Методологическая основа

Теоретическая (методологическая) основа исследования

Определение теоретической (методологической) основы курсовой работы или ВКР является наиболее сложным компонентом исследования. В настоящее время в гуманитарных науках наблюдается методологический плюрализм, т.е. каждый исследователь в силу своей мировоззренческой позиции волен придерживаться той или иной методологии и использовать всю совокупность средств исследовательской технологии, характерных для определенных методологических подходов. К числу таковых относятся: формационный, цивилизационный, культурологический, социокультурный, гендерный, антропологический, структуралистский и прочие. Если студент заявляет о своей приверженности к одному из них, то он обязан знать основные методы данного подхода, во введении коротко изложить их сущность и главное следовать им в изучении темы. Если студент в силу разных причин не определился со своим видением истории или находится в его поиске, он может сослаться на сложившиеся в отечественной или зарубежной историографии устойчивые теоретические представления об изучаемом им явлении, процессе и т.п. Как правило, подобные представления формируются в рамках исторических направлений, школ, в трудах видных историков. Например, исследования известного советского историка П.А. Зайончковского (1904-1983 гг.) заложили основы изучения правительственной политики России II пол.XIX – нач. XX вв. концепция, которая до сих пор является эталоном в анализе вышеуказанного периода для большинства современных историков. Студент обязан отметить в соответствующей части введения то или иное теоретическое представление, которым он собирается руководствоваться, обосновав свой выбор.

Вне зависимости от вышеизложенных «способов» определения теоретической части работы студенту следует помнить (но не обязательно фиксировать) и об общенаучных методах. Общенаучные методы применимы во всех науках, они рассчитаны на решение тех или иных задач, возникающих в познавательно-исследовательской деятельности. К общенаучным методам традиционно причисляют методы эмпирического уровня (наблюдение и измерение, описание и эксперимент), методы теоретического уровня исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация, абстрагирование, моделирование и пр.). Кроме того, существуют универсальные методы собственно исторических исследований или специально-исторические методы. Причем они представляют не что-то особенное, а вмещают в себя то или иное сочетание общенаучных методов в зависимости от объекта исторического познания. К числу основных специально-исторических методов, признаваемых практически всеми историками. относятся: историко-генетический, историко-сравнительный и историко-типологический.

Наиболее распространенный метод – историко-генетический. Его применение подразумевает последовательное раскрытие свойств, функции и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Использование данного метода приводит к описательной форме выражения полученной информации и создаёт эмпирическую (фактологическую и пр.) базу исследования.

Историко-сравнительный метод дает возможность вскрывать сущностьизучаемых явлений по сходству и по различию присущих им свойств, а также проводить сравнение в историческом пространстве и времени. Логической основой историко-сравнительного метода является аналогия, а исследование переходит на теоретический уровень.

Историко-типологический метод позволяет выявить то единое, которое было присуще многообразию тех или иных сочетаний индивидуального. Использование данного метода связано с тем, что в общественно-историческом развитии, с одной стороны, различаются, а с другой, тесно взаимосвязаны единичное, особенное, общее и всеобщее. Логической основой историко-типологического метода является типологизация, которая характеризует концептуальную основу исследования. Типологизация подразумевает разбиение/упорядочение совокупности объектов или явлений на качественно определенные типы на основе присущих им общих признаков, создавая тем самым критерии исторического исследования, на основе которого делаются прогнозы.

При написании курсовой работы или ВКР студенту следует не абсолютизировать какой-либо из методов, а по возможности стремиться к их максимальному сочетанию, на основе общепризнанного принципа историзма. Принцип историзма требует от исследователя рассматривать явления и процессы с момента их возникновения в развитии, с учетом влияния на них различных обстоятельств в конкретно-исторической ситуации. Безусловно, существуют и другие принципы (объективности, аксиологический, системности и т.д.), но они носят избирательный характер и зависят от того или иного методологического подхода. Более подробную информацию о разных исследовательских технологиях, методологических установках смотри в книгах:

· Бочаров А. В. Алгоритмы использования основных научных методов в конкретно-историческом исследовании. Учеб. пособ. Томск, 2007

· Гуров Н.П. Эволюционный метод познания. Новосибирск, 2003;

· История и философия науки (Философия науки): Учеб. Пособие /Е.Ю. Бельская, Н.П. Волкова, М.А. Иванов и др.; Под ред. проф. Ю.В. Креняева, проф. Л.Е. Моториной. М. 2008;

· К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, 1&94;

· Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.,1&87;

· Кочергин А. Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М. 1&91;

· Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учеб. пособ.для студентов высших учебных заведений. М. Изд-во Академия, 2010.

· Табачков А.С. Интерпретация как способ познания исторического прошлого. Минск, 2007;

· Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.,2000;

Методологические основы исследования

Методологической основой исследования выступают методологические принципы психологической науки. Методологические принципы (от лат. principium – начало, основа) представляют собой реализацию философских принципов применительно к специфическому объекту и предмету исследования. Другими словами, методологические принципы – это основные исходные положения какой-либо науки (равно как и теории, учения, мировоззрения), на базе которых организуется исследование и с опорой на которые объясняются его результаты.

Описание методологической основы исследования является обязательным требованием только для выпускной квалификационной работы. В психологии основными методологическими принципами выступают принцип детерминизма, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип системности. Они-то и должны быть раскрыты во Введении, причем не сами по себе, а именно применительно к объекту и предмету конкретного исследования. При этом общая схема, по которой описываются методологические принципы, выглядит следующим образом: название принципа, указание на автора, который его впервые ввел в психологию, сущность принципа, как именно этот принцип реализовывался в данном исследовании.

1. «Наше исследование основывается на методологических принципах единства сознания и деятельности, системности. Принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание и все психические свойства субъекта не только проявляются, но и формируются в деятельности, разрабатывается в отечественной психологии, начиная с работ С. Л. Рубинштейна [44 и др.]. Данный принцип используется в нашем исследовании как положение о том, что групповая идентичность проявляется в реальном взаимодействии субъектов (в частности, поведенческий компонент идентичности), и наоборот, общение и взаимодействие как отдельных индивидов в группе, так группы в целом с другими группами оказывает влияние на формирование групповой идентичности. Принцип системности, введенный в психологическую науку Б. Ф. Ломовым [29]. С позиций принципа системности психические явления изучаются как системы, то есть сложноорганизованные и постоянно развивающиеся объекты. Он используется в нашей работе для исследования психологических особенностей группового субъекта, в частности, групповой идентичности. Человек, представляющий собой систему и обладающий системой психологических свойств и качеств, взаимосвязанных между собой, в свою очередь, включен в систему человеческих отношений, в которой и проявляется его субъектность. Сам являясь субъектом, он предстает членом общности, также выступающей в качестве единого субъекта. Таким образом, с одной стороны, индивидуальный субъект есть система, с другой, он входит в более широкую систему – групповой субъект, все психологические феномены которого, в том числе идентификация, имеют системную природу». 2. «В качестве методологических принципов исследования выступали принцип детерминизма и принцип развития. Принцип детерминизма, разработанный в отечественной психологии С. Л. Рубинштейном и другими учеными [37, 42 и др.], рассматривался в нашей работе в форме положения о причинности психических явлений как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени их появлению (формированию). Относительно исследуемой проблемы мы полагаем, что негативно окрашенное эмоциональное состояние личности никотинового наркомана может быть детерминировано психосоматическими факторами, следовательно, никотиновую зависимость необходимо рассматривать как следствие этих факторов. Принцип развития, предложенный Л. С. Выготским [5 и др.], утверждает, что все психические явления претерпевают закономерные количественные и качественные структурные изменения во времени. В нашем исследовании он реализовывался в связи с тем, что никотиновая зависимость имеет свои этапы развития, на каждом из которых ее особенности отражаются на эмоциональном состоянии личности никотинового наркомана».

Важно подчеркнуть, что в выпускной квалификационной работе не обязательно должны быть указаны все возможные методологические принципы. Их число должно удовлетворять критерию необходимости и достаточности для проведения данного исследования. Другими словами, они не просто обозначаются во Введении, а реально «работают» и в теоретической, и в эмпирической части исследования. Не следует называть методологические принципы для «красного словца». Например, если тема исследования не предусматривает изучение динамики явления и тем более его развития, то нет смысла упоминать принцип развития как методологический, поскольку он не понадобится при интерпретации эмпирических результатов. Однако если в теоретической части работы предполагается дать анализ развития изучаемого психического явления, например в онтогенезе, с целью более полной характеристики этого явления, то принцип развития может быть заявлен как методологический. Иначе говоря, если тот или иной методологический принцип указывается во Введении, то он должен явно «присутствовать» либо в обеих частях работы, либо хотя бы в одной из них – теоретической или эмпирической.

Обратим внимание на то, что принципы, избираемые студентом в качестве методологических для своего исследования, должны быть согласованы с тем теоретическим подходом, в рамках которого он это исследование проводит. Так, если изучаются механизмы психологической защиты личности и в качестве теоретической базы исследования выступает психоаналитическая концепция, то неуместно заявлять, к примеру, методологический принцип единства сознания и деятельности.

Методологические основы исследования.

Методологической основой исследования выступают методологические принципы психологической науки. Методологические принципы (от лат. principium – начало, основа) представляют собой реализацию философских принципов применительно к специфическому объекту и предмету исследования. Другими словами, методологические принципы – это основные исходные положения какой-либо науки (равно как и теории, учения, мировоззрения), на базе которых организуется исследование и с опорой на которые объясняются его результаты.

Описание методологической основы исследования является обязательным требованием только для выпускной квалификационной работы. В психологии основными методологическими принципами выступают принцип детерминизма, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип системности. Они-то и должны быть раскрыты во Введении, причем не сами по себе, а именно применительно к объекту и предмету конкретного исследования. При этом общая схема, по которой описываются методологические принципы, выглядит следующим образом: название принципа, указание на автора, который его впервые ввел в психологию, сущность принципа, как именно этот принцип реализовывался в данном исследовании.

1. «Наше исследование основывается на методологических принципах единства сознания и деятельности, системности. Принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание и все психические свойства субъекта не только проявляются, но и формируются в деятельности, разрабатывается в отечественной психологии, начиная с работ С. Л. Рубинштейна [44 и др.]. Данный принцип используется в нашем исследовании как положение о том, что групповая идентичность проявляется в реальном взаимодействии субъектов (в частности, поведенческий компонент идентичности), и наоборот, общение и взаимодействие как отдельных индивидов в группе, так группы в целом с другими группами оказывает влияние на формирование групповой идентичности. Принцип системности, введенный в психологическую науку Б. Ф. Ломовым [29]. С позиций принципа системности психические явления изучаются как системы, то есть сложноорганизованные и постоянно развивающиеся объекты. Он используется в нашей работе для исследования психологических особенностей группового субъекта, в частности, групповой идентичности. Человек, представляющий собой систему и обладающий системой психологических свойств и качеств, взаимосвязанных между собой, в свою очередь, включен в систему человеческих отношений, в которой и проявляется его субъектность. Сам являясь субъектом, он предстает членом общности, также выступающей в качестве единого субъекта. Таким образом, с одной стороны, индивидуальный субъект есть система, с другой, он входит в более широкую систему – групповой субъект, все психологические феномены которого, в том числе идентификация, имеют системную природу». 2. «В качестве методологических принципов исследования выступали принцип детерминизма и принцип развития. Принцип детерминизма, разработанный в отечественной психологии С. Л. Рубинштейном и другими учеными [37, 42 и др.], рассматривался в нашей работе в форме положения о причинности психических явлений как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени их появлению (формированию). Относительно исследуемой проблемы мы полагаем, что негативно окрашенное эмоциональное состояние личности никотинового наркомана может быть детерминировано психосоматическими факторами, следовательно, никотиновую зависимость необходимо рассматривать как следствие этих факторов. Принцип развития, предложенный Л. С. Выготским [5 и др.], утверждает, что все психические явления претерпевают закономерные количественные и качественные структурные изменения во времени. В нашем исследовании он реализовывался в связи с тем, что никотиновая зависимость имеет свои этапы развития, на каждом из которых ее особенности отражаются на эмоциональном состоянии личности никотинового наркомана».

Важно подчеркнуть, что в выпускной квалификационной работе не обязательно должны быть указаны все возможные методологические принципы. Их число должно удовлетворять критерию необходимости и достаточности для проведения данного исследования. Другими словами, они не просто обозначаются во Введении, а реально «работают» и в теоретической, и в эмпирической части исследования. Не следует называть методологические принципы для «красного словца». Например, если тема исследования не предусматривает изучение динамики явления и тем более его развития, то нет смысла упоминать принцип развития как методологический, поскольку он не понадобится при интерпретации эмпирических результатов. Однако если в теоретической части работы предполагается дать анализ развития изучаемого психического явления, например в онтогенезе, с целью более полной характеристики этого явления, то принцип развития может быть заявлен как методологический. Иначе говоря, если тот или иной методологический принцип указывается во Введении, то он должен явно «присутствовать» либо в обеих частях работы, либо хотя бы в одной из них – теоретической или эмпирической.

Обратим внимание на то, что принципы, избираемые студентом в качестве методологических для своего исследования, должны быть согласованы с тем теоретическим подходом, в рамках которого он это исследование проводит. Так, если изучаются механизмы психологической защиты личности и в качестве теоретической базы исследования выступает психоаналитическая концепция, то неуместно заявлять, к примеру, методологический принцип единства сознания и деятельности.

Теоретическая база исследования.

Теоретическую базу исследования составляют те теории, концепции, ведущие теоретические положения по проблеме исследования, которые имеются в психологии и с опорой на которые проводится исследование. Говоря о проведении исследования, имеем в виду как обоснование объекта и предмета исследования (теоретическая часть работы), так и анализ, интерпретацию и объяснение полученных эмпирических результатов (эмпирическая часть).

«Теоретическую базу исследования составили концептуальные положения о группе как системе (Г. М. Андреева, А. И. Донцов, А. В. Петровский, Л. И. Уманский, А. С. Чернышев и др.), субъектно-деятельностная концепция С. Л. Рубинштейна, концепция коллективного субъекта А. Л. Журавлева, теоретические положения и учения о структуре идентичности (Э. Эриксон), механизмах идентификации (З. Фрейд), идентификации с лидером (Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская), идентификации группы с личностью и личности с группой (А. В. Петровский, Л. И. Уманский), идентификации группового субъекта (К. М. Гайдар), теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Дж. Тернера».

Методы исследования – это апробированные в науке способы получения нового знания. В них реализуются те методологические принципы, на которые опирается проводимое исследование.

Все исследовательские методы, применяемые в психологии, можно разделить на следующие группы:

1) методы сбора теоретической информации – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, индукция, дедукция, моделирование и пр.;

2) методы сбора эмпирической информации – наблюдение, эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности, в том числе документов, и др.;

3) методы обработки полученных данных – количественные методы (в том числе методы математической статистики) и методы качественного анализа.

«В работе использовался следующий комплекс методов. 1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение, классификация и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования. 2. Методы сбора эмпирической информации: наблюдение, эксперимент, метод стандартизированного самоотчета, метод экспертных оценок. 3. Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный, в том числе статистический, анализ эмпирических данных (корреляционный анализ, критерии Фишера и Стьюдента)».

Обоснованный выбор методов опирается, прежде всего, на понимание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже определенные приемы и техники – в психологии их называют методиками, в которых конкретизируется отдельный метод, – определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования. Во Введении перечисляются, как правило, только методы. Необходимое и аргументированное обоснование выбора методов и конкретных методик исследования приводится в Программе эмпирического исследования. В ней должны быть представлены все методы, указанные во Введении. В ней же должны перечисляться и характеризоваться те методики, которые были использованы автором. Лучше заранее продумать порядок перечисления методов: желательно, чтобы он отражал саму логику и последовательность проведения эмпирического исследования.

Поскольку в настоящее время студенты встречают в литературе самые разнообразные классификации психологических методов, рекомендуем опираться на классификацию методов эмпирического исследования в психологии, предложенную Б. Г. Ананьевым[10], которая, с одной стороны, не противоречит классификации методов психологии С. Л. Рубинштейна[11] и, с другой стороны, позволяет включить в себя и современную классификацию психодиагностических методов. Напомним, что психодиагностика может быть научно-практической и научно-исследовательской. Последняя как раз имеет место при выполнении студентом курсовой или выпускной квалификационной работы. Б. Г. Ананьев также выделял психодиагностический метод как один из методов эмпирического исследования.

Таким образом, имеем следующую классификацию психологических методов, объединяющую в себе одновременно два основания: 1) операции, которые производит психолог при проведении эмпирического исследования, и 2) степень стандартизации, формализации используемого метода, а как следствие, и объективности получаемых с его помощью данных.

1. Обсервационные методы – наблюдение (всевозможные его разновидности) и самонаблюдение.

2. Экспериментальные методы (или метод эксперимента) – лабораторный, естественный, формирующий (развивающий).

3. Психодиагностические методы. Согласно современной классификации, различают следующие психодиагностические методы.

3.1. Объективные тесты – те, в которых возможен правильный ответ (заранее заложен среди прочих вариантов ответа) и проводится объективная количественная обработка данных, не зависящая от позиции психолога. Эти тесты полностью стандартизированы. Пример – известные тесты интеллекта.

3.2. Методы стандартизированного самоотчета – обширная группа методов, включающая в себя: а) тесты-опросники (опросники-анкеты, биографические опросники, личностные опросники); б) открытые опросники (не предусматривающие стандартизованного ответа испытуемого, однако их стандартизация достигается путем применения при обработке данных контент-анализа); в) методы шкалирования (иногда называют еще методами субъективной классификации) – предполагают оценку испытуемым различных объектов с использованием разных шкал (пример – Семантический дифференциал в его разнообразных модификациях, методика САН); г) методы оценки сходства-различия или, как их еще называют, индивидуально-ориентированные методы (пример – психосемантические методы, репертуарные решетки Дж. Келли).

3.3. Проективные методы – обширная группа методов клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее подвержены непосредственному наблюдению или изучению с помощью опроса, то есть неосознаваемых (слабо осознаваемых) личностных особенностей. Особенностью этих методов является использование в них неопределенных, неструктурированных стимулов, дополняя, интерпретируя которые испытуемый проецирует на них, как на «экран», собственные неосознаваемые личностные особенности. Проективные методы делятся на вербальные, изобразительные (в качестве стимульного материала используются изображения, то есть картинки), рисуночные (испытуемый сам производит рисуночную продукцию).

3.4. Диалогические (интерактивные) методы – интервью, беседа, диагностические игры.

3.5. Психофизиологические методы – аппаратурные и бланковые.

4. Праксиметрические методы – методы анализа различных продуктов деятельности человека. Будучи самостоятельным психологическим методом, анализ продуктов деятельности предполагает изучение письменных документов (дневников, сочинений, ученических тетрадей и др.) или же продукции, произведенной самим испытуемым (различных поделок, аппликаций, ручных моделей, художественных произведений и пр.). При этом, в отличие от проективного метода, анализ продуктов деятельности не ставит своей целью изучить неосознаваемые стороны личности. В этом случае его нельзя путать с анализом проективных рисунков как методом обработки данных, полученных в проективном исследовании. К методам анализа продуктов деятельности может быть отнесен также контент-анализ – именно как метод обработки психологических данных, извлекаемых при анализе продуктов человеческой деятельности (но контент-анализ может быть и самостоятельным методом исследования, например, в социальной психологии.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Методологическая основа исследования.

Важным компонентом дипломной работы выступают методы, используемые автором в решении задач для достижения поставленной цели. Метод (от methodos — путь исследования, теория, учение) — способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Методы социального исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий в сфере социальной педагогики. Они подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы социального исследования – это методы получения и научного применения теоретических знаний. К таким методам относятся: анализ, синтез, обобщение, систематизация, моделирование, прогнозирование и другие. В частности метод анализа используется при изучении литературы, архивных материалов, документации и продуктов социально-педагогической деятельности.

Важной частью введения является раскрытие пара­метров, характеризующие результаты, полученные автором:

результаты исследования, изложенные в выводах и положениях, выносимых на защи­ту);

— основные параметры-характеристики дипломной работы (прежде всего, ее результатов): актуальность, теоретическая и практическая значимость, научная новизна (элементы новизны), достоверность полученных результатов.

Теоретическая и практическая значимость исследуемой проблемы. Автор показывает, какое может иметь значение те результаты, которые им получены в ходе исследования, и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике. Другими словами, здесь показывается, кому и для чего нужно то, что сделано дипломником.

При оценке теоретической значимости следует подчеркнуть, какие разделы (подразделы) социальной работы (истории и теории), технологии и методов социальной деятельности удалось дополнить, чем это обогатило теоретическое знание.

При оценке практической значимости, полученных автором результатов следует показать, где, в каких учреждениях, в деятельности каких специалистов, по отношению к какой категории людей эти материалы могут использоваться и как могут отразиться на эффективности и качестве решения социальных проблем.

Раскрытие основного содержания выпускной квалификационной работы.

Дипломная работа – это самостоятельная научная работа студента. К ее содержанию предъявляются определенные требования, и дипломник должен обеспечить их выполнение.

Каждый параграф имеет: вводную часть – несколько предложений, вводящих в замысел параграфа; последовательное раскрытие содержания; вывод – обобщающую мысль изложенного; переход к следующему параграфу.

Определим наиболее важные методические рекомендации, которые помогут для раскрытия содержания параграфа. С этой целью остановимся только на таких проблемах, как язык и стиль дипломной работы; классификация тех или иных явлений; цитирование и заимствования.

Язык и стиль дипломной работы. При подготовке дипломной работы следует учитывать, что это научный труд студента и язык должен быть соответствующим. Данный факт находит отражение прежде всего в том, что стиль изложения должен носить характер доказательности, убедительности, как следствие проведенного исследования.

Приведем некоторые рекомендации Ф.А. Кузина 1. отражающие исследовательский язык и стиль изложения.

Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально–логические средства связи, указывающие на:

последовательность развития мысли – вначале, прежде всего, затем, во-первых, значит, итак и др.;

противоречивые отношения – однако, между тем, в то время как, тем не менее и др.;

причинно-следственные отношения – следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же и др.;

переход от одной мысли к другой – прежде чем перейти к. обратимся к. остановимся на. рассмотрев, необходимо остановиться на. необходимо рассмотреть;

итог, вывод – итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать.

Следует учитывать, что стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Стало неписанным правилом, когда автор работы выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы» – я и научный руководитель. В определенной степени такой подход повышает ответственность и автора дипломной работы, и его научного руководителя за те результаты, которые излагаются в ней.

Классификация тех или иных явлений. В процессе написания дипломной работы часто возникает необходимость различных классификаций. Многие исследователи, к сожалению, при их составлении допускают различного рода ошибки. Для обеспечения правильности классификации следует учитывать основные требования, предъявляемые к ней:

1. Каждая классификация проводится только по одному основанию. Начиная классификацию, следует сразу выделить основание, по которому она будет осуществляться. Основание – это признак, который дает возможность разделить объем родового понятия (всю совокупность объектов, подлежащих классификации) на виды (видовые понятия – члены, части этой совокупности).

2. Объем членов классификации должен быть в точности равен объему всего классифицируемого класса. Другими словами, если классифицируется группа в 25 человек, то сумма количества по всем составляющим должна соответствовать указанной цифре.

3. Каждый объект может попасть только в один подкласс. Он не может быть и таким, и другим.

4. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга. Это значит, что ни один из них не должен входить в объем другого.

5. Подразделение на подклассы должно быть непрерывным, т.е. необходимо брать ближайший подкласс и не перескакивать в более отдаленный подкласс 2 .

Цитирования и заимствования в дипломной работе. Автор дипломной работы для подтверждения собственных доводов или для критического анализа того или иного явления должен обязательно ссылаться на авторитетный источник. Таким образом, написанная дипломная работа демонстрирует научную культуру автора.

Приведем некоторые рекомендации, изложенные Ф.А. Кузиным 3 :

Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее искажение слов цитируемого автора может исказить смысл его слов. Допустимы лишь следующие отклонения:

1) модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не являются индивидуальной особенностью стиля автора;

2) развертывание произвольно сокращенных слов до полных с заключением дополнительной части слова в прямые скобки, например: т[ак], с[казать];

3) пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что, во–первых, мысль автора цитаты не будет искажена пропуском и, во–вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием;

4) изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому стилю фразы, куда они включены.

Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным. Избыточное цитирование создает впечатление компилятивности работы, а недостаточное цитирование снижает ее научную ценность.

Текст цитаты заключается в кавычки и делается сноска на источник с указанием страницы. Вариантами сносок могут быть следующие:

а) постраничные с нумерацией – 1, 2 и т.д. на каждой странице;

б) сплошная нумерация с постраничными сносками;

в) сноски следуют сразу после цитаты в квадратных скобках, используя список литературы представленный в конце дипломной работы. Первая цифра указывает номер источника в списке литературы, а вторая страницу цитируемого. Например, [6, с. 47].

Последний вариант более сложный. Практика показывает, что начинать следует с постраничного цитирования, а по завершению работы над дипломом и составлении окончательного списка использованной литературы, можно перейти на вариант с квадратными скобками. В этом случае не будет сбоев с нумерацией источников в сносках и в списке литературы.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному документу, то ссылку следует начинать словами «Цит. по» либо «Цит. по кн.» или «Цит. по ст.».

В случаях, когда в тексте дипломной работы излагается содержание авторской мысли своими словами, то в сноске добавляются начальные слова «См.», «См. об этом».

При постраничном цитировании следует придерживаться следующего:

первая ссылка на источник предусматривает полное включение всей ее библиографической информации с указанием станиц (например: Иванов В.П. Менеджмент в социальной работе: 50 НОУ–ХАУ в управлении социальными системами: Учеб. пособие. 3-е изд. испр. и доп. – М. Пед. о-во России, 2007. – С. 100);

последующая ссылка позволяет опускать все сведения после названия источника (например: Иванов В.П. Менеджмент в социальной работе: 50 НОУ–ХАУ в управлении социальными системами: Учеб. пособие. 3-е изд. испр. и доп. – С. 148);

в последующих ссылках разрешается в длинных названиях работ прибегать к их сокращенному названию, оставляя начальную, но достаточную смысловую часть (например: Иванов В.П. Социальный менеджмент… – С. 164);

если публикация неоднократно цитируется на одной странице, то в последующих ссылках пишется – «Там же» и указывается страница.

Заключение к дипломной работе. Оно представляет результат научного творчества студента, краткий итог дипломной работы.

Учитывая, что содержание дипломной работы строится в определенной логической связи, то и заключение целесообразно строить в этой же логике. С этой целью следует по каждому параграфу сделать краткое резюме и сформулировать в виде одного – трех абзацев. Каждый абзац имеет свое конкретное содержание, отражающее определенный результат исследовательской деятельности студента. В этих абзацах должно найти отражение решение основных задач дипломной работы и раскрытие содержания положений, выносимых на защиту. Здесь же отражаются наиболее важные практические рекомендации (для прикладных тем), получившие обоснование в дипломной работе.

Результаты излагаются как в позитивном плане (что удалось выявить, раскрыть достаточно полно, в основном, частично), так и в негативном – чего не удалось достичь в силу недоступности определенных источников, либо материалов, либо других причин, связанных с трудностями исследования, недостатком времени, отсутствием необходимой базы и пр.

Каждый смысловой раздел заключения, как правило, нумеруется, что придает определенную стройность изложения.

Объем заключения – 2-3 страницы.

Список литературы завершает дипломную работу. Он отражает ту литературу, которую изучил и использовал студент в процессе подготовки дипломной работы. Выполняется список литературы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 – 2003 « Библиографическая запись». «Библиографическое описание» 4 .

Построение списка литературы обычно осуществляется в алфавитном порядке, а при необходимости – по хронологическому, либо тематическому принципу.

В дипломных работах по социальной педагогике могут быть выделены следующие рубрики:

Нормативные документы – Конституция, кодексы, текущие законы, подзаконные акты.

Специальная литература – монографии, учебники, учебные и учебно–методические пособия, энциклопедии и справочники.

Периодическая печать – журналы, реферативные сборники, газетные публикации.

Материалы архивов и текущего делопроизводства .

Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.

Государственные стандарты и сборники документов.

Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1 – 2003. –– (Система стандартов по информ. библ. и изд. делу).

Книги одного, двух, трех и более авторов.

Рогов Е.И. Социальный работник как объект психологического исследования (Текст): Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 496 с.

Иванов В.Д. Основы теории социальной работы в лекциях, первоисточниках (Текст): Учеб. пособие. – М. Изд–во УРАО, 2006. – 288 с.

Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы(Текст) / Г.А. Буравлева, С.Н. Горева и др.; Под ред. А.М. Панова. – М. Институт социальной работы, 1997. – 200 с.

Сборник с коллективом авторов.

Понятийный аппарат социальной работы и педагогики (Текст): Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко; Уральский гос. проф. пед. ун-т. – Екатеринбург: УГППУ, 1995. – Вып. 1. – 224 с.

Материалы конференций, съездов.

Характер и личность. Многообразие и интеграция культурных ценностей на исходе XX века: Докл. сообщ. и тез. междунар. конф. – Тверь: Академия профессоров за мир во всем мире, 1999. – 272 с.

Кремнева Т.Л. Подготовка социальных работников в Великобритании: Автореф. дисс. канд. с. наук. – М. 2009. – 16 с.

Статья из газеты и журнала.

Краснопольская И. Обучение с риском для жизни (Текст)// Российская газета. – 2009. – 23 июля.

Если журнал не является центральным московским изданием, то указывается место издания:

Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития (Текст) // Гуманизация образования. – Бийск, 2005. — № 1. – С. 41-54.

Статья из ежегодника.

Народное образование и культура // СССР в цифрах в 1985 г. – М. 1986. – С. 241–255.

Статья из энциклопедии и словаря.

Социальность // Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Автор–сост. В.А. Мижериков; под ред. П.И. Пидкасистова. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. – С. 414-415.

Воспитание // Советский энциклопедический словарь. – М. Сов. энциклопедия, 1982. – С. 250.

Приложения. В дипломной работе могут иметь место приложения. Как правило, это материалы прикладного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы. К таким материалам, которые представляются в приложении дипломной работы, относятся:

различные положения, инструкции, копии документов;

схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые не целесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер;

методики диагностики, которые использованы автором дипломной работы в процессе изучения явления, а также проведения констатирующих экспериментов;

бланки опросов (опросные листы), тестов (они могут быть заполненными или чистыми. Лучше представлять такие бланки заполненными, что свидетельствует о реальности материалов);

систематизированный материал по результатам проведения опросов, тестирования, наблюдения и пр.;

иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеет место ссылка в тексте, и пр.

Все приложения нумеруются (без знака №) и должны иметь тематические заголовки. В тексте дипломной работы делается ссылка на каждое приложение.

Методологическая основа исследования

Методология написания диссертации основана на диалектическом методе познания действительности, как основном способе объективного и всестороннего познания предмета исследования. В работе использованы общенаучные методы исследования: формально-логические (индукция, дедукция, анализ, синтез, гипотеза, аналогия), восхождения от абстрактного к конкретному, а также специальные юридические методы: сравнительно-правовой, формально-юридический и др.

Нормативную основу диссертации составили нормы Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, иные законодательные и нормативно-правовые акты РФ в сфере строительного подряда.

Эмпирическая база диссертационного исследования сформирована путем обобщения и анализа договоров строительного подряда, заключаемых не только в сфере частного строительства, но и для государственных или муниципальных нужд. В своей практической деятельности в качестве юриста строительной организации автор проводила правовую экспертизу договоров, а также принимала участие в разработке основных (типовых) договоров, используемых работодателем диссертанта. Эмпирическую основу диссертации также составили различные акты (постановления, информационные письма, определения и т.п.) судебных органов по исследуемой тематике.

Научная новизна диссертационной работы выражается в том, что проведено научно-практическое исследование основных категорий строительного подряда и отдельных аспектов гражданско-правовой ответственности подрядчика за нарушение договора в строительстве.

Принимая во внимание многообразие ‘ проблем, возникающих при анализе подрядных отношений в строительстве, автор стремилась исследовать наиболее важные вопросы, возникшие в последние годы и не получившие надлежащей правовой оценки. В связи с этим, в диссертации впервые предприняты попытки:

а) провести систематизированный анализ законодательного и дого ворного регулирования отношений сторон с точки зрения подрядных ра бот или оказаний услуг.

б) обосновать необходимость совершенствования правового регули рования в рассматриваемой сфере путем закрепления некоторых специаль ных норм, посвященных подряду в строительстве, в том числе для госу дарственных или муниципальных нужд в целях.

На защиту выносятся следующие положения и выводы диссертационного исследования:

1. Подряд, как вид гражданского договора, используется правовыми системами многих стран мира, в том числе и России уже более 100 лет. И

поэтому, казалось бы, должен иметь не только устоявшуюся систему законодательной/регламентации, но и единую доктрину.

Однако проведенное диссертационное исследование показало, что институт подрядных отношении до настоящего времени является дискуссионным. Так, М.И. Брагинский насчитал только по:поводу предмета договора 6 принципиально отличающихся точек зрения.9 Аналогичная ситуация складывается и применительно к понятию «подряд» и его разновидности «строительный подряд», несмотря- на то, что ныне действующее законодательство легально определяет подряд как выполнение работы в; целях получения определенного результата (ст. 702 и 703 FK РФ). В Соответствии с П: 4 ст. 38 НК РФ работой признается деятельность, результаты которой’имеют материальное выражение.

Данные нормы послужили основанием для формирования общепризнанной точки зрения; что подряд- не просто работа, а совершение опре-. деленной* деятельности (или действий) для І достижения согласованного и желаемого результата.

Вместе с, тем, известные ученые признают, что не всегда деятельность подрядчика направлена.на создание согласованного результата. Например, генподрядчик вправе; передать все строительство другим субъектам, т.е. не совершать такой деятельности, а лишь контролировать и нести ответственность за ее результат. Отсюда возникает вопрос — является ли такая деятельность подрядом? Судебная практика признает такие договоры подрядными и применяет санкции заневыполнение обязательств по договору подряда.

У диссертанта в процессе написания, работы, сложилась несколько инаяі научная позиция. Однако,- для ее изложения-.- вначале необходимо сформулировать общее (базовое) определение подряда, а затем, на его ос-

9 Брагинский М.И. Витрянский В.В: Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М. Статут. 2005. Кн.З.Є. 12-13.

нове, разработать понятие строительного подряда. Итак, авторское определение:

Подряд — совокупность действий или осуществление деятельности, непосредственно направленной на достижение согласованного сторонами договора материального результата, отраженного в вещи, путем ее создания, переработки, ремонта и т.п.

Строительный подряд — совокупность действий или осуществление деятельности, совершаемой в соответствии с заключенным договором, непосредственно направленной на создание желаемого материального результата в отношении объекта недвижимости10, путем: —

строительства зданий или сооружений, —

реконструкции объектов недвижимости; —

капитального ремонта зданий и сооружений, —

монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что строительным подрядом следует признать деятельность, совершаемую в соответствии с заключенным договором, и непосредственно направленную на создание объекта недвижимости.

Если же деятельность генподрядчика носит только управленческий, организационный характер, т.е. косвенно опосредует достижение материального результата в отношении объекта недвижимости, то такой договор следует квалифицировать как оказание возмездных услуг, в котором генеральный подрядчик будет исполнителем. В его обязанности входит осуществление организационных действий (управленческая деятельность).

10 Термин «недвижимость» использован как обобщающее понятие взамен применяемого «недвижимое имущество», т.к. термин «имущество» по мнению некоторых известных ученых не удачно использован в ст. 128 ГК РФ, в итоге произошло смешение вещных и обязательственных правь (более подробно см. Андреев В.К. О праве частной собственности в России (критический очерк). Волтерс Клувер. 2007.)

Новеллой сформулированного определения является признак «непосредственно», который помогает отграничить собственно подрядные работы от услуг.

2. Понятие «услуга» используется в российском гражданском законодательстве с XIX в. при этом до сих пор не выработано единого и общепризнанного его определения. Так, Г.Ф. Шершеневич выделял договоры о предоставлении пользования услугами и относил к ним личный наем, возмездное оказание услуг, перевозку, доверенность, комиссию, поклажу, товарищество.11 Некоторые известные ученые того времени не разграничивали подряд и услугу, например, Д.И. Мейер называл подрядом договор, по которому одно лицо обязывалось за вознаграждение оказать другому лицу какую-либо услугу, состоящую, например, в сооружении здания, перевозке тяжестей. При этом подрядчик не обязывался сам производить работу, а поручал ее другим лицам, так что работа самого подрядчика обыкновенно не та, которая выговаривается по подряду, а составляет лишь посредничество.12

Современные авторы также не достигли единства мнений о правовой

природе этих договоров. Скажем, М.И. Брагинский относит к договорам услуг поставку, снабжение энергией и газом и т.д.14 Е.Д. Шешенин полагает, что предметом подрядных договоров являются результаты, воплощающиеся в товарах (вещах), а предметом договоров, порождающих обязательства по оказанию услуг, — результаты деятельности, не существующие

Шершеневич Г.Ф. Учеб. русского гражданского права (по изданию 1907 г.) МЛ 995. С. 316.

12 Мейер Д.И. Русское гражданское право. М. Статут. 2000. С. 654-655.

13 См. например: Шешенин Е.Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг // Вестник МГУ. Сер. 11. «Право». 1983. N 1. С. 63.

14 Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск, 1967. С. 34-36.

отдельно от исполнителей и не являющиеся вещами. 5 Согласно другому мнению, в любом возмездном договоре можно усматривать услугу одного контрагента и вознаграждение за нее со стороны другого.16 Высказывались мнения, что для выделения самостоятельного договора об оказании услуг нет оснований. 7

Таким образом, отсутствие надлежаще разработанной доктрины послужило причиной того, что ст.779 ГК РФ не содержит определения, а лишь уточняет, что услуга оказывается путем совершения определенных действий или осуществления определенной деятельности. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» использует понятия «работа» и «услуга» как синонимы. Более определенно, правда с оговоркой — для целей налогообложения — п. 5 ст. 38 НК РФ признает услугой деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Этот критерий признают многие авторы. Хотя есть и другая точка зрения, в соответствии с которой, материальный результат возможен и в услугах, например, в медицинских — шрам от операции.

По итогам проведенной работы мною поддерживается точка зрения, изложенная А.В. Кудряшовым, согласно которой услуга представляет собой определенную деятельность, направленную на достижение нематериального результата. Используемые или даже создаваемые при оказании услуги материальные блага не следует рассматривать как саму услугу или ее

Шешенин Е.Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию ус-луг//Гражданское право и сфера обслуживания. Свердловск, 1984. С. 42-44. 16 См. например: Куник Я.А. Кредитные и расчетные отношения в торговле. М. 1970. С.14.

Кабалкин А.Ю. Сфера обслуживания: гражданско-правовое регулирование. М. 1972. С. 38-48.

материальный результат, поскольку это лишь материальное средство достижения цели услуги.18

Этот тезис позволяет сказать, что деятельность лиц, непосредственно создающих согласованный в договоре материальный объект, суть -подрядные работы; деятельность лиц, организующих, управляющих, контролирующих процесс выполнения подрядных работ —услуги.

Правовая значимость данного вывода состоит в том, что генеральный подрядчик, который всю работу по непосредственному созданию (реконструкции, капитальному ремонту и т.п.) объекта недвижимости возлагает на субподрядчиков, т.е. сам не осуществляет подрядные работы, а, контролируя процесс их выполнения, оказывает заказчику возмездные услуги — не должен получать лицензии на проектирование, инженерные изыскания и строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, и не должен вступать в соответствующие саморегулируемые организации.19

Эта позиция согласуется с п. 3 ст. 706 ГК РФ о том, что в случаях, предусмотренных законом или договором, заказчик и субподрядчик вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком. Таким образом, каждый субъект несет ответственность за свою деятельность, что же касается генерального подрядчика, то пределы его ответственности должны определяться кругом обязанностей, установленных договором возмездного оказания услуг в сфере строительства (реконструкции, капи-

Кудряшов А.В. Гражданско-правовые отношения в сфере образовательных услуг // Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М. РГИИС. 2008. С. 15-16.

19 Имеется в виду Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// «Российская газета» от 25 июля 2008 г. N 158, согласно которому с 1 января 2010 года прекращается лицензирование указанных видов деятельности, а лица, осуществляющие такую деятельность, должны вступать в саморегулируемые организации.

тального ремонта НИР, НИОКР, монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ, и т.д.)

Вместе с тем, следует признать, что п.З. ст. 706 ГК РФ явно «выходит за рамки» диспозиции ст. 403 ГК РФ «Ответственность должника за действия третьих лиц». Однако это специальная норма, которая применяется лишь к определенному виду договоров, что вполне допустимо.

3. Вопрос о распределении между сторонами договора строительного подряда риска имеет особую актуальность, поскольку сам термин «риск» до сих пор не имеет общепризнанного определения. Например, В.А. Ойгензихт — один из самых известных ученых времен социализма, изучивший мнение более 300 авторов по вопросу причинения вреда, понимает под риском (periculum) субъективную категорию, которая существует параллельно с виной, но может существовать и совместно с ней как психическое отношение субъектов к результату собственных действий или действий других лиц, а также к результату объективно-случайных либо случайно-невозможных действий (событий), выражающееся в осознанном допущении отрицательных, в том числе невозместимых имущественных последствий. М.И. Брагинский высказывает прямо противоположное суждение: «. риск — это все же объективная категория, смысл которой, как справедливо полагал В.П. Грибанов, состоит в возможности наступления невыгодных последствий. риск, как правило, является вообще не зависящим от поведения людей. поведение лица, с учетом возможности наступления соответствующих обстоятельств, все же представляет собой отношение к риску, но не самый риск», (курсив мой О.М.)

Анализ действующего законодательства показал, что этот термин

Более подробно, см. Ойгензихт В.А. Проблема риска в гражданском праве. Душанбе. 1972. С.77.

Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М. Статут. 2005. Кн.З. С. 16.

имеет разное смысловое наполнение в зависимости от сферы применения. Так, в предпринимательской деятельности чаще всего возникают страховой и банковский риски, под которыми понимают вероятные события или их совокупность, влекущие финансовые потери. Применительно к гражданам риск означает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан и/или их имуществу. Наконец, некоторые документы устанавливают, что риск представляет собой сочетание вероятности события и его последствий. При этом различают риски, последствия которых покрываются страхованием и потери, которые обычно не покрывается страховым полисом.

Излагая свою позицию о понятии риска как гражданско-правовой категории, отмечу следующее: —

«вероятное неблагоприятное событие» и «риск» являются хотя и взаимосвязанными, но самостоятельными правовыми категориями; —

риск представляет собой совокупность факторов, обусловливающих осознанную деятельность, в которой наступление желаемого результата зависит не только от материальных затрат, воли и профессиональной подготовки субъектов, но и объективных обстоятельств (их совокупности), в том числе в виде неблагоприятного события.

Иначе говоря, под риском следует понимать совокупность факторов, взаимозависимых от субъективных и объективных обстоятельств, предопределяющих осознанную деятельность, направленную на достижение желаемого результата, обусловленного уровнем финансовых вложений, профессионализмом субъектов, который формирует вид и последовательность их действий (поведение), совершаемых с учетом вероятности наступления объективных отрщателъных событий, а также размера прогнозируемого материального вреда.

Правовая значимость этого определения состоит в том, что на его основе можно, установив соотношение реальных финансовых затрат, уровня профессионализма субъектов и предполагаемого положительного

результата, а также возможных материальных потерь, принять обоснованное решение о целесообразности совершения действий (деятельности) в сфере строительного подряда.

По результатам изучения понятия объекта недвижимости сделан вывод: понятие недвижимости имеет довольно «размытые» законодательные формулировки. В частности, ст. 130 ГК РФ использует термины «недвижимые вещи», «недвижимое имущество», «недвижимость» как синонимы, устанавливая при этом несколько критериев:

— земельные участки, участки недр, —

все, что прочно связано с землей, —

подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, —

иное имущество, отнесенное законом к недвижимым вещам, например, согласно ст. 132 ГК РФ предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Данный перечень систематически подвергается критике не только учеными-цивилистами, но и практиками, поскольку вызывает многочисленные вопросы. Не ставя цель обзора всех существующих позиций и концепций, а также анализа весьма разнообразных подходов к понятию недвижимости, полагаю необходимым отметить следующее:

А. Используемые в ст. 130 ГК РФ термины «здания, сооружения, объекты незавершенного строительства» не имеют своего определения в ГК РФ. Если же обратиться к специальному законодательству, то под таковыми понимают архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных явлений и т.п.) для труда, жилья, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей, а также имеющих стратегическую или иную общественную значимость для государства. Данные объекты имеют в качестве основных конструктивных элементов фундамент, стены и кров-

лю. Однако летние и иные сооружения, а также помещения, находящиеся выше первого этажа не имеют фундамента.

Б. Критерии, предлагаемые законодательством для отграничения недвижимых вещей от иных объектов, расположенных на земельных участках, явно не соответствуют потребностям практики:

а) современные технологии позволяют без ущерба переносить с мес та на место не только отдельные здания, но их комплексы;

б) сооружениями признаются не только временные павильоны, навесы, но гипермаркеты и производственные комплексы, которые, имея систему сборных конструкций или надувных ангаров, устанавливаются на самопередвигающиеся платформы, в том числе плавающие;

в) здания и сооружения возводятся на насыпном грунте, плотинах или сваях, тем самым возникает разрыв между землей и объектом не движимости.

По изложенным выше обстоятельствам критерий «невозможности перемещения без несоразмерного ущерба назначению» явно устарел и позволяет органам регистрации прав на недвижимость принимать решения о соответствии объекта критериям недвижимости, руководствуясь субъективным мнением. В итоге, как показывает обзор регистрационной практики, одинаковые объекты в одних случаях признаются недвижимостью, а в других — нет.

Резюмируя представленные аргументы, предлагаю отказаться от архаичного критерия и поименовать объекты недвижимости в перечне, который сделать закрытым, в частности: —

здания, помещения, сооружения, объекты незавершенного строительства, —

регистрируемые воздушные и водные суда, а также космические объекты.

Обратим внимание, в перечне не случайно отсутствует объект «уча-

стки недр». Дело в том, что Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» устанавливает, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.22 Правовой режим недропользования установлен специальным законодательством, например, Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции.»23

Преимущество данного подхода к определению недвижимости, по моему мнению, состоит в том, что он основан на объективных фактах -наличие здания, сооружения или необходимость регистрации судна в соответствии с правилами, установленными специальными нормативными правовыми актами. Таким образом, удастся преодолеть сразу две проблемы: отойти от устаревшего требования «прочной связи с землей» и лишить специалистов регистрирующих органов права квалифицировать объект в качестве недвижимости по своему усмотрению.

В целях практического внедрения этого подхода предлагаю, как один из возможных вариантов, внести изменения в п.1. ст. 130 ГК РФ, изложив ее в следующей редакции:

«1. К недвижимым вещам (недвижимость) относятся: земельные участки, здания, помещения, сооружения, объекты незавершенного строи-

тельства, а также подлежащие регистрации в государственном кадастре

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 16 апреля 1992 г. N16, ст. 834

23 Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1. ст. 18.

24 Что же касается расшифровки понятий зданий, сооружений и объекта незавершенно го строительства, то их определения есть в специальных нормативных правовых актах, которыми и следует воспользоваться, например, см. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. К221-Ф3 «О государственном кадастре недвижимости» // Собрание законода тельства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 31. Ст. 4017.

недвижимости воздушные и водные суда, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.»

5. Научные позиции о государственном или муниципальном контракте на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, несмотря на то, что этот институт применяется с XIX века (казенный подряд), характеризуются существенными отличиями. Например, М.И. Брагинский полагает, что он «не составляет особой разновидности подряда. Соответствующие отношения могут быть. построены по модели строительного подряда и (или) договора на выполнение проектных и изыскательских работ.» Однако Д.И. Мейер связывал появление данного института с необходимостью определить органам государства образ действия при заключении договоров, особенно таких, на которые идет значительная часть государственного достояния.»26 Вместе с тем, некоторые современные авторы, характеризуя правовую природу государственного контракта, усматривают в нем элементы публичного догово-

Формулируя авторское мнение о природе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, необходимо отметить следующие элементы:

— для признания государственного контракта публичным договором отсутствует главный квалификационный признак — обязанность государственной структуры — заключать договор с каждым субъектом, к ней обратившимся. Здесь действуют установленные ФЗ правила отбора подрядчи-

Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М. Статут. 2005. Кн.З. С. 170.

26 Мейер Д.И. Русское гражданское право. М. Статут. 200. С. 657.

27 См. например: Лукьяненко В.Е. Проблемы договоров в сельском хозяйстве России (теория и практика) Ульяновск. 2000. С 88-89.

ков, которые подали соответствующие заявки и стали победителями аукциона;

— есть основания квалифицировать государственный контракт как гражданско-правовой договор, поскольку отношения сторон строятся на основе равенства. Хотя, на первый взгляд, можно предположить, что дан ный признак отсутствует, поскольку условия договора определяются го сударственной структурой и, соответственно, права подрядчика на вклю чение положений, отражающих его интересы, явно ограничены. Однако, такие договоры известны гражданскому праву как договор присоединения (ст. 428 ГК РФ).

Вместе с тем, если учесть правила проведения аукциона, то становится очевидной свобода волеизъявления субъектов как на их проведение, так и на участие. Иными словами, право будущего подрядчика на самостоятельное принятие решения об участии в аукционе, а в случае победы — на подписание контракта, существенные условия которого представлены в правилах, означает его согласие с ними.

С учетом изложенного, можно констатировать наличие главного отличительного признака гражданского договора от иных соглашений об установлении (изменении или прекращении) прав и обязанностей — равенство участников правоотношения (сторон договора) на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Кроме того, контракт характеризуют такие признаки, как: —

консенсуалъностъ (считается заключенным с момента подписания контракта или протокола проведения аукциона); —

возмездностъ (подрядчик обязуется выполнить определенные подрядные работы, а государственный заказчик обязуется оплатить или обеспечить их оплату);

— существенные условия определены Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Использование законодателем термина «контракт» (лат. contractus) можно объяснить тем, что в мировой практике под contractus понимают не просто соглашение между двумя или несколькими лицами, а юридически обязательное соглашение, в котором существенные условия, такие как: предмет, права и обязанности, ответственность за выполнение (невыполнение) условий контракта определяются заказчиком.

Изложенные факты позволяют сказать, что государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд следует признать разновидностью договора подряда, который, несмотря на специальный порядок (процедуру) заключения и наличие существенных условий, определяемых заказчиком в соответствии с государственными (муниципальными) нуждами, характеризуется равенством сторон.

6. Законодательством РФ предусмотрено, что основанием выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту для государственных нужд является контракт, заключаемый по итогам проведе-ния аукциона, в котором побеждает лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. При этом другие факты и обстоятельства, характеризующие субъекта, например, опыт, качество и срок выполнения аналогичных заказов, уровень его профессионализма и т.п. не принимаются во внимание.

Под аукционом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Иная ситуация складывается если заказ размещается путем проведения конкурса29, то помимо цены, критериями оценки заявок могут быть качество и сроки выполнения работ, квалификация участника, объем и срок предоставления гарантий и т.п. Иначе говоря, размещение заказа путем проведения конкурса позволяет принять во внимание широкий спектр обстоятельств и фактов, характеризующих не только будущего подрядчика, но и позволяющих более рационально расходовать бюджетные средства, улучшить качество и сократить сроки выполнения работ для государственных нужд.

С учетом изложенного, усматривается явная целесообразность размещать заказы на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса. В целях реализации данного предложения необходимо внести изменения в соответствующие законода- ; тельные и иные нормативные правовые акты.

7. Вряд ли кто будет оспаривать факт, что строительная и иная связанная с ней деятельность, являются источником повышенной опасности. Однако страхование как обязательное условие договора или контракта ч ныне действующее законодательство не предусматривает. Правда, ст. 742 ГК РФ содержит диспозитивное правило о страховании объекта строительства, в котором допускается страхование риска причинения вреда другим лицам.

Однако это правило, по моему мнению, не достигает желаемого результата по двум причинам. Во-первых, такое страхование является добровольным и, во-вторых, он «привязано» к страхованию объекта строи-

См, например, утративший силу Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 мая 1999 г. N19. Ст. 2302.

тельства. В то время как усматривается явная необходимость выделить этот вид страхования как обязательный.

С учетом изложенного, предлагаю разработать и ввести в законодательные нормы правила об обязательном страховании ответственности подрядчика при выполнении строительных, ремонтных и т.п. работ, в том числе выполняемых для государственных или муниципальных нужд. Как вариант возможного решения этой проблемы, представляется целесообразным дополнить параграф 3 «Строительный подряд» главы 37 «Подряд» ГК РФ отдельной статьей следующего содержания:

«Статья 742.1. Обязательное страхование ответственности подрядчика при выполнении строительных работ, капитальном ремонте, реконструкции, переоборудовании, в том числе выполняемых для государственных или муниципальных нужд

Подрядчик обязан страховать свою ответственность за ущерб, который может быть им причинен гражданам при выполнении строительных работ, капитальном ремонте, реконструкции, переоборудовании, в том числе выполняемых для государственных или муниципальных нужд».

Соответственно, из ст. 742 ГК РФ следует исключить страхование ответственности за вред, причиненный другим лицам.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования нормотворческими органами содержащиеся в диссертации выводы и предложения для совершенствования действующего законодательства в сфере строительного подряда, в том числе для государственных или муниципальных нужд. Также теоретические выводы и положения могут быть использованы правоприменительными органами при рассмотрении споров, вытекающих из обязательств по договору строительного подряда. Материалы и результаты исследования можно использовать при совершенствовании программ курсов «Гражданское право» и «Российское предпринимательское право», на их основе можно разработать спецкурс и учебно-методические материалы к нему. Результаты на-

стоящей работы также могут быть использованы в ходе дальнейших научных исследований в области гражданского и предпринимательского права, касающихся подрядных отношений в строительстве, в том числе для государственных нужд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *