Направления философии

Основные философские направления

Направления философии

Идеализм существует в двух видах: объективный и субъективный.

Объективный идеализм в качестве исходного начала принимает мировое сознание, мировой разум. Это начало в разных философских учениях называется по-разному (Дух, Брахман, Идея, Воля и т. п.). Это идеальное, духовное начало порождает мир вещей, предметов, а также и человеческое сознание. Поскольку это начало существует вне человеческого сознания, объективно, эта форма идеализма и называется объективным идеализмом.

Классическими представителями объективного идеализма в европейской философии являются Платон (428–347) – в античной, Фома Аквинский (1225–1274) – в средневековой, Гегель (1770–1831) – в философии Нового времени; в индийской философии – ортодоксальные даршаны (например, веданта).

Платон говорит о двух мирах: мире идей и мире вещей. Все виды вещей имеют свой прообраз в виде соответствующей идеи. Платон вводит в свою философскую систему божество, демиурга, который с помощью мировой души на основе идей как прообразов создает мир вещей. Здесь важно отметить, что, по Платону, мир вещей создается из некой пассивной, неопределенной материи. Идея сотворения материи была представлена в христианской философии в виде принципа креационизма, утверждающего сотворение мира из ничего. Этого принципа придерживался Фома Аквинский.

Если у Платона говорилось о мире идей, то у Гегеля исходным началом утверждалась «абсолютная идея».

В субъективном идеализме утверждается зависимость мира, вещей и т. п. от человека, от его сознания. Известными представителями субъективного идеализма являются Беркли (1685–1753), Фихте (1762–1814), некоторые экзистенциалисты и др.

Путь к субъективному идеализму у Беркли выстраивается следующим образом. Прежде всего он утверждает относительность воспринимаемых качеств. Так, в зависимости от расстояния один и тот же предмет кажется нам то большим, то малым. Далее, все, что мы знаем о предметах, сводится к ощущениям величины, формы, твердости, цвета, запаха, вкуса и т. д. Поэтому то, что мы называем вещью, есть не что иное, как совокупность наших ощущений, восприятий. Отсюда следовал известный тезис Беркли: Esse-percipi«Существовать – значит быть воспринимаемым». Об объективном же существовании, т. е. существовании вне и независимо от восприятий, с точки зрения Беркли, вообще говорить нельзя. Субъективные идеалисты говорят, что мир таков, каким мы его представляем, и т. п.

Направления в философии

Сказанное о специфике философии определяет тот факт, что многие философские проблемы закономерно предполагают разные варианты ответов, которые далеко не всегда могут быть однозначно оценены как правильные или неправильные, а скорее должны рассматриваться как имеющие определенные основания и связанные с определенной жизненной позицией. Поэтому даже специализированная теоретическая философия неоднородна (нельзя сказать: что утверждает философия по такому-то поводу?) и представляет собой совокупность концептуальных направлений.

Философское направление – совокупность философских разработок, основанных на признании некоторых единых принципиальных положений. Философские направления определяются по решению ключевых философских проблем: различные решения наиболее принципиальных философских вопросов порождают альтернативные философские направления.

Большинство философов считает основным вопросом философии (т.е. главной проблемой, определяющей решение остальных) вопрос об отношении мышления к бытию. Этот вопрос имеет две стороны.

Что первично — материя или сознание. Иными словами, какие факторы исторически и логически главенствуют в мире – материальные или духовные? По решению этого вопроса выделяются как философские направления материализм, объективный идеализм и субъективный идеализм. Материализм считает основой всего существующего бытие, природу, материю, а идеализм – духовные начала: объективный идеализм – высший разум, мировой дух, субъективный идеализм – сознание, дух, волю отдельного человека.

Вторая сторона основного вопроса философии – это вопрос о том, способно ли наше мышление охватывать, адекватно отображать бытие, иными словами – познаваем ли мир. По решению этого вопроса выделяются как философские направления гносеологический оптимизм и агностицизм . Гносеологический оптимизм – это уверенность в бесконечных возможностях познания, агностицизм считает человеческое познание принципиально ограниченным и целый ряд проблем, которые мы ставим – неразрешимыми.

Является ли развитие всеобщей характеристикой реальности? Это вопрос разделяет диалектическую и метафизическую философию. Диалектика признает всеобщий характер развития, метафизика считает мир неизменным в наиболее существенных характеристиках.

Устроен ли окружающий мир и сам человек по законам разума? В ответах на этот вопрос возникают как философские направления рационализм и иррационализм . Рационализм признает, что мир устроен разумно, законосообразно и может быть адекватно постигнут рациональным мышлением; иррационализм это отрицает. Сущность самого человека рационализм связывает с разумом, мышлением, иррационализм считает главными в человеке другие качества (например, волю).

Конечно, существует еще множество вопросов, по которым разделяются философские направления, но перечисленные вопросы, бесспорно, являются ключевыми.

Обратите внимание, что, в отличие от перечисленных выше способов структурирования философии, ее деление на направления предполагает достаточно определенный выбор. Нет никаких противопоказаний для того, чтобы, например, интересоваться и проблемами онтологии, и проблемами гносеологии, нет особых противоречий в том, чтобы об одних вопросах рассуждать на теоретическом уровне, а о других – в художественной форме. Но одновременно принадлежать к противоположным философским направлениям (например, быть сразу и материалистом, и идеалистом) невозможно, поскольку эти направления несут в себе логически противоположные идеи. Обратите внимание: материализм не утверждает, что в мире существует только материя или что важны только материальные факторы; точно также идеализм не говорит, что в мире действуют только духовные силы и важен только дух. Обе позиции исходят из присутствия и значимости в мире и материальной, и духовной стороны. Но вопрос о том, какое же из этих начал все же является ведущим, предъявляет к решению требование логической определенности. Если вам кажется, что можно поддержать и то, и другое в равной степени, то вы, по-видимому, еще не до конца определились в своей позиции.

В заключение укажем на еще одно структурное разделение философии, которое мы здесь только обозначим. Включенность философии в культуру, связь с общественными формированиями определяет зависимость философии также от национальной традиции. Отличаются по характеру, проблематике, методам рассмотрения западноевропейская и восточная философия: например, в западной философии большее место занимает социальная проблематика, в восточной – антропологическая; западная философия традиционно больше ориентирована на рационализм, восточная – на иррационализм. Можно говорить о национальных особенностях индийской и китайской, немецкой, английской французской, американской, русской и т.д. философии. Этот вопрос будет более подробно рассмотрен в дальнейшем.

Вопросы для самопроверки.

1. Перечислите основные тематические разделы философии и выделите для каждого одно ключевое слово, характеризующее его тематику.

2. В рамках какого тематического раздела работает философ, размышляющий о свойствах пространства и времени? О позитивных и негативных сторонах технического прогресса?

3. Верно ли, что всякая философия является теоретическим размышлением?

4. Как соотносятся понятия «философия» и «наука»? Ответьте на этот вопрос с двух позиций: сциентистской и несциентистской.

5. Каково происхождение термина «сциентизм»?

6. Какой вопрос традиционно называется основным вопросом философии? В чем смысл такого наименования, ведь в философии много значимых проблем?

7. В чем состоит общая позиция и в чем – различие объективного и субъективного идеализма?

8. Найдите в этом и в предыдущих параграфах два разных значения термина «метафизика». Объясните, как они связаны между собой.

Основные философские направления.

Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение — его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство

Основные философские направления.

По количеству признаваемых первоначал

· Монизм (признает одно первоначало: Бог, Абсолют, Мировой разум, Материя и т.д.)

· Дуализм (признает два первоначала: Инь и Ян, Дух и Материя, Тьма и Свет и т.д.)

· Плюрализм (признает много первоначал: стихии, атомы, монады, дхармы и т.д.)

По качеству признаваемых первоначал

· Материализм (материя первична, дух вторичен)

· Идеализм (дух первичен, материя вторична)

o Объективный идеализм: духовное начало существует вне и независимо от нашего сознания

o Субъективный идеализм: духовное начало – само человеческое «я»

По методу познания

  • Эмпиризм (опирается на чувственный опыт – факты, наблюдения, эксперименты)
  • Рационализм (опирается на разум – аксиомы, доказательства, теоремы)
  • Иррационализм (опирается на «сверхразумные» источники познания – интуицию, откровение, озарение)
  • Теизм (Бог как личность)
  • Деизм (Бог как безликая первопричина мироздания)
  • Пантеизм («Бог во всем»)
  • Атеизм (Бог – фикция)

По характеру философской системы

  • Метафизика – поиск предельных оснований бытия и познания (попытка постичь мир в его завершенности и однозначности)
  • Диалектика – отыскание истины в столкновении противоположностей (попытка постичь мир в его развитии и противоречивости)

Разные исследователи выделяют разные функции философии. Их достаточно много. Большинством мнений главными признаются следующие функции философии.

Мировоззренческая – заключается в способности философской науки описывать картину мира и объединять знание различных наук, практик и искусств. Она характеризуется абстрактно-теоретическим подходом к объяснению мира. В этом плане сами философские концепции отличаются двойственным характером, выражающимся в тяготении либо к науке, либо к псевдонауке.

Методологическая – состоит в выявлении наиболее оптимальных способов достижения определенных целей, к примеру, конструирования научных знаний, социальной практики или эстетического творчества. Подразумеваются такие методы и принципы действия, которым свойственно фундаментальное, а не узкое значение. К таким методам относится исторический метод. Функции философии во многом направлены на прояснение содержания главных принципов науки и практики.

Гуманистическая – проявляется довольно ярко и реализуется в предельно внимательном отношению к людям. Философия призвана быть внимательной к людям. Поэтому она не ограничивает себя сугубо научным подходом, а также широко используется этический и эстетический подходы.

Практическая – заключается в заботе о благе людей, то есть в моральности.

Прогностическая – формулирует гипотезы общих тенденций развития материи, мира, сознания, человека. Вероятность прогноза возрастает вместе со степенью, в которой философия опирается на научные знания.

Критическая – относится и к другим дисциплинам, и к самой философии. Со времен античности актуальным принципом этой науки является постулат о подвергании всего сомнению. Под этим понимается не абстрактный нигилизм, а конструктивная критика, основанная на диалектическом отрицании

Жизнь и учение Конфуция.

Конфуций жил с 552 по 479 годы до нашей эры. Он родился (скорее всего) в аристократической семье. Это было время, которое получило название «период весны и осени». Патриархальная власть императора сдавала свои позиции, а на ее место пришло властвование правителей отдельных царств. Отцом Конфуция был 63-летний чиновник Шу Лянхэ, а матерью 17-летняя наложница Янь Чженцзай. Очень скоро отец скончался и мат во избежание гнева законной супруги покинула дом вместе с сыном. Мальчик с детства много работал, жил в бедности и нужде. К нему очень рано пришло осознание того, как важно быть культурным и образованным человеком. Конфуций много времени тратил на самообразование и размышления. В молодые годы он служил министром юстиции в царстве Лу. Эта была эпоха перемен.

Имя мыслителя звучит как Кун Фу-цзы (Мастер Кун). Латинскую форму Конфуциус ввели миссионеры-иезуиты в XVI веке. Это имя со временем преобразовалось в Конфуций, а учение получило название конфуцианство.

Конфуций был основателем философской школы рю (цзю) – «моралисты, ученые». Основой построения совершенного общества, по его мнению, была гуманность (чжэн или рен). Важное место в общественном устройстве занимали концепция ли – выполнение ритуалов и обрядов, и ци – соблюдение нравственных норм в повседневной жизни. В качестве примера и эталона Конфуций приводил истинного джентльмена, высокоморального человека, который всегда поступает так, как считает нужным, независимо от обстоятельств и последствий. В основу конфуцианства легло почитание древней мудрости. Наблюдая за раздором и междоусобицами, которые царили тогда в Китае, философ обратил свой взгляд в глубину веков, когда были мир и гармония. Мечтой Конфуция было восстановить принципы правления, которыми руководствовались императоры Вень и Ву.

Тянь (небеса) Конфуций называл главной духовной целью человека. Основной задачей правителя (тяньцзы – «сын неба») было поддержание порядка. Свое учение он считал небесным, так как человек всегда должен стремиться к гармонии со вселенной. Но самое главное – это осознать свою цель и стремиться к ее достижению.

«Луньюй» — «беседы и суждения» — сборник наставлений и рассуждений на тему нравственности и общества. Это своеобразный кодекс поведения идеального человека. По одной из версий автором этой книги был сам Конфуций, по другой – его последователи. Повествование ведется в виде наставлений Мастера своим ученикам. Термин чжен – «человечный, гуманный».

Конфуций делит людей на три категории:

1. цзюнь-цзы – благородный человек, во всем следующий истине;

2. cяо-рен – «маленький человек», живущий не думая о моральных ценностях.

Сократ, его жизнь и учение.

Сократ — (жил в 469-399 годах до нашей эры), древнегреческий философ из Афин, один из родоночальников диалектики. Отыскивал истину путем постановки наводящих вопросов (сократический метод). Излагал свое учение устно; главный источник сведений о его учении — сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Метод диалектики использовала для отыскания истины путем постановки наводящих вопросов — так называемого сократического метода (Майевтика).

Цель философии Сократа — самопознание как путь к постижению блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на досократовскую и послесократовскую, отражающее интерес ранних философов 6-5 веков к натурфилософии (устоявшийся термин для этого периода: «досократики»), а последующего поколения софистов 5 века — к этико-политическим темам, главная из которых воспитание добродетельного человека и гражданина. В конце жизни Сократ был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты).

Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений.Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. При этом способ доказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и неотразимой формой воздействия.

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами:

§ необходимостью каждому “познать самого себя”

§ “ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”.

С одной стороны, эти принципы были ему необходимы для борьбы против софистов, которых Сократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины и громогласные заявления об обучении истине. С другой стороны, принятие этих принципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к постижению истины. Важнейшим средством, а если говорить на современном философском языке — методом для приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества.

Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель. Это фундаментальный принцип этической концепции и наиболее полно он представлен в диалоге Платона “Протагор”. Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле — знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека, особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой. В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании.По-видимому, его концепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше — к совершенному человеку и добродетельным отношениям между людьми.

Философия Г. В. Ф. Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии.

Создал систематическую теорию диалектики — науки, основанной на логике, системе понятий, разуме «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». Абсолютное тождество бытия и мышления — главный системообразующий принцип в философии

Г. В.Ф. Гегеля, последовательно конкретизируемый в логике, природе, мышлении (духе).

Первооснова мира — Абсолют (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея) — безличностная, вневременная творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания.

Она внутренне (имманентно) присуща всем проявлениям материального и духовного, объективного и субъективного, составляет их скрытую сущность. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей.

Центральное понятие диалектики Г. В.Ф. Гегеля — развитие как характеристика деятельности абсолюта.

Общая схема мирового развития заключается в:

1) сверхвременном движении абсолютной идеи в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие — ничто — становление; качество — количество — мера; сущность — явление — действительность — понятие — объект — идея, завершающаяся абсолютной идеей);

2) погружении себя в природу — в состояние инобытия и возвращение в себя через воплощение в человеке в формах психической деятельности (в мышлении, в осознании себя, обретении воли и других личностных качеств) («субъективный дух»);

3) сверхиндивидуальном «объективном духе» (право, мораль и нравственность — семья, гражданское общество, государство) и «абсолютном духе» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа).

Противоречие по И. Канту — внутренний источник развития, описываемого в виде триады.

Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается Гегелем Г. В.Ф. в новых трудах; «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». (Основатель теории противоречия — Гераклит. Смысл диалектического противоречия впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существенный момент в определении предмета.) Противоречие пронизывает всю философию Г. В.Ф. Гегеля.

Любые предмет, понятие, явление, реализуясь, исчерпывают себп и переходят в свое иное. Любая категория, являясь результатом противоречия, содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию. Последовательный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалектические принципы, законы и категории, которые образуют систему гегелевской диалектики. История — «прогресс духа в сознании свободы, последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов.

Анализируя категорию отчуждения, предметную деятельность, Г. В.Ф. Гегель рассматривает человека и историю как результат его собственного труда.

Осуществление буржуазно-демократических требований Г. В.Ф. Гегель видел в компромиссе с феодально-сословным строем в рамках конституционной монархии.

Философия Л. Фейербаха.

Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция – Демокрит и Эпикур; Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция – просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:

полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

большой интерес к социально-политическим вопросам;

убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в. предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение — его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство

Основные философские направления.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

/ 7. Основные философские направления

7.Основные философские направления и школы как выра­жения соответствующего единства мировоззренческой и методо­логической проблематики. Причины назначение плюрализма философских учений на любых этапах развития философии.

Основные философские направления и школы как выра­жения соответствующего единства мировоззренческой и методо­логической проблематики.

Философия как форма культуры и система знания возникла в VII в. до н.э. и за весь период своего существования до наших дней сменилось множество форм и направлений. Существуют различные типы классификации философских учений 1 :

по способу решения основного вопроса философии – вопрос об отношении сознания к бытию – (материализм и идеализм) 2 .

по методологической направленности (диалектические и метафизические учения) 3 .

по отношению к науке (сциентистские и коммунистические учения);

по стилю мышления (рационалистические и иррационалистические мышления);

по отношению к религии (атеистические и религиозные учения).

Причем каждая конкретная философия иногда может характеризоваться по целому ряду аргументов, например философское учение П. Гольбаха (французского материалиста 18 века) – это материализм, метафизичность, сенсуализм, сциентистское направление, атеистическое учение.

Рассмотрим два первых вида классификации философских учений. Существует 5 основных направлений, каждое из которых является синтезом мировоззрения и метода.

1. Метафизический материализм (английское и французское просвещениеXVIIXVIIIвв). Метод философского материализма – метафизика.

XVII-XVIII вв. — это эпоха нового времени, она характеризуется взлетом научной мысли, поскольку для развития промышленности необходимо было точное знание законов природы. Еще в XV-XVI вв Коперник (1473-1543) дал следующие философские наставления («О вращении небесных сфер»):

Устранил утверждения христианского богословия о противоположности мира земного и небесного, законы природы, законы движения тел едины для всей вселенной.

До Коперника господствовало убеждение, согласно которому видимое наблюдение отождествлялось с действительно существующим. Коперник показал, что в науке видимое и наблюдаемое нельзя отождествлять с закономерным.

Придал теории гелиоцентризма действительно научный характер.

Галилей (1564-1642) является первым ярко выраженным представителем естественнонаучного материализма. Материализм Галилея особого рода, его следует называть деизмом. Природа, по Галилею сама по себе инертна и, чтобы прийти в состояние движения, она нуждается в перводвигателе, коим является Бог, но далее природа изменяется по собственным законам, не нуждающимися в божественном вмешательстве. Отсюда следует концепция «двойственности истины» (что истинно в науке, то ложно в богословии, а то, что истинно в богословии – ложно в науке). Это значит, что разум (наука) некомпетентен в вопросах религии, а религиозные идеи неприемлемы к познанию природы. Тем самым деизм для того времени был способен отделиться от вмешательства церкви в дела науки, отделить науку от религии.

В тот период многие ученые (Ньютон, Бэкон, Ломоносов, Локк, Руссо), оградив науку от религии, объявили природу средством познания науки. Галилей же рассматривает эксперимент, в том числе мысленно, средством познания природы, средством сознания природы, выступая как основоположник опытного естествознания.

Исаак Ньютон и его научные труды оказали столь большое влияние на последующее развитие физики, что только возникновение теории относительности и квантовой механики убедило физиков в односторонности механистической картины мира и показало границы истинности классической механики.

В создание механистической картины мира существенный вклад вносит материализм XVII-XVIII вв. материализм этого периода называется механистическим и метафизическим в силу особенностей естествознания этого периода:

— механистичность — принцип и законы классической механики рассматривались как всеобщие, пригодные для объяснения других процессов природы (например, введение Ньютоном понятия «мы» в своем философского выражении, приводит к идее «первотолчка»: здесь оказали влияние атеистические установки Галилея).

— метафизичность. Исходит из эмпирического характера физики, химии, биологии этого периода. Собирание фактов, изучение их по отдельности, преобладание аналитических способов исследования породило особый стиль философского мышления, именуемого метафизикой.

— непоследовательность – не выдерживалась до конца линия материализма в ряде онтологических проблем, прежде всего проблемы движения и сознания.

— теоретическая неполнота линии материализма выделялась только при объяснении природы, при объяснении жизни общества у всех материалистов господствовали идеалистические установки. Это узда невозможности применения критериев научности к анализу общественной жизни.

Механистическая картина мира сложилась лишь в 19 столетии на основе развития термодинамики и электродинамики. Но в основе этой картины лежали законы Ньютона, которые оказались абсолютно доступными и пригодными при объяснении любых процессов природы. Термодинамика не обращала внимание на движение отдельной молекулы, поэтому тепловые процессы объяснялись лишь на основе кинетической теории, рассматривающей движение и соударение отдельных частиц (по законам Ньютона). То же было и в электродинамике, хотя и было доказано существование электромагнитного поля (электромагнитные и оптические процессы стремились объяснить по аналогии с механическими: распространение световых волн уподобилось распространению звука в упругой среде, а напряженность электрических и магнитных полей отождествлялась с механической напряженностью).

2. Диалектический материализм (с серединыXIXв).

Современный (диалектический) материализм формируется в 40-х годах 19 столетия на основе тех достижений в области естествознания, о которых уже говорилось выше: закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Дарвина, теория клеточного строения организма, достижения в области геологии и палеонтологии, теория органического синтеза. Хотя эти открытия и не поколебали механистической картины мира, господствовавшей до конца 19 века, но нанесли существенный удар по метафизическому миропониманию, ибо позволили объяснить природу как систему взаимосвязанных тел и процессов в природе; другими словами, естествознание диктовало необходимость перехода к диалектическому объяснению мира, развитому в рамках гегелевской философии. Однако философская система Гегеля была последним этапом, завершающим натурфилософское понимание и объяснение мира, с его поисками «истины в последней инстанции» и абсолютных начал мира. С этой точки зрения, гегелевская философская система была внутренне логически противоречива: с одной стороны, ее основой был принцип понимания мира, включающий всякие претензии на завершенность знания, но с другой стороны – собственную философскую систему Гегель рассматривал как систему завершенного, окончательного знания, так что человечеству не остается ничего другого, как сложа руки созерцать добытую Гегелем абсолютную истину.

Современный материализм обязан Гегелю разработкой диалектического способа мышления. С возникновением системы частных наук о природе какая-либо особая наука, претендующая на объяснение природных взаимосвязей и взаимодействий, становится лишней и старой, натурфилософии приходит конец. Из ее содержания сохранила назначение лишь формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положение науке о природе и истории.

Особенности диалектического материализма:

— он соединяет в едином учении материалистическое понимание природы и истории с принципами диалектики;

— особенности решения ОВФ. Для классического материализма характерно натуралистическое понимание человека и его способностей: разума, сознания мышления (сознание человека объяснялось непосредственным воздействием природы на органы чувств, либо как следствие биологической эволюции). Диалектический материализм указывает на то, что биологических предпосылок недостаточно для объяснения феномена сознания, хотя и не исключает этого. Истоки сознания лежат не в природе, а в активном отношении к ней человека через практическую деятельность (труд). То есть отношение сознания к бытию не непосредственное, но опосредованное трудом и все способности человека (и он сам как биологический вид) формируются в процессе социальной эволюции. Эти способности не есть нечто данное от природы, оно есть результат длительного социального процесса.

— диалектический материализм покончил с натурфилософским взглядом как материализма, так и идеализма, на открытие некоего первоначала – causa finalis мира. Эти поиски означали объяснение мира, исходя из него самого, но в то же время выражали претензии на то, чтобы путем определения такой causa finalis построить законченную теоретическую модель мира. В рамках диалектического материализма понятие субстанции сохранило свое значение – как логическое требование за видимым наблюдаемым многообразием искать внутреннюю закономерность.

— преодоление непоследовательности классического материализма, выражающегося в неспособности распространять принципы материализма на области общих явлений. Другими словами, все материалисты от Бэкона до Фейербаха оказывались на позициях идеализма в понимании общественной жизни.

3. Объективный идеализм – философское направление, которое за первоначало берет некую духовную сущность, независящую от человека, носящую объективный характер. Например, идеи у Платона или Абсолютный дух у Гегеля. Метод неоднозначен, но все-таки диалектика.

Для объективного идеализма характерно понимание разума как нечеловеческой и надындивидуальной основы мира. Поскольку эта основа мира есть нечто, существующее вне человеческого сознания, то идеализм называется объективным.

Сущностью мира, его первоначалом, его субстанцией является Абсолютный Разум, Мировой Дух, Абсолютная Идея. Это центральное понятие гегелевской философии, обозначающее реальность не человеческого разума, а Разума как некоего всеобщего универсального начала. Отсюда следует:

Разум нельзя понять и объяснить только как человеческий разум, только как индивидуальную способность человека, ибо эта способность существует, пока жив человек. Разум же есть нечто большее, чем просто индивидуальная способность, она не умирает, не исчезает вместе с конечным и единичным человеком. Таким образом человеческий разум выступает по отношению к другим людям как нечто объективное, как некая духовная сила.

Разум нельзя понять и объяснить как нечто принадлежащее телу, как функцию тела, ибо последнее всегда можно измерить, дать ему определение. Разум есть нечто выходящее за рамки естественных свойств тела, поэтому разум нельзя определить как нечто производное, зависимое от тела, как нечто обусловленное телом.

Такова логика, в силу которой объективный идеалист Гегель приходит к утверждению объективно-духовного начала мира.

4. Субъективный идеализм – философское направление, рассматривающее окружающий мир как полностью или частично зависимый либо производный от человеческого сознания. Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм: «Мир – это комплекс моих ощущений» (Фихте — диалектический субъективный идеализм). Метод неоднозначен, преимущественно метафизика.

Субъективный идеализм, его изначальная идея, формируется в древнегреческой философии софистов. Древнегреческий материалист Гераклит выдвинул принцип в объяснении мира – «все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды» — выражая тем самым факт изменчивости, текучести всего реально существующего. Из этого утверждения софист Протагор делает вывод: если все течет, все меняется в каждый момент времени, то ни о чем нельзя сказать ничего определенного. Для каждого человека реально существует лишь то, что он воспринимает своими органами чувств в каждый данный момент времени. Отсюда следовал знаменитый тезис Протагора – «Человек – мера всех вещей». Это означает, что субъективное мышление рассматривается в качестве критерия бытия. Здесь и выражается основная формула субъективного идеализма: о реальном существовании вещей мы можем судить лишь постольку, поскольку мы воспринимаем их органами чувств (слух, зрение, осязание). Отсюда следовали принципы субъективного идеализма:

— существовать – значит быть воспринимаемым;

— вещь – это комплекс ощущений;

— без субъекта нет объекта.

Таким образом, ощущение (или их комплекс) — суть условия реальных тел с их свойствами и качествами. Главным контраргументом против субъективного идеализма – тождества вещи и ощущения – является вопрос: почему у человека возникают ощущения, в чем их причина? Ведь реальность вещи не обусловлена наличием у человека комплекса ощущений, наоборот – наличие ощущений обусловлено реальностью вещей, фактом их воздействия на органы чувств.

Субъективный идеализм относится к числу логически непоследовательных учений. В свое время Беркли (основоположника субъективного идеализма) упрекали в том, что он растворяет мир в иллюзиях субъекта, что вещи возникают и исчезают у него в зависимости от того, воспринимает их человек или нет. Беркли ответил на это так: «Даже если бы все люди исчезли, вещи не превратились бы в ничто, они продолжали бы существовать в разуме Бога, а Бог – это субъект, который существует вечно. Следовательно, Бог – это гарант существования мира». Беркли переходит с позиций идеализма субъективного на позиции идеализма объективного.

5. Религиозная философия. За первоначало принимается Бог, интеллект неизмеримо более высокого порядка, чем человеческий. В западно-европейской философии это в основном Средневековье. Русская философия изначально носит религиозный характер.

По самой своей сущности религиозная мысль и связанная с ней философия принадлежат к традиционалистскому, догматическому типу сознания. Но это не означает, что в русле религиозной мысли не рождаются философские учения, оказывающие большое и длительное влияние на человеческую культуру. Выражая представления своей веры философы православия, католичества, протестантизма, ислама и других вероисповеданий могут стать влиятельными мыслителями – примером могут служить Августин и Фома Аквинский.

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы, почти целое тысячелетие. Раннее Средневековье характеризуется становлением христианской догматики в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской Империи (V в до н.э.), а зрелое Средневековье (начиная с X в) связан со становлением и утверждением феодализма, основой идеологии которого являлось христианство. Основные догматы христианства являлись причиной идеалистической ориентации философии 4 .

Философия была объявлена «служанкой богословия» (формула Петра Доминиани), то есть должна была подтверждать догматы церкви. Эта философия получила название «схоластика» (от латинского scholastica – школьный, ученый). Чтобы актуализировать истины, уже данные в библии, необходимо применить систему правильно построенных силлогизмов. Схоластика опиралась на античное наследие, особенно на формальную логику Аристотеля.

Фома Аквинский, опираясь на труды позднего Аристотеля, канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабейшим видом бытия»). Слияние первопринципа формы и материи рождает, по Фоме Аквинскому, мир индивидуальных явлений. Душа человека – формообразующий принцип, но полное индивидуальное воплощение получает лишь при соединении с телом. Такая квалификация материи позволила объяснить тот факт, что Иисус Христос, по библии, явлен в образе человека, то есть объединил в себе божественную (идеальную) и человеческую (материально-телесную) природу (это не давало возможности полностью игнорировать материю как ложное бытие, «ничто» — из него был сотворен мир).

Русская философия изначально носит религиозный характер.

Русская философская мысль начала зарождаться в 14-15 вв преимущественно на религиозной, православной, основе. Именно православное мироосмысление сохраняло в русской философии лидирующую роль до 1917 г.

Первые философские концепции связаны главным образом с ощущением так называемой «самости» — особой роли Российского государства и предназначения русского народа. Наиболее значимой является концепция «Москва – Третий Рим» (15-16 вв. Илларион Филофей). Москва считается преемницей истинной православной веры, столицей мира, утверждается всемирная политическая гегемония. В русской философии разработан также ряд специфических категорий, не имеющих аналогов в западной мысли. Это Всеединство5. Соборность6. София7 .

Существует понятие русской идеи (совокупность специфических черт, присущих русской культуре и русскому менталитету на протяжении всей истории, в более узком смысле – русское самосознание). Русская идея включает в себя

— идеи самодостаточности России и ее обособленности;

— эстетическую идею – преимущественно восприятие мира через искусство и идеалы красоты;

— идеи самоучительства и самоосуждения

— глобальную цель и предназначение – разрешение проблем западной цивилизации

Русская идея тесно связана с антитезой западничества и славянофильства. С социально-политической точки зрения проблема существует со времени петровских реформ, была разработана Чаадаевым в начале 19 в. («Философические письма»). Западники: Белинский, Герцен, Огарев, братья Машковы. Славянофилы: Киреевский, Хомяков, Вл.Соловьев.

Гносеология в России не получила достаточного развития, т.к. Николаем I был введен официальный запрет на преподавание философии в вузах, а так же была слабо развита наука, вплоть до середины 19 в. В начале 20 в. Д.И.Менделеевым была разработана этическая гносеология. согласно которой все познавательные нормы и идеалы изначально укоренены в нравственности.

Причины назначение плюрализма философских учений на любых этапах развития философии.

Не понимаю, что значит причины и назначение плюрализма. Материала в учебниках нет.

Плюрализм – 1) Философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых духовных начал бытия (спец); 2) Многообразие и свобода взглядов, идей, форм деятельности (книжн).

1 Существует также деление философии по временному признаку, что дает на следующие направления:

Античная философия (7 в д.н.э – 3 в. н.э.) Внутри этой школы: милетская школа (Гераклит Эфесский), Элиаты (Парменит, Зенон, Ксиопомат), пифагорейская школа, атемистическая школа (Эвдип, Демокрит), софисты(Платон, Аристотель), эпикуристы (Эпикур);

Средневековая философия (9-11вв. н.э) (представитель – Фома Аквиний (1225-1274гг);

Философия эпохи Возрождения (Джордано Бруно);

Философия нового времени (17-18 вв. н.э.) Школы: механицизм (Гоббс, Декарт, Спиноза), философия французского материализма (Дж. Локк, Дж. Голанд, Поль Гольбах, Клод Анри), антропологический материализм (Людовик Фейербах), вульгарный материализм (Молемотт), английский идеализм (Дж. Беркли);

Немецкая классическая философия (Эммануил Кант, Г. Ф. Гегель);

Современная философия (начало 19 в. и до нашего времени):

а) Диалектический современный материализм;

2 Материализм исходит из того очевидного факта, что сознание и мышление – это индивидуальная способность человека, связанная с функционированием мозга, поэтому решение ОВФ должно опираться на достижение наук (на эволюционную теорию биологии, физиологию, антропологию). Идеализм же понимает разум как некую силу надындивидуального всечеловеческого содержания, не зависящую от бытия. Напротив, бытие зависит от мышления. Идеализм в своем исходном пункте смыкается с религией. Религия – это тип мировоззрения, который базируется на сотворении мира из ничего, а Бог сам по себе есть человеческий разум, вышедший за рамки человеческой индивидуальности, оторванной от человека и представленной как некий бесконечный дух.

3 Диалектика восходит к Сократу, который изобрел особый способ разрешения альтернатив теоретических вопросов философии с помощью ведения научных споров – диалектику (dialectico – «веду беседу»). При Платоне диалектика стала специфическим методом – способом осмысления действительности, включающий в себя два исходных принципа – принцип всеобщей связи и принцип развития. Эти постулаты характеризуют общую картину мира без теоретических рекомендаций и изучения природы. Это задача естествознания, с развитием которого в XVII-XVIII вв начинается развитие метафизического метода. Теоретическая основа метода – механика (наиболее сильно развитая, в то время как другие науки – физика, биология – только накапливали факты). Основной принцип метафизического миропонимания – абсолютная неизменность природы во времени и представление о природе как совокупности изолированных, сосуществующих в пространстве, автономных тел. В этом отношении метафизический способ является антиподом диалектики. С развитием физики, эволюционной биологии, химии, эмбриологии наука о природе перешла от накопления и систематизации фактов к изучению взаимодействия элементов, их взаимной обусловленности. Таким образом происходит явление диалектики, развивающейся в рамках немецкой классической философии (особенно философии Гегеля)

4 Среди догматов христианства наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога-творца, в корне отвергавший атомистические доктрины античности (Августин), и догмат о творении Богом мира из ничего, который не только устанавливал границу между идеальным миром Бога-творца и материальным миром земной жизни, не только утверждал зависимое происхождение последнего от идеальной воли верховной личности, но также предполагал ограниченность мира во времени (начало и конец света).

5 означает принцип внутреннего совершенного единства народа, находит отражение как в социальном, этическом, так и в личностно-психологическом мироосмыслении русского человека, разработан Вл.Соловьевым

6 означает синтез свободы и единства, характерного именно для православного мышления и не имеющий аналогов ни на западе, ни на востоке, термин введен Хомяковым

7 категория, означающая принцип красоты в Боге (притча №8), разработана Вл.Соловьевым

Основной вопрос и основные направления философии

1. Общее понятие основного вопроса философии, его стороны.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

— гносеологической (познавательной) стороны:

2. Онтологическая сторона основного вопроса философии.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

Материализм (так называемая «линия Демокрита ») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя.

— материя реально существует;

— материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

— материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

— материя существует и различается по своим внутренним законам;

— сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

— сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

— сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в. СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм («линия Платона ») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:

— объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

— субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

— реально существует только идея;

— вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

— «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

— «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

— каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

— большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец ;

— отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

— все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

— идеи существуют в разуме человека;

— образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

— вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

— существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

— все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций 9 ) материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

— в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

— материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

— основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога . который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали бога, практически не имеющего никаких «полномочий9raquo;, который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

Основателем эмпиризма является Ф. Бекон . Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом. С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

— возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

— возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724-1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:

Бог существует Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе».

4. Современное состояние (неразрешенность) основного вопроса философии и его перспективы.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *