Таможенная политика

Таможенная политика

Таможенная политика — это один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю. Ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции.

Таможенная политика нашей страны прошла определенные этапы развития. Если в 1920-х – начале 1930-х годов Советский Союз проводил активную таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми, то в дальнейшем он перестал воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины на импортируемые товары покрывались из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок.

Важными элементами активной таможенной политики СССР в 1920-е годы явились таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927 гг. которые не только защищали советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров. Таможенные тарифы 1930, 1961 и 1981 гг. которые действовали в период командно-административного управления внешнеэкономическими связями, оказались, по сути, рутинными правовыми актами. Так, таможенный тариф 1981 г. не являлся инструментом экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Он насчитывал всего 300 с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тыс. а в тарифах таких стран, как США и Япония, — 10-12 тыс.

Понятие «таможенная пошлина» было подменено термином «таможенные доходы», в результате чего организации, импортирующие товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках.

Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства.

Вопрос правильного определения целей таможенной политики важен, конечно, для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это объясняется и огромной общей протяженностью ее границ, и фактической «прозрачностью» границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства страны, где принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных республик и областей.

Целями таможенной политики России являются:

• интеграция хозяйства страны в мировую экономику;

• защита и стимулирование экономического развития России;

• создание условий для функционирования российского рынка и рынка стран СНГ;

• укрепление торгового и платежного баланса страны;

• рост доходов государственного бюджета;

• упрочение торгово-политических позиций России;

• противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;

• расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми;

• охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающей среды;

• защита государственной и общественной безопасности;

• защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного и исторического наследия народов России.

В настоящее время деятельность таможенных органов в России развивается стремительными темпами.

Действующее российское законодательство позволяет применять практически все известные в мировой практике меры таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования внешней торговли. Выбор же тех или иных мер зависит от целей, которые ставит государство перед таможенной службой.

У таможенной политики есть три ключевые функции — фискальная, регулирующая и защитная. В принципе все они одинаково важны для экономики страны. Но на практике предпочтение отдается лишь одной функции — фискальной. В законе о бюджете и других нормативных актах установлены количественные показатели по сбору платежей. Они обязательны для исполнения таможенными органами.

С 1 января 2004 г. вступил в силу новый Таможенный кодекс Российской Федерации. Это документ, определяющий юридический статус таможенных органов, виды таможенных режимов и платежей, порядок начисления и взимания уплаты, процедуру прохождения товаров через таможню.

Целью его принятия стало приведение таможенного законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО), необходимость упрощения и ускорения процедуры таможенного оформления товаров, установление стабильных таможенных правил.

В нем учтены положения международных правовых документов, в том числе Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур и Таможенного кодекса Европейского сообщества. Проект Кодекса широко обсуждался, в том числе с участием иностранных специалистов.

Таможенный кодекс РФ (пп. 22 п. 1 ст. 11) дал определение таможенного режима. Под ним понимается таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от условий их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров: Номенклатуры гармонизованной системы описания и кодирования товаров (НГТС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС). Она используется в следующих целях:

• является основой системы мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Необходима для ведения внешнеторговой статистики;

• имеет решающее значение для установления порядка перемещения товара через границу;

• с помощью нее определяются ставки таможенных пошлин, НДС, ставки акцизов и иные платежи;

• имеет важное значение при определении режимов и при сопоставлении таможенных тарифов;

• является основой декларирования товаров, т.е. декларант составляет декларацию на ее основе, таможенный орган прове­ряет ее и при обнаружении ошибки в коде может привлечь к соответствующей ответственности.

ТН ВЭД представляет собой справочник, в котором все товары закодированы по определенным признакам. Десятизначный цифровой код состоит из элементов: первые шесть цифр — код товара по НГС; шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки — код товара по КН ЕЭС; девятая и десятая цифры представлены для возможной детализации в будущем тех или иных товарных позиций с учетом интересов страны.

Доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета неуклонно растет.

/ Лекции по таможенному регулированию / таможенная политика

Понятие и значение таможенной политики государства.

Задачи и функции таможенной политики.

Понятие и значение таможенной политики государства.

Таможенная политика — часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Таможенная политика нашей страны имеет свою историю, свои характерные этапы развития. Если в 20-х — начале 30-х годов Советский Союз проводил активную таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми, то в дальнейшем она перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины на импортируемые товары покрывались из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок. Важными элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явились таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927 гг. которые не только защищали советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров. Таможенные тарифы 1930, 1961 и 1981 гг. которые действовали в период командно-административного управления внешнеэкономическими связями, оказались по сути рутинными правовыми актами. Так, таможенный тариф 1981 г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран, как США и Япония — 10 — 12 тысяч. Тарифу образца 1981 г. было присуще несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары, сложившимся на внутреннем и внешних рынках. Так, на большинство видов машин и оборудования минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо — 10-12% , металлы — до 15%, химические продукты -5-10% . И, наконец, действовавший порядок исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие «таможенная пошлина» было подменено термином «таможенные доходы», в результате чего организации, импортирующие товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках. Такое положение считалось вполне нормальным в эпоху жесткой централизации внешней торговли, отрыва процесса ее осуществления от непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управления этой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономических связей, вовлечения в экспортно-импортные операции практически всех предприятий, организаций, совместных предприятий и производственных кооперативов требуется разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного тарифа, которые бы учитывали изменения, происходящие в этой важной сфере хозяйственной деятельности.

Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства. Целями таможенной политики России являются.

а) интеграция хозяйства страны в мировую экономику;

б) защита и стимулирование экономического развития России;

в) создание условий для функционирования российского рынка и рынка стран СНГ;

г) укрепление торгового и платежного баланса страны;

д) рост доходов государственного бюджета;

е) упрочение торгово-политических позиций России;

ж) противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;

з) расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми;

и) охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающей среды;

к) защита государственной и общественной безопасности;

л) защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного и исторического наследия народов России.

Исторически динамика государственного регулирования степени открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно, протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном периоде, они создают временный эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.

В настоящее время сложилось несколько форм протекционизма.

— селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров;

— отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (например, сельское хозяйство);

— коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в отношении стран, в них не входящих;

— скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного регулирования выключают количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт или форсировать экспорт.

Важная роль в защите национальных интересов отечественных товаропроизводителей принадлежит таможенным органам, которым эта задача вменена в обязанность действующим законодательством. Значительную роль в степени эффективности деятельности таможенных органов играет уровень сложности и разветвленности таможенной структуры, а также степень совершенства законодательной базы: чем органичнее структурирован аппарат таможенного регулирования и проще механизмы исполнения правовых норм, тем более эффективна работа таможни. Однако в нестабильных условиях достичь такого уровня деятельности таможенных органов практически невозможно, прежде всего, ввиду несформированности законодательства и недействующих механизмов обеспечения правовых норм.

Таким образом, в роли институционального обеспечения таможенной политики выступает Федеральная таможенная служба: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования. Доводы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, демонстрирующем ее выгоды как для каждой из сторон, так и для всего мирового хозяйства.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.

Задачи и функции таможенной политики.

Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются:

участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

содействие проведению структурной перестройки;

обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства.

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

участие в разработке и реализации таможенной политики; защита экономических интересов РФ;

обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализация этих мер;

осуществление контроли за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;

проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей.

Таможенная политика. Ее основные цели

December 4, 2012

Таможенная политика является целенаправленной деятельностью государства по регулировке внешнеторгового обмена (условий импорта и экспорта, их структуры и объема) сквозь установку определенного таможенного способа перемещения товаров и транспортных средств через границы таможни.

Определение механизма таможенной политики образует совокупность институтов, которые участвуют в осуществлении и формировании таможенной политики, а также набор методов и форм ее осуществления, способы использования инструментов таможенного регулирования уполномоченными государственными органами. Обеспечение экономических интересов государства является главной целью таможенной политики. И в этом плане Россия не является исключением.

Таможенная политика России имеет очень большой опыт обеспечения безопасности отечественной промышленности и торговли, внутреннего рынка и государства, а также экономической независимости.

В настоящее время нужны административные инструменты, которые регулируют внешнюю торговлю.

При помощи них государство, в то время, когда большое число компаний самостоятельно осуществляет коммерческие операции, рост внешнеторгового дефицита может прекратить, а также выровнять платежный и торговый балансы может при острой нехватке иностранной валюты, распорядиться ей более рационально и за рубежом купить самые необходимые товары для страны, для обслуживания валютного долга мобилизировать валютные резервы.

Таможенная политика должна обеспечивать экономическую безопасность, представляющую собой состояние экономики, гарантирующее нужный уровень оборонного, политического и социального существования и прогрессивного развития России, независимость и неуязвимость ее экономических интересов, в связи с ее отношением к различным воздействиям, а также внутренним и внешним угрозам.

Эти инструменты в сфере ограничений импорта позволяют получать уступки, всё это на условиях взаимности, а также существует возможность добиться отмены в странах (торговых партнерах Российской Федерации) дискриминационных мер.

Таможенная политика тесно связана с принципами госрегулирования внешнеторговой деятельности, к которым относят: защиту государством законных интересов и прав участников внешнеторговой деятельности; единство таможенной политики России; единство внешнеторговой политики как сектора внешней политики России; равенство участников внешнеторговой деятельности и неущемление их прав; единство системы госрегулирования внешнеторговой деятельности и контроль над ее осуществлением, и другие.

От отрицательного воздействия иностранной конкуренции экономику России защищает таможенная политика. Очень много поставщиков аналогичных товаров присутствует на мировом рынке, по ценовым и техническим параметрам многие из них превосходят отечественных производителей в значительной мере. Наличие «ножниц цен» на внутреннем и мировом рынке объясняется высоким уровнем внешнеторговой конкуренции.

Таможенная политика — это неотделимая часть внешнеторговой и экономической политики государства, она вследствие этого зависит от задач и целей общего экономического плана правительства в образовании таможенных союзов, образовании таможенных конвенций, в тарифно-таможенном законодательстве проявляется сущность таможенной политики, организации свободных таможенных зон.

Таможенные пошлины, которые регулируют поступление на внутренний рынок импортных товаров, могут использоваться для нивелировки уровней внутренних и мировых цен. Для того чтобы развивалась рыночная экономика, необходима именно нивелировка цен, а не использование радикальных и в том числе запретных мер. На внутреннем рынке повышение издержек производства неизбежно при полном отсутствии импорта. Чрезмерный импорт, однако, может привести к тому, что нарушится баланс внешнеторговых расчетов, затрудняя развитие отечественного производства.

Таможенная политика

Никогда не делайте этого в церкви! Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных.

Таможенная политика

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Таможенная политика

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Таможенная политика

Время бить тревогу: 11 признаков, что ваш партнер вам изменяет Измена — это самое страшное, что может случиться в отношениях двух людей. Причем, как правило, все происходит не как в фильмах или сериалах, а гораздо.

Таможенная политика

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Таможенная политика

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА это:

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА — составная часть внутренней и внешней политики государства, комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики. В Российской Федерации осуществляется единая Т.п. являющаяся составной частью таможенного дела, а тж. внутренней и внешней политики РФ. Т.п. включает деятельность государственный органов по применению таможенных пошлин и таможенных сборов, а тж. таможенных процедур и других средств для достижения определенных экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей. Основные средства осуществления Т.п. система экономических инструментов таможенного регулирования, участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях (соглашениях), установленный режим прохождения грузов через границу, сеть государственный органов таможенного контроля, необходимые законодательные нормы таможенной деятельности. Целями таможенной политики РФ являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики РФ, а тж. иные цели, определяемые Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с ТК РФ и другими законодательными актами РФ. РФ стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в РФ развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

Экономика и право: словарь-справочник. — М. Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004 .

Смотреть что такое «ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА» в других словарях:

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА — органичная составная часть экономической и внеш неторговой политики государства. По своему содержанию она представляетсобой систему мер, применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на… … Финансовый словарь

Таможенная политика — часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период… … Википедия

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА — политика государства в сфере таможенного дела. В соответствии со ст. 3 ТК в РФ осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики РФ. Целями таможенной политики РФ являются обеспечение наиболее… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА — комплекс мер и направлений в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых через таможенную систему. Т.п. включает деятельность государственных органов по применению таможенных пошлин и таможенных сборов, а также таможенных процедур и… … Юридический словарь

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА — составная часть внутренней и внешней политики государства, комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участия в… … Юридическая энциклопедия

Таможенная политика — часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объём, структуру и условия экспорта и импорта товаров (см. также Таможенный тариф, Пошлины таможенные). Т. п. капиталистических государств в 17 18 вв. отражая… … Большая советская энциклопедия

таможенная политика — комплекс мер и направлений в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых через таможенную систему. Т.п. включает деятельность государственных органов по применению таможенных пошлин и таможенных сборов, а также таможенных процедур и… … Большой юридический словарь

Таможенная политика — составная часть внутренней и внешней политики государства, система экономических и административных мер, таможенных правил и процедур, реализующих на правовой основе движение через таможенную границу страны товаров, капиталов, услуг,… … Пограничный словарь

Таможенная политика — налог, взимаемый при пересечении товаром таможенной границы и который, следовательно, повышает цену импортируемого и экспортируемого товара … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА — составная часть внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Целями таможенной политики Республики Беларусь в соответствии со статьей 1 ТмК Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов… … Таможенное дело. Толковый словарь

  • Таможенная политика России во второй половине XIX века (комплект из 2 книг). М. Н. Соболев. Михаил Николаевич Соболев — выдающийся российский ученый-экономист, общественный деятель, профессор, публицист. Его труд «Таможенная политика России во второй половине XIX века» по широте… Подробнее Купить за 1100 руб
  • Таможенная политика России во второй половине XIX века. В 2 частях. Часть 1. М. Н. Соболев. Михаил Николаевич Соболев (1869-?) — выдающийся российский ученый-экономист, общественный деятель, профессор, публицист. Его труд `Таможенная политика России во второйполовине XIX века` по… Подробнее Купить за 1043 грн (только Украина)
  • Таможенная политика России во второй половине XIX века. В 2 частях. Часть 2. М. Н. Соболев. Михаил Николаевич Соболев — выдающийся российский ученый-экономист, общественный деятель, профессор, публицист. Его труд `Таможенная политика России во второй половине XIX века` по широте… Подробнее Купить за 1043 грн (только Украина)

Другие книги по запросу «ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА» >>

Таможенная политика, цели и методы ее осуществления

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности го­сударства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводи­мой в стране таможенной политикой, являющейся состав­ной частью как внешней, так и внутренней политики го­сударства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регули­рованию внешней торговли, защите национальной эконо­мики и решению фискальных задач.

Совокупность институтов, участвующих в формировании и осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования компетентными государственными органами инструментов та­моженного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.

Основной целью таможенной политики любого госу­дарства является обеспечение его экономических интере­сов. И Россия в этом плане не исключение.

Цели таможенной политики России сформулированны­ми в ст. 2 ТК РФ:

  • Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования то­варообмена на таможенной территории России.
  • Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка.
  • Стимулирование развития национальной экономики.
  • Содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики Рос­сии.
  • Иные цели, определяемые Президентом, Федераль­ным Собранием и Правительством Российской Федерации.

Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципами госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности, к которым в соот­ветствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешне­торговой деятельности» (ст. 4) относятся:

  1. Единство внешнеторговой политики как составной части внешней поли­тики Российской Федерации.
  2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности и контроля за ее осуществлением.
  3. Единство политики экспортного контроля.
  4. Единство таможенной территории Российской Федерации.
  5. Приоритет экономических мер государственного регулирования внешне­торговой деятельности.
  6. Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискримина­ция.
  7. Защита государством прав и законных интересов участников внешнетор­говой деятельности.
  8. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независи­мость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внут­ренним угрозам и воздействиям.

Статья 2 ТК закрепляет, что в Российской Федерации осуществляется еди­ная таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России. Ее цели определяются Федеральным Собранием, Правительст­вом РФ и Президентом РФ в соответствии с ТК и другими источниками тамо­женного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на россий­ской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических за­дач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.

Направленность целей таможенной политики на защи­ту российского рынка товаров и на стимулирование раз­вития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, та­моженная политика России призвана таким образом реа­лизовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном со­стоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной пере­стройки с целью оживления, оздоровления и последую­щего подъема.

Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, яв­ляющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможенной политики — сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.

Таможенная политика — часть внешнеэкономической деятельности государ­ства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. | Таможенная политика — неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Формирование таможенной политики любого государ­ства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутрен­него рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

Фритредерство — это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограниче­ний на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному раз­делению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощре­ние ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регули­рование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, раз­личные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внеш­неторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административ­ное, регулирование).

Административные инструменты регулирования внеш­ней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осу­ществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дифицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее не­обходимых стране товаров, мобилизовать валютные ре­зервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добивать­ся отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.

Дополнительная информация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *