Полномочия главы муниципального образования

Глава муниципального образования и его полномочия

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муници­пального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В случае избрания на муниципальных выборах он либо вхо­дит в состав представительного органа местного самоуправления с правом решающего голоса и является его председателем, либо воз­главляет местную администрацию. Если главу избирает представи­тельный орган, то он является по должности его председателем. Глава муниципального образования не может быть одновременно председа­телем представительного органа и главой местной администрации.

Исключение из этого правила допускается в поселениях с численно­стью населения менее 1 тыс. человек, независимо от способа избрания главы. Если представительный орган муниципального района форми­руется путем непрямых выборов, то глава района является его предсе­дателем. Муниципальное образование в лице населения на референ­думе или представительного органа местного самоуправления само решает, избирать ли главу на выборах, т.е. путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, или представительным органом. Как видим, вышеназванные положения предоставляют населению право выбора организационных структур местного самоуправления.

Глава муниципального образования является высшим должност­ным лицом муниципального образования и наделяется уставом муни­ципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наименование должности главы муни­ципального образования устанавливается в уставе муниципального образования (глава города, мэр, глава поселка и т.д.).

При характеристике правового статуса главы муниципального об­разования следует обратиться к признакам должностного лица мест­ного самоуправления. Должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наде­ленное исполнительно-распоряди-тельными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельно­сти органа местного самоуправления. Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправ­ления, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Должность главы муниципального образования относится к числу выборных должностных лиц местного самоуправления. Это положе­ние справедливо и для глав муниципальных образований, избираемых представительным органом из своего состава, поскольку главой здесь становится депутат, избранный на основе всеобщего, равного и прямо­го избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Согласно Закону от 6 октября 2003 г. должность главы муниципального образования является обязательной. До этого она была фа­культативной, могла вводиться в структуру органов местного само­управления, а могла и не вводиться. Новый подход не вполне согласу­ется с положениями Европейской хартии местного самоуправления, устанавливающей обязательность лишь представительного органа местного самоуправления, но в любом случае должность главы муни­ципального образования — одна из ключевых в системе местного са­моуправления. Авторитетный руководитель муниципального образо­вания, способный решать проблемы населения, тем более нужен обществу, когда происходит реформирование институтов публичной власти.

В обыденном сознании глава муниципального образования — главный руководитель, которому подчиняются все структуры муни­ципальной власти. Такое мнение у населения складывалось под воз­действием института назначенных «сверху9raquo; глав местных админи­страций, а затем и избранных глав муниципальных образований в период, когда глава обязательно возглавлял систему местного само­управления.

Отсюда распространенность модели организации мест­ной власти, согласно которой глава муниципального образования осуществляет руководство исполнительным органом местного самоуправления и еще председательствует в представительном органе. В соответствии с законодательством полномочия руководителя представительного органа и руководителя исполнительного органа (администрации) разделены, что нацелено на обеспечение баланса представительных и исполнительных органов местного самоуправ­ления.

Полномочия главы муниципального образования.

Главамуници­пального образования имеет следующие исключительные, т.е. только ему принадлежащие полномочия:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с орга­нами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты. приня­тые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представи­тельного органа муниципального образования.

Он может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него уставом муниципального образования. Объем и содержание полномо­чий главы во многом зависят от набора вопросов местного значения соответствующего муниципального образования.

Глава муниципального образования издает постановления, распо­ряжения, приказы. Нормативные правовые акты издаются главой, как правило, в форме постановлений, индивидуальные акты — в форме распоряжений, приказов. Приказы обычно принимаются по вопросам внутренней деятельности подведомственных главе органов местного самоуправления.

Полномочия главы муниципального образования, возглавляющего представительный орган местного самоуправления, в части организа­ции деятельности представительного органа рассмотрены в предыду­щей главе.

Рассмотрим полномочия главы муниципального образования, воз­главляющего местную администрацию, на примере г. Копейска Челя­бинской области.

Главой Копейска избирается гражданин РФ, достигший 21 года, обладающий пассивным избирательным правом. Глава города в своей деятельности подотчетен населению и городскому Совету депутатов. Полномочия главы города прекращаются досрочно в случаях, преду­смотренных законом области.

Глава города обеспечивает на территории города исполнение зако­нодательства РФ и Челябинской области, устава города, а также иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления; представляет город и органы местного самоуправления внутри Рос­сийской Федерации и в международных отношениях, подписывает со­ответствующие договоры и соглашения. Глава участвует в заседаниях городского Совета депутатов, докладывает Совету депутатов о поло­жении дел на территории муниципального образования, оказывает со­действие в осуществлении своих полномочий депутатам и комиссиям городского Совета.

Глава возглавляет на принципе единоначалия администрацию города. Он принимает меры по обеспечению гласности и учету об­щественного мнения в работе органов местного самоуправления, обеспечивает организацию и проведение местных референдумов и выборов, обсуждение гражданами решений органов местного само­управления, разрабатывает и представляет на утверждение город­ского Совета схему управления муниципальным образованием.

Гла­ва обеспечивает общественный порядок, разрабатывает и вносит на утверждение городского Совета проекты целевых и комплексных программ развития территории города, организует комплексное экономическое и социальное развитие города и обеспечивает испол­нение бюджета, управление и распоряжение муниципальной собст­венностью в соответствии с постановлениями, принятыми город­ским Советом, осуществляет функции первого распорядителя финансовых ресурсов, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы.

Глава по вопросам исполнительно-распорядительной деятельности принимает по­становления и распоряжения, вправе отменять любые правовые акты органов и структурных подразделений администрации города. Именно глава разрабатывает и утверждает структуру и штаты администрации города и поселковых администраций.

Он утверждает положения об:

— органах и структурных подразделениях администра­ции города;

— назначает и освобождает от должности должностных лиц администрации города, глав поселковых администраций и руководителей муниципальных предприятий и учреждений по со­гласованию с городским Советом депутатов;

— организует работу с кадрами, их аттестацию и повышение квалификации, определяет условия оплаты труда, премирования и надбавок;

— применяет в соот­ветствии с законодательством о труде меры поощрения, привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц администрации города, руководителей муниципальных пред­приятий, организаций и учреждений;

— организует прием граждан;

— осуществляет руководство гражданской обороной, привлекает в случаях чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий, пожаров сотрудников и имущество предприятий, учреж­дений и организаций независимо от форм собственности к устране­нию (ликвидации) их последствий, защите здоровья и жизни лю­дей.

Глава представляет населению муниципального образования и городскому Совету депутатов:

— ежегодный отчет о деятельности ад­министрации города;

— представляет и защищает интересы населения города, органов местного самоуправления в суде, арбитражном суде, в органах государственной власти и местного самоуправления;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим зако­нодательством, уставом, а также делегированные ему городским Со­ветом депутатов.

Думается, что при критическом отношении к приведенному при­меру можно обнаружить недостатки со стороны нормотворческой тех­ники. Однако приведенный перечень полномочий главы муниципаль­ного образования «город Копейск» можно использовать (с определен­ными уточнениями) при моделировании уставов муниципальных образований.

Подконтрольность главы муниципального образования.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Как известно, отчетность — один из способов, причем по природе своей наиболее действенный, контроля со стороны населения и пред­ставительных органов местного самоуправления за деятельностью ор­ганов и должностных лиц местного самоуправления.

К сожалению, в уставах муниципальных образований больше вни­мания уделяется подотчетности главы представительному органу, а о том, как и в какой форме проходят его отчеты перед населением, гово­рится лишь в общем виде. Думается, что будет правильным, если представительным органом будет принято соответствующее решение или утверждено положение об отчетах главы перед избирателями, об информировании им населения о своей деятельности, деятельности иных органов местного самоуправления.

Срок полномочий.

Срок полномочий главы муниципального обра­зования, избираемого на муниципальных выборах, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Срок полномочий главы муниципального образова­ния, избираемого представительным органом из своего состава, огра­ничивается сроком полномочий соответствующего представительного органа. Полномочия главы муниципального образования должны на­чинаться с момента его вступления в должность. Соответственно с этого момента должны прекращаться полномочия прежнего главы. Такой подход обеспечивает преемственность муниципальной власти.

В уставах муниципальных образований важно четко устанавли­вать срок, в течение которого вновь избранный глава вступает в долж­ность. Днем избрания главы на муниципальных выборах следует счи­тать день, в котором он был избран, несмотря на то, что факт данного избрания муниципальная избирательная комиссия устанавливает не­сколько позднее. Днем избрания главы, избираемого представитель­ным органом из своего состава, является день вступления в силу ре­шения представительного органа об избрании главы.

Полномочия главы муниципального образования могут быть пре­кращены досрочно в случае:

— отставки по собственному желанию;

— отрешения от должности в рамках ответственности перед государ­ством;

— признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособ­ным;

— признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

— вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

— его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

— прекращения у него российского гражданства или гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

— его отзыва избирателями;

— установленной в судебном порядке его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципально­го образования;

— досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образова­ния был избран из состава данного органа.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования: статус и полномочия

Глава муниципального образования – это высшее должностное лицо самоуправляющейся единицы, наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Кроме статуса высшего должностного лица, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » наделяет глав муниципальных образований положением единоличных органов местного самоуправления. Он является обладателем организационно-распорядительных или исполнительно-распорядительных полномочий по организации деятельности представительного органа или по решению вопросов местного значения.

Термин «глава муниципального образования » был введен Законом «О Счетной палате Российской Федерации » для обозначения выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления .

Полномочия глав муниципальных образований делятся на несколько крупных направлений: представительские, нормотворческие, контрольные полномочия, полномочия по руководству с их разделением на подвиды (организационные, координационные и т. д.). Полномочия глав могут быть перераспределены в зависимости от роли главы муниципального образования в системе местной власти .

Общим для глав будут представительские полномочия в отношениях с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти. гражданами и организациями. Они вправе без доверенностей действовать от имени муниципальных образований. Типичными будут также нормотворческие полномочия, связанные с изданием правовых актов по вопросам организации и деятельности представительного органа.

Глава – руководитель местной администрации. который по вопросам местного значения и отдельных государственных полномочий издает постановления, а по вопросам организации работы администрации – распоряжения.

Полномочия глав прекращаются досрочно в случаях смерти, отставки по собственному желанию, отрешения от должности, признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, признания судом безвестно отсутствующим или умершим, вступления в законную силу обвинительного приговора суда, выезда за пределы страны на постоянное местожительство, прекращения российского гражданства. отзыва избирателей, установления в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования. досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава был избран из его состава.

Сибикеев К. Государственное и муниципальное управление. 2010

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования. на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации. Он наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может обладать правом входить в состав представительного органа местного самоуправления. председательствовать на его заседаниях.

Наименование главы муниципального образования и сроки его полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации. Статус главы муниципального образования характеризуется следующими признаками.

1. Глава муниципального образования – это выборное должностное лицо.

2. Глава муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

3. Глава муниципального образования наделяется уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

4. Согласно уставу муниципального образования глава муниципального образования может входить в состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях.

5. Глава муниципального образования подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

6. Глава муниципального образования. занимая муниципальную должность. вместе с тем не относится к категории муниципальных служащих. должность выборная.

Глава муниципального образования – полномочия

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования имеет следующие исключительные, только ему принадлежащие полномочия:

  1. представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти. гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  2. подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты. Издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  3. вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
  4. может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него уставом муниципального образования;
  5. глава муниципального образования издает постановления, распоряжения, приказы;
  6. нормативные правовые акты издаются главой, как правило, в форме постановлений, индивидуальные акты – в форме распоряжений, приказов.

Приказы обычно принимаются по вопросам внутренней деятельности подведомственных главе органов местного самоуправления.

Глава города обеспечивает на территории города исполнение законодательства РФ, устава города, а также иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Глава возглавляет на принципе единоначалия администрацию города. Он принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе органов местного самоуправления, обеспечивает организацию и проведение местных референдумов и выборов, обсуждение гражданами решений органов местного самоуправления, разрабатывает и представляет на утверждение городского Совета схему управления муниципальным образованием.

Глава администрации обеспечивает общественный порядок; разрабатывает и вносит на утверждение городского Совета проекты целевых и комплексных программ развития территории города, организует комплексное экономическое и социальное развитие города и обеспечивает исполнение бюджета, управление и распоряжение муниципальной собственностью в соответствии с постановлениями. Глава по вопросам исполнительно-распорядительной деятельности принимает постановления и распоряжения, вправе отменять любые правовые акты органов и структурных подразделений администрации города. Он утверждает положения об органах и структурных подразделениях администрации города; назначает и освобождает от должности должностных лиц администрации города.

Полномочия главы муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае:

  1. смерти;
  2. отставки по собственному желанию;
  3. отрешения от должности в рамках ответственности перед государством ;
  4. признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  5. признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Каковкина Е.Н. Муниципальное право. 2010

Должность главы муниципального образования — одна из ключевых в системе органов местного самоуправления. Федеральный закон N 154-ФЗ предусматривал лишь возможность существования в ряду муниципальных выборных должностей главы муниципального образования. На практике этой возможностью воспользовалось большинство муниципальных образований. Это и понятно — в условиях, когда идет перестройка местной власти. кристаллизуются ее формы, преодолеваются негодные традиции, необходим авторитетный руководитель, способный организовать повседневную управленческую деятельность.

Федеральный закон N 154-ФЗ представлял право самим муниципальным образованиям определять способ замещения должности главы муниципального образования. глава мог либо избираться непосредственно населением, либо представительным органом из своего состава. На практике примерно две трети глав муниципальных образований были избраны на основе всеобщих, равных, прямых выборов, а одна треть — представительными органами. Избрание главы муниципального образования населением, безусловно, прибавляло высшему должностному лицу авторитета, хотя и заключало возможность противопоставления главы и представительного органа, также избираемого населением.

Противопоставления не произошло, поскольку согласно тому же Закону глава муниципального образования по уставу муниципального образования мог быть наделен правом входить в состав представительного органа и даже председательствовать на его заседаниях. В то же время закон не содержал никаких ограничений для наделения главы исполнительно-распорядительными полномочиями. Было установлено, что глава наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования, а каков должен быть характер этой компетенции — закон не определял, открывая простор для организационного творчества самим муниципальным образованиям.

Кроме всего прочего, в Законе содержалась формула о том, что глава муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на соответствующей территории. Эта формула позволяла использовать ее в качестве правового оправдания реально складывавшихся отношений между органами местного самоуправления, когда представительные органы превращались в придатки исполнительно-распорядительных органов.

В значительном большинстве муниципальных образований глава муниципального образования становился руководителем местной администрации и одновременно председательствовал на заседаниях представительного органа. Спектр полномочий, которыми он наделялся уставом, был весьма широк. Общая тенденция состояла в том, что глава оказывался сильнее представительного органа. Дело доходило до крайностей. Согласно, например, уставу Ногинского района Московской области глава района не только председательствовал на заседаниях районного собрания представителей, но вправе был созывать эти заседания, вносить вопросы в повестку дня, выступать вне очереди, давать заключения по проектам решений собрания и т.д.

Невысокая роль представительных органов определялась не только и не столько недостатками законодательства, сколько общей политической ситуацией, укрепившимися традициями бюрократического централизма, невыветрившейся идеологией «одного хозяина» в городе или районе. Но и закон сыграл негативную роль. Его расплывчатые формулы приводили к концептуальной рассогласованности уставных документов муниципальных образований, чрезмерной диверсификации в моделях и практике органов местной власти. В Законе отсутствовали какие бы то ни было ограничения полномочий глав муниципальных образований, входивших в состав представительных органов, не было и защитных механизмов против «освоения9quot; исполнительно-распорядительными органами представительных учреждений.

Федеральный закон N 131-ФЗ содержит правовые меры, направленные на преодоление и недопущение подмены представительных органов исполнительно-распорядительными. Из Закона исключена формула о том, что глава муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления. Он, как и прежде, определен в качестве высшего должностного лица, которое наделяется уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в зависимости от роли, которую он, по Закону, играет в системе муниципальных органов. Глава, как и прежде, может избираться на муниципальных выборах либо представительным органом из своего состава. Теперь определено, что в случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в состав представительного органа с правом решающего голоса (не становясь депутатом) и исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Для главы, избранного представительным органом, предусмотрена одна возможность — исполнять полномочия председателя представительного органа. Главное же в том, что глава муниципального образования теперь не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа и полномочия главы местной администрации .

Такое разграничение функций введено не ради утверждения принципа разделения властей на муниципальном уровне. Эта мера вызвана потребностями практики, не позволяющей пока формализовать систему органов местного самоуправления в качестве институционально целого, где оптимальные формы разделения труда между его частями определяются самодеятельным населением.

Запрещение совмещения должностей председателя представительного органа и главы местной администрации не должно истолковываться как стремление законодателя ослабить исполнительно-распорядительный орган за счет усиления представительного органа. Замысел состоит в том, чтобы и тот и другой орган были сильными. Это возможно, если каждый будет эффективно выполнять свои функции.

Для органов местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, установлено особое правило. В этих поселениях предусматривается формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования. исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Здесь глава муниципального образования выступает в трех лицах — и как глава этого образования, и как руководитель администрации, и как председатель представительного органа. Это положение объясняется сравнительно небольшими масштабами деятельности органов местного самоуправления в сельских поселениях, где не нужно существования нескольких должностных лиц, делящих между собой функции руководителей разных структур власти. Как показывает практика, при необходимости у главы муниципального образования может появиться заместитель, помогающий ему в той или иной сфере деятельности.

В Федеральном законе N 131-ФЗ с учетом статуса главы муниципального образования определен перечень его полномочий. Глава муниципального образования :

  1. представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти. гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  2. подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты. принятые представительным органом муниципального образования;
  3. издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  4. вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Этот минимум полномочий может осуществляться главой муниципального образования (в соответствующих пределах), занимающим должность руководителя представительного органа или главы местной администрации. При этом глава муниципалитета — председатель представительного органа может издавать правовые акты, связанные с организацией работы представительного органа и не затрагивающие права и обязанности местного населения. Иначе не избежать дублирования с деятельностью главы администрации. Глава муниципального образования. занимающий одновременно должность главы местной администрации, обладает в силу своего положения более широкими возможностями, хотя он и ограничен в издании актов, затрагивающих вопросы организации деятельности представительного органа. Как уже отмечалось выше, глава муниципального образования — глава местной администрации обладает правом вето в отношении правовых актов представительного органа. Глава муниципального образования — председатель представительного органа такого права, естественно, не имеет.

Уставы муниципальных образований по-разному определяют полномочия глав муниципального образования. Это зависит не только от того, является ли глава одновременно председателем представительного органа или руководителем местной администрации. Имеет значение тип муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ), местные традиции и условия, по-разному соотносящие объем полномочий главы администрации и самой администрации. В уставах некоторых муниципальных образований различают полномочия главы муниципального образования как такового и его полномочия по руководству местной администрацией. Во всех случаях эти полномочия касаются исполнительно-распорядительной деятельности, но объем ее неодинаков.

В уставах ряда муниципальных районов Свердловской области глава муниципального района как высшее должностное лицо района наделяется полномочиями, которые воспроизводят приведенные выше полномочия главы муниципального образования. устанавливаемые Федеральным законом N 131-ФЗ.

Кроме того, в качестве главы местной администрации глава муниципального района:

  1. заключает договоры и соглашения от имени муниципального района;
  2. принимает меры по обеспечению и защите интересов муниципального района в суде, арбитражном суде. а также в государственных органах;
  3. осуществляет личный прием граждан ;
  4. обеспечивает опубликование муниципальных правовых актов. затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;
  5. организует выполнение нормативных правовых актов Думы муниципального района в пределах своей компетенции;
  6. организует работу по разработке проекта бюджета муниципального района, проектов программ и планов социально-экономического развития муниципального района;
  7. организует исполнение бюджета муниципального района, является главным распорядителем средств бюджета муниципального района, распоряжается сметой доходов и расходов администрации муниципального района;
  8. организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Свердловской области;
  9. представляет на утверждение Думы муниципального района проекты планов и программ социально-экономического развития муниципального района, отчеты об их исполнении;
  10. представляет на утверждение Думы муниципального района проект бюджета муниципального района и отчет об его исполнении;
  11. вносит в Думу муниципального района проекты нормативных правовых актов или дает заключения на проекты нормативных правовых актов Думы муниципального района, предусматривающие установление, введение в действие и прекращение действия местных налогов, установление налоговых льгот по местным налогам, оснований и порядка их применения, осуществление расходов из средств местного бюджета ;
  12. представляет в Думе муниципального района проекты нормативных правовых актов, определяющие порядок управления имуществом. находящимся в муниципальной собственности ;
  13. представляет в Думе муниципального района проекты нормативных правовых актов, определяющие порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;
  14. представляет на утверждение Думы муниципального района структуру администрации муниципального района, формирует администрацию муниципального района;
  15. представляет на утверждение Думы муниципального района положения об органах местного самоуправления с закрепленными за ними полномочиями по решению вопросов местного значения;
  16. вносит в Думу муниципального района проекты иных муниципальных правовых актов, принятие которых входит в компетенцию Думы муниципального района;
  17. принимает решение о подготовке проекта схемы территориального планирования муниципального района, а также решение о подготовке предложений о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района;
  18. утверждает план реализации схемы территориального планирования муниципального района;
  19. устанавливает порядок подготовки документации по планировке межселенных территорий, принимает решение о подготовке документации по планировке межселенных территорий на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий, входящих в состав территории муниципального района, в случае планирования застройки данных территорий;
  20. утверждает подготовленную на основании схемы территориального планирования муниципального района, правил землепользования и застройки муниципального района и представленную уполномоченным органом местного самоуправления документацию по планировке межселенных территорий для размещения объектов капитального строительства местного значения и объектов капитального строительства на межселенных территориях, на основании которой определяются или уточняются границы земельных участков для размещения данных объектов, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации ;
  21. принимает решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки в случае планирования застройки межселенных территорий, входящих в состав территории муниципального района, с одновременным утверждением состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта данных правил;
  22. устанавливает нормативными правовыми актами состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования с учетом особенностей межселенных территорий по представлению уполномоченного органа местного самоуправления муниципального района;
  23. утверждает местные нормативы градостроительного проектирования применительно к межселенным территориям, входящим в состав территории муниципального района;
  24. устанавливает порядок ведения реестра расходных обязательств муниципального района;
  25. принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений;
  26. утверждает уставы муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, в том числе образовательных;
  27. определяет порядок ведения реестров закупок по муниципальным контрактам;
  28. организует и руководит деятельностью администрации муниципального района;
  29. в пределах своей компетенции контролирует деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения;
  30. назначает на должность и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации муниципального района, а также руководителей иных органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и муниципальных учреждений;
  31. применяет меры поощрения и дисциплинарные взыскания к назначенным им должностным лицам местного самоуправления и работникам администрации муниципального района;
  32. осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. иными федеральными законами, законами Свердловской области, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Думы муниципального района.

Некоторые из этих полномочий аналогичны полномочиям представительных органов, перечисленных выше. Это подтверждает разнообразие распределения полномочий органов местного самоуправления в конкретных муниципальных образованиях, связанное с различием складывающихся здесь условий.

В Иркутской области полномочия главы муниципального района определены по-иному, более сжато. На основе модельного устава, рекомендованного муниципалитетам областными органами государственной власти. в уставе Ангарского муниципального района установлено, что мэр района, будучи избранным на муниципальных выборах, возглавляет местную администрацию, и как глава этой администрации:

  1. руководит деятельностью администрации района, утверждает штатную численность администрации района, организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации района по решению вопросов местного значения; организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных администрации района федеральными законами и законами области;
  2. приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности от имени Ангарского муниципального образования, выступает в суде без доверенности от имени Ангарского муниципального образования;
  3. представляет администрацию района в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;
  4. издает правовые акты по вопросам, отнесенным к полномочиям главы администрации района и администрации района, а также по вопросам организации деятельности администрации района;
  5. утверждает положения об органах администрации района, не наделенных правами юридического лица ;
  6. назначает и освобождает от должности работников администрации района, определяет их полномочия. На должности первого заместителя главы администрации района, заместителей главы администрации района, руководителей органов администрации района, обладающих правами юридического лица, лица назначаются мэром по согласованию с районной Думой в порядке, определяемом решением районной Думы;
  7. ежегодно отчитывается перед районной Думой о деятельности администрации района;
  8. организует прием граждан;
  9. решает иные вопросы в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и решениями районной Думы.

В сельских поселениях, где глава муниципальных образований представлен в трех лицах, его полномочия делятся на полномочия, принадлежащие ему как высшему должностному лицу, полномочия как главы администрации и полномочия как председателя представительного органа. Состав этих полномочий аналогичен составу полномочий глав муниципальных образований — председателей представительных органов и глав-руководителей местной администрации, хотя и более скромен по объему в силу меньшего масштаба деятельности.

Глава муниципального образования действует на основе единоначалия. Вместе с тем, как показывает практика, в его работе, как правило, в той или иной мере присутствуют элементы коллегиальности. В уставах некоторых муниципальных образований эти элементы получают правовое закрепление. В них записано, что глава муниципального образования вправе формировать постоянно или временно действующие коллегиальные органы (советы, комитеты, комиссии и др.). Цель таких формирований — обсуждение и подготовка решений, учитывающих опыт и знания многих лиц — как работников администрации, так и общественников — и помогающих на этой основе принятию главой наиболее обоснованных и выверенных решений.

Глава муниципального образования вступает в должность после его избрания. Полномочия главы начинаются со дня его официального вступления в должность. Вступая в должность, глава муниципального образования обычно приносит торжественную присягу соблюдать Конституцию РФ. федеральное и региональное законодательство, устав муниципального образования, уважать, охранять и защищать интересы населения муниципального образования, добросовестно выполнять возложенные на главу обязанности.

Глава обычно избирается на тот же срок, что и представительный орган муниципального образования. Ему гарантируются в соответствии с законодательством условия беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий. Решением представительного органа в соответствии с законодательством ему устанавливается денежное содержание, определяется порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, обеспечения транспортным средством, средствами связи, жилым помещением на период исполнения полномочий и иные гарантии.

В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. В уставах муниципальных образований, к сожалению, нередко устанавливаются сроки и периодичность отчетов главы.

Федеральный закон N 154-ФЗ не определял возможности досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Основания такого прекращения полномочий главы определялись законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований. Новый Федеральный закон N 131-ФЗ установил закрытый перечень случаев досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования .

Эти полномочия прекращаются в случае: смерти; отставки по собственному желанию; удаления в отставку в соответствии со ст. 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ; отрешения от должности в соответствии со ст. 74 Федерального закона N 131-ФЗ; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; отзыва избирателями; установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования ; досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа; изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с ч. 5 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ; преобразования муниципального образования; утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

Глава муниципального образования. как и любое выборное должностное лицо, местного самоуправления не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Он не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Это сделано в целях разграничения функций представительных и исполнительно-распорядительных органов по «горизонтали9quot; и «вертикали9quot;.

Глава муниципального образования не вправе:

  1. заниматься предпринимательской деятельностью ;
  2. состоять членом управления коммерческой организации. если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  3. заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  4. входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  5. участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении .

Все эти ограничения прав главы муниципального образования связаны с его положением как органа публичной власти, которая не должна сочетаться с предпринимательской или околопредпринимательской деятельностью, что может осложнить свободу предпринимательства в муниципальном образовании (и не только) и негативно повлиять на свободу рыночной конкуренции .

В то же время главе муниципального образования обеспечиваются гарантии для его служебной деятельности. При привлечении его к уголовной или административной ответственности. задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении его иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении главы муниципального образования. занимаемого им жилого и (или) служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов гарантии устанавливаются федеральными законами.

Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие его статусу, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда главой муниципального образования были допущены публичные оскорбления. клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Васильев В.И. Муниципальное право России. 2012

Вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципальных образований.

Предметы ведения местного самоуправления — необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования.

Закрепляемые нормами муниципального права предметы ведения местного самоуправления прежде всего определяют те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция.

Конституция Российской Федерации (ст. 130), Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 6) используют для характеристики предметов ведения местного самоуправления понятие “вопросы местного значения”. Вместе с тем Конституция Российской Федерации и названный выше Закон в круг предметов ведения включают также^и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Таким образом, предметы ведения местного самоуправления включают: а) вопросы местного значения; б) отдельные государственные полномочия.

В соответствии с Конституцией Российской федерации и законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения относится:

Организация местного самоуправления в муниципальном образовании, ее правовое закрепление в уставе муниципального образования.

Каждое муниципальное образование, решая вопросы организации и структуры местного самоуправления, самостоятельно разрабатывает и принимает свой устав, вносит в него изменения и осуществляет контроль за его соблюдением.

Правовое регулирование муниципальных отношений в пределах полномочий местного самоуправления.

Значительная часть норм, регулирующих муниципальные отношения, содержится в уставе муниципального образования.

Кроме того, муниципальные образования принимают общеобязательные правила по предметам своего ведения; устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью; регулируют планировку и застройку территории муниципального образования; регулируют использование водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения, решают другие вопросы правового регулирования муниципальных отношений.

Управление муниципальной собственностью и местными финансами, обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Муниципальные образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью; формируют, утверждают и исполняют местный бюджет; устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения. При осуществлении этой деятельности принимаются во внимание задачи комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования. Кроме того, органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, предусматривая рациональные^ пропорции в развитии производственной и социальной инфраструктур, координируют участие предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

Организация, содержание и развитие муниципальных служб: предприятий и учреждений, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах.

Муниципальные образования организуют, содержат и развивают муниципальные учреждения образования, здравоохранения. К их ведению относится создание условий для деятельности учреждений культуры, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.

Муниципальные образования создают условия для организации зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.

В ведении муниципальных образований находятся также: содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

организация, содержание и развитие муниципальных служб:

энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

организация утилизации и переработки бытовых отходов;

организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

организация и содержание муниципальной информационной службы;

создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

организация и содержание муниципальных архивов;

обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Осуществление контроля за соблюдением правовых актов муниципального образования, участие в контроле за соблюдением законодательства на территории муниципального образования.

Муниципальные образования обеспечивают контроль за соблюдением своих уставов, общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования. В ведении муниципальных образований находятся вопросы контроля за использованием земель на территории муниципального образования. Муниципальные образования участвуют в охране окружающей среды на территории муниципального образования, а также осуществляют иную контрольную деятельность в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований.

В ведении муниципальных образований находятся также отдельные государственные полномочия.

Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Вместе с тем они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава Администрации муниципального образования, его полномочия и функции.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Им может являться глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту на срок, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, но не менее чем на два года.

Функции главы администрации муниципального образования. 1)подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Права главы администрации муниципального образования:

1)Подписывать распоряжения и приказы администрации

2)Назначать на должность и освобождать от должности работников администрации

3) Обращаться по вопросам, находящимся в ведении администрации, в судебные и иные органы

4) Запрашивать и получать от государственных органов власти и органов местного самоуправления, учреждений, организаций информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления задач, возложенных на администрацию муниципального образования.

Обязанности главы администрации муниципального образования :

♦ представляет муниципальное образование в отношениях с другими органами власти, без доверенности дейст­вует от имени муниципального образования;

♦ подписывает и обнародует правовые акты, принятые представительным органом;

♦ издает в пределах своей компетенции правовые акты;

♦ вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного ор­гана.

Глава администрации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан, а также за разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Глава государства в системе управления государством, его функции, права и обязанности

Права и обязанности главы государства

Каковы основные права Президента РФ по факту вступления в должность? Юристы включают в их число следующие: — назначение премьер-министра (или Председателя Правительства); — руководство заседаниями Правительства; — назначение общегражданского референдума; — отставка Правительства. Наряду с правами, у главы российского государства есть и обязанности. В числе ключевых — ведение внешней политики страны, внесение законопроектов в Парламент, подписывание прошедших процедуры принятия правовых актов, издание собственных источников — указов, распоряжений. Отметим, что некоторые юристы не разграничивают права Президента РФ и его обязанности, полагая, что достаточно тяжело определить в данном случае необходимые критерии. Например, то же издание указов, считают эксперты, вполне можно отнести и к правам.

Как глава государства, Президент РФ выполняет особые функции. которые не могут осуществлять другие органы государства. Во-первых, Президент РФ — официальный и постоянный представитель государства внутри Федерации и вовне. Он назначает своих полномочных представителей в семь федеральных округов, объединяющих группы субъектов РФ, в важнейшие органы государства (палаты парламента, Конституционный Суд и др. Эти представители обеспечивают осуществление полномочий Президента), а также дипломатических представителей, действующих от имени Российской Федерации. Во-вторых, Президент РФ является гарантом Конституции РФ. Действуя в этом качестве, Президент следит за соблюдением Конституции, в том числе и при подписании законов, принятых парламентом. В-третьих, Президент РФ гарант прав свобод человека гражданина. Он является, в частности, последней инстанцией, куда может обратиться осужденный с просьбой о помиловании. В-четвертых, Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Выполняя эти задачи, Президент действует, в частности, в качестве Верховного главнокомандующего, в случае угрозы безопасности государства он вводит военное и чрезвычайное положение. В-пятых, Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В этих целях он обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию. Право определять основные направления внешней и внутренней политики государства — излишне широкое полномочие Президента РФ. Правда, Президент должен делать это в соответствии с Конституцией и федеральными законами (ч. 3 ст. 80). В-шестых, Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Для выполнения Президентом РФ функций при нем существует множество различных структур: Администрация Президента РФ, Совет Безопасности, Управление множество различных совещательных органов — советов (по местному самоуправлению, по делам казачества, совет по культуре и искусству и т.д.).

Глава муниципального образования. Порядок избрания, полномочия и функции.

Глава муниципального образования – это высшее должностное лицо самоуправляющейся единицы, наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Кроме статуса высшего должностного лица, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет глав муниципальных образований положением единоличных органов местного самоуправления. Он является обладателем организационно-распорядительных (если глава руководит думой) или исполнительно-распорядительных полномочий (когда глава муниципального образования возглавляет местную администрацию) по организации деятельности представительного органа или по решению вопросов местного значения. Совершенно точно, что в структуре любой модели муниципальной власти глава самоуправляющейся территории занимает первое место. Такое высокое положение главы гарантируется ему законом, устанавливающим его полномочия, и поддерживается общественным мнением, всегда склонным персонифицировать власть.

Глава муниципального образования, порядок избрания и полномочия

Глава муниципального образования, это высшее должностное лицо самоуправляющейся единицы, наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Кроме статуса высшего должностного лица ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяет глав муниципальных образований положением единоличных органов местного самоуправления.

Глава муниципального образования в соответствии со ст. 36 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является обязательным должностным лицом местного самоуправления. Единственным способом приобретения им своих полномочий остается избрание.

Известны два альтернативных способа выборов главы муниципального образования:

— населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

– представительным органом из своего состава.

Выбор одного из них зависит от населения, которое в соответствии со ст. 130 Конституции РФ определяет структуру органов местного самоуправления.

За моделью избрания высшего должностного лица самоуправления должен последовать выбор выполняемой им функциональной нагрузки. Дело в том, что глава муниципального образования может входить в состав представительного органа с правом решающего голоса и являться его председателем.

В другом случае избранный населением глава вправе руководить местной администрацией. Оба варианта предполагают выполнение разного рода обязанностей. Один глава тяготеет к представительной власти, другой в максимальной степени приближен к исполнительной власти местного самоуправления с ее полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным хозяйством.

Федеральный законодатель особо подчеркивает, что в муниципальном районе глава является председателем представительного органа, сформированного из депутатов и руководителей поселений, входящих в состав этого муниципального района. [9, с. 35]

Претендент должен обладать пассивным избирательным правом: наличие российского гражданства и достижение на день голосования возраста 21 года. Региональное законодательство не может превысить возрастной предел, допустимо лишь его снижение в субъектах Федерации.

Наименование главы муниципального образования устанавливается законом субъекта Федерации. Срок его полномочий определяется уставом муниципального образования. Он не может быть менее двух и более пяти лет.

Срок полномочий глав, избираемых представительными органами из своего состава, равен сроку полномочий этих органов. Полномочия начинаются со дня вступления в должность (обычно не позднее двух недель с момента избрания) и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы. Период вступления в должность служит для передачи документов, разнообразных атрибутов власти, представляя собой своеобразный переходный этап, необходимый для приобретения властных функций.

Полномочия глав муниципальных образований делятся на несколько крупных направлений:

– полномочия по руководству с их разделением на подвиды (организационные, координационные и т.д.).

Полномочия глав могут быть перераспределены в зависимости от роли главы муниципального образования в системе местной власти (например, для главы, являющегося одновременно руководителем администрации, в значительной степени присущи властно-управленческие, нормотворческие полномочия по руководству всеми отраслями местного хозяйства, структурными звеньями администрации; руководитель муниципального образования – председатель думы – в большей мере сосредоточен на организационно-контрольных полномочиях).

Общим для глав будут представительские полномочия в отношениях с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти, гражданами и организациями. Они вправе без доверенностей действовать от имени муниципальных образований. Типичными будут также нормотворческие полномочия, связанные с изданием правовых актов (постановлений и распоряжений) по вопросам организации и деятельности представительного органа.

Глава – руководитель местной администрации, который по вопросам местного значения и отдельных государственных полномочий издает постановления, а по вопросам организации работы администрации – распоряжения. Общими будут контрольные полномочия за деятельностью подчиненных, соблюдением ими законодательства РФ и ее субъектов. Сами руководители муниципальных образований подконтрольны и подотчетны населению и представительному органу.

Полномочия глав прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собственному желанию; отрешения от должности; признания судом недееспособным или ограничено дееспособным; признание судом безвестно отсутствующим или умершим; вступления в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы страны на постоянное местожительство; прекращения российского гражданства; отзыва избирателей; установления в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования.

В отношении муниципальных лидеров действуют некоторые ограничения. Они не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов государственной власти российских регионов. Им запрещено быть одновременно выборными государственными должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Законом не одобряется предпринимательская или любая другая оплачиваемая деятельность глав, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.

На глав муниципальных образований распространяется неприкосновенность при привлечении к уголовной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Соответствующие вопросы предполагается регламентировать отдельными законодательными актами Российской Федерации.

Государственная гражданская служба. Права и обязанности государственного служащего.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения ( статья 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

    1. избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек глава муниципального образования избирается на сходе граждан. осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и исполняет полномочия главы местной администрации;
    2. в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
    3. в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;
    4. не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;
    5. в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона исполняет полномочия его председателя.

Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи:

    • представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
    • подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты. принятые представительным органом муниципального образования;
    • издает в пределах своих полномочий правовые акты;
    • вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
    • обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

    1. смерти;
    2. отставки по собственному желанию;
    3. удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона;
    4. отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;
    5. признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
    6. признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
    7. вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
    8. выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
    9. прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
    10. отзыва избирателями;
    11. установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
    12. изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона;
    13. преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3. 4-7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;
    14. утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
    15. увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

Полномочия главы муниципального образования

Глава муниципального образования:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Порядок избрания главы муниципального образования . Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В соответствии с поправками, внесенными в ФЗ 131 в 2014-2015 гг. возможно три сценария:

а) в случае избрания на муниципальных выборах глава МО либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

б) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава глава МО исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию.

в) в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.

Важно отметить, что глава МО не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации; В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации;

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

2) отставки по собственному желанию;

2.1) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 ФЗ 131

3) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации;

9) отзыва избирателями;

10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

12) преобразования муниципального образования;

13) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

14) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Полномочия главы муниципального района, главы городского округа прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случае несоблюдения запрета, установленного Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

Порядок проведения конкурса на должность главы МО . Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина – высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина – главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

Ответственность главы муниципального образования . Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *