Структура семьи

Структура семьи

Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Основными функциями семьи являются:

o репродуктивная (рождение детей, продолжение человеческого рода);

o экономическая (ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

o воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни);

o коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха);

o хозяйственно – бытовая, социально – статусная;

o эмоциональная, сексуальная сфера первичного социального контакта, сфера духовного общения.

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи.

К специфическим функциям семьи относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (хозяйственно – бытовая функция) и их воспитание (функция социализации), остаются при всех изменениях общества.

Неспецифические функции семьи. связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, с организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению.

Дисфункциональная семья – это семья, в которой выполнение функций нарушено, в силу чего в супружеской, родительской, материально – бытовой и других сферах жизнедеятельности не достигаются цели членов семьи и общества в целом. Это препятствует личностному росту и блокирует потребность в самоактуализации.

Мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях:

— бегство от родителей;

— долженствование (вступление в брак из чувства долга);

— следование традиции (инициатива родителей);

— престиж, поиск материальных благ;

Структура семьи – это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. В понятие «структура семьи» входят:

2. системы разных уровней (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистем, индивидуальные подсистемы);

3. основные параметры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи);

4. характер структурных проблем (межпоколенные коалиции, реверсия иерархии, тип несбалансированности семейной структуры).

Анализ семейной системы позволяет понять, как себя реализует свои функции: кто осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между близкими права и обязанности.

Основными характеристиками, которыми можно описать структуру семьи, являются понятия:

связь (это психологическое расстояние между членами семьи. Если оно очень близкое (симбиоз) или, наоборот, очень большое (разобщенность) – это может привести к семейной дисфункции);

иерархия (характеризуется отношениями доминантности – подчинения в семье).

Существует множество различных вариантов состава. или структуры. семьи:

· «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

· «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз – супружеская пара и их дети пляс родители других поколений, например, бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

· «смешанная семья» образуется вследствие брака разведенных людей и включает неродных родителей и неродных детей;

· «семья родителя – одиночки» является семьей с одним родителем (матерью или отцом) из – за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен.

Общая классификация семей (по Личко ):

1. структурный состав:

· полная семья (есть мать и отец);

· неполная семья (есть толь мать или отец);

· искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. функциональные особенности:

Типы семейных систем по критерию власти разделяют на:

o патриархальные семьи . где главой «семейного государства» является отец;

o матриархальные . где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

o эгалитарные семьи . в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное разделение власти между отцом и матерью.

Нарушение структуры семьи препятствует выполнению семьей своих функций.

Несбалансированные семейные структуры по шкалам близости и гибкости (иерархии) :

1. структуры, содержащие аутсайдеров, то есть людей с низким социометрическим выбором (например, один из детей рассматривается родителями как нелюбимый).

2. структура, стабилизирующаяся на основе дисфункции одного из членов семьи. Такие структуры часто поляризованы по принципу: «здоровые члены семьи» — «козел отпущения» или «больной» член семьи.

3. коалиции через поколения:

o один из родителей образует устойчивую коалицию с ребенком против другого – дистанцированного родителя;

o бабушка (дедушка) образуют коалицию с ребенком против родителей. Часто встречающийся вариант в разведенных семьях;

o родитель объединяется с любимым ребенком, позволяя ему больше, чем другим детям, и вызывая у них ревность;

o один из супругов объединяется со своим родителем против другого супруга.

Коалиции помогают членам семьи, которые чувствуют слабость, справится с тем, кто кажется им сильнее. Они позволяют ее членам совладать с низким самоуважением, уменьшить тревогу и контролировать третью сторону.

4. скрытая коалиция (наличие коалиции между участниками может не признаваться членами семьи).

5. перевернутая иерархия (по каким – либо причинам статус ребенка в семье выше, чем статус одного или обоих родителей).

6. несбалансированность иерархии в детской подсистеме (кто – то из детей приобретает особый статус, становясь, например, чрезмерно ответственным за других детей и приобретая непосильные для него функции родителя).

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Нарушение структуры семьи

Нарушения структуры семьи — это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку (потребностей в восстановлении физических сил, в культурном, духовном обогащении).

Вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, — один из наиболее трудных вопросов в современной науке о семье. Часть семейных психотерапевтов имеют определенное представление, какой должна быть семья — например, какими могут и должны быть отношения между супругами и каких отношений не должно быть между родителями и детьми (Сальвадор Минухин). Другие четче определяют требования, предъявляемые к семье, — например, необходимость создавать условия для развития личностей членов семьи — «опытная» семейная психотерапия (основоположник этого направления — Карл Витикер). Третьи точнее знают, какой не должна быть семья, — учение о «семейных треугольниках» и о «двойной связи». Наконец, четвертые верят пациенту и помогают ему избавиться от того, что ему мешает, — такова тактика бихевиоризма.

Если функции супружеской подсистемы оказываются серьезно нарушенными, это накладывает отпечаток на всю жизнь семьи. В патогенных ситуациях ребенок может стать «козлом отпущения» или оказаться вовлеченным в союз с одним из родителей против другого. Терапевт должен уметь подмечать случаи, когда ребенка используют в качестве члена подсистемы, к которой он не должен принадлежать, и отличать такие случаи от взаимодействий, составляющих законную функцию родителей Выделяют следующие дисфункциональные семейные структуры (Черников, 1997).1. Структуры, содержащие аутсайдеров, то есть людей с низким социометрическим выбором. Например, один из детей рассматривается родителями как нелюбимый.2. Структура, стабилизирующаяся на основе дисфункции одного из членов семьи. Такие структуры часто поляризованы по принципу: «здоровые члены семьи» — «козел отпущения» или «больной» член семьи. Отметим, что «больной» член семьи не обязательно является аутсайдером. Довольно часто, например, ребенок проявляет симптомы, чтобы

(жизненный цикл) семьи

Семья, как и ее социальный контекст, постоянно находится в процессе изменения. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности.

Понятие «жизненного цикла семьи» (Minuchin, 1&74; Carter, McColdrick, 1&80; Duhl, 1&81; Duvall, 1&77; Neighbour, 1&85; Хейли, 1&95; Васильева, 1975), или «стадий развития семьи» (Rubinstein, 1&71; Solomon, 1973), исследовалось многими авторами. Разные авторы предлагают свои стадии жизненного цикла семьи, хотя важность такой периодизации признается всеми исследователями. В данном разделе мы рассмотрим несколько существующих классификаций.

Е. Дюваль в 1950 г. первым опубликовал работу по проблемам развития семьи и подразделил жизненный цикл на восемь стадий, связанных с развитием (Duval, 1957):

0 — вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу;

1 — супружеские пары без детей. Задачи стадии: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников;

2 — появление детей (возраст ребенка — до 2,5 лет). Задачи стадии: адаптация к присутствию ребенка, забота о правильном развитии младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей;

3 — семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка — от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства;

4 — семьи с детьми — младшими школьниками (возраст старших — от 6 до 13 лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного возраста; побуждение детей к достижению успехов в учебе;

5 — семьи с подростками (старший ребенок — от 13 до 20 лет). Задачи стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры;

6 — уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуал освобождения молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы семьи;

7 — средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию). Задачи стадии: перестройка

6. Структура семьи

Семья — естественная группа, в ней со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую, межличностные контакты между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи довольно значима как для полноценного выполнения главных ее функций, так и для решения личностно значимых задач — поддерживать индивидуальность, создавая в то же время ощущение принадлежности к целому.

Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними (супружеские отношения, детско-родительские, супругов и их родителей, отношения между детьми, отношения бабушек и дедушек с их внуками). Важно знать, кого каждый из членов семьи считает ее членом, ибо нередки случаи, когда члены семьи не согласны в том, кто входит в ее состав. Это касается в первую очередь границ семьи и того, кто физически или психологически присутствует в данной семейной системе. Особенно важно решение этой проблемы для разведенных семей и вступивших в повторный брак.

В структуру семьи входят наборы осознанных и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие в семье. Чтобы этот механизм действовал (правилам следовали, поведение предсказывалось), необходима система поддержания, которая состоит из двух частей.

Первая — это иерархическая система, основывающаяся на авторитете родителей, который всегда и везде выше, чем авторитет детей. Вторая -семейные комплементарные (дополняющие друг друга) роли: например, один из родителей более рассудительный, а другой — более эмоциональный.

Иерархия и роли не всегда четко осознаются, но они должны быть непременно взаимосвязанными и дополняющими. Если этого нет, семья перестает функционировать, фактически распадается.

Структура семьиВ качестве структурных элементов семьи как системы выделяют супружескую, родительскую, сиблинговую и индивидуальные подсистемы, представляющие собой локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность

Наблюдая взаимодействие членов семьи, можно сделать вывод о ее гипотетической структуре, представляющей собой своеобразную топографию семьи, квазипространственный срез семейной системы.

Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы характеризуются следующими параметрами (свойствами):

внешние и внутренние границы,

ролевая структура семьи.

Сплоченность (связь, когезия, эмоциональная близость, эмоциональная дистанция) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Применительно к семейным системам это понятие используется для описания степени интенсивности отношений, при которой члены семьи еще воспринимают себя как связанное целое.

Выделяется четыре уровня сплоченности и, соответственно, четыре типа семей:

Разобщенный (низкая степень сплоченности членов семьи, отношения отчуждения).

Разделенный (некоторая эмоциональная дистанцированность членов семьи).

Связанный (эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях).

Запутанный (уровень сплоченности слишком высок, низкая степень дифференцированности членов семьи). Сбалансированными и обеспечивающими наиболее оптимальное семейное функционирование являются разделенный и связанный уровни сплоченности.

Структура семьиИерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье. Однако термин «иерархия» не может быть ограничен данным простым определением, поскольку включает в себя характеристики различных аспектов семейных отношений: авторитетность, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения. Понятие «иерархия» используется также в изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи.

Одним из наиболее типичных нарушений структуры семьи по данному параметру является инверсия иерархии (перевернутая иерархия). При такой семейной дисфункции ребенок приобретает власти больше, чем имеется хотя бы у одного из родителей. На макросистемном уровне этот феномен проявляется в ситуации, когда определяющая позиция в воспитании детей занимается бабушками (дедушками), а не непосредственными родителями. В нуклеарных семьях инверсия иерархии часто наблюдается при наличии:

межпоколенной коалиции (коалиции между ребенком и родителем против другого родителя);

химической зависимости одного или обоих родителей;

болезни или потери трудоспособности одного или обоих родителей;

болезни или симптоматического поведения у ребенка, благодаря которым он приобретает чрезмерное влияние в семье и регулирует супружеские взаимоотношения.

Гибкость — способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации. Для эффективного функционирования семьи нуждаются в оптимальном сочетании внутрисемейных изменений со способностью сохранять свои характеристики стабильными. Не сбалансированные по параметру гибкости семейные системы характеризуются ригидностью или хаотичностью.

Семейная система становится ригидной. когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед ней в связи с прохождением стадий жизненного цикла. При этом семья теряет способность изменяться и приспосабливаться к новой для нее ситуации. Появляется тенденция к ограничению переговоров, большинство решений навязывается лидером. Система в хаотическом состоянии имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения, принимающиеся в семье, часто являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому.

Структура семьи

12.1. Функции и структура семьи. Совместимость семьи

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Она подвергается прямой перестройке. Процесс морального, психологического обновления семьи более длителен, более противоречив и сложен. Утверждение новых отношений, новой морали в семье осуществляется более медленными темпами, чем в экономической области. В преобразовании семьи участвуют биологические, психологические, демографические факторы. Этим объясняется причина устойчивости и живучести старого в семейной психологии.
В Толковом словаре русского языка дефиниция «семья9raquo; определяется как группа живущих вместе близких родственников [1, 711]. Рассмотрим как определяют этот термин другие авторы. Например, Ф. Адлер под семьей понимает общество в миниатюре, от целости которого зависит безопасность всего человеческого общества. По мнению А.С. Макаренко семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья. является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. Назначение семьи по определению Ф .Энгельса, состоит в воспроизводстве жизни во всех её проявлениях. Воспроизводство через потомство [2, 50]. По определению Н.Я. Соловьева, семья — малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Семейная жизнь — работа ума и сердца, рук и нервов. Еще Аристотель говорил, что для достижения успеха в любом деле нужно четко определить цель и подобрать соответствующие средства.
Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и другими родственниками. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Семья имеет огромное значение в жизни отдельной личности и общества в целом. Остановимся на важнейших интегральных характеристиках семьи. К ним относятся: функции, структура и динамика.
Социальные функции семьи отражают характер общественных потребностей в её жизнедеятельности как социального института, а также индивидуальные потребности членов семейной группы. К таким социальным функциям, по мнению Н.И. Шевандрина, относятся:
1. Воспитательная функция. Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего поколения.
2. Хозяйственная функция. Заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи.
3. Эмоциональная функция. Рализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.
4. Функция духовного общения. Проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества.
5. Функция первичного социального контроля. Обеспечивает выполнение социальных норм членов семьи. Это касается пожилых людей, детей и тех членов семьи, которые страдают каким-либо физическим недугом.
6. Социально-эротическая функция. Воплощается в удовлетворении сексуально­эротических потребностей членов семьи. Семья в этом смысле осуществляет регулирование сексуально-эротической направленности поведения членов семьи, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества [3].
Со временем происходят изменения в содержании и значимости различных функций семьи в зависимости от социальных условий. Например, функции семьи по отношению к человеку состоят в следующем: а) супружеская функция — супруги являются самыми близкими людьми. Они взаимодополняют друг друга; б) родительская функция — семья дает необходимые для гармонии в жизни условия, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей; в) организация быта.
В реальных условиях нарушение функций семьи связано со следующими факторами: а) личностные специфики членов семьи (например, индивидуально­типологические особенности, ценностные ориентации и т.п.); б) взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимание в семье; в) определенные условия жизни семьи.
Под структурой семьи в социологии понимается совокупность отношений между её членами, включая родственную структуру, а также систему нравственных отношений [4]. Структура семьи позволяет определить, каким образом распределены обязанности и права между ее членами, кто осуществляет руководство, а кто — исполнение. Виды семей приведены на рис. 79.

Структура семьи

Рис. 79. Виды семей

Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе — это семья, включающая мужа и жену, детей, а также нередко кого-нибудь из старшего поколения (бабушку и дедушку). Семья чаще всего ориентирована на равноправное распределение прав и обязанностей, а также на равное участие в решении всех семейных проблем.
Структура и функции семьи изменяются на различных этапах её жизнедеятельности. Периодизация Э.К. Васильевой включает следующие стадии жизненного цикла семьи: а) зарождение семьи (с момента заключения брака до появления первого ребенка); б) рождение и воспитание детей; в) завершение жизнедеятельности детей.
Кроме вышеназванных характеристик семьи существуют еще следующие: совместимость, срабатываемость её членов, уровень развития межличностных отношений её участников.
Особое значение в семейных отношениях имеет совместимость между супругами — способность ее участников согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных сферах жизнедеятельности. Совместимость имеет ряд уровней: 1) психофизиологический — согласованность сенсомоторных действий, проявлений темпераментов; 2) психологический — согласованность стереотипов поведения и характеров; 3) социально-психологический — согласованность функционально-ролевых ожиданий; 4) социологический — проявляется в сходстве целей жизни и средств их достижения.
Функционируя, семья решает ряд задач, которые состоят в следующем: а) создать максимальные условия для роста и развития ребенка; б) обеспечить социально­экономическую и психологическую защиту ребенка; в) передавать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; г) научить детей полезным прикладным умениям и навыкам, направленным на самообслуживание и помощь близким; д) воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я9raquo; [7, 505].
Стиль отношений между членами семьи выделяет два противоположных типа семейного воспитания: авторитарный и демократический. Первый часто приводит к конфликтам с родителями. Второй тип более созвучен социальным задачам сегодняшнего дня. Существует и третий тип семейного воспитания — либеральный. Для этого стиля отношений характерны такие явления как анархия и попустительство [9].

Структура и типология семей

Семья — это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую межличностные контакты между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи довольно значима как для полноценного выполнения главных ее функций, так и для решения личностно значимых задач — поддерживать индивидуальность, создавая в то же время ощущение принадлежности к целому.

Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними (супружеские отношения, детско-родительские, супругов и их родителей, отношения между детьми, отношения бабушек и дедушек с их внуками).

Структура семьи

Вопрос определения структуры семьи является довольно сложным в теории и практике организации психологической помощи семье. Как справедливо замечает по этому поводу известный американский семейный психотерапевт С. Минухин, “семья есть нечто большее, чем индивидуальная биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, которые управляют их трансакциями. Эти закономерности обычно не формулируются явно или даже не осознаются, однако формируют целое — структуру семьи. Реальность структуры — это реальность другого порядка по сравнению с реальностью индивидуальных членов”. Поэтому при анализе структуры конкретной семьи необходимо изучить ее численный и персональный состав, остановиться отдельно на характеристике разных уровней семейной системы, куда входят вся семья в целом, подсистема родителей, подсистема детей, а также индивидуальные подсистемы. Кроме того, следует описать структуру семьи с учетом ее основных параметров (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура). Важно знать, кого каждый из членов семьи считает ее членом, ибо нередки случаи, когда члены семьи не согласны в том, кто входит в ее состав. Это касается в первую очередь границ семьи и того, кто физически или психологически присутствует в данной семейной системе. Особенно важно решение этой проблемы для разведенных семей и вступивших в повторный брак. В структуру семьи входят наборы осознанных и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие в семье. Чтобы этот механизм действовал (правилам следовали, поведение предсказывалось), необходима система поддержания, которая состоит из двух частей. Первая — это иерархическая система, основывающаяся на авторитете родителей, который всегда и везде выше, чем авторитет детей. Вторая — семейные комплементарные (дополняющие друг друга) роли: например, если один из родителей более рассудительный, а другой — более эмоциональный. Иерархия и роли не всегда четко осознаются, но они должны быть непременно взаимосвязанными, дополняющими. Если этого нет, семья перестает функционировать, фактически распадается.

Что касается подсистем (субсистем) семьи, то динамика их тесно связана с ее жизненными циклами. Первая —подсистема пары, или супругов, образуется с заключением брака. Одновременно начинается и процесс ее аккомодации (приспособления), когда принимаются или отбрасываются роли, которые супруги будут исполнять, взаимодействуя между собой. Предварительная установка на согласование, приспособление и способности это осуществить связаны с опытом, приобретенным в родительской семье.

Подсистема родителей появляется с трансформацией супружеской пары после рождения ребенка. В свою очередь, родительская подсистема изменяется, приспосабливается к возрастным особенностям детей. Кроме того, родительская подсистема обязана учитывать потребности всех растущих в семье детей, что, естественно, сопряжено с целым рядом трудностей, обусловленных не только возрастными, но и индивидуально-психологическими характеристиками, а также половыми различиями.

Подсистема детей предоставляет ребенку возможность быть лишь ребенком, позволяет изучать отношения сверстников, воспитывать способность к согласованию и приспособлению. С. Минухин называет эту подсистему социальной лабораторией, где можно экспериментально общаться без ответственности и компетенции, стесняющих общение взрослых. Детское общение становится своеобразной экспериментальной площадкой, позволяющей сформировать у ребенка необходимые коммуникативные умения и навыки для последующего самостоятельного установления контактов и со сверстниками, и со взрослыми.

Выделение подсистем позволяет более четко обозначить их внутренние и внешние связи, а эти связи характеризуют структуру семьи с позиции ее границ. Границы регулируют отношения между подсистемами, а вместе с тем и внутри них.

Термин граница используется в описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи.

Внешние границы — это границы между семьей и социальным окружением. Они проявляют себя посредством того факта, что члены семьи ведут себя по-разному друг с другом и с внешним окружением. Например, руководитель организации может в грубой форме отчитать своего подчиненного и через минуту позвонить домой и ласково разговаривать с женой и маленькой дочкой.

Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении членов различных подсистем. Например, супруги ведут себя между собой иначе, чем с ребенком.

В рамках самой семьи встречаются три типа границ: четкие, ригидные и диффузные.

Четкие границы между семейными подсистемами позволяют членам семьи поддерживать и опекать друг друга. Вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Четкие границы также улучшают коммуникацию между подсистемами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны. К тому же четкие границы позволяют родителям и детям почувствовать взаимозависимость, но в то же время не мешают проявлению их индивидуального своеобразия.

Ригидные границы изолируют членов семьи друг от друга и даже от общества. В семье с ригидными границами ее члены автономны, однако семье трудно функционировать. Дети приобретают навыки борьбы за себя, но не вырабатывают навыков согласования. Общение между подсистемами в семье с ригидными границами скудное, лишь интенсивные кризисы, совместно переживаемые трудности или экстремальные стрессы сплачивают семью для того, чтобы помочь какому-либо ее члену. Слова, характеризующие взаимоотношения в семьях с ригидными границами, обычно сводятся к выражениям, типа «не мешай, у меня свои заботы», «займись своими делами», «пора бы самому позаботиться о…» и т.п. Именно поэтому семьи с ригидными границами ищут помощи за пределами своей семейной группы.

Диффузные границы своеобразно противостоят ригидным чертам. В семье с диффузными границами каждый член постоянно заботится о каждом и постепенно пытается предлагать и оказывать помощь. В таких семьях неясны функции подсистем. Поэтому в них утрачивается автономия, а вместе с тем и возможность экспериментировать. Некоторых родителей это может устраивать, однако развитие детей в подобных случаях замедляется. В семье с диффузными границами подсистема супружеской пары как бы исчезает, растворяется в родительской подсистеме. Вследствие этого дети уверены в родителях и не уверены в себе. Кроме того, дети лишаются четких ориентиров в мире чувственных переживаний, не знают, какие из них являются собственными, а какие — лишь отзвук родительских эмоций и чувств. Поэтому им трудно устанавливать отношения за пределами семьи, нелегко создавать и свою собственную семью, в особенности тогда, когда от своего избранника не получают более интенсивной поддержки, чем она была в родительской семье.

Дисфункцию семьи как системы задают крайние варианты границ. Плохо, когда границы или слишком жесткие, или слишком размытые. Если внешние границы слишком жесткие, то обмен между семьей и ее социальным окружением мал, наступает застой в системе. Если границы слишком слабые, то у членов семьи много связей с внешней средой и мало между собой. Например, семья редко собирается вместе. В этом случае члены семьи похожи на постояльцев гостиницы, живущих вместе под одной крышей. Если внутренние границы (например, между родительской и детской подсистемами) слишком жесткие, то родители производят впечатление людей, чрезмерно занятых только собой. Если, наоборот, слишком слабые, то родителям может не хватать интимности, они могут функционировать только в родительских ролях, теряя супружеские отношения.

Наряду с понятием границы семьи существует понятие границы поколений, которое используется для того, чтобы показать различия между поколениями в близости и иерархии. В хорошо функционирующих семьях правила, управляющие взаимодействиями в родительской и детской подсистемах, отличаются от правил в детско-родительских подсистемах. Родительские пары, например, в целом показывают более высокую степень сплоченности, чем в подсистемах «родитель-ребенок». Существуют также ясные границы поколений по иерархии, где родители имеют относительно более высокий статус в принятии решений по причине их опыта, ответственности и материальных ресурсов. Семьи, находящиеся в стрессе, имеют неясные границы поколений. Это выражается в коалициях через поколение, где сплоченность или преданность друг другу между родителем и ребенком больше, чем между родителями. В таких семьях существует большое число иерархических нарушений, например, перевернутая иерархия, когда влияние ребенка может превосходить авторитет одного или обоих родителей. Структура семьи как целостной системы во многом зависит и от типа семейной группы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *