Политические технологии

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Термин «политическое управление» долгое время вызывал настороженность как западных, так и российских специалистов-политологов. В сознании многих политическое управление прочно ассоциировалось с манипулированием массовым сознанием и поведением в условиях тоталитарного режима. В последнее время отношение к этому меняется. Видоизменяется и внутреннее содержание понятия. Политическое управление стало рассматриваться, прежде всего, как соучастие граждан в процессе управления, в процессе выработки и реализации властно-управленческих решений, курсов политики.

В соответствии с этим формируются управленческие процедуры, соответствующий набор навыков и приёмов управления, что в совокупности составляет технологии политического управления. Технологии политического управления можно рассматривать и как искусство политического управления и как одно из направлений политической науки.

В процессе перехода к рыночным отношениям общество резко расслоилось на социальные группы, каждая из которых отстаивает собственные интересы и ищет новые социальные ориентиры. Положение осложняется тем, что обостряется политическая борьба между различными силами, группы населения растеряны, а власти недостаточно знают реальную расстановку политических сил. Резко негативное воздействие на политическую ситуацию в стране оказали и тактические ошибки правящей элиты, нечёткость стратегии реформирования политической и экономической системы России.

Таким образом, снижение роли демократических институтов, а также ограничение роли самоорганизации как механизма регуляции межгрупповых отношений – прямое следствие высокого уровня конфликтности современного российского общества. Недостаточное понимание сущности происходящих перемен, разрыв социальных связей не позволяют группам чётко заявить о своих интересах, без чего технологии политического управления не могут быть эффективными.

Применительно к России преждевременно говорить о том, что её граждане – не только объект, но и полноправный субъект управления. Отчуждение граждан от власти делает проблематичным их реальное и эффективное соучастие в процессах управления. Но, несмотря на все трудности и неудачи, на относительную слабость институтов гражданского общества, процесс демократических преобразований в России продолжается, и немалую роль в нём призваны сыграть технологии политического управления, дальнейшая разработка которых приобретает всё большую актуальность.

Рассмотрим одну из важнейших составляющих политических технологий – подготовку, принятие и реализацию политических решений как непосредственный инструмент политической деятельности.

Политические решения в самом общем виде можно рассматривать как один из видов деятельности, как элемент процесса политического управления, как важнейшую часть политического процесса. При комплексном подходе следует учитывать все эти составляющие, особое внимание, уделяя политологическому аспекту рассмотрения.

В политологии имеются всевозможные трактовки категории политического решения. Одна из них звучит так: политическое решение – это «центральный элемент преобразования политических требований различных групп в запрограммированные действия посредством приемлемых средств и методов регулирования общественных процессов. Принятие политических решений – это технологическое преобразование актов политической власти в конкретные механизмы управления социальными процессами».

Политическими являются такие решения, которые по своему социальному содержанию касаются согласования либо арбитражного преодоления конфликтов, несовпадающих или различных социальных интересов. Политическое решение – это также постановление, подразумевающее проведение политических мероприятий, чтобы получить определённый результат в сфере политики; это выбор одного из двух, по меньшей мере, возможных политических действий.

Таким образом, в каждом из приведённых определений фиксируется одна или несколько сущностных сторон категории решений. Признать то или иное решение политическим – значит рассмотреть его составляющие, дать комплексную оценку в контексте интересов, властных полномочий, возможностей, отношений и ресурсов.

Технология процесса формирования политического решения включает следующие стадии: 1) изучение проблемы; 2) анализ исходной информации; 3) оценка альтернатив и выбор оптимального варианта; 4) принятие решения; 5) реализация намеченного исполнения; 6) контроль исполнения; 7) оценка результатов.

Научная обоснованность, реальность осуществления, своевременность принятия политических решений обеспечивают их эффективность. Обоснованные политические решения, адекватные поставленным целям и состоянию общества, – один из главных импульсов развития политической системы и всего гражданского общества.

Во многих коммерческих и государственных организациях созданы службы по связям с общественностью. Выбор технологий работы этих служб напрямую зависит от задач, которые стоят перед ними.

Главная задача службы по связям с общественностью в органах государственной власти – достичь взаимопонимания между органами власти и гражданами.

Современное общество опирается на технологии связи с общественностью, направленные к тому, чтобы обеспечить граждан и общественные объединения исчерпывающей и объективной информацией о целях, планах, намерениях и программах деятельности органов власти. Эти технологии предполагают учитывать интересы и общественные нужды при формировании программ, целей деятельности органов власти и выборе методов их реализации.

Средства массовой информации продуцируют и распространяют информацию (знание, нормы, ценности), усвоение которой необходимо для сознательного и действительного участия граждан в жизни государства и общества. Между тем синхронизация управленческой и информационной деятельности достигается далеко не всегда: работники органов власти загружены потоками не адаптированной к их интересам информации, а принятые решения остаются нередко в пределах управляющей подсистемы, не получая поддержки в общественном мнении.

Технологические аспекты взаимодействия органов власти со средствами массовой информации связаны с анализом методов, форм, приёмов, процедур деятельности отделов (управлений) по связям с общественностью и работников пресс-служб (организация и проведение пресс-конференций, брифингов, подготовка пресс-релизов, дайджестов, информационных стендов, видеоматериалов и т.д.).

В начале 90-х годов органы власти явно недооценивали значимость прямых контактов представителей власти с гражданами, а также письменных обращений граждан. Сейчас личное общение с гражданами, работа с обращениями занимают всё более прочные позиции. Чтобы эта работа была эффективной, необходимы технологические правила и нормы работы с письмами и обращениями. Это касается распределения обязанностей внутри подразделения в работе с обращениями граждан; создания и фиксации правил, технологических схем работы с ними; использования обращений граждан при подготовке решений органов власти.

В настоящее время приобретает значение организация работы приёмных в органах власти и управления, а также прямые контакты представителей органов власти с населением: неформальные встречи, приёмы, посещение рабочих мест, «горячие линии» телефона и т.д. Такие мероприятия должны быть не частным эпизодом, не конъюнктурной необходимостью, связанной, например, с подготовкой к выборам, а постоянной, планомерной, комплексной деятельностью органов власти и управления, заметно влияющей на суть проводимой политики.

Технологии по контактам с гражданами могут подвергаться существенным изменениям в зависимости от уровня управления – государственного или муниципального. Наиболее отчётливо связь органов власти и управления с населением проявляется на уровне региона. На федеральном уровне она модифицируется, в некоторой степени рационализируется и приобретает обобщённые формы.

При анализе технологии связи с общественностью особого внимания заслуживают корпоративные отношения. Они складываются в процессе совместной деятельности на основе общих социальных и профессиональных интересов внутри малых групп, характеризуются единством норм поведения, групповых ценностных ориентации, социально-психологических и нравственных установок. Сложившиеся корпоративные отношения необходимо учитывать, имея точную, исчерпывающую информацию маркетинговых или социологических исследований.

Таким образом, технологии связи с общественностью опосредуются согласованием установок и норм поведения различных корпоративных групп. Деятельность службы связи с общественностью ориентирована не на подчинёние, подавление, дезинформацию, а на поддержку, понимание, согласие. Корпоративные отношения влияют на формирование стратегии и тактики технологий связи с общественностью определяющим образом.

Ещё один вид политических технологий – технологии лоббистской деятельности. Лоббизм существует в тех странах, где допускается свободное участие граждан в политической жизни и признаётся право человека воздействовать на работу представляющих его интересы государственных органов.

Лоббистские организации имеют форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правительственных органах. Основная их задача – добиться того, чтобы в принимаемых нормативных актах и решениях были отражены частные интересы групп и организаций (профессиональных, корпоративных, общественно-политических), не противоречащие общественным интересам.

В зарубежной политической практике существует широкий спектр технологий, форм и методов цивилизованной лоббистской деятельности. К ним можно отнести такие, как: сбор и предоставление информации законодателям; выступления на слушаниях в комитетах конгресса; участие в разработке и представление готовых законопроектов; всевозможные неформальные контакты; пропагандистские кампании; финансирование избирательных кампаний; участие в ведении или предоставление персонала для участия в избирательных кампаниях; воздействие на законодателя через влиятельных избирателей, а также через распространение в избирательном органе результатов его голосования; совместное лоббирование несколькими организациями и др. Перечисленные методы применяются в основном по отношению к законодательным органам.

В лоббировании исполнительных органов власти используются и такие формы, как: воздействие на процесс назначения на государственные должности; политическая поддержка ведомств; выступления на слушаниях в регулирующих агентствах и др. В своей деятельности лоббисты руководствуются сводом неких моральных правил, ограничений, который часто носит название «Кодекс этической деятельности».

В отечественной политической практике распространён лоббизм деловых кругов России, который свидетельствует об их выходе на уровень реализации политических функций, об участии в реализации ответственных государственных задач.

Сегодня мощнейшими субъектами и каналами лоббирования являются пресса, политические партии и движения. Профессиональным лоббизмом занимаются также специальные лоббистские фирмы: консалтинговые и рекламные агентства (только в Москве их насчитывается около 200), аналитические центры, число которых постоянно увеличивается. Спрос на технологии лоббистской деятельности есть и имеет тенденцию роста.

Повышенный интерес к информационным технологиям в политике обусловлен тем, что Россия переживает период интенсивного освоения компьютерных технологий в самых различных сферах производства, науки, техники, общественной жизни.

Информационные технологии игр ают существенную роль в работе парламента. С их помощью происходит регистрация депутатов, электронное голосование; возможен доступ к мировым библиотечным центрам и справочным базам данных при разработке, экспертизе, принятии законов; прогнозируется участие фракций и лоббистских группировок в прохождении тех или иных законопроектов; функционируют компьютерные издательские системы и т.д.

Информационные технологии активно применяются в политологическом анализе, при проведении опросов общественного мнения с моментальным подведением их результатов, в оперативных политических дискуссиях, организации референдумов и т.д.

От постановки задачи до получения результата проходит несколько часов. Несомненно, такая оперативность требует соответствующих компьютерных сетей, специалистов, финансовых затрат. Новые компьютерные технологии настолько популярны, что в западной политологии их характеризуют как средства всеобщей демократизации общества.

Информационные технологии в политике открывают дорогу плюрализму, широким возможностям для замены представительной демократии демократией участия, не нанося ущерба ни одному демократическому институту.

Технологии политического прогнозирования, по мнению ряда специалистов, не имеют сильной методологической базы. Но если стать политическим лидером сегодня можно и без прогноза, то оставаться им, не владея методами прогнозирования, невозможно.

Для технологии политического прогноза необходимо:

чётко определить объект прогнозирования с учётом политической обстановки;

собрать команду разработчиков политических прогнозов;

знать расстановку политических сил;

иметь технологически выверенную программу;

всесторонне учитывать состояние политического сознания, менталитет и общественное мнение;

учитывать международный и отечественный опыт;

осознавать достоинства и недостатки тех или иных методов прогноза и на этой основе выбирать приоритеты.

Знание этих аксиом необходимо при разработке достоверных сценариев развития политических процессов. Один из прогнозных методов – диагностика результатов политического действия. Цель диагностики – выявить ресурсы государственного управления, поэтому первый этап должен быть направлен к тому, чтобы проанализировать политические силы региона, их взаимосвязь между собой, факторы, стимулирующие рост активности политических партий, общественно-политических движений, организаций. Такой анализ позволяет определить массовость, статус, социальную базу предстоящего политического воздействия. Затем можно переходить непосредственно к анализу программных целей политических партий, общественно-политических организаций.

Политический анализ можно формализовать с помощью индексной матрицы (попарное сравнение программ и уставов, количества членов, социального состава, образовательного уровня, влияния на политическую жизнь региона и т.д.).

Основная задача технологий урегулирования политических конфликтов – поднять индекс политической стабильности в стране. Этот вид технологий подразумевает разработку модели, стандарта урегулирования политических конфликтов. Для этого необходимо создать институциональные структуры, которые бы профессионально занимались повышением культуры урегулирования политических конфликтов в союзе с научными центрами.

Отсутствие конфликтологических центров в России свидетельствует о том, что властные структуры недооценивают те серьёзные перемены, которые произошли в политической системе страны. Политико-технологическая база, элементом которой являются такие центры, – показатель политической культуры страны в целом и в том числе субъектов политического управления.

В США конфликтологические центры издавна служат эффективным средством отслеживания и разрешения взрывоопасных ситуаций. Происходит это посредством оперативной реакции властей на острые социальные коллизии. В США рассматриваются не только конфликты, затрагивающие общегосударственные интересы. Каждому уровню конфликтов соответствуют органы и процедуры разрешения. В 1931 году, например, была создана Академия семейного посредничества.

Мы не призываем слепо копировать международный опыт, а ведём речь о разум ном использовании тех технологических элементов, которые позволят органам власти работать чётче и эффективнее в условиях, когда в России высока межэтническая напряжённость, тенденция роста горячих точек продолжается, увеличивается разрыв между доходами различных групп населения.

Урегулирование реальных противоречий и превентивные меры против возможных потрясений становятся сегодня жизненной необходимостью. Первым шагом в этом направлении может стать создание в России сети конфликтологических центров различного профиля, то есть институализация конфликтов. Затем необходимо решать проблемы повышения авторитета властных структур, развития консенсусной демократии, повышения уровня толерантности населения, локализации конфликтов, их прогнозирования и рационализации.

Заметим, что соотносить те или иные технологии с определённой функцией политической системы – занятие весьма условное, ибо на практике все они взаимно переплетены и реализуются в сложных сочетаниях социально-политических, социально-экономических, информационно-аналитических и иных подходов.

Политические технологии: сущность, формы и виды

Термин “технологии” (от греч. “techne” – искусство, мастерство, умение; “logos” – понятие, знание) пришел в политику из производства.[316] Этим термином обозначается направленное воздействие человека на материальные объекты с целью изменения их свойств, придания качеств, необходимых людям. Технологическое знание ориентировало человека не на объяснение происходящих событий и явлений, а на обоснование способов, методов достижения поставленных целей.

Термин “политические технологии” – один из новейших в политической науке. Актуальность данных технологий существенно возросла с появлением на исторической арене “политического человека”[317] в результате развития процессов демократии, превращения его в активного участника политических изменений в обществе.

Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.

Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии – это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.

Политические технологии, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов, содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей.[318]

Процессы демократизации в ХХ столетии привели к снижению удельного веса насилия, силового решения проблем в сфере политического управления. Смещение акцентов в способах достижениях политических целей произошло из-за того, что в обществе утвердились ценности и принципы правового государства, идеологического и политического плюрализма, ограничения действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашения незыблемости прав и свобод личности и т. п. Таким образом, политические технологии – это такие способы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения, которые исключают применение прямого принуждения и физического насилия.

Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы – “человеческого ресурса” в соответствии с целями и смыслом человеческого существования.[319] Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом.

Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, выстраивания очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.

В целом политические технологии выступают в двух формах: 1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт; 2) как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование новых политических технологий всегда связано с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.

Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:

1) приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институци­онального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе. Правда, кроме государства другие субъекты политики не об­ладают правом нормотворчества, поэтому можно говорить, что этот активно применяемый прием в системе государствен­ного управления имеет свои ограничительные рамки в тех по­литических процессах, где главными действующими силами являются негосударственные организации и группы (институты и организации гражданского общества);

2) приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых уста­новок, убеждений.

3) приемы, позволяющие манипулировать поведением лю­дей.

В наибольшей степени новые политические технологии связаны с манипулированием сознанием и поведением людей. Манипуляция(от франц. manipulation) в дословном переводе – это скрытые дви­жения рук, приводящие в действие какое-либо устройство. В политике под манипуляцией понимается особый вид воздей­ствия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент. Манипуляция отличается от силового, властного воздействия тем, что здесь отсутствует как прямое указание, приказ, что делать, так и следующее за этим открытое принуждение, или угроза применения санкций. В ходе манипулятивного воздей­ствия человек не ощущает внешнего принуждения, ему кажет­ся, что он сам принимает решение и выбирает форму своего поведения.[320]

Американским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипулирования – “рациональная” и “психологическая”.[321] Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чертой этих методов являются либо полное, либо частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятия решений, либо ее искажение. Для второй, “психологической” модели характерно использование бессознательных реакций индивида, которые “провоцируются” специально смоделированным поведением. Например, в определенный привлекательный момент своего выступления кандидат подкрепляет свою речь запоминающимся жестом. В дальнейшем жест повторяется, вызывая у аудитории положительные переживания и реакции.

В современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применение. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов – иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы, воспринимаемые объектами манипулирований преимущественно на веру, без критического осмысления (например, политический миф об “американской исключительности”).

Миф – это обобщенное представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. То есть, это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание.

По мнению отечественного политолога Сергея Кара-Мурзы: “Мифы несущие в себе важную иррациональную… компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в идеократических государствах”.[322] Однако миф и в современном обществе не утратил своего значения как важной формы общественного сознания и представления действительности.

В ситуациях социальной нестабильности и неопределенности классические политические технологии (указать — какие) ожидаемого результата не приносят. Так, в современной России наибольшее количество голосов избирателей собирают не те политические лидеры, которые лучше понимают социальные проблемы, а те, которые лучше понимают электорат, учитывают многомерный спектр интересов, настроений и ожиданий. Успех приходит не к тем политическим лидерам, которые стремятся разобраться в сложившейся политической ситуации, а к тем, кто многое обещает, демонстрируя свою деловитость и хозяйственность, играя при этом в патернализм и “социальную озабоченность”.

Преимущество получают и те политики, риторика которых интертекстуальна, а язык метафоричен, с элементами наглядности и самоочевидности. Используя в политическом лексиконе понятия – образы, смешивая в политическом тексте мифы и реальность, настоящее, прошлое и будущее, адресно направляя политические реляции, политики добиваются больших успехов в своих притязаниях на власть.

Для укоренения социально-политических мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. Среди методов манипулирования выделяют:

— уменьшение объема доступной для рядового гражданина информации;

— использование пропаганды (предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации);

— использование секретности (преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс – показать – кого, чей курс);

— информационная перегрузка (сознательное представление чрезмерной информации с целью лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно ее оценить);

— наклеивание ярлыков (для отторжения и компрометации лиц или идей слушателями без доказательств дается неблаговидное определение, например “империалист”, “фашист” и т. д.).

Наряду с вышеописанными методами используется и ряд других методов. Это могут быть так называемые “лингвистические ловушки” –навязывание нужных оценок событий через их сопоставление с определенными ценностями. Противоположным этому считается другой метод “ лингвистической депривации”, состоящий в исключении из политического лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет термина – нет проблемы). Широко используется в политической практике и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номинация – целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впечатление. (“Мы – рабы слов”, – сказал К. Маркс, а потом это буквально повторил Ф. Ницше.[323] ).

Манипулирование широко используется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, где оно часто является доминирующим видом политических технологий, но и в современных западных демократиях, особенно в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах Запада, а также России и других государствах не обходится без использования приемов манипулирования, которые создают у населения весьма далекие от реальности представления об определенном политике.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Современные политические технологии, их сущность и формы проявления

  • annamurva
  • 29 октября 2016

Политические технологии

Технология политическая – это методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления практической политической деятельности. Сфера применения технологий лежит, как правило, в плоскости практической деятельности политических субъектов по осуществлению выработанного политического курса и достижению конкретных политических целей и задач

Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:

Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:

  1. приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институционального порядка.
  2. приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений.
  3. приемы, позволяющие манипулировать поведением людей.

В политике под манипуляцией понимается особый вид воздействия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент.

Миф – это обобщенное представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. То есть, это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание.

Политические технологии распространяются на все поле политической власти и государственного управления. В силу этого они включаются как в конвенциональные (легальные) процессы применения политической власти и соответствующего распределения ресурсов государства, так и в неконвенциональные, предполагающие использование приемов и процедур, прямо запрещенных законом или противоречащих политическим традициям.[1]

Самые распространенные из них — функциональные типы политических технологий, предполагающие рационализацию управления политическими процессами (например, процедур принятия решений, согласования интересов, ведения переговоров, коммуникации с общественностью и т.д.). Инструментальные разновидности политических технологий имеют целью достижение конкретных задач политического управления (победа на выборах, создание благоприятного имиджа и т.д.).

Политические технологии – это технологии реализации власти. Борьба за власть, ее удержание и использование порождает множественность политических технологий, направленных на завоевание и удержание политической, духовной власти, власти над умами и сердцами людей, над общественным мнением.

[1] Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов. – М. 2000.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В достижении и обеспечении нормального функционирования стабильности общества важную роль играют политические технологии, их эффективное применение всеми субъектами политической деятельности.

Политические технологии – это разновидность социальных технологий, представляющих собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее эффективную реализацию целей и задач конкретного политического субъекта в определенное время и в определенном месте.

Политические технологии занимаются политическим проектированием и организацией практической деятельности институтов власти. Политические технологии как совокупность приемов и процедур целенаправленной деятельности не только упорядочивают средства достижения цели, но и закрепляют очередность действий, выработку соответствующих алгоритмов поведения политического субъекта.

В структуру политических технологий входят, как правило три наиболее значимых элемента: технологические знания; конкретные приемы, процедуры и методика действия, а также технико-ресурсные компоненты.

Ведущую роль среди этих элементов играют технологические знания. Это обусловлено тем, что политические технологии по самой своей сути есть воплощение особых форм отражения действительности, которые направлены на нахождение средств и способов практического решения проблем, возникающих в сфере власти и управления государством.

Поскольку технологическое знание – это научно-прикладное знание, ориентированное на политическое проектирование и организацию практической деятельности субъектов политики, постольку основной ценностью для технологий является не само знание о том, как можно нечто сделать, совершить, а конкретное умение, навыки совершения действий и достижения целей. Содержание таких конкретных навыков и умений, которые выражаются в применении определенных приемов, процедур, техник и методик действий, непосредственно задается конкретными целями или, в конечном счете, особенностями той или иной предметной сферы политики.

Конкретные приемы и способы деятельности непосредственно зависят и от наличия тех или иных кадровых структур, технического оснащения действующих лиц, наличия тех или иных ресурсов, влияющих на содержание политических технологий.

С точки зрения степени организации предметных областей можно выделить следующие виды технологий:

— глобальные – связанные с решением общемировых проблем: поддержанием международной безопасности, охраны окружающей среды и т.п.;

— континентально-региональные, раскрывающие специфические действия государств, международных организаций и институтов по решению проблем в Европейском, Ближневосточном, Среднеазиатском или каком-либо ином регионе;

— национально-государственные, характеризующие процесс осуществления власти и государственного управления в рамках одной страны;

— корпоративные, отражающие властно-управленческие отношения в рамках отдельной организации;

— локальные, фиксирующие специфику деятельности и отношений субъектов в ограниченных точках политического пространства;

— межличностные, характеризующие взаимодействия политических деятелей в сфере властных отношений и государственного управления.

С точки зрения способов осуществления выделяют следующие типы технологий:

— функциональные, предполагающие рационализацию и алгоритмизацию ролевых нагрузок различных субъектов власти и управления;

— инструментальные, иллюстрирующие применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности, а на самом деле, имеющие совершенно иные «завуалированные» цели.

С точки зрения регламентации способов деятельности, различают нормативные и девиантные технологии.

Нормативные политические технологии – это способы деятельности, приемы и методы, обусловленные существующими в обществе законами, нормами, традициями, обычаями и не выходящие за их рамки.

Девиантные политические технологии – это способы, приемы и методы деятельности, отклоняющиеся от требований, законов, норм, традиций, обычаев.

К нормативным и девиантным политическим технологиям близки явные и теневые способы достижения политических целей. Явные политические технологии выражают публичный характер власти и проявляются в различных формах диалога власти с общественностью. Теневые политические технологии управления и власти осуществляются в различных формах манипулирования властных структур средствами и ресурсами за спиной общественности, способы принятия решений за пределами законно установленных процедур.

Разработка и применение политических технологий суть процесса постепенной рационализации и оптимизации целенаправленной деятельности субъектов в рамках выполнения ими определенных задач. В конечном счете они расширяют возможности этих субъектов в плане контроля и управления той или иной областью политических изменений.

Процесс формирования и функционирования технологий можно рассматривать со структурной, пространственно-временной и процессуальной точек зрения. Первый подход предполагает выявление знаний о проблеме, поиск оптимальных техник ее решения и технического обеспечения. Второй выражает необходимость согласования применяемых средств с конкретными условиями места и времени, в которых решается проблема. Третий раскрывает значение и условия формирования отдельных параметров достижения цели. В последнем случае логика действий по формированию технологий выстраивается вокруг цепочки «анализ – диагностирование и оценка ситуации – прогнозно-проектные операции – выработка целей – определение последовательности действий – формулировка рекомендаций».

В целом технологии могут разрабатываться как применительно к ограниченному числу ситуаций, и прежде всего ситуациям уникальным, так и к более распространенным. При формировании их параметров, как правило, учитываются не только задачи, но и тип и характеристики действующих субъектов, временные и иные важнейшие параметры условий деятельности. При этом технологии могут задаваться «сверху», правящими структурами, а могут формироваться и в результате обобщения и рационализации живого опыта субъектов, постоянно действующих в подобных условиях. Но чаще всего технологии возникают комбинированным способом, когда нормативно-целевые задачи сочетаются с наблюдением и опытом участвующих в практическом решении задач лиц. Одни технологии могут устаревать, утрачивать свою эффективность; может сужаться диапазон их применения. Другие же технологии могут постоянно совершенствоваться, увеличивать свои «управленческие» способности.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Политические технологии

Понятие «политическая технология»: определение, сущность, типология

Одним из главных признаков развития человеческой цивилизации в XXI в. является активный процесс технологизации основных сфер ее жизнедеятельности. Не составляют исключения и социально-политические процессы. Постепенно на смену аматорству во время проведения политических кампаний приходит профессиональный, системный подход, который предусматривает привлечение соответствующих специалистов и новейших достижений в сферу политических технологий. Сегодня широкое распространение в организации эффективных политических кампаний получили такие специализации политологов: «украинец9quot;, «электоральный маркетолог», «имиджмейкер9quot;, «политконсультант9quot;, «РR — менеджер», «спин-доктор9quot;, «медиа-спикер9quot; и др. Все эти специализации предусматривают овладение определенным классом политических технологий, которые могут существенным образом влиять на ход политического процесса.

Понятие «технология9quot; происходит от древнегреческих — мастерство и слово, учение. Современные интерпретации понятия «технология9quot;:

1) совокупность знаний, сведений о последовательности отдельных производственных операций в процессе определенного производства;

2) совокупность способов обработки или переработки материалов, изготовление изделий, проведение производственных операций;

3) наука об переработку и обработку материалов, способы изготовления продукции и совокупность приемов, применяемых в разных видах деятельности;

4) любое средство преобразования исходных материалов (общественное мнение, информация, физические материалы) для получения желаемой продукции или услуг;

5) совокупность приемов, которые используются в определенном деле.

В современной науке под технологией понимается система четко скоординированных элементов: цели — процедуры (правила) — средства — операции (действия) — мотивы (стимулы); система знаний о способах, средствах, методах, формах деятельности человека и механизмы их практического использования в быту, производстве, управлении и т.д.

Понятие «политические технологии» применяется для обозначения приемов достижения необходимых результатов в политике. Украинский ученый М. Ф. Головатый утверждает, что «политические технологии» — это совокупность методов и систем последовательных действий, направленных на достижение необходимого политического результата. В политической практике они предстают как совокупность методов применения объективных законов политики, материализация абстракций политической науки в конкретные решения, документы, нормативы, распоряжения. Особенности политических технологий обусловлены характером политического процесса, который охватывает самые разнообразные виды политической деятельности в рамках конкретной политической системы.

Российский специалист М. Есть. Кошелюк выделяет понятие «политический PR», который определяет как сферу политической деятельности, связанную с организацией и управлением политическими кампаниями. При этом ученый отмечает, что «наиболее яркими их прототипами являются предвыборные кампании, поэтому сегодня между политическим РИ и так называемыми избирательными технологиями обычно ставят знак равенства».

Отечественные политологи М. И. Обушный, А. А. Коваленко, О. И. Ткач выделяют понятие «технология власти». Под этой категорией ученые понимают совокупность, систему тех или иных приемов деятельности власти, рассчитанной на достижение (заданного, задуманного) результата. Различные технологии власти включают приемы как достижение локального, краткосрочного эффекта (здесь обычно говорят о тактике власти), так и получения результата решающего, крупномасштабного, фундаментального, длительного, стратегического.

Тесно с этим понятием связаны отдельные типы политических технологий, среди которых можно выделить: «технологии политического менеджмента» (управление политическим процессом), «информационные технологии» (формирование и направления соответствующих информационных потоков ангажированных властью медиакорпораций), «технологии деятельности лоббиста» (функционирования политических ставленников бизнес-групп по защите их экономических интересов в текущей политике), «технологии парламентаризма» (формирование выгодного повестки и направления деятельности представительного органа государственной власти в запрограммированном направлении), «технологии легитимации политической власти» (формирование восприятия законности деятельности политической власти) и т.д.

Если исходить из понимания политических технологий как инструментария политического управления, перечень типов политических технологий, сформированный в соответствии с направлений деятельности политического управления. должен включать следующие технологии: политического анализа; политического консультирования; принятие решений; управление конфликтами; управление переговорами; лоббирование; избирательные; паблик рилейшнз; политической рекламы; информационные; информационно-сетевые и т.д.

Некоторые специалисты разделяют понятия «технология9quot; и «техника9quot;, ведь технология является набором определенных техник, которые объединены вокруг общей цели и стратегии с учетом ситуации. Техника же — это определенный прием или метод, последовательность шагов, что всегда ведет к ожидаемому результату. Отсюда под понятием «политические технологии» можно понимать далеко не все известные методы. Например, организация социального события или политический переворот — это технология, а проведенный в ее рамках митинг или демонстрация — это техника. Техники могут работать в любой стране без заметных изменений, в то время как технологии являются более специфичными и требуют адаптации к особенностям национальной политической культуры.

в Целом в современной отечественной политической науке образовались семь основных подходов к трактовке политических технологий.

«Инструментальный9quot; подход (М. Ф. Головатый, М. Есть. Кошелюк) трактует понятие «политическая технология» в наиболее общем виде — набор приемов (техник, шагов и т. п.) с превращения исходного материала в некий продукт. Материалом может быть общественная (элитная) мнение, а продуктом — голосование за кандидата (поддержка).

В центре внимания «коммуникативного9quot; подхода (В. М. Бебик, Т. Е. Гринберг) — коммуникация, а технология определяется как последовательность действий по развитию каналов коммуникации между кандидатом на выборную должность и электоратом.

Сторонники «стратегического9quot; подхода (Ю. Д. Сурм пр. Д. С. Краеугольный) разделяют понятия «политические технологии» на составные части. Для них технология — это в первую очередь набор стратегических принципов или подходов к организации избирательной кампании. Эти стратегические концепты являются универсальными. В первую очередь это принципы позиционирования и продвижения политического месседжа (сообщение для избирателей). Во-вторых — это работа с «сообщением9quot;. Кроме того, эксперты отделяют технологические подходы (поощрения, угрозы), которые являются универсальными, от технологических приемов (ограниченные в действии) и каналов коммуникации (вполне специфическими).

Сторонники «психологический9quot; подхода (Д. В. Ольшанский, Л. О. Кочубей, Г. Г. Почепцов) на первый план ставят изучение и влияние на общественное мнение, поэтому технология здесь — это двойная комбинация, где сначала проводится изучение электоральных настроений (с помощью универсальных методов исследований), а затем осуществляется воздействие (доставка ожидаемой информации с помощью различных техник).

Авторы концепции «модели9quot; (С. Г. Кара-Мурза, Есть. Б. Малкин, Есть. Б. Сучков) интерпретируют технологию как деятельность, а как модель деятельности. Это результат анализа уже проведенной (ранее) деятельности, причем совершенной неоднократно, — только аналитическая проверка тех или иных положений общей модели на множестве частных и независимых относительно друг друга примеров позволяет быть уверенным в ее точности и универсальности.

Через призму «лидерского9quot; подхода (В. П. Фісанов, Г. С. Фесун) технология выглядит как последовательность действий по преобразованию неформальных лидеров (политиков) в формальных и удержание в руках лидеров рычагов власти.

Наконец, авторы «онлайн9quot; подхода (М. В. Гришин, И. О. Полищук, Т. М. Моторнюк) интерпретируют содержательную суть политических технологий как практик властной взаимодействия между представителями органов государственной власти и гражданами, которые должны осознавать свою взаимозависимость друг от друга и перманентно влиять на выработку совместных действий по управлению социально-политическими процессами, и не только в период выборов.

Следует заметить, что все перечисленные подходы не столько противоречат друг другу, сколько дополняют. Все они в сочетании дают возможность постичь суть и специфические особенности сложного феномена политических технологий.

Обобщая различные подходы, можно дать следующее определение: политические технологии — интеллектуально спроектированы комплексные алгоритмы политических действий (политических мероприятий, акций, кампаний), направленных на системное повышение эффективности функционирования политических субъектов по поводу завоевания и удержания государственной власти.

Подавляющее большинство специалистов согласны с тем, что универсальные политические технологии существуют. А некоторые ученые утверждают, что вообще все технологии являются универсальными, при этом каких-то специфических технологий просто нет.

Политические технологии являются разнородными по предметно-целевыми критериями, и, как правило, решения политических задач требует применения комплекса технологий. Поэтому на практике применяется система различных политических технологий.

Политические технологии могут быть объединены в определенные группы:

— аналитические технологии (политический анализ, политическое консультирование);

— предметно-практические («полевые9quot;) технологии (принятие решений, управление конфликтами, управление переговорами, избирательные, лоббирование);

— коммуникативные технологии (агитация и пропаганда, PR (связи с общественностью), политическая реклама, информационные, информационно-сетевые).

Существует также несколько других типологізацій политических технологий. их разделяют в зависимости от политической системы и политического режима на демократические и недемократические; по значению и масштабу действия — на базовые и второстепенные. Базовые политические технологии касаются точки зрения, действия больших групп или всего населения страны. К ним относятся, в частности, и политические выборы. Второстепенные технологии имеют локальный характер и выполняют вспомогательную роль относительно базовых технологий. Например, относительно базовой технологии политических выборов технология клонирования кандидатов на выборные должности имеет вспомогательный, второстепенный характер.

Исходя из критерия природы субъектов политики, технологии могут быть разделены таким образом:

1) «общие9quot;, которые касаются максимально большого количества граждан, многих субъектов политического процесса. Наиболее распространенными среди них являются технологии «завоевание9quot; и удержания власти. В общих политических технологий относятся также технологии избирательной кампании;

2) индивидуальные (присущие отдельным субъектам политики), которые используются отдельными политическими, общественными, государственными деятелями. К наиболее распространенным индивидуальных политических технологий относятся публичные выступления, участие в беседах, дискуссиях, решении конфликтов. Каждая технология имеет свои особенности, благодаря которым создается определенный имидж политика, его авторитет и популярность, формируется и обогащается опыт политической деятельности.

Сегодня особенно интенсивно развиваются информационные политические технологии. В массовом политическом информировании имеют место две тенденции: 1) передача большого количества разнообразных сообщений, которые преподаются без системы; 2) подчинение информационного потока идеологически-пропагандистским установкам. В первом случае индивид теряет социальную ориентацию и становится очень удобным объектом для политического манипулирования. Во втором — индивиду предоставляется только такая информация, которая согласована с пропагандистскими задачами, а любая другая подвергается отрицательной оценке.

Под влиянием таких тенденций во второй половине XX в. начали происходить процессы медиатизации политики, что обусловило применение практики исправления эффектов от сообщений в СМИ за помощью технологий спин-докторингу (от англ. спина — кружение, верчение и doctoring — лечение на профессиональном уровне). «Спина9quot; как отдельная научная категория трактуется как информационное «искажения9quot; событий, их презентация в более выгодном свете или просто «раскрутка9quot; человека или события. Спин-доктор «раскручивать9quot; информацию, подавая в самом благоприятном для политического субъекта виде, то есть «лечит9quot; ее освещение в масс-медиа.

«Раскрутка9quot; основывается на психологических способах манипуляции вниманием людей и обеспечивается с помощью таких приемов: «наши люди в толпе», «единодушное («общая9quot;) мнение», «искусственный спутник», «ложный исток», «ускорение темы», «утвердительные заявления», «сторона победила», «принудительная пропаганда», «использование ценностных слов», «неопределенные выражения» (позитивно и негативно окрашенные), «перенос позитивного (негативного) образа», «упрощение проблемы», «общественное неодобрение», «заострение внимания», «имитационная дезинформация», «фабрикация фактов» (прямая ложь), «осміювання9quot;, «манипулятивная семантика» и др.

Нивелирования той или иной темы связано с политическим оппонентом, конкурирующей идеей, нежелательными реакциями на клиента-политика или с компроматом на него. В этом случае применяют приемы: «переключение внимания аудитории», «разрежение информации», «активизация препятствий», «заглушка9quot;, «заключение9quot;, «ложная театрализация», «відповзання9quot; («выскальзывания9quot;), «снятие розовых очков», «фонтан грязи», «враг народа», «солнечное затмение» и др.

«Искажения9quot; темы в средствах массовой информации представляет собой ее интерпретацию и реінтерпретацію в нужном контексте. Распространенными методами «искажения9quot; информации являются: сокрытие информации, изменение способа подачи информации, особое компоновка, использование «магических слов», «трансфер9quot;, «ослепление примером» и др.

Поскольку потоки информации в современном обществе существенно возросли, новейшие информационные технологии направлены на то, чтобы управлять вниманием массового сознания, удерживая ее на необходимых объектах и ситуациях как можно больше. При этом интерпретации (трактовки) фактов имеют наглядную преимущество над самими фактами, ведь они позволяют политическим технологам в нужный момент переключать внимание массового сознания на нужные темы, отвлекая внимание от нежелательных сообщений. Сейчас налажена целая система управления вниманием массовой сознания, которая особенно активно используется на телевидении и в деятельности ведущих информационных агентств мира. Инструментарий переключения внимания массового сознания можно отразить в табл. 5.

Таблица 5. Инструментарий переключения внимания массового сознания в СМИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *