Научное творчество

Научное творчество и эвристика. Часть 1

Научное творчество – это, прежде всего, создание новых глобальных идей, ведущих к научным революциям и формированию новых парадигм: вообще создание нового научного знания, а, значит, и развитие науки в целом невозможно вне творческой деятельности. При этом под новым научным знанием понимается научное знание, ранее не входящее в общепринятый научный контекст и не получившее признания научного сообщества.
Главной движущей силой развития науки выступает мышление гениальных учёных, авторов эпохальных открытий, изменивших мировоззрение и культурный облик цивилизации. Творческий поиск, в финале которого просматривается возможность совершения научного открытия – это основа стратегии любого научного исследования. Элементы творчества необходимы уже при решении любых нестандартных задач, то есть таких задач, алгоритм (последовательность шагов) для которых неизвестен либо вообще, либо неизвестен данному конкретному субъекту познания. Творческий процесс динамичен, включает эмоции, переживания, фантазию.
Как известно, движущей силой любого творчества, в том числе и научного, является интуиция – особая способность мышления к «озарению», инсайту, когда учёному, исследователю совершенно неожиданно, в отсутствие достаточных осознаваемых оснований-предпосылок, приходит в голову догадка, становящаяся впоследствии основой решения нестандартной задачи или глобальной научной идеи. При этом существенная роль принадлежит бессознательным и подсознательным мыслительным процессам, без которых, как сегодня считает когнитивная наука, творческое мышление невозможно.
Творческий процесс в науке включает в себя следующие этапы: во-первых, этап подготовки, когда происходит изучение солидных массивов литературы, имеющей то или иное отношение к поставленной задаче или исследуемой проблеме. Во-вторых, это этап инкубации, когда подсознание активно работает над накопленным на этапе подготовки материалом. Далее следует непосредственно само озарение как центральный этап творческого процесса. В результате озарения происходит самое главное – исследователь получает некий первичный результат-эстафету, который как бы передаётся из области интуитивного мышления для дальнейшей работы над этими результатами в целях их окончательного завершения, что и происходит обычно на последнем этапе эвристического процесса – этапе проверки. На этом этапе велика роль логико-рациональных механизмов мышления, посредством которых полученный результат эксплицируется и обосновывается.
Большое значение в научном исследовании имеют так называемые эвристические методы, которые, в отличие от алгоритмов, применяются к нестандартным ситуациям и задачам. Они не имеют «жёсткой» схемы и включают в себя «точки ветвления», в которых субъект может выбрать тот или иной приём или метод для дальнейшего продолжения научного поиска. В целом в научном поиске возможно применение различных эвристических стратегий – общих схем всего исследования. Поисковая эвристика как бы «подводит» субъекта научного исследования к верному методу решения. Иногда, в нестандартных ситуациях, необходимо создавать принципиально новые алгоритмы решения научных задач, поскольку уже известные приёмы и методы не дают желаемого результата. Такие методы изначально создаются как эвристические, а затем эксплицируются, обосновываются, и в результате становятся полноправными научными методами. Особенно это характерно для математической науки, в которой значение эвристики очень велико. Вообще чем более опытным является исследователь, тем эффективнее работает его интуиция, тем более продуктивным является его мышление и тем разнообразнее и плодотворнее генерируемая этим исследователем эвристика.
Дело здесь в том, что интуицию можно развить, то есть как бы «натаскать» на решение проблем в определённых рамках – то есть приучить работать в условиях конкретной научной дисциплины, например, математики. Понятно, что эффективность «обученной» интуиции на порядок выше.
Категории интуиции в науке и философии традиционно противостоит категория логики, а интуитивному суждению – алгоритм, понятие которого имеет огромное значение в математике. Концептуально алгоритм можно рассматривать как аналог некоторого процесса человеческой деятельности. Алгоритм в математике определяется как чёткая последовательность действий, как однозначно жёсткое предписание, когда при заданных начальных условиях в результате выполнения этих действий мы гарантированно получаем решение некоторой математической задачи. При этом случаи, когда решения не существует, оговорены особо. Например, при построении графика некоторой функции, заданной конкретной формулой, мы всегда вначале ищем область определения этой функции. Класс задач, для решения которых в математике применяются конкретные алгоритмы, на современном этапе развития математики очень широк. Однако и в математике, и в других науках, опирающихся на математический аппарат, всегда найдётся достаточное количество важнейших задач, решение которых не может быть найдено с помощью уже известных алгоритмов. Вследствие этого в математике всегда будут иметь большое значение особые методы, которые в отличие от алгоритмических не гарантируют получение решения в результате выполнения определенной последовательности действий, но, вместе с тем, позволяют приблизиться к решению сложнейших задач. Эти методы называются эвристическими. «Эвристический» в данном контексте означает «необратимый», содержащий элемент догадки, и вследствие этого полностью неалгоритмизируемый, то есть пошагово неповторяемый в целом (из-за элементов необратимости). К таким методам мышление математика обращается как бы спонтанно: эвристические методы, как говорят, осеняют математика, «приходят в голову» во время напряжённых размышлений над поставленной задачей, а ранее математик о них практически даже не подозревает. Иначе говоря, «Эвристические методы не существуют (в отличие от алгоритмов – прим. автора), а вырабатываются по ходу решения». Даже применяя уже, казалось бы, широко известные эвристические методы – а в настоящее время многие распространённые эвристические методы описаны в методологической литературе – мы понимаем, что в них, всё-таки, наличествуют элементы необратимости, как раз и позволяющие применять эти методы к решению конкретных задач. Ценность подобных методов прежде всего в их гибкости, позволяющей получать решение нестандартных задач в отсутствие для них алгоритмического решения.
Традиционно под математической эвристикой понимают совокупность эвристических средств математики, то есть приемов, методов и процедур, применяющихся в математике при доказательстве теорем и решении сложных нестандартных задач, для которых не существует стандартных отработанных алгоритмов. Ни в коем случае нельзя воспринимать математическую эвристику только как некоторый свод правил, которых следует придерживаться при решении задач, чтобы получить результат за более короткий промежуток времени тем же алгоритмическим способом, без какого-либо качественного изменения привычного подхода. Такое представление о методах математического познания ложно. Эвристика действительно бывает различной в зависимости от степени сложности решаемой математической задачи – её может быть «больше» или «меньше», но без возникновения догадки, а, значит, и без участия интуиции эвристический процесс невозможен в принципе, даже в самом примитивном варианте. Можно констатировать, что решение практически ни одной серьезной математической задачи или доказательство теоремы, даже на современном уровне развития математической науки, уровень формализации которой очень высок, не обходится без применения эвристических методов и приемов. Это обуславливает немалый интерес к изучению математической эвристики .

© Copyright: Лина Султанова 2. 2012
Свидетельство о публикации №212021001113

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией .

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2017 Разработка и поддержка: Литературный клуб Под эгидой Российского союза писателей 18+

Научное творчество

Творчество научило древних людей из камня делать топоры, стрелять из лука, пользоваться огнем, обрабатывать землю, разводить животных. В творческом порыве человека родилась идея первой прялки, заработали паровые двигатели, вспыхнули электрические лампочки, раскололось атомное ядро.

Творить — значит искать, преобразовывать, создавать, сокращать пути к более полному господству над природой. Сколько славных имен обессмертило творчество. Разумеется, всегда будет впереди то общество, в котором шире открыта дорога для развития способностей и дарований личности. Основное богатство каждой страны заключается в количестве разума, интеллектуальных сил, воспитательных и накопленных народом. Прежде чем дать общую характеристику творческому процессу, необходимо кратко остановиться на особенностях человеческой психики вообще, ибо в процессе творчества участвуют многие виды психической деятельности: творческое воображение, мышление, различные эмоции, влечения, волевая активность, мировоззрение личности.

С давних пор человеческую психику принято делить на три основ­ные сферы: познавательные процессы, чувства (эффективность) и волевую активность. К области познавательных процессов помимо мышления относят воспитание, представление и память.

По новейшим взглядам, свойства памяти зависят от ионного равновесия в нервных клетках, изменений белка в них и молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК). Наряду с чувствами в узком смысле слова некоторые исследователи выделяют более простые виды эффек­тивности, которые называют эмоциями. В волевой активности различа­ет произвольные действия и движения. Давая общую характеристику человеческой психики, нужно коснуться и сознания.

Сознание — это высшая форма отражения объективной действи­тельности, наиболее совершенный вид психической деятельности, на которую способен человек в данный момент. Оно является функцией «. того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека». К сознательным, произвольным психическим процессам обычно относят логическое (дискурсивное) мышление, целенаправленные действия, активное влияние, произвольные воспоминания. Подсозна­тельные непроизвольные психические процессы составляют интуитив­ное мышление, инстинкты и влечения, сновидения, воображение, пассивное внимание, непроизвольные воспоминания.

Что же такое творческий процесс? Творчество – деятельность, в процессе которой человек создает новые материальные и духовные ценности. Любое творческое произведение является воплощением замысла творца. Оно всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности, всегда цельно и едино. В творческом акте примерно в одинаковой мере принимают участие ум, воля и чувства. В своих наиболее характерных особенностях творческий процесс един, в какой бы области он ни происходил. Но, тем не менее, в науке и искусстве он имеет некоторые различия, на которых нужно кратко остановиться.

Искусство — это образное отражение действительности. В процессе такого отображения художник через свое личное восприятие дает ту или иную оценку явлениям, выделяет типичное для данного исторического момента. В произведениях искусства художник передает свои чувства, эмоции, переживания, отношение к изображаемому предмету.

В отличие от искусства наука, познавая действительность, в большей мере пользуется абстрактным понятием, делая разнообразные отвлечения и обобщения и стремясь уловить те закономерности, которым подчиняются природа и общество. Обычно в творческом процессе различают три этапа: вдохновение, воображение, возникновение идеи; логическая обработка идеи при помощи обобщения и отвлечения; фактическое выполнение творческого замысла.

Остановимся более подробно на характеристике приведенных этапов творческого процесса. Как известно, наряду с логическим, или дискурсивным, мышлением многие признают еще существование интуитивного мышления, или интуиции. В процессе творчества участвуют оба вида мышлений — интуитивное и логическое.

На первом этапе творчества преобладают подсознательная психи­ческая деятельность, интуитивное мышление, тогда как на втором и третьем этапах творчества основное место занимают логическое мышление и сознательное волевое усилие. На заключительном этапе необходимо контролировать выводы при помощи наблюдений и экспериментов.

Интуитивное мышление, или интуиция (непосредственное чутье, проницательность), предполагает воображение, творческую фантазию, догадку. Интуитивное мышление носит непосредственный и нагляд­ный характер и обходится без определенных, отчетливых понятий, тогда как дискурсивному (логическому) мышлению свойственно образование понятий и выводов, основанных на логических умоза­ключениях, последовательном соединении тех или иных суждений. Интуиция возникает из запаса впечатлений, которые еще не оформлены сознанием, не воплощены в мысль или образ. Интуиция — это вид умственной деятельности, по своей природе близкий к тому мыслительному процессу, который И. П. Павлов называл образным эмоциональным мышлением и связывал по преиму­ществу с активностью первой сигнальной системы.

Что касается воображения, или фантазии, то имеются в виду формы психической деятельности, при которой происходит изменение, преобразование тех или других представлений. Иначе говоря, воображение — это способность вызывать в сознании из богатства воспоминаний определенные составные части и создавать из них новые психические образования.

При известных условиях фантазия может стать творческой, т. е. войти в качестве важной составной части в творческий акт. Подход ума к вещам допускает возможность отлета фантазии от жизни. Фантазия есть качество величайшей ценнос­ти, и нелепо отрицать роль фантазии в самой строгой науке. Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и инте­грального исчисления было бы невозможно без участия фантазии.

Однако воображение бывает только тогда вполне свободным, когда мы отдалены от реальных событий, находимся от них на некотором «душевном расстоянии». Чрезмерная близость к ним связывает нашу мысль и гасит воображение.

Воображение играет важную роль в творческом процессе. Даже существует мнение, что необыкновенная сила фантазии — спутник гениальности. Но, разумеется, одной фантазии, даже исключительной по своему богатству, совершенно недостаточно для создания полно­ценной творческой продукции. Выдающийся русский режиссер и актер К. С. Станиславский глубоко верил в возможность развития творчес­кого воображения. По его мнению, только в виде исключения вообра­жаемая картина создается интуитивно. Обычно же, чтобы расшевелить воображение, приходится предлагать определенные темы для мечтаний и задавать ряд вопросов: кто? когда? почему? для чего? и т. д.

Наряду с воображением в любом творческом акте очень важное место занимают чувства, эмоции.

Когда говорят об эмоциях,подразумевают душевные переживания человека, его волнения, радость, горе, чувства восхищения и гнева, любви и ненависти. Эмоции занимают значительное место в жизни человека, характеризуют его реакцию на окружающую действительность, показывают внутреннее состояние, влияют на творчество, отдых, здоровье.

Нельзя бесстрастно создавать новое, нельзя без эмоционального воодушевления достигнуть значительных результатов, в какой бы то ни было работе, что без эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Как известно, Лев Николаевич Толстой в основу своей теории искусства положил чувства, эмоции. Иван Петрович Павлов в своем известном «Письме к молодежи», пере­числяя основные качества ученого, пишет: «Третье — это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Будьте страстны в своих исканиях».

Иван Петрович Павлов считал, что ученому нужна свобода воображения, возможность свободно «раскидывать веер своей фантазии». Особенно важно научному работнику быть независимым в своем творчестве от установившихся традиций, от выработанных подходов к разрешению того или другого вопроса, быть свободным от различного рода пред­взятых идей, предубеждений и т. д. Эрудированный ученый, несущий на себе тяжелый груз знаний и связанный точками зрения, стесняющими свободу его творчества, нередко может сделать меньше открытий, чем дилетант (человек, который только поверхностно знает какую-либо область науки), но внутренне более свободный и независимый.

Когда Альберта Эйнштейна спросили, как делают открытия, он ответил: «Все знают, что оно невозможно, но кто-то один этого не знает. Вот он-то и делает великое открытие». Часто открытия совершаются на стыке наук, что объясняется не только тем, что ученый находит при этом новую область исследования, но и тем, что он не связан в своей работе привычными подходами и точками зрения. Нужно не бояться ни того, что говорят другие, ни собственных суждений. На творческом пути нередко встречаются неожиданные препятствия, кажущиеся некоторое время исследователю непреодолимыми. И только новая догадка, новый ход мысли выводят его из тупика, открывают пути к дальнейшим творческим успехам. «К сожалению, — пишет И. М. Сеченов, — в жизни, как и в науке, почти всякая цель достигается окольным путем, и прямая дорога к ней делается ясной для ума лишь тогда, когда цель уже достигнута».

В науке необходимы преемственность, использование опыта и знаний предшествующих поколений. Всеобщим трудом является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение и что все это обусловливается частью кооперацией современников и частью использованием труда предшественников.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о большом значении воображения, эмоций и влечений для творчества, особенно для его первого этапа (творческий замысел, создание идеи произведе­ния). Следует принять во внимание роль других важных факторов в творческом процессе вообще и в научном творчестве особенно: сосредоточенности внимания на определенной теме, накопления и систематизации наблюдений, процесса обобщения и получения выводов. Остановимся на значении для успеха в творческом труде духовной сосредоточенности, концентрации внимания на определенной теме.

Научное творчество имеет свои особенности, так как в большей степени стремится к установлению достоверности исходных фактических материалов и к их последующему контролю. В науке очень важен метод исследования, создание научной гипотезы, знание литературных источников, научные школы и т. д. Но прежде чем перейти к характеристике особенностей научного творчества, необходимо дать опреде­ление понятию науки, выяснить ее значение и рассмотреть основные методы.

Наука есть общий духовный продукт общественного развития.

Наука — исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся на основе общественной практики система знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития. Она движется вперед вместе с развитием общества, все точнее и глубже познавая действительность. Павлов определяет науку как орудие ориентировки человека в окружающем мире и самом себе.

Истинность научных выводов прямо или косвенно проверяется практикой. Суждения, которые невозможно проверить при помощи наблюдений и опытов, не имеют научного значения. Практика, ставя перед наукой самые разнообразные задачи, приводит к возникновению тех или иных отраслей знания. Но не всегда можно предвидеть практическое значение некоторых открытий. Вначале многие величайшие открытия имели чисто теоретический характер. Например, цитоплазматическая мужская стерильность была открыта в 30-х годах в СССР Михаилом Ивановичем Хаджиновым, а затем в США М. Родсом; нуклеиновые кислоты как составная часть клеточных ядер гнойных микробов были открыты швейцарским ученым Мишером в 1869-1870 гг. И то, и Другое открытия приобрели практическое значение только в 20 веке.

В науке имеет исключительно важное значение метод. Павлов писал: Метод — самая первая основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе.

С общей точки зрения, метод — способ подхода к действительности, способ познания явлений природы и общественной жизни. С марксистской точки зрения, метод — это объяснение всеобщих связей в природе, рассмотрение явлений действительности в их движении, развитии, изменении. Таким образом, научный метод состоит в сочетании приемов накопления надежных фактов с проверкой их соответствия предложенным обобщениям.

Никакое научное знание невозможно без исходного фактического материала, его систематического накопления. Но одни факты сами по себе еще не составляют науки, важен метод, каким они собираются, важны теории, которые кладутся в их основу. Д. И. Менделеев указывал, что одно собирание фактов, даже и очень обширное, одно накопление их, даже и бескорыстное, еще не обеспечивает возможности овладеть наукой, и сами по себе факты не дают еще ни ручательства за дальнейшие успехи, ни даже права на имя науки в высшем смысле. Здание науки требует не только материала, но и плана гармонии. Таким образом, наука невозможна без наличия систематизированных методов исследования и теорий, ибо только они позволяют, с одной стороны, устанавливать отношения между фактами, а с другой — управлять ими, т. е. находить им применение в практике. При этом чрезвычайно важно, что научное отношение к фактам исключает всякое преклонение перед авторитетами. Культ личности в науке совершенно недопустим, ибо он приводит ее в состояние застоя и упадка.

Наука должна увидеть проблемы и найти им соответствующее решение. При этом следует заметить, что несравненно труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Ибо для первого требуется воображение, а для второго только умение.

Наука вынуждена удовлетворяться относительным, приближенным знанием, вероятностью, но по мере прогресса научного познания наши представления о действительности становятся все более точными и совершенными. Диалектический материализм признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания истины, а лишь в том смысле, что в каждый момент невозможно познать ее до конца, полностью. Как известно, основными методами познания в действи­тельности являются наблюдения и эксперимент.

Наблюдения должны проводиться терпеливо, систематически и беспристрастно. Великие ученые-натуралисты (Дарвин, Пастер, Павлов и др.) дают нам исключительные образцы проведения такого рода наблюдения.

Преимущество эксперимента над наблюдением состоит в том, что эксперимент включает активное воздействие, целенаправленное изменение природных условий, благодаря чему легче выясняется значение того или другого фактора в изучаемом явлении. По Павлову, наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что хочет экспериментатор. Он был глубоко убежден в том, что экспериментальный метод призван раскрыть сокровенные тайны природы, выяснить процессы, протекающие в живом организме.

Однако в задачу науки входит не только объяснение явлений и факторов, но и предвидение будущих событий. Чудесное пророчество есть сказка. Но научное пророчество есть факт. Можно привести множество примеров научного предвидения в различных областях знаний.

Рассмотрев вопрос, что такое наука и каковы ее методы, возвратимся к научному творчеству, без которого не могла бы возникнуть сама наука и было бы невозможно ее дальнейшее развитие.

По К. А. Тимирязеву, плодотворная научная мысль имеет три ступени:

логическое развитие творческой мысли во всех ее последствиях;

проверка выводов путем наблюдения и опыта.

Как уже известно, первый этап творчества — догадка, зарождение замысла, создание новой идеи — носит в значительной мере подсознательный и непроизвольный характер, тем не менее известен целый ряд условий, которые благоприятствуют или, наоборот, препятствуют процессу творчества. Рассмотрим эти условия, ибо зная их, можно сознательно прибегать к определенным приемам, чтобы содействовать успешному развитию творческого процесса.

Уже давно исследователи обратили внимание на то обстоятельство, что очень многие открытия были сделаны совершенно случайно при наблюдении каких-либо явлений окружающей действительности. Например, у Ньютона (1643-1727) мысль о всемирном тяготении в первый раз возникла в тот момент, когда он лежал в саду и увидел падающее яблоко. Важную роль случай сыграл также в некоторых открытиях Дарвина. Отправной точкой для построения его эволюци­онной теории было удивление, которое он испытал, когда выкопал обломок окаменевшего гигантского броненосца, похожего на живого. Одна мысль возникла в его голове: возможно родство между животны­ми, некогда исчезнувшими, и теми, которые живут в настоящее время. Все его дальнейшие исследования шли под этим углом зрения. Он искал факты, которые могли бы объяснить указанное сходство.

Так же случайно было сделано Пастером (1822-1895) его величайшее открытие — возможность ослабления вируса и получения искусственного иммунитета. Однажды Пастер, желая привить курице холеру и не имея под рукой свежей культуры, взял ту, которая простояла некоторое время в пробирке, закрытой ватой. Привитый вирус оказался уже не смертельным: курица переболела и выздоровела.

Во всех подобного рода открытиях, сделанных случайно, исключительное значение имеет непосредственное наблюдение тех или других явлений природы, новое и свежее их восприятие. Но нужно долго и упорно работать в известном направлении, чтобы оказаться в состоянии сделать из наблюдений вывод. Об этом прекрасно сказал знаменитый французский математик Лагранж: «На случай при великих открытиях наталкиваются те, кто его заслуживает». Иначе говоря, в области наблюдений счастливая случайность выпадает на долю «подготовленных умов».

В период творчества нашесознание должно быть свободно от излишних, не относящихся к делу представлений, чтобы всецело сосредоточить мысль на одном предмете. «Искра научного творчества, — пишет Павел Александров, — вспыхивает лишь тогда, когда интерес к данному вопросу, пусть даже очень специальному и далекому от житейской повседневности, достигает того критического уровня, при котором не заниматься этим вопросом человек уже не может, когда сам вопрос и стремление его решить овладевают им совершенно».

На одной научной конференции Иван Петрович Павлов поставил перед собой и присутствующими большой вопрос: держать ли в голове все приобре­тенные знания или по примеру известного английского физика Уильяма Рамзая отказаться от них и думать так, как бы ничего не зная, чтобы мысль приобрела свободный характер? Павлов пришел к заключению, что, несмотря на исключительную важность сохранения свободы мысли, иметь определенные знания необходимо, чтобы не испытывать излишних затруднений, не повторять тех вопросов, которые уже разрешены, и, как говорят, не открывать Америку.

Однако и сами знания по ценности можно разделить на два вида:

I — знания, которые представляют собой оригинальный продукт
мышления исследователя;

II — те, что носят пассивный характер, так как они не подвергаются умственной обработке ни в момент их приобретения, ни в дальнейшем, а сохраняются в памяти как известный запас сведений.

Знание тогда действенно, когда оно становится органической частью нашего я, когда оно приводит к овладению известными приемами, необходимыми для свершения действия.

Не может быть настоящего познания без умения выделять в явлении самое главное, наиболее существенное и важное. Любое знание является продуктом деятельности ума, и чем глубже мысль, тем значительнее знания, которыми овладевает человек. Только умственная деятельность способна организовать представления, объединить их по определенному плану, придать им согласованность. Можно много знать, но не понимать того, что знаешь. Понимание достигается при помощи сознательного волевого усилия, а не является результатом простого запоминания. И. П. Павлов считал, что без хорошего знания специальной литературы современному ученому работать невозможно. Но роль книги для научного творчества не может быть сведена только к приобретению необходимых знаний. Книга может натолкнуть на новое открытие, она оказывает влияние не только на мыслительный процесс человека, но и на его личность, идеалы, взгляды и т. д.

Следует помнить, что проникновенное понимание, свобода и независимость мысли в подходе к тем или другим явлениям действительности — наиболее важные условия творчества. Нужно сочетать живую фантазию с критической деятельностью ума: только в этом залог успеха в любом виде творчества.

Роль отвлечений мысли и логической обработки тотчас же выступает на первый план, как скоро догадка, творческая идея, опирающаяся на опыты, превращается в научно обоснованное предположение, или гипотезу.

Гипотеза составляет очень важный этап в научном творчестве. Она делает события понятными, а иногда даже предсказывает их наступление. Научные гипотезы открывают путь к дальнейшим исследованиям и приводят к открытию новых фактов и новых законов. Один из крупнейших немецких естествоиспытателей Герман Людвиг Гельмгольц утверждал, что, когда из общего правильного принципа выводят следствие для отдельных случаев его применения, постоянно наталкиваются на поразительные результаты, которых не предполагали.

Всякая научная теория дает такие обобщения и отвлечения, которые согласуются с опытом и в состоянии предсказать новые явления и события. Правильность гипотезы или теории определяется тем, насколько она окажется в соответствии с последующими наблю­дениями. Даже самая новая гипотеза должна иметь преемствен­ность в отношении прошлого научного опыта и быть согласована с другими общими положениями науки.

В творческом процессе неустанно происходит борьба двух тенденций; старого и нового, подражательности и новаторства. Старое воззрение отстаивает свое право на существование, новый факт требует его пересмотра, из конфликта возникает научная проблема. Но ничего нельзя обожествлять, ни из чего, даже из самых превосходных гипотез и теорий, нельзя создавать фетиш.

Во многих случаях научные гипотезы являются только рабочими планами, которые следует менять в зависимости от результатов опыта.

В науке не существует вечных гипотез. Всегда происходит так, что некоторые факты, вытекающие из теории, опровергаются дальнейшими наблюдениями и экспериментами. Теория после периода своего расцвета может быть опровергнута. Но обычно новая теория рождается на развалинах старой, как попытка найти выход из создавшихся трудностей. Известный английский физик М. Фарадей о роли гипотез и теорий в науке писал, что догадка и теории, возникающие в уме исследователя, уничтожаются его собственной критикой и осуществляется достигнув едва десятую часть от всех его предположений и надежд. У ученого не должно быть любимых теорий, школ, учителей: одна правда должна быть его целью. Почему? Да потому, что гипотеза — это временное объяснение наблюдаемых явлений, и она должна быть упразднена, как только дальнейшие наблюдения станут ей противоречить.

Только систематическая и продолжительная проверка гипотез и теорий при помощи наблюдений и опытов может служить настоящей гарантией того, что они стали правилами и законами, позволяющими не только овладевать ходом текущих событий, но и предвидеть их будущие изменения.

В своем известном «Письме к молодежи» Павлов писал: «Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний, хотя бы самыми смелыми догадками и гипотезами. Изучайте, сопоставляйте, накапливайте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «теории9quot; — пустые потуги. Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Попытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие».

В этом письме с предельной ясностью обрисовывается роль фактов и теорий для построения науки. Без фактов нельзя создать настоящих теорий, а без хорошо проверенных теорий, т. е. законов, не может существовать наука.

Дмитрий Иванович Менделеев полагал, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется неверной, чем не иметь никакой, полученные факты должны подвергаться специальному и повторному контролю, ибо они могут иметь неодинаковую ценность и достоверность.

Еще больший источник возможных ошибок связан с тем, что отображение нашим сознанием предметов, событий и явлений окружающей нас действительности не сводится к простой регистрации фактов.

Как известно, восприятие является очень сложным процессом, в котором происходит как непосредственное чувственное отображение предметов и явлений, так и их узнавание, делается их первоначальная группировка и оценка, и наконец, достигается полное их понимание. Кроме того, на ход восприятия оказывает влияние характер личности, преобладающие взгляды и интересы, различного рода эмоции. Поэтому нет ничего удивительного в том, что как в жизни, так и в науке приходится встречаться с недостоверными и даже мнимыми фактами. При наличии же религиозных верований, фанатических идей целые коллективы могут стать жертвами невольных заблуждений. Л. Пастерпризывал к тому, чтобы каждый исследователь руководствовался только фактами, установленными на опыте, и был осторожен в своих выводах. Павлов также настоятельно рекомендовал по больше сомневаться в полученных результатах и побольше ставить контроль­ных экспериментов. Но при этом следует заметить, что совсем иное отношение, чем к недостоверным и сомнительным фактам, должно быть к фактам, противоречащим друг другу.

Рассматривая характерные особенности научного творчества, необходимо подвергнуть критическому анализу само мышление исследователя и указать на типичные качества научного склада мышления вообще. Самое первое и обязательное требование, которое должно быть к нему предъявлено, — это достижение зрелости мысли, свойственной логическому (дискурсивному) мышлению. Самая большая недисциплинированность ума — это верить во что-нибудь только потому, что хочешь, чтобы это было именно так, а не иначе.

Умение размышлять над своей работой, видеть ее перспективы, предугадывать результат — неизменное условие успешного творчества: И. Я. Берцелиус указывал, что ученый никогда не должен пытаться вершить убеждение там, где есть только вероятность. Ибо кто выдает вероятность за истину, тот сознательно или бессознательно становится обманщиком.

Каждый исследователь ставит перед собой задачу найти правильные и экономные пути для наиболее плодотворных обобщений и заключений. Прежде всего, необходимо стремиться к ясности мысли. Согласно одному из «правил для руководства ума», которые провозгласил французский философ, математик и физик Рене Декарт, нужно делать исчисления столь совершенным, заключение столь лаконичным и ясным, чтобы они были сразу восприняты.

Другое, столь же важное качество ума, нужное научному исследователю, — это простота мысли и решений тех или других вопросов. Настоящий ум не крадется темным кривым переулком, он открыто идет по ровному и прямому пути. Талант находить простейшее в самом сложном — это важнейшее качество ума настоящего ученого. Вряд ли подлежит сомнению, что наибольшее напряжение ума требуется при его синтетической и аналитической деятельности. Синтез и анализ — это наиболее важные умственные операции, которыми человек пользуется на каждом шагу своей деятельности. При синтезе мышление, исходя из двух конкретных явлений (фактов), устанавливает между ними внутреннее отношение и таким образом приходит к высшему обобщению. Синтез позволяет из частностей создать нечто целое, единое.

Анализ позволяет расчленять целое на части. При анализе мышление, взяв в качестве исходного пункта отдельное явление, восходит к его первоначальным общим положениям, отвлекаясь при этом от ряда деталей.

В соответствии с преобладанием аналитической или синтетической умственной деятельности различают два рода умозаключений; в одном случае суждение идет от общего к частному (дедукция); во втором — наоборот, от частного к общему (индукция). Обычно человек в процессе всех видов познания пользуется обеими формами умственной деятельности.

Творческий процесс на первом этапе своего развития всегда носит синтетический характер, тогда как анализ главным образом необходим для логической обработки уже имеющейся идеи.

В любом явлении необходимо выделить, самое главное, основное и одновременно нельзя забывать и о некоторых деталях, которые на первый взгляд не имеют прямого отношения к теме исследования. Иногда одна какая-нибудь, даже незначительная деталь опыта определяет его судьбу и дает всему исследованию совсем другое направление.

Определить все условия, которые требуются для плодотворной научной работы, конечно, невозможно. Да в этом и нет необходимости. Важно уловить наиболее характерные свойства научного склада мышления и приложить все усилия, чтобы их выработать у себя. Здесь, как и в других вопросах, нельзя отрывать теорию от практики. Очень многие важные стороны творчества лучше всего улавливаются в процессе овладения техникой научной работы.

Возьмем для примера такое простое и вместе с тем очень важное дело, как сохранение для научной работы известных идей и фактов. Учитывая, что наша память несовершенна, а мысли и представления могут забываться на время или навсегда, нельзя доверять своей памяти, необходимо каждую ценную мысль записывать сразу же при ее появлении.

Не менее важно совершенно точно регистрировать и систематизировать

фактический материал, предназначенный для научной обработки. Приемы регистрации и систематизации могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей исследователя, но без них обойтись невозможно. Многие научные работники систематически делают выписки из книг, заранее накапливая интересные факты и мысли, которые могут понадобиться им в дальнейшей работе.

Дмитрий Андреевич Кисловский указывал, что «зоотехник не должен забывать, вся зоотехническая практика является громадным коллективным экспериментом по направленному изменению одомашненных животных в нужном для человека направлении. Правильный методический анализ этого материала должен во многом помочь и при постановке дальнейших экспериментов». Поэтому правильная организация зоотехнического учета дает основание зоотехнику использовать его для решения целого рода зоотехнических вопросов, которые относятся к данному стаду, ферме, хозяйству.

При практическом решении вопросов повышения продуктивности животных в колхозах и совхозах большую роль играют все специалисты сельскохозяйственного производства, главным образом зооинженеры и зоотехники хозяйств.

Можно так сказать о животноводстве: С внешней стороны это дело кажется грубым — во дворе ухаживать за скотом, а на самом деле — это очень тонкое дело. Ни в одной отрасли труда, исключая только уход за человеком, не требуется такого внимания и любви к делу, как в животноводстве.

Чтобы правильно использовать животных и больше получать от них продукции, нужно в совершенстве знать методы их разведения, способы кормления, содержания и ухода.

Каждому специалисту этой отрасли приходится решать важные вопросы, связанные с экономикой и организацией животноводческого хозяйства, производством кормов, механизацией процессовнафермах, а также переработкой животноводческих продуктов.

Поэтому повседневный труд зооинженера в хозяйстве чрезвычайно разнообразен и содержателен. От того, насколько правильно и с сознанием дела зооинженер будет организовывать работу в хозяйстве, зависит успех развития общественного животноводства, рост его продуктивности и общее повышение доходности хозяйства.

Работа зооиженера в хозяйстве чрезвычайно интересна. В повседневной деятельности он имеет дело с живым организмом. Наблюдая за ним, экспериментируя и подбирая для него благоприятные условия кормления, содержания и ухода, а также используя из селекции лучшие методы отбора и подбора, он совершенствует существующие группы животных. Ни одна из отраслей сельскохозяйственных знаний не затрагивает так широко и глубоко жизнь сложнейшего живого организма, как зоотехния. В этом ее интерес и увлекательность. В совхозе или колхозе зооинженер является организатором и руководителем всего животноводства и смежных с ним отраслей. Специалист призван быть расчетливым и вдумчивым хозяином этой сложной отрасли сельскохозяйственного производства. Получение в хозяйстве дополнительного количества мяса, молока, яиц, шерсти и другой продукции является вкладом в общее дело улучшения материального благосостояния трудящихся.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО это:

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО — процесс продуцирования когнитивных инноваций в науке (законов, теорий, принципов, методов, моделей, приборов, образцов техники, технологий). Основу научного творчества составляют: 1) четко поставленная проблема. 2) обладание необходимым запасом накопленной в данной области науки информации (профессионализм), 3) комбинаторные способности исследователя по составлению самых различных сочетаний (включая маловероятные) из имеющихся элементов наличного знания, 4) интуитивные способности по отбору релевантных комбинаций и небольшого числа наиболее перспективных из них для возможного решения поставленной проблемы, 5) способность к принятию рискованных решений (когнитивная смелость), сочетаемая с готовностью их отстаивания перед лицом неизбежной критики со стороны членов научного сообщества. Понимание процесса научного познания как когнитивного творчества исходит из идеи активного характера субъекта науки и противостоит его истолкованию в качестве носителя способности лишь адекватно отражать воздействие со стороны познаваемого объекта. (См. новизна. интуиция, продуктивное воображение ).

Философия науки: Словарь основных терминов. — М. Академический Проект. С. А. Лебедев. 2004 .

Смотреть что такое «НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО» в других словарях:

ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его… … Философская энциклопедия

ТВОРЧЕСТВО — ТВОРЧЕСТВО, творчества, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. творить1 в 1 знач. История жизни и творчества Пушкина. Художественное, научное творчество. «Русский народ в течение одного века поднял свое духовное творчество на высоту, равную… … Толковый словарь Ушакова

Творчество — I Творчество деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере: научной, производственно технической, художественной, политической и т. д. там, где создаётся,… … Большая советская энциклопедия

Творчество — I Творчество деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере: научной, производственно технической, художественной, политической и т. д. там, где создаётся,… … Большая советская энциклопедия

творчество — а, только ед. с. 1) Деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей. Научное творчество. Свобода творчества. Муки творчества. Цель творчества самоотдача, а не шумиха, не успех (Пастернак). Синонимы:… … Популярный словарь русского языка

ТВОРЧЕСТВО НАУЧНОЕ — – высшая форма творчества; поиск и нахождение, открытие специфического типа связей и отношений. Его специфическим предметом являются закон, закономерная связь, тенденция развития. Научное творчество выражается в создании специфического типа… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

ТВОРЧЕСТВО — – деятельность людей, направленная на создание нового, никогда ранее не бывшего; способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным… … Философия науки и техники: тематический словарь

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства)  уникальность его результата. Результат… … Википедия

Творчество — (поэтическое). Вопрос о сущности поэтического творчества может рассматриваться двояко в зависимости от того, что сделаем мы предметом рассмотрения: поэтическое ли произведение, созданное актом творчества, или сам этот акт. Проблема поэтического… … Литературная энциклопедия

Творчество — ТВОРЧЕСТВО (поэтическое). Вопрос о сущности поэтического творчества может рассматриваться двояко в зависимости от того, что сделаем мы предметом рассмотрения: поэтическое ли произведение, созданное актом творчества, или сам этот акт. Проблема … Словарь литературных терминов

  • Научное творчество. Методы конструирования новых идей на основе ТРИЗ. Учебное пособие. В. М. Михайлов, П. М. Горев, В. В. Утёмов. Настоящее учебное пособие подготовлено в помощь студентам, учителям и преподавателям для использования на занятиях по изучению методов и приемов научного творчества, а именно методов… Подробнее Купить за 659 руб
  • Научное творчество. Методы конструирования новых идей на основе ТРИЗ. Учебное пособие. В. А. Михайлов, П. М. Горев, В. В. Утёмов. Настоящее учебное пособие подготовлено в помощь студентам, учителям и преподавателям для использования на занятиях по изучению методов и приемов научного творчества, а именно методов… Подробнее Купить за 365 руб
  • Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приемы ТРИЗ. Горев П.М. Утёмов В.В. Работа знакомит читателя с основными идеями теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанной Г. С. Альтшуллером. В ней предлагается пройти два курса — тренинга креативного… Подробнее Купить за 291 руб

Другие книги по запросу «НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО» >>

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Автор: [отечественный ] Время: [современное ]

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

процесс продуцирования когнитивных инноваций в науке (законов, теорий, принципов, методов, моделей, приборов, образцов техники, технологий). Основу научного творчества составляют: 1) четко поставленная проблема, 2) обладание необходимым запасом накопленной в данной области науки информации (профессионализм), 3) комбинаторные способности исследователя по составлению самых различных сочетаний (включая маловероятные) из имеющихся элементов наличного знания, 4) интуитивные способности по отбору релевантных комбинаций и небольшого числа наиболее перспективных из них для возможного решения поставленной проблемы, 5) способность к принятию рискованных решений (когнитивная смелость), сочетаемая с готовностью их отстаивания перед лицом неизбежной критики со стороны членов научного сообщества. Понимание процесса научного познания как когнитивного творчества исходит из идеи активного характера субъекта науки и противостоит его истолкованию в качестве носителя способности лишь адекватно отражать воздействие со стороны познаваемого объекта. (См. новизна, интуиция, продуктивное воображение).

↑ Отличное определение

Неполное определение ↓

Научное творчество

1. Сущность научного творчества.

2. Логика, интуиция, творчество.

3. Фазы (этапы) творческого процесса.

4. Некоторые технические приемы творчества.

1. Сущность научного творчества

Творчество обычно определяют как процесс создания чего-то нового, никогда раньше не бывшего. Творчество касается не только научно-исследовательской работы, технических изобретений или решения школьной задачи нешаблонным методом. Оно связано с производством, вопросами управления многими другими сферами деятельности. Творчество, как правило, не начинается с фактов: оно начинается с выявления проблемы и веры в возможность ее решения. Кульминационным этапом творчества является открытие новой, основной, главной мысли или идеи, определяющей, каким образом может быть решена проблема, давшая начало творческому процессу. Конечно, новые идеи открываются не каждому, а лишь подготовленному и заинтересованному уму. Однако история научных открытий и изобретений свидетельствуют, что одних научных и технических знаний и правильных установок еще не достаточно, чтобы выработать новые идеи. Все попытки свести творчество к точной методологии, применяемой каждым, кто занимается творчеством, до сих пор терпят неудачу. Творчество не удается свести к чисто логической процедуре, а это значит, что проблемы творчества должны быть исключены из логики.

Конечно творческое мышление не есть магическое заклинание, изучив которое можно приобрести возможность творить чудеса. И все же глубокое изучение творчества подсказывает, что его различные виды имеют много общего, протекают по сходной схеме, имеется ряд общих технических приемов творчества. Знание того, что представляет творческое мышление, как оно действует дает возможность развивать его с помощью специальных тренировок, организованных совершенно сознательно, а самое главное достаточно эффективно управлять творческой деятельностью. Так что было бы не рационально исключать проблемы творчества из проблем методологии науки и относить их только к психологии творчества.

2. Логика, интуиция, творчество

Гельмгольц, Гаусс, Пуанкаре, Луи де Бройль. Ж.Адамар и другие ученые, специально наблюдавшие за своим творческим процессом и описавшие его, единодушны в том, что новые идеи не обязательно рождаются в результате логического вывода. К решению научных проблем, как правило, не приходят и посредством сознательного планомерного организованного поиска, хотя такой поиск, обычно предваряет нахождение решения. О решении догадываются, его подсказывает интуиция, догадка, озарение, инсайт в другой терминологии.

Исследования психологов, занимающихся творчеством, и педагогов, стремящихся развивать у своих учащихся творческое мышление, также подсказывают, что каких-либо алгоритмов поиска решения проблем, способных заменить инсайт, интуитивную догадку, не существует. Можно лишь в какой-то мере управлять ситуацией, ускоряющей момент наступления инсайта и развивать творческую интуицию учащихся с помощью довольно искусственных приемов.

Еще родоначальник дедукции Аристотель далеко не разделял мнение, что все знание должно выводиться исключительно дедуктивным путем из немногих общих очевидных предпосылок (аксиом). Всегда возникает вопрос: Откуда берутся сами предпосылки. Отвечая на него, он указывал, что надежное знание должно строиться на том, что непосредственно дано нам в ощущении. Но обобщение материала чувственного восприятия индуктивным путем не дает нам надежного знания. Когда с помощью индукции мы ищем общее в большом количестве случаев, мы должны учитывать, что никакие два события не совпадают друг с другом. Ощущение, а вместе с ним и знание того, что общее действительно присутствует в исследуемых явлениях, дает нам особое чутье, интуиция, такое понимание сути. Для Аристотеля, таким образом, интуиция составляет в конечном счете первоисточник науки.

Средневековые схоласты приспособили аристотелевскую логику к решению теологических проблем и превознесли логическое мышление в качестве единственного эффективного способа использования разума.

Ф. Бекон критикуя схоластику в своем главном сочинении Новый органон попытался доказать, что науку можно свести к точной методологии, приложимой к фактам чисто механически каждым, кто попытается выявить причины явления. Предлагаемая им, а затем и его последователем Дж. Ст. Миллем процедура состоит в том, чтобы в наблюдении или эксперименте рассмотреть столько случаев проявления некоего феномена, сколько исследователю нужно, чтобы объяснить и проанализировать все обстоятельства или факты, связанные с каждым из этих проявлений. Эти обстоятельства, которые отсутствуют в некоторых из случаев, не могут быть причиной этого явления. В конечном счете, если у явления происходит, и отсутствует всякий раз, когда оно не происходит, может быть причиной.

Однако практика научного исследования подсказывал, что такая процедура хотя и полезна и дает определенный эффект все же не объясняет процесс рождения новых идей. Количество обстоятельств, сопутствующих любому явлению, как правило, бесконечно, и бэконовская исключающая индукция не дают ни каких критериев отбора нужных. Такой отбор требует предварительной гипотезы, а предлагаемый метод не дает ни каких способов выдвижения гипотез.

Первый, кто попытался создать логику интуитивного познания, был Р.Декарт. Картезианская интуиция представл�





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *