Структура воспитательного процесса

Структура воспитательного процесса

2. Основные направления воспитательной работы.

3. Планирование и учет показателей эффективности воспитательной работы на примере ДЮСШ.

Воспитательный процесс – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Цели воспитания – это ожидаемыеизменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Цель воспитания в гуманистической педагогике – наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Содержанием воспитания – является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация.

Цель и содержание воспитания – определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социально-культурными и этническими нормами и традициями.

В качестве критериев воспитанности человека принимают :

· «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом):

· «истину» как руководство при оценке действий и поступков;

· «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Структура воспитательного процессаСтруктура воспитательного процесса

Рис. 4. Воспитание как система

О воспитанности человека можно судить по различным показателям: облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения и т.д.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое (новые: гражданское, правовое, патриотическое, экономическое, экологическое и т.д.)

Все стороны воспитания взаимосвязаны, поэтому педагогический процесс создает предпосылки для реализации их гармонического единства.

Это позволяет систематизировать задачи по направлениям, специфичным для каждой из сторон воспитания:

· овладение необходимыми знаниями и формирование на этой основе убеждений и мировоззрения;

· формирование умений, навыков, привычек, черт характера;

· формирование чувств, переживаний, душевных свойств человека, эмоционально окрашивающих его деятельность;

· обеспечение качественного проявления интеллектуальных, двигательных, моральных, эмоционально-волевых, трудовых, эстетических свойств личности.

Умственное воспитание – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

1. Вооружение занимающихся систематическими, сознательно и прочно усвоенными знаниями основ наук.

2. Формирование умений использовать полученные знания и самостоятельно применять их.

3. Развитие познавательных сил и способностей (внимания, памяти, мышления и др.), а также некоторых свойств личности, обеспечивающих успешное протекание познавательных процессов (любознательности, настойчивости, целеустремленности и др.).

4. Пробуждения чувства удовлетворения от интеллектуальной деятельности, радости от приобретения знаний и воспитание на этой основе стремления к познанию нового.

В процессе спортивных занятий с юными спортсменами основными задачами интеллектуального воспитания являются: овладение учащимися специальными знаниями в области теории и методики тренировки, гигиены, аутотренинга; воспитание умения объективно анализировать приобретаемый опыт тренировки, выступлений в соревнованиях; развитие познавательной активности, творческих проявлений в спортивной и бытовой деятельности.

Средства и методы: специальные средства обучения и воспитания, специальные психологические тренинги и упражнения, беседы об ученых, викторины и олимпиады, вовлечение в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента, а также совместная работа с тренером по разработке и уточнению перспективных, годичных и других планов спортивной подготовки.

Нравственное воспитание – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

1. Формирование нравственного сознания (понятий, убеждений, элементов мировоззрения, определяющих нравственные позиции человека).

2. Выработка навыков и привычек общественного поведения и сознательной дисциплины.

3. Развитие нравственных чувств и воспитание морально-волевых качеств и черт личности (целенаправленности, инициативности, активности, смелости, стойкости и др.).

Задача спортивно-этического воспитания заключается в конкретизации применительно к спортивной деятельности этических норм, чтобы сделать общие принципы нравственного поведения практическим руководством к действию в области спорта.

Средства и методы: убеждение и личный пример, совет, пожелания и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека.

Эстетическое воспитание – целенаправленная и планомерная деятельность по приобщению людей к прекрасному в природе и обществе. Способствует выработке и совершенствованию в подрастающем поколении способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

1. Воспитание эстетических чувств, понятий и суждений (необходимо стремиться к глубине понимания и эмоциональности переживания прекрасного).

2. Формирование стремлений и навыков организовать жизнь и быт по законам красоты.

Необходимо также развитие эстетических чувств и способностей, умение видеть прекрасное и создавать его в процессе занятий спортом, а также воспитание потребности создавать прекрасное в процессе спортивной деятельности и в жизни.

Средства и методы: использование литературных и художественных произведений, искусство, кино, театр, народный фольклор. Организация лекций, бесед, встреч и др. Эстетическая организация труда, привлекательное оформление классных комнат, аудиторий. Чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов, офисов и т.д.

Специфические, присущие спорту методы — спортивная атрибутика, символика, ритуалы, средства наглядной агитации и пропаганды, музыкальные сопровождения, внешнее оформление мест занятий, содержание физических упражнений и т.д.

Трудовое воспитание – совместная деятельность воспитателей и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду.

1. Формирование убеждений в необходимости труда и сознательный выбор профессии.

2. Формирование умений и навыков в области самообслуживания и общественно полезной деятельности.

3. Воспитание положительного отношения к труду и его результатам.

4. Формирование интереса к трудовой деятельности, воспитание трудолюбия и морально-волевых качеств, необходимых для частной трудовой деятельности.

Трудовое воспитание в спортивной школе также предусматривает: приобретение двигательных умений и навыков, имеющих прикладное значение в различных видах деятельности человека; развитие необходимого уровня развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости для полноценного участия в трудовых операциях и т.д.

Средства и методы: организация совместного труда, материальное и моральное поощрение, знакомство с трудовыми традициями, систематическое участие в общественно-полезном труде и др.

Особенности трудового воспитания в ДЮСШ должны ориентировать тренеров на проведение работы по трудовому воспитанию непосредственно во время учебно-тренировочных занятий, а также во внетренировочное время при проведении и подготовке спортивных соревнований.

Специфика физического воспитания отражена в содержании общей задачи: содействовать гармоническому развитию форм и функций организма, укреплению здоровья и творческому долголетию человека.

Гражданское воспитание – предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству.

Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.

Гражданственность как качество личности включает в себя:

· уважение к конституции, органам государственной власти, символам государственности: герб, флаг, гимн;

· чувство долга перед страной и обществом;

· готовность выполнять гражданские обязанности;

· соблюдение демократических принципов;

· уважение прав и свобод других людей;

· общественная активность, дисциплинированность и культура общежития и др.

Патриотическое воспитание – предполагает у воспитанников формирование любви к своему отечеству, преданности и готовности служить своей Родине.

Патриотизм как качество личности включает:

· активный, сознательный труд на благо Родины;

· интерес и бережное отношение к истории Отечества;

· любовь к малой Родине, к родным местам, соотечественникам;

· готовность защищать Родину;

· чувство национальной гордости;

· стремление укреплять честь и достоинство своей страны.

Все стороны воспитания взаимосвязаны. Связи между ними образует общая направленность задач воспитания. Дополняя друг друга, разнообразные стороны воспитательного процесса гарантируют интеллектуальное развитие, физическое здоровье, готовность к труду каждого члена общества.

Планирование и учет показателей эффективности воспитательной работы важная составная часть деятельности тренера спортивной школы. Составление планов учебно-воспитательного процесса в спортивной школе — сложное и ответственное дело, так как план определяют действия тренеров и спортсменов на значительный период времени.

Для осуществления рационального планирования и построения учебно-воспитательной работы необходимо:

· определить цель работы и избрать комплекс средств, ведущих к его достижению;

· рассчитать время, необходимое для использования избранных средств воспитания и определить порядок их применения;

· разработать тематическую последовательность воспитательных воздействий на спортсменов в отдельных тренировочных занятиях, соревнованиях, режиме жизни юного спортсмена, определить методическую последовательность воспитательных воздействий на спортсменов (содержание бесед, требования, указания, подбор упражнений и т.д.)

Планирование воспитательной работы в спортивной школе должно осуществляться в трех основных формах: годовой план воспитательной работы, календарный (помесячный), план воспитательной работы тренера.

Годовой план воспитательной работы составляется завучем спортивной школы и утверждается на педагогическом совете. При разработке плана учитываются требования к учебно-воспитательной работе, определенные положения о спортивной школе и учебных программ по видам спорта. Воспитательную работу следует планировать с учетом возраста, пола, спортивной подготовленности спортсмена, реальных условий спортивной школы.

Годовой план воспитательной работы содержит следующие разделы:

1. Общая характеристика состояния воспитательной работы в спортивном коллективе.

2. Воспитательные задачи.

3. Основное содержание работы по реализации поставленных задач (примерные формы деятельности и занятий учащихся):

· организационно-педагогическая работа (определятся сроки выборов ученического самоуправления, планируется организационно-методическая работа с активом, намечаются меры по контролю за соблюдением режима дня учащимися и др.);

· формирование основ мировоззрения (определяется тематика бесед с учащимися, намечаются мероприятия по проведению общественной работы вне спортивной школы);

· воспитание сознательного отношения к учению, культура умственного труда (предусматриваются меры по овладению учащимися умениями и навыками самостоятельной работы, осуществляется контроль за успеваемостью по общеобразовательным предметам);

· воспитание сознательного отношения к труду, общественно-полезной работе и бережного отношения к общественному достоянию (определяется система мероприятий по участию учащихся в общественно-полезном труде в спортшколах, планируются доклады и беседы о труде, экскурсии на предприятия);

· нравственное воспитание и воспитание в духе спортивной этики (планируются беседы о принципах и нормах морали и спортивной этики, намечаются формы, методы и средства воспитания нравственного поведения юных спортсменов);

· эстетическое воспитание (намечаются мероприятия по расширению знаний об искусстве и его роли в формировании эстетических идеалов);

· физическое воспитание (предусматриваются мероприятия по дальнейшему расширению знаний в области физической культуры и спорта, формированию потребностей в занятиях физической культурой и спортом)

4. Работа с родителями и связь с общественностью.

Календарный план воспитательной работы составляется на основе годового плана и предусматривает последовательное осуществление воспитательных задач.

План воспитательной работы тренера должен обеспечить последовательную реализацию годового плана воспитательной работы с определенной группой юных спортсменов. Решая воспитательные задачи в отдельных занятиях, важно предусматривать индивидуальный подход к спортсменам при проведении бесед, подборе упражнений и дозировке нагрузки.

Следует учитывать, что эффективность воспитательного воздействия будет достигнута лишь в том случае, если мероприятия, включенные в планы вспомогательной работы, будут интересны для учащихся, когда они будут убеждены в необходимости принимать активное участие в том, что предлагает тренер.

Важное значение имеет учет эффективности воспитательной работы в спортивном коллективе, которая оценивается прежде всего по уровню воспитанности учащихся. С позиций комплексного подхода под уровнем воспитанности понимается степень сформированности у юных спортсменов важнейших качеств личности. Уровень воспитанности определяется совокупностью основных признаков, раскрывающих норму идейно-политических, нравственных, трудовых, эстетических качеств личности юного спортсмена у четом его возраста и спортивной квалификации.

С позиций комплексного подхода необходимо выявлять следующие

стороны воспитанности юных спортсменов:

1. Активность в общественной жизни.

2. Нравственную воспитанность: отношение к окружающей действительности в соответствии с моральными нормами общества и нормами спортивной этики.

1. Активную жизненную позицию.

2. Эстетическую воспитанность: умение чувствовать, понимать и создавать прекрасное в спорте и жизни.

3. Трудовое воспитание является стержнем всей системы воспитания юного спортсмена. Критерием трудовой воспитанности являются трудовая активность и высокая сознательность при выполнении любой работы, стремление сделать результаты своей работы достоянием общества, эффективность и качество выполненной работы.

Учет эффективности воспитательной работы в спортивной школе осуществляется путем педагогических наблюдений, измерений, специально разработанных диагностических карт, изучения письменных материалов и записей данных учета. Полученные данные группируются, обобщаются и сопоставляются с запланированными показателями воспитательной работы, на основе чего делаются выводы об уровне воспитанности спортсмена. Эти выводы используются при дальнейшем планировании воспитательного процесса, проведении конкретных воспитательных мероприятий, а затем обобщаются спортсменами для активизации процесса самовоспитания.

Различают три формы учета эффективности воспитательной работы: предварительный, текущий и итоговый контроль.

Структура воспитательного процесса

Структура воспитательного процесса предполагает наличие четко поставленной воспитательной цели, содержания воспитания, отвечающего поставленной цели, форм и методов его реализации, предполагаемые результаты и условия, влияющие на эффективность воспитательного процесса.
Воспитательный процесс осуществляется в соответствии с принципами, разработанными советской педагогической наукой Подход к воспитательному процессу не только как к воздействию, но и взаимодействию, отношению предполагает диалектическое рассмотрение его целей.
В условиях школы воспитательный процесс направлен на:
целостное формирование личности с учетом цели коммунистического воспитания всестороннего, гармонического развития личности;
приобщение школьников к общественным ценностям в области идеологии, морали, труда, науки, искусства, культуры (освоение общественной культуры и духовных ценностей в процессе обучения школьников постоянно обогащает воспитательный процесс);
организацию познавательной деятельности учащихся, ведущей к развитию общественного сознания школьников;
организацию социально ценной, многообразной деятельности при ведущей роли трудовой деятельности, стимулирующей развитие творческих способностей личности;
развитие важнейшей социальной функции личности — общения в условиях коллективного взаимодействия в различных объединениях школьников;
развитие активной жизненной позиции, проявляющейся в системе отношений к обществу, данному коллективу, личности, самому себе; установок и мотивов, которыми руководствуется личность в своей деятельности; целей и ценностей, которыми она руководствуется;
формирование нравственных качеств и общественно ценной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
организацию специальных воздействий, нейтрализующих развитие негативных черт в развитии личности, неправильного выбора способов освоения ею социальных отношений.
Содержание воспитания обеспечивает путем различных форм и методов всестороннее развитие личности. Оно включает: процесс формирования коммунистического мировоззрения, нравственное, трудовое, идейно-политическое, эстетическое, физическое развитие личности, создание условий для многообразной деятельности коллективов школьников, пионерской и комсомольской организаций, внеклассной и внешкольной работы.
Содержание процесса воспитания взаимосвязано с деятельностью общественности и воспитанием, осуществляемым в семье.
Методы воспитания определяются в соответствии с его целью и содержанием. Существуют различные классификации методов воспитания. Методы постоянно разрабатываются и усовершенствуются. В качестве основных выделяется несколько их групп: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Методы воспитания реализуются путем многообразных способов и приемов, обусловленных мастерством воспитателя, своеобразием педагогической ситуации и индивидуальными особенностями учащихся.
Между всеми компонентами воспитательного процесса (целью, содержанием, методами, условиями) существуют разнообразные связи и зависимости. Они возникают как в результате процессов, происходящих в широкой социальной среде, вызываемых общественным прогрессом, так и вследствие организации педагогического процесса в условиях конкретного региона, конкретной школы.
Педагогическое назначение воспитательного процесса состоит в построении определенной системы воспитательного взаимодействия, в создании необходимых условий, в организации воспитательной деятельности и самовоспитания учащихся, направленных на реализацию социальной цели и создание положительного опыта воспитанников.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М. Просвещение, 1983.

Все права на книги принадлежат их авторам.
Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам 2011 — 2013

Структура процесса воспитания

Воспитание как один из составляющих педагогического процесса, в основных чертах сохраняет ту же структуру . цель и задачи, принципы и закономерности, субъекты, содержание, формы, средства, методы и технологии, результат. «Идеальное представление о процессе воспитания реализовать чрезвычайно трудно, поэтому реальный воспитательный процесс во многом отличается от идеального представления о нем», — считает Бронисловас Повилович Битинас, и с ним трудно не согласиться.

Чтобы разобраться в специфике воспитания, необходимо познакомиться со структурой воспитательного процесса как системы несколько в другом аспекте. Структура, прежде всего, предполагает наличие нескольких компонентов, находящихся во взаимосвязях друг с другом. Кроме того, любая система находится в составе более крупной системы, а ее компоненты в свою очередь являются ее подсистемами. Именно с этих позиций можно рассмотреть процесс воспитания. Упрощенно, не разворачивая структуру деятельности (а именно в деятельности проявляются не только её содержание, но и методы, технологии, средства, с помощью которых эта деятельность реализуется, ролевые позиции её участников, нравственные основания деятельности человека), можно представить основные компоненты воспитательного процесса. См. рис 1.

Структура воспитательного процесса

Рис.1. Компоненты процесса воспитания

Дадим пояснения к рисунку. Как и в любой социальной системе, системообразующим компонентом воспитательного процесса является его цель. В данном случае это социально задаваемая (обществом и государством) цель образования (воспитание в этом случае – часть образования). Основные компоненты системы – субъекты воспитательного процесса (педагоги, учащиеся, воспитатели, воспитанники, родители и дети и т.п.). Они существуют в рамках какой-либо образовательной системы или образовательного пространства (школы, районной системы образования, городской, федеральной и мировой системы образования). Их также можно рассмотреть объемно — в рамках расширяющейся социальной среды (мега, макро, мезо, микросреда). Подробно об этом можно посмотреть в разделе «Педагогический процесс». Среда в число компонентов процесса воспитания, по мнению большинства ученых, не входит, но это реальность, в которой он осуществляется. Поэтому сегодняшние исследования показывают, что именно среда может стать наиболее значимым фактором развития и воспитания человека (например, виртуальная среда Интернета, социокультурная среда района проживания, среда школы, семьи и т.п.). Среда часто воспринимается как нечто внешнее по отношению к субъектам и самому процессу. Но это не так. Среда как бы пронизывает весь процесс и непосредственно влияет на его участников, определяясь характером обязательных школьных мероприятий, организацией школьного быта, стилем отношений, принятым в школе – словом, всем образом жизни школы. Для описания этого феномена в последнее время используют такое понятие как «скрытый курс обучения», понимая под обучением приобретение различного опыта жизни человека в нашем мире. В число основных компонентов воспитательного процесса входят также принципы и закономерности, о которых мы поговорим позднее, содержание воспитания, которое определяется ценностями субъектов этого процесса. Содержание воспитания реализуется с помощью различных методов и технологий, приемов, средств и в различных формах. Результаты воспитания (и самовоспитания), их оценка и самооценка часто подвергаются коррекции, что заставляет субъекты выдвигать новые цели и, таким образом, процесс воспитания, как любая человеческая деятельность носит циклический и систематический характер.

Важно понимать, что представленная структура процесса воспитания статическая, абстрактная. М.А. Данилов в связи с этим писал, что объекты педа­гогической науки не есть непосредственное отражение реальности. Они суть результаты определенных процессов обобщения, схемати­зации, идеализации. То есть необходимо различение объективно су­ществующего наблюдаемого педагогического процесса и теоретичес­кого объекта педагогической науки. Более того, данное понимание раскрывает скорее не процесс воспитания, а воспитательную деятельность по решению задач воспитания.

Если говорить о сущности процесса воспитания, то, опираясь на понимание процесса воспитания, как части педагогического процесса, а также, учитывая мнение В.А. Сластенина и других педагогов о том, что педагогическая деятельность может быть представлена как взаимосвязанная пос­ледовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, причем воспитанники включены в их решение (так как взаимодействуют с педагогами), то единицей педа­гогического процесса можно рассматривать материа­лизованную педагогическую задачу, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, «моменты» педагогического процесса должны прослеживаться от совместного решения одной задачи к другой.

Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого. реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс — ядро педагогической деятельности образовательного учреждения. В то же время организация воспитательного процесса не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды.

Движущей силой воспитательного процесса является разрешение противоречия между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогами цели воспитания находятся в пределах развития возможностей учеников и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого. И, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращая их в конкретные воспитательные задачи.

Необходимо отметить, что все действия участников воспитательного процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на ребенка. В результате воспитания должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса. В этом плане важно рассмотреть соотношение понятий «воспитательный процесс» и «воспитательная система».

По мнению Л.И.Новиковой, большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, у которой достаточно сложная структура, включающая в себя цели. Ее деятельность обеспечивает их реализацию, создает среду системы и обеспечивает управление ею.

«С одной стороны, она — система психолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в- окружающую среду, через ее отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения)»1.

Между понятиями «воспитательная система» и «воспитательный процесс» четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается воспитательная система, с другой — эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач. I Если воспитательный процесс рассматривать с позиции системного подхода, то понятия «развитие воспитательной системы» « и «воспитательный процесс» идентичны.

Воспитание состоит из отдельных взаимосвязанных процессов: из воспитательных воздействий, принятия их личностью и осуществляемого при этом самовоспитания. Управляемые, развивающиеся взаимодействия субъектов и объектов отражают лишь одну, хотя и существенную сторону воспитательного процесса, которую можно условно считать «внешней». Исследователи воспитательного процесса между тем отмечают, что в его состав входят не только внешние воспитательные взаимодействия и собственные реакции воспитуемого, но и сами процессы роста, накопления, совершенствования качеств человека.

В воспитательном процессе проявляется единство внешних воздействий и влияние на объекты их внутреннего отражения, преломления (причем это отражение носит опережающий характер), возникновение обратного действия, а также самостоятельного влияния объекта на себя, которое проявляется в самовоспитании. Это взаимодействие осуществляется не стихийно, а определенным образом управляется и самоуправляется. В воспитательном процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально психическое состояние человека. В этом определении подчеркивается именно «внутренняя» сторона процесса.

В состав динамической системы «воспитательный процесс» входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.

Структура воспитательного процесса

Структура воспитательного процесса предполагает наличие четко поставленной воспитательной цели, содержания воспитания, отвечающего поставленной цели, форм и методов его реализации, предполагаемые результаты и условия, влияющие на эффективность воспитательного процесса.

Воспитательный процесс осуществляется в соответствии с принципами, разработанными советской педагогической наукой Подход к воспитательному процессу не только как к воздействию, но и взаимодействию, отношению предполагает диалектическое рассмотрение его целей.

В условиях школы воспитательный процесс направлен на:

целостное формирование личности с учетом цели коммунистического воспитания всестороннего, гармонического развития личности;

приобщение школьников к общественным ценностям в области идеологии, морали, труда, науки, искусства, культуры (освоение общественной культуры и духовных ценностей в процессе обучения школьников постоянно обогащает воспитательный процесс);

организацию познавательной деятельности учащихся, ведущей к развитию общественного сознания школьников;

организацию социально ценной, многообразной деятельности при ведущей роли трудовой деятельности, стимулирующей развитие творческих способностей личности;

развитие важнейшей социальной функции личности — общения в условиях коллективного взаимодействия в различных объединениях школьников;

развитие активной жизненной позиции, проявляющейся в системе отношений к обществу, данному коллективу, личности, самому себе; установок и мотивов, которыми руководствуется личность в своей деятельности; целей и ценностей, которыми она руководствуется;

формирование нравственных качеств и общественно ценной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

организацию специальных воздействий, нейтрализующих развитие негативных черт в развитии личности, неправильного выбора способов освоения ею социальных отношений.

Содержание воспитания обеспечивает путем различных форм и методов всестороннее развитие личности. Оно включает: процесс формирования коммунистического мировоззрения, нравственное, трудовое, идейно-политическое, эстетическое, физическое развитие личности, создание условий для многообразной деятельности коллективов школьников, пионерской и комсомольской организаций, внеклассной и внешкольной работы.

Содержание процесса воспитания взаимосвязано с деятельностью общественности и воспитанием, осуществляемым в семье.

Методы воспитания определяются в соответствии с его целью и содержанием. Существуют различные классификации методов воспитания. Методы постоянно разрабатываются и усовершенствуются. В качестве основных выделяется несколько их групп: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Методы воспитания реализуются путем многообразных способов и приемов, обусловленных мастерством воспитателя, своеобразием педагогической ситуации и индивидуальными особенностями учащихся.

Между всеми компонентами воспитательного процесса (целью, содержанием, методами, условиями) существуют разнообразные связи и зависимости. Они возникают как в результате процессов, происходящих в широкой социальной среде, вызываемых общественным прогрессом, так и вследствие организации педагогического процесса в условиях конкретного региона, конкретной школы.

Педагогическое назначение воспитательного процесса состоит в построении определенной системы воспитательного взаимодействия, в создании необходимых условий, в организации воспитательной деятельности и самовоспитания учащихся, направленных на реализацию социальной цели и создание положительного опыта воспитанников.

Особенности воспитательного процесса, его функции и структура

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности воспитательного процесса, его функции и структура

Особенности воспитательного процесса:

1. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности.

2. Процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитанников и воспитателей, направленное на достижение заданной цели.

3. Процесс воспитания — многофакторный. В нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы — выражающие внутренние потребности личности.

4. Воспитание это длительный процесс. Он длится всю жизнь.

5. Ещё одна особенность воспитательного процесса — его непрерывность. Процесс школьного воспитания — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

6. Процесс воспитания — это процесс комплексный (единство целей, задач, содержания форм и методов воспитательного процесса, подчинённых идее целостного формирования личности).

7. Воспитательному процессу присуща — вариативность и неопределённость.

8. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Он идёт в двух направлениях:

От воспитателя к воспитаннику (прямая связь),

От воспитанника воспитателю (обратная связь).

Т.к. управление процесса строится на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Структура воспитательного процесса.

Осознание требуемых норм и правил поведения.

2. Этап. Убеждения:

Твёрдые взгляды, которые служат руководством в жизни.

«Без чувств не может быть искания истины»

4. Этап. Деятельность, поведения:

В них отражаются нормы и правила поведения.

Функции воспитательного процесса:

1. Аналитическая — изучение личности и социально педагогической ситуации её развития.

2. Диагностическая — выявление уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, формирование его личности.

3. Прогностическая — целепологание — формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.

4. Проектировочная — разработка программы и плана, выбор деятельности, направленный на достижение цели.

5. Организаторская — формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения.

6. Контрольно-оценочная — выявление и оценка результата воспитания, эффективность форм и способов организации воспитательного взаимодействия.

Общие закономерности процесса воспитания.

Закономерность — это объектно-сущностная, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого — либо процесса. Закономерности распространяются на всю систему процесса воспитания. Цель и характер воспитания определяется общением.

Т.о. эффективность воспитания зависит от следующих закономерностей. воспитание знание обучение личность

Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности, природосообразность воспитания. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания — принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход, персонализации педагогического взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, полисубъектного (диалогического) подхода индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей: метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности. Метапринципы гуманистического воспитания — это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т. Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности Важнейший принцип организации детской деятельности — уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. А.С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых — согласованности требований школы, семьи и общественности. Управление деятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по утверждению А.С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

Принципы воспитания: основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема Принципов воспитания не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями.

Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Принцип природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Я.А. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в. особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту.

Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И.Г. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. А. Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.

Принцип незавершимости воспитания: вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Соответственно воспитание необходимо строить т.о. чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире. Наряду с общими сложились и специфические принципы воспитания, например, конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная — семейного воспитания, социальная педагогика — социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания. В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.

Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, что коллектив — важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом — для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

Принцип диалогичности социального воспитания. Принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми.

Принципы воспитательного процесса:

· принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся;

· принцип адекватности системе социальных отношений;

· принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;

· принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов;

· мотивация учебной деятельности;

· принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности;

· принцип педагогического оптимизма;

· принцип демократизации в воспитании.

Закономерности воспитательного процесса:

· взаимосвязь форм организации и содержания педагогического процесса;

· единство действий участников педагогического процесса;

· зависимость организации педагогического процесса от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

· взаимосвязь процесса образования, обучения, воспитания;

· гармонизация личных и общественных интересов;

· обусловленность содержания педагогического процесса.

1. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие.- Екатеринбург, 1996.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- Екатеринбург, 1992.

3. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Санкт — Петербург,2005.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М. 2003.

5. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. — М. Педагогика, 1982

6. Крившенко Л.П. Педагогика. М. 2005.

7. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. — М. 1982.

8. Лихачев Б.Т. Курс лекций по педагогике. — М. Прометей, 1998.

9. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. — М. 1983.

10. Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого. — М. Просвещение, 2003.

11. Педагогика // Под ред. В.А Сластенина, И.Ф. Исаева. — М. Школа-Пресс, 2001.

12. Подласый И.П. Педагогика. — М. Просвещение, 2000.

13. Харламов И.Ф. Педагогика. — М. Высшая школа, 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Воспитание как процесс формирования, развития личности. Особенности воспитания, его содержательная и процессуальная стороны. Факторы эффективности воспитания. Условия воспитательного процесса, его принципы и средства. Классификация методов воспитания.

презентация [143,6 K], добавлен 25.08.2013

Характеристика воспитания, как целенаправленного процесса формирования личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Сущность, направления, стили и методы воспитания.

контрольная работа [25,3 K], добавлен 07.12.2010

Проблема воспитания и обучения. Сущность понятия воспитания как целенаправленного развития личности. Объективные и субъективные воспитательные факторы. Направления и виды воспитания. Методы, приемы и средства воспитательного воздействия на личность.

контрольная работа [50,7 K], добавлен 27.06.2013

Специфические черты процесса воспитания. Целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Цели воспитания. Самовоспитание. Перевоспитание. Работа по укреплению достоинств и изжитию недостатков. Развитие мотивации.

реферат [11,4 K], добавлен 13.12.2006

Понятие воспитания как процесса целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. Необходимость эстетического воспитания в современных условиях.

курсовая работа [30,9 K], добавлен 19.01.2011

Система принципов воспитания в современной педагогике. Анализ закономерностей воспитательного процесса как основы принципов воспитания. Характеристика главных принципов воспитания, основные пути их эффективной реализации в педагогической работе.

курсовая работа [64,9 K], добавлен 15.12.2014

Педагогическое исследование основополагающих принципов обучения и воспитания, как налаженных отрегулированных, целенаправленных процессов взаимодействия учеников и учителей. Анализ многообразия и необходимость учета факторов воспитательного процесса.

реферат [15,4 K], добавлен 30.11.2010

Особенности современного воспитания. Возрастные и психологические особенности подросткового возраста. Планирование воспитательной работы в заведениях профессионального образования как фактор успешности воспитания и самоопределения личности студента.

курсовая работа [104,3 K], добавлен 14.06.2015

Основные методы осуществления воспитательного процесса. Формирование положительного опыта поведения в процессе деятельности. Классификация методов воспитания. Основная функция методов формирования сознания. Организационные формы воспитания школьников.

реферат [24,7 K], добавлен 09.03.2010

Рассмотрение особенностей воспитательного процесса, его содержания. Ознакомление с системным подходом к воспитанию и его идеей. Основы формирования культуры личности школьника. Изучение авторских концепций и авторских школ воспитания педагогов-новаторов.

курсовая работа [292,0 K], добавлен 13.12.2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *