Создание благоприятных условий инвестиционной деятельности, в том числе путем:

*гарантирования прав инвесторов;

*совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

*предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

*создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности (мера, направленная на усиление конкуренции участников инвестиционной деятельности);

*принятия антимонопольных мер;

*расширения возможностей использования залога при осуществлении кредитования;

*развития финансового лизинга.

характер указанных мер — преимущ-но декларативный.

2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в частности, путем:

*разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;

*формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных гос. нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

*предоставления на конкурсной основе гос. гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ), а также за счет средств бюджетов субъектов РФ;

*размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;

*защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

*разработки и утверждения стандартов (норм и правил), а также осуществления контроля за их соблюдением;

*вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в гос. собственности;

*предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Формы и методы гос. рег-ния инвестиционной деятельности предусмотрены ст. 10 Закона об инвестиционной деятельности.

Для реализации федеральных и региональный программ привлечения инвестиций, осуществления экспертизы и конкурсного отбора инвестиционных проектов Указом Президента РФ от 2 февраля 1993 г. N° 184 была создана Гос. инвестиционная корпорация.

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» устанавливает меры, направленные на обеспечение гос. и общественной защиты прав и законных интересов физ. и юр. лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам – физ. лицам, причиненного противоправными действиями проф. участников рынка ценных бумаг.

Широкому привлечению потенциальных инвесторов способствует Российская выставка инвестиц-х проектов, действующая на постоянной основе.

53) ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 №160-ФЗ (в редакции от 26.06.2007);

Иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;

Прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры ВЭД СНГ (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей;

Главная цель осуществления прямой инвестиции – получение инвестором эффективного контроля над управлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями.

Российское законодательство не признает иностранной инвестицией создание представительства иностранной компании на территории Россииили вложение иностранного капитала в благотворительные, религиозные и другие общественно полезные некоммерческие организации. поскольку их деятельность не направлена на получение прибыли.

Филиал иностранного юридического лица. созданный на территории РФ, должен выполнять часть или все функции от имени создавшей его головной организации при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер. Для получения права осуществлять ПД на территории России филиал иностранной компании должен получить аккредитацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ. В целях аккредитации головная организация должна утвердить и направить в Палату положение о филиале, в котором должны быть указаны основные сведения о филиале и его головной организации (наименование, адрес, правовая форма компании), цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в его основные фонды, порядок управления филиалом (ст.22 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в состав ее участников. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законодательством. Указанные гарантии и льготы, однако, не распространяются на дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями (статья 4 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

В целях государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями в дополнение к обычному перечню документов иностранный инвестор должен представить учредительные документы иностранного инвестора, выписку из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного инвестора, а также документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком.

Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации, а филиалу иностранного лица — в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 20, 21 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Правовое регулирование иностранных инвестиций придерживается принципа национального режима. Это означает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Благодаря принципу национального режима нормы гражданского права применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 2 ГК РФ). Законодательство устанавливает два вида изъятий из данного принципа:

изъятия ограничительного характера (в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) предусматриваются только ФЗ. Изъятия ограничительного характера обычно связаны с ограничением прав иностранных инвесторов на осуществление инвестиций в определенных отраслях и сферах деятельности. Российским законодательством установлены ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале российских коммерческих организаций в сфере телевизионного вещания, авиационной промышленности, страховой и банковской деятельности;

изъятия стимулирующего характера в виде льгот (для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ) предусматриваются законодательством. Например, освобождение от таможенных пошлин при ввозе иностранным инвестором на территорию России оборудования и иных основных средств в качестве взноса в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями

Привлечение иностранных инвестиций обеспечено системой конституционных гарантий общего характера. касающихся ПД (право осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом право на возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий органов государства, и др.), и рядом специальных гарантий, содержащихся в нормах ГК РФ, Закона об иностранных инвестициях в РФ, а также в положениях международных двусторонних договоров России с другими странами о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Специальные гарантии обеспечивают реализацию следующих прав иностранных инвесторов.

1. Право на суброгацию . Означает право на передачу своих прав и обязанностей на основании уступки требования и перевода долга другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ. Например, если иностранное государство производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии, предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ (договор страхования политических рисков), к этому иностранному государству переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции (ст.7 Закона об иностранных инвестициях в РФ). К политическим рискам относятся риск неконвертации валюты страны — получателя инвестиций, причинение ущерба инвестициям в результате войны или социальных беспорядков, риск экспроприации инвестиций.

2. Право на компенсацию при реквизиции или национализации . В случае реквизиции или национализации имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями они имеют право на возмещение стоимости изъятого имущества, а также на возмещение убытков при национализации (ст.7 Закона об иностранных инвестициях в РФ). Надо отметить, что гарантия российского законодательства в отношении компенсации при реквизиции или национализации содержит существенно худшие условия по сравнению с международными соглашениями*(802). которые обычно предусматривают право инвестора (и соответственно, обязанность государства) на «быструю, адекватную и эффективную компенсацию» (формула Хэлла).

3. Стабилизационная («дедушкина») оговорка . В целях обеспечения стабильности правового режима иностранных инвестиций, обусловленного налоговым, валютным и таможенным законодательством, иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями предоставляются гарантии от неблагоприятного для них изменения законодательства РФ (ст.9 Закона об иностранных инвестициях в РФ). Стабилизационная оговорка предусмотрена в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, используются в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов.

4. Право на использование доходов от инвестиций . Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли для реинвестирования в объекты предпринимательства на территории России, а также на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, включая дивиденды, проценты, средства в связи с исполнением гражданско-правовых обязательств, с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала или компенсацией при реквизиции и национализации.

Иностранный инвестор имеет также право на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции. В этом случае к инвестору не могут быть применены такие меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, как квотирование, лицензирование и т.п. (ст.11, 12 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Правительство РФ уполномочено осуществлять контроль за деятельностью иностранных инвесторов в РФ (в частности, утверждать перечень приоритетных инвестиционных проектов), а также разрабатывать и обеспечивать реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций

Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

Субъекты инвестиционной деятельности физические
и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные и международные организации: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики; банковские, страховые, посреднические организации; инвестиционные фонды и биржи.

Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, государство и административно-территориальные единицы, осуществляющее инвестиционную деятельность, имеющее права, несущее обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций.

Иностранными инвесторами на территории Республики Беларусь признаются иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов, международные организации, иностранные юридические лица, иностранные граждане, а также граждане Республики Беларусь и лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь. Иностранные инвесторы вправе осуществлять на территории Республики Беларусь инвестиционную деятельность в любых формах, создавать юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций
и в любой организационно-правовой форме, а также филиалы и представительства. Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц РБ.

Коммерческойиностранной организацией – юридическое лицо, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 %. Уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями (ОДО, ООО, УП) должен быть сформирован не менее чем на 50 % в течение первого года со дня государственной регистрации и в полном объеме – до истечения двух лет со дня регистрации, за исключением ОАО, уставный фонд которого должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации.

Объектами инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь являются:

· недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;

11.3. Государственное регулирование
инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику инвестиций и защиты прав инвесторов, реализации экономической, социальной, природоохранительной, научно-технической политики.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется путем:

· принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;

· предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;

· предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;

· проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;

· предоставление концессий национальным и иностранным инвесторам.

Государство создает благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности путем:

· оказания инвесторам государственной поддержки;

· защиты интересов инвесторов;

· создания на территории Беларуси свободных экономических зон;

· определения условий владения, пользования, распоряжения землей, недрами, водами и лесами;

· принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;

· определения условий приватизации объектов, находящихся
в государственной собственности;

· содействия развитию рынка ценных бумаг;

· проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно- кредитной и валютной политики; и др.

Государственная поддержка инвестиционных проектов оказывается в виде предоставления:

– льгот по налоговым и таможенным платежам;

– гарантий Правительства Республики Беларусь;

– централизованных инвестиционных ресурсов; и др.

11.4. Права и обязанности инвесторов и гарантии
их реализации

Все инвесторы независимо от форм собственности и видов инвестиционной деятельности имеют равные права по ее осуществлению, если иное не установлено законом:

· самостоятельно определять объемы, направления и эффективность инвестиций;

· контролировать целевое использование инвестиций;

· самостоятельно на добровольной основе привлекать юридических или физических лиц к осуществлению инвестиционной деятельности;

· организовывать торги и конкурсы для привлечения субъектов к инвестиционной деятельности;

· распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности;

· осуществлять реинвестирование, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом и результатами реинвестиций;

· после уплаты налогов и других обязательных платежей иностранному инвестору гарантируется беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), а также выручки от реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности и др.

· иметь лицензию на осуществление инвестиционной деятельности;

· иметь заключения экспертных органов по инвестиционному проекту;

· соблюдать установленные нормы и стандарты;

· выполнять требования государственных органов.

Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций:

· равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности;

· равная, без какой-либо дискриминации, защита прав и законных интересов инвесторов;

· стабильность прав инвестора;

· гарантии от незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц; и др.

Гарантии иностранным инвесторам :

· условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий с иностранными инвестициями не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь;

· в случае изменения законодательства Республики Беларусь
в сторону ухудшения положения и условий деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, то
к ним применяется в течение пяти лет законодательство, действовавшее на день регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями;

· гарантируется соблюдение законных прав и интересов иностранных инвесторов и создаваемых с их участием коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

· иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь не могут быть национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно куплены, либо взяты или подвергнуты другим действиям, кроме как по приговору или решению суда, а также по мотивам общественной необходимости (в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и других обстоятельств, носящих чрезвычайный характер) со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества;

· убытки, причиненные иностранному инвестору либо коммерческой организации с иностранными инвестициями в результате принудительного отчуждения, возмещаются органом, принявшим решение о принудительном отчуждении;

· вмешательство в хозяйственную и иную деятельность со стороны государственных органов и их должностных лиц не допускается, за исключением случаев осуществления предусмотренных законодательством обязанностей государственных органов и их должностных лиц по контролю и надзору за деятельностью предприятия.

После уплаты налогов и сборов иностранным инвесторам в отношении принадлежащих им доходов, полученных от использования их инвестиций, гарантируется :

· использование их на цели инвестирования и реинвестирования, а также на покупку товаров на территории Республики Беларусь;

· использование их на покупку другой валюты на внутреннем рынке Республики Беларусь;

· беспрепятственный перевод доходов в валюте в страну происхождения инвестиций или в любую другую страну;

· государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности.

11.5. Понятие свободной экономической зоны.
Виды свободных экономических зон

Свободные экономические зоны в Республике Беларусь функционируют на основе Закона Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах», Указа Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» и других актов законодательства. В Республике Беларусь создано шесть СЭЗ: «Брест», «Минск», «Гомель – Ратон», «Витебск», «Гродно», «Могилев», которые по своей экономической направленности и правовому регулированию очень схожи.

Инициатором создания СЭЗ выступают местные исполнительные и распорядительные органы, которые вносят в Совет Министров Республики Беларусь предложение о создании СЭЗ. Решение о создании СЭЗ принимается Президентом Республики Беларусь в форме указа. СЭЗ имеет самостоятельный бюджет, входящий в состав республиканского бюджета.

Под СЭЗ понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели
с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических механизмов производства и распределения.

Органом управления натерритории СЭЗ является республиканское юридическое лицо – государственное учреждениеадминистрация СЭЗ . которое создается Правительством Республики Беларусь
и является некоммерческой организацией. Учреждение создается в целях привлечения инвестиций, образования новых рабочих мест, внедрения высоких технологий, наращивания экспортного потенциала.

Администрация СЭЗ рассматривает инвестиционные предложения, осуществляет государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, принимает решение об их статусе как резидентов СЭЗ, заключает с ними договоры и др. В качестве резидентов СЭЗ могут быть зарегистрированы юридические лица, индивидуальные предприниматели с местом нахождения на территории СЭЗ.

Учреждение возглавляет глава администрации . который назначается на должность и освобождается от должности Правительством Республики Беларусь по представлению областного исполнительного комитета.

Наиболее распространенными являются следующие виды СЭЗ :

1) свободные таможенные зоны;

2) экспортно-производственные зоны;

3) складские и транзитные зоны;

4) зоны свободной торговли;

5) комплексные (объединенные) зоны; и др.

Требования к размещению СЭЗ :

· благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;

· развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

· существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал.

Элементами привлекательности режима СЭЗ для инвестора являются :

· беспошлинный импорт в зону сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования для организации экспортного производства, а также беспошлинное хранение и переработка транзитных грузов;

· различного рода скидки со ставок таможенного тарифа на внешних и внутренних границах зоны;

· освобождение иностранных инвесторов от уплаты подоходного налога;

· уменьшение ставок налогообложения и арендной платы;

· полное или частичное освобождение от налогов реинвестируемых прибылей; полное или частичное освобождение от налогов, переводимых за рубеж прибылей;

· освобождение от уплаты имущественного налога на собственность и налога с оборота;

· возможность самостоятельного определения сроков амортизации;

· отмена налогов на доход иностранного персонала, работающего в зоне;

· безлицензионный вывоз за границу собственной продукции иностранных фирм и ввоз ее для собственных нужд.

В связи с тем, что деятельность каждой из зон регулируется отдельными Уставами СЭЗ, существуют особенности в наборе льгот, предоставляемых той или иной зоной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *