Органы исполнительной власти субъектов рф

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя: 1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ); 2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ (Президент или Председатель Правительства) одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (лицо не моложе 35 лет и не старше 65). Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Главой исполнительной власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ набором определенных возрастных, образовательных и иных обязательных признаков.

Высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе: 1) подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ в сфере регулирования отношений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; 2) подписывать и обнародовать законы субъекта РФ; 3) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ: 1) указы (постановления) – они носят нормативный характер; 2) распоряжения – издаются по конкретным вопросам.

Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе: 1) осуществлять в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 2) обеспечивать исполнение бюджета субъекта Федерации и готовить отчет об исполнении указанного бюджета; 3) формировать иные органы исполнительной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта издает постановления и иные акты, установленные законами соответствующего субъекта РФ.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В соответствии с принципом федерализма федеральные ОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в нашем государстве (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Однако кроме названной конституционной нормы до настоящего времени не принят законодательный акт, регулирующий процесс организации и функционирования такой системы. Иначе говоря, нет закона, специально посвященного исполнительной власти.

В субъектах РФ сложилась своя, ориентированная на федеральную, система ОИВ. Юридически такие органы не находятся в организационном подчинении аналогичных федеральных органов. Последние лишь координируют работу соответствующих их профилю ОИВ субъектов РФ. Например, министерство или иной орган, осуществляющий государственное управление в области образования в масштабе республики, края, области, автономного образования, не подчинен федеральному Министерству образования и науки. Управленческая вертикаль фактически отсутствует. И лишь в некоторых системах она сохранила свое прямое выражение (например, в системе управления внутренними делами и другими силовыми ведомствами).

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иными федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, а также другими нормативными правовыми актами.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют:

 законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

 высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

 иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с его конституцией (уставом).

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, в субъекте РФ может учреждаться пост высшего должностного лица, которые, как правило, сочетают в своей деятельности функции главы субъекта РФ и главы исполнительной власти.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ имеет следующие основные полномочия:

 представляет субъект РФ;

 обнародует законы, принятые законодательным органом государственной власти субъекта РФ;

 формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Его наименование, структура и порядок формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законодательством субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ выполняет следующие функции:

 осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

 разрабатывает проект бюджета субъекта РФ, и обеспечивает его исполнение;

 формирует органы исполнительной власти субъекта РФ;

 управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ;

 заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;

 вправе предложить органу местного самоуправления привести в соответствие изданные им правовые акты в случае, если они противоречат нормативным правовым актам государственных органов;

Органы исполнительной власти республик.

В настоящее время в большинстве республик главой субъекта РФ признаны президенты (например, в республиках Бурятия, Татарстан, Марий Эл и др.). Высшим органом исполнительной власти признается правительство. Так, в Республике Хакасия пост президента не предусмотрен, исполнительную власть осуществляет Председатель Правительства и возглавляемое им Правительство. Аналогичная ситуация сложилась и в Республике Карелия, Республике Калмыкия.

Что касается системы республиканских органов исполнительной власти, то она, как правило, включает в свой состав министерства и государственные комитеты.

Органами исполнительной власти в иных субъектах РФ . как правило, являются администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Это их обобщенное наименование, имеющее различные формы своего конкретного выражения. Так, в Ставропольском крае исполнительную власть осуществляет губернатор и возглавляемое им правительство.

В систему исполнительных органов государственной властиКрасноярского края входят Совет администрации Красноярского края как высший исполнительный орган государственной власти края, департаменты администрации края, службы администрации края, агентства администрации края, Региональная энергетическая комиссия края, Постоянное представительство Совета администрации края при Правительстве РФ, Управление делами администрации края.

Совет администрации Красноярского края состоит из Губернатора края – Председателя Совета администрации края, первых заместителей и заместителей Губернатора края. Совет администрации считается сформированным со дня назначения 9 членов Совета администрации. Порядок деятельности Совета администрации края определяется Регламентом Совета администрации. Заседания Совета администрации проводятся не реже одного раза в месяц, они носят, как правило, открытый характер. Исключительно на его заседаниях рассматриваются:

а) проекты краевого бюджета, краевых целевых программ;

б) проекты концепций и программ, в том числе социально-экономического развития края;

в) проект программы приватизации краевого имущества;

г) вопросы об установлении цен на продукцию, товары, услуги, регулирование которых отнесено к компетенции Совета администрации края и другие вопросы.

Совет администрации по вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения, а также решения.

Советом администрации края формируются иные органы исполнительной власти края.

Органы исполнительной власти края, за исключением департамента администрации, находятся в ведении Совета администрации или департамента администрации.

Департамент администрации Красноярского края осуществляет нормативное правое регулирование и функции по разработке государственной политики в определенной области (сфере) государственного управления, а также координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб и (или) агентств. Департамент возглавляет заместитель Губернатора края. Функционируют 9 департаментов (например, департамент финансов, департамент здравоохранения и социального развития, департамент жилищно-коммунальной политики и др.

Как правило,Служба администрации Красноярского края осуществляет контроль и (или) надзор в определенной сфере деятельности, агентство администрации края оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом. Служба администрации края и агентство администрации края могут создавать территориальные подразделения в муниципальных образованиях края. Органы исполнительной власти края состоят из отделов.

Агентство печати и массовых коммуникаций, агентство по реализации программ общественного развития и молодежных проектов, архивное агентство, агентство по обеспечению деятельности мировых судей, агентство по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, агентство по поддержке коренных малочисленных народов Севера находятся в ведении Совета администрации края, службы, а также другие агентства – в ведении соответствующих департаментов.

Можно сделать вывод, что за основу построения системы и структуры органов исполнительной власти Красноярского края (по организационно-правовым формам и функциональному разделению) взята федеральная система и структура органов исполнительной власти.

В целом система ОИВ различных субъектов РФ отличается отсутствием единого правового регулирования, а сами органы весьма разнообразны как по наименованию, так и по осуществляемыми ими функциям.

26.2. Органы исполнительной власти субъектов РФ

Как известно. Российская Федерация включает 89 равноправных субъектов (республики, края, области, автономную область, автономные округа и города федерального значения).

Каждый субъект Федерации включает, в свою очередь, определенное количество муниципальных образований (районов, сельских) и поселковых поселений, городов (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся самостоятельными субъектами Федерации).

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют систему органов государственной власти РФ; органы власти муниципальных образований — органы местного самоуправления — в систему органов государственной власти не входят (ст. 12 Конституции РФ). Федеральные и региональные государственные органы исполнительной власти могут передавать друг другу часть своих полномочий при взаимном согласии и с соблюдением Конституции и федеральных законов.

В субъектах РФ можно выделить две группы органов исполнительной власти:

первая — региональные органы министерств и ведомств (созданы для решения вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению Федерации и к совместному ведению Федерации и субъектов;

вторая — органы исполнительной власти субъектов РФ, образуемые по предметам ведения, не отнесенным ни к ведению Федерации, ни к совместному ведению.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ определяется ими самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ и общими принципами их организации, установленными федеральными законами и закрепляется в Конституциях республик, в уставах других субъектов, а также в иных правовых актах, принимаемых в соответствии с федеральным законодательством.

Системы исполнительной власти различных субъектов РФ имеют как черты сходства, так и существенные различия в структуре и формах составляющих их органов. Индивидуальные черты в организации исполнительной власти субъектов зависят от исторических, географических, национально-культурных и других факторов, а иногда и от стремления копировать чей-то зарубежный опыт. Широкие полномочия в сфере исполнительной власти субъектов РФ имеют главы субъектов (в республиках — президенты, в других субъектах — губернаторы, главы администраций, в Москве глава администрации именуется мэром, хотя слово «мэр» чаще употребляется для глав городских муниципальных образований). Они, обладая компетенцией общего характера, организуют работу органа исполнительной власти своего региона в соответствии с его конституцией (уставом).

Органами исполнительной власти являются правительства (кабинеты или советы министров) республик, администрации краев, областей, автономной области, автономных округов. Правительства республик формируются либо их представительными органами, либо президентами, либо на основе сочетания этих принципов. В ряде республик правительства возглавляют председатели, в других президенты одновременно являются главами правительств.

Администрации краев, областей, автономной области, автономных округов являются органами исполнительной власти общей компетенции. Структура администрации определяется Уставом соответствующего субъекта. Руководство деятельностью администрации осуществляет глава администрации на основе единоначалия.

шинстве субъектов руководитель субъекта федерации (губернатор и др.) является главой администрации, однако в ряде регионов это — отдельное должностное лицо.

Руководители субъектов федерации избираются населением соответствующего региона (ранее руководители краев и областей назначались и освобождались от должности Президентом РФ).

Органы исполнительной власти субъектов РФ обладают разнообразными полномочиями в области формирования своей администрации, бюджета, финансов; управления собственностью; взаимодействия с учреждениями и предприятиями всех форм собственности, а также в управлении конкретными отраслями и сферами экономического и социально-культурного развития (сельского хозяйства, строительства, транспорта, образования, культуры и др.). Они разрабатывают и представляют на утверждение соответствующему представительному органу проект бюджета, а в дальнейшем обеспечивают исполнение бюджета; управляют имуществом субъекта РФ (решают вопросы по созданию, использованию и приватизации); разрабатывают и выполняют программы социально-экономического, культурного развития региона, а также разделы федеральных программ, касающихся данного субъекта. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов совместно с органами местного самоуправления осуществляют деятельность по организации транспортного, коммунального и торгового обслуживания, электрификации и газоснабжения.

В социально-культурной сфере они создают учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта. Важным направлением работы органов исполнительной власти субъектов является разработка и организация исполнения программ социальной защиты населения.

В административно-политической сфере органы исполнительной власти субъекта РФ осуществляют меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью, защите населения при чрезвычайных ситуациях и т.п. Главы субъектов руководят подчиненными органами милиции, пожарной охраны; рассматривают жалобы, заявления и предложения граждан и т. д.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства, госкомитеты, комитеты и др. в других субъектах — управления, комитеты, департаменты; органы иных форм. Порядок формирования, структура и полномочия этих органов определяются Конституциями (Уставами) соответствующих субъектов РФ,

Вместе с тем, в краях, областях, автономной области, автономных округах и городах федерального значения действуют полномочные представители Президента РФ, цель которых — координация усилий федеральных служб, действующих на территории субъекта, содействие исполнению и контролю за исполнением актов Президента РФ и Правительства РФ на территории соответствующего субъекта федерации. Представитель Президента РФ не входит ни в региональ-

ную, ни в федеральную систему органов исполнительной власти, а представляет главу государства в отношениях с государственными органами субъекта и органами местного самоуправления, государственными и общественными организациями, гражданами.

Административное право Российской Федерации

  • СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
  • Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации
    • Понятие, характерные черты и принципы государственного управления. Исполнительная власть
    • Принципы государственного управления
  • Административное право Российской Федерации как отрасль права и как наука
    • Генезис возникновения и развития административного права
    • Предмет и метод административного права
    • Методы административно-правового регулирования
    • Система и источники административного права
  • Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения
    • Механизм административно-правового регулирования
    • Понятие и виды административно-правовых норм
    • Понятие и виды административно-правовых отношений
  • Субъекты административного права Российской Федерации
    • Общая характеристика субъектов административного права
  • Административно-правовой статус граждан
    • Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
  • Органы исполнительной власти как субъекты административного права Российской Федерации
    • Органы исполнительной власти
    • Органы государственного управления в СССР
    • Президент Российской Федерации и исполнительная власть
    • Федеральные органы исполнительной власти России
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Органы местного самоуправления как субъекты административного права
  • Государственная служба и государственные служащие
    • Понятие и административно-правовые основы государственной службы
    • Система и принципы государственной службы Российской Федерации
    • Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
    • Административно-правовой статус государственных служащих
    • Юридическая ответственность государственных служащих
  • Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений в Российской Федерации
    • Понятие и виды предприятий и учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
    • Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации
    • Основы административно-правового статуса общественных и иных негосударственных объединений
  • Административно-правовые формы и методы осуществления исполнительной власти (государственного управления) в Российской Федерации
    • Понятие и характерные черты административно-правовых форм государственного управления
    • Виды административно-правовых методов государственного управления
    • Административно-правовые акты управления
    • Отличие административно-правовых актов управления от смежных правовых форм
    • Классификация административно-правовых актов управления
    • Лицензирование как метод контроля в государственном управлении
    • Разрешительная система
  • Обеспечение законности в сфере государственного управления Российской Федерации
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
    • Осуществление контроля органами государственной власти
    • Общий административный надзор
    • Основные направления развития административного надзора
    • Административные регламенты как способ унификации и обеспечения законности действий органов исполнительной власти
  • Ответственность по административному праву
    • Понятие и сущность административной ответственности
    • Административное правонарушение: юридический состав
    • Административное наказание
    • Дисциплинарная и материальная ответственность
  • Административный процесс и административное процессуальное право Российской Федерации
    • Административный процесс: сущность и виды
    • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Административно-правовые методы деятельности органов исполнительной власти
    • Убеждение и принуждение в государственном управлении
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРАХ И ОТРАСЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Основы административно-правовой организации государственного управления в современных условиях Российской Федерации
    • Понятие и содержание государственного механизма
    • Органы государства и их классификация
    • Органы исполнительной власти
    • Органы местного самоуправления
    • Компетенция органов государственной власти
  • Организация государственного управления в условиях действия специальных и особых правовых режимов Российской Федерации
    • Понятие и сущность специальных и особых правовых режимов
    • Административно-правовой режим военного положения
    • Административно-правовой режим чрезвычайного положения
    • Административно-правовой режим, устанавливаемый на территории проведения контртеррористической операции
    • Административно-правовые режимы, используемые в защите и охране государственной границы Российской Федерации
  • Государственное управление экономической сферой
    • Административно-правовые основы государственного управления экономической сферой
    • Система и административно-правовой статус органов государственного управления экономической сферой
    • Административно-правовое регулирование управления отдельными отраслями экономики Российской федерации
      • Управление агропромышленным комплексом
      • Управление строительно-жилищным комплексом
      • Управление в области связи и массовых коммуникаций
      • Управление торговлей
  • Государственное управление внешнеэкономической и таможенной сферами
    • Роль внешнеторговой и таможенной сфер в экономике страны, их характеристика
    • Законодательство, регулирующее внешнеторговую и таможенную сферы
    • Основные угрозы, учитываемые при государственном управлении внешнеторговой и таможенной сферами на современном этапе
    • Цели, задачи, организационно-правовые формы управления внешнеторговой и таможенной сферами
    • Разграничение полномочий в сфере управления внешней торговлей и таможенным делом. Органы государственного управления, их компетенция
    • Государственный контроль во внешнеторговой и таможенной сферах
  • Государственное управление транспортной сферой
    • Роль транспортной сферы в экономике страны и ее характеристика
    • Законодательство, регламентирующее деятельность транспорта
    • Основные угрозы, учитываемые при управлении транспортной сферой на современном этапе
    • Цели, задачи, организационно-правовые формы государственного управления в сфере транспорта
    • Разграничение полномочий в сфере управления транспортной сферой, органы управления, их компетенция
    • Государственный контроль (надзор) на транспорте
  • Государственное управление социально-культурной сферой
    • Система и административно-правовой статус органов управления образованием и наукой
    • Система и административно-правовой статус органов управления культурой
      • Система и административно-правовой статус органов управления здравоохранением, физической культурой и спортом
  • Государственное управление в административно-политической сфере Российской Федерации
    • Понятие национальной безопасности. Объекты национальной безопасности, субъекты обеспечения национальной безопасности
    • Понятие, содержание и правовые основы управления обороной Российской Федерации
    • Система и административно-правовой статус органов государственной безопасности
    • Органы и учреждения системы МВД Российской Федерации

Органы исполнительной власти субъектов рф

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Под системой исполнительной власти субъекта Российской Федерации понимается совокупность имеющих системный характер органов исполнительной власти, осуществляющих государственную деятельность в рамках определенной законом компетенции на территории одного из субъектов РФ во взаимодействии с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления .

Система органов государственной власти субъектов РФ определяется ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя, установленными в главе 1 Конституции РФ и следующими общими принципами, предусмотренными Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: государственная и территориальная целостность Российской Федерации; распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенство Конституции и законов РФ на всей ее территории; единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов в ее составе; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов принадлежащих им полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Этим актом может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

В каждом субъекте РФ (по состоянию на март 2015 г. их было 85) устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем такого органа. Сейчас Россия является мировым лидером среди государств с федеративным устройством по количеству субъектов федерации.

С принятием очередных законодательных поправок было определено, что высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Предусмотрена следующая процедура выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта РФ может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.

Президент РФ по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а также с кандидатами, выдвинутыми на указанную должность в порядке самовыдвижения. Порядок проведения таких консультаций определяется Президентом РФ.

Соподчиненность органов исполнительной власти РФ и субъектов в ее составе и функционирование их как единой системы допускаются только по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения, предусмотренным ст. 71 и 72 Конституции РФ. Эта норма направлена на защиту самостоятельности субъектов РФ в осуществлении ими своих полномочий. Федеральные органы исполнительной власти не могут вторгаться в сферу исключительных полномочий субъектов РФ, поэтому в этой сфере они не составляют единой системы с органами исполнительной власти субъектов.

Определен правовой механизм заключения соглашений о передаче полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами власти субъектов РФ. Возможность заключения между ними соглашений о передаче друг другу части своих полномочий отражена в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Единства системы законодательных органов РФ и субъектов в ее составе Конституция не предусматривает. В единую систему исполнительной власти субъекта РФ входят: глава исполнительной власти субъекта РФ — президент республики, губернатор и т.д.; исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация); исполнительные органы государственной власти отраслевой и межотраслевой компетенции (управления, комитеты, комиссии, инспекции и т.д.).

Федеральным законодательством предусматривалась возможность досрочного отзыва высшего должностного лица субъекта РФ избирателями субъекта РФ. Это могло быть в случае, если такое положение предусматривалось законодательством субъекта РФ. Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П оно было признано не соответствующим Конституции РФ.

В соответствии с государственным устройством единая система исполнительной власти РФ включает в себя федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства) и органы исполнительной власти субъектов РФ. В целях осуществления контроля и проверок выполнения органами исполнительной власти правовых предписаний глав исполнительной власти субъектов РФ создаются контрольные структуры, наделяемые соответствующими полномочиями.

Неравномерность социально-экономического развития регионов характерна и для других государств с федеративным устройством. Например, действуя с целью выравнивания социально-экономических показателей регионов органы государственной власти Бразилии в свое время приняли политическое решение о направлении государственных инвестиций в развитие трех наиболее отсталых штатов. Для этого были созданы три региональных фонда венчурного капитала для финансирования инвестиций и три региональных фонда финансовой поддержки. Средства из них были направлены на выполнение программ, предусматривающих выплату денежных пособий населению. Вскоре в этих штатах стал наблюдаться заметный прогресс в социальной и экономической сферах. Средняя продолжительность жизни населения в них с 46 лет (середина 90-х гг. XX столетия) за менее чем 15 лет увеличилась до 70 лет.

Потребление памяти: 0.5 Мб

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем исполнительная власть в Конституции РФ. И хотя в конституциях и уставах субъектов РФ главы об этой ветви власти иногда следуют после глав о законодательной власти, исполнительная власть, неразрывно связанная с полномочиями главы государства, Органы исполнительной власти субъектов рфдалеко не ограничивается отведенной ей ролью только исполнителя законов и по своему политическому весу превосходит законодательную власть.

Формирование системы органов исполнительной власти республики, края, области и других субъектов РФ происходит в соответствии с конституционными положениями, а также нормативными актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов власти. Такими актами являются конституции, уставы краев, областей, схема управления, законы, а также положения об отдельных органах исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ.

Республики. Поскольку Конституция РФ рассматривает республики как государства, конституции республик учреждают пост главы государства, именуемого президентом, главой республики или главой государства. Пост президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий Эл, Саха (Якутия), Северной Осетии-Алании, Татарстане, Тыве, Чувашии.

В организации исполнительной власти и ее соотношений с полномочиями главы государства республики можно выделить несколько основных разновидностей.

1. Правительство является органом исполнительной власти, подотчетным президенту республики (главе республики), хотя ответственно и перед парламентом. (Татарстан, Башкортостан, Калмыкия и др.). В данной группе республик правительство фактически работает под непосредственным руководством главы государства.

2. Глава государства возглавляет систему исполнительной власти и является председателем Правительства (например Республика Коми, Бурятия). В этой группе республик имеет место прямое слияние функций главы государства и главы правительства в одном лице.

3. Формирование Правительства и организация исполнительной власти осуществляются коллегиальными органами ( Дагестан и некоторые др.).

Края, области и другие субъекты РФ. Как и республики, края, области и другие субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. Правовой базой для этого выступает устав, а также законы, принимаемые собственными представительными органами, и правовые акты глав администраций.

Органы исполнительной власти субъектов рфВ отличие от республик, многие края и области руководствуются не только уставами, но и так называемой схемой управления. которая призвана обеспечить комплексное управление субъектом РФ по всем важнейшим вопросам. Схема включает в себя перечень субъектов и объектов управления, характеристику функций органов исполнительной власти и порядок их взаимоотношений, процедуру принятия решений и т. д.

Функции исполнительной власти на территории субъекта РФ осуществляет система органов исполнительной власти, возглавляемая соответствующей администрацией.

Систему органов исполнительной власти образуют три основные группы органов:

1) органы, составляющие аппарат главы администрации;

2) управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации;

3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, но имеющие ярко выраженную вертикальную подчиненность.

В задачи администрации входят обеспечение соблюдения Конституции РФ и законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, представительство, руководство местными органами власти, защита интересов области в федеральных органах власти.

Администрация состоит из главы администрации, часто именуемого «губернатором», а в Москве — мэром, и его заместителей, руководителей многочисленных управленческих структур. В предшествующие годы глава администрации назначался и освобождался от должности Президентом РФ, но теперь повсюду избирается — в большинстве субъектов РФ населением, но в отдельных — законодательным органом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *