Особенности воспитательного процесса

Особенности воспитательного процесса

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания – это организованное, целенаправленное руководство воспитанием детей в соответствии с целями, поставленными обществом. Уязвимость данного определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое, как мы уже знаем, отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего – это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания – процесс многофакторный. в нем проявляются объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство. в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив .

Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Клод Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Мы уже знаем, что формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие[23].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

Особенности воспитательного процесса, его функции и структура

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности воспитательного процесса, его функции и структура

Особенности воспитательного процесса:

1. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности.

2. Процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитанников и воспитателей, направленное на достижение заданной цели.

3. Процесс воспитания — многофакторный. В нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы — выражающие внутренние потребности личности.

4. Воспитание это длительный процесс. Он длится всю жизнь.

5. Ещё одна особенность воспитательного процесса — его непрерывность. Процесс школьного воспитания — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

6. Процесс воспитания — это процесс комплексный (единство целей, задач, содержания форм и методов воспитательного процесса, подчинённых идее целостного формирования личности).

7. Воспитательному процессу присуща — вариативность и неопределённость.

8. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Он идёт в двух направлениях:

От воспитателя к воспитаннику (прямая связь),

От воспитанника воспитателю (обратная связь).

Т.к. управление процесса строится на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Структура воспитательного процесса.

Осознание требуемых норм и правил поведения.

2. Этап. Убеждения:

Твёрдые взгляды, которые служат руководством в жизни.

«Без чувств не может быть искания истины»

4. Этап. Деятельность, поведения:

В них отражаются нормы и правила поведения.

Функции воспитательного процесса:

1. Аналитическая — изучение личности и социально педагогической ситуации её развития.

2. Диагностическая — выявление уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, формирование его личности.

3. Прогностическая — целепологание — формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.

4. Проектировочная — разработка программы и плана, выбор деятельности, направленный на достижение цели.

5. Организаторская — формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения.

6. Контрольно-оценочная — выявление и оценка результата воспитания, эффективность форм и способов организации воспитательного взаимодействия.

Общие закономерности процесса воспитания.

Закономерность — это объектно-сущностная, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого — либо процесса. Закономерности распространяются на всю систему процесса воспитания. Цель и характер воспитания определяется общением.

Т.о. эффективность воспитания зависит от следующих закономерностей. воспитание знание обучение личность

Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности, природосообразность воспитания. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания — принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход, персонализации педагогического взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, полисубъектного (диалогического) подхода индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей: метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности. Метапринципы гуманистического воспитания — это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т. Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности Важнейший принцип организации детской деятельности — уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. А.С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых — согласованности требований школы, семьи и общественности. Управление деятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по утверждению А.С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

Принципы воспитания: основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема Принципов воспитания не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями.

Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Принцип природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Я.А. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в. особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту.

Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И.Г. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. А. Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.

Принцип незавершимости воспитания: вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Соответственно воспитание необходимо строить т.о. чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире. Наряду с общими сложились и специфические принципы воспитания, например, конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная — семейного воспитания, социальная педагогика — социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания. В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.

Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, что коллектив — важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом — для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

Принцип диалогичности социального воспитания. Принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми.

Принципы воспитательного процесса:

· принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся;

· принцип адекватности системе социальных отношений;

· принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;

· принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов;

· мотивация учебной деятельности;

· принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности;

· принцип педагогического оптимизма;

· принцип демократизации в воспитании.

Закономерности воспитательного процесса:

· взаимосвязь форм организации и содержания педагогического процесса;

· единство действий участников педагогического процесса;

· зависимость организации педагогического процесса от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

· взаимосвязь процесса образования, обучения, воспитания;

· гармонизация личных и общественных интересов;

· обусловленность содержания педагогического процесса.

1. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие.- Екатеринбург, 1996.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- Екатеринбург, 1992.

3. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Санкт — Петербург,2005.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М. 2003.

5. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. — М. Педагогика, 1982

6. Крившенко Л.П. Педагогика. М. 2005.

7. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. — М. 1982.

8. Лихачев Б.Т. Курс лекций по педагогике. — М. Прометей, 1998.

9. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. — М. 1983.

10. Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого. — М. Просвещение, 2003.

11. Педагогика // Под ред. В.А Сластенина, И.Ф. Исаева. — М. Школа-Пресс, 2001.

12. Подласый И.П. Педагогика. — М. Просвещение, 2000.

13. Харламов И.Ф. Педагогика. — М. Высшая школа, 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Воспитание как процесс формирования, развития личности. Особенности воспитания, его содержательная и процессуальная стороны. Факторы эффективности воспитания. Условия воспитательного процесса, его принципы и средства. Классификация методов воспитания.

презентация [143,6 K], добавлен 25.08.2013

Характеристика воспитания, как целенаправленного процесса формирования личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Сущность, направления, стили и методы воспитания.

контрольная работа [25,3 K], добавлен 07.12.2010

Проблема воспитания и обучения. Сущность понятия воспитания как целенаправленного развития личности. Объективные и субъективные воспитательные факторы. Направления и виды воспитания. Методы, приемы и средства воспитательного воздействия на личность.

контрольная работа [50,7 K], добавлен 27.06.2013

Специфические черты процесса воспитания. Целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Цели воспитания. Самовоспитание. Перевоспитание. Работа по укреплению достоинств и изжитию недостатков. Развитие мотивации.

реферат [11,4 K], добавлен 13.12.2006

Понятие воспитания как процесса целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. Необходимость эстетического воспитания в современных условиях.

курсовая работа [30,9 K], добавлен 19.01.2011

Система принципов воспитания в современной педагогике. Анализ закономерностей воспитательного процесса как основы принципов воспитания. Характеристика главных принципов воспитания, основные пути их эффективной реализации в педагогической работе.

курсовая работа [64,9 K], добавлен 15.12.2014

Педагогическое исследование основополагающих принципов обучения и воспитания, как налаженных отрегулированных, целенаправленных процессов взаимодействия учеников и учителей. Анализ многообразия и необходимость учета факторов воспитательного процесса.

реферат [15,4 K], добавлен 30.11.2010

Особенности современного воспитания. Возрастные и психологические особенности подросткового возраста. Планирование воспитательной работы в заведениях профессионального образования как фактор успешности воспитания и самоопределения личности студента.

курсовая работа [104,3 K], добавлен 14.06.2015

Основные методы осуществления воспитательного процесса. Формирование положительного опыта поведения в процессе деятельности. Классификация методов воспитания. Основная функция методов формирования сознания. Организационные формы воспитания школьников.

реферат [24,7 K], добавлен 09.03.2010

Рассмотрение особенностей воспитательного процесса, его содержания. Ознакомление с системным подходом к воспитанию и его идеей. Основы формирования культуры личности школьника. Изучение авторских концепций и авторских школ воспитания педагогов-новаторов.

курсовая работа [292,0 K], добавлен 13.12.2014

Воспитательный процесс является целенаправленным. Цель современного воспитательного процесса характеризуется гармонией социальных и индивидуальных целей, задач, сотрудничеством в их достижении.

Процесс воспитания является процессом многофакторным: на него влияет семья, отдельные педагоги, вся школа в целом, общество с его воспитательными институтами. Установлено, что чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в деятельности воспитателя — руководителя этого процесса, обусловленной не только объективными закономерностями. Его деятельность — это в основном искусство, свидетельствует о своеобразии личности педагога, его особенность, характер и т. Кроме этого, личность одновременно вносят много разнохарактерных влияний, накапливает положительный и отрицательный опыт.

Процесс воспитания является длительным, собственно, непрерывным процессом. Он длится всю жизнь. При этом изменяется лишь роль и соотношение различных воспитательных факторов. В школу ведущую роль в воспитании играет семья, в годы учебы — школа, училище, вуз. С началом трудовой деятельности — собственная семья, трудовой коллектив, общественные, политические, религиозные организации. Школьное воспитание оставляет глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте характеризуется высокой пластичностью и восприимчивостью. Однако это не означает, что «яркий» воспитательное мероприятие способен изменить поведение ученика. Необходима система работы, подчинена определенной воспитательной цели.

Непрерывность воспитания заключается еще и в том, что воспитательные влияния ученики испытывают не только в момент реализации воспитательного воздействия. Бывают и возможные действия («что скажет учитель», «как отреагирует коллектив»), а также педагогический следствие. С этой позиции и понимают обращено к родителям известное высказывание А. С. Макаренко о том, что «воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

Процесс воспитания является комплексным. Личность формируется в целом, определенные черты и качества у нее развиваются не по очереди, а сразу, комплексно. Это означает, что цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательного процесса должны подчиняться идеи целостности формирования личности, то есть педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Конечно, на определенном этапе внимание к решению тех или иных воспитательных задач может усиливаться. Все воспитательные задачи в процессе развития человека усложняются и углубляются.

Воспитательном процессу присуща удаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Между педагогическими воздействиями и проявлением воспитанности или невоспитанности находится длинный период образования необходимых свойств личности. Большой € и вариативность результатов, в тех же условиях они могут существенно различаться. Это связано со значительными индивидуальными различиями учащихся, различным опытом их социального формирования, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовки воспитателя, его мастерство, умение управлять воспитательным процессом значительное влияние на ход и результаты этого процесса.

Процесса воспитания присуща самоуправляемость. Он осуществляется в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь), результатом чего является последовательность взаимосвязанных воспитательных ситуаций; от питомца к воспитателю (обратная связь), который позволяет строить каждую воспитательную ситуацию с учетом результативности предыдущей. Чем больше в распоряжении воспитателя обратной информации, тем более целесообразным становится воспитательное воздействие.

1.3 Содержание процесса воспитания………………………………9

2. Цели и задачи воспитания…..……………………………………10

3. Движущие силы воспитания……………………………………. 15

4. Средства и методы воспитания…………………………………..17

5. Институты воспитания……………………………………………21

Список использованной литературы……………………………. 23

Процесс воспитания — это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания — это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом.

Разницу в определениях можно обнаружить, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания — это саморазвивающаяся система, единица которой — развивающаяся воспитательная ситуация.

Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания — социологического, психологического, технологического, со­циально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.

1. Понятие и сущность процесса воспитания.

1.1 Понятие процесса воспитания.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Понятие «воспитание» — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

В определении понятия «воспитание» заключены некоторые трудности, во-первых, в крайней сложности самого воспитательного процесса, во-вторых, в невозможности выделить процесс воспитания из комплекса жизнедеятельности (из процесса социализации, обучения и психологического формирования личности), в-третьих, в неопределенности самого, результата, воспитания — воспитанности (сложность структуры и неустойчивость). Процесс воспитания — многофакторное явление. Необычное определение воспитанию дано А. В. Мудриком [1]. «Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека». В определении отсутствует сам акт педагогического воздействия на воспитуемого и взаимодействия его с воспитателем.

Воспитание — суть формирование воспитанности в условиях всестороннего воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а не само воздействие, является решающим фактором воспитания.

Важной категорией педагогической теории воспитания должна стать — «воспитанность». Воспитанность — это результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Таким образом, процесс воспитания — это последовательная смена состояний воспитания, в ходе которой происходит изменение личности воспитанника.

1.2 Классификация видов воспитания.

В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным критериям.

Наиболее обобщенная классификация различает [2]:

индивидуалистическое и другое воспитание.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

1.2 Особенности процесса воспитания.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей [5]:

вариативность и неопределенность результатов

Прежде всего, процесс воспитания целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса.

Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Процесс воспитания — процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование качеств личности происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированное не соответствуют развитию других качеств.

Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Воспитательному процессу присуща значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.

Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Особенности воспитательного процесса

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания – это организованное, целенаправленное руководство воспитанием детей в соответствии с целями, поставленными обществом. Уязвимость данного определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое, как мы уже знаем, отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего – этопроцесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания – процессмногофакторный. в нем проявляются объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство. в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив .

Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Клод Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания – процесскомплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Мы уже знаем, что формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенностьрезультатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двустороннийхарактер. Его течение необычно тем, что он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие 23 .

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

В определении сущности процесса воспитания мы исходим из следующей версии атрибутирования понятия «воспитание »:

в широкомсоциальномсмысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

в широкомпедагогическомзначении процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

в узком педагогическомзначении – специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение части к целому, поскольку:

социализация представляет собой процесс развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всейсовокупности факторов общественного бытия;

воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, социализации его личности, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия.

Рассматривая воспитание в широком педагогическом смысле, т.е. как педагогическое явление, мы определили его как процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Предлагаемая дефиниция, разумеется, не бесспорна, но ее можно было бы признать достаточно универсальной. Попытаемся обосновать это утверждение.

1. Воспитаниеэтопроцесс. Этот тезис общепризнан.

2. Воспитаниеэто процессцеленаправленного. С тем, что рассматриваемый процесс можно только тогда назвать воспитанием, когда он направлен на достижение определенной цели. тоже, кажется, не спорят.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *