Правовые ценности

Правовые ценности: понятие, виды. Право как ценность

Ценности — это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества Понять социальную ценность права — значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.


Администрация сайта крайне не советует использовать готовую работу. Вы можете заказать написание работы в сервисе Автор24.


Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы.

В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы9quot; юридических норм. Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа. В подобных ситуациях субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т.д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.

3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур..

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его, обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента).

В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и разви­тия. Понятие ценности права, следовательно, призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. Отсюда ценность права — это способность права служить целью и средст­вом для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Можно отметить следующие основные проявления социальной ценности права:

1. Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, со­гласованность, обеспечивает их подконтрольность.

Право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными. Государственно организованное общество не может без права наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые имманентно присущи природе дан­ного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления.

2. Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, спо­собствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом.

Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей по­средством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, но сообразует его с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

3. Ценность права определяется и тем, что оно является вы­разителем и определителем (масштабом) свободы личности в об­ществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не обо­значает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Верно замечено, что право наиболее полно проявляет себя как оли­цетворение и носитель социальной свободы, социальной активнос­ти, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем такого порядка в общественных отношениях, который направлен на ис­ключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольнос­ти отдельных индивидов и групп.

Право и свобода неотделимы друг от друга. Справедливо поэ­тому утверждение о том, что право по своей сущности и, следо­вательно, по своему понятию — это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отноше­ниях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная сво­бода.

4. Ценность права состоит также в его способности быть вы­разителем идеи справедливости. Право выступает критерием пра­вильного (справедливого) распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и проч. Значимость права для утверждения справедливости столь очевидна, что это дало основание для вывода о том, что право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость. Попутно заметим, что справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Общеизвестно, что в переводе с латинского право (jus) и справедливость (justitia) близки по значению. Глубинная связь права и справедливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение. Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом. Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами. Протагорова формула «человек есть мера всех вещей. » является максимой в праве. Гуманистический характер права про­является не только в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным сред­ством ее социальной защищенности. В нынешних условиях именно от права многие слои населения ждут надежных гарантий от непродуманных экономических реформ, волюнтаристских решений.

5. Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

6. Несомненно, что в нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством ре­шения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и со­гласия, снятия напряженности в обществе.

Право — действенный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.

Согласно либертарно-юрид. аксиологии, ценность действующего права и реально наличного государства определяется по единому основанию и критерию, а именно с позиций правовых ценностей (права как ценности). Речь именно о правовых ценностях, а не о моральных, нравственных, религиозных. Только правовые ценности в силу абстрактной всеобщности права носят всеобщий и общезначимый характер.

Т.о. право выступает не как носитель моральных ценностей, что характерно для естественноправового подхода, а как строго определенная форма именно правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других форм.

В противоположность позитивистскому обесцениванию права в либертарной концепции правовая форма как форма равенства, свободы и справедливости качественно определена и содержательна в формально-правовом смысле, а не в смысле того или иного фактического содержания, как это характерно для естественного правопонимания.

Сферу сущего, ценностно определяемого с позиций правового долженствования, составляют: закон (позитивное право) и государство во всех фактических проявлениях и измерениях, во всем реальном существовании, а также юридически значимое фактическое поведение субъектов права.

В либертарной концепции право выступает как ценность и цель для закона (позитивного права) и государства. Т.е. закон и гос-во д.б.ориентированы на воплощение и осуществление требований права, именно в этом их цель, смысл, значение. Закон и гос-во ценны лишь как правовые явления.

Цель и ценность права можно сформулировать в виде ценностно-правового императива – закон и государство должны быть правовыми. Правовой закон и правовое гос-во – это правовые цели-ценности реального закона и гос-ва, а также всех форм юридически значимого поведения людей.

Право как ценность культуры: наряду с нравами, право является одним из древнейших феноменов, сопровождающих жизнь человеческого общества. Право выступает как универсальное средство межличностного общения (коммуникации), обеспечивающего необходимые условия для социального бытия.

Право всегда имеет значение социокультурной ценности, на социальном уровне оно воспринимается как форма добра, необходимое, естественное, значимое условие жизни общества.

Право, являясь культурной ценностью, в разных обществах занимает различное иерархическое место. В одних – высшая социальная ценность, подчиняет все остальные, в т.ч. моральные и религиозные. В других – оттесняется на второй план и играет вспомогательную роль.

Западное общество (индивидуалистическая правовая культура): право – главное средство и цель общественного развития.

Восточное общество (коллективистская правовая культура): право лишь один из способов, при помощи которого можно решать ограниченные социальные задачи. Выше права мораль и религия. Право – узаконенный эгоизм. Не правовой, а религиозно-нравственный образ жизни является идеалом.

Традиционалистское восприятие ценности права исторически более соответствует российскому общественному правосознанию. Право является такой же сферой духа как религия и мораль. Право ценно не само по себе, а в связи с теми коммуникативными целями, которых с его помощью можно достичь.

Учение о ценности разрабатывается специальной отраслью знания – аксиологией. Это философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным поступкам.

Человеческая деятельность невозможна вне ценностного контекста. В этом смысле ценности есть составная часть социальной, в т.ч. правовой коммуникации.

Правовые ценности
Главная | О нас | Обратная связь

Правовые ценности и ценность права

Право выступает всеобщим регулятором, наиболее результативным по сравнению с другими регуляторами, например, моралью. Право несет в себе определенный набор ценностей, которые не только регламентируют нашу жизнь, но и позволяют оценивать.

Ценность – важная правая категория, потому что любые ценности имеют не только мировоззренческое значение, но и они напрямую связаны с правом. Ценности помогают при пробелах в праве, коллизиях найти решение проблемы.

Ценность – все то, что вызывает положительное отношение, рассматривается как благо, польза, представляет важность для человека и общества. Ценности многообразны: материальные, предметные (товары, услуги), эмоциональные, идеальные, не связанные со стремлением пользоваться ими (красота).

Правовые ценности и ценности в праве – понятия различные. Ценности в праве – по своей природе это не правовые категории, но они интегрированы правом, охвачены правом (например, жизнь и достоинство – по природе это не правовые категории, но право их защищает). Правовые ценности – это ценности, олицетворенные правом полностью или частично – не только охвачены правом, но это те ценности, которые благодаря праву приобретают характер ценностей, а вне права они таковыми не будут (например, свобода, хотя ее границы устанавливаются правом).

Основные правовые ценности – это свобода, равенство, справедливость, а также порядок и безопасность (две последние как следствие предыдущих). Эти ценности на разных этапах развития человечества не всегда проявляли себя в том смысле, в каком мы сейчас рассматриваем (в Древнем мире быть свободным от общества почти что умереть; сегодня равенство – принцип демократического государства, но в рабовладельческом обществе была жесткая система на группы, касты). Но таких универсальных ценностей нет, кроме, может быть, справедливости. Но все равно нужно о них говорить, т.к они некий идеал, определяющий перспективу. А если ни у кого не будет ценностей, все будут циниками, а это фу. Но эти ценности могут стать реальными только будучи оформленные правом.

Свобода. Идея свободы наиболее ярко проявила себя в эпоху Возрождения. В то время осознали, что свободное существование обеспечивает развитие человека и общества. Французская буржуазная революция – кульминация ценности свободы, в связи с принятием Декларации о правах человека. Свобода имеет две стороны: свобода помогает развитию человека, но свобода может обернуться произволом и хаосом. Возникает проблема, как обеспечить свободу как блага и ценности? Исключить негативные моменты. Свобода – это возможность и способность субъекта выбирать и действовать самостоятельно и независимо, но соотнося свои интересы и цели с интересами и целями общества. Для свободы характерна позитивность – возможность предпринимать, совершать активные действия. Два типа свободы – собственно позитивную свободу и негативную. Негативная свобода – человек действует, стремясь от чего – то освободиться – «свобода от…» Позитивная свобода – «свобода для…» — заставляет человека двигаться. Свобода от – свобода от всего, что сдерживает человека – это условие развития человека для «свободы для». Не всякая реализация и не любой цели является действием свободы. Проявлению свободы может сопутствовать любая цель, но главное, чтобы она не диктовалась из вне угрозами, потерями и т.д. Наличие выбора – свойство свободы. Делая выбор, человек возлагает на себя ответственность, и он отвечает за последствия, которые могут наступить от его действий. Поэтому не каждый готов к свободе. Свобода – есть основополагающий элемент человеческого бытия. Свобода помогает человеку осознавать прежде, чем делать. Свобода – есть источник восходящего развития человечества.

По семинарам: проблема структуры норм (статья Филимонова) – два или три элемента

Свобода должна иметь определенные границы – пределы, или меру свободы. Это нужно сделать с помощью норм позитивного права. Это устанавливается путем закрепления прав и обязанностей. Право человека – социальная возможность человека, официально принятая и закрепленная. Граница определяется обязанностями и запретами.

Еще одна правовая ценность – равенство. Мало закрепить меру свободы, т.к предполагается, что это должна быть равная мера свободы. Право – равная мера свободы поведения субъекта. Равенство, как сущностная характеристика права, имеет объективное начало и социальные корни. Но следует помнить о том, что равенство, как правовая ценность, имеет формальный характер. Равенство как объективная категория – равенство диктуется самим человеком и обществом в целом. Человек разумный, который осознает свою потребность в свободе и равенстве, и при этом он не один в обществе и есть другие, которые хотят получать блага. Человек должен осознать необходимость в самоограничении. Таким образом, нужно закрепить нормы для реализации равенства, учитывая интересы групп. Формальный характер равенства предполагает, что закрепление равного объема права не означает фактического равенства в действительности, может не быть равного набора возможностей, равной правоспособности и т.д. Фактическое равенство – объективное и правильное явление. Равенство – это ценность, т.к чтобы обеспечить развитие общества надо создать равные возможности для каждого, но это равенство формального и не должно перейти в фактическое, т.к люди разные.

Следующая ценность – справедливость. Человек хочет, чтобы справедливость была реальная, фактическая, а не формальная. Справедливость – правота, законное дело (Демокрит). Дж.Локк писал, что справедливость – это договор, подчинение закону, с одной стороны и как достижение гармонии между личными и общественными интересами, с другой стороны. В 20 в. широко распространились либеральные концепции, в частности, теория справедливости, автор – Дж.Роуз. Он говорил о двух содержательных принципах справедливости:

1) Каждое лицо должно обладать равными с другими правами на более широкую свободу (принцип формального равенства)

2) Социальное и экономическое неравенство должно быть открытым для всех на условиях честного равенства возможностей (человек должен иметь возможность перехода из одной социальной группы в другую)

Сегодня выделяют такие свойства справедливости:

· Справедливость не бывает однозначность, т.к она меняет свое содержание не только в эпохи, но и в рамках одного исторического периода;

· Важнейшие черты справедливости: равенство, пропорциональность, бескорыстие, самокритичность, доброжелательность, объективность; они раскрываются при оценке тех или иных явлений действительности;

· Справедливость существует как отношение между людьми (межличностное отношение) или иными социальными субъектами;

· Справедливость связаны с реальным положением личности в обществе – как оценивают поведение личности окружающие

· Справедливость несет в себе равноправное отношение. Если в праве равенство – формальная категория, то в справедливости – фактическая. Равенство в справедливости проявляется в том, что позиция каждого оценивается одной равной мерой и это делает ее фактической.

Справедливость несет в себе выражение и закрепление равных начал в отношениях между людьми, которое должно проявляется соразмерность оценки и поведения конкретного субъекта со стороны общества. Оценивается поведение исходя из равной меры. Соразмерность — между трудом и наказанием, вредом и возмещением и т.д.

Философия права

  • Предмет и задачи философии права
    • Предмет философии права. Философско-правовая рефлексия
      • Обоснование необходимости философии права
      • Сущность и особенности философского подхода к праву
    • Философия права в системе наук, ее основные вопросы и функции
      • Структура философии права
      • Основные вопросы философии права
  • Методология философии права
    • Сущность методологии права и ее уровни
    • Основные типы правопонимания: правовой позитивизм и естественно-правовое мышление
      • Естественно-правовое мышление
    • Способы обоснования права: объективизм, субъективизм, интерсубъективность
      • Правовой субъективизм
      • Интерсубъективность
  • Философско-правовая мысль Древнего Востока
    • Общая характеристика условий зарождения и развития философско-правовых идей Древнего Востока
    • Этические учения Древней Индии как предпосылки возникновения философско-правовых идей
      • Буддизм, джайнизм
    • Философско-правовые идеи в Древнем Китае
      • Моизм
      • Легизм
  • Философия права античности и средневековья
    • Возникновение и развитие философско-правовых взглядов в античный период
      • Философия права эпохи высокой классики
      • Философское обоснование права Платоном
      • Особенности взглядов на право Аристотеля
      • Философия права эпохи поздней классики
    • Особенности философско-правовой мысли в эпоху Средневековья
    • Философско-правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
    • Философия права Нового времени и эпохи Просвещения
      • Локк, Спиноза, Лейбниц
      • Французское Просвещение
  • Философско-правовые учения в Западной Европе конца XVIII — середины XIX столетия
    • Этико-правовые идеи в философии Иммануила Канта
    • Философия права Георга Гегеля
    • Историческая школа и марксизм как формы правового объективизма
  • Философия права xx столетия
    • Основные черты философии права XX столетия
    • Современная трансформация позитивизма
      • Неопозитивизм
    • Концепции возрожденного естественного права XX столетия
      • Неокантианское правопонимание
      • «Возрождение гегельянства»
      • Джон Роулз
    • Современные концепции естественного права интерсубъективного направления
  • Философско-правовая мысль в России
    • Зарождение отечественной философии права и ее мировоззренческо-методолгические основания
    • Основные идеи русских философов права
      • Философско-правовые взгляды представителей русского зарубежья
  • Правовая онтология: природа и структура права
    • Онтологическая природа права. Правовая реальность
    • Естественное и позитивное право как основные структурные элементы правовой реальности, их смысл и соотношение
    • Формы бытия права: идея права, закон, правовая жизнь
  • Правовая антропология: гуманистическая природа права
    • Природа человека и право. Антропологические основы права
    • Философский смысл и обоснование прав человека
    • Личность и право. Гуманистическая природа права
  • Правовая аксиология: ценностные основы права ценностные основы права
    • Ценности в праве и право как ценность
      • Три основные формы бытия ценностей
    • Свобода как ценность. Право как форма свободы
    • Справедливость как основная правовая ценность
  • Универсальное и культурно-особенное в ценностном измерении права
    • Правосознание как проблема философии права
    • Право и мораль
    • Универсально-цивилизационное специфично-культурное в правосознании
  • Институциональное измерение права. Философские проблемы права и власти в посттоталитарном обществе
    • Политико-правовые институты и их роль в осуществлении права
      • Государство и право
      • Понятие легитимности и легитимации
    • Философские проблемы права и власти в трансформирующемся обществе
      • Понятие правового общества и перспективы его формирования в России

Правовые ценности

Ценности в праве и право как ценность

Аксиологическое изучение права имеет важное научное, практическое и нравственное значение. Оно позволяет обратить внимание не только на социокультурные и социоклассовые основы и детерминанты права, связь с государством, но и на его духовные аспекты, отражаемые им идеалы. Без ценностного подхода невозможно выявить предназначение права в общечеловеческом, социальном и культурном развитии, понять его специфическую природу как духовно-практическое средство освоения мира людьми. Без него остаются в тени конструктивная, творческая роль сознания в сфере права, чисто личностные аспекты права.

Задачей данной темы является анализ некоторых вопросов аксиологии права: выявление природы правовых ценностей, их содержания и иерархии, представления о праве как ценности и его ценностном критерии. Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и становятся объектом оценки.

Ценности выражают убеждения и предпочтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие неразложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии.

По-видимому, правы здесь авторы тех концепций, которые считают, что смысловой центр бытия человека в мире составляют те или иные ценности. В качестве философской категории ценность — это то, что чувства и разум людей диктуют признать особенно значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то, чего человек хочет ради себя самого, а не ради чего-то другого.

Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности называется оценкой.

Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мораль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изучение и объяснение, а наряду с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование и соблюдение права) представляют собой области человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т. д. Так в философии права образуется определенное теоретическое направление — аксиологическое, или правовая аксиология. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о ценностях вообще.

Возникновение юридическо-аксиологического подхода связано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксиологическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм.

Благодаря ценностям право как некий «механизм» получает свое содержание, так как сознание субъекта права направлено на ценности как на свой объект. Благодаря им снимается момент безразличия в поведении правового субъекта и формируются дозволения, запреты и долженствования. Рассмотрим, каковы эти ценности и как они связаны между собой, а также в чем состоит ценность права.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей.

В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир. Наряду с ними существуют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т. д. Данные ценности одновременно являются идеалами и осуществляются реальной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и правотворческой) программы.

Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека также приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выражает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природной и социальной его сущности. В своей совокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей.

Итак, правовые ценности производим от понятия личности и составляют образ права во взаимодополняющих полярных моментах.

Инструментальная и собственная ценность права. В современном цивилизованном обществе право представляет не только инструментальную ценность, то есть ценность «инструмента» разрешения противоречий в различных сферах общества, но также как освобождающее, развивающее средство, которое выступает как ценность. Вместе с тем отметим, что, во-первых, разные типы культур приписывают праву неодинаковую ценность.

Во-вторых, ценность каждой правовой нормы, каждого правового инструмента каждый раз определяется конкретно исторически. В-третьих, ценность права невозможна вне контекста деятельности субъектов права, организационных сил, соответствующих институтов по созданию и реализации права.

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества.

В этом качестве право может предоставлять людям, различным субъектам права в виде субъективных прав новое пространство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы состоит в том, чтобы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья других людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью.

Таким образом, критерием ценности права является саморазвивающаяся личность. Иначе говоря, право ценно, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества.

Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундаментальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру.

В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духовной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические). научные, мировоззренческие ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценностей являются относительно самостоятельными.

Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регулятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества.

Правовые ценности составляют элемент системы социального (социально-политического) управления обществом. При этом они являются деонтическими ценностями, то есть отличаются четко выраженным предписывающим характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраняются государством и его органами.

Как деонтические ценности они отличаются и другой функциональной особенностью — имеют вероятностный характер.

Это особенность, связанная с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами объективно существующих в действительности поведенческих вариантов.

В аксиологии права могут быть выделены три основные формы бытия ценностей:

  • общественные целевые ценности и идеалы;
  • предметно-воплощенные ценности;
  • личностные (или экзистенциальные).

Ценности права и правовые ценности.

1. Ценности права и право как ценность

Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и становятся объектом оценки. Ценности выражают убеждения и предпочтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они являются некоторыми неразложимыми (начальные) интеллектуально и эмоционально воспринимаемые данности, которые побудили субъектов к их сохранению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как всевозможные блага. Им нельзя дать точное и полное объяснение, не прибегая к понятиям аксиологии. Видимо, правы тут авторы тех концепций, которые считают, что смысловой центр бытия человека в мире составляют те или иные ценности. Как философская категория ценности — это то, что чувства и разум людей диктуют признать особо значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то, чего человек хочет ради себя самого, а не ради чего-то другого. Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности называется оценкой.

Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мораль, право, искусство, необходимо их взаимосвязано изучения и объяснения, а вместе с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменения, исполнения, использования и соблюдения права) являются областями человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. Поэтому философия права включает в свой предмет изучения и исследования правовых ценностей, оценки в сфере права и т.д. Так в философии права образуется определенный теоретический направление — аксиологическое, или правовая аксиология1. Она, в свою очередь, опирается на понятие общей аксиологии, на теоретические положения о ценностях вообще.

Возникновение юридическо-аксиологического подхода связано с появлением естественно-правовых воззрений, с отличием естественного права и права позитивного. Право в своем аксиологический измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм.

Благодаря ценностям право как некий «механизм» получает свое содержание, поскольку сознание субъекта права направлена ​​на ценности как на свой объект. Благодаря им снимается момент безразличия в поведении правового субъекта и формируются разрешения, запреты и должествования. Рассмотрим, как эти ценности и как они связаны между собой, а также в чем заключается ценность права.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежащие в основе права и правопорядка, они выступают как идеальное обоснование норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно большое значение некоторых социальных ценностей, которые со временем приобрели характер также и правовых ценностей. Как высокие идеалы они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир. Вместе с ними существуют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т.д. Данные ценности одновременно являются идеалами и осуществляются реальной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том и в другом их качества. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их только как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и правотворческой) программы.

Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, есть ценности в той мере, в какой они связаны с человеческим лицом. Как правовые ценности они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека также приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выражает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природному и социальному его сущности. В своей совокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей.

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, соблюдение которой обеспечивает воспроизведение правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества.

В этом качестве право может предоставлять людям, различным субъектам права в виде субъективных прав новое пространство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы заключается в том, чтобы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья других людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью.

Таким образом, критерием ценности права является лицо, саморазвивающейся. Иначе говоря, право ценное, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества.

Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундаментальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на наглядных и духовных, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру.

В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится к другим, то есть духовной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические), научные, мировоззренческие ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценностей являются относительно самостоятельными.

Правовые ценности является видом духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регулятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества. Правовые ценности составляют элемент системы социального (социально-политического) управления обществом. При этом они деонтическимы ценностями, то есть отличаются четко выраженным предписывающим характером, что объясняется их принадлежностью к сфере должного. В отличие от последних деонтических ценностей они закрепляются формально и охраняются государством и его органами.

Как деонтические ценности они отличаются и другой функциональной особенностью — имеют вероятностный характер. Это особенность, связанная с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами объективно поведенческих вариантов, которые существуют в действительности.

В аксиологии права могут быть выделены три основные формы бытия ценностей:

— Общественные целевые ценности и идеалы; I — наглядно-воплощены ценности * — личные (или экзистенциальные).

Рассмотрим эти формы бытия ценностей подробнее.

1. Общественные целевые ценности и идеалы. Исходной формой правовых ценностей является их существование в виде ценностей, выработанных общественной и правовым сознанием. Они присутствуют в правовом сознании в виде обобщенных представлений о справедливости, свободе, равенстве в различных сферах общества. Правовые идеалы лежат в основе правовых обязанностей, т.е. деонтических правовых ценностей.

Во идеалом обычно понимают то, к чему мы стремимся, — нормативно-ценностный образец должного в его самой, наиболее совершенной форме. Необходимость в идеале как особой форме регулирования человеческой деятельности связана с наличием в природе человека, понимаемая как «открытость миру», такого момента, который в классической философии рассматривается как момент духа. Этот момент выражается в ориентации человека на образцы должного, на ценности, на основе которых происходит постоянный выход человека за собственные пределы, осуществляется процесс самосовершенствования.

Немецкие философы Иммануил Кант и Иоганн Готлиб Фихте полагали, что идеал — это высшая, конечная цель на пути постепенного «нравственного самосовершенствования», на пути постепенного осознания «достоинства человека как высшего и единственного принципа« идеального »законодательства. По утверждению Канта, право является целью общества, находящегося в гражданском состоянии. Право выступает для людей как высший принцип, из которого должны исходить все максимы, касающиеся общества.

В то же время ошибочно было бы отождествлять общественный идеал с идеалом правового, также, как ошибочно считать, что идеал духовной жизни перекрывается идеей права. Право есть лишь моментом духовного отношения к миру, но не охватывает его целиком. Правовой идеал выступает поэтому лишь моментом идеала общественного и идеала духовной жизни, в состав которого входит истина, добро, красота. Они выражают уникальные и экстраординарные признаки истинного человеческого в человеке, добавляют правосознания глубокую личную окраску.

Высшие ценности в жизни и культуры, тесно связаны с творчеством, добром, истиной, красотой, добавляют правосознания глубокую личную окраску.

Они наполняют человеческую жизнь высшим смыслом и выступают в индивидуальном и правовом сознании важнейшими ценностно-смысловыми ориентирами. Таким образом, право для людей, их жизни и судьбы выступает как основа самосовершенствования личности, как форма реализации активности, творчества человека и как гарантия свободы и ограждения от зла, варварства и несправедливости.

Основной темой учения об общественном и правовой идеал должен быть не отыскания конечной формулы общественного совершенства, но указание тех действительных путей и средств, с помощью которых может быть улучшен всякий возможный правопорядок.

2. Наглядно-воплощены ценности. Сами правовые идеалы не остаются лишь фактом господствующей правосознания, они закрепляются в нормативных актах, конституциях и законах. Они входят в правовую нормативность как ведущий элемент. Таким образом, правовые идеалы реализуются в системе правовых отношений — в виде отношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов права, в правовых процедурах и механизмах, которые закрепляют нормы и законы в культуре.

С изменением общественных и правовых отношений происходит и переоценка ценностей: многое из того, что считалось абсолютным и незыблемым, обесценивается, и наоборот, новые ростки общественного бытия порождают новые ценностные идеалы. Согласно ценностных идеалов, сменившихся переоцениваются и предметно-воплощенные ценности.

3. Личные, экзистенциальные ценности. Личные ценности являются идеальными представлениями о благах, права и пределы стремлений, связанных с наклонностями и желаниями человека, и выступают в определенной степени как авторитетные и обязательные установки его сознания.

Одни правовые ценности в той или иной степени реальны в смысле наличности, освоенных в виде правил норм поведения субъектов права, другие являются их целями и идеалами. Но существующие (наличные) правовые ценности нельзя понимать как самодостаточные, замкнутые на себя.

Конкретное, ценностно-смысловое переживание человека в кругозоре человека носит двоякий характер: «Я» и «другие» движутся в разных плоскостях (планах) видение и оценки, и потому стать ценностно-значимым равносильно подведению себя и другого под общую с ним норму морали, в праве или в какой-либо закон.

Как утверждал Михаил Бахтин: «Никто не может занять нейтральной до Я и другому позиции: отвлеченно-познавательная точка зрения лишена ценностного подхода, для ценностной установки необходимо занять единственное место в единой события бытия, необходимо воплотиться. Всякая оценка есть занятие индивидуальной позиции в бытии: даже Богу надо было воплотиться, чтобы миловать, страдать и прощать, как бы сойти с отвлеченной точки зрения справедливости »1.

Но то, что люди выбирают себе как ценность своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не проявляется обязательно чем-то высоким, благородным: оно может быть направлено и против других людей. То, что выбирают люди, которые делают для себя смыслом, благодаря чему чувствуют себя людьми, зависит qt духовного уровня человека, от того, какой он есть.

Таким образом, правовые ценности производные от понятия личности. Они составляют образ права во взаимосвязанных и взаимодополняющих полярных моментах. Идея ценности человека выстраданная всею историей философии Запада, хотя она прошла через различные этапы его дискредитации. В современном цивилизованном обществе право является не только инструментальной ценностью — ценность «инструмента» решения социальных противоречий в различных сферах общества, но также и емансипуе, развивает средство и силу человека, которое выступает как собственная ценность права. Правовые ценности по своему характеру является деонтическимы и служат для создания, воспроизведения и укрепления социального порядка и дисциплины в целях гармонизации интересов различных социальных групп людей. Право в жизнедеятельности общества и человека выступает и как основа его самосозидания в истории, и как форма реализации творчества человека, и как гарантия свободы и ограждения от варварства и несправедливости. Анализ природы правовых ценностей и их иерархии, а также выявление ценности права позволяет перейти к обоснованию идеи права как идеи свободы и к рассмотрению права как формы свободы.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Ценности в праве и право как ценность

Теория ценностей находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и становятся объектом оценки. Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мораль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изучение и объяснение, а наряду с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование и соблюдение права) представляют собой области человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. Возникновение юридическо-аксиологического подхода связано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксиологическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм.

Благодаря ценностям право как некий механизм получает свое содержание, так как сознание субъекта права направлено на ценности как на свой объект. Благодаря им, снимается момент безразличия в поведении правового субъекта и формируются дозволения, запреты и долженствования. Рассмотрим, каковы эти ценности и как они связаны между собой, а также в чем состоит ценность права.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели также характер правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир. Наряду с ними существуют специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т. д. Данные ценности одновременно являются идеалами и осуществляются реальной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и правотворческой) программы.

Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека также приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выражает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природной и социальной его сущности. В своей совокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей.

В современном цивилизованном обществе право представляет не только инструментальную ценность, т.е. ценность инструмента разрешения противоречий в различных сферах общества, но также как освобождающее, развивающее средство, которое выступает как ценность. Вместе с тем отметим, что, во-первых, разные типы культур приписывают праву неодинаковую ценность. Во-вторых, ценность каждой правовой нормы, каждого правового инструмента каждый раз определяется конкретно исторически. В-третьих, ценность права невозможна вне контекста деятельности субъектов права, организационных сил, соответствующих институтов по созданию и реализации права.

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности для развития человека и общества.

В этом качестве право может предоставлять людям, различным субъектам права в виде субъективных прав новое пространство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы состоит в том, чтобы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья других людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью. Иначе говоря, право ценно, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества.

Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регулятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества. Правовые ценности составляют элемент системы социального (социиально-политического) управления обществом. При этом они являются деонтическими ценностями, то есть отличаются четко выраженным предписывающим характером, что обусловлено их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраняются государством и его органами. Как деонтические ценности они отличаются и другой функциональной особенностью — имеют вероятностный характер. Это особенность, связанная с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами объективно существующих в действительности поведенческих вариантов.

Исходной формой правовых ценностей является их существование в виде ценностей, выработанных общественным и правовым сознанием. Они присутствуют в правовом сознании в виде обобщенных представлений о справедливости, свободе, равенстве в различных сферах общества. Правовые идеалы лежат в основе правовых обязанностей, т.е. деонтических правовых ценностей.

Немецкие философы Кант и Фихте полагали, что идеал — это высшая, конечная цель на пути постепенного нравственного самоусовершенствования, на пути постепенного осознания «достоинства человека» как высшего и единственного принципа «идеального» законодательства. По утверждению Канта, право представляет собой цель общества, находящегося в гражданском состоянии. Право выступает для людей в качестве высшего принципа, из которого должны исходить все максимы, касающиеся общества. В то же время ошибочно было бы отождествлять общественный идеал с идеалом правовым, так же, как ошибочно считать, что идеал духовной жизни перекрывается идеей права. Право является лишь моментом духовного отношения к миру, но не охватывает его целиком. Поэтому правовой идеал выступает лишь моментом идеала общественного и идеала духовной жизни, в состав которого входит истина, добро, красота. Они выражают уникальные и экстраординарные признаки истинно человеческого в человеке.

Высшие ценности в жизни и культуре, тесно связанные с творчеством, добром, истиной, красотой, придают правосознанию глубокую личностную окрашенность. Они наполняют человеческую жизнь высшим смыслом и выступают в индивидуальном и правовом сознании важнейшими ценностно-смысловыми ориентирами.

Основной темой учения об общественном и правовом идеале должно быть не отыскание конечной формулы общественного совершенства, но указание тех действительных путей и средств, при помощи которых может быть улучшен всякий возможный правопорядок. Сами правовые идеалы не остаются лишь фактом господствующего правосознания, они закрепляются в нормативных актах, конституциях и законах. Они входят в правовую нормативность как ведущий элемент. Таким образом, правовые идеалы реализуются в системе правовых отношений — в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов права, в правовых процедурах и механизмах, закрепляющих нормы и законы в культуре.

Ценности права обретают свое бытие также в форме их личностного осознания, «проживания» отдельной личностью. Одни правовые ценности в той или иной степени реальны в смысле наличных, освоенных в виде правил, норм поведения субъектов права, другие являются их целями и идеалами. Но существующие (наличные) правовые ценности нельзя понимать как самодостаточные, замкнутые на себя.

Конкретное, ценностно-смысловое переживание человека в кругозоре личности носит двоякий характер: «я» и «другие» движутся в разных плоскостях (планах) видения и оценки, и поэтому стать ценностно-значимым равносильно подведению себя и другого под общую с ним норму морали, права или под какой-либо закон.

Как утверждал Михаил Бахтин: «Никто не может занять нейтральной к Я и другому позиции: отвлеченно-познавательная точка зрения лишена ценностного подхода, для ценностной установки необходимо занять единственное место в едином событии бытия, необходимо воплотиться. Всякая оценка есть занятие индивидуальной позиции в бытии: даже Богу надо было воплотиться, чтобы миловать, страдать и прощать, как бы сойти с отвлеченной точки зрения справедливости». Но то, что люди выбирают для себя в качестве ценности своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не обязательно оказывается чем-то высоким, благородным: оно может быть направлено и против других людей. То, что выбирают люди, что делают для себя смыслом, благодаря чему ощущают себя людьми, зависит от духовного уровня человека, от того, какой он есть.

Таким образом, правовые ценности производны от понятия личности. Они составляют образ права во взаимосвязанных и взаимодополняющих полярных моментах. Идея ценности человека выстрадана всею историей философии Запада, хотя она прошла через различные этапы собственной дискредитации. В современном цивилизованном обществе право представляет собой не только инструментальную ценность — ценность «инструмента» разрешения социальных противоречий в различных сферах общества, но также и эмансипирующее, развивающее средство, которое выступает как собственная ценность права. Правовые ценности по своему характеру являются деонтическими и служат для создания, воспроизводства и укрепления социального порядка и дисциплины в целях гармонизации интересов различных социальных групп людей. Право в жизнедеятельности общества и человека ценно тем, что может выступать и как основа его самосозидания в истории, и как форма реализации творчества человека, и как гарантия свободы и ограждения от варварства и несправедливости.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *