Методология научного познания

Методология научного познания

Методологияфилософское учение о методах познания и преобразования действительности. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология делит­ся на две части: во-первых, это — учение об исходных ос­новах (принципах) познания и, во-вторых, это — учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания анализи­руются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания.

Следовательно, эта часть методологии непосред­ственно связана с философией, с мировоззренческими ус­тановками. В учении о способах и приемах исследования рассматривается и теория частных методов познания, со­ставляющих общую методику исследовательской деятель­ности. Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет выяснить подлинную философс­кую основу научного познания, произвести на этой основе систематизацию всего объема научных знаний, создать условия для разработки новой, еще более эффективной методики дальнейших научных исследований во всех об­ластях знания.

Методы научного познания — средство познания, способ воспроизведения действительности в нашем со­знании, т. е. система принципов и правил практической и теоретической деятельности. Выработанные субъек­том познания методы научного познания — это такая пос­ледовательность операций в познавательной деятельнос­ти, которая позволяет найти общее, закон, необходимость в изучаемой области. Чем более общим является закон, лежащий в основе метода, тем более общим является и сам метод.

В соответствии с масштабами применения выделяют следующие уровни методов .

Во-первых, предельно общие методы. т. е. те, которые выходят за рамки науки: напри­мер, такие мысленные операции как синтез, анализ, умо­заключение и т. п. К общим методам относится и диалек­тическая логика, которая применяется как в научном, так и в других видах познания, являясь самым общим мето­дом вообще, а следовательно, и в науке.

Во-вторых, мето­ды, которые применяются только в научном познании, т. е. во всех науках. Общенаучными методами являются, например, такие как: наблюдение, эксперимент, модели­рование, аксиоматический метод и т. д.

В-третьих, частнонаучные методы. которые применяются в отдельных науках или в группе наук. Например, закон сохранения энергии применяется и в физике, и в химии, и в какой-то мере в биологии, но применение его в социальных науках, в психологии уже теряет смысл. В рамках отдельных наук применяются, например, метод меченых атомов — в фи­зике, метод опроса и анкетирования — в социологии и т. п. В четвертых, методики, применяемые для решения спе­цифических задач в данной конкретной области опре­деленной науки. Их применение зависит от той или иной ситуации, ее особенностей, того или иного эксперимента, теории и т. д.

Методы всех уровней характеризуются оп­ределенными свойствами, среди которых можно выделить следующие:

— ясность или общепонятность;

— детерминиро­ванность или отсутствие произвола в применении соответ­ствующих регулятивных принципов, что, в частности, обеспечивает обучаемость данным методам;

— подчиненность определенной цели, задаче;

— результативность или способ­ность обеспечивать достижения намеченной цели;

— надеж­ность или способность с большей вероятностью обеспечи­вать получение искомого результата;

— способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени и др.

Естественно, что не все указанные свойства присущи каждому методу, но чем больше он разработан, тем в боль­шей степени может удовлетворять вышеперечисленным свойствам.

По функциональному назначению и способам приме­нения методы подразделяются на эмпирические и теоре­тические. Эмпирический уровень знания — это знание, полученное непосредственно из опыта, с некоторой раци­ональной обработкой свойств и отношений изучаемого объекта. Он всегда представляет собой базу для теорети­ческого уровня знания. Теоретический уровень — это зна­ние, полученное путем абстрактного мышления. Теория в широком значении — это наука, знание вообще, в отли­чие от практической деятельности людей.

В более узком значении — знание, имеющее строго определенную фор­му. Познавая тот или иной объект, человек начинает про­цесс познания с внешнего его описания, фиксирует отдель­ные его свойства, стороны. Затем, углубляясь в содержа­ние объекта, раскрывая законы, которым он подчиняется, переходит к объяснению его свойств, связывает знания об отдельных сторонах предмета в единую, целостную систе­му. Получаемое при этом глубокое разностороннее конк­ретное знание о предмете и есть теория, обладающая опре­деленной внутренней логической структурой.

Деление познавательного процесса на эмпирический и теоретический уровни знания не совпадает с разделением познания вообще на чувственное и абстрактное, посколь­ку последнее характеризует диалектику процесса отраже­ния вообще, а различие между эмпирическим и теорети­ческим относится к области только научного познания. Эмпирическое познание формируется в процессе взаимо­действия с объектом исследования, когда мы непосред­ственно воздействуем на него, взаимодействуем с ним, об­рабатываем результаты и получаем вывод.

Эмпирический уровень разделяется на стадии, каждая из которых имеет свои собственные методы. Во-первых, взаимодействие с объектом исследования, где ведущими являются такие методы, как наблюдение и эксперимент ; во-вторых, сис­тематизация и классификация полученных эмпиричес­ких данных при помощи графиков и таблиц; в-третьих, стадия эмпирического обобщения и, в-четвертых, заклю­чительная стадия, на которой мы получаем эмпирические факты .

Но получение отдельных эмпирических фактов и за­конов не позволяет еще построить систему законов. Для того, чтобы познать сущность, нужно обязательно перейти к теоретическому уровню научного познания. Этот уро­вень всегда начинается с поиска исходных принципов по­строения теории. а переход к нему представляет каче­ственный скачок. Поиск принципов для построения теории осуществляется путем интеллектуальной интуи­ции. которая является важным средством нахождения ис­тины. В ее основе лежат определенные принципы: это — значительное накопление знаний в соответствующей обла­сти познания, поскольку интуитивное решение можно на­ходить только в том случае, если обладаешь достаточно большим запасом знаний.

Так как механизм действия ин­туиции основан на аналогиях. интуитивные ассоциации устанавливаются с их помощью, универсальным источни­ком и всеобщей формой которых являются законы диалек­тики . Овладение системой философских категорий — не­обходимое условие эффективного результата интеллекту­альной интуиции. Одним из источников активизации интеллектуальной интуиции является процесс художе­ственного освоения мира, поэтому овладение искусством, знание его — также фактор, существенный для интеллек­туальной интуиции.

Второй этап теоретического уровня — построение на­учной теории как содержательной, так и формальной. Ве­дущими методами здесь являются: аксиоматический ме­тод, абстрагирование, идеализация. Когда теория по­строена, то выдвигается последняя задача: сопоставление теории с действительностью, построение соответствующей модели, которая бы связывала положение теории с теми или иными эмпирическими фактами. При этом часто при­ходится пользоваться так называемым мысленным экспе­риментом .

На основе построенной промежуточной моде­ли опять проводится эксперимент, и чем более отдаленные выводы можно при этом проверить, тем больше оснований считать эту теорию истинной. Когда такие модели постро­ены, можно утверждать, что процесс познания является относительно завершенным. Но до тех пор, пока теорию не удается проверить, связать с экспериментальными фак­тами, она остается гипотезой. Примером этому могут яв­ляться все современные космологические теории.

Эмпирический и теоретический уровни знания, хотя и отличаются по предмету, средствам и методам исследова­ния, в реальной действительности всегда неразрывно свя­заны между собой. Их взаимодействие осуществляется на основе практики, которая пронизывает все стороны и уровни познавательной деятельности, объединяя их различные аспекты в результатах нового знания .

История человечества — это история познания им са­мого себя и окружающего мира на основе практической деятельности. В настоящее время в условиях поиска но­вых смысловых ориентиров происходят глубокие изме­нения в содержании общественной практики и возника­ет необходимость разработки теории, которая должна не только адекватно отразить, но и определить направлен­ность современного социального развития, опережая его в конкретных результатах.

Такую возможность для фи­лософской теории создает ее непосредственная связь с научным познанием мира и результатами этого позна­ния. Для перехода философии на новую парадигму в сфе­ре гносеологии требуется разработка принципиально но­вой методологии научного познания, соответствующей информационно-технологической основе познавательной деятельности. Развиваясь и изменяясь, наше знание о мире становится все более глубоким, объективным и кон­кретным. определяет содержание новой научной карти­ны мира, создает предпосылки для уверенного перехода человечества на новый виток истории.

Отрицание необ­ходимости познавательной деятельности и использования ее результатов в общественной практике — это позиция определенных социальных групп, которые либо не спо­собны подняться до уровня научного мышления, либо имеют особые интересы в поддержании хаотической сти­хийности и неопределенности в развитии современного цивилизационного процесса.

Алексеев П. В. Панин А. В. Теория познания и диалектика. М. 1991.

Барсков А. Г. Научный метод познания: возможности и иллюзии. М. 1994.

Бургин М. С. Кузнецов В. И. Введение в современную точную методоло­гию науки. Структуры систем знания. М. 1994.

Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М. 1994.

Исторические типы рациональности. Т. 1 / Отв. ред. В. А. Лекторский; Т. 2 / Отв. ред. П. П. Гайденко. М. 1996.

Познание в социальном контексте. М. 1994.

Руткевич М. И. Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М. 1994.

Рыбаков Н. С. Факт. Бытие. Познание. М. 1994.

Современные теории познания. М. 1992.

Степин В. С. Динамика научного знания как процесс самоорганизации. М. 1994.

Хвостова К. В. Финн В. К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М. 1997.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

1.2. Объект и предмет научного познания

Объектом познания являются определенные существующие вне и независимо от нашего сознания явления материальной действи­тельности. Объект представляет собой целостную модель процесса познания реальной действительности. Объект (лат. – предмет), то, что противостоит субъекту в его предметно-практи­ческой и познавательной деятельности. Объект не просто тожде­ственен объективной реальности, а выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом (исследователем). При этом выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности и отражающих свойства объективной реальности.

Предмет обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческого познания. Это зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности чело­века стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с опре­деленной целью в данных условиях и обстоятельствах.

Таким образом, исследование предмета познания осуществля­ется, с одной стороны, как единого целого, а с другой – как части более крупной системы (объекта), в которой анализируемый (изу­чаемый) предмет находится с остальными предметами познания в определенных отношениях. Поэтому в каждом научном исследова­нии выделяется объект и предмет исследования. Объектом научного исследования является материальная, или идеальная, природная, или искусственная, система. Предмет научного исследования – это структура системы, закономерности взаимодействия как внутри, так и вне ее, закономерности развития, различные ее свойства, ка­чества и т.д.

1.3. Методология научного познания: понятие, классификационные уровни и основные принципы

Термин «методология» в буквальном смысле означает учение о методах познания (лат. – наука, знание, метод-путь, направ­ление познания).

В литературных источниках встречаются различные толкования понятия «методология»:

как наиболее общего (философского) метода познания;

как системы методов, которые используются той или иной наукой;

как особой отрасли знаний, призванной служить своеобраз­ным источником, откуда другие конкретные науки заимствуют методы исследований;

как философского учения о методах познания и практики.

Следовательно, методология научного познания изучает методы научного исследования. С философской точки зрения, методология – это учение о методах познания и преобразования действительности; применение принципов мировоззрения к процессу познания, духов­ному творчеству и практике.

Для конкретных наук методология познания (исследования) яв­ляется совокупностью методов и средств, направленных на реше­ние поставленных проблем.

Методология реализует три функции:

получение и создание нового знания;

преобразование этого знания в виде новых понятий, катего­рий, законов, гипотез, идей, теорий;

организация использования новых знаний в практической деятельности.

Основными принципами методологии познания являются:

принцип единства теории и практики;

Методология научного познания. Классификация научных методов

Методология науки – раздел философии науки, исследующий методы научного познания, а также методы управления наукой и методы практической реализации научного знания. Методология науки имеет четыре уровня своего существования: Дисциплинарная методология, отраслевая методология, общенаучная методология, и философская методология. В философии науки акцент делается на изучение природы и функций научных методов, их классификации, исследовании взаимосвязи различных уровней методологии науки и отдельных методов, реконструкции и описании общенаучных методов. Наиболее разработанной в философии науки является методология научного познания, особенно общенаучная и философская. (Лебедев, словарь).

Методология научного познания область философии науки, исследующая различные методы получения, обоснования, изложения и проверки научного знания, их природу и возможности (анализ и синтез, индукцию и дедукцию, интуицию и логическое доказательство, интерпретацию и обобщение, абстрагирование и идеализацию, материальный и физический эксперимент, объяснение и предсказание, моделирование и конкретизацию, подтверждение и опровержение, исторический и структурный метод. и.т.д. и.т.п.). Современная методология научного познания, исходит из необходимости четкой фиксации специфики методологии отдельных научных дисциплин, различных отраслей научного знания, уровней научного знания, типов научного исследования. Вместе с тем ее усилия направлены на исследование взаимосвязи методов различных наук, отраслей наук и уровней научного знания. Одной из важных задач философии науки в области методологического анализа научного познания является выделение инвариантной, общенаучной части методологического арсенала наук, а также определение места и роли философских методов в построении, обосновании, интерпретации и развития научного знания. (Лебедев, словарь).

Как подчеркивает современный американский философ науки М. Томпсон, эта дисциплина решает две кардинальные проблемы. Во-первых, она «занимается преимущественно изучением методов и прин­ципов, на основе которых ученые истолковывают факты и выдвигают гипотезы». Во-вторых, философия науки «исследует процесс самой науки»*. Философия науки без обстоятельного и глубокого рассмот­рения всех применяемых в научном познании методологических средств — это все что угодно, но только не философия науки.

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т. д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.

Метод (от греч. methodos) — в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие «методология» имеет два основных значения: система опре­деленных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Основная функция метода — внутренняя организация и регулиро­вание процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм по­знания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требо­ваний, которые должны ориентировать в решении конкретной зада­чи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если пра­вильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим пу­тем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет из­бегать ошибок.

Каждый метод — безусловно важная и нужная вещь. Однако не­допустимо впадать в крайности: а) недооценивать метод и методоло­гические проблемы, считая все это незначительным делом, «отвлека­ющим» от настоящей работы, подлинной науки и т. п. <«методологи­ческий негативизм»); б) преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращать метод в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный «инструмент» научного открытия <«методоло­гическая эйфория»). Дело в том, что «. ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования»*.

Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как «руководящей нитью» в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фак­тов. Главное предназначение любого метода — на основе соответству­ющих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить ус­пешное решение определенных познавательных и практических про­блем, приращение знания, оптимальное функционирование и разви­тие тех или иных объектов.

Следует иметь в виду, что вопросы метода и методологии не мо­гут быть ограничены лишь философскими или внутринаучными рам­ками, а должны ставиться в широком социокультурном контексте. Это значит, что необходимо учитывать связь науки с производством на данном этапе социального развития, взаимодействие науки с дру­гими формами общественного сознания, соотношение методологичес­кого и ценностного аспектов, «личностные особенности» субъекта де­ятельности и многие другие социальные факторы. Применение мето­дов может быть стихийным и сознательным. Ясно, что только осоз­нанное применение методов, основанное на понимании их возможно­стей и границ, делает деятельность людей, при прочих равных усло­виях, более рациональной и эффективной.

Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и при­емов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Исторически первоначально проблемы методо­логии разрабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистичес­кий метод Р. Декарта, антитетический метод Фихте, диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т. д. Поэтому методология (и по сей день) тесно связана с филосо­фией — особенно с такими ее разделами (философскими дисциплина­ми), как гносеология (теория познания) и диалектика. Теснейшая вза­имосвязь и взаимодействие философии и методологии — важнейшее, существенное условие успешного плодотворного развития и одной, и другой, и их единства в целом.

Из других дисциплин методология наиболее тесно смыкается с логикой (формальной), которая главное внимание направляет на про­яснение структуры готового, «ставшего» знания, на описание его фор­мальных связей и элементов на языке символов и формул при отвле­чении от конкретного содержания высказываний и умозаключений. Как в этой связи отмечал выдающийся логик современности Г. X. фон Вригт, «с должной предосторожностью можно сказать, что формаль­ная логика традиционно имела дело с концептуальными построения­ми статического мира»*.

Вместе с тем следует сказать, что действительно большие достиже­ния формальной логики породили иллюзию, будто только ее методами можно решить все без исключения методологические проблемы науки. Особенно долго эту иллюзию поддерживал логический позитивизм, крах которого показал ограниченность, односторонность подобного подхо­да — при всей его важности «в пределах своей компетенции».

Начиная с Нового времени (XVI—XVII вв.) методологические идеи разрабатываются не только в философии, но и в рамках возникающих и бурно развивающихся частных наук — механики, физики, химии, истории и др. «Методологический срез» стал необходимым компо­нентом каждой науки — хотя он не всегда осознавался некоторыми ее представителями. Характерной чертой современной науки является не только наднаучная рефлексия, т. е. осознание закономерностей развития и строение знания в наиболее общей — логико-философской форме, но и интенсивное развитие внутринаучной рефлексии. «Суть ее заключается в том, что в рамках конкретных научных направлений происходит осмысление и изучение методов и форм научного позна­ния. В самой науке все более четко выделяются два взаимосвязанных направления: исследование свойств объектов (традиционное направ­ление) и исследование способов и форм научного познания».

Особенно активно второе направление разрабатывается в рамках таких зрелых наук, как физика, биология, химия, все большее внима­ние оно привлекает и в гуманитарных науках. Эмпирической базой разработки методологии науки (научной методологии) является исто­рия науки, но взятая не сама по себе, а в широком философском, об­щественно-историческом, социокультурном контексте, т. е. в системе культуры в ее целостности.

В наши дни стало совершенно очевидным, что «несомненно, ма­гистральной линией современной цивилизации является разработка методов в самых различных сферах человеческой деятельности». Бо­лее того, в настоящее время «методология стала самостоятельной ре­альностью», под влиянием нынешних социокультурных условий, «и складывается профессиональная методология как одна из областей со­временной технологии — технологии мыслительной работы (деятель­ности).

Научные методы общее собирательное имя для обозначения огромного числа используемых в науке средств, методик, технологий для достижения ее познавательных и практических целей. Методы науки являются существенно различными для разных областей научного знания (методы математики, логики, методы естествознания, методы гуманитарных и социальных наук, методы технонаук и инженерной деятельности), разных уровней знания (эмпирические методы, методы построения научных теорий, методы метатеоретической рефлексии), видов научных исследований, прикладная наука, опытно-конструкторские разработки). В науке не существует единого для всех областей науки и видов научной деятельности универсального метода, который можно было бы выучить и применять во всех случаях. Единый научный метод – это идеал ранней стадии развития философии и методологии науки в 16 – 17 веках. Сегодня такой идеал выглядит явным анохронизмом. (Лебедев, словарь).

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифициро­ваны по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного и иных форм познания, она должна выходить за их пределы и непременно включать в свою орби­ту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаи­модействие этих двух сфер.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержа­тельные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и приклад­ные, методы исследования и изложения и т. п. Содержание изучае­мых наукой объектов служит критерием для различия методов есте­ствознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изу­чения неживой природы и методы изучения живой природы и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

В современной науке достаточно успешно «работает» многоуров­невая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные груп­пы (по степени общности и широте применения).

I. Философские методы, среди которых наиболее древними явля­ются диалектический и метафизический. По существу каждая фило­софская концепция имеет методологическую функцию, является сво­еобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философ­ские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для совре­менной аналитической философии), интуитивный, феноменологичес­кий, герменевтический (понимание) и др.

Нередко философские системы (и соответственно и их методы) сочетались и «переплетались» между собой в разных «пропорциях». Так, диалектический метод Гегеля был соединен с идеализмом, у Мар­кса (как, кстати, и у Гераклита) — с материализмом. Гадамер пытал­ся совместить герменевтику с рационалистической диалектикой и т. д. Философские методы — это не «свод» жестко фиксированных регуля-тивов, а система «мягких» принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т. е. находящихся на самых выс­ших (предельных) «этажах» абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

Следует четко представлять себе, что философские методы зада­ют лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стра­тегию, но не заменяют специальные методы и не определяют оконча­тельный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показы­вает, что «чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов по­знания, тем более велика его неоднозначность в определении конеч­ных результатов исследования»*.

Но это не означает, что философские методы вовсе не нужны. Как свидетельствует история познания, «ошибка на высших этажах позна­ния может завести целую программу исследования в тупик. Напри­мер, ошибочные общие исходные установки (механизм-витализм, эмпиризм-априоризм) с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта»*.

Всевозрастающую роль в современном научном познании играет диалектико-материалистическая методология. Она реально функ­ционирует не в виде жесткой и однозначной совокупности норм, «ре­цептов» и приемов, а в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности — в том числе мышления в его целостности.

Поэтому важная задача диалектико-материалистической методо­логии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в разви­тии таких категориальных форм, которые были бы максимально адек­ватны всеобщим законам существования самой объективной действи­тельности. Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и она не превращается автоматически в методологический принцип.

Чтобы стать им, всеобщие диалектические положения должны при­нять форму нормативных требований, своеобразных предписаний, ко­торые (в сочетании с регулятивами других уровней) определяют спо­соб действия субъекта в познании и изменении реального мира. Объек­тивная детерминированность диалектико-логических принципов, как и вообще всех социальных норм, служит основанием для последую­щего субъективного использования их в качестве средства познания и практического овладения действительностью.

Диалектический метод нельзя, разумеется, сводить к универсаль­ным логическим схемам с заранее отмеренными и гарантированными ходами мысли. Однако ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории «развитие», «противоречие», «причинность» и т. п. а сформулированные на их основе регулятивные принципы. При этом они хотят четко знать, как последние могут помочь в реальном науч­ном исследовании, каким образом они могут способствовать адекват­ному постижению соответствующей предметной области и познанию истины. Вот почему все чаще приходится слышать от ученых призы­вы к созданию прикладной философии — своеобразного моста между всеобщими диалектическими принципами и методологическим опы­том решения конкретных задач в той или иной науке.

При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны многочисленные искажения их требований, а значит, от­клонения от пути к истине и возникновение заблуждений. Это, в час­тности, объективизм и субъективизм (в многообразных своих фор­мах); односторонность или субъективистское объединение случайно «вырванных» сторон предмета; игнорирование его сущности или под­мена ее второстепенными, несущественными моментами; абстракт­ный подход к предмету без учета определенных условий места, вре­мени и других обстоятельств; некритическое его рассмотрение; мо­дернизация или архаизация прошлого; отождествление (смешение) предпосылок возникновения предмета с ним самим; понимание раз­решения противоречия как «нейтрализации» его сторон и ряд других.

Не потерял своей актуальности (особенно в социально-гуманитар­ных науках) принцип материалистического понимания истории. Его «зачатки» можно обнаружить у Сен-Симона, О. Конта и Гегеля, но систематическую разработку он получил у К. Маркса и Ф. Энгельса. Сущность этого принципа выражается в формуле «Общественное бы­тие определяет общественное сознание» и сводится к следующим ос­новным положениям:

1. Основа жизни общества — общественное бытие людей («индуст­рия», материальное производство, экономика, труд).

2. Общественное сознание вторично, производно от общественного бытия и обусловлено последним не прямо и непосредственно, а очень опосредованно и лишь в конечном счете.

3. Общественное сознание получает относительную самостоятель­ность, т. е. развивается по своим собственным законам, и оказы­вает обратное активное воздействие на развитие общественного бы­тия.

4. Развитие общества есть естественный поступательный процесс раз­вертывания общественно-экономических формаций, который со­вершается по объективным законам.

5. Реальная история есть результат деятельности людей в различных ее формах (народные массы, личности, классы, общественные орга­низации ит. п.).

Следует сказать о том, что на важное методологическое значение принципа материалистического понимания истории указывают неко­торые крупные западные философы и социологи. Так, К. Поппер рез­ко отрицательно относился к революционным взглядам Маркса. Но как человек науки, он разделяет Марксов «»экономизм9quot; (или «мате­риализм9quot;), т. е. утверждение, согласно которому экономическая орга­низация общества, организация нашего обмена веществ с природой является фундаментальной для всех социальных институтов, особен­но для их исторического развития. Это утверждение, по моему мне­нию, совершенно верно. экономизм Маркса представляет весьма ценный прогресс в методах социальной науки (курсив наш. — В. К.)»*.

И. Общенаучные подходы и методы исследования, которые полу­чили широкое развитие и применение в современной науке.

Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методо­логии» между философией и фундаментальными теоретико-методо­логическими положениями специальных наук. К общенаучным поня­тиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «ве­роятность» и др.

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-пер­вых, «сплавленность» в их содержании отдельных свойств, призна­ков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вто­рых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточ­нения средствами математической теории символической логики.

Если философские категории воплощают в себе предельно воз­можную степень общности — конкретно-всеобщее, то для общенауч­ных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинако­вое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средства­ми. Важным критерием «философичности» того или иного «мысли­тельного формообразования» является его необходимое «участие» в решении основного вопроса философии (во всем его объеме).

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются со­ответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечива­ют связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина, как синергетика — тео­рия самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия, как «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределенность», «нестабильность», «диссипативные структуры», «бифуркация» и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, осо­бенно таких как «бытие», «развитие», «становление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и др.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосредствуют взаимопере­ход философского и частнонаучного знания (а также соответствую­щих методов). Дело в том, что первое не накладывается чисто вне­шним, непосредственным образом на второе. Поэтому попытки сра­зу, «в упор», выразить специально-научное содержание на языке фи­лософских категорий бывает, как правило, неконструктивным и мало эффективным.

Ш. Частнонаучные методы — совокупность способов, принци­пов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме дви­жения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

IV. Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специ­фической предмет и свои своеобразные методы исследования.

V. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как резуль­тат сочетания элементов различных уровней методологии), нацелен­ных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое приме­нение эти методы нашли в реализации комплексных научных про­грамм.

Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу». «Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен огра­ничивать методы своего мышления одной-единственной философи­ей»*. Методология не есть также простая сумма отдельных методов, их «механическое единство». Методология — сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принци­пов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д.

5. Абстрагирование и идеализация как

Методология научного познания

Методология научного познания

Сущность познания, характеристика и классификация познания.

СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЗНАНИЯ.

· Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

· Познание – высшая форма отражения, раскрывая законы действительности, оно в идеальной форме воссоздает предметы и явления во всем многообразии их свойств.

· Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности.

Сущность познания заключается в том, что оно есть отражение объективного мира и его формы являются снимками, копиями соответствующих объектов. Познание представляет собой процесс взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, восприятие посредством органов чувств информации, формирование на этой основе чувственных образов явлений и отражение их в идеальной форме научных понятий, философских категорий. Следовательно, сутью познания я

Основными особенностями научного познания являются:

1. Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания является отражение как процесс и как его результат.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть “руководством к действию” по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.

4. Научное познание в гносеологическом плане (гносеология – это теория познания) есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или — что более характерно — искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.).

5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое “научное оборудование”, зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.).

6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п.

Объект и предмет научного познания.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Научное познание отличается от обыденного познания целью, конечным результатом, методами и средствами своего получения, предметом познавательного интереса и спецификой субъектов, которые занимаются наукой.

Целью научного познания является получение объективных знаний о реальности.

В результате научного познания появляется научное знание об объекте.

Оно отличается от обыденного, религиозного, художественного и других видов познания объективностью, систематичностью, оформленностью, обоснованностью.

Предметом научного познания является наиболее существенные и необходимые свойства объектов, а также отношения между объектами.

Субъектом научного познания выступает ученый, человек, который по уровню своей квалификации, интеллектуальным способностям и призванию в состоянии заниматься наукой.

Характеристика уровней научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций».

Теоретический уровень — более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня.

Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обуславливает и обосновывает применяемые при этом методы.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые более сложные задачи.

Эмпирическое познание: понятие, роль и задачи.

Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание — это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:

1. ощущение — отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;

2. восприятие — целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;

3. представление — обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

В эмпирическом познании преобладает чувственный аспект, в теоретическом — рациональный (разумный). Их соотношение находит свое отражение в методах, используемых на каждом этапе.

Различают образы памяти и воображения. Образы предметов обычно нечеткие, расплывчатые, усредненные. Но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные.

Ощущения по органу чувств, через который они получены, делятся на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия.

Как видим, познавательные способности человека связаны с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние и др.) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.

Научными методами эмпирического исследования являются наблюдения, описания, измерения, эксперименты.

Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.

Описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.

Измерение — сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

Эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

Существует несколько видов эксперимента:

1) лабораторный, 2) естественный, 3) исследовательский, 4) проверочный, 5) воспроизводящий, 6) изолирующий, 7) количественный, 8) физический, 9) химический и т.д.

Развитие методов науки.

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит различные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знания. Основными из них являются факт, теория, проблема, гипотеза, программа.

Факт и теория. В обычном смысле слово «факт9quot; (от лат. factum — сделанное, свершившееся) является синонимом слова «истина9quot;, «событие9quot;, «результат9quot;.

Как категория методологии науки факт — это достоверное знание о единичном в рамках некоторой научной дисциплины.

Факты выражаются, например, в высказываниях: «Вода при давлении в 1 атм закипает при 100° С». Фактом становится лишь такое знание, в истинности которого может убедиться любой ученый, использовав научные методы в оговоренных условиях.

Теория — это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности и представляющая собой знаковую модель этой сферы.

Теории разделяют по различным основаниям. Исходя из особенностей предметных областей, выделяют математические, физические, биологические, социальные и прочие теории.

С логической точки зрения можно выделить дедуктивные и недедуктивные теории.

С точки зрения глубины проникновения в сущность изучаемых явлений теории делятся на феноменологические и эссенциальные. Глубина познания в феноменологических теориях не выходит за рамки сферы явлений и поэтому характеризуется использованием близких к опыту понятий. Эссенциальные теории идут значительно дальше и отображают внутренние механизмы изучаемых процессов.

В эссенциальных теориях широко применяются абстрактные понятия, которые характеризуют наблюдаемые объекты.

Феноменологические теории, как правило, возникают на начальных стадиях развития науки и с течением времени поглощаются эссенциальными.

Можно выделить теории завершенные и незавершенные. Завершенная теория представляет собой окончательную знаковую модель некоторого целостного фрагмента реальности с точно установленными границами.

Положения завершенной теории — научные законы как достоверные высказывания о сущности познаваемых процессов. Незавершенная теория является вариационной, во многом гипотетической знаковой моделью.

Проблема и способы ее разрешения.

Так как всякий новый факт осваивается средствами уже сложившейся теории, то возможны ситуации, когда она не в состоянии объяснять или предсказывать новый факт по причине неприменимости к нему понятий, которыми она оперирует. Попытки разрешения проблем связаны с выдвижением гипотез.

Гипотеза — это предположительное решение некоторой научной проблемы. Важнейшее требование к гипотезе — ее принципиальная проверяемость фактическим материалом, означающая возможность соотнесения гипотезы с данными экспериментов, наблюдений, измерений.

Хорошо удостоверенная гипотеза становится теорией или ее фрагментом — научным законом. Методами обоснования гипотезы, превращения ее в достоверное знание выступают, прежде всего, подтверждение и доказательство.

Итак, теория, факт, проблема, гипотеза — важнейшие формы, в которых протекает процесс развития научного знания.

Если теория и факт применяются, прежде всего, для оформления готовых, сложившихся знаний, то проблема и гипотеза используются на переходных этапах их становления. Между различными формами не существует жестких границ, для них характерны диалектические связи, взаимопереходы и взаимопроникновения.

Для описания системы (объекта) используется ее модель, полученная доступными нам средствами.

Моделью называется специально синтезированный для удобства исследования объект, который обладает необходимой степенью подобия исходному, адекватной целям исследования, сформулированным субъектом или лицом, принявшим решение относительно исследования системы.

Модель соотносится с реальным объектом так же, как, например, портрет жены художника с изображающей ее картиной.

В последующем, используя термин «система», мы будем подразумевать ее модель. При этом следует иметь в виду, что составление модели является делом творческим, поскольку не существует общей методики перехода от объекта к модели.

В практической деятельности для получения моделей широко применяются аналогии.

Следует также отметить, что при познании сложных систем человеку свойственно двигаться дедуктивным путем, отталкиваясь от простого к сложному. Также и при построении модели системы вначале создаются микромодели ее отдельных элементов, а затем формируется макромодель. В результате макромодель описывает динамику множества микромоделей и обладает качеством целостности, т.е. несводимости ее свойств к сумме свойств микромоделей. На рисунке показана сложная система внешних и внутренних факторов, влияющих на работу предприятия.

Методология научного познания

Таким образом, выявляется структура системы.

Структура системы представляет собой совокупность замкнутых функциональных элементов, определяющих ее содержание, и объединенных связями, характеризующими зависимость элементов друг от друга.

Известно, что содержание является определяющей стороной целого и представляет собой единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.

Методология научного познания

Методология научного познания

1. Методология научного познания

• Наука – сфера исследовательской
деятельности, направленная на
производство и применение на
практике объективных знаний о
природе, обществе и сознании.

• Наука – это:
1.Познавательная деятельность
2.Результаты этой деятельности
(знания, научная картина мира).
3.Практическая деятельность на
основе этих знаний.

• Главная цель науки – получение
истинных знаний.
• Научные знания обладают высокой
достоверностью, т.к. их можно
проверить.
• Наука отличается от философии тем,
что изучает бытие не в целом, а
только конкретные его виды и формы.

5. Основные функции науки:

1) Культурно-мировоззренческая
2) Производственная (научнотехнический прогресс)
3) Социальная (программы
социального и экономического
развития, решение глобальных
проблем современности)

6. Классификация наук:

По сферам исследования:
1) Естественные (о природе) – физика,
химия, биология, геология и др;
2) Социально-гуманитарные (о человеке как
личности и об обществе – история,
философия, филология, психология,
социология и т.д.);
3) Технические (о технике и механизмах) –
робототехника, кибернетика, информатика,
механика и др.

• По характеру знаний:
1) Фундаментальные науки (квантовая
механика, высшая математика, химия,
космология, синергетика, генетика и др.)
– исследуют сложнейшие фрагменты
бытия. Эти знания являются основанием
научной картины мира;
2) Прикладные науки (механика, агрохимия,
география, педагогические науки,
медицина ) – разрабатывают способы
применения фундаментальных научных
знаний на практике.

8. Объяснение и понимание

• Объяснение – раскрытие сущности
объекта путем выявления законов,
которым он подчиняется. Чаще всего
используется в естественных науках.
• Понимание – это поиск и выявление
(или приписывание) смысла. Это
метод познания, используемый
философией, теологией и
гуманитарными науками.

9. Сциентизм и антисциентизм

• Сциентизм – направление,
абсолютизирующее роль науки в
обществе («Наука – абсолютное благо
для человечества»).
• Антисциентизм – направление,
представители которого считают, что
наука – источник всякого зла и страданий
для людей («Наука – абсолютное зло»).

10. Особенности научного знания:

1) Рациональность (подчиняется законам
логики);
2) Объективность (адекватное, истинное,
независимое от субъекта знание о
предмете или явлении);
3) Обоснованность;
4) Системность (особая организация
знания – в виде понятий, теорий);

5) Проверяемость, доказательность (на
практике и / или логикой);
6) Непротиворечивость;
7) «Экономичность» (Бритва Оккама –
всегда следует искать самое простое
решение задачи);
8) Открытость для критики
9) Кумулятивность (постоянное
совершенствование знаний)

10) Высокоспециализированный
язык науки
11) Применяются специальные
средства познания (приборы,
аппараты, инструменты и т.д.);
12) Применяются специальные
методы познания (два уровня –
эмпирический и теоретический).

13. Методы научного познания:

1) Философские (универсальные). Они
используются во всех сферах познавательной
деятельности человека (в обыденной жизни, в
науке и в философии).
Анализ и синтез,
Индукция и дедукция,
Абстрагирование,
Обобщение,
Аналогия,
Исторический и логический и др.
— Т.е все философские законы и категории.

14. 2) Общенаучные – методы, используемые во всех науках.

1. Эмпирические
(практические)
Наблюдение
Измерение
Описание
Эксперимент
Моделирование
Эти методы являются
основой получения
научных фактов.
2. Теоретические
Аксиоматический
Восхождение от
абстрактного к
конкретному
Формализация
Идеализация и др.
(+ все философские
методы!)
Теоретические методы
являются основой
построения научной
гипотезы и теории.

3) Частно-научные методы –
применяются в рамках одной или
нескольких наук, имеющих общий
предмет исследования.
Примеры из медицины: перкуссия,
пальпация, аускультация…

16. Эмпирические методы научного познания:

1. Наблюдение – целенаправленное
восприятие явлений объективной
действительности, в ходе которого мы
получаем знание о внешних свойствах
изучаемых объектов.
2. Измерение – метод количественной оценки
изучаемого явления.
3. Описание закрепляет и передает
результаты наблюдения с помощью
знаковых средств.

4. Эксперимент – прием научного
исследования, который предполагает
определенное изменение объекта или его
воспроизведение в специально созданных,
контролируемых условиях. В отличие от
наблюдения, здесь исследователь активно
вмешивается в протекание изучаемого
процесса.
5. Моделирование – изучение объекта путем
создания его копии (модели), замещающей
оригинал с определенных сторон,
интересующих исследователя. Применяют
для удобства. Выделяют предметное,
аналоговое (математическое) и
компьютерное моделирование.

18. Теоретические методы научного познания:

1. Анализ – метод познания, состоящий
в мысленном расчленении предмета
на составляющие его части (стороны,
признаки, свойства) с целью их
изучения.
2. Синтез – мысленное воссоединение
составных частей изучаемого явления
в единое целое.

3. Индукция – метод познания «от частного
к общему», когда ход мысли направлен от
свойств отдельных предметов к
выявлению общих свойств, присущих
целому классу предметов.
4. Дедукция — основывается на
умозаключении от общего к частному.
Имеет высокую прогностическую ценность,
если исходное положение истинно.
5. Абстрагирование – мысленное
отвлечение от несущественных свойств с
одновременным выделением
интересующих нас свойств познаваемого
объекта.

6. Обобщение – нахождение общих
свойств, сходства в исследуемых
объектах, свидетельствующих об их
принадлежности к одному классу
явлений.
7. Аналогия – прием познания, при
котором на основе сходства объектов
в одних признаках делают заключение
об их сходстве и в других признаках
(метод вероятностный, ненадежный).

8. Исторический метод – это мысленное
воспроизведение хода развития объекта
во всей неповторимости.
9. Логический метод – мысленное
воспроизведение тех моментов процесса
развития, которые закономерно
обусловлены.
• Исторический и логический методы тесно
взаимосвязаны: логический опирается на
знание исторических фактов, а
историческое, чтобы обрести смысл,
должно опираться на знание логических
закономерностей развития.

10. Аксиоматический метод – метод
познания, при котором система выводов
строится на основе ряда исходных
положений, не требующих доказательств
(аксиом). Широко применяется в
математических науках.
11. Метод восхождения от абстрактного к
конкретному – при этом методе сначала
находят главное свойство изучаемого
объекта, а затем шаг за шагом – новые
связи, свойства и так во всей полноте
раскрывают сущность изучаемого объекта.

12. Формализация – метод построения
абстрактно-математических моделей,
раскрывающих сущность изучаемых
объектов и явлений. Сводится к
оперированию со знаками, формулами.
Шире всего применяется в математике,
логике и лингвистике.
13. Идеализация – метод познания путем
образования абстрактных объектов,
принципиально не существующих
действительности.(Примеры: точка, прямая,
бесконечность и т.п.). Позволяет выделять
исследуемые свойства объектов,
представлять их в математической форме.

Методология научного познания онлайн

Методология научного познания Категории

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *