Педагогика сотрудничества это

Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества — это совокупность идей, форм и методов, которые обеспечивают интерес студентов к обучению, стимулируют их познавательную активность, создают атмосферу коллективного творчества.

Педагогика сотрудничества начинается с педагогических идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

В конце 80-х годов XX ст. появляются оригинальные авторские школы Ш. Амонашвили, И.П.Волкова, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, С.М. Лысенковой, М.Ф.Шаталова, М.П.Щетинина и др.

Педагогика сотрудничества в высшей школе опирается на следующие идеи:

1. Доброжелательные отношения педагога со студентами.

2. Идея трудной цели и возможности ее достичь.

3. Идея свободного выбора количества заданий.

4. Идея опережения учебной программы.

5. Идея опорных сигналов и опорных схем.

6. Идея больших блоков учебного материала.

7. Идея самоанализа и самооценки.

8. Идея создания группового интеллекта.

9. Идея коллективного творчества и самоуправления.

Методика В.Ф.Шаталова представляет собой сложную систему элементов, к которым принадлежат:

• всестороннее развитие личности студента (студент — точка отсчета учебно-воспитательного процесса);

• примерно 70% учебного времени отводится на самостоятельную работу студентов;

• студенты на занятиях осваивают новый материал, открывают для себя законы, разрабатывают опорные конспекты;

• обучение носит опережающий характер;

• контроль и взаимоконтроль усвоения знаний, умений и навыков.
Методика С.М.Лысенковой — это система проверенных педагогическим опытом наиболее эффективных идей:

• глубокое знание психологии студентов;

• создание радости познания и комфорта обучения;

• развитие у студентов умений эффективно учиться,

• вариативное повторение учебного материала;

• доброжелательность; поддержка и взаимопомощь.

Методика Е.Н.Ильина включает идеи:

• главный ориентир учителя — студент;

• индивидуально-личностный подход в обучении студентов;

• учет темпа развития студента;

• гуманизм в преподавании литературы;

• включение жизненного опыта студента в лекцию;

• соединение жизни студента с жизнью героя книги;

• использование инициативы студента при выборе методики преподавания, темы диспута, реферата.

5.6. Программированное и модульное обучение

Программированное обучение — это управляемое обучение с оптимальной связью.

Главные признаки программированного обучения:

&#&632; учебный материал дается студентам небольшими дозами (частями), каждая из которых логично окончена, удобно доступна для целостного восприятия;

&#&632; каждая учебная доза сопровождается указаниями или заданиями, как осуществить определенные действия, направленные на ее усвоение;

&#&632; усвоение каждой учебной дозы проверяется путем предоставления студенту специального задания;

&#&632; студент сразу же узнает правильно или неправильно он ответил (осуществляется обратная связь и самоконтроль);

&#&632; взависимости от ответа студента оценивается возможность его продвижения: ответив правильно, он переходит к следующей части учебной информации; при неправильном ответе — он отправляется за разъяснением и повторно изучает учебную дозу

В зависимости от характера размещения учебного материала, наличия доз и связей между ними различают программы: линейные, разветвленные, комбинированные.

При линейной программе весь учебный материал, который подлежит усвоению, разделяется на дозы и соответствующие задания для проверки. Проверив правильность ответа, студент начинает выполнять следующее задание.

При разветвленной программе материал подразделяется на части, несколько большие, чем в линейной программе, но также даются задания и указания, касающиеся усвоения содержания. При обратной связи студент выбирает ответ из предложенных вариантов. В зависимости от ответа даются новые указания и объяснения.

Комбинированная программа предусматривает изучение некоторых частей материала по линейно схеме, других — по разветвленной схеме.

Сущность модульного обучения состоит в том, что студент полностью самостоятельно (или с небольшой помощью преподавателя) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль — это осмысленная часть содержания учебного предмета, которая имеет не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения.

Модули позволяют перевести обучение на субъект -субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учениками, дозировать индивидуальную помощь, изменять формы общения преподавателя и студента.
Преподаватель разрабатывает для каждого студента личностно — ориентированную программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач. Для надежного контроля усвоения студентом соответствующих модулей преподаватель проводит входной и промежуточный контроль. По результатам промежуточного контроля можно сделать вывод об усвоение учебного предмета даже без итогового экзамена.

Контроль усвоения каждою из содержательных модулей должен осуществляться на известных трех уровнях: ознакомительно-ориентировочном, понятийно-аналитиче­ском, продуктивно-синтетическом. Диапазоны оценок резу­льтатов усвоения при этом не должны перекрываться. Желательно, чтобы они расширялись с усложнением уровня усвоения модулей.

Полученные модульные оценки по учебным предметам могут накапливаться за учебный год или за весь период обучения в вузе. Это способствует рейтингованию (определению рейтинга) студентов.

/ педагогика сотрудничества

В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.

Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Есть очень способные учащиеся, но немало и таких, которые ленятся, не хотят учиться, которых к этому надо приучать, а иногда — даже принуждать. Педагогическая обязанность каждого учителя (преподавателя, мастера) — постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно-производственную деятельность. Раз есть разные учащиеся, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию. Таким образом, педагогическое сотрудничество — это не только взаимодействие, не только доверие и взаимное уважение, но и требовательность, высокая ответственность учащихся.

Педагогическое сотрудничество, выбор соответствующего стиля взаимоотношений с учащимися требуют педагогического такта, мастерства, опыта работы педагога. Поэтому неудивительно, что идеи педагогического сотрудничества получают распространение и поддержку прежде всего у опытных, творчески работающих педагогов-новаторов. Каждый педагог, стремящийся к овладению педагогическим мастерством, должен и может быть ее активным последователем.

Значение «педагогики сотрудничества» выходит далеко за пределы методики и организации обучения. Это своего рода стратегия учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем «педагогика сотрудничества» — эта целостная методическая система, характерными чертами которой являются:

создание творческой атмосферы на каждом уроке, каждом занятии; постоянное превращение учащихся из объекта обучения в субъект учебного процесса; обеспечение уверенности учащихся в собственных силах, в возможности достижении успеха; исключение, как правило, методов принуждения учащихся к учению;

демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденная атмосфера общения педагога с учащимися, учащихся между собой; создание условий продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных»; организация добровольной взаимопомощи «сильных» учащихся «слабым»;

создание на каждом занятии комфортных условий учебно-воспитательного процесса: обстановка радости успеха; снятие боязни провала и отрицательной оценки; широкая практика оценочного общения педагога с учащимися; эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов учащихся к педагогу и друг к другу;

широкое применение педагогических средств, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности: эвристические беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельные работы, возбуждение и поддержание интереса учащихся во всех его видах и проявлениях, обеспечение положительной мотивации учащихся в учении, поощрение и поддержание высокого уровня любознательности учащихся, применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий;

объективность и справедливость оценки учебных успехов учащихся, использование политики оценки для повышения качества учения; применение таких форм и методов контроля, которые стимулируют учение без принуждения; широкое применение самоконтроля и самоанализа учащимися своих учебных успехов.

В заключение приведем «Памятку мастеру», в которой на основе обобщения передового педагогического опыта сформулированы некоторые правила совершенствования педагогического мастерства, вытекающие из основных принципов «педагогики сотрудничества».

Учитесь читать по лицам учащихся; старайтесь увидеть, чего они ждут от вас.

Чаще ставьте себя на место ваших учеников, старайтесь понять их затруднения.

Поощряйте даже самые малые попытки учащихся думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему, самостоятельно, творчески.

Помогайте учащимся достигнуть цели, но не навязывайте своего мнения.

Как можно чаще давайте учащимся почувствовать радость успеха.

Не опекайте учащихся по мелочам, доверяйте им по крупному счету.

Умейте прощать учащимся мелкие проступки, не возводите мелочи в принцип.

Старайтесь быть всегда подтянутым, опрятным, аккуратным не только внешне, но и внутренне.

Ни в коем случае не превращайте воспитание в сухие скучные, надоедливые нотации и нравоучения.

Ко всем учащимся, независимо от симпатий, относитесь ровно, с едиными мерками требовательности.

Ни один поступок, ни одно хорошее дело учащегося не должно проходить мимо вашего внимания; учащиеся всегда должны чувствовать, что мастер все видит, мастер все знает.

Во взаимоотношениях с учащимися, даже в самых сложных случаях и ситуациях, не унижайте человеческого достоинства учащегося.

К серьезным наказаниям прибегайте крайне редко, старайтесь обойтись без них.

Всегда поддерживайте бодрый, жизнерадостный стиль и тон в деятельности коллектива группы.

Дорог к сердцам и умам учеников множество: увлекательный интересный рассказ, задушевный разговор, справедливая оценка, творческий успех, встреча с интересными людьми, личность педагога. Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы идти не одной дорогой, а всеми сразу, искать новые.

Общее представление о педагогике сотрудничества

Педагогика сотрудничества — это основное направление гуманной педагогики развития, суть которой в вовлечении детей в активное учение. совместном труде преподавателей и учащихся, непрерывном творчестве и духовном подъеме учителей и учеников, когда каждое педагогическое действие, решение, поступок проверены на гуманность, сотрудничество и развитие.

Педагогика сотрудничества была выработана учителями-практиками, преподававшими различные предметы в разных городах и условиях, и начала оформляться в научно-теоретическое направление после их встреч (первой — в подмосковном поселке Переделкино в сентябре 1986 г. второй -недалеко от Тбилиси, в поселке Цинандали, в сентябре 1987 г. третьей — в Москве в марте 1988 г. четвертой — в Краснодарском крае в сентябре 1988 г.), на которых было решено, что педагогика сотрудничества -это

открытая программа, ее смысл — в творчестве всех учителей. она живет, пока развивается, дополняется, уточняется и обогащается.

В целостном педагогическом процессе все педагоги-новаторы выделяют главную категорию воспитания. обучения и развития«сотрудничество», при реализации которого воспитатели и воспитанники являются субъектами учебновоспитательного процесса, в равной степени имеющими право выбора.

Педагогика сотрудничества предполагает личностный подход к ребенку вместо индивидуального. Это проявляется в учете личностных качеств ученика, который на каждом уроке получает оценку своего труда за инициативу. любознательность. способности, творчество, выбирает задачи по своим способностям, убеждается, что он уважаем.

Педагоги- новаторы рассматривали гармоническое развитие личности ребенка как цель педагогического процесса .

Первая задача школы, по их мнению, — развить ребенка, чтобы он сам, без принуждения, мог бы и хотел добывать (а не получать!) знания. приобретать умения и навыки, развивать способности. Педагоги-новаторы выступают против школьных отметок. так как они не всегда помогают в создании отношений сотрудничества, оптимальных условий для обучения и воспитания, в привитии интереса к предмету. Необходимо заметить, что педагогика сотрудничества -это не только сотрудничество учителей с детьми и коллегами, но и с родителями. которые должны быть союзниками в воспитании ребенка, что является важным шагом на пути развития личности.

Задача учителя состоит в том, чтобы понять интересы учащегося, помочь ему правильно, с научной точки зрения осознать их, уметь слушать ребенка, вести с ним диалог, помогать ему понять и выразить себя, состояться как человеку. На уроках он стремится научить каждого, ориентирует детей на успех, способствует организации гуманистических отношений, сотворчества, учится у себя и у своих учеников, а не копирует уроки других. Следовательно, самообразование и саморазвитие преподавателя — важная составляющая целостного педагогического процесса, основанного на сотрудничестве и сотворчестве.

Традиционная образовательная система ориентирована на формирование у студентов фиксированного набора знаний. которые проверяются, как правило, посредством заданий, составленных в заранее определенном формате (например, единый государственный экзамен). Такая система не способствует формированию у студентов навыков профессиональной деятельности. а применяемая тестовая форма контроля приводит к тому, что ключевая задача образования сводится к подготовке для успешного прохождения теста. В этом случае полностью отсутствует индивидуальный подход к обучению, когда развиваются собственные творческие качества учащегося с учетом его индивидуальных особенностей.

Эффективность образовательной системы существенно повышается при использовании педагогики сотрудничества, ориентированной на вовлечение обучаемого в образовательный процесс. а также при совместной работе учителя и ученика. Педагогика сотрудничества основной упор делает на воспитании партнерских отношений и предполагает соблюдение ряда принципов :

обучение без принуждения — учащийся сам принимает решенияотносительно своего учебного процесса (когда и как он будет решать задачи);

отсутствие негативных оценок ;

идея свободного выбора — учащийся сам решает, какую задачу ему решать и в каком количестве, а также может самостоятельно создать задачу, которую ему интересно решать);

идея опережения — учащийся знакомится с темами уроков, опережающих его текущую подготовку;

идея крупных блоков — учебный процесс состоит не из отдельных уроков или тренингов, а из блоков «погружения» в разные темы;

идея соответствующей формы — каждое занятие по форме реализуется в соответствии с выбранной тематикой, например уроки рисования предполагают неформальное общение на природе, а уроки физики — четко организованную работу в учебном классе;

интеллектуальныйфон класса — совместная деятельность в учебном процессе и за его рамками — посещение музеев, проведение досуга и т. д.

В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.

Характер и функции пед общения

Подробнее про общение – см. 32

П. о. – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социальнопсихологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности ученика

Выделяют также три функции педагогического общения.

1. Обучающая. Это ведущая функция, но в то же время является лишь частью многостороннего взаимодействия учителя и учеников. Она производится в специально организованном процессе любого уровня системы образования – дошкольном, школьном, вузовском.

2. Воспитывающая. Обеспечивает процесс нравственного воспитания.

3. Фасилитативная. Она заключается в том, что учитель помогает ученику выразить себя. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчают педагогическое взаимодействие, способствуют самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

— Высокая степень репрезентативности

Синтез характеристик выражается в качественном содержании педагогической системы

В основе эффективного педагогического общения:

1) пристальное внимание к мыслительному процессу ученика (учеников), малейшее движение мысли требует немедленной поддержки, одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена;

2) эмпатия — умение поставить себя на место ученика, понять цель и мотивы его поведения, а значит, и его самого, что позволяет прогнозировать деятельность ученика и управлять ею заранее;

3) доброжелательность. заинтересованность в успехе ученика;

4) рефлексия — непрерывный анализ своего поведения и деятельности, управляющих деятельностью учеников и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс

Специфика пед общения

[Деятельностный подход] о. – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Д.подход – 1. неразрывность общественных и межличностных отношений, 2. Единство общения и деятельности

Единство общения и деятельности &#85&4; стороны социального бытия человека, явления связи «род-вид», т.е. общение – вид деятельности.

Коммуникативный подход позволяет предоставить схему педагогического взаимодействия во всем многообразии ее звеньев (источник, ситуация, канал связи, обратная связь) – используется современной педагогикой. К.п. устанавливает связь говорящего и слушателей, но не вскрывает природу взаимодействия, характер активности субъектов – анализ потребностей, мотивов, елей и задач деятельности, особенности субъектов (на основе деят. подхода)

— Коммуникативная – обмен информацией

— Интерактивная – регуляция взаимодействия между партнерами и декодирование ими знаковых (верб.,неверб.) систем общения

— Перцептивная – «прочтение» собеседника (сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия)

А.А.Леонтьев: о. – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного средствами контакта между людьми, связанными друг с другом в психологическом отношении

Характеристики о. контактность, ориентированность, направленность, семиотическая специализация и степень опосредованности, ориентация общения, психологическая динамика

Педагогическое общение – форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников

одновременно реализует все функции общения (см.стороны), используя всю совокупность вербальных, изобразительных, символических, кинетических средств

П. о. – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности ученика

Специфика п. о. – 1. полиобъектная направленность

П. о направлено на само взаимодействие обучающихся в елях их личностного развития и организацию освоения учебных занятий, формирование на этой основе творческих умений &#85&4;

П. о. направлено на 1. Учебное взаимодействие 2. Обучающихся (их актуальное состояние, перспективы развития) 3. Предмет освоения (усвоения) &#85&4; органическое сочетание элементов личностно, социально и предметно ориентированного общения

2. обучающая функия, которая включает в себя воспитывающую, т.к. образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер

Брудной А.А: обучающая функция может быть соотнесена с трансляционной, ее проявлением. Трансляционная присуща всем формам научения (игра, бытовое взаимодействие), реализуется в специально организованном процессе любого уровня образовательной системы (дошк. шк. вуз)

+ Функция облегчения, фасилитации общения

учитель – фасилитатор общения – помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть

Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная и поддерживающая контакт атмосфера общения облегчает педагогическое взаимодействие, способствует самоактуализации ученика и его развитию

&#85&4; Пед. общение – обучающая, воспитывающая, фасилитативная функцииХарактеристика особенностей социальной ситуации развития личности. Влияние соц ситуации развития на процесс обучения

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Педагогика сотрудничества это:

Педаго́гика сотру́дничества  — направление в педагогике. возникшее в СССР в середине 1980-х годов под влиянием процессов обновления общественно-политической жизни страны («перестройки »). Направление носило зонтичный характер и объединяло педагогов с разными подходами к обучению и воспитанию, общей для которых являлась декларация стремления к гуманизации образования и созданию альтернативы официозной педагогике позднесоветского периода. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик. [источник не указан 51 день ]

Содержание

История. Встречи педагогов-новаторов

Основателями педагогики сотрудничества считаются педагоги-новаторы, такие, как: [источник не указан 51 день ]

и другие советские педагоги 1980-х годов.

Первая встреча педагогов-новаторов прошла в подмосковном посёлке Переделкино в октябре 1986. По итогам встречи были сформулированы «Тезисы педагогики сотрудничества», которые были опубликованы в «Учительской газете » от 18 октября 1986 года. [1]

Вторая встреча прошла в 1987 в Грузии. На встрече были намечены пути и направления дальнейшей демократизации образования, итоговые тезисы встречи были опубликованы в «Учительской газете» от 17 октября 1987 г. под заголовком «Демократизация личности». [2]

Основные идеи

Педагогика сотрудничества это

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 октября 2012 .

Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика. которая вовлекает в настоящие — созидательные дела. Педагоги—новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии.

На первой встрече педагогов-новаторов были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

  • обучение ребёнка в зоне ближайшего развития
  • учение без принуждения
  • набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
  • идея опережения
  • идея крупных блоков
  • идея свободы выбора
  • идея диалогического размышления
  • идея интеллектуального фона класса
  • идея совместной деятельности учителей и учеников
  • идея добровольности в досуговой деятельности

На второй встрече были намечены пути и направления дальнейшей демократизации образования:

  • была обоснована вариативность обучения
  • было предложено обновить содержание образования, пересмотреть программы и учебные планы
  • было предложено развивать у учеников творческие способности
  • обучение и воспитание ребёнка в зоне ближайшего развития
  • организация детской половины дня
  • идея самоуважения школьника

Литература

  1. Амонашвили Ш. А. Единство цели. Пособие для учителя.- Москва. Просвещение, 1987
  2. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки.- М. Педагогика, 1979

Педагогика сотрудничества это

Для улучшения этой статьи желательно.

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Добавить информацию для других стран и регионов.
  1. http://www.ug.ru/archive/15485 Педагогика сотрудничества. Отчет о встрече учителей-экспериментаторов
  2. Учительская газета. 17 октября 1987 г. С.3

Категория:

  • Педагогика сотрудничества

Wikimedia Foundation. 2010 .

Смотреть что такое «Педагогика сотрудничества» в других словарях:

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА — направление педагогической теории и практики воспитания. Оформилось в сер. 80 х гг. как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися … Большой Энциклопедический словарь

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА — ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА. Направление в отечественной педагогике 2 й половины XX в. Представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Педагогика сотрудничества — система педагогических взглядов, а также общественно педагогическое движение в отечественной педагогике 80 90 х годов ХХ го столетия, ее гуманистическая ветвь как антипод господствующей тоталитарной педагогики. Основные идеи педагогики… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

педагогика сотрудничества — направление педагогической теории и практики воспитания. Оформилось в середине 80 х гг. как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися. * * * ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА… … Энциклопедический словарь

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА — направление в отеч. педагогике 2 й пол 20 в, разрабатываемое группой авторов новых методов воспитания и обучения Среди них. III А Амонашвили, И II Волков, И II Иванов, E H Ильин, В А Караковский, С H Лысенкова, Л А и Б II Никитины, В Ф Шаталов, M … Российская педагогическая энциклопедия

Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике, в к ром в середине 70 х годов стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основными положениями П. с. являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения,… … Педагогический словарь

Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике 2 й половины 20 в. П.с. представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения, осн. на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П.с. Ш.А. Амонашвили, И.П … Педагогический терминологический словарь

Педагогика Монтессори — Учебные материалы системы Монтессори Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори  система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марие … Википедия

Педагогика постиндустриального (информационного) общества — педагогика, формирующаяся в совершенно новых условиях существования и развития информационного общества, когда мерой всех соц. вещей, основополагающим условием производства и воспроизводства общественной целостности становятся развитие и… … Педагогический словарь

  • Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. Шарипов Фанис Вагизович. Излагается курс теории и практики педагогики и психологии высшего образования. Раскрываются сущность и структура образовательного процесса, цели и содержание высшего профессионального… Подробнее Купить за 816 руб
  • Онтопсихологическая педагогика. Антонио Менегетти. Антонио Менегетти завоевал известность благодаря своей активной социальной позиции и удивительному жизненному опыту (от серьезного изучения религии, знакомствасо множеством культур,… Подробнее Купить за 758 руб
  • Педагогика и психология высшей школы. Ф. В. Шарипов. Излагается курс теории и практики педагогики и психологии высшего образования. Раскрываются сущность и структура образовательного процесса, цели и содержание высшего профессионального… Подробнее Купить за 583 грн (только Украина)

Другие книги по запросу «Педагогика сотрудничества» >>

Педагогика сотрудничества, общие положения

October 12, 2012

Педагогика сотрудничества как научное направление со своими тезисами и принципами оформилась благодаря советским педагогам в перестроечных 1980-х годах, однако пропагандируемые ее основателями идеи уважения, взаимодействия на равных звучали в разные времена от разных мыслителей и общественных деятелей, среди которых – Ж.Ж. Руссо, Януш Корчак, К.Д. Ушинский и многие другие.

И все же понятие сотрудничества, которое предложил Симон Львович Соловейчик со своими единомышленниками, гораздо шире, нежели совместная деятельность учителя и ученика. Педагогическое сотрудничество в рамках школы должно осуществляться на всех уровнях, в том числе на уровне педагог-педагог и педагог-родители. Ведь учебный процесс не может осуществляться без влияния всей школьной системы и участия родителей, чей стиль воспитания может быть совсем иным.

Педагогика сотрудничества основным своим положением считала отношение к ученику как к равной, свободной личности. Ее последователи говорили о том, что воспитание, как и обучение, должно строиться не на одностороннем действии педагога на ученика. Симон Соловейчик смог объединить педагогов-новаторов, придерживающихся различных взглядов на обучение, но единых в мысли, что советская педагогика нуждается в гуманизации. Среди его последователей, совместно с которыми в «Учительской газете» в 1986 г. были опубликованы тезисы нового научно-практического направления, были Ш.А. Амогашвили, С.Н. Лысенкова, Б.П. и Л.А. Никитины, В.Ф. Шаталов и другие.

Итак, какими базовыми принципами оперирует педагогика сотрудничества? Это:

  • принцип опережения, ориентация на зону ближайшего развития;
  • принцип сотрудничества педагога с учениками;
  • отсутствие принуждения в учебной и внеклассной деятельности;
  • организация материала по блокам;
  • использование ключевых слов и опорных конспектов, и др.

Работающие в этом направлении педагоги предложили ряд методик, позволяющих значительно уменьшить время, необходимое для усвоения прежнего объема материала, поддерживая при этом интерес и мотивацию ученика. Этому способствовала и вербально-графическая форма подачи материала, и альтернативный подход к системе оценки, и внимание к творческим способностям ребенка.

К каким школьным предметам и ступеням обучения применима педагогика сотрудничества? Основатели этого направления разрабатывали свои методики и для начальной школы, и для среднего звена. Первоначально предложенные Ф.В. Шаталовым и другими педагогами опорные конспекты предназначались для изучения точных наук, однако позднее появился опыт создания и использования подобных опор и в преподавании гуманитарных и общественных дисциплин.

Педагогика сотрудничества неоднократно критиковалась за излишнее «потворство9raquo; ученикам и предоставление их самим себе, что затрудняет обучение в условиях общеобразовательной школы. Это вытекает из излишней, по мнению критиков, идеализации природы ребенка. Кроме того, реализация принципов педагогического сотрудничества требует от педагога особой квалификации и не может осуществляться им в одиночку. Для этого необходимо участие руководства, а также наличие коллектива единомышленников.

Подводя итог, можно сказать, что именно педагоги-новаторы 1980-х годов придали новый импульс развитию педагогической мысли, а методики на основе их идей продолжают разрабатываться и внедряться и сегодня как в школах, так и в образовательных учреждениях следующих ступеней. Более того, сформулированные принципы сотрудничества сегодня для многих становятся нормой организации учебного процесса независимо от их отношения к данному направлению педагогической науки.

Педагогика сотрудничества это

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Педагогика сотрудничества это

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Педагогика сотрудничества это

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Педагогика сотрудничества это

5 привычек, которые гарантируют, что вы не достигните успеха в жизни Наши ежедневные привычки делают из нас тех, кем мы являемся. Какие-то из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны.

Педагогика сотрудничества это

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Педагогика сотрудничества это

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *