Методы научно педагогического исследования

Методы научно – педагогических исследований

Понятие о педагогике. Объект и предмет её исследования. Цели и задачи педагогики.

Каждая наука имеет свою область познания. Такой областью познания в педагогике является воспитание и обучение человека. Своё название Педагогика получила от греческого слова («пайдос9raquo; — дитя, «аго9raquo; — вести). В дословном переводе – «детоводитель9raquo;. Детоводителями называли рабов, которые отводили детей рабовладельцев в школу.

Также слово Педагогика стало употребляться как «искусство вести ребёнка по жизни», т.е. воспитывать и обучать.

В последние десятилетия в педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые (наука о воспитании человека, «воспитание» –образование, обучение, развитие). Педагогика- наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.

Объектом исследования является «педагогический факт (явление)». Но ребенок, человек не исключается из внимания исследователя. В качестве объекта Педагогика имеет систему педагогических явлений, связей с его развитием. Объектом выступают явления действительности, обусловливающие развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества (образование).

Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах(семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Цель – развитие цивилизованной реализации каждого человека в жизни и развитии общества на основе научного познания пед. действительности, разработки и реализации мер по ее совершенствованию.

— изучение педагогики, ее развитие и использование в обществе; разработка методик пед. познания;

— проведение исследований по проблемной педагогике;

— развитие пед. движения в обществе;

— педагогическое способствование становления личности граждан;

— разработка систем педагогических учреждений, методов, форм, средств по решению задач воспитания, обучения, образования;

— разработка тем разных видов воспитания.

Методы научно-педагогических исследований.

Педагогика не стоит на месте, а развивается за счёт передовой педагогической практики и за счёт научных исследований. При проведении научных исследований используются разные методы.

Метод – (с греческого «путь к чему либо») способ достижения цели, особым способом упорядоченная деятельности.

Методы исследования – это способы познания объективной реальности.

Научные методы – это способы получения информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построение научных теорий.

Существует несколько классификаций методов педагогического исследования.

В зависимости от основания классификации методы исследования в педагогике подразделяются на:

— эмпирические и теоретические;

— констатирующие и преобразующие;

— качественные и количественные;

— частные и общие;

— содержательные и формальные;

— методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;

— методы описания, объяснения и прогноза;

— специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках;

— методы обработки результатов исследования и др.

К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

В теоретических исследованиях используются индуктивные и дедуктивные методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – наоборот, от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. Они связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Эмпирические методыпредназначены для создания, сбора и организации эмпирического материла — фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.

К эмпирическому уровню относятся:

— Анализ письменных, графических, контрольных и других работ; (даёт возможность выявить отношение к учебной деятельности учащимися, их мотивацию и стиль деятельности, а также индивидуальные особенности, наклонности и интересы учеников)

— Изучение продуктов деятельности школьников и документации учебно-воспитательного процесса.

Наблюдение – это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Это наиболее распространённый и доступный метод изучения педагогической практики.

Наблюдение проводится по ранее разработанному плану:

1) определение задачи;

3) разрабатываются схемы наблюдения;

4) Результаты фиксируются;

5) Полученные данные обрабатываются.

Объективные данные будут тогда, когда наблюдатель выступает в роли организатора деятельности и когда используются ТСО.

Недостатком является то, что он не вскрывает внутреннюю сторону педагогических явлений. Поэтому его рекомендуют использовать в сочетании с другими методами.

К методам опроса относятся:

Беседа и интервью проводятся по ранее разработанному плану и вопросы могут варьироваться в зависимости от ответов. Беседа отличается от интервью тем, что помогает проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины его поступков, а интервью предполагает публичное обсуждение вопросов. Поэтому ответы не всегда могут быть правдивыми.

Анкетирование – это метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников.

— открытыми (т.е. требуют самостоятельных ответов);

— закрытыми (в которых нужно выбирать один из готовых вариантов ответов).

Также могут быть анонимными и именными.

Педагогический эксперимент – проверка определённого метода или приёмы обучения или воспитания в специально созданных и строго учитываемых условиях.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу.

Исследования могут быть длительными и краткосрочными.

— обоснование рабочей гипотезы;

— составление детального плана;

— строгое соблюдение намеченного плана;

— точная фиксация результатов;

— анализ полученных данных;

— формулировка окончательных выводов.

По месту проведения пед.эксперимент бывает естественный и лабораторный.

Естественный – проходит в естественных условиях. Результаты объективны.

Лабораторный – проводится в специально созданных условиях. Результат менее объективный.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Методы педагогического исследования

Педагогическое исследование представляет собой поиск способов и путей усовершенствования педагогического процесса. Такие пути и способы познания и есть методы педагогического исследования. С их помощью удается добыть информацию о том или иной изучаемом предмете, провести ее анализ и обработку, после чего включить ее в систему известных знаний.

Классификация методов педагогического исследования

Методы педагогического исследования классифицируются несколькими способами. Так по цели исследования выделяют:

· Теоретические методы: методы моделирования и причинно следственного анализа, сравнительно-исторический анализ.

· Практические методы: беседа, анкетирование, наблюдение, эксперимент.

В зависимости от источников информации методы педагогического исследования делятся на методы изучения теоретических источников и методы анализа существующего педагогического процесса. По способам обработки анализа тех или иных данных выделяют такие методы, как метод анализа и метод количественной обработки материала.

Некоторые методы педагогического исследования

1.Наблюдение как метод педагогического исследования является наиболее доступным и распространенным. Под наблюдением подразумевается заранее подготовленное и организованное восприятие процесса, явления или объекта в естественных условиях. Следует отметить, что научное исследование несколько отличается от так называемого житейского. Во-первых, в научном наблюдении ставятся конкретные задачи, разрабатываются схемы наблюдения, выделяются объекты. Во-вторых, полученные результаты нужно обязательно зафиксировать. В-третьих, полученные данные обязательно обрабатываются. О высокой эффективности наблюдения можно говорить в том случае, если оно будет систематическим, разносторонним, длительным, массовым и объективным. Так как наблюдение не занимается раскрытием внутренней стороны педагогического исследования, то применяют его лишь на начальном этапе исследования, в купе с другими методами.

2.Изучение опыта – один из самых древних методов педагогического исследования. В широком смысле изучении опыта подразумевается организованную познавательную деятельность, которая направлена на установление исторических связей обучении и воспитания, а также вычленение устойчивого общего в воспитательно-учебных системах. Благодаря такому методу проводится анализ путей решения проблем, а также выводится взвешенное заключение о необходимости применения этих решений в новых исторических условиях.

3.Изучение продуктов ученического творчества, таких как, классных и домашних работ, рефератов, докладов, сочинений, а также результатов технического и эстетического творчества. Подобный метод имеет широкое применение, например, его используют при оценке индивидуальных особенностей учеников, их наклонностей, интересов и отношения к различным обязанностям и делам. Организация педагогического исследования таким методом также требует тщательного планирования, а также подготовки к умелому использованию с другими методами.

4.Беседы, диалоги, дискуссии – это то, что помогает выявить отношения людей, их намерения, чувства, позиции и оценки в отношении того или иного явления. Педагогическая беседа имеет особенности: она характеризуется заранее продуманными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир исследуемых, а также выявить причину появления того или иного поступка.

5.Эксперимент – это своего рода наблюдение, только в данном случае экспериментатор наблюдает за тем процессом, который он сам же планомерно осуществляет. Так, педагогический эксперимент может проводиться с группой учеников, школой или сразу же с несколькими школами. Насколько надежным окажется эксперимент, во многом зависит от соблюдения всех его условий.

6.Тестирование – один из самых популярных методов педагогического исследования. Он представляет собой целенаправленное и одинаковое обследование всех испытуемых, которое должно проводиться в строго контролируемых условиях. Тестирование от других методов исследования отличается доступностью, точностью, простотой и возможностью автоматизации.

7.Анкетирование – массовый сбор материала, который осуществляется посредством заранее разработанных опросников, так называемых анкет. Анкетирование основывается на том предположении, что анкетируемый человек будет честно отвечать на приведенные в анкете вопросы. Однако, как показывает статистика, на практике подобные ожидания оправдываются лишь на половину, что резко подрывает доверие к анкетированию как к объективному методу получения данных.

Методы научно педагогического исследования

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Методы научно педагогического исследования

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Методы научно педагогического исследования

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Методы научно педагогического исследования

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Методы научно педагогического исследования

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Методы научно педагогического исследования

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Основные методы педагогического исследования.

Научно-педагогическое исследование — особая форма процесса познания педагогической действительности, систематическое целенаправленное изучение ее явлений и процессов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формулировкой знания об исследуемом объекте. Главной целью педагогического исследования является открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития личности, сознательное и целенаправленное применение уже й известных законов в практике учебно-воспитательной работы.

Методологической основой исследования педагогической действительности в отечественной педагогике есть теория познания (гносеология), именно она составляет общий метод научного познания, требования которого имеют универсальный характер.

Научные исследования делятся на виды:

а) фундаментальные исследования, которые имеют целью раскрытия сущности педагогических закономерностей и направленные на углубление научного знания, развитие методологии науки, открытия ее новых отраслей и которые не преследуют непосредственно практических целей;

б) прикладные исследования, которые решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с формированием содержания воспитания и образования, разработкой педагогических технологий;

в) разработки, имеющие целью создание программ, учебников, пособий, инструктивно-методических рекомендаций по вопросам организации процессов воспитания и обучения, управления воспитательными системами.

Научно-педагогическое исследование имеет несколько уровней, а именно:

1. Эмпирический уровень исследования, который направлен непосредственно на объект изучения (явление, процесс) и опирается на данные наблюдения и эксперимента. На эмпирическом уровне фиксируются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности.

2. Теоретический уровень связан с совершенствованием и развитием понятийного аппарата педагогики и направлен на всестороннее познание объекта исследования. Теоретически выдвигаются и формулируются основные, общие закономерности, которые позволяют объяснить предварительно открытые факты, а также предусматривать следующие события и факты.

3. Методологический уровень, на котором на основе анализа и обобщения результатов предыдущих исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, строятся теории.

Предмет и задачи исследования определяют выбор методов научного поиска. Методы научно-педагогических исследований — это пути изучения и освоения сложных психолого-педагогических процессов формирования личности, становления объективных закономерностей процессов воспитания и обучения; приемы, процедур и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений педагогической действительности; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы исследований в педагогике делятся на общенаучные и конкретно-научные (теоретические и эмпирические).

Общенаучные: общетеоретические методы и абстрагирование и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, протипоставлення, структурирование, индукция и дедукция и т.д.), социологические (анкетирование, интервью, экспертные опросы, рейтинг и т.д.), социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг и т.д. ), математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция и т.д.).

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый (явление, процесс) и опирается на данные наблюдения и эксперимента. К методам эмпирического уровня исследования относятся: наблюдение, анкетирование, собеседование, изучение продуктов деятельности учащихся, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная проверка, педагогический эксперимент. Эти методы используются при накоплении фактического материала в процессе исследования. Они служат для фиксирования явлений, описания их, выявление связей между ними.

Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата педагогики и направлено на всестороннее познание объективной реальности. К методам теоретического исследования относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, а также логические методы — метод сходства, различия, метод сопутствующих изменений. Эти методы направлены на создание теоретических обобщений, установления и формулировки закономерностей изучаемых явлений.

Теоретические и эмпирические методы педагогических исследований глубоко связаны. Теоретические методы исследований требуют глубокого анализа фактов, раскрытия в явлениях существенных закономерностей, объяснение внешних факторов через внутренние. Эмпирические методы исследуют предмет на уровне явления, теоретические — на уровне его сущности. Каким бы ни было велико значение педагогических фактов, полученных на эмпирическом уровне, без их теоретического обоснования не может быть истинно научного знания.

Отбор методов исследования происходит в зависимости от методологии педагогических исследований. Методология педагогических исследований — раздел педагогической науки, содержащий основные принципы, формы и методы научного познания и пути преобразования педагогической действительности. Определяет общие подходы к познанию закономерностей обучения, воспитания и развития личности. Объектом методологии педагогики является познание сущности учебно-воспитательного процесса и развития молодого человека, а ее предметом — закономерности процесса формирования личности.

Основные подходы к организации педагогических исследований отражаются в ряде принципов. Ученые выделяют такие ведущие принципы организации научного исследования:

Принцип деятельностного подхода — требует изучать педагогические процессы по логике целостного изучения всех основных компонентов деятельности (ее целей, мотивов, действий, операций, средств регулирования, контроля и анализа результатов). Такой подход придает исследованию законченного характера от цели деятельности до ее конечного результата.

Принцип личностного подхода — требует использовать в исследованиях учения о роли личности в обществе, о соотношении коллектива и личности, о роли коллектива в ее развитии, о всестороннем и гармоничном развитии личности.

Принцип системно-структурного подхода — требует целостного рассмотрения явления во взаимосвязи его составляющих, учета всех возможных форм и методов решения педагогических задач и, сравнивая возможности каждого из них, отбирать оптимальные варианты.

В педагогических исследованиях распространены такие научные методы.

Методы опроса в педагогическом исследовании. В системе педагогического исследования методы опроса занимают важное место. К ним относятся: беседы, интервью, анкетирование, а также тесты, шкалы оценки и тому подобное.

Беседа и интервью (разновидность беседы по заранее подготовленным вопросам) — это методы непосредственного общения исследователя с учениками, которое предусматривает устное их опрос с помощью вопросов, которые интересуют исследователя. Особенностью метода беседы является взвешенность вопросов, которые должны быть подготовлены таким образом, чтобы человек не чувствовал себя подопытным. При этом очень важное значение играет атмосфера взаимопонимания, доверия, учета особенностей психики и физического состояния собеседника.

Анкетирование — изучение исследуемых явлений и процессов с помощью анкет или опросных листов, которые содержат письменные вопросы. Этот метод незаменим, когда предметом изучения становится общественное мнение, эстетические, моральные и другие оценки, отношение людей друг к другу, к событиям и тому подобное. Кроме того, он позволяет охватить исследованием значительное количество респондентов. При анкетировании, как и при беседе, задают вопросы и получают ответы на них. Но при анкетировании существует жесткая логическая конструкция, которая остается неизменной в течение всего анкетирования. Вопросы специально подобранные, определены и возможные стандартные варианты ответов. Для анкеты личный контакт не является обязательным. Самым главным преимуществом анкетирования перед беседой является удобство применения методов математической статистики. Поэтому анкетирование очень распространено в психолого-педагогических исследованиях.

Наблюдение — специально организованное непосредственное восприятие явлений и процессов в их целостности и динамике в естественных условиях их обитания. Признаки: а) определение цели, выделение объекта, разработка схемы наблюдения; б) фиксация результатов; в) обработка полученных данных; г) результаты сопоставляются с известными и проверяются другими методами.

Для повышения эффективности наблюдения должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Может быть отстраненным (когда наблюдатель не включается в действие) и включенным (когда наблюдатель включен в группу члены которой не знают, что за ними ведется наблюдение). Недостатки: разоблачает внутренних сторон педагогических явлений, не дает возможности обеспечить полную объективность информации.

Метод рейтинга — метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). При отборе экспертов к ним предъявляются следующие требования: компетентность, креативность (возможность решать творческие задачи), положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму (чрезмерное следование авторитету в науке), научная объективность, аналитичность и глубина мышления, самокритичность. Анализируя полученную информацию, можно применять и метод ранговых оценок, когда выявлены факторы размещаются в порядке возрастания или убывания степени их обнаружения.

Метод обобщения независимых характеристик. Суть этого метода сводится к обработке исследователем информации об ученике, поступившей из разных источников: от учителя, родителей, одноклассников и других людей, которые достаточно хорошо знают ребенка. Разновидностью этого метода является метод «педагогического консилиума», который предусматривает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности учащихся по конкретной оптимальной по своему объему программой и по единым признакам.

Педагогический эксперимент — такой метод изучения педагогической действительности, по которым исследователь активно и целенаправленно воздействует на нее благодаря созданию искусственных условий или использованию природных условий, необходимых для выявления соответствующего свойства. Эксперимент проводят в следующих случаях: а) при попытке выявления ранее неизвестных свойств объекта; б) при проверке правильности теоретических конструкций; в) при демонстрации явления. Эксперимент имеет определенные преимущества по сравнению с методом наблюдения, а именно: позволяет изучать явление «в чистом виде», освободившись от побочных факторов, которые затеняют основной процесс; создает возможность исследовать свойства объектов; позволяет проводить опыты столько раз, сколько это необходимо.

В зависимости от цели исследования различают несколько видов педагогического эксперимента:

а) констатирующий или диагностический эксперимент — проводится обычно в начале исследования и имеет целью изучение имеющегося состояния проблемы;

б) формирующий или преобразующий эксперимент — заключается во внедрении в педагогический процесс предварительно разработанных методов и средств, анализе полученных результатов, формулировании выводов.

В зависимости от условий, в которых происходит исследование, выделяют естественный и лабораторный эксперимент. Сущность естественного эксперимента заключается в том, что исследователь, изучая и анализируя те или иные педагогические явления, конструирует педагогические ситуации таким образом, что они не нарушают привычный ход деятельности учащихся и учителей. Лабораторный же эксперимент происходит в искусственных условиях, где экспериментатор имеет возможность целесообразно подбирать параметры, создавая такие условия, которые бы обеспечивали научную чистоту эксперимента и оптимальное продвижения исследователя к истине.

Моделирование — материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы. Научная модель — это мысленно или материально реализованная система, которая отображает предмет исследования и способна заменить его в такой степени, что позволяет получить новую информацию о самом предмете. Метод моделирования имеет следующую структуру: а) постановка задачи; б) создание или выбор модели; в) исследование модели; г) перенос знаний с модели на оригинал. Данный метод основывается на синтетическом подходе, то есть позволяет выделять целостные системы исследовать их функционирования. Главное его преимущество — целостность информации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом педагогики?

2. Какой смысл понятия «воспитание9quot;?

3. Как объяснить определение: «Педагогика — наука об искусстве воспитания»?

4. Что включает в себя система педагогических наук и который ее связь с другими науками? Какими?

5. Как исследовать педагогические явления, факты, процессы?

1. Для существования общества необходимо производство материальных благ, невозможно без соответствующего развития производительных сил, к которым следует отнести людей, подготовку новых поколений к участию в производстве, передаче им социального опыта, навыков труда. Все это обусловило возникновение педагогики как науки о воспитании, обучении и образовании личности.

2. Становление системы педагогических знаний происходило в течение длительного периода времени, поэтапно, и каждый период характеризовался доминированием того или иного типа образования, становлением и развитием определенных компонентов научных знаний, формированием структуры самой педагогической науки.

3. Главное назначение воспитания в широком смысле этого слова — обеспечение преемственной связи между поколениями в производстве и других сферах общественной жизни, формирование у молодых поколений новых качеств, которых требует ход развития общества.

4. Педагогика предусматривает изучение педагогических закономерностей, осуществления основных принципов воспитания, обучения, образования, определение целей, задач, содержания, методов, форм, средств, условий педагогического процесса, анализ результатов и корректировки его при необходимости. Вместе с тем есть основания полагать, что педагогика является одновременно и наукой об искусстве воспитания и обучения, то есть о методике и технике педагогического процесса, а это предъявляет определенные требования к личности воспитателя, истинное мастерство которого опирается не только на научные педагогические знания, но и на творческое вдохновение учителя, его любовь к детям, талант, искусство.

5. Педагогика как наука развивается в тесной связи с другими отраслями знаний — философией, социологией, психологией, школьной гигиеной, анатомией, физиологией человека, кибернетикой, этикой, эстетикой и др. В то же время происходит дифференциация самой педагогики. Некоторые ее разделы становятся отдельными отраслями знаний, образуя систему педагогических наук: общая педагогика, возрастная, преддошкольном, дошкольное, школьное, педагогика для взрослых, методики, специальная педагогика, история педагогики, сравнительная педагогика.

6. Для изучения педагогических процессов и явлений используют различные методы: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности, беседа, анкетирование, статистические методы и тому подобное.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

/ 6.Методы педагогического исследования

МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Метод исследования путь познания и осознания наиболее общих и широко действующих законов действит-ти, объективной реальности.

Чтобы исследователю решить поставленную задачу, необходима совокупность способов, средств и приемов научного познания, т.е.методов научного познания.

Для решения конкретных задач изучения особенностей психики и поведения человека в пед процессе применяется множество исследоват методов. Методы должны быть выбраны адекватно существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен; адекватно задаче. То есть необходимо согласование методов с природой исследуемого явления.

Исследовательские методы группируются по различным признакам: по уровню проникновения в сущность выделяют группу методов эмпирического иссле-ния . основанные на опыте, практике, эксперименте, и методы теоретич иссл-ния , связанные с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущнсоть изучаемого (история, теория).

Основными иссл.методами являются наблюдение и эксперимент. Их можно считать общенаучными методами. Существует множество других, специфичных для соц наук: метод беседы, метод изучения процессов и продуктов деят-ти, метод анкетирования, метод тестирования и т.д.

Как спсобы или средства конкретизации и воплощения иссл метода используются конкретные методики психологич иссл-я. Напр, если тестирование есть исслед метод, то в качестве методик выступают конкретные тесты: опросник Кеттела, Айзенки и др.

1)наблюдение является одним из самых распростр, а также наиболее доступный метод изучения пед.практики. научное наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта в естественных условиях: а) определяются задачи, выделяются объекты, составляются схемы наблюдения; б)рез-ты обязательно фиксируются ; в)полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдениедолжно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Существуют и недостатки: набл.не вскрывает внутр стороны пед.явлений; невозможно обеспечить полную объективность инф-ции. Поэтому набл. Чаще всего применяется на нач этапах иссл-я в сочетании с др методами.

Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

Интерьвьюирование исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:

-определение характера информации, которую необходимо получить;

-составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

-составление первого плана вопросника;

-предварительная его проверка путем пробного исследования;

-исправление вопросника и окончательное его редактирование.

3) изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

4)Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

5) метод пед эксперимента основной исследоват.метод в пед-ки и психологии( как и наблюдение; общенаучн). специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный — создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо превосходно владеть техникой его проведения, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.

6)Методы рейтинга и самооценки

1)моделирование воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого (минимальная по размерам, воспроизводящая оригинал).

Есть еще модели мысленные, которые называются идеализированные.

2) идеализированная модель – любое теоретическое представление, сложившееся в результате наблюдений и экспериментов.

3) Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены:

составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;

конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;

— ; аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи;

цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями:

Регистрация — метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных).

Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

Шкалирование — введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

Статистические методы применяются при обработке массового материала — определении средних величин полученных показателей: среднего арифметического (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп)

Метод исследования – способ познания изучаемой реальности, который позволяет решить задачи и достичь цели поисковой деятельности.

Теоретические: анализ, контент-анализ, ретроспективный анализ, абстрагирование, аналогия, систематизация, конкретизация, моделирование

Эмпирические: опросные методы (анкетирование, беседа, интервьюирование), эксперимент, наблюдение, социометрические методы, тренинги

Традиционными будем называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.

Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики.

Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренних сторонпедагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.

Изучение опыта — еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых условиях. Поэтому данный метод нередко называют историческим.

Изучение продуктов ученического творчества — домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов — о многом скажет опытному исследователю.

Беседы — традиционный метод педагогических исследований.В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Разновидность беседы, ее новая модификация — интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает

публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.

Педагогический эксперимент — это научно поставленныйопыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Определяющая роль при эксперименте принадлежит научной гипотезе. Исследование гипотезы — это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития. Надежность экспериментальных выводов

прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

2) проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперименты.

Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента

чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно воспитательного процесса.

Лабораторный используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.

Тестирование — это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью,

возможностью автоматизации. Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, надо указать прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученное™ — выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным дисциплинам.

Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы. Выделяются два вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность есть.

Методы изучения коллективных явлений

Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения — массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов, де-

шевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

Сейчас в педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа, и закрытые, в которых надо выбрать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилии испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д. Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество — возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.

Количественные методы в педагогике

Качество — это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является. Количество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом. Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе — для’моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации

учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются.

Статистический метод содержит следующие конкретные методики.

Регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества.

Ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность.Все более мощным преобразующим средством педагогических

исследований становится моделирование. Научная модель — это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование — это

метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования — целостность редставления информации. Моделирование успешно применяется для решения следующих задач:

— оптимизации структуры учебного процесса;

— улучшения планирования учебного процесса;

— управления познавательной деятельностью, учебно-воспитательным процессом;

— диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

Методы научно-педагогического исследования

В процессе педагогического исследования, организованного с целью получения новых фактов, используют систему методов научно-педагогического исследования.

Метод(греч. Methodosспособ познания) научно-педагогического исследования — путь изучения и освоения сложных психолого-педагогических процессов формирования личности, установления объективных закономерностей обучения и воспитания.

Методы педагогического исследования разделяют на три группы: методы эмпирического исследования, методы теоретического исследования и методы количественного обработки результатов.

Эмпирические методы педагогического исследования

Эта группа методов направлена на познание действительности. К ней относятся педагогическое наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), анализ содержания педагогической документации и результатов деятельности, рейтинг, тестирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент.

Педагогическое наблюдение. Это специально организованное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в обычных условиях. Объектом наблюдения являются действия и поступки студентов и преподавателей. Наблюдение позволяет изучать чувства, волевые, нравственные качества человека. Оно результативное, если внешний характер поведения и внутренний мир человека соотносятся на основе научных знаний. Например, изучение частоты обращения студента к определенным источникам информации (кино, радио, телевидения, художественной литературы, профессиональной литературы, лекции) привело исследователей к выводу, что только специализация целей и «полифункционализм», то есть удовлетворения ряда потребностей посредством обращения к одному источнику, усиливают эффект воздействия источника информации на личность.

Наблюдение должно иметь цель, план, проводиться систематически, в различных условиях деятельности. Оно, в отличие от эксперимента, предполагает невмешательство, поэтому является трудоемким, длительным и результативным. Наблюдатель видит явления в естественных условиях, что позволяет точнее их воспринять и охарактеризовать. При изучении некоторых вопросов метод наблюдения оказывается единственно возможным, например изучения внимания на занятиях, переживаний студентов, получивших на экзамене неудовлетворительную оценку, и др.

Педагогическое наблюдение следует проводить при соблюдении определенных правил, требований и последовательности:

— Определение задач и целей;

— Выбор объекта, предмета и педагогической ситуации;

— Выбор способа наблюдения, наименее влияет на исследуемый объект и обеспечивает сбор необходимой информации

— Выбор способов регистрации того, что наблюдается (как вести записи);

— Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат) (А. Цокур).

Учитывая статус исследователя наблюдения классифицируют на включено (исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение) и невключенное (сбоку) по способу проведения — на открытое и скрытое (инкогнито) по продолжительности его проведения — на кратковременное (проводится в течение непродолжительного времени), непрерывное (предполагает постоянное, детальное изучение педагогического процесса для получения целостного представления о нем) и дискретное (с перерывами и регулярными повторами через определенный промежуток времени).

В педагогике распространен метод самонаблюдения, который позволяет проникнуть во внутренние сферы жизнедеятельности личности. Его применение требует соответствующей инструкции. Результаты самонаблюдения, имеющих субъективную окраску, всегда сравнивают с более объективными данными педагогического наблюдения, а также с опытными материалами, добытыми другими научными методами (опрос, эксперимент и т.д.).

Как и каждый метод научного исследования, наблюдения имеет свои особенности. Положительным является то, что оно дает фактический материал о естественном ходе педагогических процессов. Однако этот метод характеризуется определенным субъективизмом интерпретации полученной информации, а также доступностью только выборочной проверки. Для проверки правильности сделанных выводов по наблюдению применяют следующие приемы:

— Проведение нескольких наблюдений с сопоставлением добытых данных;

— Сравнение результатов наблюдения с мыслями практиков;

— Дискуссионное обсуждение результатов наблюдения;

— Строгую фиксацию процесса исследования.

Опрос. К этой группе методов относятся беседа, интервью, анкетирование. Для них характерна общий признак: с их помощью исследователь узнает о суждения, мотивы действий, потребности, интересы, позиции, взгляды, вкусы респондентов.

В процессе беседы опрашиваемый и исследователь являются участниками диалога, в котором происходит обмен мнениями. Беседу проводят в произвольной форме. Исследователь определяет лишь общую тему, основные этапы и пределы ее обсуждения, определяет стержневые вопросы и выдвигает предположение о возможных результатов опроса.

В отличие от беседы интервью является системой заранее подготовленных вопросов, которые исследователь ставит опрашиваемому, воздерживаясь от собственных комментариев, не влияя на мнение своего собеседника. По количеству участников выделяют индивидуальное (один человек) и групповое (несколько человек) интервью. По форме интервью бывает стандартным (происходит по строго разработанному текстом), творческим (предусматривает определенную свободу вопросов и ответов на них), глубоким (граничит с личностно-доверчивой беседой).

Определенная ситуация предполагает использование соответствующей разновидности интервью:

а) диагностическое интервью (способ получения информации о свойствах личности, который помогает проникнуть в его внутренний мир и понять проблемы);

б) клиническое интервью (терапевтическая беседа с целью оказания психолого-педагогической помощи). При этом исследователя интересует не только непосредственное содержание ответов респондента (факты, взгляды, чувства, ассоциации и т.п.), но и его поведение (тон, жесты, движения и др.);

в) Фокусированные интервью (кратковременная беседа, которая предусматривает получение информации о конкретной проблеме, процесс, явление, реакцию респондента на заданное действие)

г) панельное интервью (многократное интервью одних и тех же респондентов из одних и тех же вопросов через определенные промежутки времени).

В проведении интервью исследователю следует избегать типичных ошибок:

— Ситуативных (неправильно выбрано место и время разговора; опрашиваемые не предупредили, он спешит, не может сосредоточиться)

— Социологических (возраст интервьюера не устраивает опрошенных; в разговоре исследователь допускает речевых погрешностей, не обладает техникой опрос)

— Психологических (интервьюер предвзято относится к опрашиваемого, оценивает результаты по стереотипу, даже нейтральные ответы воспринимает тенденциозно). Чтобы преодолеть психологическую настороженность к проведению опроса привлекают одного из его участников. После предварительного инструктажа он выступает в роли интервьюера.

Анкетирование проводится в форме письменного опроса. По количеству охвата опрошенных выделяют полное и выборочное анкетирование; по характеру общения — личное и заочное; по форме осуществления — групповое и индивидуальное; по способу вручения анкет — почтовое и раздаточную.

Структура анкеты, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной, демографической. В вводной части указывают научное учреждение, проводит исследования, цель анкетирования, гарантии анонимности ответов, правила заполнения анкет. Основная часть состоит из вопросов, которые дают информацию об определенных фактах, событиях, мотивы, мысли, оценочные суждения респондентов в области исследуемой проблемы. Демографическая часть содержит паспортные характеристики опрашиваемых: возраст, степень образования, квалификации и т.

Анкеты делятся на открытые (произвольные ответы на вопросы), закрытые (возможен выбор ответов ограничивается заранее подготовленными вариантами), полуоткрытые (кроме предложенной ответы, можно высказать собственное мнение), полярные (предусматривают одну из полярных ответов: «да» — «нет», «хорошо» — «плохо»). Для получения более точных данных пользуются анкетам закрытого типа. Особенность их в том, что ответы легче сопоставить и статистически обработать.

С целью изучения вкусов, интересов и предпочтений респондентов применяют звуковую анкету, то есть демонстрации отдельных фрагментов, представляющих слушателям образцы музыкальных произведений.

Анкетный метод должен соответствовать следующим требованиям:

— Апробация ( «пилотаж») анкеты с целью проверки и оценки ее обоснованности, поиска оптимального варианта и объема вопросов;

— Разъяснение целей и значение исследования;

— Обеспечение анонимности ответов;

— Отсутствие двусмысленных вопросов, постановка их цепным (каждое последующее вопрос развивает, конкретизирует предварительное) и перекрестным (с помощью ответа на один вопрос проверяют достоверность ответа на другой вопрос) способами, создает у опрашиваемых благоприятную психологическую установку и влияет на искренность ответов;

— Построение анкеты по принципу от простых вопросов к более сложным.

Как показывает опыт, респонденты дают содержательные и полные ответы, когда в анкету включена небольшое количество вопросов (не более 7-10). Перегрузка ее большим перечнем вопросов затрудняет создание в опрашиваемого необходимой психологической установки, увеличивает вероятность формальных ответов.

Преимущество анкетирования заключается в том, что оно является сравнительно экономичным методом сбора данных, позволяет их анализировать и обрабатывать с помощью статистики. Особенно эффективен он при массовых опросах.

Анализ содержания педагогической документации и результатов деятельности. К педагогическим документам относятся рукописи, печатные издания, стерео- и видеозаписи. их разделяют на две группы. Первая группа охватывает документы, которые были подготовлены без участия исследователя (протоколы ученых советов, конференций, экзаменов и т.п.). К ней относятся также отчеты, дневники преподавателей и студентов, записи академконцертов, сценарии воспитательных мероприятий. Вторая группа охватывает документы, подготовленные по поручению исследователя: творческие работы, рефераты, зафиксированные взгляды преподавателя на педагогические проблемы и тому подобное.

Документы, как правило, только освещают определенное педагогическое явление без его характеристики и оценки. Однако такое объективное знание важно для понимания контекста зафиксированной ситуации и необходимо первоначальным материалом.

Выделяют еще официальные документы. к которым относятся государственные постановления по вопросам культуры и образования, архивные материалы, письма на радио и телевидение, в газетно-журнальную периодику и тому подобное. Они дают исследователю социологическую информацию, необходимую для обоснования и констатации многих педагогических проблем.

Анализ документов может быть качественным (предусматривает описание документов, их классификацию и интерпретацию) и количественным (определяется понятием «контент-анализ», или «количественная семантика»; с его помощью можно установить частоту использования определенных сроков, выступлений отдельных персоналий, высказанных идей и т.д.) .

Методы анализа результатов деятельности называют проективными. их применяют для изучения результатов творческих задач: конструктивных (нарисовать картинку, написать рассказ на тему, объяснить нечеткие рисунки) дополнительных (придумать окончание истории, мелодии и т.д.); экспрессивных (инсценировать песню, придумать сюжет игры) ролевых (участие в игровых ситуациях. драматизациях, театрализованных постановках).

Рейтинг. Суть его заключается в оценке отдельных сторон педагогической деятельности судьями (экспертами). Перед экспертами ставят определенные требования: компетентность (знание сущности проблемы), креативность (способность творчески решать задачи), положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму (наличие собственного мнения, способность отстаивать ее), научная объективность, аналитичность и конструктивность мышления, самокритичность.

Тестирование . Это система психолого-педагогических задач, направленных на исследование отдельных черт и качеств человека. Существует несколько классификаций тестов:

— По природе оценивания качеств: тесты успеваемости, тесты способностей и индивидуальные тесты;

— По форме подачи задач: вербальные (построенные на основе задач, выраженных в словесной форме) и невербальные (в форме различных наглядных и слуховых образов)

— По функциональному признаку (назначение тестов по предмету исследования): тесты интеллекта (методики психологической диагностики, которые используют для определения умственного потенциала индивида) тесты креативности (изучение и оценка творческих способностей личности) тесты достижений (установление степени конкретных знаний, навыков, умений личности) тесты личностные (исследование качеств личности и ее характеристик: предпочтений, ценностей, отношение, эмоциональных, мотивационных и межличностных свойств, типичных форм поведения) проективные тесты (выявление определенных психических свойств личности). Они предусматривают стимулы, реагируя на которые, человек обнаруживает характерные свои качества. Для этого исследуемой лице предлагают истолковать события, восстановить целое деталями, придать смысл неоформленном материала, создать рассказ по рисунку с неопределенным содержанием.

Тесты применяют для определения уровня знаний или умений, полученных индивидом в определенной области учебной или профессиональной деятельности. Непременными требованиями к тестированию являются:

— Обязательный для всех комплекс испытательных задач;

— Четкая стандартизация внешних условий, в которых осуществляется тестирование;

— Наличие стандартной системы оценивания и интерпретации результатов;

— Использование при оценке средних показателей результатов тестирования.

Вопросы и ответы к тестам должны быть лаконичными, четкими и точными.

В процессе тестирования испытуемый должен зафиксировать свои ответы в форме, облегчает подсчет полученных данных, составление таблиц, оценка результатов опроса. В зависимости от вида теста используют различные средства фиксации ответов: тестовые карточки, бланки, в которых ответ фиксируют записью нужного номера, знаками «плюс» или «минус», соответствующей цифрой и тому подобное; карточки с тестами, в которых надо восполнить пробелы, внести дополнения; карточки, которые заполняются с помощью технических средств.

Экспертная оценка. С ее помощью исследуют педагогические проблемы, которые не поддаются формализации. Этот метод сочетает опосредованное наблюдение и опрос с привлечением к оценке явлений компетентных специалистов.

Разновидностью экспертизы метод педагогического консилиума — коллективное оценки данных личности и прогнозирования дальнейшего развития.

Педагогический эксперимент. Этот вид педагогического исследования осуществляют с помощью методов эмпирического познания. Основная цель эксперимента заключается в проверке теоретических положений, подтверждении рабочей гипотезы и всестороннем изучении темы исследования. Поэтому его считают одним из способов получения нового педагогического знания.

Педагогический эксперимент определяют как опыт или изучение явления в специально созданных условиях, что позволяет следить за его ходом, управлять им, воспроизводить каждый раз при повторении этих условий. Существенным признаком эксперимента является активное вмешательство исследователя в деятельность объекта педагогического поиска.

Важнейшими условиями эффективности эксперимента являются:

1) тщательный предварительный теоретический анализ явления, его истории, изучение массовой практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач;

2) конкретизация гипотезы с точки зрения ее новизны, необычности, противоречивости по сравнению с обычными установками, взглядами;

3) четкое формулирование задач эксперимента, разработка признаков и критериев, по которым будут оценивать результаты, явления, средства и тому подобное;

4) корректное определение минимальной необходимой, но достаточного количества экспериментальных объектов с учетом целей и задач эксперимента, а также минимальной необходимой продолжительности его проведения;

5) умение организовать в процессе эксперимента непрерывное циркуляции информации между исследователем и объектом экспериментирования, что предотвращает прожектерству и односторонности практических рекомендаций, затруднению в использовании выводов. Исследователь получает возможность не ограничиваться только сообщением о средствах и методах, результаты их применения, но и вскрыть возможные трудности при психолого-педагогических действий, неожиданные факты, важные аспекты, нюансы, детали, динамику исследуемых явлений;

6) доведение доступности сделанных выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями (И. Пидласий).

По условиям проведения эксперименты классифицируют на природные и лабораторные. Естественный эксперимент проводят в привычной обстановке учебно-воспитательного процесса, которую исследователь не может принципиально менять привлечением нового фактора педагогического воздействия. Это ограничивает возможности экспериментального поиска. Однако результаты являются готовыми для непосредственного внедрения в педагогический процесс. Лабораторный эксперимент осуществляют путем изоляции явления, чтобы как можно полнее исследовать действие активного фактора педагогического воздействия. Искусственность лабораторного эксперимента, условия его проведения не позволяют переносить полученные результаты в учебно-воспитательный процесс без дополнительной их проверки в естественных условиях.

Учитывая цель выделяют констатувальни, поисковые и формовочные эксперименты. Констатувальний эксперимент направлен на изучение педагогического явления в условиях действия существующих факторов, то есть тех, которые были определены к эксперименту и не изменялись. Поисковый эксперимент — это особый вид эксперимента, во время которого у исследователя знает факторов, влияющих на педагогический процесс, и проводит разведку для получения первичной информации. В педагогике к такому эксперименту прибегают редко. Формовочный эксперимент имеет целью доказать, благодаря каким факторам можно достичь необходимых результатов учебно-воспитательного процесса.

Все виды педагогического эксперимента будут результативными, если их спланировано в соответствии с требованиями достоверности, надежности, репрезентативности полученных данных. К тому же проводить их необходимо поэтапно. Ученые (В. Алфимов, В. Зверев, А. Капто, И. Поташник) выделяют следующие этапы педагогического эксперимента:

1. Диагностический. Это анализ педагогического процесса по ракурса исследуемой проблемы, выявление и формулировка противоречий, требующих немедленного устранения с помощью новых методик, технологий, структур, нового функционального механизма, то есть этап выявления проблемы и обоснование ее актуальности.

2. Прогностический. На этом этапе определяют цель, ее декомпозиции среди задач эксперимента; выстраивают модели новой технологии (методика, структура, система мер и т.д.); формулируют гипотезу, прогнозируют ожидаемые положительные результаты, а также возможные убытки, потери, негативные последствия и т.д. определяют компенсационные механизмы (мероприятия, резервы и т.д.). Иначе говоря, это этап разработки развернутой программы эксперимента.

3. Организационный. Этот этап предусматривает составление программы эксперимента, обеспечение условий для ее реализации, подготовку материальной базы эксперимента, распределение управленческих функций в опытно-экспериментальной работе, организацию специальной подготовки кадров, участвующих в экспериментальной работе, создание методического обеспечения их деятельности и тому подобное.

4. Практический. Заключается он в совершении исходящих диагностических срезов, констатируют состояние исследуемого явления; реализации новой технологии (методики, системы мер и т.п.); отслеживании специфики исследуемого процесса; измерении промежуточных (текущих) результатов; корректировке испытываемой образовательной технологии; осуществлении контрольных диагностических срезов.

5. Обобщающий. Ориентирован он на обработку полученных эмпирических данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями и задачами, анализ всех результатов, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с конечных результатов, оформление и описание процесса и результатов эксперимента.

6. Внедренческий. Этот этап заключается в распространении и внедрении в работу различных педагогических коллективов новой образовательной технологии или методики как управляемого процесса.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *