Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-пра­вовой действительности: они являются гражданами (или поддан­ными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возник­новения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Мно­жественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности го­сударства и права, а также концепции, отождествляющие госу­дарство и общество, полагающие, что государство и право — яв­ления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в ка­честве специфической проблемы.

Теологическая теория. Одной из первых теорий происхожде­ния государства и права была теологическая, объясняющая их воз­никновение божественной волей. Ее представителями были мно­гие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский — XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен и др.). Теоло­гическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реа­лизации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеоб­щего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе о тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п. т.е. это в конечном итоге вопрос веры.

Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древ­ности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако по­добные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).

Смысл этой теории в том, что государство возникает из раз­растающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Его власть, таким об­разом, — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из тео­логической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.

Основные положения патриархальной теории убедительно оп­ровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. На­против, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются.

Вместе с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья — мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосыл­ки для возникновения государства.

Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи выска­зывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой тео­рии были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.

В соответствий с органической теорией само человечество воз­никает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реали­зуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каж­дого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распростра­нять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть ис­пользованы в качестве аналогов для понимания процессов, свя­занных с возникновением государства.

Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее пред­ставителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные за­коны. Возникновение государства, таким образом, рассматрива­ется как реализация закономерности подчинения слабого сильно­му. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появи­лись именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

Оценивая эту теорию, следует отметить, что она описывает один из частных случаев возникновения государства. Однако для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уро­вень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достиг­нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к воз­никновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении герман­ских или венгерского государств.

Психологическая теория. Представителями этой теории, воз­никшей также в XIX в. были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлениям свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, под­ражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного обще­ства, осознанием справедливости определенных вариантов дейст­вия и отношений и проч.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства че­ловеческой психики оказывают определенное влияние на реали­зацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой — сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, со­циальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.

Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, В. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. т.е. в XVII-XVIII вв. По этой теории до появления государства люди находились в «естествен­ном состоянии», которое понималось разными авторами по разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.). В большинст­во концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, получен­ных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития чело­вечества права одних людей приходят в противоречие с правами других; нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспе­чить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о созданий государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда за­падных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть ко­торых основывается на согласии управляемых. ».

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, револю­ционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение отражение и в Дек­ларации независимости США.

Отмечая прогрессивность многих положений теории общест­венного договора, которая противостояла феодальному сословно­му государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать все же на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных про­тиворечий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость эко­номических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

Вместе с тем, надо иметь в виду и то обстоятельство, что объ­единение людей требует их взаимного согласия, и это определяет то положительное значение, которое имеет данная теория.

Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как резуль­тат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает ма­териальные условия возникновения государства и права, но и оп­ределяет социальные изменения общества, которые также пред­ставляют собой важные причины и условия возникновения госу­дарства и права.

Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решаю­щую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукта той непримиримости, как ору­дие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распредели­тельная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических усло­виях решающее значение в качестве причин появления государст­ва могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходи­мость решения общих дел, совершенствования управления общест­вом, специализации этого управления как формы разделения труда * .

* В 80-90-е гг. в отечественной науке произошел существенный сдвиг в изучении вопросов происхождения государства и права. См. напр. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М. Наука, 1983. С. 3-57; Теория государства и права. М. Юристъ. Вып. 1. С. 22-86; Теория государства и права. Часть 1. Теория государства. М. Юристъ, 1995. С. 21-72 (автор соответствующих разделов А.Б. Венгеров). Рекомендуем ознакомиться с этими работами.

Вопрос 2. Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

1. Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несо­мненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств — как Древнего Востока, так и Древнего Запада (Греция, Рим).

У древних народов политико-правовая мысль восходит к ми­фологическим истокам и развивает представление о том, что зем­ные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих бо­жественное происхождение. В русле такого, понимания и освеща­ются в мифах темы земной жизни людей, их взаимоотношения между собой, права и обязанности, вопросы общественного и госу­дарственного строя.

Основная идея теологической теории — божественный перво­источник происхождения и сущности государства: вся власть от Бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость.

2. Согласно патриархальной теории государство вырастает из семьи, а власть монарха олицетворяется с властью отца над членами семьи. В таком государстве есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой; государство — это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаим­ного уважения и отеческой любви. Сторонники теории (Платон, Аристотель) определенно высказываются в пользу города-полиса, разделения труда между горожанами. Быт в государстве основан на началах справедливости, общности, равенства, коллективизма. «Никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в этом нет крайней необходимости, не должно быть жилища или кладовой, куда не имел бы доступа любой желающий». Пла­тон — противник крайностей богатства и бедности. Он тонко подмечает политическое значение имущественного расслоения общества, которое ведет к государству бедных и богатых. Его идеалом является аристократическое государственное устройство.

3. Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время — в период буржуазных революций XVII—XVIII вв. (Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс, А.Н. Радищев и др.). Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящи­мися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое, в народ. На основе такого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма — государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопас­ности заключивших договор индивидов. В последующем заключа­ется вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.

4. Теория насилия — социологическое направление буржуазной теории государства и права второй половины XIX в. Одним из ее основателей и ведущим представителем был Л.Гумплович (1838—1909), профессор государственного права в Австрии, вице-президент Международного института социологии в Париже. Сто­ронником ее был К. Каутский.

Причина происхождения и основа политической власти и го­сударства заключается, согласно этой теории, не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образу­ется единство противоположных элементов государства: властву­ющих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, обще­ственный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опустошение, словом, насилие — вот что приводит к образованию государства. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присва­ивает всю их землю и затем принуждает побежденное племя сис­тематически работать на себя, платить дань или подати. Любой случай такого завоевания приводит к возникновению классов, но не вследствие расслоения общины, а в результате соединения двух общин, из которых одна делается господствующим, другая — уг­нетенным и эксплуатируемым классом, принудительный же ап­парат, который создается победителями для управления побеж­денными, превращается в государство.

5. Органическая теория происхождения государства, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер, считает государство
результатом органической революции, разновидностью которой является социальная революция. Подобно тому, как в живой природе, полагал Г. Спенсер, выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит ес­тественный отбор, определяющий появление правительств и даль­нейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.

6. Психологическая теория объясняет причины возникнове­ния государства свойствами психики человека, его биопсихичес­кими инстинктами и т.п. Известный русский ученый Л.И. Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике инди­вида потребности к повиновению, подчинению «выдающимся личностям». 3. Фрейд — основатель психоаналитического на­правления в буржуазной социологии — выводил необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды появляется государство для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека.

Э. Дюркгейм в противовес индивидуально-психологической теории развивал взгляд на человека как, прежде всего на общест­венное, а не биопсихологическое существо. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея социальной солидарности и для ее обеспечения создаются соответствующие государственно-правовые институты.

7. Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Первый подход, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов.

Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства .могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.

3. Общая характеристика теорий о происхождении государства и права

Теории происхождения государства и права многообразны, так как:

— отражают мировоззрение авторов (атеист Ф.Энгельс не мог объяснять происхождение государства так, как его объяснял монах Ф.Аквинский);

— основаны на определенном уровне развития знаний об обществе, государстве и праве (Ф.Энгельс в XIX в. мог анализировать десятки государств, в то время как Аристотель в IV в. до н.э. такой возможности не имел);

— происхождение каждого конкретного государства имеет свои особенности (для объяснения происхождения древнего Египта подходит ирригационная теория, для образования США — договорная).

В настоящее время существует более двадцати теорий происхождения государства и права. Основными из них являются следующие:

1. Теологическая теория (Ф.Аквинский): государство установлено богом, монарх – наместник бога на земле, которому нужно беспрекословно повиноваться.

2. Патриархальная теория (Аристотель, Р.Фильмер, Н.К.Михайловский): государство – это разросшаяся семья, управляемая отцом, его нужно уважать и добровольно подчиняться.

3. Договорнаятеория (Д.Локк, Т.Гоббс, Г.Гроций, А.Н.Радищев): народ добровольно создал государство для защиты своих прав, но имеет право поменять правительство, если оно перестанет служить народу.

4. Теория насилия (Е.Дюринг, Л.Гумплович):

— теория внешнего насилия . одно племя завоевывает другое и формирует государство, чтобы держать в повиновении побежденных;

— теория внутреннего насилия . одни соплеменники (сильные) подчиняют других (слабых) и удерживают их в повиновении.

5. Историко-материалистическаятеория (марксистско-ленинская — К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин): комплекс сформировавшихся экономических, социально и военно-политических предпосылок неизбежно ведет к созданию государства (неолитическая революция → три общественных разделения труда → рост производительности труда → появление прибавочного продукта, который накапливается у определенной группы людей → разделение на классы→ непримиримые классовые противоречия (антагонизмы), необходимость подавления одного класса другим.

6. Психологическаятеория (Л.Петражицкий): люди различаются по своим психическим свойствам – одни созданы, чтобы подчиняться (таких большинство), другие – чтобы подчинять (таких меньшинство); их объединение приводит к появлению государства.

7. Органическаятеория (Г.Спенсер): государство – это живой организм, который живет по законам природы (правительство – голова, армия и полиция – руки, различные группы населения – внутренние органы).

8. Ирригационнаятеория (К.Витфогель): государство возникает при необходимости организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений (плотин, дамб, каналов для орошения и осушения). Данной теорией объясняется создание древних восточных государств – Египта, Китая, Индии.

Теории происхождения права тесно связаны с теориями происхождения государства, но имеют свои особенности.

1. Теологическая теория (Ф.Аквинский): право – это искусство добра и справедливости, данное богом в виде заповедей; оно вечно и неизменно, т.к. человек не способен создавать справедливых законов.

2. Теория естественного права (Д.Локк, Т.Гоббс, Г.Гроций): право делится на позитивное (созданное государством в виде законов и т.п.) и естественное (вытекает из неизменной природы человека, связывается с совестью и справедливостью). В правовом государстве позитивное право является справедливым.

3. Психологическая теория (Л.Петражицкий): причиной возникновения права являются психические переживания людей, результаты этих переживаний фиксируются в нормах права.

4. Историческая теория (Г.Гуго, Ф.Савиньи, Г.Пухта): право зарождается и развивается исторически у каждого народа, как национальный язык.

5. Социологическая теория (П.Стучка): социальная жизнь сложнее и динамичнее писаного права, его недостаточно для регулирования общественных отношений. Поэтому настоящее право исходит из судебной практики, когда суды вынуждены толковать существующие законы, приспосабливая их под реальные общественные отношения.

6. Марксистская теория (К.Маркс, Ф.Энгельс): право – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Следовательно, корни права лежат в экономике.

Таким образом. существует множество теорий происхождения государства и права. В России в настоящее время преобладает историко-материалистическая теория происхождения государства и позитивизм в происхождении права.

Теория государства и права. Курс лекций

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
    • Характеристика власти в первобытном обществе
    • Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
    • Происхождение государства
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган — основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
    • Соотношение гражданского общества и правового государства
    • Личность, право и государство
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
    • Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
    • Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
    • Понятие, принципы и виды правотворчества
    • Этапы и стадии законотворческого процесса
    • Законодательная техника
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Общая характеристика основных теорий происхождения государства

Теологическая теория. Эта теория возникла в Древнем мире в самых различных регионах, а в Европе в Средние века. Представителями этой теории можно считать известных мыслителей, философов и государственных деятелей ( Платон, Сократ, Аристотель и др.). В период раннего христианства ее основателями считались Блаженный Августин, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие представители христианства. Например, Августин Блаженный (354-430) — отец церкви. В своем знаменитом сочинении «Град Божий» Августин представил историю человечества, государства и права, подчиненную установленному плану Бога. Социально-правовые и государственные институты составляют «Град земной», результат свободной (греховной) воли человека.

Не отвергая основ общественного договора, Августин связывает права субъектов общественного договора с предопределением, с делегированием каждому народу исключительных свойств, которые вызывают необходимость особенных норм и особенных условий для общественного договора у разных народов. Но короли не являются самостоятельным источником власти (сувереном), их власть носит делегированный характер. Бог предопределяет правителей и соответственно ход событий, объем их прав и их суверенность. Иногда действие Божественной воли проявляется (например, для народа Израиля) через действие норм позитивного права. Человеку предопределено подчинение политической власти («нет власти не от Бога»), формы которой устанавливаются людьми, но являются также сущностью Божественного предопределения. Августин, так же как и Аристотель, подразделяет формы правления на правильные и неправильные, но главное в его теории состояло в разработке теории разделения властей на светскую и духовную, которые являются суверенными и взаимодействующими.

В Средние века идеологом данной концепции генезиса государства выступил Ф. Аквинский (XIII в.). Его учение в более позднее время получило наименование томизма. Томизм являлся символом религиозного освящения существующего порядка, который основывается на естественном праве и соответствует вечному закону.

Томизм стал официальной доктриной католицизма в Новое время (неотомизм). И на современном этапе официальная доктрина Ватикана приспосабливает данную теологическую концепцию к политической реальности. В современных условиях эту парадигму сформулировали идеологи католической церкви (Маритен, Мереье и др.). В настоящее время теологическая концепция реализуется в теократических или клерикальных государствах; ее вариантами являются христианско-демократическая, христианско-догматическая, ортодоксально-исламская и иные модели государственной власти (теократия, имамат, халифат и др.).

Патриархальная теория. Эта теория может рассматриваться также в некоторой связи с теологической концепцией. Представителями данной теории считаются Платон, Аристотель, Конфуций, Фильмер, Н.К. Михайловский, Г. Мэн и др. Рассматривая изначальное состояние человечества как патриархальное, данные авторы полагали, что простая патриархальная семья послужила элементарной основой для генезиса всех остальных институтов и форм, включая государство. Государство возникает путем объединения родов в племена, племен в союзы, союзы племен постепенно составляют государство. Процесс постепенного разрастания семьи потребовал более сложных форм организации общества, большая семья как социум требовала конструкции государственной власти по типу власти семейной, отцовской.

Коллективные, солидаристские формы общежития обусловили необходимость в особой силе для упорядочивания социальных связей, отношений и норм. Этой силой послужила особая форма большой семьи — монархия. Власть монарха при этом рассматривается традиционно как продолжение власти отцовской, отеческой. Монарх (патриарх) одновременно является и главой власти светской, и главой власти духовной (божественное происхождение власти в данной концепции не отвергается).

В основу подобной монархической организации власти кладется принцип ее наследственности (как власть наследуется в семье). Передача власти по-семейному (отеческому) принципу обусловила и соответствующие вертикально-горизонтальные связи в данном государстве. Подобный тип власти и государственности возникал преимущественно в родовых системах общинного быта, но, как показывает практика, неправомерно выводить государство из семьи.

Несомненно, трактуя принцип наследственности в контексте современного способа передачи власти в монархии, необходимо констатировать некоторые весьма продуктивные идеи данной теории, состоящие в механизме осуществления и передачи монархической власти. Обосновывая неограниченный характер власти монарха, данная теория видела основную идеологическую причину существования политического порядка в подобных формах семьи и семейно-родовых связях (коллективности, солидарности, общем решении дел). Некоторые авторы, например Фильмер («Патриархия, или Защита естественного права королей»), выводили право королей из изначального патрирхата (со ссылками на Библию, где говорится о патриархах еврейского народа). Несмотря на недостатки теоретического обоснования, данная теория Фильмера, безусловно, имела важное значение как некая социологическая система происхождения государства в связи и на основе форм родового и семейного быта.

Договорная теория. Авторами данной теории считаются Г. Гроций, Руссо, Гоббс, Локк, Спиноза, Дидро, Монтескьё, Радищев, Пестель, Лильборн и др. Она получила распространение в Новое время, в период буржуазных революций. Основанная на естественных правах человека, данная теория рассматривает государство как результат договора или соглашения. Условия данного политического по своему характеру договора связываются с системой взаимных прав и обязанностей властвующих и подвластных.

Теория базируется на том, что возникновению государства предшествует некий период свободы, естественного состояния людей, а государство устанавливается как итог общественного договора. Выход из естественного состояния связывается с добровольной передачей обществом государству своих прав на определенных условиях. Государство, в свою очередь, обязуется признавать и охранять эти права. Сначала учреждается политическая форма власти (первый договор), затем происходит уже подчинение народа определенному лицу (второй договор). При этом договор может рассматриваться как молчаливый факт, логическая предпосылка или презумпция в объяснении происхождении государства. Общественный договор является договором публично-правового характера, закладывающим основы конституирования власти, т.е. учреждающим политико-правовые и общегражданские условия отношений народа и власти.

Основные положения общественного договора должны соответствовать природе человека, отражать концепцию неотчуждаемости естественных прав. Члены общественного договора должны брать на себя обязательства по соблюдению его условий. В основе данного соглашения лежит юридический факт, порождающий соответствующие политические права, обязанности и формы ответственности. Государство здесь рассматривается как одна из сторон, «условная личность». А правление в государстве рассматривается как народное, народ, а не верховная власть является сувереном (источником власти). Народ в данной системе отношений имеет право на сопротивление власти, которая не исполняет возложенных на нее сувереном обязательств. Имея демократическое содержание, данная теория часто на практике приводила, наоборот, к утверждению недемократических институтов, революционных диктатур.

Теория насилия. Данная теория была сформулирована прежде всего в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Эти ученые стремились выявить в природе государства институты, обладающие правом на применение силы. Кроме того, генезис государства, по мнению этих авторов, связан с завоеванием, в результате которого устанавливаются политическая власть, политические институты, политический процесс и определенная степень политического участия населения. Экономико-правовые формы рассматриваются как итог установления и действия политической власти.

Модель государства с точки зрения теории насилия представляет собой в основном отношения власти и подчинения. По методам применения политической силы проявляется действие политической воли. Фактор насилия (военный фактор) приводит к быстрой институализации в государстве политических связей, поэтому с данной теорией часто связывается определение государства как политической системы. Насилие объявляется основным содержательным элементом права и прежде всего тщательно разработанной системой запретов и санкций (что характерно для исторического процесса складывания государств).

Классический вариант теории в трактовке Л. Гумпловича предстает в понимании невозможности существования государств без применения насилия. По его мнению, вся история образования государств подтверждает действенность данного фактора: завоевания сильными народами слабых народов. Кроме того, даже обосновывается право сильных на завоевание по аналогии с природой, где происходит борьба видов за существование. Победители образуют правящий класс и приспосабливают институты власти и управления в первую очередь на подавление сопротивления подвластных. Но государство не может держаться только на военном насилии, поэтому требуется организация политического насилия (в рамках закона). Это приводит к быстрому и системному развитию политико-юридических связей, институтов и отношений. Юридические процессы развиваются сверху вниз, но имеют быстрое распространение, т.е. в короткие периоды времени происходит организация всего государственного механизма и развитие системы законодательства. Власть в этом случае управляет не только армией и полицией, но и системой хартий-законов и учреждений.

Теория насилия применима в большей мере к генезису первичных государств, на определенных этапах современного развития проявляется действие идей и инструментов этой концепции (завоевание одних государств другими не явное, посредством установления экономического диктата и др.). Само завоевание следует рассматривать как вторичный процесс, как следствие социально-экономических причин и процессов. Но, несомненно, основные положения теории насилия необходимо учитывать при проведении мирной политики существования государств с различным политическим строем, в политической деятельности всех институтов политической системы отдельного государства.

Органическая теория. Данная теория зародилась еще в античности, но получила большое распространение во второй половине XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.). Теория Дарвина (борьбы видов за существование), по сути материалистическая теория эволюции органического мира, была перенесена на социальную сферу. Таким образом, социал-дарвинизм данной теории выразился прежде всего в перенесении закономерностей естественного отбора и борьбы видов за существование на социальную организацию и отношения.

Органическая теория верно рассматривает элементы государственности с позиций системности, верным является подход, связанный с подразделением социальной системы на подсистемы и уровни, но ошибочным являются крайние формы биологизации общественной жизни. В этой теории справедливо указывается на невозможность автономного существования индивидов, подчеркивается необходимость системной организации и подчинения индивида этой организации (целостности). Идея государства-организма предполагает определенную степень автономности и интегрированности различных уровней власти. Существенным положением органической теории является тезис о том, что государство зарождается вместе с людьми как способ организации социальности вообще.

Идеи органичности развития государства связаны с выявлением взаимозависимости между юридическим, экономическим, общественным, политическим и религиозно-нравственным укладом нации 1 Ковалевский М.М. Социология. Т. 1. СПб. 1997. С. 82. На базе органической теории возникла солидаристская концепция государства (Э. Дюркгейм, Л. Дюги и др.), основной смысл которой сводился к тому, что главная задача государства — создание консенсуса, примирение противоречий социальных групп и слоев. Государство как форма солидарности не является аппаратом насилия, а выполняет социальные функции по своей природе в интересах всего общества. При этом часто отожествляются понятия общества и государства, а государство рассматривается как результат социальной эволюции. Но необходимо учитывать, что социальная борьба не является борьбой биологической, но борьбой политической. Власть является основным признаком государства, только оно обладает всей полнотой власти и ее формами. «Все остальные социальные организмы лишь обладают частичной властью или какой-нибудь из ее форм» 2 Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб. 1998. С. 471.

Материалистическая теория. Существует большое разнообразие материалистических теорий происхождения государства: историко-материалистическая (марксистская), немарксистская, ирригационная и др. Основой философии материализма диалектического и исторического являлось быстрое развитие естественных наук в Новое время.

В рамках материалистической (марксистской) теории (Маркс, Энгельс и др.) происхождение государства связывается в основном с социально-экономическими факторами. Учитываются, во-первых, три крупных разделения груда, которые привели к появлению прибавочного продукта. Во-вторых, возникновение частной собственности и территориальной (соседской) семьи связывается с необходимостью возникновения публичной власти, не совпадающей непосредственно с населением. В-третьих, подчеркивается резкое классовое расслоение общества, социальная дифференциация, вызвавшие разделение всего общества на две категории: властвующих и подвластных. Поэтому государство является закономерным итогом классового господства и по своей сути является механизмом принуждения.

Государство рассматривается как итог развития общества на определенном этапе развития. Государственный механизм рассматривается как система институтов, призванных законсервировать и поддерживать классово-политическое преобладание. Государство и право признаются исключительно классовыми по своей природе явлениями, которые возникают и сохраняются только в классовом обществе и отмирают в связи с исчезновением деления на классы.

Историко-материалистическая (немарксистская) теория опирается на научные основы генезиса государства, прежде всего связанные с потребностями естественного развития социума. Причинами образования государства признаются практические цели и потребности в решении совместных задач, связанных с созданием и поддержанием жизнеспособной системы экономической и управленческой деятельности. Положительным элементом теории признается необходимость в существовании государства на всех этапах его развития. В основе данной концепции лежат прежде всего факторы «неолитической революции» и «экологического кризиса», которые обусловили необходимость выживания биологическою вида (человека). Таким образом, отказ от методов архаичного ведения хозяйства (присваивающей экономики) был осознанным выбором человечества, означавшим переход к производящей экономике и к новым формам собственности и организации управления. Происхождение государства здесь также связывается с разделением общества на классы, но парадигма неизбежности борьбы классов устраняется из этой концепции. Отрицается и решающее влияние классов в создании государства (А.Б. Венгеров).

Ирригационная теория происхождения государства была сформулирована немецким ученым К.Л. Витфогелем, который связывал генезис государства с потребностями решения масштабных задач в странах Древнего Востока, связанных с необходимостью проведения ирригационных работ, поддержания систем ирригации. С учетом того, что государства возникали прежде всего в долинах крупных рек, Витфогель акцентировал внимание на том, что первичные государства в силу протяженности их границ и территорий должны были продумать систему управления и организации общественных работ в огромных масштабах. Земледельческие государства должны были создавать разветвленный бюрократический аппарат, способный консолидировать рассеянное на огромных территориях население, упорядочить систему налогов, обороны, внешнего взаимодействия с другими государствами.

Психологическая теория. Психологическая теория происхождения и существования государства в различных формах связывается с необходимостью взаимодействия людей на основе осознанной психологической потребности в определенном типе социального общения и организации. Коллективное взаимодействие, его природа связаны с закономерностями развития психики человека и коллективных психических переживаний социального целого. Взаимодействие общества и государства объясняется с точки зрения актов не юридического характера, а психологического. Психологические акты взаимодействия создают представление о формах развития государства и права как итоге реализации законов психологического общения. Происхождение государства состоит в том, что между определенными частями социального организма устанавливается непосредственная психическая связь, которая закрепляется в законодательных формах.

Авторами данной теории традиционно считаются Петражицкий, Фрейд, Тард и др. Возникновение государства выводится из психологической потребности человека властвовать и подчиняться власти. Теория психоанализа сводит развитие форм государственности к проявлениям волевых актов великих людей и факторов массового сознания. Л.И. Петражицкий, автор «Теории права и государства в связи с теорией нравственности», подчеркивал значение законов-тенденций правовой психики, которые вызывают к деятельности опосредованную правом систему социального поведения, правопорядок. Из специальных функций права на первый план выходят организационная и распределительная. Решающее влияние на государственно-правовые процессы оказывают императивно-атрибутивные элементы правосознания (осознание долга и требования государства и общества). В правовой психике проявляется двустороннее мотивационное действие. Петражицкий обращает внимание на то, что кроме пассивной этической мотивации (осознания долга) действует активная мотивация (сознание управомоченности), в результате чего происходит координация индивидуального и массового поведения в государстве. Большое значение в деятельности государственных учреждений придается прецедентному праву.

В психологической теории генезис государства связан с соединением различных волевых импульсов, которые порождают конкретную государственность. Человек испытывает необходимость в существования целого, социума; психологические особенности человека есть свойство его принадлежности к определенному типу, стремящегося объединиться в типичные структуры целого.

Существуют и другие теории происхождения государства: патримониальная (государственная власть возникает из права родовой знати на землю), теория инцеста (необходимость регулирования брачно-семейных отношений прежде всего связана с запретом на кровосмешение), расовая теория (высшие расы устанавливают господство над низшими, формируя основы государственной власти) и др.

Потребление памяти: 0.5 Мб

Характеристика теорий происхождения государства и права

Рассмотрим характеристику основных теорий происхождения государства и права .

К основным теориям происхождения государства относят следующие: теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная. Данные теории рассматривает какой-то один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Теологическая теория происхождения государства широко распространилась в средневековье. Основателем данной считается Фома Аквинский, труды которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии тех времен. В 1879 году энцикликой папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было названо как наиболее соответствующее духу и целям католицизма.

В соответствии с данной теорией, государство – это продукт божественной воли. Поэтому при характеристике государственной власти, она признается вечной и зависимой в основном от религиозных организаций и деятелей. Соответственно каждый обязан подчиняться государю во всем. Социально-экономическое и правовое неравенство людей определяется божественной волей. С этим следует смириться и не создавать преград продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственным представителям может быть расценено как непослушание Всевышнему.

К представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Фильмера, Михайловского и др. Они утверждают, что люди – существа коллективные, которые стремятся к взаимному общению, приводящему к появлению семьи. В дальнейшем разрастание семьи в результате объединения людей и роста количества этих семей и приводит в итоге к формированию государства. Таким образом, оно представляет собой продукт разросшейся семьи, который характеризуется как своеобразная большая семья.

Договорная теория происхождения государства получила активное распространение в XVII–XVIII веках в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др. По их мнению, оно возникает в результате достижения договора между людьми, находившимися до этого в первобытном состоянии.

Государство – это рациональное объединение людей на основе договора между ними. По нему люди передают часть своей свободы и власти государству. Изолированные же до происхождения государственности индивиды трансформируются в единый народ. В результате государство и общество приобретают комплекс взаимных прав и обязанностей.

Теория насилия была оформлена в XIX веке в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др. Причину возникновения государственности они усматривали в военно-политических факторах – насилии и порабощении одних племен другими.

Для управления завоеванными народами и территориями был необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. По их мнению, государство – естественным образом путем насилия возникшая организация властвования одной группы людей над другой. Насилие и подчинение являются базой для возникновения экономического господства.

Органическая теория происхождения государства приобрела широкое распространение во второй половине XIX века в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. В эти времена наука испытала на себе огромное влияние идеи естественного отбора, предложенной Дарвином.

Согласно данной теории, государство – это организм, постоянные отношения между частями которого идентичны постоянным отношениям между частями живого существа.

Государство представляет собой продукт социальной эволюции, которая является разновидностью биологической эволюции. Оно является разновидностью биологического организма, а также имеет свой мозг (правителей ) и инструменты реализации его решений (подданных ).

Представителями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс, Ленин. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими характеристиками.

Важнейшее значение для прогрессивного развития экономики и появления государственности имели три крупных разделения труда. выделение земледелия и скотоводства, появления ремесла, выделение купечества.

Разделение труда и совершенствование орудий труда стимулировали рост производительности. Вследствие этого появился избыточный продукт. который способствовал возникновению частной собственности. В результате в обществе возникли имущие и неимущие классы, эксплуататоры и эксплуатируемые.

Важнейшим следствием появления частной собственности становится выделение публичной власти. интересы которого различаются с интересами всего общества. Власть получают богатые люди и специальная категория управляющих. Для обеспечения своих экономических интересов они формируют новую политическую структуру – государство, которое создает право как инструмент управления.

К представителям психологической теории возникновения государства следует отнести Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они объясняют появление государственности особыми свойствами человеческой психики, а именно потребностью человека во власти над другими людьми, стремлением подчиняться и подражать.

Причины происхождения государства заключаются в способностях, которые первобытный человек придавал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и т.п. Их магическая сила и психическая энергия (они противостояли злым духам, предсказывали будущее и т.п.) формировали условия для зависимости сознания представителей первобытного общества от данной элиты. Именно из власти, которая приписывалась этой элите, и появляется государственная власть.

Главным представителем патримониальной теории происхождения государства является Галлер. Патримониальная теория объясняет возникновение государства земельной собственностью.

По мнению Галлера, государство (как и земля) является частной собственностью правителя. Они властвуют над территорией по причине своего «исконного9raquo; права на собственность. В подобных обстоятельствах народ является арендатором земли собственника, а чиновники – приказчиками правителей.

Ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является Виттфогель. Он объясняет возникновение государственности необходимостью строительства крупных ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это приводит к росту количества чиновников, которые обеспечивают эффективное использование этих сооружений и используют труд остальных граждан. Оно выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, подчиняет, распределяет, учитывает и оценивает. Для этого создается право.

Право предстает перед теорией государства и права как достаточно сложный социальный институт с совокупностью факторов и условий, которые вызывают его появление и развитие. Осмысление происхождения права занимает важную часть всех теоретико-правовых концепций.

Прежде всего, это договорная (естественно-правовая) теория права. о содержании которой говорилось выше при рассмотрении теории происхождения государства.

Теологическая теория права предполагает божественное возникновение права как вечного явления, которое отражает Божью волю и высший разум. Однако данная теория не отрицает присутствия в праве природных и человеческих начал. Религиозные мыслители говорят о том, что право – это Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория связывает право с добром и справедливостью.

Новые материалы по теории государства и права





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *