Социология культуры это

Социология Культуры

September 1, 2011

Социология культуры — это самостоятельная дисциплина общественного характера, которая до настоящего времени имеет ряд нерешенных теоретических, методологических и практических проблем.

Прежде всего, сами исследователи обнаруживают неопределенность объема главного понятия дисциплины – «культура9raquo;. Оно является практически всеобъемлющим, а его границы размыты настолько, что этим понятием может быть описано практически любое проявление общественной жизни. При этом понимание предмета, который исследует социология культуры, может меняться в зависимости от трактовки термина «культура9raquo;, многообразия методологических и теоретических ориентаций, которые выбираются для проведения определенного исследования.

Эта дисциплина стала одной из весьма влиятельных направлений западной культурологи ХХ века, которое было введено социологию М. Адлером.

Культурное и социальное стало пониматься как соотношение целого и его составной части. По мнению Л. Уайта культура должна была рассматриваться как аспект всех возможных социальных взаимосвязей, поэтому социология не может отделять культурное от социального.

При изучении культуры с точки зрения социологии важным является определение подхода, выделение деятельного или ценностного компонента, которые позволяют объединять отдельные элементы культуры в систему, проводить анализ данных на разных иерархических уровнях, применяя методы обеих наук.

Самыми значимыми представителями социологии культуры, работы которых послужили решением важных методологических и теоретических вопросов в данных областях, были М.Вебер и А.Вебер, Т.Парсонс, Лесли Уайт, Р.Мертон, А.Моль и др.

Культура – это и процесс, и объект исследования, которым занимается социология культуры. Культура является особым качественным состоянием общества, которому свойственны определенные материальные и духовные показатели развития (производства, науки, искусства, образования, спорта, здравоохранения, социальной защищенности граждан, права, политики и т.д.)

Для того чтобы понимать более отчетливо все моменты, которых касаются изучаемые дисциплиной проблем, нужно понимать, что она представляет собой специфическую отрасль знаний, находящуюся на стыке двух областей: социологии и культуры. Отсюда вытекает, что изучает социология культуры закономерности развития самой культуры, формы проявления ее закономерностей в деятельности людей.

Существует несколько подходов. в рамках которых социология культуры исследует свой объект. В одну группу объединяются подходы, которые тяготеют к описанию культуры в ее статике. В рамках этой группы выделяются такие группы теорий как предметная, ценностная (аксиологическая), символическая, текстовая (семиотическая) теории.

Вторую группу составляют походы, которые описывают динамику культуры. Их можно определить как деятельностные, игровые, коммуникативные, технологические теории. К третьей группе относятся теории, которые называют субъектными (акцентирующими внимание на носителях культурной активности) и диалоговые (отвечающими на вопрос, каким образом культура самоорганизуется).

Все перечисленные теории и подходы существуют во взаимодействии и друг друга дополняют.

Социология культуры изучает противоречивые тенденции и факторы, которые оказывают влияние на генезис культуры и общую картину культуры с точки зрения развития общества. Составляют это знание отдельные пласты сложных и зависящих друг от друга элементов: творческой деятельности и способов («технологий9raquo;) деятельности людей; создание, сохранение, усвоение и трансляция идей, представлений, культурных ценностей; анализ культурных явлений и т.п.

В культурном контексте социологии изучает устойчивые и повторяющиеся формы отношений людей в рамках социальных общностей, динамику развития складывающихся культурных отношений, что позволяет судить о степени развития общественных отношений и культурном прогрессе либо же регрессе.

Социология культуры это

9 способов никогда не терять ключи, бумажник и телефон Когда вы спешите, то не хотите тратить ни минуты на поиск своих вещей. Вот несколько советов, как перестать тратить время на поиск потерянных предмето.

Социология культуры это

Никогда не делайте этого в церкви! Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных.

Социология культуры это

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Социология культуры это

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Социология культуры это

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Социология культуры это

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Социология культуры.

Культура — это явления, свойства, элементы человеческой жизни. которые качественно отличают человека от природы.

Социология культуры – отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности развития культуры, формы их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

Предмет социологии культуры в широком смысле – любые явления, процессы, нормы, сообщества, группы или институты, существующие в обществе и имеющие какое-либо касательство к культуре, если они рассматриваются под углом участия в них больших социальных групп людей, т.е. с социологических позиций.

Предмет социологии культуры в узком смысле – только те явления, процессы, события, сообщества, группы или институты, которые существуют не в обществе в целом, но лишь в одной из четырех ее сфер, а именно в культурной сфере. Культуру социология рассматривает под специфическим углом – как образ жизни больших масс людей.

К основным отраслям социологии культуры относят следующие:

Социология знания – отрасль социологии, изучающая процессы производства, хранения, распространения и использования различных типов знания социальными группами и классами; влияние культуры и общества на формирование знания, институциональные формы функционирования и развития знания.

Социология интеллигенции – направление в социологии, исследующее особенности интеллигенции как специфической группы работников высококвалифицированного умственного (творческого) труда.

Социология искусства – отрасль социологии культуры, изучающая взаимодействие искусства и общества, структуру, функции и статусно-ролевое взаимодействие различных социальных групп, включенных в сферу творческой деятельности. Социология искусства включает в себя социологию кино, социологию театра и т.д.

Социология массовых коммуникаций – социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовых коммуникаций, а также их социальную обусловленность и роль в обществе.

Социология морали – отрасль социологии культуры, изучающая закономерности функционирования морали как системы взаимосвязанных норм, ценностей, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения.

Социология науки – отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования науки как социального института; механизмы, обеспечивающие взаимодействие и интеграцию индивидов и социальных групп, участвующих в производстве научного знания; формирование научных сообществ. Она может входить во внутридисциплинарную матрицу социологии культуры либо рассматриваться наряду с ней как самостоятельная отрасль общей социологии.

Социология образования – отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществеи взаимосвязь с другими социальными институтами; социальную политику в области образования; образовательные учреждения как социальные организации. В социологии образования выделяются внутриотраслевые направления, ориентированные на формирование социологических концепций отдельных проблем или элементов системы образования (социология школьного образования, высшей школы и др.).

Социология религии – отрасль социологии, изучающая религию как социальный институт во взаимодействии с другими социальными институтами в обществе, а также проблемы религиозности, секуляризации, поведения верующих.

Социология спорта – отрасль социологии культуры, изучающая профессиональный и любительский спорт, включая занятия физической культурой, как социальное явление, его структуру, функционирование и развитие.

Социология досуга – отрасль социологии, изучающая поведение людей во время досуга как элемента образа жизни, соотнося его с рабочим временем и трудом, социальными институтами <образованием, семьей), социальной структурой, культурой и т.д.

Социология языка – отрасль социологии культуры, изучающая взаимосвязь общества и языка, социальные функции языка, роль языка в обеспечении социального контроля, языковые различия как отражение социальной структуры и стратификации, корреляции между языковыми средствами, социальными статусами и ролями.

Социология книги – комплексная подотрасль социологии культуры, включающая в себя социологию литературы и социологию чтения.

Социология литературы – отрасль социологии культуры, изучающая внутрилитературные и внелитературные процессы, функционирование литературы как социального сообщества и ее влияние на поведение людей.

Социология чтения (и печати) – тематическое направление, формирующееся на пересечении социологии культуры, социологии литературы и теории коммуникации, изучающее распределение и колебания спроса и предложения на книжную и периодическую продукцию среди населения.

Социология музыки – активно развивающееся, особенно в США, исследовательское направление, в рамках которого изучаются музыкальные предпочтения различных категорий населения (мужчин и женщин, молодежи и пожилых людей, богатых и бедных и т.д.) тех или иных жанров музыки (классики, рок-музыки, джаза и др.).

Социология тела – дисциплинарное направление социологии, в рамках которого разрабатываются такие темы, как украшение тела (татуировка, пирсинг и др.) и одежда, язык и символика тела, танцы, балет и язык жестов, спорт и гимнастика, пространственное размещение и восприятие тела, питание, сакрализация тела, технология тела, восприятие тела и др.

Прикладная социология культуры – научное направление в рамках социологии культуры, занимающееся социокультурной диагностикой культурной инфраструктуры, анализом эмпирических данных, разработкой и внедрением практических рекомендаций, управленческим консультированием местных властей по улучшению культурной ситуации в данном городе, округе, районе, губернии и т.д.

основные функции культуры:

Человекотворческая ( гуманистическая), т.е. развития творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности( главная функция);

· гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

· информационная — функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен- прошлого, настоящего и будущего;

· коммуникативная — функция социального обращения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания ;·

· ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную “карту жизненных ценностей”, в которых существует и на которые ориентируется человек; культура задает определенную систему ориентаций, определяет, что значимо, что нет, что должно, что — нежелательно;

· нормативно — регулирующая ( управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

1) адаптивная. благодаря которой обеспечивается взаимодействие людей со средой существования;

2) социализации – как усвоение культурных образцов, норм поведения, их интериоризация;

10) отвечая потребностям человека в эмоционально-эстетическом наслаждении, компенсации душевных сил, культура реализует рекреативную функцию;

11) образовательно-воспитательная, тесно связанас функцией социализации.

Социология культуры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Культура как объект социологического познания

Социология культуры — это отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности культуры и формы их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой. социология культура язык

В широком смысле слова социология культуры — это не просто отрасль социологического знания, она охватывает всю проблематику общественной жизни под определенным углом зрения.

В социологической теории культуры был накоплен значительный материал и разработано множество подходов по определению этого термина.

Среди наиболее распространенных можно отметить следующие подходы:

1) описательный, определяющий предметы рассматриваемого понятия;

2) исторический, характеризующий такое явление этого понятия, как преемственность;

3) нормативный, ориентирующийся на закрепление в термине образа жизни людей;

4) психологический, делающий упор на процесс адаптации;

5) структурный, характеризующий культуру как некую структуру;

6) генетический, рассматривающий культуру с позиции происхождения;

7) функциональный, отмечающий значение каждого элемента определяемого термина;

8) символизм, ориентированный на внешнее фиксирование культуры.

Объектом социологического исследования данного направления социологической науки является:

1) распределение существующих в обществе форм и способов создания и передачи объектов культуры;

2) устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни;

3) обуславливающие их социальные факторы и механизмы.

Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной деятельности социальных субъектов: труде, политике, быту и т. п.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет выделение ценностного компонента, что позволяет объединить культуру в систему, обеспечивающую их связь на различных уровнях: общество в целом; социальные группы; личности.

Понятие «культура» в современном социологическом знании обозначает созданную людьми искусственную среду существования и самореализации: это обычаи, верования, ценности, нормы, символы, находящие свое выражение в предметной среде, моделях поведения, которые устанавливаются людьми, передаются из поколения в поколение и являются важными источниками регулирования социального взаимодействия и поведения. Каждое конкретное общество создает свою собственную культуру, которая передается из поколения в поколение в результате исторического развития, что ведет к возникновению различных видов культур.

Важным направлением в социологии культуры является анализ такого явления, как культурные универсалии. Культурные универсалии — это нормы и ценности, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического периода или социальных условий.

Американский социолог Дж. Мердок выделил более 70 культурных универсалий, существующих потому, что они удовлетворяют наиболее важные потребности. К таким универсалиям относятся: язык, религия, символы, этика, искусство, образование, обычаи, ритуалы, правила поведения и т. д.

Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некоторое единое целое. Культурные элементы — это совокупность основных составляющих культуры.

Впервые понятие культурного элемента сформулировал американский исследователь Э. Хоббель в 1949 г. Он определил культурный элемент как первичную, считающуюся более неделимой единицу поведенческого образца или неделимый материальный предмет.

Элементами материальной культуры могут быть, например, такие предметы, как отвертка, карандаш, носовой платок. Элементами нематериальной культуры может быть пожатие руки или езда по левой стороне дороги.

Культурные элементы комбинируются в культурный комплекс, все части которого взаимосвязаны. Культурный комплекс является промежуточным звеном между культурными элементами и институциональной культурой. Каждый вид человеческой деятельности содержит культурные специфические комплексы, которые аналитическим путем можно разложить на ряд отдельных культурных элементов.

Важной проблемой социологии культуры являются такие широко распространенные явления, как этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм — это тенденция оценивать другие культуры через призму своей, с позиции ее превосходства. Проявление этой тенденции может принимать различные формы (миссионерская деятельность, крестовые походы). В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может перерасти в ксенофобию, воинствующий национализм. Историческая практика показывает, что этноцентризм проявляется в более терпимых формах, что дает социологам основание находить в нем положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием, групповой солидарностью.

Культурный релятивизм — самобытность любой культуры. Как отмечает американский исследователь Р. Бенедикт, ни одна ценность, ни одна особенность культуры не может быть полностью понята, если анализировать ее в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей сотрудничества и взаимного обогащения различных культур.

Наиболее рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе сочетание черт как этноцентризма, так и группового релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, оценить их самобытность и значение.

2. Основные элементы и функции культуры

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней базисные элементы. Они подразделяются на два вида: материальные и нематериальные.

Материальная культура — это то, в чем материализуются знания, умения и верования людей. Духовная культура включает язык, знания, верования, нормы, ценности, многое другое, т.е. все то, что возникает в сознании людей и определяет их поведение.

В социологии культуры основное внимание уделяется исследованию культуры как символической, нормативной, ценностной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей.

Культура как ценностно-нормативный механизм регулирования социальных взаимодействий обеспечивает целостность общества и социальный порядок.

В качестве основных и наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.

Язык — система знаков и символов, наделенных определенным смыслом. Он является исходным условием образования любых сообществ и выполняет разнообразные функции, главная из которых — создание, хранение и передача информации. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т. е. ее распространителя.

Социальные ценности — это общественно одобряемые и принятые убеждения по поводу основных стремлений человека. В механизме влияния культуры на общественные отношения особенно важно то, что культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. Поведение человека определяется его потребностями, на основе которых формируется интерес, т.е. некоторым потребностям придается большее значение. Индивиды и группы должны постоянно выбирать способы удовлетворения своих потребностей.

В таких ситуациях выбора вступают в силу ценности и критерии, определяющие шкалу ценностей.

Следует отметить, что ценностно-регулятивный механизм представляет собой сложную организованную систему, в которой общую регуляцию поведения человека, помимо ценностей, осуществляют еще нормы — своеобразные правила поведения.

Социальные нормы — это правила, образцы и стандарты поведения в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы по своему происхождению и содержанию тесно связаны с ценностями.

В норме та или иная культурная ценность представляется как желательный конкретный образец поведения. Поэтому нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой формируются и функционируют. Культуру, которая указывает на стандарты правильного поведения, т.е. на то, что человек должен (или не должен) делать, называют нормативной культурой.

Таким образом, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать.

С этой точки зрения нормативная культура — это тщательно разработанная система таких норм и стандартизированных способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Нормы устанавливают и допустимую границу деятельности, выступающую условием принадлежности к группе. Следовательно, нормы — это средство социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп.

Обычаи — это привычные, наиболее удобные и достаточно распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуются выполнять. К нарушениям социальных обычаев применяются неформальные санкции — замечания, порицания и т. д. Если обычаи переходят от одного поколения к другим, то они приобретают характер традиций.

Традиции — это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени. Как правило, традиции порождают консервативность и вызывают застой в жизни общества. Например, передача власти по наследству в монархиях.

Обряды — это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу и т.д. Сила и значимость обрядов заключается в их эмоционально-психологическом влиянии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последовательность символических действий по поводу какого-либо торжественного события, например, посвящения в студенты. Ритуалы связаны с символическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному.

Это, как правило, стилизованный набор слов и жестов, цель которых — вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

Таким образом, культурные элементы образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы поведения людей.

Наряду с основными элементами существуют и другие, выполняющие определенные функции в обществе. В частности, привычки — стереотипы поведения в тех или иных ситуациях; манеры — внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих; этикет — особые формы поведения, принятые в определенных социальных кругах; мода — как проявление индивидуальности и стремления поддержать свой социальный престиж.

Основываясь на анализе основных элементов, составляющих культуру, можно сделать определенные выводы о функциях, выполняемых данным социальным явлением. В социологической литературе выделяются основные функции, выполняемые социальной системой:

1) познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры — практически- преобразовательная;

2) практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей;

3) регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре;

4) коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. — истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды были развиты и конкретизированы в «понимающей социологии»;

5) функция социализации человека. Социализация является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность, внутреннее, нравственное ограничение, в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности;

6) гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетических и моральных потребностей.

3. Формы культуры

Итак, культура состоит из множества элементов и выполняет в обществе различные функции. Более того, каждое общество, каждая группа имеют свою уникальную культуру. Именно в связи с этим в социологической науке актуализируется вопрос о разнообразных формах культуры. В зависимости от того, кто создает культуру, ее разделяют на массовую, элитарную и народную.

Массовая, или общедоступная, культура появилась в середине XX в. когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.

В современной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения науки, искусства, религии и т.п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя.

Важным направлением исследования массовой культуры современной социологией является ее воздействие на становление личности.

Так, австрийский психолог З. Фрейд указывал на то, что при потреблении массовой культуры действуют механизмы внушения и заражения. Человек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней.

Предпосылками возникновения массовой культуры были следующие явления: демократизация, индустриализация, развитие средств массовой коммуникации, становление нового типа индустриально-коммерческого производства и распространение стандартизированных духовных благ.

К примерам массовой культуры можно отнести эстрадную музыку. Она, как правило, имеет достаточно широкую аудиторию, но по сравнению с элитарной культурой обладает меньшей художественной ценностью.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. К ней относят специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут поняты лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и называемых в силу этого элитой общества.

Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей — высокообразованные члены общества. Однако часто бывает так, что элитарная культура оказывается лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Примером элитарной культуры может служить опера или балет.

Массовая и элитарная формы культуры не являются противоположными друг другу.

Некоторые исследователи считают, что границы между ними весьма подвижны и достаточно условны. Поэтому в современной социологии бытует мнение о необходимости взаимной интеграции этих типов культуры, что оптимизирует процесс культурного производства в обществе.

Весьма специфической областью культуры XX в. является культура народная. Народная культура разворачивается в социальном пространстве между классической фольклорной традицией, из которой возрастает, и массовой культурой. Изначально народная культура создается анонимными авторами, не имеющими специальной подготовки.

Элементы народной культуры могут быть как индивидуальными, так и групповыми и массовыми.

Диапазон народной культуры очень широк: героический эпос, тосты, сказки, танцы, анекдоты, песни. Отношения массовой и народной культуры весьма противоречивы. С одной стороны, массовая культура навязывает народной определенный образ мышления и выражения, а с другой — сама подпитывается от народной.

Культура функционирует в обществе на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия в социологии используется понятие субкультуры (подробнее об этом понятии говорилось в лекции № 13 «Социология молодежи»).

4. Социальная коммуникация

Социальная коммуникация является важным механизмом культуры. Именно этим обуславливается широкий интерес социологов к этому явлению.

В социологии сформировался ряд подходов к определению социальной коммуникации:

1) передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;

2) процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;

3) механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка определить поведение другого человека). Значительный вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес Г. Лассуэл.

Он разработал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов:

1) кто — коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение);

2) что — сообщение;

3) как — способ передачи сообщения, канал;

4) кому — аудитория, которой адресуется сообщение;

5) зачем — с каким эффектом, эффективность.

Другим элементом модели Лассуэла была система эффектов, вызываемых влиянием социальных коммуникаций на человека, которые можно также охарактеризовать как функции:

1) поведенческий эффект;

2) оценочные (аксиологические) эффекты;

3) эмоциональный эффект — влияние на страсти человека;

4) познавательный (когнитивный) эффект.

Еще одним направлением социологических разработок социальной коммуникации как явления стало выделение ее видов. Были выработаны различные основания классификации, каждое из которых отражает ту или иную характеристику этого социального явления.

По характеру аудитории:

1) межличностная (индивидуализированная);

2) специализированная (групповая);

По источнику сообщения:

1) официальная (формальная);

По каналу передачи:

Одним из важнейших элементов социальной коммуникации является социальный стереотип.

Социальный стереотип — это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.

Существование стереотипов может быть частью формирующегося «образа врага». В этом случае они могут навязываться искусственно.

Любые социальные стереотипы имеют как положительные, так и отрицательные характеристики. К положительному значению можно отнести помощь при ориентировании в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательный момент социального стереотипа связан с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами, а также с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.

Массовая коммуникация оказывает сильное влияние на общественное мнение. Общественное мнение — это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности.

Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия, и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т. е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.

Необходимо учитывать, что процесс социальной коммуникации не всегда осуществляется должным образом. Этому могут препятствовать так называемые «информационные барьеры» — это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.

Можно выделить следующие основные виды информационных барьеров:

2) психофизиологические, связанные со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи;

3) знаковые и смысловые, подразумевающие способность распознавать знаки, знать слова и термины специальных языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте;

4) ситуационные, возникающие в случае неактуальности сообщения для человека в данной ситуации.

5. Культура как фактор социальных изменений

Культура играет в обществе двойственную роль. Она выступает в качестве основы его стабильности. Но она же является важнейшим (хотя и не единственным) фактором социальных изменений. Появление новых религиозных идей, новых способов мышления, изобретения и открытия в разных областях деятельности способны глубоко изменить привычный уклад жизни, устоявшиеся социальные отношения. Сама сущность человека как культурного, а значит, творческого существа, чье поведение жестко не программируется, делает процесс социальных изменений неизбежным.

Ш. Эйзенштадт, один из наиболее влиятельных современных исследователей социальных изменений, писал: «.две функции культуры — поддержание порядка и изменение порядка — представляют собой две стороны одной медали. Но между ними вовсе нет фундаментального противоречия: обе они являются неотъемлемыми частями символической сферы социальной системы. Именно потому, что символические компоненты включены в процесс конструирования и поддержания социального порядка, они также заключают в себе ростки социальных трансформаций».

Источником культурных изменений всегда является новаторская деятельность человека — открытия и изобретения в разных областях деятельности. Среди величайших открытий, сделанных человеком и изменившим ход истории, можно перечислить следующие: овладение огнем, изобретение земледелия, изобретение письменности, открытие паровой, электрической и ядерной энергии и т.д. Не все выдающиеся новации можно приписать одному человеку. Создание письменности, например, результат коллективного творчества, также как и открытие земледелия.

Творчество человека — главный источник обновления культуры. Но и сам человек — продукт культуры. Его деятельность протекает в определенных социокультурных условиях. И эти условия могут стимулировать творчество или же препятствовать ему. Большинство традиционных культур относились к новаторству весьма настороженно. И тем ярче на этом культурном фоне неприятия изменений заметны «харизматические» личности, способные противопоставить свой авторитет авторитету традиции. М. Вебер не случайно считал «харизму» главным фактором изменений традиционных обществ.

Важный фактор, влияющий на творческую деятельность человека — тип социальной организации, характер социальных связей, объединяющих людей. Чем прочнее эти связи, чем менее выделена из коллективного целого индивидуальность человека, тем меньше возможностей для индивидуального выбора, а значит — и для творческой, новаторской деятельности. В качестве одной из предпосылок активизации творческой деятельности можно рассматривать, поэтому, социальную нестабильность, распад устойчивых связей между людьми. Одна из самых творческих эпох европейской истории — итальянское Возрождение, была одновременно и эпохой удивительного социального беспорядка. Однако не все так однозначно. В эпоху советского строя свобода самовыражения в любых сферах социокультурного бытия человека строго ограничивалась. При этом в некоторых областях (прежде всего, искусстве и литературе) наблюдался всплеск «неофициального» культурного творчества, плоды которого составляют золотой фонд отечественной (и мировой) культуры ХХ века. Стимулом для новаторской деятельности может быть и культурное многообразие, столкновение противоречивых представлений о реальности.

Как говорилось выше, культура — это важный фактор социальных изменений. Но и социальные, структурные изменения могут вести к изменениям в культуре. В качестве примера можно привести процесс урбанизации. В XIX-XX вв. общества, пережившие промышленный переворот, вступили в эпоху ускоренной урбанизации — роста городов и численности городского населения.

Города существовали и в древности, и в средние века, но лишь современные общества являются городскими по преимуществу, численность городского населения превышает численность сельского во много раз. Г орода привлекали внимание многих исследователей: М Вебер, Г. Зиммель, представители Чикагской школы американской социологии, О. Шпенглер — это лишь неполный перечень тех, кто интересовался проблемами городов.

Появление крупных современных городов повлекло за собой глубокие изменения в образе жизни людей. Наиболее очевидными следствиями городской жизни стали индивидуализм и анонимность, ослабление связей между людьми. Более глубокое воздействие большого города на образ жизни, мышление и поведение его жителей, описывал Г. Зиммель.

Обстоятельства и жизнь жителя большого города бывают обыкновенно чрезвычайно разнообразны и сложны, и, что особенно важно, благодаря скоплению такой массы людей со столь дифференцированными интересами, их жизнь и деятельность слагается в такой многочисленный организм, что без самой пунктуальной точности договоров и выполнения их все обратилось бы в полнейший хаос. Если бы все часы в Берлине внезапно стали неверно или разно показывать время, хотя бы в продолжение одного часа, то вся хозяйственная и прочая жизнь этого города была надолго бы расстроена. К этому прибавляется еще один, с виду еще более внешний, фактор — большие расстояния, благодаря которым напрасные ожидания и запоздалые посещения приводят к ничем не возмещаемой потере времени.

Таким образом, техника жизни больших городов вообще немыслима без самого точного распределения всякой деятельности и всех взаимоотношений по установленной схеме времени, лежащей вне субъекта. Жизнь большого города принуждает к пунктуальности, рассчитанности, точности.

1. Багдасарян Н.Г. Социология. — М. Изд-во Юрайт, 2010.

2. Волков Ю.Г. Социология: Высшее образование. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.

3. Козырев Г.И. Социология: Учебное пособие для вузов. — М. Академический Проект: Трикста, 2005.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебник. Серия: Основы наук. — М. Изд-во Юрайт, 2011.

5. Лавриненко В.Н. Социология. Конспект лекций: учебное пособие. — М. Проспект, 2011.

6. Пригожин А.И. Современная социология организаций. — М. Интерпракс, 2006.

7. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. — М. Наука, 2006.

1. Арутюнян Ю.В. Дробижева Л.М. Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. — М. АСПЕКТ-ПРЕСС, 1999.

2. Бурдьё П. Социология политики: Пер. с фр. /Сост. общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко./ — М. Socio-Logos, 1993.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб. «Питер», 2000.

4. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. — М. ЭКМОС, 2000.

5. Ерасов Б. С. Социальная культурология. — М. Аспект Пресс, 2000.

6. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика: [Философия. История. Теория.]. — М. Голос, 2001.

7. Ионин Л. Г. Социология культуры. — М. 1996

8. Кон И.С. Социология молодежи. В кн. Краткий словарь по социологии. — М. 1988.

9. Решетников А.В. Социология медицины: (введение в научную дисциплину). — М. Медицина, 2002.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М. Политиздат, 1992.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Социология культуры как наука, предмет ее изучения. Понятие и подходы к изучению культуры в системе социологического знания. Типология культуры как метод научного познания, методологическая основа и концепции классификации. Типология М. Вебера.

контрольная работа [136,3 K], добавлен 21.01.2009

Предметное поле социологии культуры. Стратификация общества и культурные различия. Типы культурных образований и их функции в социальной жизни. Формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры. Легитимация культуры. Социальное неравенство.

контрольная работа [29,6 K], добавлен 03.02.2009

Философские основы социологического изучения культуры. История становления и развития социологии культуры: основные концепции. Морфология, социальная типология культуры. Социальные и социологические аспекты развития культуры, социокультурная коммуникация.

курс лекций [2,4 M], добавлен 07.04.2010

Происхождение и социальная сущность культуры. Роль культуры в регуляции социального взаимодействия, взаимовлияние «культурного» и «социального» аспектов общественной жизни людей. Закономерности функционирования культуры. Социальные функции культуры.

контрольная работа [31,3 K], добавлен 13.01.2011

Теория и социология культуры, исторические исследования, этническая антропология как составляющие структуры культурологического знания. Методологические основы, закономерности, принципы, средства, формы и механизмы вовлечения человека в культурную среду.

презентация [333,5 K], добавлен 10.11.2013

П.А. Сорокин как выдающийся социолог ХХ века и один из основателей американской социологии. Теория существования суперсистем культуры как одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Структура социологического знания по Сорокину.

реферат [25,1 K], добавлен 17.11.2010

Социологические принципы изучения общества и специфика социологии культуры. Направления западноевропейской социокультурной традиции, анализ теорий ее представителей. Элементы культуры как фактора социальной регуляции. Социология культуры П. Сорокина.

курсовая работа [28,8 K], добавлен 05.04.2010

Социология в системе гуманитарных наук. Уровни социологического знания. Пути и цели социологического знания, его методы и функции. Права и свободы человека, возможность выбора. Формирование гражданского общества. Основные проблемы современной социологии.

контрольная работа [47,4 K], добавлен 10.09.2011

Функции социологии. Структура социологического знания. Происхождение социологии. Конт и Спенсер. История социологии в Западной Европе и в США. Социология в СССР. Современная российская социология. Виды и этапы социологического исследования.

шпаргалка [157,9 K], добавлен 01.01.2007

Определяющим свойством предмета социологического знания является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Объект и предмет изучения социологии. Структура и уровни социологического знания.

контрольная работа [35,1 K], добавлен 18.03.2008

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ это:

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — отрасль социологич. знания, изучающая соц. закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в об-ве, между об-вом и природой. Впервые понятие С.к. было введено в социологич. науку М. Адлером. Под предметом С.к. он понимал изучение соц. факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на об-во и соц. поведение человека. Однако в такой трактовке понятие С.к. не получило широкого распространения в западноевропейской социологии. Более того, оно сразу же стало объектом критики. Генетич. основа этой критики состояла в том, что в западноевропейской обществ.-политич. и филос. литературе понятия «об-во» и «культура » использовались, исключая нек-рые различия, как синонимы. Так, Л. Уайт считал, что социология не способна отделить культурное от социального. Социология, по Уайту, рассматривает культуру лишь как аспект соц. взаимосвязей, в то время как об-во есть функция культуры. Поэтому социология не может сделать культуру предметом соц. исследования как особого класса явлений. Главный аргумент критиков М. Адлера сводился к тому, что С.к. подменяет понятие «социология». Резко сузил предмет С.к. структурный функционализм. Структурный функционализм Т. Пар-сонса базируется на принципе культурного детерминизма, согласно к-рому культура является основой развития и функционирования всех сфер жизнедеятельности об-ва. В западноевропейской социология, литературе С.к. выступает собирательным понятием. К С.к. относятся социология кино. социология музыки, социология театра и т. д. Неоднозначность трактовки понятия «культура» обусловливает разнообразие подходов при социологич. ее изучении и в отечественной науке. В широком смысле С.к. не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику обществ. жизни под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной соц. деятельности человека: труде, быту, политике, здравоохранении и т. д. т. е. в соц. деятельности, направленной на максимальное развитие заложенных в человеке способностей, на реализацию его соц. целей. В узком смысле культура — относительно самостоятельная система, локализирующаяся в духовной сфере. При социологич. изучении культуры особое значение имеет ее аксиологич. аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различн. иерархич. уровнях: об-ва в целом, соц. групп, личностей. Аксиологизация культуры связана с изначальным наделением ее положительными свойствами, акцентированием внимания не просто на уровне развития об-ва, но и на цели, ради к-рой применяются достижения, созданные человеческим умом и руками; применяются ли они в гуманистических целях, служат ли разностороннему развитию личности и т. д. Человек при этом рассматривается одновременно как объект и субъект культурного развития, а культура — как мера гуманизации и гармонизации об-ва и человека. Одна из важнейших задач С. к. — социологич. изучение интересов, предпочтений ориентаций как ступеней формирования ценностей, что создает широкую возможность для перехода от количественного анализа к качественному, для совершенствования методов измерения культурных явлений. И.Б. Орлова.

Российская социологическая энциклопедия. — М. НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999 .

Смотреть что такое «СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ» в других словарях:

Социология культуры — отраслевая социологическая теория, объектом изучения которой являются закономерности функционирования и развития культуры в обществе[1]. Содержание 1 История 2 Примечания 3 … Википедия

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — англ. sociology of culture; нем. Kultursoziologie. Отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования культуры в обществе; формирование, хранение, распространение и усвоение идей, представлений, культ, норм, ценностей,… … Энциклопедия социологии

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — применение методов социологии к объяснению развития и функций культуры, причем предполагается, что в основе культуры лежат формы общности человеческих групп, ее носителей … Профессиональное образование. Словарь

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — англ. sociology of culture; нем. Kultursoziologie. Отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования культуры в обществе; формирование, хранение, распространение и усвоение идей, представлений, культ, норм, ценностей,… … Толковый словарь по социологии

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ, культурсоциология — в первом значении (С.К.) подразумевается специальная социологическая теория (отрасль социологического знания), во втором (К. С.) специфическая парадигмальная область социологического знания. В обоих случаях речь идет об исследовании культуры, ее… … Социология: Энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ — (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия

Социология управления — это специальность научных работников социологических наук, содержащая в себе исследование социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную),… … Википедия

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ — метатеоретическая область социологии, анализирующая с различных теоретико методологических позиций проблематику: социальной природы знания (С.З. в узком смысле); мышления во всей качественной специфике его исторического становления (социология… … Новейший философский словарь

социология знания — СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ исследовательская область социологии, анализирующая социальную природу, социокультурную детерминацию или корреляцию различных когнитивных форм от религии до науки, механизмы их порождения, распространения и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Социология семьи — Социология семьи  отрасль социологии, изучающая семью. В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно семейные отношения, образцы… … Википедия

  • Социология культуры. Учебник по социологии культуры отражает не только историю становления этой дисциплины, но главным образом последние тенденции развития этой предметной области. Существенное сближение… Подробнее Купить за 721 руб
  • Социология культуры. Учебное пособие по социологии культуры отражает не только историю становления этой дисциплины, но главным образом последние тенденции развития этой предметной области. Существенное сближение… Подробнее Купить за 624 руб
  • Социология культуры. Сергей Самыгин. Первые разделы посвящены описанию развития соответствующей проблематики в рамках различных теоретических подходов. Последующие разделы раскрывают аспекты социального бытия культуры:… Подробнее Купить за 590 руб электронная книга

Другие книги по запросу «СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ» >>

4.1. Социологическое понятие культуры

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие «культура» используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.

Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом исследования для самых различных научных дисциплин – философии, культурологии, истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социологию прежде всего интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии «социальная культура», которое все больше утверждается в научной и учебной литературе.

Социальная культура – это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:

гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);

социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);

коммуникативная (функция социального общения);

образовательно-воспитательная (социализация личности (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);

регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);

интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).

В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете. По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.

В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая – развития культурных процессов.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные, единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые – духовную.

Материальная культура – это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т. д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое – все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни.

Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т. д.

Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем – в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культуры, с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерская деятельность с целью обратить «варваров» в свою веру, попытки навязать тот или иной «образ жизни» и т. д.). В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.

Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *