Субъекты административного процесса

Субъекты административного процесса

Субъект права и его свойства

Участником административного процесса может быть только субъект права. С точки зрения общей теории, субъект права — это социальный субъект, т.е. лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Правосубъектность включает в себя такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность.

Правоспособность — это установленная законом возможность субъекта иметь права и нести юридические обязанности. Различают общую и специальную правоспособность. Будучи специфичной для каждой отрасли права. правоспособность означает реальную возможность субъекта действовать в юридическом смысле, иметь гарантированную защиту со стороны государства.

Дееспособность — это установленная в законе возможность субъекта своими действиями осуществлять предоставленные права и юридические обязанности.

Система субъектов административного права и их классификация

В науке отечественного административного права существуют различные взгляды на систему субъектов административного права и административного процесса.

Так, в широком смысле в административном праве субъектами правоотношения можно считать двух категорий участников: физические лица и юридические лица .

В первом случае — граждане всех категорий (Российской Федерации и иностранные). А при дифференцировании они увеличатся по многим признакам (скажем, как специальные субъекты — должностные лица, иностранные граждане, дети-несовершеннолетние, по профессиональным признакам, инвалиды и т.д.).

Во втором случае — юридические лица. Сюда относятся государственные и не государственные организации (микропредприятия), различные акционерные общества. общественные и политические организации и т.д.

Эти субъекты являются прежде всего участниками материальных административно-правовых отношений. Они же участвуют и в процессуальных административно-правовых отношениях. Однако одной из особенностей административно-процессуальных отношений является то, что в них могут участвовать и некоторые субъекты, которые, по общему правилу, в административно-правовых материальных отношениях не участвуют, например мировой судья. Обращает на себя внимание определенная универсальность субъектов административно-процессуальных правоотношений по сравнению, например, с субъектами гражданско-процессуальных и уголовно-процессуальных отношений, обладающих в известной мере ограниченным субъектным составом. Как известно, независимо от содержания гражданского процессуального правоотношения его непременным участником является суд.

Наиболее удачной представляется классификация субъектов административного права, предложенная Д.Н. Бахрахом. Он считает, что в административном праве следует различать две группы субъектов. Первую составляют индивидуальные субъекты, к которым относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Во вторую входят коллективные субъекты — организации, структурные подразделения организаций, трудовые и иные коллективы организаций; сложные организации.

Или же, по мнению авторов, в административном праве и процессе следует учитывать в обязательном порядке специальных субъектов, на которых (предписывают почти все нормы права ) распространяются отдельные нормы и правила, или же им предоставляются дополнительные процессуальные права и обязанности.

С учетом изложенного система субъектов административного процесса может быть представлена в следующем виде.

Индивидуальные субъекты — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

3. Специальные субъекты:

а) лица, обладающие отдельными правовыми положениями и обязанностями;
б) индивидуальные предприниматели ;
в) микропредприятия;
г) дети и их законные представители (опекуны, попечители);
д) иностранные граждане; и т.д.

Волкова В.В. Административный процесс. 2013

Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность — способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности .

Административно-процессуальная дееспособность — способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса :

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

  • субъекта, возбудившего управленческое дело;
  • субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;
  • стороны административного процесса;
  • третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;
  • уполномоченного представителя;
  • лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;
  • лица, защищающего права и интересы других лиц;
  • лица, содействующего отправлению административного процесса.

Макарейко Н.В. Административное право. 2009

Административный процесс

Подобные документы

Общая характеристика административного процесса его понятие и основные черты. Предприятия, учреждения, граждане и органы исполнительной власти как субъекты административного процесса. Особенности административно-процессуальных норм и отношений.

курсовая работа [32,4 K], добавлен 06.10.2009

Правовые основы административного процесса. Понятие и сущность административного процесса. Принципы административного процесса. Понятие и признаки административного правонарушения. Порядок производства по делам об административных правонарушениях.

дипломная работа [67,7 K], добавлен 02.10.2008

Система субъектов административного процесса. Участники производства по делам об административных правонарушениях. Права и обязанности потерпевшего, свидетеля, понятого и эксперта. Основные субъекты административного процесса и его иные участники.

курсовая работа [31,0 K], добавлен 03.10.2011

Общая характеристика участников административного процесса. Понятие и система, органов уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и уголовный процесс. Индивидуальные субъекты как участники административного процесса.

курсовая работа [54,9 K], добавлен 13.07.2013

Основы правового регулирования административного принуждения в РФ. Система мер административного принуждения в РФ: административно-предупредительные; административного пресечения. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

курсовая работа [30,5 K], добавлен 18.01.2011

Основные признаки и содержание административного процесса. Понятие и сущность административного юрисдикционного процесса. Виды административного процесса. Понятие, назначение и виды административных процедур. Современные проблемы юстиции в России.

курсовая работа [54,3 K], добавлен 10.11.2013

Правовое регулирование административного расследования в механизме производства по делам об административных правонарушениях, а также совершенствование административного расследования как формы производства по делам об административных правонарушениях.

дипломная работа [122,8 K], добавлен 22.07.2011

Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений. Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Участники административного процесса. Органы внутренних дел в Российской Федерации. Служба внешней разведки.

шпаргалка [131,1 K], добавлен 23.10.2013

Структура административного процесса. Система стадий производства. Административное расследование. Рассмотрение дел об административных правонарушениях. Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях. Исполнение постановлений.

лекция [37,3 K], добавлен 12.10.2008

Соотношение понятий «управленческий процесс» и «административный процесс». Понятие и сущность административного процесса. Виды административного процесса: особенности юрисдикции, процедуры, административного судопроизводства и административной юстиции.

курсовая работа [33,5 K], добавлен 12.03.2010

Тема 4. Субъекты административно-процессуальных отношений

1. Понятие и виды субъектов административного процесса

2. Административно-процессуальный статус

3. Законодательство о статусе субъектов административного процесса

1. Понятие и виды субъектов административного процесса

Все разнообразие признаваемых законодательством субъектов права может быть дифференцировано на четыре группы:

а) физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без граж­данства);

б) организации (государственные органы и учреждения, муниципальные органы и учреждения, предприятия и хозяйственные организации, общест­венные объединения);

в) социальные общности (народ, нация, народность, население субъекта РФ или муниципального образования, трудовой коллектив и др.);

г) государство, государственное или муниципальное образование.

Для каждой отрасли права выделяется свой круг субъектов, которым в соответствии с нормами этого права предоставляется возможность участво­вать в правоотношениях, регулируемых данной отраслью права, совершать определенные действия в рамках правомерного поведения по исполнению, использованию, применению и соблюдению правовых норм.

Участие в административно-процессуальных отношениях обусловлено требованием индивидуализации субъекта права, что позволяет, говоря о субъектах административного процесса, вести речь об управомоченных фи­зических и юридических лицах (кроме последних двух групп субъектов права).

Исходя из этого, субъектами административного процесса являются:

1) физические лица:

— граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, ино­странные граждане (граждане Содружества Независимых Государств (СНГ) или т.н. «ближнего зарубежья» и граждане иных государств или т.н. «даль­него зарубежья»), лица без гражданства (апатриды);

— государственные и муниципальные служащие (должностные лица ор­ганов государственной власти и местного самоуправления);

— служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований, должностные лица предприятий, учреждений и организа­ций;

2) юридические лица:

— государственные органы, предприятия и учреждения;

— муниципальные органы, предприятия и учреждения;

— негосударственные предприятия, учреждения и организации;

Субъекты административного процесса, реализуя нормы администра­тивно-процессуального законодательства, практически исполняют содержа­щиеся в нем правила поведения с целью достижения конкретных общест­венно-полезных целей регулирования управленческих общественных отно­шений. Например, одной из таких целей является обеспечение материального права на обращение в орган государственной власти или местного само­управления. Средство обеспечения – нормативно определенный порядок со­ответствующих действий обращающегося и рассматривающего это обраще­ние, установление для указанных лиц взаимных процессуальных прав и обя­занностей, а также юридических гарантий.

Таким образом, субъект административного процесса – физическое или юридическое лицо, участвующее в управленческих отношениях и обладающее административно-процессуальной правосубъектностью.

Круг участников административного процесса нельзя ограни­чивать только органами исполнительной власти РФ и ее субъектов. В него входят органы муниципальной власти, учреждения, предпри­ятия, общественные организации, а также граждане, предпринима­тели и др. При этом государственное управление смыкается с само­регулированием деятельности субъектов права, что способствует их согласованному функционированию и четкому взаимодействию в решении общих задач. А с учетом понимания административного процесса в широком смысле, из круга участников нельзя исключать органы законодательной власти, судебной власти, хотя им присущи свои процессы – законодательный и судебный (с учетом специфики разных органов, судов и процедур).

2. Административно-процессуальная правосубъектность

Для всех отраслей права понятие «статус субъекта права» является од­ним из ключевых, раскрывающих основные юридические институты. По­этому данное понятие имеет различное содержание со своими специфиче­скими отраслевыми особенностями. Субъект — это та ось, вокруг которой формируются правовые связи, отношения.

То обстоятельство, что административное право наделяет правосубъект­ностью большой круг участников общественных отношений, а это отражает такой объективный факт, как многообразие административно-правовых от­ношений в обществе, позволяет говорить об административно-правовом ста­тусе как общем, базовом для всей сферы управленческих отношений (со­стоящем из собственно административно-правового и административно-про­цессуального статусов), и их видах (схема 2). Имеется в виду, что материаль­ные нормы – статутные и компетенционные – предшествуют процессу­аль­ным и проце­дурным нормам, в силу чего административно-про­цессу­альные нормы как бы дополняют правовой статус субъекта права.

Субъекты административного процесса

С точки зрения общей теории права, субъектом права признается лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. В понятие правосубъектности включаются такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность. Универсальность субъектов административного процесса проявляется в том, что они являются как участниками материальных административно-правовых отношений, так и административно-процессуальных отношений.

В науке отечественного административного права существуют различные взгляды на систему субъектов административного права и административного процесса. Обобщая различные точки зрения ученых, систему субъектов административного процесса можно представить в следующем виде:

1) Индивидуальные субъекты:

– граждане Российской Федерации,

– лица без гражданства.

2) Коллективные субъекты:

– органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

– исполнительные органы местного самоуправления;

– предприятия и учреждения различных форм собственности;

– государственные и муниципальные служащие, уполномоченные разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления;

– предусмотренные законом иные органы государственной власти и должностные лица.

Первая группа субъектов (индивидуальные субъекты), выступает в административном процесса в качестве:

— лица, возбудившего управленческое (административное) дело перед органом, имеющим право на его разрешение;

— стороны административного спора;

— лица, привлекаемого к административной ответственности;

— лица, защищающего права и интересы других участников процесса;

— свидетеля, переводчика, эксперта.

В каждом из перечисленных случаев административно-правовой статус индивидуального субъекта как участника административного процесса имеет свою специфику, обусловленную той ролью, которую выполняет субъект в процессе. Российское законодательство закрепляет общие процессуальные права и обязанности, признавая за гражданами (иностранными гражданами, лицами без гражданства) административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Второй группе субъектов принадлежит особая роль в сфере управленческих отношений. Органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в той или иной мере наделены правами по разрешению конкретных управленческих дел. Они могут выступать в административном процессе в качестве: органа, рассматривающего и разрешающего управленческое дело; органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административно-правового спора; третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц.

Предприятия и учреждения различных форм собственности по тем же основаниям, что и органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, могут быть участниками административного процесса.

Общественные объединения и иные негосударственные организации могут выступать в административном процессе в качестве: негосударственного формирования, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций; стороны административно-правового спора; третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц.

Государственные и муниципальные служащие, как субъекты административного процесса, могут выступать в качестве: должностных лиц, уполномоченных разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления; должностных лиц, возбудивших дело в связи с осуществлением своих функций; стороны административно-правового спора; представителя государственного органа или предприятия; третьего лица; лица, привлекаемого к дисциплинарной или административной ответственности.

Предусмотренные законом иные органы государственной власти и должностные лица могут выступать в административном процессе в качестве: лиц, возбудивших дело в связи с осуществлением своих функций; лиц, уполномоченных разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите характерные свойства административного процесса как юридической категории.

2. На основе чего представители «юрисдикционной» концепции формировали свое представление об административном процессе?

3. Какие отношения представители «управленческой» концепции включают в административный процесс, помимо рассмотрения споров и применения принуждения?

4. Между какими категориями представители «юстиционной» концепции ставят знак равенства?

5. Каково соотношение понятий «процесс» и «производство»?

6. Назовите принципы административного процесса.

7. Перечислите виды субъектов административного процесса.

Субъекты административного процесса;

В административном процессе в качестве субъектов (участников) процесса выступают:

— граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства;

— государственные органы, предприятия и учреждения;

— общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения;

служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного процесса. Они выступают в административном процессе в качестве:

1) лица, возбудившего управленческое (административное) дело перед органом, имеющим право на его разрешение, в связи с реализацией своих прав или выполнением обязанностей;

2) стороны административного спора, заявившей в органе, правомочном разрешать административное, управленческое дело, требование о защите нарушенного или оспариваемого права,

3) или стороны, к которой предъявлено требование в органе о нарушении или оспаривании ею прав заявителя;

4) третьего лица, т.е. лица как заявившего самостоятельное требование на предмет спора, так и не заявившего такого требования, но присоединившегося к требованиям одной из сторон;

5) уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено законодательством;

6) лица, привлекаемого к административной ответственности;

7) потерпевшего, т.е. лица, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или материальный ущерб;

8) лица, защищающего права и интересы других лиц;

9) свидетеля, переводчика, эксперта.

В каждом из перечисленных случаев правовой статус гражданина как участника административного процесса имеет свою специфику, которая обусловлена той ролью, которую выполняет гражданин в процессе. Однако законодательство закрепляет общие процессуальные права и обязанности, признавая за гражданами административно — процессуальную правоспособность и административно — процессуальную дееспособность.

Государственным органам, предприятиям и учреждениям принадлежит особая роль в сфере управленческих отношений. Органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти, суды, прокуратура в той или иной мере наделены правами по разрешению конкретных управленческих дел. Государственные органы, прежде всего органы исполнительной власти, могут выступать в административном процессе в качестве:

1) органа, рассматривающего и разрешающего управленческое дело;

2) органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение;

3) стороны административно-правового спора;

4) третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц (органов, учреждений, организаций).

Государственные предприятия, учреждения, объединения и другие юридические лица по тем же основаниям, что и государственные органы, могут быть участниками административного процесса.

Общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения могут выступать в административном процессе в качестве:

1) негосударственного формирования (организации и т.п.), возбудившего управленческое (административное) дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административного спора;

2) третьего лица;

3) организации, защищающей права и интересы других лиц;

4) организации, разрешающей административное дело в случаях и пределах, установленных законодательством.

Как субъекты административного процесса государственные служащие могут выступать в качестве:

1) должностного лица, разрешающего управленческое дело;

2) должностного лица, возбудившего управленческое дело в связи с осуществлением возложенных на него функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административно-правового спора;

3)представителя государственного органа, государственного предприятия, учреждения; третьего лица; лица, привлекаемого к дисциплинарной или административной ответственности.

Наделенные административными правами и обязанностями негосударственные служащие могут выступать в административном процессе в качестве:

1) служащего, возбудившего управленческое дело в связи с осуществлением служебных функций перед органом, имеющим право на его разрешение;

2) стороны административно-правового спора;

3) представителя общественного объединения иного негосударственного формирования;

4) третьего лица;

5) служащего, разрешающего управленческое (административное) дело в предусмотренных законодательством случаях;

6) лица, привлекаемого к административной ответственности в случаях, указанных в законе.

В предусмотренных законодательством случаях в качестве участника административного процесса могут выступать представители общественных объединений, организаций, например профсоюзных, общества защиты прав потребителей, товарищеских судов и др.

Административная процессуальная правоспособность, т.е. способность иметь административные процессуальные права и обязанности, признается за всеми вышеперечисленными субъектами — участниками процесса.

Способность осуществлять свои права и выполнять обязанности в административном процессе и поручать ведение дела представителю есть административная процессуальная дееспособность. Последняя у граждан возникает с наступлением 16-летнего возраста, если иное не предусмотрено законодательством. Частичная, неполная дееспособность у граждан может наступить раньше указанного возраста. Административная процессуальная дееспособность у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и иных негосударственных формирований наступает с момента их образования в установленном порядке.

Административная процессуальная дееспособность у государственных и негосударственных служащих, наделенных административными процессуальными обязанностями и правами, наступает с момента назначения или избрания на должность. Административная процессуальная дееспособность у представителей общественных объединений, организаций наступает с момента их уполномочия компетентными органами (руководителями) общественных объединений, организаций, обществ выступать в административном процессе.

Правовое положение субъектов (участников) административного процесса в производстве по конкретному делу определяется тем, в каком качестве они выступают.

Следует заметить, что органы внутренних дел как субъекты административного процесса выступают в нем в том же качестве, что и другие государственные органы. Характерным для органов внутренних дел как субъектов административного процесса является то, что они часто выступают в качестве органа административного процесса. Многие вопросы в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности рассматриваются и разрешаются органами внутренних дел, которые обладают также широкими юрисдикционными полномочиями, выносят постановления о наложении на виновных лиц административных взысканий и применяют другие меры административного принуждения.

В тех случаях, когда орган внутренних дел не уполномочен разрешить дело, он выступает в качестве органа, возбудившего административное дело в связи с реализацией своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение.

При обжаловании действий органа внутренних дел он выступает как сторона административного процесса и несет определенные процессуальные обязанности, скажем, представить необходимые доказательства по делу, дать объяснение органу, рассматривающему дело по существу, и т.п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *