Методологическая функция

Методологическая функция тесно связана с познавательной функцией системологии организации. В отличие от частных теорий системология организации является комплексной, интегрирующей наукой. Она исследует организационные отношения на макро — и микроуровнях как целостные, системные образования, органически связанные между собой.  [2]

Методологическая функция развития. на наш взгляд / реализуется в принципе историзма и конкретно-историческом подходе при изучении реальных процессов материального мира.  [3]

Методологическая функция психологии социальной работы выражается в ее использовании для исследования социально-педагогических процессов, конструирования методов социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности.  [4]

Методологическую функцию социальной философии было бы неверно ограничивать только сферой гуманитарных наук.  [5]

В таком аспекте методологическая функция общей дидактики заключается в установлении дидактических закономерностей, проявляющихся во всех дидактических процессах, независимо от области, ступени и предметной структуры, и воздействующих на все эти процессы.  [6]

Итак, мы рассмотрели методологические функции философии. коснулись далеко не всех сторон философского метода. Но и изложенное достаточно, как мы полагаем, для того, чтобы дать определенный ответ на вопрос: Нужна ли философия.  [7]

И здесь-то и обнаруживается фундаментальная методологическая функция теоремы о гомоморфизмах.  [8]

Как уже отмечалось выше, наряду с мировоззренческой функцией и в неразрывной связи с ней социальная философия выполняет методологическую функцию.  [9]

Возникает вполне закономерный вопрос: если принципы философского метода действительно всеобщи и универсальны, то насколько мы вправе говорить о методологической функции социальной философии. Оказывается, вправе, ибо общефилософский метод преломляется в социально-философском пространстве и времени весьма специфически.  [10]

Под информационной моделью понимается специальным образом организованный набор переменных, отражающих основные характеристики объекта. Методологическая функция информационной модели заключается в том, что при ее посредстве формируется эмпирический базис для теоретических выводов и практических рекомендаций. В силу этого к информационным моделям предъявляется ряд требований: способность к развитию, ассимиляции новых переменных, способность к перестройке структуры.  [11]

Рассмотрению методологических аспектов общесоциологических теорий посвящены первая и вторая главы. Методологические функции специальных социологических теорий рассматриваются в ряде глав, где речь идет об отраслевых направлениях социологии.  [12]

Всесторонняя разработка принципа причинности в медицине заключается не в том, чтобы увековечить рабочую гипотезу медика или другого узкого специалиста, а в том, чтобы вернуться от части к целому, от абстракции к конкретной действительности, от анализа к синтезу и от технического знания к мировоззренческой ориентации человека. Если философы-марксисты исследуют, например, методологическую функцию и мировоззренческий смысл причинности в медицине, то естествоиспытатели — причины, например, сердечно-сосудистых, онкологических, вирусных, наследственных и психических заболеваний, происходящих под воздействием увеличения темпа жизни, являющегося следствием научно-технической революции, оказывающей существенное влияние на все стороны общественной жизни, в том числе и на здоровье человека. Позитивисты и неопозитивисты, прислужники буржуазного общества, пытаются исказить марксистское понимание причинности в медицине.  [13]

Всеобщая научная методология является инструментом поиска наиболее общих, подходов к изучению предмета. Последние же, / в ювою очередь, содерркат особым методологические функции. выступая в качестве прикладной логиш исследования данной предметной области.  [14]

Наиболее отчетливо определены основания математики и метаматематика, которые изучаются на математико-механи-ческих факультетах как учебные дисциплины. В рамках философии существует метатеория, которую называют метафилософией, философией философии или теорией философского знания [ Алексеев. Основными проблемами этой науки являются: предмет философии, ее мировоззренческие и методологические функции. аспекты философского знания. Имеются публикации по метахимии, метабиологии, метапсихологии и другим метанаукам.  [15]

Страницы:    9ensp;9ensp;1  9ensp;9ensp;2

Поделиться ссылкой:

Методологические функции философии

Эти функции связаны с влиянием философии на способы достижения цели в познавательной и практической деятельности. Метод (от греч. «методос» — путь к чему-либо ) – способ достижения цели, совокупность умственных и практических действий, с помощью которых человек получает новое знание о мире или преобразует его объекты.

Эвристическая функция ( от греч. «эвриско» – отыскиваю, открываю) состоит в содействии приросту научных знаний, выработке творческих принципов. Любые научные положения, в особенности теории, возникают на основе не только прежних теорий и эмпирических (опытных) данных, но и определённых вненаучных, т.е. философских, предпосылок.Эти философские основания науки могут осознаваться, а могут и не осознаваться самими учёными, но они обязательно имеют место в научном поиске. Например, развитие фундаментальной для всего естествознания атомно-молекулярной теории и связанные с нею многообразные экспериментальные исследования в физике и химии XIX века основывались на выдвинутой ещё философами древности идее о том, что мир состоит из атомов – неделимых частиц материи. Кстати, более двух тысяч лет эта философская идея не была востребована наукой.

Ещё пример: Допустим, врач изучает факторы, обусловливающие возникновение какого-либо заболевания. Этих факторов много, но они неравнозначны. Согласно диалектике (в данном случае философской теории детерминации), в возникновении любого следствия могут участвовать 3 фактора: причина, условия и повод. Чтобы разработать подлинно научную теорию о причинах болезни (она именуется этиологией), врач должен, во-первых, знать о том, что имеется 3 детерминирующих фактора, и, во-вторых, он должен знать критерии отличия этих трёх факторов друг от друга. Нужно подчеркнуть, что всё это предпосылочное знание в рамках самой медицины не разрабатывается, оно разрабатывается философией. Если его не будет, то врач создаст не этиологическую теорию, а простую сводку данных об участии различных факторов в возникновении заболевания, что, кстати, нередко и случается.

Таким образом, научная теория для своего создания требует определённых философских категорий, положений, принципов. Философия – это знание, которое служит фундаментом всех других знаний. Не только приведённые в данном примере философские категории причины, следствия, условий вплетаются в ткань науки, но и все другие (пространство, время, движение, качество, количество, противоречие, случайность, необходимость, часть, целое и т.д.). При этом категории и принципы философии подсказывают, определяют наиболее общие правильные направления познавательного поиска при частно-научных исследованиях, задают наиболее общую их программу. В этом смысле философия в совокупности её категорий, принципов и законов выполняет функцию общего метода познания для всей науки и всех других сфер культуры.

Выше имелся в виду тот случай, когда содержание самих категорий и принципов философии адекватно (правильно) отражает мир. Если же содержание категорий и принципов философии неадекватно, то они могут заводить научное познание в тупик или даже блокировать целые научные направления, как это было, например, с генетикой в СССР в 1948 г. когда она была объявлена лженаукой.

Эвристическая функция состоит ещё и в том, что философия разрабатывает методы познания, которые используют все науки. Каждая наука применяет частные (специфические) методы, например, медицина – метод подсчёта эритроцитов в крови, химия – метод спектрального анализа для определения состава пробы. Наряду с частными науки используют общенаучные методы – анализ и синтез, индукцию и дедукцию, сравнение, аналогию, моделирование и др. Сами науки теорию данных методов не разрабатывают, этим занимается философия – такой её раздел, как методология научного познания. Тем самым философия вооружает все науки способами познания.

Прогностическая функция философии состоит в том, что она способна вырабатывать новые категориальные структуры и методологические принципы задолго до того, как соответствующие системы попадут в сферу научного рассмотрения. Например, немецкий философ и учёный Г. Лейбниц (1646-1716) разработал учение о монадах – частицах, обладающих свойствами всего мира. Эта избыточная для своего времени идея о взаимоотношении части и целого важна сейчас в ядерной физике, в частности, для разработки учений о том, что любая элементарная частица включает в себя все другие, но потенциально, что любой микрообъект (фридмон) для внешнего наблюдателя – частица, а для внутреннего – Вселенная.

Создание в системе философского знания новых категориальных моделей осуществляется за счёт постоянного развития философских категорий. Можно указать два способа, обеспечивающих это развитие. Во-первых, это — экспликация (выявление глубинного смысла, объяснение) универсалий культуры – наиболее общих понятий и представлений о мире, таких, как «человек», «общество», «труд», «мышление», «истина», «красота», «долг», «причинность», «закономерность», «часть», «целое», и т.д. В своём сцеплении они представляют строй миропонимания и мышления своей эпохи. По образному выражению М.А.Можейко, для человека универсалии культуры – это «очки, сквозь которые он смотрит на мир» (7,с.127). Изменению их содержания и связей соответствует преобразование этого строя, изменение «системы координат» человеческого мира в ходе исторического развития.

Философия выражает универсалии культуры в понятийно-логической форме. Она выступает как рефлексия над основаниями культуры. В процессе философской экспликации и анализа происходит определённое упрощение и схематизации универсалий культуры, которые теперь выражаются в философских категориях, где акцент делается на понятийно-логическом способе постижения мира. Но при этом во многом элиминируются (устраняются) аспекты переживания мира, эмоционального отношения к нему, остаётся в тени определённый личностный смысл, заложенный в универсалиях культуры. По степени общности категории философии совпадают с универсалиями культуры, но отличаются от последних рационально-логической формой. Выявление изменений, которые происходят в универсалиях культуры, путём философского анализа научных знаний, естественного языка, искусства, нравственных проблем, политического и правового сознания, достижений техники и др. позволяет разрабатывать новые категориальные модели действительности.

Второй способ осуществления философией прогностической функции основан на применении аппарата логического оперирования с философскими категориями, что позволяет за счёт «внутреннего движения» в поле философских проблем и выявления связей между категориями как идеальными объектами выработать их новое определение и новое содержание. В результате такого движения во многом обеспечивается развитие философией нестандартных категориальных моделей мира, выходящих за пределы старой культуры (7).

Прогностическая функция философии особенно важна в периоды социальных потрясений, когда начинается брожение умов, возникают ереси, старые универсалии культуры перестают работать, люди чувствуют, что мир устроен как-то не так, что-то в нём не то. Вот тут то и нужна философия, чтобы с возможно меньшими потерями перестроить мировоззренческие ориентиры людей. В идеальном случае изменение универсалий культуры и философских категорий должно бы предшествовать социальным революциям, тогда бы общество сумело избежать периода растерянности, разброда, тотального неверия и отчаяния. Заканчивая вопрос о методологических функциях философии, следует особо отметить, что философия выполняет эти функции в отношении не только познавательной, но и практической деятельности. Определяя правильные направления последней и вооружая её общим методом мышления – диалектикой, философия способствует повышению её эффективности.

Практическая значимость философии. Благодаря своим мировоззренческим и методологическим функциям философия обладает большой практической ценностью. Однако последняя реализуется не прямо, а опосредованно. Непонимание этого нередко заставляет недостаточно компетентных людей отказывать философии в практической значимости, считать, что хотя философия – это красивые и даже интересные рассуждения, но практического значения они не имеют. В практической ценности частных наук никто почти не сомневается: она прозрачна. Если, например, врач создал новое эффективное лекарство или, скажем, экономист разработал более рентабельную форму производства, то практические результаты их открытий налицо. По-другому обстоит дело с философией. Её влияние на практику осуществляется через её воздействие на стиль мышления людей, их личностные и интеллектуальные качества, на развитие науки, искусства и других сфер культуры, на принятие научно-организационных, административных, политических и экономических решений, а также через другие посредствующие звенья.

Как это ни парадоксально, практическое значение философии можно легко показать на негативных примерах, т.е. на примерах философских ошибок. Так, в начале XX в. австрийский физик и философ Э.Мах (1838-1916), занимавший в науке крупную административную должность, пришёл к выводу, что атомов нет и быть не может. На основе этой философской ошибки изучение атома в Австрии было заторможено. В 1948 г. в СССР академик Т.Д.Лысенко не без помощи Сталина объявил генетику «буржуазной лженаукой». Это была философская ошибка Лысенко, не понимавшего взаимоотношений между биологической, физической и химической формами движения материи и считавшего, что молекулярные процессы в организме изучать не надо. Указанная ошибка наряду с отсутствием в стране свободы и демократии послужила основой целого ряда негативных последствий: запрета генетики, репрессий в отношении учёных, остановки исследований в области научной селекции, огромного ущерба для сельского хозяйства.

Ещё пример. Всем известна сталинская формулировка о том, что по мере приближения к социализму будет обостряться классовая борьба. Это тоже ошибка философского порядка: во-первых, в СССР «строили» не социализм, а государственный капитализм, во-вторых, в СССР тогда существовал всего один класс – класс наёмных работников государства. Негативные последствия этой ошибки в виде массовых репрессий «врагов народа» всем известны.

Философскими принципами человек может руководствоваться как сознательно, так и бессознательно. Очень важно, чтобы люди, занимающие большие посты в науке, искусстве, политике, экономике, обладали высокой философской культурой. Тогда и принимаемые ими решения будут оптимальнее, станут больше соответствовать интересам народа.

В заключение данного параграфа следует отметить, что каждого молодого человека глубоко волнует проблема жизненного успеха, являющаяся одной из первых личных проблем. От чего же он зависит – успех в жизни? Результативность деятельности любого человека зависит от его способностей, знаний, умений, силы воли, здоровья, организованности, целеустремлённости, трудолюбия, умения устанавливать контакт с людьми, а также и от объективных условий жизни. Наряду с этим эффективность деятельности зависит от философской культуры человека. Недаром отец медицины Гиппократ (460-356 до н.э.) говорил: «Врач — философ подобен богу»; и ещё: «Медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколь последняя – без доставляемых ей медициной фактов». На первое место при оценке человека Гиппократ ставил его нравственные качества, на второе – профессиональные. Если, кроме них, врач обладает ещё широтой кругозора и гибкостью мышления, формируемыми философией, то он, по мысли Гиппократа, достигает наибольшего совершенства. Приведённые слова великого мыслителя можно отнести к любому специалисту – юристу, менеджеру, экономисту, инженеру, педагогу и т.д. Философская культура способствует улучшению личностных качеств, повышению творческих способностей и успеха деятельности любого человека. Прав был французский учёный и философ Р.Декарт (1590-1650), отмечавший, что «каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нём философствуют, поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов».

Учёные из Швеции, где как в никакой другой стране выражен дух прагматизма, практической выгоды и где мнение о знании и мудрости как ценностях самих по себе выглядит как некое чудачество, провели специальное исследование по выявлению практической полезности преподавания философии школьникам. В Швеции включение в школьную программу любого предмета вызывает вопрос о его практической полезности; часто такой вопрос имеет чисто экономический смысл и звучит примерно так: можно ли на этом зарабатывать деньги? Или: можно ли, изучив этот предмет, рассчитывать на хорошо оплачиваемую работу? В процессе проведённого исследования обнаружено, что у изучавших философию школьников имеются следующие отличия от не изучавших её: 1)более выражены коммуникабельность и толерантность – доброжелательность по отношению к другим культурам, терпимость к иным мнениям, умение принимать разумные аргументы, способность объективно анализировать другие позиции; всё это способствует установлению контактов с людьми и привлечению их к совместной продуктивной деятельности при наличии противоречий в интересах между сослуживцами; 2)усиливался творческий потенциал — их мышление становилось более оригинальным, критичным, системным, легче освобождалось от стереотипов, повышалась способность аргументировать, видеть объекты во всём многообразии их связей; их коэффициент интеллекта (IQ) был на 6-7 единиц выше; 3)повышалась психологическая мобильность — способность постоянно познавать новое и осваивать иной жизненный опыт, переключаться на новые виды деятельности, осваивать новые специальности, что в наше динамичное время позволит легче менять профессию и вид работы (14,с.101). Как видим, философия развивает как раз такие личностные и интеллектуальные качества, которые современные работодатели желают видеть у своих высококвалифицированных работников. Одна из наиболее важных жизненных проблем молодого человека в любой стране – это трудоустройство. Получение образования с наличием диплома – это только первый этап устройства своей жизни. А вот получение работы, дающей хороший заработок и удовлетворение, — гораздо более сложная задача, особенно в условиях усиливающейся конкуренции. Перед приёмом на работу у будущего кандидата обычно путём собеседования и наведения справок выявляются профессиональные качества. Наряду с этим в наиболее серьёзных фирмах с помощью различных методов, в том числе тестов, определяются IQ, коммуникабельность, психологическая мобильность кандидатов. И решение о приёме на работу принимается по итогам всего обследования. Поэтому прямая польза от изучения философии молодыми людьми состоит в том, что это изучение будет способствовать успешному трудоустройству и профессиональной деятельности.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Функции философии. Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего они используют философское знание

Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего они используют философское знание. К основным функциям философии относят мировоззренческую и методологическую .

Под мировоззрением, как уже отмечалось, понимается система взглядов на мир как единое целое и место в нем человека. Мировоззрение людей складывается под влиянием различных факторов: образования, воспитания, жизненного опыта, исторических событий и т.п. Мировоззрение человека, не знающего философии и неспособного к самостоятельному философскому мышлению, носит неглубокий, противоречивый, несистематизированный характер. Стихийно сложившееся мировоззрение ведет к неумению ориентироваться в сложностях современной общественной жизни и культуры, к потере жизненных ориентиров и, как следствие — к жизненным неудачам и неудовлетворенности своей судьбой.

Философия – мировоззренческая наука, то есть философские размышления о смысле жизни, о сущности мироздания и т.п. приводят человека к выработке мировоззрения. В создаваемых философами системах, учениях, концепциях, в конечном счете, обобщаются и систематизируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений. Это и позволяет идеям, рожденным в головах великих философов, получать признание и распространение в обществе.

Таким образом, мировоззренческая функция философии состоит в том, что она выступает как средство выражения и обоснования определенного мировоззрения, как теория решения мировоззренческих проблем .

Метод – это способ действия. Совокупность методов проведения какой-либо работы называют методикой, а знания о методах и методиках – методологией.

В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специфические методы и, следовательно, своя система методологических знаний. Но наряду со специфическими методами в каждой деятельности используются и общие методы. Например, в разных областях применяются математические методы и методы логического мышления — анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование и др.; все более широкое использование получают в настоящее время игровые методики (деловые, учебные и иные игры).

Методологическая функция философии заключается в том, что в ней вырабатывается самый общий тип методологического знания, которым можно руководствоваться во всех сферах человеческой деятельности.

В различных видах деятельности методологическая функция философии реализуется по-разному. В жизни отдельной личности она проявляется через влияние мировоззренческих убеждений на выбор жизненных целей и способов их достижения. В искусстве методологическая функция философии выражается в ее воздействии на развитие художественного стиля, на общую ориентацию художника в жизни и понимание им смысла своего творчества.

Особенно важна методологическая функция философии в научном познании. К философии приходится обращаться при решении вопросов о том, что такое истина и в чем ее отличие от заблуждения, что такое научный факт и научный закон, каким критериям должны соответствовать научные гипотезы и т.п. Все это – общеметодологические вопросы научного познания, без решения которых наука не может успешно ни существовать, ни развиваться. Союз науки с философией – необходимое условие прогресса научного знания.

Мировоззренческая и методологическая функции философии — основные, но ими не исчерпывается роль философии в жизни человека и общества. Так, философия может выполнять познавательную (гносеологическую) функцию. если мыслитель включил в состав своей философской концепции научные факты и теории. В революционные периоды развития науки, когда она стоит на пороге возникновения принципиально новых теорий, философия выполняет эвристическую функцию. выступая в качестве методологического средства для определения путей и перспектив дальнейшего развития научного знания. Если в структуре конкретного философского учения содержится нравственная философия, то оно может выполнять воспитательную функцию. Помогая человеку понять себя, обрести смысл жизни, избавиться от страха перед неизвестностью будущего философия реализует свою гуманистическую функцию. Философское учение, в идеях которого выражаются интересы какой либо социальной группы (класса, нации), ее отношение к общественным явлениям, политические программы ее действий по изменению действительности, выполняет идеологическую функцию. Последняя непосредственно связана с социальной функцией философии – ее способностью в каждую эпоху осмысливать главные проблемы общественной жизни, перспективы развития общества, ибо, по меткому замечанию Г.Гегеля философия – это «эпоха, схваченная в мыслях».

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Методологическая функция

Как уже отмечалось выше, наряду с мировоззренческой функцией и в неразрывной связи с ней социальная философия выполняет методологическую функцию.

Философский метод есть система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности. Принципы же эти, разумеется, могут быть совершенно различны. Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как развивающемуся, а можно подойти к нему как к неизменному, раз навсегда данному. В зависимости от этого и результаты теоретического исследования и практические выводы из него будут существенно различаться.

В истории философии прослеживаются два основных философских метода диалектика и метафизика. Принципиальные различия между ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика признает только связи случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к количественным.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета.

Философский метод выступает как отражение определенного уровня научного познания мира. Это становится очевидным, как только мы пытаемся ответить на вопрос: в чем причина, почему в истории философии диалектика и метафизика сменяли друг друга в качестве господствующих философских методов? Смена эта происходила закономерно, в связи с качественными изменениями в характере самой науки, и прежде всего естествознания. Так, античная диалектика, превосходившая метафизику в объяснении мира в целом, вынуждена была уступить свое первенство, как только конкретные науки занялись детальным, скрупулезным исследованием каждого явления в отдельности и в его статике. На этом этапе (а он длился сотни лет) метафизика как нельзя лучше отвечала духу тогдашней науки. Но затем наступил новый этап, когда научное знание из описывающего, собирающего начало превращаться в сравнивающее, классифицирующее, систематизирующее (вспомним то, что сделал Карл Линней в виде системы растительного и животного мира, Дарвин своей эволюционной теорией, Менделеев — периодической системой элементов и т. д.). Духу такого научного знания может соответствовать только диалектический метод.

Подытоживая, можно выделить следующие линии взаимодействия философии и частных наук:

а) на каждом историческом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений частных, конкретных наук, отражая дух науки своего времени, ее качественную специфику;

б) в свою очередь каждая из конкретных наук использует философский метод в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересующих ее явлений и процессов.

Возникает вполне закономерный вопрос: если принципы философского метода действительно всеобщи и универсальны, то насколько мы вправе говорить о методологической функции социальной философии? Оказывается, вправе, ибо общефилософский метод преломляется в социально-философском пространстве и времени весьма специфически. Так, в ряде естественных наук к середине XIX века уже утверждались основные принципы диалектического метода, между тем как в социальной философии еще господствовала метафизика. А ведь методологическая функция философии реализовывалась в отраслях обществоведческо-гуманитарного цикла, как правило, не непосредственно, а прежде всего через социальную философию. Еще один пример. В философии вообще идея объективной закономерности развития окружающего нас мира прослеживается с античных времен, однако, когда речь заходит об обществе, то и сегодня есть ряд течений (например, позитивизм), отрицающих объективный характер законов общественного развития. Вполне естественно, что социальная философия позитивизма оказывает существенное методологическое воздействие на представителей конкретных обществоведческих наук, о чем у нас еще будет повод говорить подробнее.

Для удобства изложения мы четко и резко разграничили две функции социальной философии — мировоззренческую и методологическую. В действительности же они взаимопереходят, взаимопроникают друг в друга. С одной стороны, метод включен в мировоззрение, ибо наше знание об окружающем социальном мире в самых существенных моментах будет неполным, если мы отвлечемся от универсальной взаимосвязи и развития в нем. С другой стороны, мировоззренческие принципы (и прежде всего принципы объективности законов общественного развития, принцип первичности общественного бытия) входят в состав философского метода.

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрениичеловека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

Мировоззрениепо своей форме может быть:

Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религияне смешивает земное и сакральное. Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него,философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.

Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.

Мироощущение мировосприятие и миропонимание

В различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.

Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.

В мировосприятии. основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.

Миропонимание складывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.

Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность. Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией .

Методологическая функция

Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.

Интегрирующая функция

Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему. вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.

Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется другой план реализации интегрирующей функции философии.

Гносеологическая функция

С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика

Информационно-коммуникативная функция

Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.

Аксиологическая функция философии (с греческого axios — ценный)

Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности. в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире. Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей, способна выполнять ценностно-ориентирующую функцию.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *