Политический анализ

Сущность политического анализа

Политический анализ — совокупность различных методик, с помощью которых возможно исследование конкретных политических событий и политической ситуации, создание предположений по поводу ее возможного развития и принятие компетентных политических решений. В политической науке можно выделить два доминирующих подхода к пониманию термина «политический анализ». Первый предполагает, что данный термин является исключительно простым синонимом использования логического анализа для изучения фундаментальных политических проблем. Второй признает факт «дуализма» и рассматривает его как теоретический политический анализ и прикладной политический анализ. Результатом политического анализа является заключение. Исходя из этого, основная задача политического анализа — основываясь на конкретных целях и критериях, выделить те стратегии, которые имеют перспективы для улучшения социальных условий. В политической науке выделяются следующие группы субъектов политического анализа: аналитические подразделения властных структур, зависящие от конкретного органа государственной власти, на который они работают; крупные исследовательские центры, занимающиеся разработкой новых аналитических методов и апробирующие их в прикладных политических исследованиях; коммерческие аналитические центры, среди которых выделяются привя занные к одному субъекту политического процесса или же работающие сразу с несколькими заказчиками; средства массовой информации, наиболее авторитетные из которых выступают уже не просто как поставщики информации, а как фирмы, способные обработать ее и препарировать именно в аналитическом ключе. При использовании широкого массива методов политические аналитики осуществляют процесс формирования политики на основе результатов проникновения в пять критических областей: природа стратегических политических проблем, результаты нынешнего и прошлого политических курсов, значение этих результатов для решения проблем, существующие или новые альтернативы политических стратегий и их вероятные результаты, а также альтернативы, которые должны фактически решить проблему.


Администрация сайта крайне не советует использовать готовую работу. Вы можете заказать написание работы в сервисе Автор24.


Основные методы политического анализа следующие: метод проблемного структурирования — позволяет подвергать сомнению существующие предположения и, таким образом, входить в процесс формирования политики еще на этапе разработки повестки дня; метод предсказаний — обеспечивает политически уместное знание относительно будущих условий (политические, экономические, социальные и т.д.), которые должны предположительно наступить после принятия одной из политических альтернатив; метод рекомендаций — обеспечивает политически уместное знание, являющееся непосредственно применимым к принятию решений; метод мониторинга — обеспечивает политически уместное знание результатов существующих политических курсов, предлагая руководство, как лучше всего воплотить представленные и будущие политические курсы; метод оценки — дает возможность получить информацию об уровне адекватного выполнения, которого достиг тот или иной политический курс, таким образом, помогая в оценке качества их решений; метод использования обоснованных суждений очевидцев позволяет суждения одних наблюдателей проверять суждениями других; метод контент-анализа — дает возможность проанализировать особенности текстовых характеристик политических документов Таким образом, политический анализ имеет широкую базу методов его реализации. Выбор методов политического анализа зависит от поставленных задач и умений аналитика. 1.

/ политический анализ и прогноз

Политическая деятельность – явление многогранное и сложное, за-

частую непредсказуемое по итогам и результатам. Для успешной полити-

ческой деятельности необходимо уметь анализировать и прогнозировать

ситуацию и моделировать поведение.

Анализ (от лат. «анализис» – разложение) – мысленное или реальное

расчленение объекта на элементы.

Политический анализ – это метод исследования политических явле-

процессов путем их расчленения, разложения и дифференциации на эле-

менты, составные части в целях выявления их сущностного содержания,

взаимодействия и динамики.

Политический анализ является специфическим способом выработки

политических рекомендаций и технологий политической деятельности.

Особенности политического анализа определяются следующими

факторами и обстоятельствами:

1. Политическому анализу подвергается реальная проблема реаль-

Политический анализ призван в контексте сложившейся ситуации

раскрыть причины возникновения конкретной проблемы, объяснить ее

симптомы и содержание соответствующих фактов, определить динамику и

перспективы развития, показать конкретные способы ее разрешения и уре-

2. Политическому анализу подвергаются проблемы, которые облада-

ют публичностью и политической значимостью. 15

Политическому анализу подлежат проблемы, затрагивающие дея-

тельность институтов власти, интересы широких слоев населения, общест-

венные ценности и верования, а также обладающие существенным значе-

нием для общества.

3. Политический анализ имеет перманентный характер (от лат. «пер-

манентис» – непрерывный продолжающийся, постоянный).

Политический анализ имеет форму поискового познания, которая

формируется по мере развития самой ситуации. Поскольку политическая

ситуация является, как правило, незавершенной по времени и имеет крат-

косрочные последствия, то и политический анализ не всегда способен рас-

крыть до конца внутренние причины проблемы, а значит и предложить оп-

тимальный вариант технологии решения проблемы.

В силу этого, анализ конкретной ситуации служит предпосылкой, ос-

нованием для корректировки деятельности и базой для анализа новой

4. Политический анализ одной и той же ситуации может выявлять

разные проблемы и как следствие – разные рекомендации относительно

Эта особенность объясняется конкурентной природой политической

сферы. Ведь представители правящей и оппозиционной партий в преддве-

рии выборов нуждаются в совершенно противоположных оценках и техно-

логиях. Так же по-разному могут относиться к политическому кризису и

представлять себе технологии его урегулирования представители органов

государственного управления и общественных движений, представляющих

интересы граждан, наиболее страдающих от действий этих государствен-

Политический анализ предполагает решение следующих задач:

 определение задействованных в ситуации субъектов, изучение

каждого их них, а также выяснение характера их функционально-ролевых и

 выявление расстановки политических сил в зависимости от их ин-

тересов и приверженности к политическим идеологиям;

 выявление ресурсов и потенциала политических субъектов;

 определение основных параметров окружающей среды (место по-

литического события, его глубина и широта, социальная характеристика

населения, активность электората и т.п.);

 уточнение реально сложившихся норм и регламентов деятельно-

сти, которых придерживаются субъекты;

 выяснение предпосылок и причины, влияющих на поведение по-

 определение последствий произошедших и происходящих собы-

Политический анализ строится на целостной системе методов, ис-

пользуемых в политологии: структурно-функциональный, системный, исто-

рический, нормативный, бихевиоральный, антропологический, социокуль-

В контексте изучаемых нами проблем применяются методы, позво-

ляющие конкретизировать зависимости и параметры конкретной деятель-

К таким методам относятся следующие:

1. Метод ивент – анализа.

В этом случае политический процесс представляется в качестве не-

коего ряда событий – принятие законов, проведение демонстраций, акций

политического протеста или одобрения, которые упорядочиваются и свя-

зываются между собой на основе той или иной логики.

2. Метод корреляционного анализа.

Суть этого метода состоит в связывание и измерение связи между

постоянными и переменными факторами развития той или иной ситуации.

3. Метод пат – анализа.

Этот метод разведения и установления зависимости между дейст-

виями внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) переменных фак-

4. Методы контент – анализа (эмпирической социологии).

К таким методам относятся:

— опросы общественного мнения и т.д.

Технология политического анализа представляет собой совокупность

1 этап – концептуализация проблемы.

Это предполагает ее формулировку, содержательную характеристи-

ку наиболее важных черт и структурных компонентов, отличий от иных

проблемных ситуаций. Иногда этот этап называют этапом идентификации

(от лат. «идентификаре» – отождествлять – признание тождественности,

отождествление объектов, опознание).

2 этап – моделирование проблемы.

Этот этап включает выработку представлений, несколько упрощаю-

щих, но одновременно предполагающих целостное восприятие ее наибо-

лее значимых элементов, структуры, внешнего очертания и внутреннего

3 этап – составление программы исследования проблемы.

4 этап – выбор методов анализа проблемы. Сбор и уточнение посту-

пающий информации. 17

5 этап – выработка рекомендаций, советов, установок на действие,

т.е. выбор технологий решения проблемы.

Таким образом, политический анализ служит для выбора, определе-

ния той или иной политической технологии решения проблем и является

основой для политического прогнозирования.

Политическое прогнозирование (от греч. «прогнозис» – предсказа-

ние, суждение о чем-либо в будущем) – это научно обоснованное суждение

о возможных и вероятных в будущем состояниях политической системы,

политических процессов, явлений и событий на основании известных све-

дений об их состоянии в прошлом и настоящем.

Прогнозирование – это не угадывание будущего. В прогнозе исходят

из того, что к явлениям будущего нужны вероятностный подход с учетом

широкого набора возможных вариантов.

Типология политических прогнозов:

1. По проблемно-целевому критерию:

а) Поисковый прогноз – определение возможных состояний полити-

ческого явления, объекта в будущем.

Поисковый прогноз, как правило, не связан с принятием политиче-

ских решений, а выполняет функцию поиска проблемных узлов. Поисковые

политические прогнозы часто публикуются в прессе. Выявляя основные

тенденции в современном политическом процессе, авторы прогнозов стре-

мятся продолжить их в будущее, конструируя тем самым новые состояния

Такие прогнозы могут иметь сценарный характер: выявляется не-

сколько доминирующих тенденций и показывается по очереди, как будут

развиваться события в случае, если каждая из них в прогнозном периоде

б) Нормативный прогноз – определение путей и сроков достижения

возможных состояний политического явления, принимаемых в качестве це-

Этот прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?

Прогнозируется достижение желательных состояний на основе заранее

заданных норм, идеалов, ценностей. Нормативное прогнозирование явля-

ется предпосылкой управления, помогает выработать рекомендации по по-

вышению уровня объективности и, следовательно, эффективности реше-

Если поисковый прогноз строится на определенной шкале, спектре

возможностей, по которым затем устанавливается степень вероятности

прогнозируемого явления, то при нормативном прогнозировании происхо-

дит такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от

заданного состояния к наблюдаемым тенденциям.

2. По критерию воздействия прогнозов на объект прогнозирования: 18

а) Самосбывающийся прогноз – это настолько сильное воздействие

на объект, что прогноз сбывается, даже несмотря на отсутствие реальных

предпосылок для этого.

Прогноз о неизбежности конфронтации может действительно под-

толкнуть политические силы к конфликту даже при наличии реальной воз-

можности избежать конфронтации.

б) Самоопровергающиеся прогнозы – это прогнозы, имеющие цель

не реализоваться на практике. Главное в этих прогнозах – показать нега-

тивные последствия одного из возможных вариантов развития политиче-

ской ситуации, с тем чтобы предотвратить подобное развитие событий.

3. По временному критерию или по периоду упреждения – промежутку

времени, на который рассчитан прогноз:

а) Оперативный прогноз – до одного месяца – содержит лишь де-

тально- количественные оценки и рассчитан на перспективу на протяжении

которой не ожидается сколько-нибудь существенных изменений объекта

исследования – ни качественных, ни количественных.

б) Краткосрочный прогноз – до одного года – рассчитывает на пер-

спективу только количественные изменения, т.е. содержит общие количе-

в) Среднесрочный прогноз – обычно до 5 лет – охватывает перспек-

тиву между кратко- и долгосрочными прогнозами с преобладанием количе-

ственных изменений над качественными.

г) Долгосрочный прогноз – от пяти до 15-20 лет – рассчитан на пер-

спективу не только количественных, но и преимущественно качественных

изменений, т.е. здесь преобладают качественно – количественные оценки.

д) Дальнесрочный (сверхдолгосрочный) прогноз – за пределами

долго-срочных – охватывает перспективу, когда ожидаются столь значи-

тельные качественные изменения, что по существу можно говорить лишь о

самых общих перспективах развития объекта.

Следует учитывать, что в политике серьезные качественные измене-

ния могут произойти достаточно быстро (революция, переворот, экономи-

ческий кризис, конституционная реформа и др.). В силу этого прогнозы

лучше строить не по качественному, а по временному критерию, используя

оперативное и краткосрочное прогнозирование.

Политическое прогнозирование основывается на системе методов,

процедур и приемов. Российский политолог А.В. Павлов предлагает сле-

дующую типологию методов политического прогнозирования.

 Интуитивные – методы, которые применяются тогда, когда объект

прогнозирования настолько сложен (что встречается очень часто), что ана-

литически учесть влияние множества факторов практически невозможно.

Они включают в себя: 19

— индивидуальные экспертные оценки – в эту группу входят «метод

интервью», аналитические докладные записки, написание сценариев и т.д.;

— в группу коллективных экспертных оценок входят анкетирование,

методы «комиссии», «мозговые атаки» (коллективная генерация идей );

— дельфийский метод (от названия древнегреческого г. Дельфы, из-

вестного своим оракулом) характеризуется тремя особенностями:

 независимость оценок, данных каждым экспертом в отдельности;

 статистическая характеристика группового ответа.

 Формализованные методы включают:

 системно-структурные методы – функционально-иерархическое

моделирование, морфологический анализ, структурная аналогия;

 ассоциативные методы, к которым, в первую очередь, относят ис-

 методы опережаюющей информации включают методы анализа

потоков публикаций (в том числе контент-анализ), оценки значимости со-

Российский политолог Ю.В. Ирхин, кроме того, выделяет следующие

методы политического прогнозирования:

 метод исторических аналогий – перенос на объект прогнозирова-

ния закономерностей развития имевших место в прошлом сходных явле-

ний и процессов;

 метод экстраполяции – определение будущих возможных состоя-

ний объекта прогнозирования на основе ретроспективного анализа его ко-

личественных характеристик и выявление тенденций их изменения;

 метод сценариев – построение логической последовательности

событий, показывающей, каким именно образом будет с определенной

степенью вероятности развиваться во времени тот или иной процесс или

 метод построения «дерева целей» — логическое деление объекта

прогнозирования на иерархически связанные между собой структурные

 метод построения сетевых графиков – нахождение «критических

точек» политического развития и поиск оптимальных путей достижения по-

На основе политического прогнозирования строится прогнозное мо-

делирование, которое может осуществляться в следующих формах:

 графическое представление – модель в виде чертежей, кривых,

графиков и пр. Используются, прежде всего, в качестве дополнений, иллю-

страций к другим способам задания моделей; 20

 блок-схемы – распространенный способ описания политических

моделей (политических систем, государственных и политических органов),

используется для действующих политических субъектов;

 математическое описание – формулы и математические опера-

ций, особенно широко используется в прогнозирование электорального по-

ведения в период избирательных кампаний.

Таким образом, можно выстроить цепочку: политический анализ – по-

литический прогноз – политическая модель. Эта логическая схема являет-

ся фундаментом, основанием для формирования политических техноло-

Любая система, а тем более политическая система общества, нужда-

ется в управлении. Управление общественными процессами осуществля-

ется в форме официальных решений через определенные институцио-

нальные механизмы и реализуется в публичной политике.

Политическое управление – это совокупность принципов, методов,

средств и форм осуществления политической власти.

Политическое управление – это политический менеджмент.

Политический менеджмент можно определить как теорию и практику

эффективного управления политическими событиями, процессами, ориен-

тированными на реализацию определенных политических интересов тех

или иных участников этих событий.

Концептуальными основами политического менеджмента выступают:

— теория сложных систем;

— концепции и стратегии развития (политической модернизации, кор-

поративизма, корпоративной культуры, распределения ресурсов);

— теория бюрократии и политики;

— концепции принятия решений, разработки политического курса,

учета уровня риска и др.

С точки зрения технологии политическое управление представляет

совокупность процедур, навыков и приемов управления в политике.

Методы политического управления обычно сводят к двум базовым:

 убеждение, понимаемое как манипулирование механизмами созна-

ния и установками поведения граждан;

 принуждение как метод использования силы и даже крайних форм

Рассмотрим основные методы политического менеджмента через

призму этой двухполюсной конструкции.

1. Идейно-политическое манипулирование и моральное воздействие

на сознание граждан. 21

На ранних этапах развития общества и государства главную роль в

осуществлении этого метода выполняла церковь. В современных условиях

наряду религией на первое место выдвигаются средства массовой инфор-

мации как приоритетный и эффективный инструмент манипулирования на-

2. Политическое маневрирование.

Этот метод включает в себя инструменты компромиссов между орга-

нами законодательной и исполнительной ветвей власти, правящей и оппо-

зиционной группировками в парламенте; уступки и компромиссы в соци-

альной и экономической политике и др.

3. Правовое регулирование.

В основе этого метода лежит право как система законодательных

норм и актов государственной власти.

4. Принудительная мобилизация и административная регламентация.

Этот метод основывается не на регулярном насилии и открытом тер-

роре со стороны государства, а на реальной угрозе использования адми-

нистративных санкций органами власти.

5. Насилие и применение карательно-силовых средств.

Этот метод радикального приема в управлении активно использовал-

ся на ранних этапах государственности, а в современных условиях харак-

терен для тоталитарных и авторитарных режимов.

В качестве основных средств политического управления можно вы-

Основными формами политического менеджмента являются:

Политическое управление осуществляется на следующих уровнях:

Первый уровень – государственное или государственно-

Этот уровень управления всем обществом в общенациональных рам-

ках. Он включает законодательные, исполнительные, судебные, контроль-

но-надзорные органы власти.

Второй уровень – партийное управление

Этот уровень имеет двоякий смысл

АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИЙ это:

АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (political analysis, от греч analysis — разложение расчленение) — метод исследования политических процессов, фактов, явлений, ситуаций путем их расчленения на составные части в целях изучения их первопричин, источника развития, структуры, действующих сил, выявления основных факторов, обусловливающих логику их действий. А.п. — один из сложнейших видов профессиональной деятельности политиков, государственных деятелей и служащих, требующий информации, специальных знаний, богатого опыта, интуиции и умения видеть явления в их реальной динамике, причинно-следственных связях. Это путь к политическому предвидению и прогнозированию, к научному синтезу, т.е. созданию достаточно полного целостного, конкретного представления об изучаемом объекте. Конечная цель такого анализа — подготовка и принятие оптимальных политических решений, а на этой основе осуществления успешных действий, воплощения в жизнь, проведения политической линии, стратегии и тактики.

Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. — М. Луч. В. Ф. Халипов, Е. В. Халипова. 1996 .

Смотреть что такое «АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИЙ» в других словарях:

АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — (гр. analysis разложение, расчленение) 1) метод, предполагающий мысленное расчленение политических явлений на составные части; 2) совокупность способов и приемов прикладного исследования политической ситуации … Политология: словарь-справочник

Политический кризис на Украине (2007) — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости … Википедия

Политический кризис на Украине (2004) — Политический кризис на Украине осенью зимой 2004 года был вызван многочисленными факторами, к которым, в первую очередь, относятся: Столкновение экономических интересов крупных финансово экономических группировок в традиционных украинских… … Википедия

Политический дискурс — Содержание 1 Понятие дискурса 2 Интерпретация дискурса 3 Политологическая часть дискурса … Википедия

Политический спектр — В большинстве исследований политический спектр способ моделирования различных политических позиций путём расположения их на одной или более геометрических осях, представляющих независимые политические аспекты. Основоположником методики… … Википедия

Политический кризис в Украине (2007) — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости Политические регионы Украины Политический кризис на Украине 2007 года внутриполитический кризис, вызванный продолжительной борьбой за власть между… … Википедия

Политический кризис на Украине в 2007 году — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости Политические регионы Украины Политический кризис на Украине 2007 года внутриполитический кризис, вызванный продолжительной борьбой за власть между… … Википедия

Политический кризис на Украине 2007 года — У этого термина существуют и другие значения, см. Политический кризис на Украине. Политический кризис на Украине 2007 года  внутриполитический кризис (с октября 2006 года по декабрь 2007), вызванный тем, что премьер министр Янукович… … Википедия

Политический кризис на Украине 2004 года — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

'Политический фильм' — • ПОЛИТИ ЧЕСКИЙ ФИЛЬМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ. произведение, тема и сюжет к рого непосредственно связаны с политикой классовой борьбой, нац. освободит. движениями, междунар. проблемами, вопросами гос ва и власти и т. д. Термин П. ф. получил… … Кино: Энциклопедический словарь

  • Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. Учебный курс «Политический анализ и прогнозирование» раскрывает основы научного анализа политики как теоретического, так и прикладного уровней. учит студентов ориентироваться в современных… Подробнее Купить за 660 руб
  • Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. Семенов В.А. Учебный курс «Политический анализ и прогнозирование» раскрывает основы научного анализа политики как теоретического, так и прикладного уровней. учит студентов ориентироваться в современных… Подробнее Купить за 617 руб
  • Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие. Семенов В.А. Учебный курс «Политический анализ и прогнозирование» раскрывает основы научного анализа политики как теоретического, так и прикладного уровней. учит студентов ориентироваться в современных… Подробнее Купить за 484 руб

Другие книги по запросу «АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИЙ» >>

Виды, формы и методы политического анализа

Известно несколько видов анализа. Одним из них является мысленное расчленение целого на части, выявляющее структуру целого и предполагающее установление отношений между частями. Другим видом анализа является анализ общих свойств, предметов и отношений между ними, когда свойство или отношение расчленяются на составляющие элементы; одни из них подвергаются дальнейшему анализу, а от других отвлекаются; на следующем этапе анализу может подвергнуться то, от чего ранее отвлеклись. В результате анализа общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям.

Политический анализ выступает в различных формах, одной из которых служит классификация изучаемых политических событий и процессов. Как и в любой другой отрасли знаний или области практической деятельности, в политической науке в качестве оснований деления в классификации обычно выбирают признаки, существенные для данных политических событий. В этом случае классификация выявляет основные сходства и различия между событиями.

Система методов политического анализа отличается большим разнообразием: общие методы (системный, структурно-функциональный, сравнительный, бихевиористский, социологический, нормативно-ценностный, антропологический, социокультурный и др.); общелогические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического).

Рассматривая политический анализ как специфический исследовательский процесс, можно выделить его внутренние логические этапы, которые предопределяют успешность познавательно-прикладных действий. К основным этапам этого аналитического процесса можно отнести следующие: концептуализация проблемы, ее моделирование, составление программы исследования конкретной проблемы, выбор методов ее исследования.

Смыслом начального этапа политического анализа является концептуализация проблемы. Это предполагает рассмотрение конкретной ситуации с точки зрения ее влияния на реализацию интересов важнейших политических субъектов, на деятельность органов государственного управления, их взаимодействие с зарубежными партнерами и вообще существенное изменение политического контекста. Выявление этой проблемы предполагает тщательный сбор информации, формулировку проблемы с характеристикой ее наиболее отличительных черт и структурных компонентов, отличий от иных проблемных ситуаций.

На втором этапе осуществляется моделирование проблемы, т. е. выработка представлений, несколько упрощающих, но одновременно предполагающих целостное восприятие наиболее значимых элементов, внешней формы и внутренней структуры. Как правило, такая модель строится на основе определенной исследовательской гипотезы, в рамках которой выявляются и уточняются важнейшие параметры проблемы. В идеале моделирование стремится к максимальной формализации, предполагающей использование математического аппарата для описания данных политических явлений.

Следующий, третий этап — составление программы исследования, обоснования и формулировки логики исследования конкретной проблемы. Здесь формулируются конкретные цели исследования (с учетом того, что должно быть достигнуто в результате изучения проблемы), уточняются значения переменных показателей в рамках вариантов решения поставленной задачи, детально описываются организация и проведение наблюдений. Задача такой программы — упорядочение эмпирических данных. В зависимости оттого, какого характера ситуация анализируется и, соответственно, какой тип целей превалирует, могут формироваться различные программы политического анализа: прогностические, направленные на исследование будущей гипотетической ситуации; актуальные, связанные с анализом текущей ситуации, и ретроспективные, ориентированные на поиск новых подходов к прочтению уже произошедших событий.

Принципиальное значение имеет и четвертый этап — выбор методов исследования проблемы и решения конкретной задачи. Применяемые на данном этапе методики имеют междисциплинарный характер. Тем не менее, решение любой конкретной задачи всегда предполагает выбор приоритетных средств и приемов исследования, который определяется характером самой проблемы, подготовленностью аналитиков, условиями, в которых осуществляется анализ. При всех вариантах такой выбор непременно требует сочетания качественных и количественных, теоретических и эмпирических подходов и т. д. Применяемые методы также могут разниться и по своей форме («мозговой штурм», индивидуальная или групповая экспертиза и т. д.).

Наряду с отбором методов исследования неотъемлемой составной частью этого этапа является определение правил, процедур, уточнение последовательности операций, упорядочивающих применение разнообразных техник и методик познания.

В современной политической науке существуют различные методологические подходы к анализу политической жизни. Французский политолог Р.Ж.Шварценберг называет следующие типы анализа в политической теории: марксистский, системный, функциональный, кибернетический. Несмотря на различия мировоззренческих основ, отмеченные типы анализа ориентированы, во-первых, на глобальный подход к социальной действительности, то есть рассмотрение общества как целого, единого организма, а во-вторых, на объективное отражение реальности.

Конечно, существуют немалые трудности достижения объективного знания в политическом анализе. Они связаны как со сложностью политических процессов, так и с проблемой «социального заказа», который нередко вынужден выполнять политолог, находясь под давлением определенных политических сил, обосновывая «правильность» того или иного действия, решения властей или оппозиции. Но признание этого вовсе не означает отрицания объективности политического анализа.

Методологический арсенал современной политической науки в качестве своего существенного элемента включает исторический анализ, значение которого для познания политических явлений трудно переоценить. Сопоставление настоящего с прошлым, выяснение исторических истоков, факторов, этапов возникновения и развития тех или иных политических явлений, систем, институтов позволяет выявить их глубинные основания, понять грядущие трансформации. Известно: кто не владеет прошлым, тот не способен объяснить настоящее. Но искажение прошлого еще более опасно для политической практики, чем его незнание. При этом для политического анализа важен не только позитивный, но и негативный исторический опыт.

В арсенале политического анализа необходимо выделить системный анализ. Это один из самых распространенных подходов политологических исследований. Следует отметить то обстоятельство, что с точки зрения системного анализа, политическая жизнь изучается как комплекс элементов, образующих целостную систему в ее связи со средой — гражданским обществом, экономической системой и др. Кроме того, само понятие «политическая система» стало возможным с введением в политологию системного подхода. Большую роль в этом сыграли американские политологи Д.Истон, К.Дойч, Г.Алмонд и др. Использование этого метода в политической науке определяется сложностью и многообразием политической жизни.

Системный анализ охватывает три основополагающих измерения: ставшее или реально существующее, проявляющееся в структуре; действование, поведение или функция; становление или эволюция. Предмет системного анализа может различаться в зависимости от намерений исследователей.

С помощью системного анализа удается определить место политических феноменов в развитии общества, функции и возможности политики при осуществлении преобразований. Однако системный анализ в политике малоэффективен при изучении индивидуального поведения (например, роли лидера), рассмотрении кризисных ситуаций.

Одним из широко используемых в политической науке методов является сравнительный анализ. С точки зрения формальной логики всякое сравнение — это действие, направленное на установление признаков сходства или различия двух или более сопоставимых событий, явлений, так как «кто знает одно, не знает ни одного».

На основе принципа сравнения Платон, Аристотель, Полибий, Н.Макиавелли, Ш.-Л.Монтескье, К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Соловьев, В.Ленин и другие строили свои типологии общественно-государственного устройства, политических режимов, властных структур, форм правления и т. п. В современном понимании сравнительный анализ возник в 50-е годы XX в. Приверженцы этого метода исходят из положения, что принцип сравнения в политике ориентирует, прежде всего, на раскрытие по определенным параметрам общих черт политической жизни разных стран, народов, эпох.

Объектом сравнительного анализа являются, как правило, события, процессы, структуры, функции различных политических систем и режимов, расстановка участников политических событий и уровень их силы, а также государственные институты, законодательные органы, партии и партийные системы, избирательные системы, институт президентства, механизмы формирования политической культуры и политической социализации, стиль политического управления.

При сравнительном анализе необходимо учитывать то обстоятельство, что политика каждого государства реализуется в контексте его политических ценностей, мифов, идеологий и логически вытекающей из этого политической культуры, а также физической среды. Вместе взятые, они представляют собой совокупность национально-политического опыта, разнообразного в каждой стране.

В последнее время все большие симпатии исследователей завоевывает такой методологический инструментарий анализа политических феноменов, как социокультурный. Этот ракурс исследования явлений и процессов общественно-политической жизни в отечественном обществознании интенсифицировался недавно. Он подразумевает фокусировку внимания исследователя на взаимодействии людей, их связях и отношениях в корреляции с ценностями, нормами, привычками, политическими ориентациями, стереотипами. Сам по себе социокультурный подход, конечно, не нов. Как верно заметил еще Г.Клемма, один из его основоположников, уже Вольтер первым отказался от изучения династий, перечисления королей, битв и обратился к тому, что действительно важно в истории, а именно — к культуре. Однако господствовавший долгое время в России панполитизм способствовал тому, что социокультурные явления в сфере политики лишались своей специфичности, качественной определенности, что вело к односторонним обобщениям, выводам, интерпретациям, усугубляя зависимость научного знания от политической конъюнктуры, господствующих оценок и настроений.

Преимущество анализа политических явлений, базирующегося на социокультурном примате, позволяет выявить истоки, национально-цивилизационную специфику, причины воспроизводимости негативных политических феноменов, выявить пути их устранения или нейтрализации.

Политический анализ выполняет свою методологическую функцию не только в рамках теоретического, но и эмпирического, прикладного подхода к политическим реалиям. Он органично включен в исследования многих аспектов практической политики. Непосредственно сфокусированный на изучении и решении практических коллизий политической жизни, такой анализ связан с различными аспектами деятельности определенных государств, других политических институтов, партий, заинтересованных групп и граждан, причем рассматриваемых в конкретной ситуации и в определенном временном контексте.

Эмпирические методы анализа (конкретные данные, например, об элите, рейтинге политических деятелей, позициях политических партий и их парламентских фракций в отношении курса правительства на решение текущих социально-политических проблем) снижают уровень неопределенности абстрактных, теоретических положений, раскрывают отличительные особенности правящей и оппозиционной элиты, характеризуют фазы, этапы властных решений и тем самым помогают акторам политического процесса лучше разобраться в текущей политической ситуации, особенностях политической линии лидеров, партий, органов управления, формулируют практические рекомендации и краткосрочные прогнозы для властных политических субъектов в целях повышения эффективности их деятельности.

Бихевиористский анализ стал широко применяться в политологических исследованиях с 50-х годов XX века. Именно тогда в политологии сформировалось направление исследований: политическое поведение человека как действенный фактор функционирования политических систем.

Бихевиористский анализ — это, во-первых, научная ориентация или установка на сбор, анализ и интерпретацию фактов по канонам естественнонаучного исследования. В политологии бихевиоризм, или поведенческий подход, был связан с использованием таких исследовательских методов, как, во-первых, репрезентативные опросы, мультифакторный анализ; во-вторых, исследование, в фокусе которого находится поведение индивида; в-третьих, рассмотрение политики как части более широкого социального и культурного контекста.

Начало этого течения в 50-е годы XX в. связано с именами ученых, которые в 30-е годы ввели в политологию новые объекты исследования (личность, установку, убеждения, ценности, электоральное поведение, общественное мнение и другие неинституционализированные элементы политического процесса) и новые методы, заимствованные из социологии, психологии, антропологии и психиатрии.

В настоящее время научная репутация бихевиористского анализа остается весьма высокой, что связано, по большей части, со стремлением ученых избавить политическую науку от субъективизма и политической ангажированности, сделать возможной эмпирическую проверку гипотез и количественное измерение политических процессов.

Становление и развитие политической науки в нашей стране отражает все большую роль тех специалистов, которые делают ставку на системный подход и применение количественных методов и моделей. Это ясно видно при решении политических задач, основанных на необходимости учета знаний об «обществе, в котором мы живем». Последнее облегчается при использовании структурно-логической модели, известной как «колеса Тихомирова».

С позиций этой модели каждая общественная система рассматривается как совокупность ее основных элементов (ранее говорили о «силах»), которые действуют между собой (имеются соответствующие «связи» или отношения) согласно закону связей. Последнее означает, что система характеризуется определенной структурой.

Особенность рассматриваемой модели состоит в том, что в системе сначала выделяются четыре ее основных компонента. Затем они детализируются с выделением в каждом из них материальной и духовной сферы, где учитываются соответственно количественные и качественные характеристики компонентов. Всего на этом этапе рассматривается 8 блоков («колес»), каждый из которых является компонентом некой «колесницы», моделирующей общественную систему в целом.

Точная и научно обоснованная оценка политических сил в обществе (анализ расстановки политических сил) для любого политика является исходным пунктом его деятельности. В политической практике существует множество технологий и методик определения — кто из участников политических событий будет поддерживать (и в какой степени) или будет сопротивляться тем или иным действиям.

Распространенной методикой является деление участников политических событий на правых и левых. Такое деление политических сил относится к периоду Великой французской буржуазной революции 1789г. Разумеется, это деление во многом условно. Конкретная политическая ситуация дает значительные модификации такого разграничения политических сил. Кроме того, их блокировка по проблемам текущей политики — характерная черта современной политической жизни.

«Линейная» методика. Эта методика названа «линейной», но по внешней схожести могла бы называться и «температурной», и «градусной». Как и любой термометр, шкала линейной методики имеет некую среднюю точку, которая соответствует либо позиции политического субъекта (лидер, партия, правящая элита и оппозиционная элита); либо политическому действию (поступок, событие, решение). Справа и слева от исходной точки по линии располагаются точки, обозначающие позиции других участников политических событий. Степень расхождения позиций зависит от удаленности той или иной позиции от исходной — здесь условно можно проградуировать линию от 0 до + 100 и от 0 до-100.

Линейная методика выглядит сравнительно просто, однако обладает высокой степенью наглядности, а также возможностью довольно точно прогнозировать реакцию того или иного источника информации на любой шаг властвующих и оппозиционных сил. Однако линейная методика излишне статична, в ней трудно показать возможные трансформации анализируемых субъектов.

Табличная методика. По форме построения она наиболее разнообразна: это могут быть графики, диаграммы, таблицы, секторные круги и многое другое. Но основное правило табличной методики должно быть таковым: в ней четко указываются участники политических событий, позиции которых анализируются, политическое действие (субъект политики), отношение к которому определяется, и возможные варианты такого отношения. Эта методика дает хорошую возможность выявить позиции основных слоев общества относительно какого-либо политического события или действия властвующей элиты. Но она имеет ограниченные аналитические возможности: недостаточная научная строгость в подборе социальных слоев для анализа и определении критериев их отношения к политическому событию; статичность (позиции сторон зафиксированы в определенном временном интервале и в таблице нет возможности показать те изменения в позициях социальных групп, которые могут произойти под влиянием различных факторов).

Динамичная методика. Позволяет проанализировать изменения в позициях политических субъектов по отношению к конкретному политическому событию. Методика основывается на делении политических сил на поддерживающих событие и противодействующих ему.

Рассмотренные методики анализа расстановки политических сил в обществе не исчерпывают всего методологического инструментария политической науки, но основные из них здесь представлены и могут быть использованы при изучении многих аспектов политической жизни, в частности, избирательных кампаний.

Специфическим видом политического анализа является анализ выборов в органы власти. В последнее время этому процессу уделяется много внимания. Он осуществляется путем:

— изучения экономических, социальных, политических условий и ситуаций жизни населения;

— вычленения острых проблем, волнующих людей;

— выявления состава электората в разрезе основных социальных слоев и групп, их особенностей;

— выяснения политических предпочтений электората на основе проведения конкретных социологических исследований;

— исследования партийных предпочтений избирателей;

— изучения содержания предвыборных программ, лозунгов, политических и организационно-идеологических приемов конкурентов в борьбе за голоса избирателей;

— выявления мотивов голосования;

— выработки прогноза и внесения корректив в технологию избирательной кампании исходя из понимания особенностей текущего момента и хода предвыборной борьбы;

— подведения итогов выборов, изучения причин, приведших к успеху или неудаче, в целях извлечения уроков для будущей избирательной кампании.

Главным направлением анализа выборов является изучение политического поведения избирателей как суммы действий, выполняемых в связи с участием в голосовании, и совокупности обстоятельств, складывающихся в ходе осуществления этих действий и в то же время их обусловливающих. В этих целях анализируются статистические данные в разрезе пола, возраста, социального происхождения, профессии избирателей и исследуется влияние этих факторов на активность избирателей. Методики статистического подхода к изучению выборов обстоятельно разработаны зарубежными политологами. В ряде стран исследование выборов осуществляется на основе трех подходов: социолого-демографического («колумбийская школа»); социально-психологического («мичиганская модель»); экономического, рационалистического.

В политике приходится иметь дело с большим количеством различных документов, источников информации. Вся эта информация отражает сложные процессы борьбы за власть и ход политической деятельности вообще. Поэтому контент-анализ как специфически-формализованный анализ содержания того или иного текста становится одним из важнейших вспомогательных методов подготовки и реализации политических решений и прогнозов.

Контент-анализ — это исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах реальной политической действительности (в частности, источника текста сообщения). Количественный вариант контент-анализа начал применяться для анализа содержания газет в конце XIX в. Конкретные приемы контент-анализа впервые были подробно описаны в 40-е годы XX в. В политической практике последних лет этот метод стал очень широко использоваться, что определяется целым рядом его преимуществ: здесь и возможность сокращения общего объема исследуемого материала, относительная дешевизна, ограничение субъективных влияний при работе с имеющейся информацией, доступность материалов для анализа.

В зависимости от содержания имеющегося текста существуют два вида контент-анализа: количественный и неколичественный. Первый основан на частной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания — индикатора соответствующей категории содержания; количественные меры не используются). Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа). Второй вид анализа основан на использовании количественных мер. Его задача — получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Оба типа контент-анализа объединяет то, что они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры исследования.

Итогом проведения контент-анализа является аналитическая записка, содержащая в себе выводы и рекомендации для принятия обоснованного политического решения.

Компьютерные технологии дают возможность существенно повысить аналитический потенциал политических деятелей при анализе политических реалий, принятии важных государственных решений. Существует много компьютерных средств, предназначенных для аккумулирования информации, анализа и прогнозирования развития политических событий, контроля за выполнением принятых политических решений. Их использование позволяет автоматизировать проведение исследований, компьютеризировать аналитическую деятельность, разработку вариантов политических решений, моделирование их вероятных последствий, выбор наиболее предпочтительного решения и его оформление в виде документа. В последние годы были разработаны и внедрены десятки компьютерных, информационно-аналитических и информационно-прогнозных технологий для Администрации Президента Российской Федера­ции, информационных агентств ИТАР-ТАСС и Интерфакс, Конгресса российских деловых кругов, ряда банков и коммерческих структур.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Политический анализ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Политический анализ является особой прикладной дисциплиной со своим предметным полем и иными особенностями. Таким образом, если в широком смысле это словосочетание может использоваться для обозначения всех научных исследований политики, то в узком, специальном значении политический анализ рассматривается как прикладная дисциплина, которая формулирует основные, препятствующие субъективизму и произволу требования изучения конкретных проблем, поиска их наиболее приемлемых решений и определения необходимых для этого технологических средств и приемов деятельности.

Особенности политического анализа ориентируется на описание и изучение конкретной, стоящей перед субъектом проблемы. Если фундаментальная наука производит знание, направленное на понимание объекта, глубинное и систематизированное проникновение в его тайны, то прикладной политический анализ формирует свои представления на основе практических запросов субъекта, которые не простираются дальше конкретной задачи. Иными словами, если наука формирует логический слепок объекта, то политический анализ — практический, т.е. такой его образ, который достаточен для включения субъекта в схему реализации конкретной цели.

Существует два уровня политического анализа: теоретический и прикладной

Теоретический политический анализ характеризуется:

1. качеством генерализации (обобщения), конечной целью является формулирование теории — системного знания о закономерностях, действующих в определенной области политической реальности.

2. долгосрочной актуальностью сформулированных выводов и закономерностей. Объектом теоретического политического анализа являются политические процессы, не ограниченные с точки зрения временных характеристик.

3. ориентацией на интересы общества в целом, которое выступает заказчиком политического анализа

4. нерассчитанность на непосредственное применение в конкретной политики, достижения ощутимого политического эффекта в ближайшей перспективе

Прикладное исследование (политический анализ) характеризуется:

1. утилитарностью, полезностью для решения конкретной проблемы конкретного политического актора (практически действующего субъекта)

2. краткосрочностью (в той или иной степени) актуальностью полученного знания. Объектом прикладного политического анализа являются проблемы и ситуации, четко локализированные в пространстве и во времени

3. высоким преобразовательным потенциалом, активностью. Прикладное знание имеет целью непосредственное влияние на текущие политические события.

В процессе перехода от теоретического анализа к прикладному необходимо ответить на вопрос, насколько корректно этот переход сделан?

Свойство измерять именно то, что следует измерить, называют ВАЛИДНОСТЬЮ ( от англ. Valid — обоснованный, правильный).

Валидное измерение предполагает, что вариация значений переменной отражает реальные изменения изучаемого признака, будучи при этом минимально чувствительной к изменению других признаков.

Способы тестирования на валидность:

1. Очевидная валидизация — не требует специальных доказательств.

2. Прогностическая валидизация используется в том случае, если измерения способны предсказывать будущие события, т.е. близость результатов будет являться показателем валидности измерений, осуществляемых, например, с помощью анкетных вопросов.

3. Конструктная валидизация — конструирование системы ожиданий относительно связей: а) различных измерений одного и того же понятия (внутренняя конструктная валидизация); б) данного понятия с другим понятием (внешняя конструктная валидизация).

Документальные источники политического анализа:

Ш Материалы средств массовой информации

Ш Статистические данные

Ш Нормативно-правовые акты

Ш Политико-идеологические документы

Ш Агитационно-пропагандистские материалы

Статистические методы в политическом анализе и политическом прогнозировании:

Статистика в политическом анализе и прогнозировании решает:

1. Получение усредненных данных, т.е. не только получить характеристики отдельных объектов, но и взглянуть на их совокупность в целом через призму какого-то конкретного свойства.

2. Оценка связей между переменными.

3. Классификация, т.е. соотношение исследуемых объектов с несколькими заранее определенными классами. Например, класс граждан, участвующих в выборах и класс, не участвующих в выборах (абсентеистов).

Корреляционный анализ — один из наиболее широко используемых статистических методов в рамках политологии. Его цель — измерение статистической взаимозависимости между двумя или более переменными.

Дисперсионный анализ (англ. Analysis Of Variance, ANOVA) — один из основополагающих статистических методов служит для проверки гипотезы о статистической значимости различий между средними величинами в нескольких группах наблюдений.

Регрессионный анализ -измерение связи между зависимой переменной и одной (парный регрессионный анализ) или несколькими (множественный) независимыми переменными.

Кластер — анализ — группа алгоритмов многомерной классификации объектов, под которой понимается упорядочение в наглядные структуры или группы сходства / различия объектов, обладающих множеством характеристик.

Дискриминатный анализ определяет принадлежность объекта к одной или нескольким (как правило, двух) заданных заранее групп.

Факторный анализ — целью которого является концентрация исходной информации, выражение большего числа рассматриваемых признаков через меньшее число более емких внутренних характеристик, которые, однако, не поддаются непосредственному измерению.

Методы анализа документов

Традиционный метод — смысловая интерпретация источника, выявление его логики, сути, идей, смысловых акцентов.

Контент — анализ — систематическая числовая обработка, оценка и интепретация формы и содержания информационного источника, т.е. перевод количественных показателей массовой текстовой информации с последующей статистической обработкой (исследование и анализ текста документов).

Экспертные методы в политическом анализе и политическом прогнозировании

Метод Дельфи — связан с объективно назревшей потребностью усовершенствовать методики группового принятия решений. До появления Дельфи наиболее распространенным способом согласования различных позиций и выработки общего мнения было традиционное совещание (очная дискуссия). Метод Дельфи базируется на следующих основных принципах:

Ш Заочный характер взаимодействия экспертов,

Ш Анонимность мнений экспертов,

Ш Итеративность (повторяемость) экспертизы,

Ш Управляемая обратная связь,

Ш Количественное оценивание и статистическая обработка экспертных оценок

Коллективная экспертная оценка, основанная на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем их автономного опроса в несколько туров

Метод мозгового штурма — групповой метод экспертизы, в отличие от метода Дельфи, метод мозгового штурма акцентирует внимание на психологических аспектах межличностного взаимодействия, сделав ставку на достижение эффекта от очного взаимодействия группы экспертов. А в рамках Дельфи выбран путь заочной управляемой коммуникации

Моделирование в политическом анализе и прогнозировании

Моделирование политического процесса началось уже в первой четверти ХХ века, когда были предприняты первые попытки разработать модель гонки вооружений между двумя национальными государствами

Модель — отражение действительности в виде совокупности определенных символов, значений, наглядный образ объекта, отражающий его черты и характеристики.

Модель — это самостоятельный объект, состоящий из вещественных компонентов (материальная модель) или знаков (идеальная модель)

Отношение модели к изучаемому объекту характеризуется:

1. упрощением, отказом от тех элементов, свойств, связей, которые не являются важными с точки зрения целей и задач исследования. Так, стоя модель электорального поведения определенной группы, не будет учитываться те ее характеристики, которые не влияют на результаты голосования. К примеру, не будет интересовать доминирующий цвет одежды или среднее артериальное давление представителей данной группы.

2. способностью имитировать, воспроизводить реальный объект с точки зрения его свойства и отношений, существенных для исследования. Степень объективного соответствия модели оригиналу должна поддаваться эмпирической проверке.

Системный подход в политическом моделировании — рассмотрение совокупности взаимосвязанных элементов как некой целостности, обладающей рядом свойств, невыводимых из свойств составляющих ее элементов (системное качество).

Содержательные и формализованные модели:

Идеальные модели подразделяются на:

Ш Содержательную модель — вербальное (словесное) или вербально — визуальное (словесно-графическое) описание объекта исследования, связей его элементов и т.д.

Ш Теоретически обоснованные содержательные модели называются концептуальными. Ю. М. Плотинский определяет концептуальную модель как «содержательную модель, при формулировке которой используются теоретические концепты и кострукты данной предметной области знания. В более широком смысле под концептуальной моделью понимают содержательную модель, базирующуюся на определенной концепции или точки зрения». (Пример: модель политической сиситемы Д. Истона)

Ш Формализованная модель описывает объект, связи его компонентов на языке математики и формальной логики. Имея формализованную модель, можно количественно оценить эффекты взаимодействия факторов, структуру объекта и т.д.

Моделирование в политическом анализе и политическом прогнозировании

o Когнитивное моделирование предназначено для моделирования сложных, слабоструктурированных объектов, каковыми является большинство политических процессов и ситуаций. Сам термин появился в 1948 г. после выхода в свет работы американского психолога Э. Толмена «Когнитивные карты у крыс и человека».

Когнитивистика представляет собой процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания.

Когнитивный подход акцентирует внимание на «знаниях», на процессах их представления, хранения, обработки, интерпретации и производстве новых знаний.

o Структурное моделирование — анализ совокупности устойчивых связей между элементами некоторой системы. Например, партийной системы. Структура элементов задается набором политических ориентаций — дескриптов, описывающих позицию партии по тому или иному идеологически значимому вопросу.

Политические события и ситуации как особые объекты политического анализа

Ивент — анализ — (англ. Event — событие) как метод политической науки зародился в 1960-х гг. в работах американского ученого Ч. Макленда. Этот метод связан с изучением международных отношений. Этот метод принадлежит к группе количественных методов изучения политической реальности ( анализ направления). Политический процесс в Ивент — анализе представляется как событийный ряд, представленный, например, в виде выступлений политических лидеров, массовых демонстраций и т.д. каждое из которых оказывает то или иное воздействие на ситуацию в целом и за каждым из которых стоят конкретные действующие лица со своими интересами, и т.д.

Суть ивент — анализа: систематическое формализованное представление интеракций (взаимодействий) между субъектами политики в рамках определенной шкалы (как правило, отражающей состояние конфликтности /мирных процессов).

Объект ивент — анализа: не сами события, а сообщения о событиях.

Процедуры ивент-анализа можуно отнести к двум фазам:

1. формализованное представление сообщение о событиях в соответствии с определенной кодировочной схемой, или процесс создания «данных о событиях».

2. использование баз данных о событиях для получения содержательных гипотез и выводов относительно изучаемых политических процессов, построение и тестирование моделей.

Ситуационный анализ, методологической основой является системный подход.

Политическая ситуация — такое сочетание условий и обстоятельств политической жизни, которое …может быть выделено из политического процесса как относительно завершенный его фрагмент.

Ситуационный анализ предполагает:

1. определение границ ситуации, выявление ее из общего политического процесса

2. выявление наиболее активных и влиятельных политических субъектов (акторов).

3. выявление структуры политической ситуации, т.е. совокупности устойчивых связей между ее элементами — политическими акторами:

o по типу отношений: альянс (союз, партнерство), оппозиция, нейтралитет;

o по степени реализованности данного типа отношений в данной конкретной ситуации: актуальные, например, актуальный политический альянс; потенциальные, когда существуют лишь предпосылки для координации деятельности;

o по прогнозируемой степени прочности/долгосрочности сложившегося типа отношений: тактические и стратегические.

SWOT — анализ — используется как самостоятельная методика и как элемент ситуационного анализа. Разработан в рамках маркетинговых технологий. При помощи этого анализа исследуют ситуацию под углом зрения конкретного актора. Название метода является аббревиатурой четырех английских слов:

Strength — сильные стороны, Weakness — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы.

Первые две позиции — сильные и слабые стороны — связаны с позитивность и негативность ресурсной базы политического актора.

Вторые две позиции — возможности и угрозы — связаны в основном со структурированием ситуации и факторами внешней среды.

Под прогнозом понимается вероятностное, научно обоснованное суждение о будущем.

Политический прогноз — это вероятностное, научно обоснованное суждение о возможных состояниях политических систем, процессов и субъектов в будущем, о тенденциях их развития.

Сферы применении политического прогнозирования: экономико-политическая, социально-политическая, государственно-правовая, политико-идеологическая, военно-политическая.

Основные принципы: системность, согласованность, непрерывность, верифицируемость (процедура соотнесения теоретических гипотез и практических данных; контроль, проверка, подтверждение), альтернативность, рентабельность.

Объективные основы политического прогнозирования: материалистическая гносеология (познаваемость мира); будущее заключено в настоящем, но только в возможности; системное строение политической сферы общества.

Главная цель — повышение эффективности и результативности принимаемых политических решений.

Основные задачи: избежать нежелательных результатов развития событий; приспособится к неизбежному; ускорить вероятное развитие конкретного явления в желательном направлении.

Политические прогнозы подразделяются на:

Ш нормативные, предполагающие постановку определенной цели — некоего идеального образа конечного результата. Нормативный прогноз — это вероятностное, научно обоснованное суждение о возможных путях и сроках достижения заданного состояния политических систем, процессов, субъектов.

Ш поисковые, рассматривающие альтернативы развития объекта прогнозирования, исходя лишь из действующих факторов и тенденций, не оценивая их с точки зрения благоприятности для субъекта политики.

Кроме того, по периоду упреждения политические прогнозы делятся на:

— оперативные ( до 1 месяца),

— краткосрочные ( от 1 месяца до 1 года),

— среднесрочные ( от 1 года до 5 лет),

— сверхдолгосрочные ( на период более 15 лет).

Основные методы политического прогнозирования:

По признаку информационного обоснования — фотографические, Экспертные, комбинированные

По принципу обработки информации — статистические, опережающие, аналогий, прямые экспертные оценки, экспертные оценки с обратной связью.

По признаку аппарата реализации — экстраполяция (основание — большинство политических феноменов — процессы, т.е. явления, длящиеся во времени и имеющие свою траекторию, которую можно установить, зная цепь прошлых и настоящих событий) интерполяция, факторный анализ, корреляционный анализ, математические аналогии, исторические аналогии, экспертный опрос, экспертный анализ (производится с помощью специалистов, общепризнанными в конкретной сфере политического прогноза, их мнение выявляется при помощи опроса или деловой игры в рамках разработанного сценария).

Основные функции политического прогноза — нормативная (в прогнозе содержатся определенные показатели и нормы); ориентировочная (выражается в определении субъектом наиболее реалистических направлений деятельности и выборочном подходе к поступающей информации); предупредительная (дает возможность анализа факторов и причин возмущающих воздействий на управляемую систему и своевременно принимать меры для ее стабилизации).

Основные этапы политического прогнозирования:

1. предпрогнозная ориентация,

2. сбор данных прогнозного фона,

3. разработка базовой модели,

4. построение поисковой модели,

5. выработка рекомендаций,

6. оценка достоверности и точности прогноза,

7. создание нормативной модели

Сценарные методы (сценариотехника) политического прогнозирования

Как научный метод прогнозные сценарии начали разрабатываться в 1950 — 1970 гг. Отец — основатель сценариотехники является Г, Кана, а также А. Винера, Д. Белла, участников Римского клуба (международная неправительственная организация по глобальным проблемам человечества).

Теоретические подходы к сценариотехнике:

1. Процессуальный подход понимает сценарий, как отображение хода политического процесса, гипотетическую логически связанную последовательность событий. Акцент делается не на статистических параметрах объекта политического прогнозирования, а на его поэтапном развитии, осуществляемом через взаимодействие субъектов.

В рамках этого подхода выделяют два основных направления:

o Часть исследователей считают предметов сценарного прогнозирования — развитие окружающей среды изучаемого политического феномена. Сценарий — логическое и правдоподобное описание будущих событий с установлением примерного времени их осуществления и связей, в результате которых данные события могут произойти. Он составляется с целью уточнения будущих условий, при которых будет решаться проблема.

o Приверженцы второго направления в рамках процессуального подхода рассматривают сценарий как гипотетической отображение трансформации самой изучаемой системы (как правило политической ситуации), не ее внешних условий.

2. Ситуационный подход предполагает интерпретацию понятия «сценарий» с акцентом не на динамическое, а на статистическое состояние исследуемой системы и ее среды в будущем. Ситуационный подход понимает под сценарием не саму причинно-следственную событийную последовательность, а картину будущей гипотетической ситуации.

Итак, центральными понятиями для сценариотехники как прогнозно-аналитической методики являются понятия «сценарий» и «систематический контекст».

Прогнозный сценарий — гипотетическое, пошаговое описание причинно-обусловленной последовательности событий — этапов трансформации объекта прогнозирования и / или его среды.

Систематический контекст — целостное гипотетическое описание ситуации, возникающей на том или ином этапе трансформации объекта прогнозирования и/или его среды.

Сценариотехника — это совокупность методологических правил и методических приемов и процедур по составлению прогнозных сценариев и систематических контекстов.

Одними из ключевых с приведенных выше определениях являются понятия: политическая ситуация и политическое событие.

Политическая ситуация — такое сочетание условий и обстоятельств политической жизни, которое …может быть выделено из политического процесса как относительно завершенный его фрагмент.

Политическое событие — некий значимый факт политической жизни, существенная составляющая политического процесса; оно определенным образом локализовано во времени и пространстве, имеет собственные «координаты».

В сценариотехники как методе прогнозирования существуют две предпосылки:

1. Принцип открытости будущего. 2. Принцип альтернативности будущего.

Таким образом, сценарий — это не предсказание того, что должно, по мнению экспертов, обязательно произойти в действительности. Это лишь канва одного из возможных вариантов развития политических событий в будущем.

Система сценариев — целостный спектр альтернативных траекторий развития событий.

Составляющими системы сценариев являются собственно сценарии и систематические контексты, упорядоченные во взаимосвязанную совокупность в соответствии с целями и задачами прогнозного исследования.

Метод написания сценариев предполагает использование двух типов задач:

1. прогнозирование развития политических процессов различного уровня и масштаба, пошаговое описание возможных изменений политической ситуации — это поисковый (генетический) тип политического сценария.

2. планирование и разработка и системы действий, направленных на достижение определенных политических целей, желаемой политической ситуации — нормативный (программно-целевой) тип политического сценария.

Поисковый (генетический) тип политического сценария описывает, исходя из существующей ситуации, состояние системы и доминирующие тенденции ее трансформации, последовательность событий, логически приводящих к возможному будущему состоянию системы.

Нормативный (программно-целевой) тип политического сценария ориентирован на определение путей достижения будущих желаемых состояний объекта исследования, которые в данном случае принимаются в качестве целей.

Можно выделить три основных способа использования сценариотехники в политическом прогнозировании:

1. Как самостоятельный и центральный для данного конкретного исследования метод прогнозирования.

2. Как необходимая процедура в рамках комплексного метода прогнозирования.

3. Как вспомогательный метод, применяющийся по усмотрению исследователя для решения отдельных специальных задач прогнозирования.

Примеры составления политического сценария:

Ш ПАТТЕРН (PATTERN) метод — создан в США с целью обеспечения стратегического планирования в области разработки и внедрения систем вооружения.

Этот метод предполагает определение совокупности критериев выбора между различными направлениями научно-конструкторской работы и построении схемы распределения ресурсов.

В методе ПАТТЕРН сценарий может быть либо нормативным, изначально сформулированным в терминах политических, экономических и идеологических целей государства, либо поисковым, впоследствии преобразуемым в «дерево целей» с помощью ряда аналитических процедур.

Ш СПМ (СЕЛЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЕРПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ) метод — создан в СССР. Этот метод включает: сбор профильной и фоновой информации, получение простейших прогнозов по необходимой проблематике; написание такого сценария будущего развития, который бы достаточно ясно раскрывал генеральную цель работы в свете политических, идеологических и экономических задач на прогнозируемый период; выработку критериев оценки; определение набора возможных целей; построения «дерева целей», экспертную оценку целей и критериев; расчет по «дереву целей»; распределение ресурсов по выбранным проблемам; построение «дерева решений»; выработку оптимальных стратегий; распределение ресурсов по оптимальным стратегиям.

И в ПАТТЕРН, и в СПМ сценарий является той аналитической информацией, на основании которой ведется вся последующая работа, поэтому при его составлении проявляется особая тщательность, привлекаются лучшие специалисты.

Ш «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВАРИАНТОВ РЕЛЬЕФНОГО БУДУЩЕГО» — создан в США в 1970 г. сотрудниками корпорации «РЭНД» и института проблем войны и мира Колумбийского университета.

Этот метод предусматривает:

1. Разработку набора альтернативных сценариев с включением основных «акторов международных отношений» и последующей записью этих альтернатив в матричной форме для периода, соответствующего верхней границе времени упреждения.

2. Разработку прогнозов «доступных ресурсов2 с анализом технологических, военных и других факторов.

3. Подробно анализируются взаимодействия между соответствующими акторами в выбранных временных границах.

4. Анализ «рельефных вариантов будущего» с помощью «матрицы взаимодействия», оценка вероятности каждого из анализируемых вариантов с применением усовершенствованной методики Дельфи.

5. Синтезирует результаты исследования: производится вторичный анализ вероятностных (т.е. уже с оцененной степенью вероятности) вариантов «рельефного будущего» путем использования «дерева решений» с учетом прогнозов ресурсов для определения «цепочек развития» и точек в этих цепочках, наиболее чувствительных к воздействию со стороны государства.

ВИДЫ ИТОГОВЫХ СЦЕНАРИЕВ:

1. СЦЕНАРИЙ — ЭССЕ характеризуется свободным, близким к публицистическому стилем, высокой степенью детализации, сознательной драматизацией ключевых моментов изложения, отсутствием жесткой структурированности данных. Высокая степень наглядности формы изложения материала. Сценарий — эссе иногда используют как средство агитации или контрагитации во время избирательных кампаний.

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ характеризуется строгим стилем, наличием четкой структуры изложения материала, небольшим объемом, содержит краткое (порой тезисное) описание исходных и результирующих ситуаций, сжатую характеристику основных политических акторов, максимально четкую демонстрацию хода развития ситуации через выделение конкретных событий цепи.

3. ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ СЦЕНАРИЙ включает в себя количественные показатели Вербальное изложение хода событий сочетается в них с построением графов, событийных сеток, блок-схем с использованием количественных коэффициентов (вероятности, относительной важности и т.п.). Формализованный сценарий является фактически готовой основой для построения математической модели.

МЕТОДЫ СЦЕНАРНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

Дедуктивный метод — от общих альтернатив — к частным сценариям; основан на анализе факторов, влияющих на поведение объекта прогнозирования.

Индуктивный метод — от конкретных ситуаций и действий акторов — к сценариям; основан на пошаговом анализе поведения акторов в рамках определенной ситуации.

политический анализ прогнозирование сценарий

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность политического прогнозирования. Информационные технологии и программы в политическом прогнозировании: характеристика, применение. Тренд-анализ основных параметров как элемент сценария. Базовый сценарий российско-украинских взаимоотношений.

дипломная работа [4,1 M], добавлен 11.04.2012

Основные понятия политического имиджа. Особенности его социологического анализа. Вторичный анализ данных исследований политического имиджа с учетом этнической составляющей. Особенности применения этнографических факторов в избирательной кампании.

реферат [71,3 K], добавлен 29.12.2011

Понятие политического рынка: концепции, специфика, динамика. Интенсификация политических усилий и политический маркетинг как модели стимулирования политического обмена. Отличительные особенности политического рынка и политического плюрализма в Украине.

реферат [70,1 K], добавлен 25.12.2010

Методологические подходы политического манипулирования в предвыборной агитации. Анализ применения политического манипулирования в период избирательных компаний 1996 года в РФ и 2010 года на Украине. Изменения механизмов политического манипулирования.

курсовая работа [110,9 K], добавлен 30.12.2014

Понятие и характеристики политического управления. Ознакомление с историей политической мысли в данной сфере. Изучение основных функций и направлений политического менеджмента. Цели в системе управления обществом, воздействия на различные сферы жизни.

презентация [1,4 M], добавлен 24.08.2015

Место и роль прогноза в политике и политической деятельности. Основные причины, побуждающие политического деятеля заниматься прогнозированием. Принципы и методы политического прогнозирования как важнейшей функции управления политическими событиями.

реферат [24,1 K], добавлен 14.05.2011

Политическая онтология как учение о политическом бытии. Проблемы содержания политического бытия, формы и способы его существования и развития, особенности политического пространства и времени, типы измерения и специфика политического детерминизма.

курсовая работа [24,8 K], добавлен 03.06.2009

Общее понятие политического лидерства. Сложность феномена политического авторитета. Современные теории политического лидерства и их характеристика. Типологизация политического лидерства на основе различных признаков. Особенности лидерства в XXI веке.

реферат [43,1 K], добавлен 08.02.2011

Сущность и стуктура политического процесса. Понятие политического процесса и его формы. Структура и виды. Режимы протекания. Особенности политического процесса в современной России в переходный период от тоталитаризма к демократии.

дипломная работа [78,3 K], добавлен 16.12.2002

Понятие, основные теории и факторы лидерства. Типология политических лидеров. Функции политического лидера. Особенности осуществления политического лидерства в современной России. Современные концепции природы лидерства.

курсовая работа [18,3 K], добавлен 20.09.2003





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *