Структура личности по рубинштейну

Структура личности по С. Л. Рубинштейну

Структура личности по рубинштейну

С. Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. С. Л. Рубинштейн выступает против:

— функционализации – дробления на отдельные функции,

— отрыва от деятельности,

— сведения личности к сознанию.

Отмечает зависимость личности и ее деятельности от общественных отношений и конкретных условий ее общественного бытия, зависимость ее сознания от деятельности.

Согласно С. Л. Рубинштейну, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром (и другими людьми).

В концепции автора личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Ядро личности составляют мотивы сознательных действий, однако, личность характеризуют также и неосознаваемые тенденции, или побуждения.

С.Л. Рубинштейн различал в структуре личности темперамент. характер, способности, направленность и самосознание.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Понятие личности в отечественной психологии. Сущность и составляющие психологической структуры личности по С.Л. Рубинштейну, К.К. Платонову, А.В. Петровскому.

Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К.Платонов.

На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности выделены:
1) — направленность личности ;

Объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение). В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.

Объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности.
3)- индивидуальные особенности психических процессов ;

Объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов или функций, таких как: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.
4)- включает биопсихические свойства .
Объединяет свойства темперамента, возрастные свойства личности и её патологические.
Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы.

А.В.Петровский, рассматривая личность в системе субъективных отношений, выделяет три типа:

1) интраиндивидная личностная атрибуция: личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту.

2) интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой её определения и существования становится «пространство межиндивидных связей».

3) метаиндивидная личностная атрибуция. Это воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Важнейшие характеристики личности предлагается искать не только в нём самом, но и в других людях.

Личность характеризуется:
-Активностью — стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границей требований ситуации и ролевых предписаний;
-Направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов (интересов, идеалов, вкусов и т.д. в которых проявляют себя потребности человека);
-Ценностями, установками, убеждениями, мировоззрением;
-Самосознанием (это «Я — концепция» — система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.)

С.Л. Рубинштейн формулирует принцип единства сознания и деятельности. Рубинштейн специально отмечает, что не только деятельность влияет на личность, но и личность, имея право на выбор, занимает активную и инициативную позицию.

Личность, по Рубинштейну, является основанием этой связи. За кажущейся простотой постановки вопроса о связи сознания и деятельности стоит сложность преодоления отрыва сознания от личности и подстановки его на место личности.

Личность как целое, согласно С.Л. Рубинштейну, выражается через триединство: чего хочет человек (потребности, установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере). Важным моментом в исследовании личности, по Рубинштейну, являются особенности ее включения в более широкий контекст – не только в деятельность, но и в жизнедеятельность. “Сущность человеческой личности, – говорит Рубинштейн, – находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю”.

Личность как субъект жизни имеет три уровня организации:

1) психический склад – индивидуальные особенности протекания психических процессов;

2) личностный склад – качества характера и способности;

3) жизненный склад – нравственность, ум, умение ставить жизненные задачи, мировоззрение, активность, жизненный опыт.

Особое место в его концепции занимает проблема сознания и самосознания. Рубинштейн противопоставляет свое понимание самосознания идеалистическому, где оно замкнуто на себе. Это понимание самосознания включает отношение к себе, к миру, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности. Не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание проявляется через активность субъекта в отношении к миру.

Структура личности

Структура личности — основные части и элементы личности, из которых она построена, входящие в неё индивидуальные особенности и способы взаимодействия между этими элементами.

Структура личности по рубинштейну

В психологии существуют два подхода структурирования личности:

1. Выделение черт личностей для последующей группировки в подструктуры на основе внутренней связи и деление подструктур на уровни.

2. Выделение типов личности, которые раскрывают некоторые особенности личности и способов её взаимодействия с окружающим миром.

Структура личности по Фрейду (изучается в рамках глубинной психологии личности)

З. Фрейд впервые в структуре личности выделяет сознательное (Эго) и бессознательное («ОНО», Ид), которые постоянно находятся в состоянии конфликта. Бессознательное включает в себя наиважнейшие человеческие инстинкты — либидо (жизнь, сексуальная энергия) и танатос (смерть). Эти инстинкты многие психоаналитики называют двигателями жизни, ведь либидо подталкивает человека к творчеству, как это и было с Сальвадором Дали (будучи сексуально активным человеком, он жутко страдал во время долгих отъездов возлюбленной и чтобы часто не прибегать к мастурбации, при которых он испытывал чувство стыда за зря потраченные ресурсы организма, он стал всю свою сексуальную энергию направлять в создание полотен. Конечно вследствие этого в его работах кричит тема сексуальной неудовлетворённости, но зато неопровержим тот факт, что его творчеству способствовало либидо).

К бессознательному также относится Сверх-Я или Супер-Эго. Оно выполняет роль цензора, содержит в себе моральные нормы и нравственные предписания.

В свою очередь сознательное «Я» или Эго поддерживает гармонию между сверхсознанием и подсознанием. Оно контролирует стремление человека к удовольствиям и подчинение определённым моральным и нравственным принципам.

Структура личности по рубинштейну

Структура личности по С.Л. Рубинштейну

Личность — целостная структура, включающая различные группы черт, которые характеризуют разные стороны личности. Эти черты создают целостность личности, когда взаимодействуют друг с другом.

Компоненты структуры личности:

1. Направленность личности (установки, интересы и потребности, движущие человеком);

Структура личности по Платонову

К. Платонов в основе структуры личности лежат сгруппированные в логически целостные подструктуры психологические черты:

1. Биологически обусловленные

2. Социально обусловленные.

Подструктуры также делятся на уровни:

1. Самый нижний уровень — черты человека, обусловленные биологическими факторами: возраст, пол, темперамент и особенности нервной системы.

2. Следующий уровень — подструктура, включающая особенности протекания различных психических процессов, например памяти, мышления, восприятия, некоторых врожденных способностей.

3. Опыт человека — знания и умения, усвоенные в результате жизни в социуме.

4. Самый высокий уровень — направленность личности (мировоззрение, характер, самооценка, интересы и увлечения).

Все эти составляющие и формируют целостную психологическую структуру личности.

В.24. Психология личности в представлении с.Л.Рубинштейна

Сергей Леонидович Рубинштейн(18891960) — советскийпсихологифилософ,член-корреспондентАкадемии наук СССР, один из создателейдеятельностного подходав психологии. Основатель кафедры и отделения психологии факультета философииМГУ, а также сектора психологии Академии наук СССР.

Акцентировал положение о том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий.

Каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.

Положения психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются; 2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности.

3) решение 3 вопросов: а) чего хочет личность — вопрос о направленности, потребностях, идеалах личности, б) что может личность (о способностях, одаренностях), в) что личность есть (о характере).

Зависимость психических процессов от личности выражается:

Во-первых. в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми.

Во-вторых. личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и приводит к смене чувств, волевой жизни.

В-третьих. зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием.

(Вариант в.24) Структура личности по с.Л.Рубинштейну.

Деятельностная теория личности наибольшее распространение получила в отечественной психологии. Наибольший вклад в ее развитие внесли С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский. С.Л.Рубинштейн был инициатором разработки концепции субъекта деятельности, в которой исходными характеристиками явились: — сознание (отражение объективной реальности); — деятельность (преобразование действительности).

В этом подходе отрицается биологическое, а тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействия субъекта (активного человека) с миром (обществом), в процессе которого формируются свойства личности.

Средством научения выступает механизм интериоризации. благодаря которому происходит усвоение общественно — исторического опыта. Основными характеристика деятельности являются предметность и субъектность.

Предметность – это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется в понятиях языка, социальных ролях и ценностях.

Субъектность — выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, личностном смысле, в направленности и избирательности деятельности.

Основное место в личности занимает сознание. Причем структура сознания формируется в детстве в процессе общения и деятельности. Б/с имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, отношений и условий .

Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяет рефлексия, внутренний диалогизм, морально-нравственные нормы поведения, выработанные в данном обществе. Следовательно, свобода – это осознанная необходимость. Личность как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. (С.Л.Рубинштейн).С.Л.Рубинштейн выделял следующие компоненты в структуре личности:

Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, мировоззрении, доминирующих мотивах

Структура личности по Рубинштейну

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях.

С.Л. Рубинштейн — знаменитый ученый, энциклопедист, исследователь, занимавшийся вопросами философии и психологии. Исследовал психологию мышления, является основоположником методологического фундамента психологии, написал один из самых популярных учебников по психологии, который стал настольной книгой для не одного поколения студентов.


В данной контрольной работе будут рассмотрены основные положения теории С.Л. Рубинштейна о структуре личности. Считаю, что эта тема наиболее актуальна в наши дни, когда на первый план выходят личностные взаимоотношения и общение между людьми.


1. Понятие личности


Что же такое личность? Для более глубокого понимания сути рассматриваемой в контрольной работе темы выясним, что же такое «личность». Рассмотрим некоторые определения понятия личности:

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих


Личность — многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.


Также личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.


С другой стороны личность — это такая система психических регуляторов, которая обеспечивает ориентировку и поведение человека в надситуативных целостностях социальной среды (таких, как идеалы, мораль, истина и подобные всечеловеческие ценности). Под личностью наука психология понимает конкретного человека с его неповторимыми морфофизиологическими качествами (рост, телосложение и т.д.), наделённого своей психической организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью.


Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.


Сложно выбрать однозначно верное во всех отношениях определение такого сложного и многогранного понятия, как «личность». Но всё же однозначно можно утверждать, что из всех определений понятия личности можно выделить нечто общее и свести к одному определению:


Чаще всего под «личностью» понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития — под личностью психология понимает конкретного человека с его неповторимыми морфофизиологическими качествами (рост, телосложение и т.д.), наделенного своей психической организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью.


Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.


В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.


Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.


Социальное измерение личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников). Таким образом, понятие «личность» характеризует особенности развития человека как социального существа.


2. Психологическая структура личности


психологический личность рубинштейн


«Структура — совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы…». (Словарь практического психолога)

Проблема структуры личности в психологии еще более запутана, чем само понятие «личность». В рамках данной работы невозможно охватить все теории о психологической структуре личности. Все они основаны на тех или иных разнящихся между собой взглядах отечественных и зарубежных психологов. Выделить среди них что-то общее и обобщить все теории я не считаю возможным.


В настоящее время, с учетом современных данных психологии личности, нейропсихологии, нейрофизиологии и психогенетики крайне актуальным является построение целостной биопсихологической, природно-культурной модели личности. В такой модели должны объединяться как функциональные, так и структурно-материальные характеристики психики и личности.


Психологическими элементами структуры личности являются ее психологические свойства и особенности. Их очень много. Некоторые из них можно отобразить в подструктуре. На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:


1. Блок психических явлений (мотивационный) — направленность (устойчивая система мотивов):

I. влечения — одна из форм направленности личности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности;

II. желания — переживание, одна из форм проявления направленности личности, характеризующаяся стремлением личности к достижению какой-то цели, но порой — недостаточной осознанностью причин такого стремления;

III. интересы — одна из форм направленности личности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к объекту. Интерес личности обычно является социально обусловленным;

IV. идеалы — образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека;

V. мировоззрение — система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности;

VI. убеждения — форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человека отражает его мировоззрение;

VII. потребности — объективная испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являющаяся источником активности, развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой и ее субъективным отражением нередки противоречия, которые существенно влияют на развитие личности;

2. Опыт личности — обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

I. знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;

II. умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;

III. навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности.

3. Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности:

I. ощущения — это простейший из психических процессов, с помощью которого мы получаем информацию об окружающем мире. Они возникают в рецепторах — особо чувствительных нервных клетках человеческого тела, при всём этом рецепторы каждого вида отвечают за чувствительность к определенным раздражителям;

II. восприятие — психический процесс отражения предметов и явлений в действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов;

III. внимание — психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже;

IV. память — психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования;

V. наблюдательность — качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте; способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа;

VI. воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Выражается: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность: 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта;

VII. мышление — процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют мышление теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т.д.;

VIII. речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения;

IX. эмоции — особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих или тормозящих деятельность;

X. чувства — особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих или тормозящих деятельность.

4. Биологически обусловленные свойства и качества личности:

I. антропологические признаки — расовые, половые, возрастные и др.;

II. физические особенности — размеры тела и его структурно-механические свойства;

III. внешняя анатомия тела;

IV. функционально-анатомические особенности;

V. биохимические особенности и патологии выделенных элементов;

VI. свойства и типы темперамента — устойчивое соотношение особенностей человека, характеризующих различные стороны его психической деятельности. Представляет собой общую характеристику высшей нервной деятельности человека и выражает основные природные свойства нервной системы.

Производными от этих основных подструктур являются:

Характер — это совокупность наиболее ярко выраженных и относительно устойчивых черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывает своеобразный отпечаток на те, или иные его проявления. Но темперамент определяется врожденными свойствами высшей нервной деятельности и практически не подвержен изменениям на протяжении всей жизни человека. Характер складывается в процессе воспитания; он отражает условия жизни человека и способен изменяться при изменении этих условий.

Способности — психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими.

Воля и волевые качества личности — форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность к волевой регуляции, сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.

3. Концепция личности С.Л. Рубинштейна


Первое на что специально обращает внимание С.Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).


В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т.е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление — это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста вся психология человека является психологией личности.


Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С.Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, — от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, — тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С.Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются — ею становятся». Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности — не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности. Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения:

1. психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;

2. психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3. процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

a. чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

b. что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;

c. что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности? Это вопрос о характере.

Выделив эти аспекты психического облика личности, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.

Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера — целеустремленности, настойчивости и т.п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

Принципы методологических основ психологии С.Л. Рубинштейна очень похожи на идеи К. Маркса. В одной из своих статей о принципе творческой самодеятельности Рубинштейн описывает познание как активную деятельность, а не только созерцание. Придерживаясь этой идеи, он сформулировал принцип единства деятельности и сознания. Это положение было изложено в период 30-40-х годов XX века, когда в психологии самое сильное влияние имели направления бихевиоризма и интроспективной психологии. Принцип единства сознания призывал воспринимать и понимать психические процессы, сознание как деятельность индивида и некий процесс, а не просто как нечто пассивное и рецептивное. Таким образом, деятельность человека должна стать предметом исследования психологии. Но Рубинштейн подмечает, что личность не просто поддается влиянию деятельности, но и сама способна благодаря своему праву выбора быть активной и инициативной. Чтобы в полной мере ответить на вопрос о возникновении и развитии связи между сознанием и деятельностью человека, необходимо сперва узнать, где и как она образуется.

По Рубинштейну, личность и есть источник этой связи. Ответ на данный вопрос не так прост в связи с тем, что не так легко воспринимать сознание от личности и рассматривать их по отдельности. В самом начале становления отечественной психологии при изучении понятия личностного принципа необходимо было преодолеть идеи функционализма, отсоединение деятельности и сознания от личности. Основное внимание уделялось значению деятельности в становлении и развитии личности. Первоначальной задачей было определение структуры личности для перехода к исследованию исключительно личности, а не только личности, как субъекта — представителя отдельных функций.

Согласно представлениям С.Л. Рубинштейна личность как целостная единица раскрывается через триединство:

· установки и потребности (то, чего хочет человек);

· дарования и способности (то, что может человек);

· закрепленные мотивы и потребности характера (то, что есть человек).

Если в 30-40-е годы понятие личности употреблялось для объяснения принципа единства деятельности и сознания, то в 50-х годах оно уже использовалось для раскрытия понятия детерминизма. На основании этого принципа необходимо было раскрыть специфичность психической деятельности, при этом не отрываясь от других явлений реального и материального мира. По Рубинштейну диалектика внешнего и внутреннего мира определялась через суть детерминизма. Личность считалась высшим уровнем организации материи, регулятором сознания относительно деятельности.

Психические свойства личности и сама личность — это одновременно результат и предпосылка деятельности. Важным пунктом в изучении личности является ее включенность в более объемный контекст — в жизнедеятельность наряду с деятельностью. Завершающее выражение сущности личности человека заключается в обладании своей истории. Понятие «субъект жизни» более четко выражает эту особенность. Субъект жизни — это личность, представленная в более высоком смысле. Личность, по словам Рубинштейна, это человек со своей четко выработанной жизненной позицией и мировоззрением, которое сложилось в результате кропотливой работы над собой, с ярко выраженным сознательным отношением ко всему происходящему в жизни.

Если рассматривать личность в качестве субъекта жизни, то она имеет следующие уровни организации:

1. Жизненный склад (мировоззрение, жизненный опыт, ум, нравственность);

2. Личностный склад (особенности характера и особенности);

3. Психический склад (специфичность психических процессов индивида).

Не последнее место в концепции Рубинштейна занимает вопрос самосознания и сознания. Его понимание самосознания является оппозиционным по отношению к пониманию идеалистическому, которое является замкнутым на себе. Понимание Рубинштейна содержит опосредованное жизненными явлениями отношение к миру, к себе. Самосознание вырастает из сознания, а не наоборот. Последняя работа С.Л. Рубинштейна была опубликована спустя сорок лет после его ухода из жизни, благодаря ряду авторов, продолжающих дело этого выдающегося человека.

С.Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. С.Л. Рубинштейн выступает против:

* функционализации — дробления на отдельные функции;

* отрыва от деятельности;

* сведения личности к сознанию.

Отмечает зависимость личности и ее деятельности от общественных отношений и конкретных условий ее общественного бытия, зависимость ее сознания от деятельности. Согласно С.Л. Рубинштейну, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром (и другими людьми). В концепции автора личность — это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Ядро личности составляют мотивы сознательных действий, однако, личность характеризуют также и неосознаваемые тенденции, или побуждения.

С.Л. Рубинштейн, вопреки распространенным в отечественной психологии тенденциям к нивелировке индивидных свойств с избыточным акцентом внимания на модели социально желательной личности, не сбрасывал со счетов значимость врожденных, переданных по наследству от родителей и прародителей особенностей человека в формировании личности. Воздействие средовых явлений на психику человека рассматривалось им не как пассивный процесс, а как субъективно-предпочтительный, избирательный, во многом неосознаваемый выбор. С.Л. Рубинштейн считал, что индивидуально очерченные свойства опосредованно преломляют (у каждого человека по-своему) информацию об окружающей среде.

Заключение


В заключении можно сделать некий общий вывод. Итак, формирование личности — это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. С.Л. Рубинштейн разделил особенности личности, заложенные в нас при рождении, то есть которые обусловлены биологическим фактором развития личности, другие, вырабатываемые в процессе нашей жизни.

На мой взгляд, стать личностью — это значит, во-первых, занять определенную жизненную, нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведь истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно являет своей жизнью.


Список литературы

1. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. — СПб. Изд-во Михайлова В.А. 1999. — 89 с.

2. Агафонов А.В. Психология и педагогика: Часть I. Психология. Тексты лекций. — М.:МГТУ ГА, 2004 г.

3. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.

4. Тихонов А.П. Опубликовано: Соционика, ментология и психология личности, 2000, №6.

5. Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность. / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, И.А. Джидарьян, В.А. Барабанщиков, В.В. Селиванов, Д.В. Ушаков — М. «Институт психологии РАН», 2009. — 404 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общее представление о личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Формирование личности — очень сложный процесс. Социальное направление образования и общественного воспитания.

курсовая работа [28,8 K], добавлен 13.11.2003

Понятие человек, личность, индивидуальность и их соотношение. Общественная сущность личности, ее психологическая структура. Психические процессы, свойства и состояния в структуре личности. Личность как самоуправляемая система. Современные теории личности.

реферат [27,0 K], добавлен 28.05.2010

Понятие личности, значение знаний о ней в практической деятельности ОВД. Характеристика основных свойств личности. Направленность личности на правомерное поведение и модуляционные компоненты психологии личности. Методы психологического изучения личности.

контрольная работа [638,6 K], добавлен 18.01.2009

Понятие личности и ее психологическая структура. Характеристика мотивационной и индивидуальной сфер. Компоненты, включаемые в структуру личности. Профессиографический анализ правоохранительной деятельности. Психологическая структура личности юриста.

реферат [24,4 K], добавлен 01.07.2008

Психологическая структура и движущие силы личности. Факторы влияния на развитие временной перспективы и способности к целеполаганию. Компоненты направленности личности: потребности, мотивы, установки, цели. Диагностика уровня личностных качеств человека.

курсовая работа [37,5 K], добавлен 26.11.2015

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» «индивидуальность». Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии, ее психологическая структура: соотношение биологического и социального. Связь личности с деятельностью, ее активность.

реферат [28,1 K], добавлен 13.05.2009

Личность как многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие. Проблема структуры личности в психологии. Построение целостной биопсихологической, природно-культурной модели личности.

контрольная работа [21,1 K], добавлен 22.12.2009

Понятие и социально-психологический анализ личности. Психологическая структура личности, характеристика эмоций и психических состояний. Особенности психического состояния и характеристики личности юриста, психологическая структура его деятельности.

контрольная работа [32,9 K], добавлен 09.11.2010

Личность как сложное психическое образование. Взгляды на психологическую структуру личности К.К. Платонова и А.Н. Леонтьева. Экспериментальное исследование изучения терминальных и инструментальных ценностей личности. Методика проведения исследования.

курсовая работа [94,8 K], добавлен 22.08.2013

Анализ взглядов представителей психологических школ и направлений на структуру личности. Топографическая модель З. Фрейда. Три составные части психологической структуры личности, ее индивидуальные особенности: темперамент, характер, способности.

курсовая работа [59,9 K], добавлен 25.11.2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *