Научно технический потенциал

Научно-технический потенциал

Научно-технический потенциал — многогранная и сложная политэкономическая категорпя. Отсутствие простых и точных методов оценки усложняет межстрано-вые сопоставления. В этой связи заслуживают внимания попытки японских экономистов подсчитать сводный индекс технического уровня и провести на этой основе сравнения по ведущим капиталистическим странам. Согласно этим расчетам позиции Японии по синтетическим показателям научно-технического потенциала за период 1970 — 1980 гг. значительно улучшились, превратив ее в главного конкурента США.  [1]

Научно-технический потенциал — это комплексная характеристика уровня развития науки, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество, государство для решения научно-технических проблем. Выделяют следующие группы элементов или составляющих: кадровая ( научно-технический персонал), организационная, информационная, материально-техническая.  [2]

Научно-технический потенциал оценивается по сведениям об организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, расходах на них, по степени обновления продукции.  [3]

Научно-технический потенциал — это определенная система, которая обеспечивает создание и внедрение научно-технических новшеств и информации, необходимых для повышения социально-экономической эффективности всех сфер человеческой деятельности.  [4]

Научно-технический потенциал включает кадровый, материально-технический, информационный и организационно-управленческий элементы.  [5]

Научно-технический потенциал — это определенная система, которая обеспечивает создание и внедрение научно-технических новшеств и информации, необходимых для повышения социально-экономической эффективности всех сфер человеческой деятельности.  [6]

Научно-технический потенциал включает кадровый, материально-технический, информационный и организационно-управленческий элементы.  [7]

Научно-технический потенциал характеризуется показателями, отражающими наряду с НИОКР и другие сферы деятельности организации. К ним относятся: уровень развития техники по сравнению с мировым, размер наукоемкости ( доля затрат на НИОКР в объеме продаж), характеристика длительности жизненного цикла научно-технической продукции, степень интеграции различных подразделений между собой, доля научно-исследовательских и. НИОКР и др. Уровень централизации и децентрализации управления научно-исследовательской организацией и НИОКР как сферы ее деятельности и степень использования эффективных методов управления НИОКР ( целевые группы, временные трудовые коллективы, автономные компании в рамках действующих организационных структур) также характеризуют научно-технический потенциал организации.  [8]

Научно-технический потенциал характеризуется показателями, отражающими наряду с НИОКР и другие сферы деятельности организации. К ним относятся: уровень развития техники по сравнению с мировым, размер наукоемкости ( доля затрат на НИОКР в объеме продаж), характеристика длительности жизненного цикла научно-технической продукции, степень интеграции различных подразделений между собой, доля научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в общих затратах на НИОКР и др. Уровень централизации и децентрализации управления научно-исследовательской организацией и НИОКР как сферы ее деятельности и степень использования эффективных методов управления НИОКР ( целевые группы, временные трудовые коллективы, автономные компании в рамках действующих организационных структур) также характеризуют научно-технический потенциал организации.  [9]

Научно-технический потенциал ( НТПт) страны создается усилиями национальных научно-технических организаций и мировых достижений науки и техники. От НТПт страны во многом зависят уровень и темпы научно-технического прогресса. Анализ и оценка НТПт позволяют сделать выводы об уровне экономического развития страны и ее отраслей, степени ее научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научно-технического сотрудничества.  [10]

Научно-технический потенциал включает также законченные разработки, не защищенные патентами. Потенциал этих разработок связан с распространением уже известных прогрессивных технических решений на те области, где они до сих пор не применялись. При их оценке, кроме проектного экономического эффекта, учитываются степень соответствия разработки мировым достижениям, ее перспективность для науки и удовлетворения общественных потребностей, масштаб внедрения ( межотраслевой, отраслевой, в рамках одной организации), вероятность освоения.  [11]

Научно-технический потенциал — это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.  [12]

Научно-технический потенциал региона включает 39 научно-производственных объединений, 400 научно-исследовательских и проектных институтов, лабораторий, конструкторских бюро, 41 вуз, где трудятся 150 академиков, 2800 докторов наук и 20 тыс. кандидатов наук.  [13]

Научно-технический потенциал нефтегазового комплекса включает несколько десятков научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и других, приравненных к научным организациям бывших государственных учреждений. В процессе акционирования и приватизации они были преобразованы в самостоятельные акционерные общества, находящиеся в ведении федеральных или региональных органов управления, либо в акционерные общества в составе нефтяных компаний, а также в ряд научных и внедренческих организаций различной формы собственности.  [14]

Научно-технический потенциал Советского Союза позволяет приступить к разработке и реализации национальной комплексной программы освоения отечественных битумных месторождений.  [15]

Страницы:    9ensp;9ensp;1  9ensp;9ensp;2  9ensp;9ensp;3  9ensp;9ensp;4

Поделиться ссылкой:

национальной экономики 5

1.2 Условия развития научно-технического потенциала 11

2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС КАК РАЗВИТИЕ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 21

2.1 Характеристика и основные направления

научно-технического прогресса 21

2.2 НТП и структурная перестройка экономики 28

Список литературы 36

Известное положение о науке как непосредственной производительной силе общества выдержало проверку временем.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что уровень развития науки и степень ее технологического применения во всем мире являются основными факторами становления прогрессивной структуры производства, повышения производительности общественного труда, возрастания экономического потенциала, высвобождения материальных и финансовых ресурсов для решения социальных проблем.

Напротив, в случае развертывания негативных процессов в сфере науки наблюдается всесторонняя деформация социально-экономических процессов. Это подтверждает российский опыт последнего десятилетия. Если к концу 80-х годов наша страна располагала значительным научно-техническим потенциалом, многоотраслевой наукоемкой экономикой, то в ходе так называемых реформ она лишилась ориентиров в макроэкономической политике расширенного воспроизводства, проявились нежелательные тенденции, что привело к углублению системного кризиса, усилению хаотичности и стихийности развития, к деформации структуры производительных сил, переадресовке финансовых потоков в интересах олигархии.

Роль науки и научно-технической деятельности нашла отражение в действующем федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике», в «Доктрине развития российской науки», одобренной Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. В 2002 г. были утверждены «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». В этих документах предусмотрено создание условий для развития фундаментальных научных исследований и ведущих научных школ; повышение престижности научного труда, обеспечение достойных условий жизни и работы ученых и специалистов; реформирование сферы науки путем совершенствования управления, финансирования и организации исследований. Проявляется внимание к вопросам интеграции науки и образования, развитию системы подготовки квалифицированных научных кадров, созданию условий для конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, инновационной деятельности. А в общем и целом можно сказать, что в этих материалах отражается потребность ориентировать отечественный научный потенциал на решение важнейших социально-экономических задач и обеспечение безопасности страны. Кроме того, решением Совета безопасности от 30 марта 2002 г. задача развития отечественной науки отнесена к числу высших приоритетов российского государства.

Целью курсовой работы является анализ научно-технического потенциала национальной экономики России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

дать понятие научно-технического потенциала национальной экономики;

рассмотреть условия развития научно-технического потенциала;

охарактеризовать основные направления научно-технического прогресса (по отраслям);

проанализировать взаимосвязь НТП и структурной перестройки экономики России.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Понятие научно-технического потенциала

Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах, приходится от 70 до 85% прироста ВВП. Внедрение нововведений стало ключевым фактором рыночной конкуренции, позволяя передовым фирмам добиваться сверхприбылей за счет присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при монопольном использовании новых более эффективных продуктов и технологий.

Научно-технический потенциал (НТП) страны создается усилиями как национально-технических организаций, так и мировых достижений науки и техники. От НТП страны во многом зависят уровень и темпы научно-технического прогресса. Анализ и оценка НТП позволяют сделать выводы об уровне экономического развития страны и её отраслей, степени её научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научно-технического сотрудничества.

Научно-технический потенциал — это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.

Научно-технический потенциал включает:

Важной особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу в практике управления. Проведение НИОКР занимает все больший вес в инвестициях, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса. Постоянно растет доля расходов на науку и образование в ВВП развитых стран, достигшая 3% ВВП 1. При этом доля государства в этих расходах составляет в среднем 35-40% 2. Интенсивность НИОКР во многом определяет сегодня уровень экономического развития – в глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научных исследований и научно-технического прогресса.

Важной закономерностью современного экономического роста является его неравномерность, обусловленная периодическим процессом последовательного замещения целостных комплексов технологически сопряженных производств – технологических укладов. В ходе каждого структурного кризиса мировой экономики, сопровождающего процесс замещения доминирующих технологических укладов, открываются новые возможности экономического роста. Страны, лидировавшие в предшествующий период, сталкиваются с обесценением капитала и квалификации занятых в отраслях устаревающего технологического уклада, в то время как страны, успевшие создать заделы в формировании производственно-технологических систем нового технологического уклада, оказываются центрами притяжения капитала, высвобождающегося из устаревающих производств. Каждый раз смена доминирующих технологических укладов сопровождается серьезными сдвигами в международном разделении труда, обновлением состава наиболее преуспевающих фирм и ведущих стран.

Доминирующий сегодня технологический уклад начал складываться в целостную воспроизводственную систему в 50-60-е годы и составляет технологическую основу экономического роста после структурного кризиса 70-х годов. Ядро этого технологического уклада составляют микроэлектроника, программное обеспечение, вычислительная техника и технологии переработки информации, производство средств автоматизации и связи. Развитие данного технологического уклада сопровождается соответствующими сдвигами в энергопотреблении (рост доли в энергопотреблении природного газа), в транспортных системах (рост доли авиаперевозок), в конструкционных материалах (рост производства комбинированных материалов с заранее заданными свойствами). Происходит переход к новым принципам организации производства: непрерывному инновационному процессу, гибкой автоматизации, организации материально-технического снабжения по принципу «точно вовремя», новым типам общественного потребления и образа жизни. Последние характеризуются изменением ценностей и потребительских предпочтений в пользу образования, информационных услуг, качественного питания, здоровой окружающей среды. Стереотипы «общества потребления» замещаются ориентирами качества жизни 1.

Как следует из прогнозов долгосрочного технико-экономического развития, предел устойчивого роста доминирующего сегодня технологического уклада будет достигнут во втором десятилетии ХХI века. К этому времени сформируется воспроизводственная система следующего технологического уклада, становление которой происходит в настоящее время. Наиболее вероятными ключевыми направлениями его развития станут: биотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, ядерная энергетика, авиаперевозки. Завершится переход от «общества потребления» к «интеллектуальному обществу», в котором важнейшее значение приобретут требования к качеству жизни и комфортности среды обитания. В структуре потребления доминирующее значение займут информационные, образовательные, медицинские услуги. Прогресс в технологиях переработки информации, системах телекоммуникаций, финансовых технологиях повлечет за собой дальнейшую глобализацию экономики, формирование единого мирового рынка товаров, капитала, труда.

Охарактеризованные выше закономерности отражают экономическое развитие передовых стран, задающих траекторию развития мировой экономики. Находясь на «передовой» научно-технического прогресса и формируя воспроизводственные контуры новых технологических укладов, они играют роль «локомотивов» глобального экономического развития, используя в то же время связанные с этим преимущества. Остальные страны вынуждены имитировать достижения мировых лидеров или пользоваться достигнутыми ими результатами, отдавая взамен свои природные ресурсы или дешевый труд. Обмен этот носит неэквивалентный характер – передовые страны реализуют свое технологическое превосходство, навязывая остальному миру удобные и выгодные им правила международного экономического сотрудничества и присваивая интеллектуальную ренту в глобальном масштабе.

Поскольку эти декларации уже имеют немалый «возраст», можно было бы подвести предварительные итоги. Главный результат – ухудшение фактического отношения к развитию науки, ее крайне неудовлетворительное финансирование (табл. 1 1 ). Ни один из названных приоритетов не обеспечивается. Показательна в этом отношении утвержденная распоряжением Правительства РФ № 910-р от 10 июля 2001 г. «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу», в которой «политика в области науки» изложена на двух страницах и включает то, что уже неоднократно переносилось из документа в документ: констатацию снижения за 1990-1999 гг. более чем в три раза объема основных фондов в научно-технической сфере, уменьшения доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 3.5%, ежегодного закрепления в сфере науки лишь 3.5 тыс. молодых специалистов.

Научно технический потенциал

Опыт последнего десятилетия показывает, что между намерениями и реальными делами дистанция очень большая. Наукоемкие отрасли и производства деградируют, доля наукоемкого производства в структуре ВВП снижается, возрастает внимание к развитию производства в фондоемких сырьевых и первопередельных отраслях. До сих пор надежды возлагаются на инвестиционную роль иностранного капитала, способного «подтянуть» отставшие и даже деградировавшие за годы реформ отрасли промышленности. Яркие факты участия иностранного капитала в приватизации высокодоходных отраслей в России и абсолютного невнимания к капитальным вложениям в производство свидетельствуют о том, что эти надежды не имеют оснований. Именно поэтому следует полнее использовать внутренние резервы и возможности возрождения наукоемких производств.

2.2. Научно-технический потенциал и его составляющие

Оценка роли и места науки как комплекса достижений че­ловеческого разума может быть верно дана только в результа­те анализа научно-технического потенциала.

Научно-технический потенциал (НТП) страны создается усилиями как национально-технических организаций, так и мировых достижений науки и техники. От него во многом зави­сят уровень и темпы научно-технического прогресса. Его ана­лиз позволяет сделать выводы об уровне экономического раз­вития страны и ее отраслей, степени ее научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научно-технического сотрудничества.

Научно-технический потенциал включает:

Материально-техническая база — это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, эксперимен­тальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель — быстрое и эффективное воплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.

Средства труда в сфере научно-технического прогресса подразделяются на четыре группы.

Первая включает научные приборы, оборудование и изме­рительную аппаратуру, служащие для получения новой науч­ной информации (специфические средства научного труда, ко­торые изготавливаются в индивидуальном или мелкосерийном порядке применительно к задачам конкретных исследований и отличаются быстрыми сроками морального износа).

Ко второй группе относятся электронно-вычислительные машины, которые используются для полунатурного моделиро­вания объектов систем, автоматизированного конструирования, планирования экспериментов и регистрации их результатов, поиска информации, частных инженерных и планово-экономи­ческих расчетов, управления ходом научно-производственного цикла.

Третья группа — опытно-производственное оборудование в процессе разработок и освоение нововведений. От аналогич­ного производственного оборудования оно отличается универ­сальным характером, меньшими масштабами установок, использованием специальных измерительных систем и т.д.

В четвертую группу входят средства механизации иссле­дований и разработок (копировальные, множительные, вычис­лительные устройства, оргтехника и т.д.), которые служат для снижения трудоемкости научно-вспомогательных работ, интен­сификации научно-производственного цикла. Кроме того, науч­но-технические организации располагают зданиями, сооруже­ниями, передаточными устройствами, транспортными средства­ми, инвентарем и т.д.

Вместе с тем трудно выделить «чистую» техническую базу, обслуживающую только научные, проектные и исследователь­ские центры, так как НИОКР выполняются в рамках многих предприятий, фирм, объединений и опираются на общую производственно-техническую базу отрасли или страны.

Предметы труда в сфере научно-технического прогресса составляют всего несколько процентов общего объема потребля­емых в народном хозяйстве материальных ресурсов. Для них ха­рактерны особые требования к качеству материалов, многообра­зие номенклатуры, быстрые темпы морального старения, неболь­шой объем партии поставок, неравномерность спроса, большая доля непредвиденных заказов, потребность в изделиях специаль­ного назначения, имеющих ограниченное применение.

Информационная составляющая в научно-техническом по­тенциале тоже играет важную роль. В качестве специфическо­го предмета труда здесь выступает информация об итогах пред­шествующих исследований, разработок и освоение нововведе­ний. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты о законченных исследованиях и разработках, публика­ции и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, реко­мендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д.

По характеру материальных носителей можно выделить следующие виды информации:

• нормативно-техническую документацию — технические задания, рекомендации, методики, нормативы, стандарты и тех­нические условия, патенты;

• научные отчеты — ими чаще всего заканчиваются фун­даментальные исследования;

• образцы нововведений — технологические процессы, ре­жимы и регламенты, лабораторные и опытные образцы;

• проектно-конструкторскую документацию — комплекты рабочих чертежей;

• публикации и диссертации.

Для сотрудников, занятых в научно-производственном цик­ле, главный источник информации — техническая документа­ция, эксперименты, командировки и экспедиции, индивидуаль­ное общение с коллегами. Наиболее важными задачами здесь является широкое использование принципа обратной связи между потребителями информации и элементами системы, осу­ществляющей ее выдачу (изучение информационных потребностей), объединение функций научно-технической информа­ции и планового регулирования. При этом органы информации не просто констатируют и передают ее, часто без конкретного адреса, а изучают новые идеи и решения, предварительно анализируют и выбирают направления развития, составляют про­грамму действий, анализируют состояние связанных с этой про­граммой элементов производства, подготавливают предложе­ния о заданиях соответствующим службам.

Организационно-управленческая структура научной сфе­ры — это структура научно-исследовательских организаций и ее гибкость, т.е. возможность быстрого формирования научно-исследовательских групп для решения срочных задач; система управления научными исследованиями в масштабах компании или страны.

В зарубежной практике выделяют три базовые формы орга­низации инновационного процесса:

Административно-хозяйственная форма предполагает на­личие научно-производственного центра, представляющего со­бой крупную или среднюю корпорацию, объединяющую под общим руководством научные исследования и разработки, производство и сбыт новой продукции. При этом значительное боль­шинство фирм, выполняющих научные исследования и опыт­но-конструкторские разработки, функционирует в промышлен­ности. Это подтверждает, что курс на создание крупных науч­но-производственных объединений, принятый в нашей стране, в целом соответствует мировым тенденциям организации уп­равления научно-техническим развитием.

В развитых индустриальных странах за последнее время повышается роль маркетинга в научно-техническом развитии. Вице-президент фирмы по маркетингу нередко руководит орга­низацией НИОКР и перспективного планирования производства новой продукции.

Промежуточной формой между административно-хозяй­ственным и программно-целевым руководством процессами на­учно-технического развития служат временные центры для решения крупных технических проблем. После реализации по­ставленных перед ним задач центр реорганизуется.

Решению задач научно-технических прорывов, особенно в таких прогрессивных отраслях, как электроника, биотехнология, робототехника и др. служит программно-целевая форма орга­низации НИОКР. Координационная форма управления научно-техническими программами предусматривает работу участков программ в своих организациях и согласование их деятельности из центра управления программы. Однако более эффективным оказывается формирование (даже на временной основе) новых организаций для решения тех или иных крупных научно-техни­ческих задач (чистая программно-целевая структура).

Для усиления связи между научными исследованиями, про­ектированием и разработкой различных принципиально новых видов техники и продукции в промышленности США получили распространения инженерные центры. Большое внимание уде­ляется также созданию университетско-промышленных и уни­верситетских исследовательских центров. Управляются такие центры советами, которые разрабатывают планы исследований, а также организуют проведение НИОКР по договорам с заказчиками.

Комплексные формы организации взаимодействия фунда­ментальной науки с производством, распространенной в разви­тых индустриальных странах, служит научно-промышленный парк — территория вокруг крупного университета с развитой хозяйственной и научно-технической инфраструктурой. На этой территории размещаются научно-технические подразделения крупных корпораций, государственные лаборатории, опытные предприятия, различные научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры, т.е. заинтересованные друг в друге субъекты научно-технической и хозяйственной деятельности, осуществляющие различные этапы инновационных процессов и различных функций по их обслуживанию.

Ещё одной формой организации НИОКР, получившей ин­тенсивное развитие в США, является инициативная. Она за­нимается финансированием, научно-технической, консульта­тивно-управленческой и административной помощью избира­телям-одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам, создаваемым для освоения технических и других но­вовведений. Значение подобных экономических и организаци­онных механизмов вытекает из специфики самого инноваци­онного процесса, особенно на ранних стадиях, когда велика сте­пень неопределенности. Здесь главная ставка делается на человеческий фактор.

Зарубежная практика подтверждает высокую эффектив­ность инициативной формы. Так, обследования, проведенные в США, показали, что мелкие инновационные предприятия с чис­ленностью до 300 чел. специализирующиеся на создании и вы­пуске новой продукции, дают в 24 раза больше нововведений на каждый доллар вложенный в НИОКР, чем крупные предприя­тия (с численностью свыше 10 тыс. человек), и в 2,5 раза больше введений на одного сотрудника. Многие крупные предприятия, стремясь активизировать инновационный процесс, создают у себя организационно-экономические условия для тех своих со­трудников, которые способны быть инициаторами и реализовать на практике серьезные нововведения.

По содержанию деятельности в течение ряда лет в нашей стране выделяются пять типов научно-технических организа­ций:

• институты — организации, специализированные на фун­даментальных исследованиях и ответственные за развитие оп­ределенной области науки;

• научно-исследовательские институты — отраслевые орга­низации, специализированные на прикладных исследованиях и ответственные за научно-технический уровень определенной отрасли производства или научно-техническое направление;

• проектные, конструкторские, технологические организа­ции, институты технико-экономических исследований — отрас­левые организации, специализированные соответственно на конструкторских, технологических, проектных (для строитель­ства) или организационных разработках, ответственные за эф­фективность продукции, технологии, проектов, организацию производства в данной отрасли. Сюда же могут быть отнесены организации, обслуживающие те или иные институты;

• монтажно-наладочные управления, организационно-тех­нические, а также центры НОТ, специализированные на освое­нии разработок;

• институты научно-технической информации и другие организации, занятые распространением нововведений.

Эти организации можно классифицировать также по подчи­ненности, масштабам деятельности (межотраслевые, отраслевые, подотраслевые, региональные), широте профиля (специализиро­ванные на одной фазе цикла, комплексные, выполняющие не­сколько фаз цикла, научно-производственные комплексы).

Лекция 10. Научно-технический потенциал организации

1. Понятие научно-технического потенциала организации (предприятия).

2. Составляющие научно-технического потенциала предприятия.

3. Научные подразделения производства.

4. Динамизм научно-технического потенциала.

1. Понятие научно-технического потенциала организации (предприятия).

Научно-технологический потенциал предприятия это сово­купность накопленных знаний, имеющихся научно-техниче­ских кадров, материально-технических, информационных, фи­нансовых ресурсов и организационной структуры, обеспечива­ющих разработку и фактическое освоение, во-первых, в произ­водстве новых технических средств, технологий, материалов, новой продукции, новых форм и методов организации произ­водства и труда, во-вторых, новых методов продвижения това­ров на рынок и освоение новых рынков, направленных на по­вышение конкурентоспособности и эффективности произ­водства.

Понятиями, которые связаны с понятием научно-технологи­ческого потенциала, являются научный потенциал, научно-тех­нический потенциал, инновационный потенциал.

Научный потенциал — это совокупность ресурсов и условий осуществления научных фундаментальных и ориентированных на фундаментальные исследований.

Научно-технический потенциал— это совокупность ресурсов (прежде всего научных и технических) и условий осуществле­ния прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

Инновационный потенциал— это совокупность всех видов ре­сурсов и условий обеспечения практического освоения результа­тов научных исследований и разработок, повышающих эффектив­ность производства, способов и средств разработки новых техноло­гий и осуществления конкретных технологических процессов по освоению в производстве новых материалов и новой продукции.

В Республике Беларусь основная часть (более 70%) научно-технологического потенциала сосредоточена в производствен­ных отраслях экономики, в том числе в промышленности око­ло 50%, Национальной академии наук Беларуси около 16%, в системе образования около 11% [10].

Научно-исследовательская и конструкторско-технологическая части производственных отраслей представлены научно-исследовательскими институтами, проектно-конструкторскими и проектно-технологическими организациями, научно-инженер­ными центрами. Отраслевые научно-технические организации проводят прикладные научные исследования, выполняют проектно-конструкторские и технологические разработки, направ­ленные на решение важнейших отраслевых научно-техниче­ских проблем, осуществляют работы по научно-техническому прогнозированию, стандартизации и унификации, совершен­ствованию систем управления. В их задачу входит не только со­здание принципиально новых технических (технологических) решений, но и доведение их до серийного производства.

Научно-технологический потенциал отражает совокупные возможности научно-технической сферы, наиболее полное и эффективное использование которых позволяет получать ре­зультат, необходимый для дальнейшего развития хозяйствен­ной системы. Для анализа и оценки эффективности научно-технологического потенциала используется система показате­лей, позволяющая отразить его структуру, имеющиеся ресурсы, полученные результаты и эффективность инновационной де­ятельности.

Научно-технологический потенциал предприятия характери­зуют следующие группы показателей:

1. Кадровые, к которым относят количество и квалификацию научно-технических специалистов; количество и качество под­готовки лиц с высшим и средним специальным образованием.

2. Финансовые и материально-технические ежегодные расхо­ды предприятия на научно-технические и опытно-конструктор­ские работы и подготовку научно-технических специалистов; уровень оснащенности научной и инженерной деятельности опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, ЭВМ и т.п.

3. Показатели уровня развития и возможностей системы науч­но-технической информации. Они отражают количество и каче­ство накопленных информационных фондов (пакетов приклад­ных программ, алгоритмов и математических моделей, инфор­мационно-поисковых и экспертных систем, банков данных и баз знаний); степень обеспечения научно-технических специалистов необходимой для работы информацией и т.п.

4. Организационно-управленческие, отражающие состояние планирования и управления научно-технической деятельнос­тью; степень оптимальности взаимодействия предприятия с на­учно-исследовательскими институтами, опытно-конструктор­скими бюро и вузами в интересах активизации инновационной деятельности; степень соответствия организационной и штат­ной структуры научно-технических подразделений предпри­ятия и решаемых ими задач развития инновационной деятель­ности; учитываемые экономические и социальные факторы стимулирования научно-технического прогресса.

5. Обобщающие, характеризующие функционирование и развитие научно-технологического потенциала. Это повыше­ние производительности труда в результате внедрения дости­жений науки и техники; количество новых машин, приборов, оборудования, освоенных за год; экономия от снижения себе­стоимости продукции вследствие проведения научно-техниче­ских мероприятий; параметры изобретений, рационализатор­ских предложений, лицензий, патентов, ноу-хау и т.п. [6]. В усло­виях перехода национальной экономики на инновационный путь развития особую актуальность приобретает оценка резуль­тативности деятельности всей научно-технической сферы.

2. Составляющие научно-технического потенциала предприятия.

Важнейшей составляющей научно-технологического потенциала являются кадры. Они представлены учеными и специалистами, работающими в научных лабораториях, научно-инженерных центрах, экономических, маркетинговых подразделе­ниях, а также сторонними специалистами и изобретателями, работающими по трудовым соглашениям.

Материально-техническая база научных исследований и разработок — это совокупность средств научно-исследователь­ского труда, которая представлена научным оборудованием, установками и другими техническими средствами для проведе­ния экспериментов, контрольно-измерительными приборами, электронно-вычислительной и испытательной техникой, обще­эксплуатационным и вспомогательным оборудованием.

Выделяют четыре группы используемых средств труда в на­учно-техническом секторе предприятий [6]. Первая группа включает научные приборы, оборудование и измерительную аппаратуру, которые используются для получения новой научной информации, вторая — электронно-вычислительные машины для моделирования объектов, автоматизированного конструирования, поиска информации, проведения расчетов и управления научно-производственным циклом. В третью группу входит опытно-производственное оборудование, которым оснащены экспериментальные цехи, участки, лаборато­рии коллективного пользования, в четвертую — средства механизации исследований и разработок (копировальные, множительные, вычислительные устройства, оргтехника и т. п.), которые служат для снижения трудоемкости научно-вспомогательных работ и интенсификации научно-производственного цикла.

Кроме этого, к средствам труда относятся эксперименталь­ная база, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства, средства связи, инвентарь и т.д.

Предметами труда в научно-техническом секторе являются сырье, материалы, которые в процессе исследований преобра­зуются или дополняются новыми данными и новыми решени­ями. Для них характерны особые требования к качеству материально-технических средств и технологических процессов, выполнению опытно-экспериментальных работ, стендовых и других испытаний, освоению производства новой продукции и в связи с эти» обеспечению конструкторской, технологической и организационной подготовки производства.

Важнейшей составляющей научно-технологического потенциала являются кадры. Они представлены учеными и специалистами, работающими в научных лабораториях, научно-инженерных центрах, экономических, маркетинговых подразделениях, а также сторонними специалистами и изобретателями, работающими по трудовым соглашениям.

Материально-техническая база научных исследований и разработок — это совокупность средств научно-исследователь­ского труда, которая представлена научным оборудованием, установками и другими техническими средствами для проведе­ния экспериментов, контрольно-измерительными приборами, электронно-вычислительной и испытательной техникой, обще­эксплуатационным и вспомогательным оборудованием.

Выделяют четыре группы используемых средств труда в на­учно-техническом секторе предприятий [6]. Первая груп­па включает научные приборы, оборудование и измеритель­ную аппаратуру, которые используются для получения новой научной информации, вторая — электронно-вычислительные машины для моделирования объектов, автоматизированного конструирования, поиска информации, проведения расчетов и управления научно-производственным циклом. В третью группу входит опытно-производственное оборудование, кото­рым оснащены экспериментальные цехи, участки, лаборато­рии коллективного пользования, в четвертую — средства механизации исследований и разработок (копировальные, множительные, вычислительные устройства, оргтехника и т. п.), которые служат для снижения трудоемкости научно-вспомогательных работ и интенсификации научно-производ­ственного цикла.

Кроме этого, к средствам труда относятся эксперименталь­ная база, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства, средства связи, инвентарь и т.д.

Предметами труда в научно-техническом секторе являются сырье, материалы, которые в процессе исследований преобра­зуются или дополняются новыми данными и новыми решени­ями. Для них характерны особые требования к качеству материалов, многообразие номенклатуры, быстрые темпы морального старения, небольшой объем партий поставок, неравномер­ность спроса, большая доля непредвиденных заказов, потреб­ность в изделиях специального назначения, имеющих ограни­ченное применение.

Информационная составляющая научно-технологического потенциала предприятия может включать:

&#&632; патентные фонды — описания изобретений, полезных мо­делей, промышленных образцов;

&#&632; нормативно-техническую документацию — технические за­дания, стандарты, технические условия, методики, нормативы;

&#&632; отчеты по выполненным научно-исследовательским рабо­там с разработанными рекомендациями;

&#&632; комплекты проектно-конструкторской и технологиче­ской документации;

&#&632; образцы нововведений — технологические процессы, ре­жимы и регламенты, лабораторные и опытные образцы;

&#&632; научные публикации в журналах, бюллетени;

&#&632; отчеты о зарубежных командировках специалистов пред­приятия, материалы международных конференций, симпозиу­мов, рекламные проспекты международных выставок и ярмарок.

Информация, как составляющая научно-технологического потенциала, обладает исключительной особенностью. Прежде всего и объектом, и предметом, и результатом интеллектуально­го труда является новая информация. А поэтому интеллекту­альный труд является информационным и главным источни­ком социально-экономического развития на основе коммерци­ализации интеллектуального продукта. По­этому наиболее важным является научная организация интеллектуального труда, которая включает следующие на­правления: разделение и кооперация; организация обратной связи между потребителями информации и ее производителя­ми; использование уникальных форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ин­теллектуального труда; организации эффективных форм и сис­тем мотивации труда и заработной платы.

Важнейшая функция организационно-управленческой ин­новационной структуры — гибкость, ее возможность быстрого формирования научно-исследовательских и производственно-технологических групп для решения приоритетных задач пред­приятий, отраслей и всей экономики страны. Выделяют три базовые формы организации инновационно­го процесса: административно-хозяйственную, инициативную и программно-целевую.

Административно-хозяйственная форма предполагает высо­кую кооперацию инновационного труда, наличие крупного на­учно-производственного центра, объединяющего под общим руководством научные исследования и разработки, производ­ство и сбыт новой продукции.

Инициативная форма предполагает венчурное финансиро­вание, научно-техническую и консультативно-управленческую помощь изобретателям — одиночкам, инициативным группам, малым организационным формам, которые работают при на­личии высокой степени неопределенности. При венчурном фи­нансировании интерес крупных финансовых институтов как инвесторов удовлетворяется путем приобретения прав на про­изведенные инновации и получения учредительной прибыли от кооперации рисковых предприятий, добившихся успеха.

Одной из эффективных форм организации научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ признана програм­мно-целевая, позволяющая с помощью программы увязывать поставленные цели НИОКР и ресурсы. Программно-целевая структура особенно эффективна при создании новых организа­ционных образований (на временной основе) для выполнения крупных научно-технических программ и решения различных научно-технических задач конкретных предприятий прежде всего в таких прогрессивных отраслях, как электроника, био­технология, робототехника и др..

3. Научные подразделения производства.

В научно-технической деятельности предприятий выделяют следующие категории основных участников:

2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);

3) имитаторы, которые в свою очередь делятся на:

а) ранее большинство;

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.

Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) −это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно-исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию).

Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за «пионерами9quot; внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.

Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).

Непосредственно на предприятиях научно-технический сек­тор представлен научно-исследовательскими институтами, вхо­дящими в структуру предприятия научными лабораториями, отделами главного конструктора, главного технолога, новой техники, стандартизации, патентования и маркетинговых ис­следований.

Основными направлениями деятельности научных лабора­торий, конструкторских и технологических подразделений яв­ляются проведение исследований, связанных с разработкой но­вых видов продукции, новых материалов, создание новых технических средств и технологических процессов, выполнение опытно-экспериментальных работ, стендовых и других испытаний, освоение производства новой продукции и в связи с этим обеспечение конструкторской, технологической и организационной подготовки производства.

4. Динамизм научно-технического потенциала.

В условиях жесткой конкуренции предприятия не могут рассчитывать на успех без планомерного развития своего науч­но-технологического потенциала. Сегодня в зарубежных круп­ных промышленных корпорациях создается большая часть технологических инноваций, которые, в свою очередь, стали основным источником структурных преобразований, прибы­лей и экономического роста. Предприятия, имеющие научно-исследовательские подразделения, обеспечивают опережа­ющее применение результатов исследований, изобретений и ноу-хау для решения производственных проблем, повышения технического уровня и конкурентоспособности своих товаров на мировых рынках. Научно-исследовательские подразделе­ния имеют тесные контакты с организациями, ведущими фун­даментальные исследования, успешно проводят прикладные исследования и патентуют результаты своей интеллектуальной деятельности. Для предприятий промышленности Республики Беларусь это ориентиры, которыми предстоит овладеть. Структура передовых производственных технологий в стране желает быть лучшей. Удельный вес инновационно-ак­тивных предприятий (осуществляющих разработку и/или внедрение новых или усовершенствованных продуктов, техно­логических процессов и иные виды инновационной деятель­ности) в промышленности Беларуси в 2005 г. составлял всего 14,1%.

Наращивание научно-технического потенциала является важнейшим показателем долгосрочной конкурентоспособ­ности предприятия. Темпы роста потенциала определяют экономическую эффективность использования ресурсов, масштабы получаемых результатов, их коммерческую цен­ность. Однако на пути к результативности научно-технологи­ческого потенциала предприятий возникает ряд факторов, препятствующих его развитию, среди которых необходимо выделить:

&#&632; недостаток собственных финансовых средств для разра­ботки и освоения инноваций;

&#&632; высокие затраты на инновации и длительные сроки их окупаемости;

&#&632; недостаточность финансовой поддержки государством инновационной деятельности предприятий;

&#&632; невосприимчивость предприятий к нововведениям;

&#&632; отсутствие должной защиты интеллектуальной собствен­ности;

&#&632; недостаток высококвалифицированных кадров для осу­ществления инновационной деятельности;

&#&632; неразвитость инновационной инфраструктуры;

&#&632; слабая мотивация труда научных кадров и инженерно-технических работников, изобретателей за достижения в инно­вационной деятельности.

К числу названных факторов относится слабая стимулиру­ющая функция действующей в стране финансово-кредитной сис­темы, политики цен и налогообложения, низкая активность госу­дарственных органов управления в формировании научно-техни­ческой политики, неразвитость внутренней и внешней коопера­ции при осуществлении крупных инновационных проектов.

Основные показатели научно-технологического потенциала Республики Беларусь в динамике за 1990—2006 гг. представлены в табл. 1. Эти данные показывают проблемы формирования науч­но-технологического потенциала в области кадров и финансиро­вании исследований и разработок. Так, численность персонала, за­нятого исследовательскими разработками в 2006 г. составляла 30,5%, расходы государственного бюджета на фундаментальные исследования, научно-технические программы и проекты, подго­товку кадров высшей научной квалификации и прочие расходы в области науки в 2006 г. составляли всего 0,28% к ВВП.

Научно технический потенциал

Таблица 1. Общие показатели научно-технического потенциала Республики Беларусь

Наукоемкость ВВП, т.е. отношение собственных затрат (те­кущих и капитальных) предприятий и организаций на выпол­нение исследований и разработок к ВВП, в Беларуси составля­ет около 0,7% (2000 г. — 0,72%, 2006 г. — 0,66%). Этот показатель значительно ниже, чем в промышленно-развитых странах. Так, например, затраты на исследования и разработки в среднем за 1996—2000 гг. в Швеции составил 4,3% к ВВП, в Финляндии — 3,5%, в Японии — 3,2%, в Южной Корее и США — около 2,6%, в ФРГ — 2,5%. В соответствии с «Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2015 годы» наукоемкость ВВП увеличится с 0,7% в 2005 г. до 1,8-2% в 2015.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Потенциал научно-технический

ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ — совокупность кадровых, материально-технических, информационных и организационных ресурсов, предназначенных для решения стоящих перед обществом задач научно-технического развития.

Потенциал научно-технический определяется прежде всего составом научно-исследовательских учреждений, специализирующихся на проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, их оснащенностью лабораторным, испытательным, стендовым и другим оборудованием, наличием квалифицированных специалистов и научно-вспомогательного персонала.

К подразделениям, обеспечивающим реализацию потенциала научно-технического, относятся опытно-экспериментальные производства, участки, установки в составе научно-исследовательских институтов, научно-производственных объединений, предприятий.

Потенциал научно-технический включает также информацию научно-технического характера, имеющийся опыт проведения исследований и разработок в различных областях науки, полученные при этом результаты. На XXVII съезде КПСС поставлена задача быстрейшего освоения созданного к настоящему времени научно-технического потенциала, концентрации имеющихся материальных и финансовых ресурсов на ключевых направлениях технического прогресса.

Развитие и эффективное использование потенциала научно-технического является важной предпосылкой ускорения научно-технического прогресса, интенсификации научных исследований, сокращения цикла «наука — техника — производство».

Источник: Краткий экономический словарь, М. 1987

Научно технический потенциал

Обзоры и публикации

Научно технический потенциал Недавнее вступление России в ВТО вызвало массу вопросов: принесет ли членство в этой организации реальные дивиденты стране? Не приведет ли оно к ухудшению экономического положения в ряде отраслей? Поговорим об этой проблеме подробнее.
Научно технический потенциалЧитать полностью >9gt;

Научно технический потенциал Термин оффшор прочно вошел в наш экономический лексикон. Что же представляет собой на практике регистрация компании в оффшорной зоне? Есть ли какие-либо ограничения для владельцев подобных компаний? Рассмотрим эту тему в нашем обзоре.
Научно технический потенциалЧитать полностью >9gt;

Научно технический потенциал Многие слышали про ПИФы — паевые инвестиционные фонды, но немногие представляют себе механизм их деятельности на финансовом рынке. Как осуществляется управление ПИФами? На какую доходность можно рассчитывать инвестору? Разберем эти и другие вопросы.
Научно технический потенциалЧитать полностью >9gt;

Научно технический потенциалВенчурные инвестиции – занятие в высшей степени рискованное, но тем не менее в последние годы к этому вопросу приковано повышенное внимание. Чем же так привлекательно вложение в рискованные ценные бумаги или предприятия? Постараемся ответить на этот вопрос.
Научно технический потенциалЧитать полностью >9gt;

Научно технический потенциал Термин хеджирование не так часто, как другие, встречается в экономической литературе, однако знание основных моментов, связанных с хеджированием, необходимо и рядовому участнику товарной биржи или фьючерсного рынка, и крупному инвестору. Рассмотрим подробнее эту тему.
Научно технический потенциалЧитать полностью >9gt;

© Копирование и воспроизведение материалов сайта www.ekoslovar.ru запрещено.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *