Стили искусства

Стили в искусстве, их виды и особенности

На протяжении всего существования человечества его сопровождало искусство. За это время оно много раз меняло свое направление и течение, приобретая новые формы и стили. Какие же основные стили в искусстве выделяют?

Еще в Х веке на территории стран Восточной, Центральной и Западной Европы возник художественный стиль под названием романский. В этом стиле наблюдаются признаки архитектуры Рима, которые отличаются своей рациональностью и монументальностью конструкций, многофигурными скульптурами. Это создавало впечатление мощи и приземленности.

На смену романскому стилю в XIII веке пришел готический. Он продолжил развитие искусства в Западной и Центральной Европе. Отличался этот стиль своими вытянутыми формами, как бы стремившимися вверх. Многие католические храмы и костелы с элементами готического стиля можно увидеть и сейчас.

После готического стиля в Италии в XVI веке зародился стиль барокко. Он смог воплотить в себе совершенно новые представления о безграничности, единстве и многообразии мира. Главным его отличием являются декоративные композиции, изображающие сюжеты из мифологии и религии.

После барокко наступил классицизм. Зародился он во Франции в XVII веке. Особенно широкое применение этот стиль приобрел в живописи и литературе. Тогда же и появились такие жанры литературы, как оды, комедии, басни и трагедии. Появились и новые стили в живописи. Впервые стали разграничивать понятия портрета, натюрморта и пейзажа. Базировался классицизм на патриотизме и служении государству. Оставил свой отпечаток этот период и на развитии архитектуры. В постройках этого времени можно наблюдать логичные планировки, четкие геометрические формы и оригинальное сочетание гладких стен со сдержанным декором.

Одним из направлений классицизма в ХІІІ веке стало рококо. Искусство этого стиля основывалось на вымысле, декоративной театральности, утонченности, изысканности и интимных переживаниях. Никаких драм и трагедий, только легкие эмоции, светлые краски и много любви.

В XVII веке классицизм сменил стиль под названием сентиментализм. Отличался он раскрытием внутреннего мира и индивидуализацией образов.

После сентиментализма настало время правления романтизма. Сюжеты этого стиля были необычными и фантазийными. Подробно изучалась человеческая душа, которая приравнивалась к Вселенной и космосу.

После романтизма пришло время реализма. Появился он в 20-30 годы ХІХ века. Все полеты романтического стиля сошли на землю и стали более банальными и жизненными.

Потом следовал натурализм. Он отличался своим точным отображением окружающего. Всем непонятным явлениям приписывались свои законы, которые объясняли природу вещей. Исследовалась суть человеческой души.

С конца ХІХ века правление в свои руки взял модернизм. Этот стиль считался искусством неизведанного будущего. Гонясь за всем новым, он открыл множество новых направлений. Некоторые из них искусстве пользуются и сейчас большой популярностью.

В течение ХХ века появились многочисленные новые стили в искусстве. Основными из них были модернизм, символизм, импрессионизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, дадаизм, абстракционизм, постмодернизм.

Помимо того, что существовали основные вышеперечисленные стили изобразительного искусства, были и другие подвиды, такие как пуантилизм, фовизм, примитивизм, сезанизм, академизм, вортицизм, фэнтези, трансавангард, неореализм, материализм, соц-авангардизм, соц-реализм. Появились также такие стили в искусстве, как концептуализм, гиперреализм, минимализм, поп-арт, оп-арт, ташизм, неопластицизм, метафизическая живопись и много других.

Современное творчество не стоит на месте. Появляются новые стили в искусстве, новые направления и течения. Продолжают развиваться и уже существующие стили, приобретая новые оттенки и формы.

Стили искусства

Никогда не делайте этого в церкви! Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных.

Стили искусства

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Стили искусства

10 душераздирающих истин, о которых вам никогда не расскажут одинокие люди Обычно у интровертов нет второй половинки. Да и зачем она им? Ведь кто еще сможет понять и поддержать человека лучше, чем он сам? Так думает большинст.

Стили искусства

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Стили искусства

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Стили искусства

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Стили в искусстве

Понятие «стиль» многозначно, им пользуются разные науки (литературоведение, искусствоведение, лингвистика, культурология, эстетика). Широко поле функционирования стиля.

Стиль — фактор творческого процесса, осуществление ориентации художника по отношению к реальности, к художественной традиции, к публике. Стиль диктует художнику избирательность по отношению к жизненному материалу, культурной (и в частности к художественной) традиции, к общественным целям искусства.


Стиль в искусстве — это не форма, не содержание, не даже их единство в произведении. Стиль — набор «генов» культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц) обусловливающий тип культурной целостности.


Стиль как единая порождающая программа живет в каждой клеточке художественного организма и определяет структуру каждой клеточки и закон их сопряжения в целое.


На уровне культурных эпох и направлений искусства исследователи говорят о стилях искусства Древнего Египта, Византии, романском, готическом, стиле классицизма, барокко, рококо, модерн. В периоды размытости глобальных стилей эпохи или крупного направления говорят о стилях отдельных школ (например, для Возрождения: стили сиенской, венецианской, флорентийской и других школ) или стилях конкретных художников (Рембрандта, Ван Гога, Гогена, Бергмана и т.д.).


В истории искусства крупные стили возникали, как правило, в синтетические эпохи, когда основные искусства формировались в какой-то мере по принципу некоего объединения вокруг и на основе ведущего искусства, которым обычно выступала архитектура. Живопись, скульптура, прикладные искусства, иногда и музыка ориентировались на нее, т.е. на систему принципов работы с формой и художественным образом (принципами организации пространства, в частности), складывающуюся в архитектуре. Понятно, что стиль и в архитектуре, и в других видах искусства (так же, как стиль жизни или стиль мышления — говорят и о таких стилях) формировался исторически и интуитивно, внесознательно. Никто и никогда не ставил перед собой конкретной задачи: создать такой-то стиль, отличающийся такими-то чертами и характеристиками. Фактически «большой» стиль является сложно опосредствованным оптимальным художественным отображением и выражением на макроуровне (уровне целой эпохи или крупного художественного направления) неких сущностных духовных, эстетических, мировоззренческих, религиозных, социальных, предметно-практических характеристик определенной исторической общности людей, конкретного этноисторического этапа культуры; своего рода макроструктурой художественного мышления, адекватного определенной социокультурной, этноисторической общности людей.


Некоторое влияние на стиль могут оказывать и конкретные материалы искусства, техника и технология их обработки в процессе творчества.


Стиль — это в какой-то мере «материально зафиксированная относительно определенная система изобразительно-выразительных принципов художественного мышления, хорошо и достаточно точно воспринимаемая всеми реципиентами, обладающими определенным уровнем художественного чутья, эстетической чувствительности, «чувством стиля»; это некая более или менее ясно ощущаемая тенденция к целостному художественному формообразованию, выражающему глубинные духовно-пластические интуиции (коллективное художественное бессознательное, пластические архетипы, праформы, соборные переживания и т.п.) конкретной эпохи, исторического периода, направления, творческой личности, поднявшейся до ощущения духа своего времени; это, образно говоря, эстетический почерк эпохи; оптимальная для данной эпохи (направления, школы, личности) эстетическая модель отображения (система характерных принципов организации художественных средств и приемов выражения), внутренне одухотворенная жизненно важными для данной эпохи невербализуемыми принципами, идеалами, идеями, творческими импульсами из высших уровней реальности. Если нет этой одухотворенности, стиль исчезает. Остаются только его внешние следы: манера, система приемов.


Стиль, при всей ощутимости высокоразвитым эстетическим чувством его наличия в тех или иных произведениях искусства, даже для «больших» стилевых феноменов не является чем-то абсолютно определенным и «чистым».


При наличии и преобладании в нем целостной совокупности неких доминирующих стилевых характеристик почти в каждом произведении данного стиля всегда находятся элементы и черты, случайные для него, чуждые ему, что не только не умаляет «стильности» данного произведения, но, скорее напротив, усиливает его художественную активность, его конкретную жизненность как эстетического феномена именно данного стиля. Так, например, наличие многих романских элементов в памятниках готической архитектуры только подчеркивает экспрессию именно готического своеобразия этих памятников.


1. Стиль как категория эстетики


2. Крупнейшие стилистические направления в искусстве


Заключение


Стиль в искусстве — это общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Понятие стиля по самой своей природе свидетельствует о существовании устойчивого конструктивного принципа в менталитете любого типа. Исследователи говорят не только о стиле искусства, но и о стиле жизни, стиле культуры. Любому стилю присущи раз найденные композиционные и языковые приемы, если они адекватны самосознанию той или иной эпохи, стремятся расшириться, распространить свое господство не только на другие виды искусств, но и на все формы деятельности человека: на способы его восприятия, переживания, общения, чувствования. Стиль является видимым знаком единства искусства, в стиле культура заявляет себя как целое.

Не только художественному творчеству, но и всем другим видам человеческой деятельности присуще особое стремление образовывать выразительные и связанные структуры. Тот или иной стиль, действующий в рамках разных эпох, есть не что иное, как совокупность отдельных приемов, преследующих цель достижения нужной выразительности и образующих устойчивую поэтическую формулу со своими постоянными элементами. Выразительными средствами стиля говорит не только искусство, но и сама эпоха. Стиль — это язык, обеспечивающий проникновенное единство всех способов чувствования, мышления, поведения, творчества, мировосприятия в культуре.


Внутренняя природа того или иного стиля уже наделена содержательностью особого качества. Основополагающие приемы культурного и художественного видения эпохи всегда есть следствие ее предельного видения и оборачиваются особой трактовкой самой себя. Каждая эпоха, опредмечивая себя в стиле, предстает осуществлением только ей присущей иерархии ценностей.


Стилистическая гомогенность, элементарность и всеобщность первобытного искусства — результат минимального разрыва между индивидуальным и социальным. Изощренность и монолитность Больших стилей — продукт мощного внешнего давления, редуцирующего личностное начало. Тем не менее индивидуальные стилистические черты проявляются уже в традиционном (этническом) искусстве.


Стиль первобытного искусства (палеолит) — индивидуальность неразличима.


Этнические (традиционные) стили — голоса звучат в унисон внутри своего этноса.


Имперские стили — отдельный голос минимально своеобразен, но различим.


Стили Возрождения — полифония солирующих голосов в пределах региональной мозаики.


Стили Нового времени — ясно различимая индивидуальность в пределах национальной культуры и классической эстетической парадигмы.


Стили конца XIX — первой половины XX в. (постклассический период) — ярко выраженные индивидуальности в русле интернациональных течений.


В центре внимания эстетики искусства: художественное творчество в его эстетическом отношении к действительности и в его значении для человечества; особенности художественного произведения, художественного образа, художественной реальности, художественной концепции мира и личности; наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии, архитектуре, прикладном и декоративном искусстве; происхождение, природа и законы социального бытия, функционирования, развития искусства; особенности художественного процесса (природа художественного развития, художественных направлений и художественных взаимодействий); проблемы художественного восприятия и интерпретации произведения.


Список литературы


1. Бореев Ю.Б. Эстетика. — М. Высшая школа, 2002.


2. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. — М. Гардарики, 2004.


3. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. СПб. 1995.


4. Гёте И. В. Из моей жизни. Поэзия и правда, Собр. соч. т. 10, М. 1937.


5. Каган М. С. Философия культуры. СПб. 1996.


6. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. — М. Аспект Пресс, 2000.


7. Лекции по истории эстетики. /Под ред. М.С. Кагана. Кн. 1—4. Л. 1973—1980


8. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала ХХ в. М. 1995.


9. Лихачев Д. С. Контрапункт стилей как особенность искусства. Л. 1981.


СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ

Стиль (греч. stilos – стержень, палочка для письма) – устоявшаяся форма художественного самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творческой группы либо отдельной личности. Рождение наиболее крупных, так называемых «исторических художественных стилей», определяется внутренней логикой развития художественного мышления человека, определенных способов видения мира, осознания свойств пространства и времени, в котором живет и действует человек. Стили в искусстве не имеют четких границ, они переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии.

Романский стиль (XXIII вв.). Слово «романский» произошло от латинского romanus – римский. Романские строения символизировали не только политическую и культурную преемственность от Древнего Рима, но и свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы, всемогуществе христианского Бога. Романский стиль в архитектуре характеризуется использованием в зданиях сводчатых и арочных конструкций, массивных стен, узких окон, башен различных силуэтов. Стиль характеризуется простотой, целесообразностью, строгостью. В романском стиле строили храмы, монастырские комплексы, рыцарские замки.

Готический стиль (XIIXVI вв.). Слово «готика» произошло от названия германского племени готов. После романского стиля готика стала вторым каноном средневековья и первым в истории общеевропейским художественным стилем. Основа стиля – архитектура. Технологическая необходимость облегчить свод породила новую конструкцию. Высокие стрельчатые арки, ребристые своды и каркасная система опор позволили перекрывать гигантские пространства, увеличивать высоту здания и освобождать стены от нагрузки, не боясь при этом, что они обрушатся. Стены прорезались огромными окнами и витражами, создающими особую игру цвета и света. Вертикаль становится основной композиционной доминантой. Все эти технические приемы позволяли создавать художественный образ, отражающий иррациональную, мистическую устремленность человеческой души к небу. Самый известный готический собор – собор Парижской Богоматери во Франции.

Барокко (конец XVI – середина XVIII в.). Эпоха барокко ассоциируется с расцветом абсолютизма, а также с развитием театрального и оперного искусства. Возникло в Италии, затем распространилось и в других европейских странах после эпохи Возрождения. Само слово «барокко» португальского происхождения и означает «жемчужину неправильной формы». Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность, пристрастие к зрелищным эффектам, совмещению фантастического и реального, контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактуры. Основным средством выразительности искусства барокко является игра света и тени. Для барокко характерна живописная иллюзорность, т. е. желание обмануть глаз, выйти из пространства изображаемого в реальное пространство.

Классицизм (XVII – начало XIX в.). Слово «классицизм» произошло от латинского classicus – первоклассный, образцовый. В Западной Европе классицизм господствовал в искусстве в XVII–XVIII вв. в России – во второй половине XVIII – XIX вв. Этот художественный стиль представляет собой наивысшее проявление идей композиционной целостности, завершенности, уравновешенности. Выражает стремление к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного образа. Подобный идеал наиболее ярко проявил себя в эпоху античной классики. Поэтому в большинстве случаев преобладание классического мышления означает ориентацию на формы античного искусства. Как метод мышления, классицизм нормативен и систематичен. Не случайно в классицизме существуют система правил и законченная теория художественного творчества. Классицизм выдвигает такие эстетические нормы, как стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей – долгу, разуму, высшим интересам общества. В литературе классицизма существовала строгая иерархия жанров: «высокие» (трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картины) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая картина).

Поздняя стадия классицизма – стиль ампир.

Рококо (первая половина XVIII в.). Слово «рококо» происходит от французского «рокайль», что значит «асимметричный», «украшенный витиеватыми завитушками». Широкое распространение получил во Франции при Людовике XV. Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. Рококо господствовал в убранстве интерьера, скульптуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве.

Направление – общественное, художественное течение; мироощущение стремительно меняющегося времени, раскрывающееся в искусстве.

Романтизм (конец XVIII – начало XIX в.). Романтизм отразил разочарование в идеях Великой Французской революции и мировоззрении Просвещения. Основа романтического мировосприятия – мучительный разлад идеала и социальной действительности. Резкое изменение обыденной, повседневной жизни в результате индустриализации заставило многих людей обратиться к миру чувств и душевных переживаний. В европейской литературе в этот период расцвела лирика, основным жанром стали поэмы, романы в стихах. Для романтизма характерно противопоставление двух миров: реального и воображаемого. Видя в современной ему действительности мир пороков, романтизм пытается найти выход для человека. Этот выход – одновременно и уход от общества в разных вариантах. Вариант первый – романтический герой уходит в собственный внутренний мир, мир страстей и переживаний, мир вымысла и грез. Вариант второй – бегство в экзотические страны. Еще одним направлением ухода может быть уход в иное время. Романтизм начинает идеализировать прошлое, в особенности средневековье, видя в нем иную реальность, культуру, ценности которой не сравнимы с утилитарностью современного общества.

Реализм (возник в эпоху Возрождения, выделился в самостоятельное направление в XIX–XX вв.). Термин, в широком смысле слова обозначающий стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению реальности во всех ее проявлениях. Тенденция реалистичности мышления проявляется в разных формах в различных видах искусства, художественных направлениях и стилях. Развитие реализма могло с наибольшей полнотой выразить противоречия социального развития. Ведущие принципы реализма: объективное отображение жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций с их художественной индивидуализацией; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество». Реализм повлек за собой расцвет такого литературного жанра, как социально-исторический роман. Литература в свою очередь оказала влияние на реалистическую живопись. Гюстав Курбе (1819–1877) был первым, кто по отношению к своим картинам начал применять термин «реализм», что означает изображение действительности. Курбе изображал людей за работой, а не в радости и довольстве, как это зачастую показывали прежде.

Натурализм (последняя треть XIX в.). Слово «натурализм» произошло от латинского natura – природа. Направление в литературе и искусстве, стремившееся к объективно-точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Теоретиком и главой натурализма был Эмиль Золя .Представители натурализма исходили из положения о полной предопределенности судьбы человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией.

Историзм, или эклектика (направление в архитектуре, 1820–1920 гг.). Сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий, имеющих качественно иные смысл и назначение. При строительстве различных сооружений архитекторы в большинстве случаев прибегали к копированию стилей прошлого. Эти различные строительные стили объединяет общее название «историзм». В использовании исторических стилей в архитектуре проявлялась гордость за технические достижения XIX столетия.

Символизм. В широком понимании символизм – неотъемлемое свойство искусства, поскольку художественное творчество по природе символично. Этотенденция художественного мышления, которая в разные эпохи находила свое выражение в религиозном искусстве, в романтизме, в период модерна.Символизм – существенное свойство искусства, призванное устанавливать связь видимого и конкретного с областью идеальных представлений. Как направление в европейском и русском искусстве на рубеже XIX–XX вв. символизм проникнут мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений. Выразить невыразимое – вот задача символизма. Символизм – это двоемирие: мир повседневной реальности и трансцендентный мир, т. е. мир, находящийся за пределами чувственного восприятия. Символисты полагали, что искусство имеет особую, магическую силу, способную обновить жизнь, мировоззрение и жизнедеятельность людей.

Импрессионизм (последняя треть XIX – начало XX в.). Слово «импрессионизм» произошло от французского impression – впечатление. Название возникло после выставки 1874 г. на которой экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Импрессионисты явились новаторами, оказавшими наибольшее влияние на развитие искусства XX столетия. Импрессионисты передавали художественными средствами впечатления точно так, как краткие мгновения фиксировались фотоаппаратом. Внешнее впечатление света, тени, рефлексов на поверхности предметов они передавали раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей среде. В основу живописного метода был положен принцип контрастного восприятия дополнительных цветов. Сюжет картин имел для художников второстепенное значение. Они пытались запечатлеть на картине движение и в то же время изобразить, поймать мимолетные нюансы этого движения. Особый интерес для художников представляли зыбкие, переходные состояния явлений природы (вода, облака, освещенность).

Постимпрессионизм (конец XIX – начало XX в.). Post – после + импрессионизм. Общее обозначение различных художественных течений в живописи XX в. возникших как реакция на метод импрессионизма: символизм, дивизионизм, экспрессионизм, фовизм, орфизм, кубизм. К постимпрессионистам относят Жоржа Сёра , Поля Сезанна , Поля Гогена , Винсента Ван Гога , Анри Тулуз-Лотрека ,а также представителей неоимпрессионизма и группы «Наби». Каждый художник пошел своим путем, формируя свой творческий метод и индивидуальный художественный стиль.

Пуантилизм, или дивизионизм, или неоимпрессионизм (конец XIX в.). От франц. point – точка, от лат. division – разделение. Живописный метод и возникшее на его основе течение в живописи постимпрессионизма, при котором работа над картиной ведется мелкими раздельными мазками точечной или прямоугольной формы чистого цвета. Мазки краски разного цвета должны были смешиваться оптически при восприятии картины зрителем с некоторого расстояния, а не механически на палитре художника, как это было всегда.

Модерн (конец XIX – начало XX в.). Русское наименование стиля, соответственно по-французски «l’art nouveau» – новое искусство. Модерн представляет собой совокупность попыток сформировать целостный, противостоящий эклектике художественный стиль в архитектуре и декоративном искусстве. Представители модерна использовали новые технически конструктивные средства (металл, стекло, керамика), свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуальных зданий (главным образом городских особняков), все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и своеобразно-символическому замыслу. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких, текучих линий, стилизованный растительный узор.

Декадентство, или декаданс (вторая половина XIX – начало XX в.). От французского слова decadence – разложение, упадок. Общее наименование кризисных явлений европейской культуры, для которых характерны настроения безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма. Постоянными темами декадентства являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских идеалов, вера в разум, что связано с возрастанием роли интеллекта. Декадентство получило широкое распространение в России, особенно после революции 1905–1907 гг. в творчестве ряда мастеров объединения «Мир искусства» и «Голубая роза».

Авангард (XX в.). Термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в художественной культуре XX в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры, отдельных видов искусства. Однако в XX в. авангард приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры, что связано с переломом в культурно-цивилизационных процессах, вызванным научно-техническим прогрессом XX в. Основная тенденция авангарда – отрицание традиций и экспериментальный поиск новых форм. Будучи крайним выражением более широкого направления модернизма, авангард ищет различные способы прямого воздействия на читателей, слушателей, зрителей. Производить шок, скандал, эпатаж – без этого авангардное искусство невозможно. Главным становится действенность искусства – оно призвано поразить, растормошить, вызвать активную реакцию у человека со стороны. При этом желательно, чтобы реакция была немедленной, мгновенной, исключающей долгое и сосредоточенное восприятие эстетической формы и содержания. Непонимание, полное или частичное, органически входит в замысел авангардиста. Самое существенное в авангарде – его необычность, броскость. Принципы авангарда восприняли кубизм, футуризм, дадаизм, абстрактное искусство, сюрреализм, экспрессионизм, конструктивизм и другие течения. К русскому авангарду в изобразительном искусстве относят М. Шагала , К. Малевича , В. Кандинского. Именно авангард расшатыванием и разрушением традиционных эстетических норм и принципов, форм и методов художественного выражения и открытием возможности неограниченных новаций, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество. Этим авангард выполнил свою функцию в новоевропейской культуре и в основном завершил свое существование в качестве некоего глобального феномена в 1960–70-е гг.

Модернизм (конец XIX – середина XX в.). Общее обозначение явлений искусства и литературы, утверждающих новый подход к изображению жизни. Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению (фовизм, экспрессионизм, символизм, кубизм, абстракционизм, конструктивизм). Становление модернизма как законной художественно-эстетической системы было подготовлено такими его стадиями, как декадентство и авангард. Преобладание мрачного колорита, пессимистических настроений и тревожных томительных предчувствий, сознание непознаваемости и неизменности бесчеловечного мира – такой эмоциональный настрой произведений модернизма.

Постмодернизм (вторая половина XX в.). К середине XX в. под постмодернизмом понимали современную фазу развития европейской культуры. Ведущие западные политологи трактуют постмодернизм как символ постиндустриального общества. Постмодернизм – широкое культурное течение, в чью орбиту попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки.

Для проверки знаний по всему курсу культурологии предлагаются проверочные тесты. К каждому вопросу теста прилагаются три варианта ответов: «а», «б», «в», из которых один вариант верный. Также даны тесты, в которых предлагается сгруппировать или соотнести понятия и имена. Внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите правильные варианты ответов.

Тесты по теоретическим вопросам

1. Какие религии относятся к мировым?

а) Православие, католицизм, протестантизм

б) Иудаизм, конфуцианство, мусульманство

в) Буддизм, христианство, ислам

2. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»?

Статьи об искусстве » Стили и направления в изобразительном искусстве

Стили и направления в изобразительном искусстве

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.

Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Стили искусства

Готика – художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства – архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.
Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.

Стили искусства

Возрождение ( Ренессанс) — (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение9quot; его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии — 14-16 вв. в других странах — 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.

Стили искусства

Маньеризм — (от итальянского maniera — приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную «внутреннюю идею» художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей.

Стили искусства

Барокко — исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.

Стили искусства

Классицизм – художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII — нач. XIX века и в русском XVIII — нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.

Стили искусства

Романтизм – направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг. сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную9raquo; действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.

Стили искусства

Сентиментализм — (от лат. sentiment — чувство) – направление западного искусства второй половины XVIII. выражающее разочарование в “цивилизации9rdquo;, основанной на идеалах “разума9rdquo; (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.

Стили искусства

Реализм – направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.

Стили искусства

Символизм – направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного «здравомыслия9quot; (в философии, эстетике — позитивизма, в искусстве — натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг. позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий «знаки9quot; мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.

Стили искусства

Импрессионизм – (от фр. impression – впечатление) направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в. возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)

Стили искусства

Пуантилизм – течение в живописи (синоним – дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).

Стили искусства

Постимпрессионизм – условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX – 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов – П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.

Стили искусства

Модерн – cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa — oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.
Тecнo cвязaн c мoдepнoм — cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво – во Франции, Сецессион – в Австрии, Югендстиль – в Германии, Либерти – в Италии.

Стили искусства

Модернизм – (от фр. modern – современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в. для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму.

Стили искусства

Авангардизм – название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм ). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.

Стили искусства

Сезаннизм – направление в искусстве к. XIX – н. XX в. основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит – к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи.

Стили искусства

Фовизм – (от fauve – дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие9raquo; было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока.

Стили искусства

Примитивизм – намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX – нач. XX века. Произведениям этих художников – Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.

Стили искусства

Академизм – направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных9raquo; правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие9raquo; улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни.

Стили искусства

Кубизм – (фpaнц. cubisme, oт cube — кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года – канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.

Стили искусства

Сюрреализм — течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения – Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.

Стили искусства

Футуризм — (oт лaт. futurum — бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

в области языка и т. п. К серединеXIXв. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, перероди; безжизненный академизм.

Рококо (франц. «rocaille» – раковина) – менее известный, чем другие, стиль в искусстве Западной Европы, преимуществено ФранцииXVIIIв. занимающий «промежуточное положение между барокко и классицизмом. Отражая главным образом, вкусы дворянской элиты, этот стиль получил особо широкое распространение при ЛюдовикеXIVи поэтому иногда обозначается его именем. Наиболее ярко он выразился в архитектуре, живописи» декоративно-прикладном искусстве (мебель, росписи на фарфоре и тканях, мелкая пластика и т.п.). Определяющая черта стиля «рококо» – стремление к изяществу, мелкая деталировка формы, яркие и чистые краски в сочетании с белым и золотым, контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутреннего убранства.

Сентиментализм (франц. «sentiment» – чувство) – художественное течение в западноевропейском и американском искусстве и литературе во второй половинеXVIIIв. сложившееся в результате разочарования в положительной роли «цивилизации», «царства разума». Противопоставляя разуму культ чувства как доминанту художественного творчества, как инструмент познания мира, сентиментализм идейно восходит к знаменитому высказыванию Ж.-Ж. Руссо: «Разум может ошибаться, чувство – никогда». С чисто формальной точки зрения сентиментализм не выработал собственной эстетики, занимая промежуточное положение между предшествующим классицизмом и нарождающимся романтизмом, предвестником которого он явился.

Романтизм – широкое идейное и художественное направление в западной и русской культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в концеXVII– началеXXвв. как реакция на результаты Великой Французской революции и жесткие рационалистические каноны века Просвещения, молодого буржуазного общества вообще. Романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудочного к нему подхода, свойственных классицизму. Они проявляли большой интерес к фольклору, демократическим, народным явлениям средневековой и ренессансной культуры, нередко идеализируя их и наследуя из них сказочный элемент, дух карнавальной вольности, склонность к гротеску. Центром романтического движения стала Германия в лице ее философов и поэтов – братьев А. и Ф. Шлегелей, Новалиса, Ф.В. Шеллинга и многих других. Выдающимися представителями российского романтизма в литературе стали В.А. Жуковский (1783-1852), М.Ю. Лермонтов (1814-1841) и Ф.И. Тютчев (1803-1873); в живописи – О.А. Кипренский (1782-1836) и др. Романтизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно молодежи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно живет в мировом искусстве.

Реализм (позднелат. «realis» – вещественный, действительна – термин эстетики, относящийся прежде всего к литературе и изобразительному искусству. Он может толковаться двояко: в самом широком смысле – как общая установка на изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, «инструментальном» смысле – как творческий метод, сводимый к определенным эстетическим принципам.

В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический «стержень» художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он отождествляется с эпохой Возрождения (XIV-XVIвв.), либо сXVIIIв. когда говорят о «просветительском реализме». Наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода связывают с критическим реализмомXIXстолетия.

Натурализм (лат. «natura» – природа) – творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней третиXIXв. в Европе и Америке под влиянием философии позитивизма и таких его представителей как француз Огюст Конт, англичанин Герберт Спенсер и др. В основе их идей лежал тезис о том, что подлинное, «позитивное» знание может быть получено из отдельных специальных наук и их комплексного взаимодействия. Эстетика натурализма, перенося принципы позитивизма в сферу искусства, разрабатывалась И. Тэном, братьями Э. и Ж. Гонкурами и, прежде всего, Эмилем Золя, воплотившим ее в своем творчестве.

Современные направления и стилевые особенности.

Модернизм. Направление, на долгое время определившее основной характер художественной культуры Запада первой половиныXXв. в целом, принято называть модернизмом (франц.modernisme– новейший, современный). В теоретическом плане модернизм смыкается с различными вариантами «философии жизни» и экзистенциализма, представленными столь различными мыслителями, как А. Бергсон, Ф. Ницше, Н. Лосский, Л. Шестов, С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Н. Бердяев, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и др.

В рамках модернизма происходили поиск и утверждение новых духовных основ бытия, отвечающих требованиям позднего индустриального общества. К нему относятся самые разные течения в искусстве XXв. зачастую вступавшие в ожесточенную конкуренцию и полемику друг с другом: ранний и поздний импрессионизм, экспрессионизм, символизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм и т.д. Модернизм отразился в самых разных формах художественной культуры (живопись, поэзия, литература, скульптура, графика, музыка, архитектура, хореография).

Постмодернизм – в культурном обиходе обозначает состояние эпохи «постсовременности» (XXв.). Как и сам термин «культура», «постмодернизм» не имеет и не может иметь однозначного определения, будучи по своей сути амбивалентным и противоречивым. Постмодерн определяется как культурное течение, характерное для постиндустриального общества.

Если вначале к постмодернизму (или к постструктурализму) относили в основном философско-культурологическое направление, имеющее концептуальные основы в теориях французских философов Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида и др. то в середине 70-х гг. он вышел за рамки локализованной, опирающейся на национально-культурный материал школы французской философии и распространился во всей западной культуре, найдя, в частности, яркое воплощение в американской литературе. К началу 80-х гг. идеи «постмодернизма» начинают приобретать ведущее положение в различных культурологических и социологических концепциях, во многом благодаря работам Ф. Джеймсона и Ж.-Ф. Лиотара.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

Что такое искусство?

Чем искусство отличается от науки?

Охарактеризуйте разные стили искусства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *