Политические права граждан рф

28. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РФ

Политические права и свободы граждан РФ – нормы возможного поведения граждан РФ в сфере управления делами государства, закрепленные Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Политические права и свободы граждан РФ связаны с правом граждан на участие в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей, что обеспечивает демократический режим РФ.

Конституционные политические права и свободы принадлежат исключительно гражданам РФ, т. е. они являются гражданскими. Поэтому выделяются следующие признаки политических прав и свобод: 1) политические права и свободы возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия (активное избирательное право) либо определенного в законе возраста (пассивное избирательное право); 2) политические права принадлежат каждому гражданину РФ в равном объеме, т. е. право 1 голоса на выборах или референдуме принадлежит 1 гражданину; 3) политические права и свободы связаны не с правоспособностью граждан, а с их дееспособностью, т. е. гражданин РФ может быть ограничен в своих политических правах и свободах, тогда как ограничение в личных допускается в исключительных случаях. Например, не имеет права избирать и быть избранным лицо, признанное в установленном порядке ограниченно или полностью недееспособным; 4) государство обеспечивает реализацию и гарантирует соблюдение политических прав и свобод граждан РФ.

Виды политических прав и свобод граждан РФ: 1) избирательные права (они имеют двойственный характер: во-первых, право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления – пассивное избирательное право, оно возникает с момента достижения лицом определенного законодательством возраста; во-вторых, право избирать представителей в органы государственной власти и местного самоуправления и посредством этого управлять делами государства – активное избирательное право, оно возникает по достижении лицом 18 лет); 2) право на участие в референдуме; 3) право граждан РФ на объединение (согласно этому праву граждане РФ объединяются в профессиональные союзы, общественные объединения для защиты своих интересов; этим правом граждане распоряжаются добровольно, не допускается принуждение кого бы то ни было к вступлению в объединение или пребыванию в нем); 4) право мирных собраний, организации митингов и демонстраций, шествий и пикетирования (граждане могут воспользоваться этим правом только в целях защиты своих прав и интересов и только в мирной форме, не допускаются вооруженные митинги и собрания граждан); 5) право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (эти обращения могут быть направлены лично или коллективно в форме заявления, предложения или жалобы).

Политические права и свободы гарантируются Конституцией РФ и принадлежат всем гражданам РФ независимо от пола, национальности и расы, достигшим возраста, определенного федеральными законами для осуществления этих прав. Никто не может быть лишен этих прав, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РФ

Политические права и свободы граждан РФ – нормы возможного поведения граждан РФ в сфере управления делами государства, закрепленные Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Политические права и свободы граждан РФ связаны с правом граждан на участие в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей, что обеспечивает демократический режим РФ.

Конституционные политические права и свободы принадлежат исключительно гражданам РФ, т. е. они являются гражданскими. Поэтому выделяются следующие признаки политических прав и свобод: 1) политические права и свободы возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия (активное избирательное право) либо определенного в законе возраста (пассивное избирательное право); 2) политические права принадлежат каждому гражданину РФ в равном объеме, т. е. право 1 голоса на выборах или референдуме принадлежит 1 гражданину; 3) политические права и свободы связаны не с правоспособностью граждан, а с их дееспособностью, т. е. гражданин РФ может быть ограничен в своих политических правах и свободах, тогда как ограничение в личных допускается в исключительных случаях. Например, не имеет права избирать и быть избранным лицо, признанное в установленном порядке ограниченно или полностью недееспособным; 4) государство обеспечивает реализацию и гарантирует соблюдение политических прав и свобод граждан РФ.

Виды политических прав и свобод граждан РФ: 1) избирательные права (они имеют двойственный характер: во-первых, право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления – пассивное избирательное право, оно возникает с момента достижения лицом определенного законодательством возраста; во-вторых, право избирать представителей в органы государственной власти и местного самоуправления и посредством этого управлять делами государства – активное избирательное право, оно возникает по достижении лицом 18 лет); 2) право на участие в референдуме; 3) право граждан РФ на объединение (согласно этому праву граждане РФ объединяются в профессиональные союзы, общественные объединения для защиты своих интересов; этим правом граждане распоряжаются добровольно, не допускается принуждение кого бы то ни было к вступлению в объединение или пребыванию в нем); 4) право мирных собраний, организации митингов и демонстраций, шествий и пикетирования (граждане могут воспользоваться этим правом только в целях защиты своих прав и интересов и только в мирной форме, не допускаются вооруженные митинги и собрания граждан); 5) право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (эти обращения могут быть направлены лично или коллективно в форме заявления, предложения или жалобы).

Политические права и свободы гарантируются Конституцией РФ и принадлежат всем гражданам РФ независимо от пола, национальности и расы, достигшим возраста, определенного федеральными законами для осуществления этих прав. Никто не может быть лишен этих прав, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

55. Политические права и свободы граждан РФ: понятие и содержание.

Политика – это та сфера общественной жизни, которая связана с осуществлением публичной власти. В связи с этим политические права и свободы человека и гражданина – это те права и свободы, которые определяют политический статус личности, позволяющий участвовать в общественно-политической жизни, в осуществлении политической власти, управлении обществом и государством. Поскольку политическая правосубъектность наступает в полном объеме в 18 лет, лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации весьма ограниченно пользуются такими правами и свободами, постольку эти права и свободы – это, по сути дела, права гражданина, неразрывно связанные, как правило, с обладанием личностью гражданством данного государства.

К числу важнейших политических прав и свобод относятся . право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства.

В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.

В Статье 30 Российской Конституции говорится:

1. Каждый имеет право на объединение. включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Право на объединение — одно из политических прав, цель которого обеспечить возможность участия каждого в общественной и политической жизни, а также юридически установить создание разного рода (не государственных) общественных объединений совместно с другими лицами, а также входить и беспрепятственно выходить из них. Такими объединениями являются — добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их (духовных, материальных) потребностей. Цель объединения состоит в том, что оно следует удовлетворению интересов личности, входящей в такое объединение

Для осуществления уставных задач объединения граждане вправе проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование, — как выражение социальной и политической активности граждан — при условии, что эти движения будут проводится мирно, без оружия (ст.31 Конституции РФ).

Право проводить собрания, митинги и демонстрации. шествия и пикетирование — важный элемент правового статуса гражданина Российской Федерации. Право на проведение публичных мероприятий — субъективное право граждан, имеющее целью оказать воздействие на органы государственной власти для решения вопросов жизнедеятельности общества Оно является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства

Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей (ст.32 п.1 Конституции РФ).

“Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме” (ст.32 п.2 Конституции РФ). Лишаются право избрания лица недееспособные и осужденные к лишению свободы по приговору суда, но не ограничиваются в избирательных правах лица, находящиеся под стражей, пока не будет вынесен и не вступит в силу обвинительный приговор суда.

Необходимо отметить, как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами добровольно.

Статья 32 п. 4 Конституции РФ устанавливает, что “Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе”. Равный доступ предполагает право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации.

Следующий пункт заключает право гражданина на участие в отправление правосудия, основанный на праве граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим для решения вопросов общественной жизни.

Политические права граждан РФ

Политические права граждан РФ

Политические права – права граждан. связанные с их участием в управлении общественными делами.

Субъектом политических прав по общему правилу является совершеннолетний (достигший 18-летнего возраста) дееспособный гражданин РФ.

Политические права российских граждан согласно Конституции РФ :

1. Активное и пассивное избирательное право (ч. 2 ст. 32).

2. Право на участие в референдуме (ч. 2 ст. 32).

3. Право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32).

4. Право на участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32) в качестве профессионального судьи. народного, арбитражного либо присяжного заседателя.

5. Право собираться мирно, без оружия. проводить массовые мероприятия, а именно собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31). Собрания, в отличие от иных массовых мероприятий, проводятся в закрытом помещении. Проведение массовых мероприятий регламентируется принятым в 2004 г ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

6. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). В условиях отсутствия соответствующего федерального закона реализация этого права регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (1968 г. в редакции 1980 г.). Среди обращений граждан выделяются заявления, жалобы и обращения. Письменное заявление декларирует наличие у гражданина права и его желание реализовать это право. Предложение содержит информацию о способах эффективного решения какой-либо проблемы. Жалоба содержит информацию о нарушении права и просьбу восстановить нарушенное право и привлечь виновных к ответственности. Все обращения граждан должны регистрироваться, по изложенным в них фактам – проводиться соответствующие проверки. По общему правилу письменный ответ заявителю должен быть дан в течение 30 дней, в случае необходимости обращение может быть передано в соответствующий орган. Отдельные нормы о рассмотрении жалоб содержатся в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (2002 г.), Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (1993 г. в редакции 1995 г.). Запрещено рассматривать анонимные обращения, кроме обращений о готовящихся и произошедших преступлениях. которые в обязательном порядке передаются в соответствующие правоохранительные органы .

Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации. 2010

К политическим правам и свободам относятся:

  • право на объединение (ст. 30 Конституции РФ. гл. 4 Гражданского кодекса РФ. Федеральные законы от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях », от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях », от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах. их правах и гарантиях деятельности» и др.);
  • свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций (ст. 31 Конституции РФ. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст. 149 УК РФ. Закон г. Москвы от 04.06.1997 «О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве» и др.);
  • право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права. право участвовать в отправлении правосудия), доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации », Федеральные законы от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», процессуальное законодательство и др.);
  • право обращений («право петиции») – ст. 33 Конституции РФ. Закон г. Москвы от 18.07.1996 «Об обращениях граждан» и др.;
  • свобода информации и средств массовой информации (ч. 4, 5 ст. 29 Конституции РФ. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» Федеральный закон от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. 2010

Политические права граждан РФ

Политические права и свободы граждан РФ – нормы возможного поведения граждан РФ в сфере управления делами государства. закрепленные Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Политические права и свободы граждан РФ связаны с правом граждан на участие в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей, что обеспечивает демократический режим РФ.

Конституционные политические права и свободы принадлежат исключительно гражданам РФ, т. е. они являются гражданскими. Поэтому выделяются следующие признаки политических прав и свобод: 1) политические права и свободы возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ. либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия (активное избирательное право ) либо определенного в законе возраста (пассивное избирательное право); 2) политические права принадлежат каждому гражданину РФ в равном объеме, т. е. право 1 голоса на выборах или референдуме принадлежит 1 гражданину; 3) политические права и свободы связаны не с правоспособностью граждан. а с их дееспособностью, т. е. гражданин РФ может быть ограничен в своих политических правах и свободах, тогда как ограничение в личных допускается в исключительных случаях. Например, не имеет права избирать и быть избранным лицо, признанное в установленном порядке ограниченно или полностью недееспособным; 4) государство обеспечивает реализацию и гарантирует соблюдение политических прав и свобод граждан РФ.

Виды политических прав и свобод граждан РФ: 1) избирательные права (они имеют двойственный характер: во-первых, право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления – пассивное избирательное право, оно возникает с момента достижения лицом определенного законодательством возраста; во-вторых, право избирать представителей в органы государственной власти и местного самоуправления и посредством этого управлять делами государства – активное избирательное право, оно возникает по достижении лицом 18 лет); 2) право на участие в референдуме; 3) право граждан РФ на объединение (согласно этому праву граждане РФ объединяются в профессиональные союзы. общественные объединения для защиты своих интересов; этим правом граждане распоряжаются добровольно, не допускается принуждение кого бы то ни было к вступлению в объединение или пребыванию в нем); 4) право мирных собраний, организации митингов и демонстраций, шествий и пикетирования (граждане могут воспользоваться этим правом только в целях защиты своих прав и интересов и только в мирной форме, не допускаются вооруженные митинги и собрания граждан); 5) право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (эти обращения могут быть направлены лично или коллективно в форме заявления, предложения или жалобы ).

Политические права и свободы гарантируются Конституцией РФ и принадлежат всем гражданам РФ независимо от пола, национальности и расы, достигшим возраста, определенного федеральными законами для осуществления этих прав. Никто не может быть лишен этих прав, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Право на объединение в РФ: содержание и нормативная основа

Конституция РФ гарантирует право граждан на объединение и свободное осуществление деятельности общественных объединений. Право на объединение граждан РФ включает в себя право создавать профессиональные союзы для защиты трудовых интересов граждан. Не допускается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Право граждан на объединение складывается из: 1) права создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; 2) права вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них; 3) права беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, фиксируемых в уставе общественного объединения.

Граждане могут учреждать все формы общественных объединений без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением созданий политических партий. для которых установлен особый порядок создания (регистрации).

Общественные объединения могут регистрироваться в органах государственной власти, в этом случае они приобретают статус юридического лица .

Организационно-правовые формы общественных объединений выделяются в зависимости от порядка вступления граждан в общественное объединение и его целей. Формы общественных объединений: 1) общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан; 2) общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения; 3) общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, основанное на участии без членства общественное объединение, целью которого является формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели; 4) общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, цель которого – оказание конкретного вида услуг. отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения; 5) орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания; 6) политическая партия – основанное на членстве общественное объединение, преследующее политические цели оказания влияния на политическую обстановку страны.

Свобода информации. Основы правового положения средств массовой информации

Свобода слова – гарантированная Конституцией РФ возможность беспрепятственно выражать собственное мнение, убеждения и взгляды в любых сферах (политике. религии, научной деятельности и др.) в средствах массовой информации .

Свобода слова распространяется на все сферы жизнедеятельности общества. за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Не являются реализацией права на свободу слова:

1) пропаганда, возбуждающая расовую, национальную, социальную или религиозную рознь или вражду (т. е. распространение в массах воззрений, идей, учений, взглядов, относящихся к превосходству по какому-либо признаку); 2) агитация, направленная на достижение тех же целей (т. е. активная деятельность среди масс посредством выступлений, плакатов, лозунгов, имеющая целью распространение соответствующих идей и взглядов о превосходстве).

Поэтому распространение вышеуказанных сведений преследуется по закону.

Эти ограничения в праве граждан на свободное выражение мнений и идей имеют своей целью: 1) соблюдение прав и репутации других членов общества; 2) охрану государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Конституционные гарантии свободы слова тесно связаны со средствами массовой информации, так как именно посредством их, как правило, осуществляется распространение массовой информации среди населения, в которой и выражается свобода слова.

Массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Средства массовой информации – все виды форм распространения массовой информации.

В РФ гарантируется свобода массовой информации, т. е. не допускается ограничение в какой бы то ни было форме: 1) поиска, получения, производства и распространения массовой информации; 2) образования новых средств массовой информации, владения, пользования и распоряжения ими; 3) изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

В РФ запрещается цензура массовой информации, т. е. не допускается требование от редакции средства массовой информации со стороны кого бы то ни было предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также недопустимо наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

Федеральными законами устанавливаются ограничения в сфере распространения массовой информации. Не допускается распространение: 1) сведений для совершения уголовно наказуемых деяний, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости; 2) в средствах массовой информации скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье; 3) в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств и психотропных веществ. а также их пропаганды.

Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России. 2010

Политические права и свободы

Политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации. В этот блок входят следующие права и свободы: свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления ; право участвовать в референдуме ; иметь равный доступ к государственной службе ; участвовать в отправлении правосудия; направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления .

Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и местного самоуправления и участвовать в их деятельности.

Основу политических прав составляет право граждан на участие в управлении делами государства. которое может осуществляться непосредственно или через представителей. Это право носит обобщающий характер и включает в себя различные механизмы его реализации. Так, например, граждане имеют право избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранными в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в формировании органов государственной власти. Право быть избранным означает возможность личной деятельности в составе государственных органов.

Мирные митинги, шествия и пикетирования также являются политически. и свободами, так как они позволяют гражданам публично выражать свои требования и интересы, осуществлять свободу слова. Реализация этих свобод не безгранична, так как их пределы определяются интересами государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно без оружия и при наличии предварительного уведомления соответствующих органов государственной власти. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя. разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.

Бошно С.В. Правоведение. 2002

Политические права и свободы:

  • свободу мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений;
  • свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом;
  • на самоопределение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
  • собираться мирно и без оружия. проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации или пикетирование;
  • участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
  • обращаться непосредственно, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления .

Кушнир И.В. Правоведение. 2010

/ Права человека и гражданина / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ

Реализуя закрепленные в Конституции политические права и свободы, граждане Российской Федерации участвуют в общественно-поли­тической жизни, в управлении государством.

1. Свобода мысли и слова. Статья 29 Конституции РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода мысли — это свобода каждого че­ловека от любого политического или идеологического контроля, когда он сам определяет систему своих духовных ценностей, верований и т.д. Сво­бода слова представляет собой право каждого свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, непосредственно, так и в средст­вах массовой информации.

Как и все другие права, свобода мысли и слова ограничивается правами и законными интересами других лиц, а также ограничениями законода­тельного характера. Уже в самом тексте ст. 29 Конституции РФ содержатся ограничения. В ней подчеркивается, что «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или рели­гиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расо­вого, национального, религиозного или языкового превосходства ».

Существуют и другие ограничения свободы слова, установленные от­раслевыми нормами. Уголовное законодательство запрещает пропаганду войны, предусматривает ответственность за разглашение государственной и военной тайны. Гражданское законодательство защищает честь и досто­инство личности и т. д.

Конституционно-правовой гарантией свободы мысли и слова является положение Конституции том, что «никто не может быть принужден к вы­ражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (ч. 3 ст. 29).

2. Свобода информации. Содержание этой свободы тесно связано с со­держанием свободы мысли, слова и убеждений, но более формализовано. В ч. 4 ст. 29 Конституции РФ свобода информации сводится к праву каждо­го «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» .

Ограничения права на свободу информации довольно широки. Одно из них содержится в названной статье Конституции, которая указывает, что «перечень сведении, составляющих государственную тайну, определяется федеральный законом ». Право на свободу информа­ции ограничивается правом других лиц на тайну частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки и т.д. Свобода информации ограничена также авторскими правами, защи­щенными законом.

В ч. 5 ст. 29 Конституции РФ гарантируется свобода массовой инфор­мации и установлен запрет цензуры.

3. Право на создание общественных объединений. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в ка­кое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции РФ).

Законодательное ограничение реализации этого права установлено ст. 13 Конституции РФ, запрещающей создание и деятельность обществен­ных объединений, цели или действия которых направлены на насильствен­ное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание воо­руженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни .

Существуют ограничения при реализации этого права для отдельных кате­горий граждан. Так, Закон «О статусе военно­служащих» закрепляет, что «военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их дея­тельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы».

4. Свобода собраний. Конституция Российской Федерации закрепляет в ст. 31 право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

Свобода собрания — возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным осно­ваниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т. д.). Соб­рания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.

Митинги — разновидность собраний. Они проводятся, как правило, под открытым небом и завершаются после публичных выступлений принятием резолюций.

Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по ули­цам определенным маршрутом, с плакатами и транспарантами, выражаю­щими позицию участников по политико-экономическим проблемам.

Пикетирование представляет собой выражение своего отношения груп­пами людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или обще­ственных объектов, правительственных учреждений, и т. п.

Эти мероприятия осуществляются в разрешительном или уведомитель­ном порядке. Их участники обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привле­каться к юридической ответственности, вплоть до уголовной (например, за организацию массовых беспорядков).

5. Право участвовать в управлении государством. Это важнейшее из политических прав гражданина, вытекающее из закрепленного в ст. 3 Кон­ституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единствен­ным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Статья 32 Конституции РФ устанавливает. «Граждане Российской Фе­дерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». В этой статье Кон­ституции закреплены основные формы реализации этого права, главной из которых являются избирательные права. Граждане Российской Федера­ции имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референ­думе. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Порядок реализации этого права детально регулируется избирательным законодательством.

Закрепляя право граждан на участие в управлении государством, Кон­ституция устанавливает, что «граждане Российской Федерации имеют рав­ный доступ к государственной службе» (ч. 4 ст. 32). Анализируя эту норму, следует подчеркнуть, что речь идет о равных юридических возможно­стях, а не о фактической реализации, которая зависит от ряда факторов.

В ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закреплено также право граждан Россий­ской Федерации участвовать в отправлении правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия судебных должностей (при наличии соот­ветствующего образования, стажа работы и т. д.), а также участия в отправ­лении правосудия в качестве заседателя и т. д.

6. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ. Это право граждан может быть реализовано индивидуально или коллективно. Процедура рассмотрения обращений регламентируется спе­циальными нормативно-правовыми актами общегосударственного и ведом­ственного характера.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *