Творческие способности

Понятия творчество и творческие способности

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде­ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творче­ство9quot;, «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятель­ность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления,приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но­вое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос­производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

В данной курсовой работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.

1.2 Компоненты творческих способностей

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю­щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, извест­ный амери­канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече­ского интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так назы­ваемое дивергентное мышление /6, 436/.Люди, обладающие таким ти­пом мыш­ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина­ции из элемен­тов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо­бенностями:

1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще­принятыми).

4. Законченность — способность совершенствовать свой «продукт9quot; или придавать ему за­конченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и му­зыкантов выделяет следующие творческие способности /14,6-36/

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отно­шении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю­даемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль­ного замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос­новываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории /12, 54-55/.

1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как чело­век имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно созда­вать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры­тую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про­анализировать особенности «поведения9quot; предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого вос­питания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алго­ритм решения изобретательских задач) считают, что один из ком­понентов творческого по­тенциала человека составляют следующие способно­сти /9/.

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о состав­ляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на раз­личие подхо­дов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое во­ображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты твор­ческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Как развивать творческие способности ребенка

Способности являются психической особенностью человека, благодаря которой он может успешно овладевать теми или иными знаниями и навыками. Данное качество не влияет на само мастерство, а проявляется в быстроте и легкости приобретения определенных умений. Творческие способности могут проявиться в различных сферах деятельности. Они позволяют создать что-либо новое, не существовавшее до этого.

Помимо биологической базы таких качеств, среди которых врожденные анатомо-физиологические особенности, существует социальная, то есть окружение должно стимулировать их развитие. Таким образом, творческие способности у ребенка обусловлены следующими параметрами.

Во-первых, это наличие необходимых задатков и предрасположенности. К тому же необходимо иметь мотивацию к занятиям какой-либо деятельностью. При этом решающим моментом являются социальные обстоятельства. То есть если родители, педагоги или другие окружающие ребенка взрослые рано заметили творческую продуктивность его в какой-либо деятельности и начали заниматься с ним в этом направлении, то больше шансов, что он в будущем достигнет успеха, чем в случае если процесс пущен на самотек.

В работах психолога Торренса, который создал систему измерения творческих способностей, часто можно встретить рассуждения о том, что именно семья и школа влияют на развитие или уничтожение креативного потенциала ребенка. Часто одаренные дети испытывают проблемы в общении со сверстниками, так как не всякая группа приемлет отклонения от общего поведения или мышления. Существует несколько приемов, которые могут помочь адаптации талантливых личностей в коллективе.

Во-первых, необходимо учить ребенка озвучивать свои идеи доступно для других, чтобы общество воспринимало их как вклад, который служит и их собственным нуждам. Замечания другим нужно стараться высказывать доброжелательно.

Во-вторых, талантливые дети должны показать, что поддерживают идеи, принципы и идеалы, пользующиеся уважением в данном коллективе. Надо научить ребенка концентрировать внимание на выполнении определенного задания, а не распыляться на «личности» и достижение определенного статуса.

Эти приемы помогут и взрослым, и детям разрешать конфликты, при этом оставаясь независимыми, но и учитывая интересы группы.

Развитие творческих способностей учащихся в большой мере зависит от личности педагога. Стимулируя в своем ученике какое-либо качество, он сам должен им обладать. Компетентная личность адекватно воспринимает новые идеи и испытывает радость от своих побед, чем показывает ребенку убедительный пример.

Развитие творческих способностей детей зависит от ряда условий. Поэтому в работе с одаренными малышами следует придерживаться следующих рекомендаций.

Важно создать уютную и безопасную психологическую атмосферу. Нужно не только поддерживать ребенка в его начинаниях, но и проявлять сочувствие к его неудачам. Лучше избегать каких-либо негативных отзывов о работе малыша. Взрослым необходимо помогать ребенку, если он испытывает разочарование или сомнение — чувства, которые обязательно встретятся в прцессе творческого поиска. Рекомендуется учить детей находить награду в самом себе и меньше переживать из-за непризнания своих достижений окружающими.

Творческие способности необходимо поддерживать, создавая для этого максимально благоприятную атмосферу. Можно посоветовать личностям, которые ими обладают, стать «разумными авантюристами», то есть иногда полагаться в открытиях только на свою интуицию, несмотря на риск.

Взрослым — родителям и педагогам — нужно знать, что творческие способности в той или иной степени присущи большинству детей. А вот то, насколько они будут развиты, смогут ли впоследствии принести пользу, зависит от окружения малыша.

Творческие способности

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Творческие способности

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

Творческие способности

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Творческие способности

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Творческие способности

10 самых «фотогеничных» нарядов Вы прекрасно себя чувствуете в своем любимом свободном платье или огромном вязаном свитере и наслаждаетесь жизнью. Однако все меняется, как только вы.

Творческие способности

5 привычек, которые гарантируют, что вы не достигните успеха в жизни Наши ежедневные привычки делают из нас тех, кем мы являемся. Какие-то из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны.

Творческие способности

Творческие способности

Когда произносят слова «творческие способности», на ум сразу приходит что-то воздушное, эфемерное и обязательно талантливое.

Считается, что творческими способностями обладает каждый рядовой человек, просто либо о них не догадывается, либо не развивает. Каждая человеческая единица индивидуальна, однако в течение жизни получается, что человек уподобляется «серой массе», забывая, что когда-то были совсем другие мечты, желания. Так вот, творческими способностями человека считают особый, отличный от других взгляд на самые обыденные вещи. Проходя мимо букета цветов, обыватель увидит только цвет, ну может, размер букета, а вот творчески одаренный художник создаст, увидев композицию, шедевр, которым впоследствии многие будут восхищаться.

Понятие творческие способности включает в себя, кроме того, достаточно широкий кругозор, так как чем больше у человека интересов, тем больше возможности у него увидеть одну и ту же вещь с разных ракурсов. Не зря, к примеру, ученики музыкальных школ, кроме непосредственной игры на выбранном инструменте, обязательно изучают историю искусств.

Творческие способности личности не сразу дают о себе знать, в каждом случае поиск себя, своего таланта – это индивидуальный процесс. И совсем не обязательно, что творческие способности наделяют своего владельца умением правильно и быстро находить решение. Это опять же индивидуально. Каждый знает, конечно, что один из своих величайших шедевров Леонардо да Винчи создавал несколько лет, постоянно возвращаясь и добавляя маленькие штрихи, зато теперь уже целая череда поколений смотрит с восхищением на улыбку Моны Лизы, и никто повторить такое до сих пор не в силах.

Формирование творческих способностей может начаться уже в детстве, не зря детки у внимательных мам достигают многих высот, а все благодаря тому, что в свое время им вовремя дали возможность развивать свои способности. И кроме одаренности, хорошо развитые творческие способности в свое время потребовали достаточной силы воли, упорства, усердия. Не зря говорят, что талант – это 2 процента гения, а остальное – заинтересованность в занятиях. Поэтому очень важно, что кроме непосредственного факта раскрытия творческих способностей, родители еще и постарались приучить ребенка трудиться для достижения своей цели.

Особенности творческих способностей

Творческие способности можно условно разделить на следующие виды:

К особенностям творческих способностей еще относят гибкость ума, оригинальность, скорость мысли. Кроме того, показателями именно творческих способностей будет то, что ваш ребенок, занимаясь, будет писать не так, как все остальные. И тогда ругать не стоит, присмотритесь к малышу, может, если понять направление его мысли, это вам что-то о нем подскажет. Постарайтесь быть внимательными к своим детям, не заставляйте их делать то, что вы считаете нужным, попытайтесь найти то, что их привлекает уже сейчас.

Творчество и творческие способности настолько переплетены между собой, что порой тяжело, исходя из способностей, определить, к чему есть тяга, а что – просто получается хорошо. Именно поэтому своевременное выявление именно творческих способностейТворческие способности очень важно, так как личность, не имея возможности выплеснуть то, чем одарена, не живет настоящей жизнью, а проживает.

Исходя из вышесказанного, можно разделить творческие способности на три основных типа:

  • те, которые именно служат созиданию;
  • другие, которые умеют соединить образованное;
  • а так же третьи, которые могут все полученное преобразовать.

Творческие способности человека – это дар, который требует постоянной работы, усердия, где-то даже умения противостоять окружающим, не сдаваться перед трудностями, и, поверьте, они того стоят!

1 Сущность понятия «творческие способности»

Вначале рассмотрим понятие “способности”. В отечественной науке ведущим остается определение Б. М. Теплова, который выделил основные признаки: 1) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) это те особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. Отмечается, что “способности – сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются” (по С. Л. Рубинштейну) [24, с. 435]. Видно, что признается возможность развития способностей в деятельности [6, с. 22].

“От природы способностей нет и не может быть, ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом в деятельности”, — пишет В. С. Юркевич, понимая под способностями способы выполнения деятельности. Да, действительно, способы надо выработать, приобрести каким-то образом, но задает вопрос Юркевич, почему у одного человека “способы” вырабатываются быстрее, они более эффективны, чем у другого? – Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков (С.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.). При таком понимании способностей и задатков, способности не рассматриваются как свойство мозга. По мнению психологов, это определение не в полной мере отражает сущность данного феномена [6, с. 24].

В. Д. Шадриков понимает под способностями свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Общие задатки – это общие свойства нервной системы, специфика организации головного мозга (взаимодействие и организация полушарий), проявляющиеся в продуктивности психической деятельности. Специальные задатки – это свойство нейронов и нейронных модулей, которые специализированны в соответствии со своим значением. По мнению ученого, способности не формируются из задатков; это свойство: способности – функциональных систем, задатки – компонентов этих же систем. Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности [27, с. 45].

Другой подход, связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории Л. С. Выготского. Согласно мысли Выготского, “во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исторически складывавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности (психические процессы определенного уровня организации)”. Л. С. Выготский задает три характеристики способностей. Во-первых, это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью. Во-вторых, развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого. И третье – развитие способностей характеризуется через освоение ребенком достижений культуры. Л. С. Выготский также вводит понятие о задатках (как характеристики натуральных форм психики) показывая, что развитие способностей представляет собой сложнейший процесс переструктуирования целого, когда ни врожденные структуры, ни задаваемые ребенку не работают как отдельные механизмы, а подчиняются общей логике развития высших форм психики. В этом случае принципиальным для понимания развития способностей становится положение о роли знаковых средств в перестраивании психических функций, включении их во все более сложные структурные объединения. Таким образом, процесс развития способностей является интегративным образованием существующих в культуре способов человеческого познания. В центре подобного образования находится знак – слово [8, с. 34].

Выделяют общие и специальные способности. Общими называют способности, которые определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности. Общепризнанно, что в отличие от специальных способностей интеллект проявляется в эффективности решения разнообразных задач. Интеллект иногда рассматривают как общую способность (проявление не в одном, а в нескольких видах деятельности) – в противоположность специальным, каждая из которых обусловливает эффективность выполнения единой деятельности (Л. С. Рубинштейн, Н. С. Лейтес). “Невозможно иметь какие-либо специальные способности, не имея при этом достаточно развитых общих способностей. Все специальные способности как бы вырастают из общих, не могут существовать без них Специальные способности не могут достичь высокого развития на слабой основе”, — пишет В. С. Юркевич [5, с. 65].

Рассмотрим понятие “творческие способности”. его место в структуре способностей. Общие умственные способности подразделяют на познавательные и творческие способности. В. Н. Дружинин общие способности делит на интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (в других концепциях имеет другое определение) – общая творческая способность (преобразование знаний). Надо сказать о существующих взглядах на креативность, как на составную часть (любой) одаренности, которая определяется, как высокий уровень развития каких-либо способностей. В современной литературе по психологии одаренности прослеживается тенденция, с одной стороны, к разграничению разных видов одаренности (среди них – творческая), а с другой — к поискам общей ее структуры [5, с. 66].

Таким образом, проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством, – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

В настоящее время существует несколько классификаций творческих способностей.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [9, с. 31].

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими особенностями:

— быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество);

— гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей;

— оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми);

— законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [9, с. 32-33].

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие виды творческих способностей:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [17, с. 67-68].

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики), выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях [26, с. 43].

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

— гибкость в мышлении и действиях;

— способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;

— восприятие неоднозначности вещей и явлений;

— высокие эстетические ценности;

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о сущности и особенностях творческих способностей можно сделать вывод о том, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей, которые формируют креативность (от лат. creatio созидание) — общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных активностях, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности: в сферах развитие воображения и развития качеств творческого мышления [26, с. 45].

Подробнее компоненты творческих способностей можно определить так:

Характеристика понятия «творческие способности детей» (первая часть)

Альбина Валерьевна Туманина
Характеристика понятия «творческие способности детей» (первая часть)

По утверждению педагогов-исследователей (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Н. П. Сакулиной, В. А. Флериной и др. из всех существующих детских видов деятельности, именно художественная деятельность способствует творческой самоактуализации и самореализации ребенка. В силу своей специфики художественная деятельность является естественной «школой творческого развития » личности (Н. Н. Поддъяков). Одной из составляющих развития творческой личности являются творческие способности человека .

Рассмотрим термин «способности «. БСЭ дает следующее определение. «Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности». (4, с. 346)

По мнению отечественного психолога В. А. Крутецкого, «способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся субъективными условиями успешного ее выполнения». В. А. Крутецкий выделяет три важнейшие стороны этого определения.

1. Способности – это индивидуальные особенности, то есть то, что отличает одного человека от другого.

2. Это именно психологические особенности.

3. Способности – это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.

Каждая деятельность предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Если человек обладает такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это значит, что он способен к этой деятельности.

Любая деятельность требует от человека не одной способности. а ряда взаимосвязанных способностей. Способности формируются и обнаруживаются только в соответствующей деятельности. Способности человека формируются, складываются, развиваются в правильно организованной деятельности, в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Способности – это прижизненное. а не врожденное образование. Связь способностей со знаниями. умениями, навыками такова. с одной стороны, способности зависят от знаний. умений и навыков; с другой стороны, знания, умения, навыки зависят от способностей человека .

Обучение и воспитание, условия жизни и деятельности человека активно формируют его способности. Существуют и природные предпосылки развития способностей – задатки. Задатки – это некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развитие способностей. К задаткам относятся. врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов; типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей; сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношение 1-й и 2-й сигнальных систем. И. П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности. художественный тип с относительным преобладанием 1-й сигнальной системы, мыслительный тип с относительным преобладанием 2-й сигнальной системы; средний тип с относительной уравновешенностью сигнальных систем.

Задатки являются одним из условий формирования способностей .

Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности и приобретением новых знаний, умений, навыков. «Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального про-дукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности».

Обратимся к понятию «творчество «, «творческий «. Творчество – одно из сложных и таинственных явлений человеческой жизни. Анализ справочной педагогической и психологической литературы позволяет говорить о том, что «творчество » на сегодняшний день определяется достаточно многообразно. Краткий педагогический словарь определяет «Творчество – как деятельность человека, результатом которой является создание материальных и духовных ценностей, предполагаемое у личности наличие способностей. мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью»

В наибольшем количестве случаев мы встречаем определение понятия творчества. как деятельности. Например, в БСЭ говорится. «Творчество – это деятельность. порождающая нечто качественное, новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности «.

А. Я. Пономарев отмечает. «Творчество – это деятельность. результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей».

В философском словаре определение также подчеркивает, что результат творчества есть новый продукт. «Творчество – это деятельность. порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирование новых комбинаций, знаний, умений, продуктов».)

В статье «творчество «, вошедшей в энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, написанной Ф. Батюшковым. «Творчество – в прямом смысле – есть создание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил «.

Новый аспект характеристики творчества выделяет В. Б. Косминская. «Творчество – определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение».

Об общественной ценности творчества. его продукта говорится в трудах Б. М. Теплова. «Творческая деятельность в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».

Г. Г. Кравцов предлагает рассматривать творчество как способ существования личности.

Интересными в этом плане являются мысли Г. И. Иванова. «Творчество – это не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность, часто не осознаваемая нами. Чем дальше во времени, тем больше радиус творчества. нужно иметь и решать все больше вопросов. Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития всего общества».

И. П. Волков утверждает. «Единственно правильного, объективного толкования творческой деятельности. приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, так как проявления творчества настолько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя. Творчество индивидуально. художественно проявляется хотя бы в минимальном отсутствии образца».

Л. С. Выготский определяет творчество как ту деятельность. «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Таким образом, творческие способности – это способности к творчеству как деятельности. В педагогике и психологии отмечено, что развитие творческих способностей возможно у всех детей. независимо от уровня их интеллектуального развития.

Анализируя все приведенные выше цитаты о способностях. творческих способностях. творчестве. можно сказать, что творчество является од-ним из наиболее важных механизмов детского воспитания и самовоспитания. Более значимы не результаты детского творчества. а формирование способностей .

Стремление выделить творческие способности можно объяснить. во-первых. их значимостью для творческого процесса. а во-вторых, как отмечает американский педагог Х. Литтон, невозможностью охватить творческий процесс в целом. Поэтому ученым приходится «отступить на маленькие сегменты поведения, являющиеся существенными чертами творчества. которые помимо всего являются измеримыми».(38, с. 8) Стремление раскрыть творческие способности. определить пути их развития приводит к необходимости рассмотрения структуры творческих способностей .

Приводим некоторые классификации. Дж. Гилфордом была предложена кубическая модель интеллекта, которая представляет собой эвристическую гипотезу, позволяющую классифицировать интеллектуальные способности и предсказать новые. Существуют три измерения интеллекта. операции, продукты, содержание, которые характеризуют способности к решению интеллектуальных задач. Дж. Гилфорд выделяет пять типов операций. познание, память, конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (отступающее от логики, идущее в разных направлениях) мышление, оценивание; четыре вида содержания. образное, символическое, семантическое и поведенческое; шесть видов конечного мыслительного продукта. элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы.

Все интеллектуальные способности. по мнению Дж. Гилфорда, в ка-кой-то мере являются творческими. но более всего – способность к дивергентному мышлению. Как отмечает автор, дивергентное мышление характеризуют четыре основных качества. быстрота, гибкость, оригинальность и точность. Под быстротой понимается способность высказывать максимальное количество идей, причем в данном случае важно не их качество, а их количество. Гибкость – способность высказывать многообразие идей. Способность порождать новые нестандартные идеи называется оригинальностью, она может также проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми. Точность, или, иначе говоря, законченность, — способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту.

А. И. Лук объединил 15 способностей. близких к интеллектуальным, это :

1. Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его «координационную сетку», уже имеющихся знаний и представлений, остальное бессознательно отбрасывает. На это влияют привычные структурные установки, чувства, конформность. Способность увидеть то. что не укладывается в рамки ранее усвоенного, — нечто большее, чем просто наблюдательность.

2. Способ кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму; разные люди обладают неодинаковой способностью пользоваться кодами. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые годы жизни предопределяет преимущественную склонность к испытанию тех или иных кодов информации. Способ кодирования накладывает печать на выбор содержательной области мышления.

3. Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов.

4. Способность к переносу. Это способность применить навык. приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий.

5. Боковое мышление. Способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.

6. Цельность восприятия. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более широкие картины.

7. Готовность памяти. Способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеется в виду скоростной момент извлечения информации из памяти.

8. Сближение понятий. Легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий. «смысловые расстояния» между ними.

9. Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию. «Смысловые расстояния» – переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированности – одно из проявлений гибкости мышления.

10. Гибкость интеллекта. Способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы.

11. Способность к оценочным действиям. Способность к оценке. выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.

12. Способность к «сцеплению». Объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом.

Публикации по теме:

Творческие способности Изонить. Часть первая Хочу с вами поделиться опытом, вышивание нитками. Называется — ИЗОНИТЬ. Работая с детьми в подготовительной группе, в свободное время я.

Творческие способности Литературные открытия. Часть первая. Поэтическое творчество Валентина Берестова для детей и взрослых. Недавно мне попалась в руки книжка-раскраска с веселыми стишками. Яркие иллюстрации художника Олега Горбушкина притягивали. Полистав книжку.

Новогодний утренник для детей старшего возраста «Перстень Бабы-яги» (первая часть) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад № 172» Новогодний утренник.

Опыт работы «Влияние сказки на творческие способности дошкольников» Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребёнка такое же серьёзное и.

Рекомендации для родителей по лексическим темам недели. Часть первая (старшая группа детей с ЗПР) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №384 г. о. Самара Рекомендации для родителей.

Творческие способности Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет (первая часть) Самостоятельная деятельность детей. Фотоотчет (1-я часть).Дошкольный возраст — уникальный период развития самостоятельности. В режиме дня.

Творческие способности Сценарий досуга «Народные традиции на Руси. Праздник Ивана Купала» для детей старшей группы (первая часть) Сценарий досуга «Народные традиции на Руси. Праздник Ивана Купала». для детей старшей группы. Цель: Воспитание любви к русской национальной.

Семинар-практикум для родителей «Техника пластилинографии. Развиваем творческие способности детей» ЦЕЛЬ: Формировать представление родителей о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, познакомить с техникой пластилинографии.

ТРИЗ для дошколят: развиваем творческие способности На протяжении многих десятилетий система образования носила информационно-репродуктивный характер, формировала человека-исполнителя, развивала.

Выпускной бал 2015 г. (часть первая) Сценарий выпускного вечера 2015 г. Ведущий 1. Дорогие гости! Сегодня всех нас ждет необычное и волнующее торжество! Наши дети прощаются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *