Теоретическая и практическая значимость исследования

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

Все, что предпринимается в исследовании впервые, характеризует его новизну. Это может быть, например, применение уже известного исследовательского приема (методики) к новому объекту (еще не изученному другими авторами) или, наоборот, разработка нового способа исследования уже хорошо изученного объекта. Научная новизна фундаментального исследования означает вклад в науку, открывающий новые исследовательские перспективы.

Это может быть обнаружение новых научных фактов, стоящей за ними закономерности, открытие нового психологического явления и т.д. При этом необходимо конкретно сформулировать, в чем именно выражается новизна проведенного исследования. Например, при изучении самоотношения у игроманов новым является не просто исследование самоотношения как такового, а раскрытие его особенностей у игроманов, причем относительно не всей системы самоотношения, а отдельных его аспектов, таких как самоуважение, саморуководство, самоуверенность.

Таким образом, студент описывает все, что впервые привнесено им в психологическую науку (может быть представлен теоретический, методический, эмпирический, практический планы новизны исследования – все одновременно или несколько из них). Так, новым для науки может быть введение и обоснование определенного понятия, систематизация теоретических представлений об изучаемом явлении, разработка и апробация новой методики, предназначенной для изучения конкретного психологического феномена, психометрическое обоснование методики (вновь разработанной или уже известной), разработка и апробация коррекционной (тренинговой) программы и т.д.

Теоретическая значимость исследования требует указания на то, что данное исследование расширяет и / или уточняет психологическую теорию, теоретические представления, уже сложившиеся в психологии по данной проблематике.

Практическая значимость как фундаментального, так и прикладного исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в практической деятельности. При этом важно не просто заявить о «всеобщей9raquo; полезности полученных результатов, а указать, для чего именно они могут быть использованы. Иными словами, здесь описывается, как результаты предпринятого исследования могут применяться в практической деятельности психолога и / или других специалистов.

1.«Практическую значимостьпроведенного нами исследования мы видим в том, что изучение особенностей групповой идентичности позволит правильно организовывать межличностное взаимодействие в разных малых группах, предложить психологические рекомендации по разрешению возникающих в них трудностей, по оптимизации их жизнедеятельности как групповых субъектов.

Кроме того, использованный в работе комплекс методик может найти применение в социально-психологической диагностике, в деятельности различных психологических служб в целях изучения особенностей общения, взаимоотношений, социального познания субъектов в разных сферах жизнедеятельности. Материалы и выводы нашего исследования могут быть использованы в просветительской работе психологов, а также в образовательном процессе – в ходе профессиональной подготовки не только психологов, но и других специалистов сферы «человек – человек». В этом нам также видится практический выход нашей работы».

2. «Апробированный в работе комплекс психодиагностических методик может быть использован при изучении особенностей личностного самоопределения лиц пожилого возраста (может найти применение в работе психологических служб, функционирующих в производственных организациях, и отдельных практических психологов)».

3. «Разработанная программа психокоррекции может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной дезадаптации».

4. «Разработана эффективная психодиагностическая методика (способ, технология, коррекционная программа), имеющая широкие возможности применения в психологии спорта (обеспечивающая эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации, психологического консультирования спортсменов)».

5. «Предложены научно обоснованные психолого-педагогические (социально-психологические) рекомендации, позволяющие оптимизировать профессиональную деятельность работников органов внутренних дел в направлении создания в соответствующих подразделениях благоприятного социально-психологического климата».

6. «Материалы и выводы исследования могут использоваться в процессе профессиональной подготовки психологов в вузах, а также в ходе просветительской работы психологов в молодежной среде, с педагогами и родителями подростков и юношей».

Теоретическая и практическая значимость диссертации

В нескольких предложениях приводится теоретическая и практическая значимость диссертации.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что результаты, полученные автором в результате исследования, дополняют имеющиеся, теоретические представления по ряду направлений исследования.

Практическая значимостьдиссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, применяют в практике.

В нескольких предложениях необходимо привести сведения о фактическом использовании и/или возможности и месте использования результатов диссертационной работы, необходимо дать рекомендации по практическому использованию результатов исследования с обязательным указанием возможности и месте их использования.

Диссертационные исследования прикладного и частично теоретического характера находят свое применение в различных отраслях народного хозяйства. Причем эти результаты могут использоваться еще до защиты диссертации.

Такое использование результатов исследования называют внедрением. Организация (предприятие), которая внедрив в своей деятельности результаты исследований получила экономический, социальный, либо иной эффект может документально подтвердить внедрение результатов научных исследований.

Практическое использование результатов исследований может быть оформлено актом внедрения, в котором указываются конкретные результаты диссертационной работы, использованные в работах организации, в которой внедряются практические результаты.

Документами, подтверждающими практическое использование, могут быть не только акты внедрения, но и заключения, справки органов власти, хозяйствующих субъектов, а также утвержденные нормативные документы, рекомендации, методические указания, в которые включены результаты диссертационного исследования.

В связи с тем, что разработка автора является новой как в научном, так и в прикладном аспекте, возможность ее применения должна быть показана и в той и в другой областях.

Практическое использование результатов может быть подтверждено справками от научных и учебных заведений, если результаты диссертационной работы включены в учебно-методическую литературу (учебники, учебные, методические пособия и т.д.).

В общем случае внедрение результатов исследования это передача результатов исследования потребителю научной продукции в удобной для потребителя форме, обеспечивающей повышение эффективности работы потребителя, оформленное соответствующими документами (актом, протоколами испытаний и др.).

В том случае, если приводится характеристика информационной базы исследования, то характеризуются источники информации для проведения диссертационного исследования.

Методология и методы исследования

Обязательным элементом введения к тексту диссертации является методологическая основа (методология) диссертационного исследования.

Методологическая основа диссертационного исследования – это совокупность методов научного познания, используемых автором (диссертантом) для достижения цели диссертационного исследования.

В тексте диссертации автор диссертации должен подробно обосновать каждый применяемый им метод, что подтверждает его кругозор в исследуемом вопросе и способность к правильному выбору методов исследования.

В автореферате структурный элемент методология исследования перечисляют только основные методы, используемые автором диссертации.

Все методы, используемые в научном познании, делятся на общенаучные и специальные методы.

Общенаучные методы – это методы, используемые во всех областях науки.

Общенаучные методы подразделяются на две основные группы: теоретические методы и экспериментальные методы.

Специальные методы применяются в конкретной области науки, например, в экономике применяется метод экономико-математического моделирования, в юриспруденции – метод правового моделирования.

Правильный выбор автором методов исследования определяет достоверность результатов диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту

Основные положения диссертации, выносимые на защиту – фактически являются научными результатами, полученными в ходе исследований, но имеющие отличия от ранее выполненных работ, то есть имеющие научную новизну.

Научные положения в утвердительной форме подтверждают предвидение, идею автора, его гипотезу на основании результатов выполненных им исследований.

Последнее научное положение или основной научный вывод по диссертационной работе должен быть созвучен с темой диссертации и обязательно подтверждать актуальность и правильность постановки цели и задач исследования.

Для подтверждения достоверности научных положений необходимо перечислить конкретные результаты научных исследований, например: расчеты динамики, сравнения, оценки и т.д.

Итак, положения, выносимые на защиту диссертации на соискание ученой степени — это подтвержденные части гипотезы и/или научные результаты, полученные при выполнении диссертационных исследований и имеющие научную новизну (элементы научной новизны).

Количество положений, выносимых на защиту, составляет 3-4 пункта, здесь же приводится описание научной задачи, решенной автором диссертации, а также ее место и значение в науке.

Степень достоверности и апробация результатов исследования

Степень достоверности и апробация результатов исследования – это сведения о

практической проверке основных положений и результатов диссертационной работы.

Достоверность результатов исследования

Существуют различные методы доказательств достоверности результатов исследования. аналитические, экспериментальные и подтверждение практикой (при подтверждении научных результатов практикой рассматривается совпадение явлений в практике с полученными, построенными теоретическими положениями).

Достоверность результатов исследования надежно подтверждается, когда при тех же условиях на разных объектах могли быть повторно получены те же результаты.

Подтверждение достоверности информации об исследуемом объекте базируется и на всестороннем анализе ранее выполненных научно-исследовательских работ (и иных работ) по объекту исследования.

Апробация результатов исследования

В результате апробации результатов диссертации автор приводит:

Различные способы ознакомления научной общественности с результатами диссертационной работы;

Сведения о докладах и сообщениях на научных конференциях.

На усмотрение автора диссертации допускается формулировка гипотезы – основной

идеи диссертационной работы.

В ней автор диссертации представляет свое авторское видение способа достижения цели, поставленной в диссертационном исследовании.

Гипотеза в результате выполненных исследований может быть подтверждена или отвергнута.

В том случае, если гипотеза отвергнута, проводится углубленный анализ причин получения такого результата.

6.3.2 Основная часть текста диссертации

В основной части текста диссертации (научно-квалификационной работы) приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной диссертационной работы. Подробно рассматривается методика и техника исследования, излагаются и обобщаются результаты.

Основная часть текста диссертации (далее по тексту основная часть) обычно состоит из нескольких разделов (глав).

Количество разделов (глав) в основной части зависит от постановки проблемы, предлагаемого пути ее решения, результатов решения проблемы и от отрасли науки.

В основной части автором диссертации дается обзор литературы и литературных источников (защищенных диссертаций по теме исследования, научно-исследовательские работы, публикации отечественных и зарубежных авторов)

Автор проводит критический анализ положения дел по исследуемому вопросу и литературных источников.

Обзор литературы по теме исследования должен полно излагать состояние проблемы (историю вопроса), которой посвящена диссертация. Сведения, содержащиеся в обзоре, должны позволить объективно оценить результаты и современный уровень исследования в диссертации, его актуальность, целесообразность выбранного пути исследования и средств достижения цели.

Следует избегать рассмотрения общих или общественных вопросов. Необходимо отбирать тот материал, который имеет непосредственное отношение к теме диссертации.

При использовании в диссертации результатов научных работ, выполненных соискателем ученой степени лично и/или в соавторстве, соискатель ученой степени обязан отметить это обстоятельство в тексте своей диссертации.

На базе выполненного анализа приводятся новые решения автора исследования.

Описываются результаты реализации новых решений автора с их критической оценкой.

Все разделы (главы) должны заканчиваться краткими выводами по разделу (главе), которые подводят итоги исследований, приведенных в разделе (главе).

Содержание разделов (глав) основной части текста диссертации должно соответствовать теме диссертации и полностью ее раскрывать.

6.3.3 Заключение к тексту диссертации

Заключение – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и

сформулированными во введении.

В структурном элементе текста диссертации «Заключение» автору диссертации необходимо:

— подтвердить обоснованность научных положений диссертации результатами своих исследований;

— привести основные результаты исследования и рекомендации по их использованию в теоретической и практической областях науки.

В «Заключение» текста диссертации излагают итоги (выводы) выполненного исследования, рекомендации, перспективы дальнейшей разработки темы диссертации.

Диссертационное исследование является новым вкладом соискателя степени в науку и этот вклад должен быть четко сформулирован в «Заключении» текста диссертации.

Но заключение не должно повторять выводы и обобщения по разделам (главам), в заключении делаются выводы по всей диссертационной работе в целом, то есть отражается, то существенное и новое, что отличает работу от ранее выполненных исследований по теме диссертации.

Выводы (итоги) формулируются в «Заключении» по пунктам так, как они должны быть оглашены в конце доклада на защите диссертации. Именно здесь в концентрированной форме закрепляется так называемое «выводное знание», являющееся новым по отношению к исходному материалу. Соответственно данные выводы (итоги) и предложения должны быть четкими, понятными и доказательными, логически вытекать из содержания разделов (глав) диссертации.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость выявляется путем определения важности теоретических выводов и положений автора, обладающих новизной, для науки военного права. Формулируется как возможность дальнейшего использования результатов исследования в конкретных отраслях знания. При отсутствии вклада в теорию военного права может не показываться или достаточно кратко описываться после объединения в «теоретическую и практическую значимость исследования».

Практическая значимость предполагает указание на возможность дальнейшего применения предложенных автором практических рекомендаций (содержащихся в приложениях проектов нормативных правовых актов, методических рекомендаций и т.п.). В связи с требованием к кандидатской диссертации как работе, в которой «решается важная научно-практическая задача» наличие практической значимости обязательно. Для докторской диссертации наибольшее значение приобретает теоретическая значимость.

ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА

Оформление списка использованных источников и литературы

Список использованных источников и литературы содержит описание использованных источников и исследований и помещается после заключения. Этот элемент диссертации составляет одну из существенных ее частей, отражающих самостоятельную научно-поисковую творческую деятельность ее автора, т.к. позволяет судить о степени фундаментальности проведенного исследования и соответствии его результатов требованиям, предъявляемым к рассматриваемому типу работ.

Оформление приложений к диссертации

Приложения оформляются как продолжение диссертации и размещаются на последних ее страницах. Каждое из них обязательно должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу листа бумаги слова «Приложение» и иметь тематический заголовок, соответствующий характеристике его содержания, данной в основном тексте.

34. Основные симптомы кризиса:

• отсутствие единой, общеразделяемой теории;

• разобщенность на психологические «империи», такие, как когнитивизм, психоанализ, бихевиоризм и т.п. каждая из которых живет по своим собственным законам;

• отсутствие универсальных критериев добывания, верификации и адекватности знания;

• некумулятивность знания, объявление каждым новым психологическим направлением всей предшествующей ему психологии набором заблуждений и артефактов;

• раскол между исследовательской и практической психологией — ситуция, когда «психологическая практика и психологическая наука живут параллельной жизнью как две субличности диссоциированной личности»;

• расчлененность целостной личности и «недизъюнктивной» психики на самостоятельно существующие память, мышление, восприятие, внимание и другие психические функции;

• различные «параллелизмы» — психофизический, психофизиологический, психобиологический и психосоциальный, которые психология осознает как неразрешимые для нее, говоря словами Т. Куна, «головоломки».

Отсутствие прогресса в преодолении кризиса воспринимается как отсутствие прогресса психологической науки вообще.

кризис рационалистической психологии. Он проявляется в полной легализации и институционализации парапсихологии, в появлении откровенно мистических школ и направлений, в распространении таких экстремальных вариантов гуманистической психологии, как христианская психология или психология душ. В основе этого явления лежат две причины — «внешняя» и «внутренняя» (по отношению к психологии): во-первых, общий кризис рационализма в современном мире, во-вторых, «позитивистское перенапряжение» самой психологической науки. Общий кризис рационализма охватил всю западную цивилизацию. А «позитивистское перенапряжение» психологии выражается в ее неспособности следовать позитивистским стандартам, оформившимся в результате неадекватного обобщения опыта естественных наук.

33.Гипотеза представляет собой систему понятий, суждений и умозаключений.; недоказанное утверждение, предположение или догадка

В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные, единичные.

Общая гипотеза — это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте.

Частная гипотеза — это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.

Единичная гипотеза — научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.

Рабочая гипотеза — это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования.

32. Цель и задачи исследования

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами — традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».

Задача исследования — это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость исследования заключается: в выявлении сущностных и содержательных характеристик деятельности по социально-педагогической адаптации молодого пополнения различных субкультур к военной службе; во введении в научный оборот понятий «конструктивная субкультура» и «деструктивная субкультура»; в разработке и обосновании совокупности интегративных социально-педагогических признаков, характеризующих внутреннее содержание и формальную дифференциацию субкультуры.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно предназначено для различных категорий должностных лиц частей железнодорожных войск, ответственных за организацию и осуществление военно-педагогической деятельности с молодым пополнением; выявленные критерии и показатели позволяют оценивать адаптированность военнослужащих – представителей различных субкультур к военной службе; материалы исследования содержат конкретизированный материал для оптимальной воспитательной работы с военнослужащими – носителями различных молодёжных субкультур.

31. Предмет и объект исследования в психологии

Предметисследования — это то, знание о чём Вы хотите получить в результате проведения исследования. А объект исследования — та сфера, которую Вы для получения этого знания исследуете .

Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.

28 . Проблема соотношения научного и вненаучного знания. Виды знаний

Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию)

Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы)

Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

Проблема соотношения научного ивненаучного в знании актуализируется в связи с возникновением и становлением в Новое время математического естествознания. В трудах Галилея, Декарта, Ньютона и других создателей экспериментальной науки были сформулированы стандарты научной рациональности, включавшие запрет на метафизические рассуждения слишком общего характера. Научная теория (шире — научная картина мира) в отличие от перипатетической физики должна опираться на минимально возможное число универсальных «качеств» и не выдумывать каждый раз индивидуальные причины для индивидуальных феноменов. Начиная с XVII века, наука стремилась избавиться, от какой бы то ни было субъективности, в том числе от этических, эстетических, ценностных и т.п. суждений. На смену антропоморфным ренессансным представлениям о природе пришло механицистское представление о замкнутой в себе природной каузальности.

19. Представление результатов исследования Завершением любой исследовательской работы является представ­ление результатов: в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа — курсовая работа, дипломная работа, диссертация и т.д. — служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентно­сти. Требования к таким работам, способу их оформления и представления резуль­татов изложены в инструкциях ВАК, положениях, принятых учеными советами, и в других столь же солидных документах. Нас интересует вторая форма — представ­ление результатов научной работы.

Условно вид представления научных результатов можно разделить еще на три подвида: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) компьютерные версии. Но все они относятся к тем или иным вариантам представления текстовой, символической и графической информации. Поэтому разговор о способах оформления и представле­ния научных результатов целесообразно начать с характеристики методов описа­ния данных.

Наиболее детально этот вопрос рассмотрен в работе В. А. Ганзена «Системные описания в психологии» (1984). Под описанием понимается любая форма представ­ления информации о полученных в исследовании результатах. Различают следую­щие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), симво­лическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в научном обосновании современного подхода к решению актуальных проблем, связанных с правовым регулированием туристской деятельности как вида предпринимательства. Полученные диссертантом результаты представляют интерес для науки гражданского права и предпринимательского права.

1 Собрание законодательства РФ. — 2002. — №7. — Ст.695

2 Российская газета. — 2002. — 31 декабря.

Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические обобщения, выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для совершенствования гражданского законодательства в части регулирования туристской деятельности, а также для реализации мер, направленных на более эффективное регулирование этой сферы со стороны государства.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации обсуждались на кафедре коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, на конференциях и семинарах в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве и Сочи. Концепция диссертации и отдельные вопросы отражены в пяти опубликованных работах.

Структура и содержание диссертационного исследования определены его целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *