Переподготовка кадров

Повышение квалификации и переподготовка кадров

Переподготовка кадров – это обучение кадров, с целью получения новых знаний, навыков, умений и способов общения в связи с изменяющимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Переподготовка работников может осуществляться прямо в организации, учреждении (если работники не были уволены из него), а также силами территориальной службы занятости (если произошло увольнение с предприятия).

Управление процессом переподготовки работников предполагает:

— определение масштабов переподготовки и факторов влияющих на нее;

— выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;

Планирование переподготовки кадров предполагает наличие информации о том, по каким профессиям требуется обучить работников.

Переподготовка должна носить целенаправленный характер, т.е. быть ориентированной на конкретное рабочее место и работника, согласного его занять.

Переподготовка кадров проводится за счет средств, относимых на себестоимость продукции. Кроме того, источником финансирования выступают специально создаваемые в службах занятости фонды, часть которых может быть передана на предприятия для переподготовки кадров в рамках программ занятости населения на данной территории.

Переподготовкаможет длиться от 5 месяцев до 2 лет. Предусматривает получение новых специальных знаний.

Повышение квалификации работников — это обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков мастерства по имеющимся профессиям.

Система повышения квалификации, сложившаяся в организациях, включает:

1. профессиональные курсы;

2. школы передовых приемов и методов работы;

4. курсы руководителей;

5. самостоятельное обучение

Повышение квалификации связано с определенными издержками как для предприятия, так и для работника. Это затраты на оплату преподавателям, аренду помещений, приобретение материалов и так далее. Поэтому повышение квалификации и обучение с отрывом от производства, вследствие чего предприятие испытывает временные трудности, должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого — более высокий уровень производительности труда, качество продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда — перекрывал издержки.

Цели повышения квалификации: — получить более высокую производительности труда работников, — повысить качество продукции вследствие освоения работниками новых технологий, оборудования, приемов и методов работы.

Формы переподготовки и по­вышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей в учреждении определяются работодателем с уче­том мнения представительного органа работников учреждения. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными норматив­ными правовыми актами, работодатель обязан проводить повы­шение квалификации работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную под­готовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять предусмотрен­ные федеральными законами гарантии, заключать ученический договор.

Работодатель имеет право заключать ученический договор на профессиональное обучение с человеком, ищущим работу, а с ра­ботником своей организации — на переобучение без отрыва от работы.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

7.4. Переподготовка и повышение квалификации кадров.

В области переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии (в организации) обычно ставятся те же задачи, что и при подготовке персонала. К числу таких задач обычно относятся:

• выработка стратегии развития кадров;

• определение потребности в развитии конкретных категорий и групп работников;

• выбор форм и методов переподготовки персонала;

• программно-методическое и материально-техническое обеспечение процесса обучения;

• изыскание средств для переподготовки и повышения квалификации персонала.

Однако в переподготовке и повышении квалификации кадров имеется немало особенностей.

Переподготовка рабочих кадров означает, как правило, освоение рабочими новой профессии.

С точки зрения организации процесса обучения принципиальной разницы между обучением и переподготовкой нет. Однако некоторые особенности в переподготовке кадров на предприятии все же существуют. Они связаны прежде всего с контингентом рабочих. Переподготовку проходят, как правило, рабочие старшего и среднего возраста, проработавшие долгое время на предприятии по определенной профессии, и это накладывает отпечаток на обучение. Существенно отличается и образовательный уровень этого контингента рабочих: часто они имеют лишь неполное среднее образование и причем получено оно давно.

Управление процессом переподготовки рабочих предполагает:

• определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее;

• выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;

• проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условия выбора программы и методов обучения.

Планирование переподготовки кадров предполагает наличие информации о том, по каким профессиям следует обучать рабочих. Переподготовка должна носить целенаправленный характер, т.е. быть ориентированной на конкретное рабочее место и работника, согласного его занять.

Повышение квалификации кадров направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющейся у работника профессии. Особенность повышения квалификации состоит в том, что слушатели уже обладают определенными знаниями и навыками практического выполнения работ и могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно те знания, которые им необходимы для производственной деятельности.

Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает производственно-технические курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым профессиям, курсы целевого назначения по изучению новых изделий, оборудования, технологии.

Эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров определяется различными факторами. Большое значение имеют понимание целей обучения, поощрение обучающихся, практическая направленность обучения, его этапность, создание среды обучения.

Эффективность обучения в значительной мере определяется его мотивацией. Сотрудники предприятия (организации) могут быть мотивированы на активное обучение по-разному. Среди мотивов обучения обычно выделяют следующие:

• Стремление сохранить работу;

• Желание получить повышение или занять новую должность;

• Интерес к самому процессу получения новых знаний и навыков;

• Желание установить контакты с другими обучающимися.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации должны быть увязаны с перспективами развития и целями предприятия, профессионально-квалификационным продвижением работников, а также со стимулированием и мотивацией их трудовой деятельности.

В профессиональном развитии специалистов и руководителей имеются определенные особенности, которые должны в полной мере учитываться при организации их профессионального обучения.

Переподготовка кадров это:

— вид дополнительного (к ранее полученому основному профессиональному образованию соответствующего уровня) профессионвльного образования, целью которого является приобретение гражданами новых профессиональных знаний и навыков, профессий и специальностей для выполнения новых видов профессиональной деятельности или для получения новых дополнительных квалификаций в связи с требованиями научно-технического прогресса, структурными изменениями в производстве и социальной сфере, на рынке труда, а также с учетом индивидуальных потребностей граждан.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М. 2004. С. 65)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006 .

Смотреть что такое «Переподготовка кадров» в других словарях:

Переподготовка Кадров — переобучение персонала, повышение квалификации, освоение смежных профессий. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

переподготовка кадров — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN retraining … Справочник технического переводчика

ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ — процесс углубления знаний и навыков, обусловленный повышением квалификационных требований, необходимостью освоения смежных отраслей знаний или профессий, переходом на новую работу … Большой экономический словарь

ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ — переобучение персонала, повышение квалификации, освоение смежных профессий … Энциклопедия трудового права

ПЕРЕПОДГОТОВКА — общий термин для обозначения различных видов обучения, обусловленного изменениями в характере и содержании профессиональных задач; может быть частичной, вызванной модернизацией трудового процесса, или полной, вызванной отмиранием имеющейся у… … Профессиональное образование. Словарь

Институт подготовки научных кадров Национальной академии наук Беларуси — Государственное учреждение образования «Институт подготовки научных кадров Национальной академии наук Беларуси» (ИПНК НАН Беларуси) Головная организация Национальная академия наук Беларуси Ректор Шкурко, Владимир Валентинович … Википедия

Профессиональная переподготовка — см. Переподготовка кадров … Педагогический терминологический словарь

Президентская программа подготовки управленческих кадров — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (Президентская программа) программа государственного… … Википедия

Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров ВГТУ — Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров Витебского государственного технологического университета создан при университете в 1989 году. На факультете проходят переподготовку более 200 слушателей, свыше 300 человек ежегодно… … Википедия

Профессиональная переподготовка — Под переподготовкой понимается получение нового специального образования с целью оперативного обеспечения кадрами новейших направлений научно технического и социального прогресса, а также перемещение кадров из устаревших сфер деятельности в… … Официальная терминология

Как осуществляется переподготовка кадров

Сегодня для ведения какой-либо деятельности необходимо в обязательном порядке наличие квалифицированных кадров. Особенно это касается определенных видов деятельностей.

Для работы по некоторым отдельным видам профессий переподготовка осуществляется в соответствии с законодательством.

Специальные нормативно-правовые документы регламентируют порядок этой процедуры, её периодичность. Существует большое количество самых разных нюансов, особенностей связанных с переподготовкой.

Предварительное их изучение позволит избежать штрафных санкций со стороны контролирующих учреждений.

Сегодня вопрос переподготовки кадров стоит особенно остро в связи с постоянным реформированием законодательных норм.

Существует определенный перечень профессий для работы по которым требуется определенная квалификация. Причем подтверждать её необходимо периодически.

В первую очередь это касается медицинских работников, педагогов. Также этот момент касается множество иных специалистов. Сам вопрос переподготовки всегда решается работодателем.

Особенно строгий контроль осуществляется за государственными предприятиями, на которых работают сотрудники на соответствующих должностях.

Невыполнение требуемых законодательством норм приводит к наложению штрафов, иных административных взысканий. Сама переподготовка осуществляется в специализированных учреждениях.

Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров в академиях проводится специальными квалифицированными специалистами.

Институты повышения квалификации и переподготовки кадров обычно включены в образовательную систему. Чаще всего подобные учреждения размещаются при высших учебных заведениях и среднепрофессиональных.

Все в первую очередь зависит именно от специализации. К наиболее важным вопросам следует отнести:

  • что это такое?
  • зачем это нужно?
  • действующие нормативы.

Что это такое?

Сегодня под термином «переподготовка кадров» понимается широкий перечень понятий. В первую очередь это получение работающими сотрудниками определенных знаний, непосредственно связанных с выполнением должностных обязанностей.

Обучение персонала – процесс, осуществляемый планомерно, непрерывно и систематически. Подразумевает получение новых навыков, умений, улучшений уже имеющихся.

Процедура данная выполняется под руководством специалистов. Причин для постоянного проведения переподготовки достаточно большое количество.

В первую очередь это связано со следующим:

  • непрерывно внедряются различного рода новые технологии, инновационные решения, изменение коммуникационных возможностей;
  • разработка новых методов обучения и ведения определенной деятельности;
  • поддержка конкурентоспособности.

Переподготовка кадров позволяет сделать работу сотрудника более эффективной, а также выполнить требования законодательных норм.

Так как деятельность многих работников связана с постоянным повышением квалификации.

Отсутствие переподготовки приведет к появлению проблем не только с законом, но и к выполнению должностных обязанностей несоответствующим образом.

Зачем это нужно

Переподготовка специалистов в различных сферах, получение более высокой квалификации имеет свои особенности, нюансы.

Но при этом цели переподготовки, вне зависимости от сферы деятельности, являются одинаковыми.

На данный момент повышение квалификации решает сразу несколько основных задач:

Подготовка и переподготовка кадров: новые методы и формы

«Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях», 2011, N 5

ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ: НОВЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ

О методах профессионального обучения различных категорий работников. Выбранный метод оказывает влияние на эффективность обучения. При выборе метода обучения необходимо выявить цели и задачи, определить срочность и сроки, учитывать финансовые возможности компании и контингент обучающихся.

Руководители отдела персонала сталкиваются с необходимостью регулярной переподготовки кадров, повышения квалификации, а также подготовки новых работников. Возможно профессиональное обучение с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы. Выбранный метод оказывает влияние на эффективность обучения.

При выборе метода обучения необходимо выявить цели и задачи обучения, определить срочность и сроки обучения, учитывать финансовые возможности компании, учесть контингент обучающихся (их квалификацию, мотивацию, уровень подготовки), организовать помещение и т. д.

Так как методы профессионального обучения — это система (включающая различные способы) целенаправленных действий преподавателя (мастера), при которых достигается овладение знаниями, навыками, умениями, компетенциями обучающимися, то необходимо выбирать способы обучения в зависимости от того, какую категорию компетентности необходимо развить и усовершенствовать в результате обучения.

Рассмотрим основные методы обучения, применяемые в современных организациях.

Для многих организаций, относящихся к разным сферам деятельности, обучение на рабочем месте является основной формой подготовки новых сотрудников.

Иногда обучение на рабочем месте проводят на специальных учебных участках или в цехах. Эффективность такого обучения снижается в том случае, если производственная база, на которой оно осуществляется, не соответствует оборудованию и инструментам, используемым в реальных рабочих условиях.

Одним из способов обучения, проверенным временем, является инструктаж, т. е. разъяснение и демонстрация приемов работы непосредственно на рабочем месте. Его могут проводить как сотрудники, давно выполняющие данные функции, так и инструкторы.

Метод обучения можно применять на всех уровнях организации, кроме подготовки руководителей.

Для руководителей среднего звена лучше применять наставничество. Обучение характеризуется тем, что наставник обычно выполняет весь круг задач по работе с «новичком» без освобождения от основной работы, что приводит к быстрой адаптации нового сотрудника и к пониманию им специфики деятельности компании.

Успех обучения будет зависеть от опыта и квалификации наставника — от его способности общаться, мотивировать, поддерживать своего подопечного, давать конструктивную обратную связь о результатах работы.

Для обучения разных категорий работников, от рабочих до руководящих должностей, подойдет ротация. Ротация предполагает перемещение работника с одной позиции на другую с целью ознакомления с новыми направлениями работы, приобретения новых навыков. По времени такое обучение занимает до одного года. В результате чего за определенный промежуток времени создается представление о многогранной деятельности компании и ее производственных задачах.

Что получит компания в результате ротации сотрудника:

— работников поливалентной квалификации, т. е. владеющих несколькими профессиями;

— «своих» высококвалифицированных специалистов;

— новые идеи, подходы к решению проблем.

Сотрудники при ротации улучшат социальные контакты на рабочем месте, что приведет их к лояльности к компании.

Помимо основных методов обучения на рабочем месте, дополнительно применяют:

— делегирование — передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов, при этом менеджер обучает подчиненных в ходе выполнения работы;

— метод усложняющихся заданий — специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности; заключительная ступень — самостоятельное выполнение задания;

— использование учебных методик, инструкций, пособий — например, как работать с конкретной машиной, станком, оборудованием и т. п.

Вы можете использовать вне рабочего места методы обучения, которые предназначены для получения теоретических знаний и обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки.

Некоторые методы в равной степени подойдут и для обучения на рабочем месте, и вне рабочего места. Например, метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики, подразумевает моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы, что позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений.

Рассмотрим отдельные методы обучения, которые тренинговые компании представляют на рынке услуг. Как правило, они используют простые методы обучения — чтение лекций, метод обсуждения или семинары, видеообучение, программированное обучение, тренинги, деловые игры, а также специфические методы обучения, представляющие наибольший интерес в условиях нынешней ситуации.

Баскет-метод. Метод обучения на основе имитации ситуаций, требующих срочного разбора деловых бумаг, накопившихся на столе руководителя, позволяет оценить способность кандидата к работе с информацией, к ее распределению по степени важности, срочности, приоритетности, оценить умение кандидата принимать решение на основании имеющейся информации.

Практические ситуации (case-study). Это обучение, основанное на разборе практических ситуаций (вариант деловой игры). Широко используется в системе бизнес-образования. Представляет собой глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации, чтобы выявить ее частные или общие характерные свойства. Метод обучает слушателей анализировать информацию, сортировать ее для решения поставленной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути их решения, оценивать и выбирать оптимальное решение, формировать программу действий.

Коучинг — профессиональная помощь человеку в определении его личных целей и в их достижении. Коучинг — это краткосрочные деловые отношения линейного руководителя с сотрудником более низкой профессиональной ступени, направленные на освоение специфических навыков и умений, на изменение некоторых поведенческих проявлений.

Secondment — это «прикомандирование» сотрудника на определенное время в другую структуру для овладения необходимыми навыками, т. е. обмен персоналом. Обмен может быть не только внутренним, когда работники переходят в другой департамент той же компании, но и внешним, при котором людьми обмениваются целые организации, причем, как правило, относящиеся к разным сферам (коммерческие, государственные предприятия, небольшие локальные компании, школы, благотворительные ассоциации). Особенно этот метод необходим компаниям с «плоской» структурой, где ограничены возможности продвижения сотрудников и, как следствие, развития у них дополнительных навыков. Обмен может быть как непродолжительным (около 100 ч рабочего времени), так и длительным (до года). Такая программа подходит абсолютно для всех сотрудников (менеджеров, специалистов, технического персонала и т. д.). Оплачивает труд человека, который перешел осваивать новые навыки в другую организацию, его реальный работодатель, т. е. компания, которая его «командировала».

Для сотрудника это возможность личного развития, приобретение разнообразного опыта работы в проектах, адаптация к изменениям, приобретение новых навыков и опыта в решении нестандартных задач.

Принимающая компания получает ресурсы для своих проектов и сотрудника, которому можно поручить практически любую работу. «Отдающая» сторона улучшит навыки своих сотрудников, укрепит командную работу и кросс-функциональное взаимодействие, повысит моральный дух коллектива и мотивацию персонала, получит разветвленную сеть контактов, приобретет репутацию хорошего работодателя, ориентированного на интересы общества.

Buddying — самый интересный и дружественный способ обучения и развития персонала. Buddying — это прежде всего помощь, поддержка, в какой-то мере руководством, и защита одного человека другим для достижения его результатов и целей. В этом контексте слово buddy можно интерпретировать как «партнер». В компаниях, где существует грейдерная система оплаты, назревает новая проблема. Грейды, которые они так активно вводили несколько лет назад, приводят к значительному расслоению персонала компании. Метод buddying необходимо использовать, чтобы формировать связи между сотрудниками, представляющими разные уровни организации. Например, у топ-менеджера может быть buddy, находящийся на два грейда ниже. И этот человек дает ему абсолютно равноправную связь.

Применяя этот метод, можно получить:

— личностный рост сотрудников. Благодаря buddying топ-менеджеры, наконец, понимают, как их поведение влияет на сотрудников;

— командообразование. Buddy стремятся к тому, чтобы их партнер выполнил свои цели. Их задача — поддержать другого. И, как правило, buddy из нижнего грейда всячески поддерживает начинания своего партнера, активно вовлекая людей своего уровня;

— адаптацию сотрудников. Именно этот вариант активно используют в России, называя наставничеством. Особенно он распространен в торговых сетях.

В России есть тренинговые компании, которые владеют технологией создания и поддержания системы buddying. В нашей стране она изначально использовалась в тренингах личностного роста, где обучение строится на осознании человеком того, как он влияет на других, что в его поведении мешает ему достигать своих целей. Именно buddy (участник того же тренинга) говорит ему об этом через обратную связь — честно, открыто, объективно, делая все, чтобы его партнер, изменяя свои внутренние установки, выполнял задачи, которые перед собой ставит. Сейчас эти технологии переносятся внутрь организаций.

E-learning — это получение образования через информационные технологии: Интернет (веб-сайты), компьютерная сеть, CD-носители, интерактивное телевидение или спутниковое вещание.

Европейская комиссия определяет e-learning как «использование новых информационных технологий, технологий мультимедиа и Internet (ICT) для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы». Проще говоря, под e-learning подразумевается учебный процесс, в котором используются интерактивные электронные средства доставки информации, включая компакт-диски, корпоративные сети и Интернет.

Улучшение процесса обучения происходит за счет использования уникальных возможностей мультимедиа 3D Virtual Reality (виртуальной реальности), расширения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы.

Основными проблемами внедрения систем электронного обучения (ЭО) в России называют: недоверие со стороны служащих компании, недостаточную мотивацию сотрудников к использованию е-learning и низкое качество ЭО.

Специфические методы обучения считаются новыми (коучинг, secondment, shadowing, buddying и e-learning). Эти методы сейчас активно обсуждаются западными HR-специалистами, причем не с точки зрения того, стоит ли их использовать, эффективны ли они (это ни у кого сомнения не вызывает), а в контексте обмена опытом их применения на практике. Какие из новых методов станут популярными в России, покажет будущее.

Можно также ожидать, что в связи с текущей экономической ситуацией компании будут больше внимания уделять сокращению расходов и эффективности использования средств на обучение, что неизбежно приведет к уменьшению количества очных тренингов и смещению бюджетов в сторону электронных форм обучения.

по управлению персоналом

Подписано в печать





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *