Принцип суверенного равенства государств

Принцип суверенного равенства государств

Принцип суверенного равенства государств — это правовая основа современного межгосударственного общения. Именно поэтому в Декларации 1970 года указанный принцип назван имеющим первостепенное и основополагающее значение. Согласно данному принципу, все государства равны в своих правах и обязанностях на международной арене, имеют равные возможности для реализации своей внутренней и внешней политики. Важно подчеркнуть, что действующее международное право устанавливает органическую связь между равенством государств и таким атрибутом, как суверенитет. Под суверенитетом в международном праве понимается верховенство государства в его внутренних делах и независимость в международных отношениях. Суверенитет как свойство государственной власти в одинаковой степени присущ любому государству, поэтому речь идёт не о фактическом равенстве государств, а лишь о суверенном равенстве. Государства равны между собой потому, что суверенитет каждого из них — величина постоянная. Как люди рождаются равными в силу самого факта принадлежности к данному биологическому виду, так и государства равны в силу обладания суверенитетом. Поэтому равны между собой лишь суверенные государства, а сам суверенитет, в свою очередь, немыслим без равенства субъектов международных отношений. Это — не софистика, а формула сложной диалектической связи между суверенитетом и юридическим равенством всех государств. Из этой формулы вытекает ряд важных следствий. Например, рассматриваемый принцип неприменим к отношениям между субъектами федерации, самоуправляющимися политико-территориальными образованиями, автономиями и суверенными государствами, так как лишь последние обладают суверенитетом в международно-правовом смысле этого слова.

Декларация 1970 года называет следующие элементы суверенного равенства государств:

1)все государства юридически равноправны;

2)каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3)каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4)территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны;

5)каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, экономическую и социальную систему;

6)каждое государство обязано добросовестно выполнять свои международные обязательства.

Как видно из перечисленного, принцип суверенного равенства государств не может рассматриваться в отрыве от ряда других принципов международного права, так как суверенитет с необходимостью предполагает правосубъектность, свободное развитие, политическую независимость и т.д.

Заключительный акт 1975 года, раскрывая содержание принципа суверенного равенства государств, назвал ещё ряд прав, присущих государствам в силу суверенитета: участие в международных договорах, членство в международных организациях, осуществление юрисдикции, установление дипломатических отношений. Все перечисленные правомочия (как показывает практика, в том числе судебная, их перечень не является исчерпывающим) имманентно присущи государственному суверенитету; лишение любого государства какого-либо из этих прав признается грубым нарушением рассматриваемого принципа. Что касается Устава ООН, то в нем отдельно подчёркивается, что сама Организация Объединенных Наций и входящие в нее государства действуют на основе суверенного равенства всех её членов.

Закрепление принципа суверенного равенства государства известно и договорной практике Республики Казахстан. Например, в статье 1 Договора о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Французской Республикой от 23 сентября 1992 года закреплено, что стороны “. во взаимных отношениях выступают в качестве суверенных, равноправных государств”.

Анализ действующих международно-правовых документов и практики международных отношений показывает, что международное право закрепляет не фактическое, а юридическое равенство государств. С этой точки зрения, огромные различия между возможностями различных государств влиять на международные отношения и политику отдельных организаций не всегда противоречат принципу суверенного равенства государств. Например, у пяти государств — постоянных членов Совета Безопасности ООН гораздо больше правомочий, чем у остальных государств. Однако их особый статус закреплён действующим международным правом, он общепризнан и в известной степени сам является проявлением государственного суверенитета членов мирового сообщества. Иными словами, правовое положение постоянных членов Совета — это добровольное решение членов ООН, акт их суверенной власти. Поэтому неравенство государств в данном случае нельзя толковать как противоречащее принципу суверенного равенства. Аналогичное утверждение можно сделать и относительно различных международных организаций, в которых принята система так называемого взвешенного голосования. В таких организациях различный “вес” государств является свободным решением всех их членов. Наконец, не является отступлением от принципа суверенного равенства практика предоставления особых льгот и преференций наименее развитым и развивающимся государствам, так как она направлена на укрепление международного мира и безопасности, ликвидацию несправедливого экономического порядка. Нетрудно заметить, что аналогичные нормы присущи и национальному законодательству, которое провозглашает равенство граждан перед законом при различиях в их правовом статусе.

Вместе с тем, следует признать, что на практике принцип суверенного равенства государств неоднократно грубо нарушался. Призванный не допустить одностороннего политического лидерства в международных отношениях, этот принцип нередко становится помехой агрессивной внешней политике отдельных стран. Как правило, игнорирование данной императивной нормы международного права приводит к серьёзным осложнениям в международных отношениях.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

§ 1. Суверенное равенство государств

Принцип суверенного равенства государств сложился и получил закрепление в названных выше документах как син­тез традиционных правовых постулатов — уважения государ­ственного суверенитета и равноправия государств. Соответст­венно его характеризуют как комплексный, двуединый прин­цип. Само соединение двух указанных элементов порождает новый международно-правовой феномен — суверенное равен­ство государств.

В таком качестве он был закреплен в Уставе ООН: «Орга­низация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов» (п. 1 ст. 2).

Согласно Декларации 1970 г. и Заключительному акту 1975 г. государства имеют одинаковые (равные) права и обязан­ности, т. е. они юридически равны. При этом по Декларации все государства «являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера».

Каждое государство пользуется правами, присущими пол­ному суверенитету, и вместе с тем обязано уважать правосубъектность других государств и их соответствующие права, вклю­чая право определять и осуществлять по своему усмотрению взаимные отношения на основе международного права. Специ­фической для Заключительного акта является формулировка относительно права государств «принадлежать или не принад­лежать к международным организациям, быть или не быть уча­стниками двусторонних или многосторонних договоров. «.

«Равносуверенность9quot; государств характеризуется тем, что „каждое государство суверенно в пределах системы государств, международного сообщества, т. е. в условиях взаимодействия и взаимозависимости государств. Суверенитет одного государства сопряжён с суверенитетом другого государства и вследствие этого должен быть с ним скоординирован в рамках действую­щего международного права (в литературе встречается слово­сочетание «согласованный суверенитет»). В функции междуна­родного права входит нормативное обеспечение такой коорди­нации, своего рода упорядочение осуществления основанной на государственном суверенитете международной правосубъектности.

Заключаемые государствами международные договоры, будучи воплощением согласования государственных воль, от­ражают принцип суверенного равенства и нередко содержат Прямые ссылки на него (например, преамбула Венской конвен­ции о праве международных договоров, ст. 1 Устава Содруже­ства Независимых Государств, ст. 1 Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией’ .и Чешской Республикой от 26 августа 1993 г.).

Конкретное проявление принципа суверенного равенства получает и в таких договорных формулировках, как «каждое участвующее в договоре государство имеет право. «, «каждое участвующее в договоре государство обязуется», «ни одно го­сударство не может. » и т. п.

Этот принцип распространяется на всю сферу реализации международно-правовых норм — на действие механизма меж­дународно-правового регулирования, на методы мирного уре­гулирования межгосударственных споров и на проявление от­ветственности государств за международные правонарушения.

Понятие и источники международного права окружающей среды.

ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА ГОСУДАРСТВ

Данный принцип лежит в основе всех межгосударственных отношений и касается любых сфер таких отношений, занимает в системе принципов особое место, в определенном смысле создавая юридически благоприятную основу для формирования остальных принципов и их нормального функционирования. Это – один из краеугольных камней международного права и международного правопорядка. Современный мир состоит из государств, разных по размеру территории, географическому положению, составу и численности населения, характеру и составу природных ресурсов, уровню развития, политическому влиянию, экономической силе, военной мощи и т.д. В этих условиях поддерживать определенное равновесие и обеспечивать сотрудничество возможно в значительной степени благодаря существованию правового принципа суверенного равенства государств. За его соблюдением государства следят особенно тщательно.

Немного истории: Данный принцип берет свое начало еще в период Средневековья, когда монархи стремились юридически уравнять свой международный статус. Для этого была заимствована юридическая формула древнеримских юристов par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет). В основу её был положен принцип равенства монархов – суверенов.

Современное международное сообщество признает суверенитет неотъемлемым свойством каждого государства и важнейшей основой существования международного правопорядка.

Данный принцип сложился как международно-правовой обычай и был в последующем закреплен в Уставе ООН (статья 2), Заключительном акте СБСЕ 1 августа 1975 года, Итоговом документе Венской встречи представителей государств-участников СБСЕ 1989 года, Парижской хартии для новой Европы 1990 года, Хартии экономических прав и обязанностей государств, в уставах международных организаций системы ООН, региональных международных организаций, во множестве двусторонних и многосторонних соглашений, Итоговом документе Всемирного саммита, посвященного 60-летию ООН 2005 года.

Все международное сообщество основано на принципе суверенного равенства всех государств. Только взаимное уважение государствами суверенного равенства друг друга обеспечивает их сотрудничество и поддержание международного правопорядка.

Декларация о принципах международного права указывает на следующие элементы принципа суверенного равенства государств:

— государства равны юридически, т.е. обладают равными основными правами и обязанностями, вправе участвовать в международных договорах и организациях;

— каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету. т.е. самостоятельно осуществляет на своей территории законодательную, исполнительную, судебную власть, строит международные отношения по своему усмотрению;

— каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

территориальная целостность и политическая независимост ь государств неприкосновенны;

— каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы ;

— каждое государство обязано добросовестно выполнять свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Заключительном акте СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, но и уважать права, присущие суверенитету.

В своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. Государства обладают правом принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками международных договоров, включая союзные договоры, а также правом на нейтралитет.

Принцип суверенного равенства государств как бы распадается на два принципа – принцип суверенитета и принцип равноправия государств .

Суверенитет – это полновластие государства внутри страны и независимость вовне.

Суверенитет государств, согласно теории общественного договора (ДЖ.ЛОКК,Т.ГОББС,Ж.-Ж.РУССО), — явление вторичное. Суверенитет принадлежит народу (первичный суверенитет). Народ в общих интересах по общественному договору – конституции – передает государству часть своих прав, присущих суверенитету. Таким образом, суверенитет государства – это суверенитет вторичный.

Из этого следует, что народы сами определяют, как им жить, какую власть иметь, какую общественную систему строить и в какую сторону её развивать. Государство – представитель народа, который обязан выражать его волю. Государственный суверенитет распространяется не только в пределах территории, но и на объекты, действия физических/юридических лиц государства за пределами его территории (в части и объеме, которые предусмотрены международным правом).

Суверенитет не означает полной свободы в действиях или тем более, их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире. Свобода действий государств ограничена правом – международным правом. Международное право – это инструмент «состыковки» и обеспечения «суверенитетов».

С другой стороны, увеличение числа вопросов, которые государства на добровольной основе подчиняют международному регулированию, не означает их автоматического изъятия из сферы внутренней компетенции.

На необходимость уважения прав, присущих суверенитету, особенно часто указывают в связи с достижениями научно-технического прогресса, которые не должны использоваться в ущерб другим государствам. Это касается, например, опасности военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и т.п.

Государства все чаще передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами их суверенитета, в пользу международных организаций. Происходит это по разным причинам, в том числе в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер сотрудничества и соответственно, увеличением числа объектов международно-правового регулирования. Но, передавая часть своих полномочий организациям, государства не ограничивают суверенитет, а, наоборот, реализуют одно из своих суверенных прав – право на заключение договоров. Заключая договор, государство реализует суверенитет, ограничивает свободу действий, но не свои суверенные права. Более того, договор открывает перед государством новые возможности, которые превосходят согласованные ограничения. Иначе бы государства не вступали бы в правоотношения.

ПРИМЕР: В решении Постоянной палаты международного правосудия (предшественница Международного Суда ООН, действовала в рамках Лиги Наций) по делу «Уимблдон» (1923 г.) говорилось: «Палата отказывается видеть в заключении любого договора …отказ от суверенитета».

Кроме того, государства, как правило, оставляют за собой право контроля за деятельностью международных организаций.

Довольно часто высказывается мнение о несовместимости суверенитета с международным правом. Между тем, благодаря суверенной власти, государства способны создавать нормы международного права, наделять их обязательной силой и обеспечивать их реализацию внутри страны и в международных отношениях.

Международное право перестает защищать суверенные права государств, в которых антидемократический режим попирает права человека. Государство не вправе издавать законы, нарушающие права человека, народа. Нарушение двусторонним договором императивной нормы является делом всех государств.

Частью принципа суверенного равенства государств является также иммунитет государства (его лиц и вещей) от юрисдикции другого государства в силу принципа «равный над равным власти не имеет».

Равноправие означает, что каждое государство – это субъект международного права. Государства взаимодействуют между собой как равные, несмотря на их фактическое неравенство. Да, одно государство – большое, другое – меньше; одно государство – экономически мощное, другое является ещё только развивающимся; у одного государства много международных договоров и вытекающих из них международных обязательств, у другого – меньше; но юридически они равноправны, равны перед международным правом, обладают равной способностью создавать для себя права и принимать обязанности.

Все государства вправе участвовать в решении международных проблем, в которых они правомерно заинтересованы. При этом государства не вправе навязывать другим государствам созданные международно-правовые нормы.

Вместе с тем, нет оснований упрощать проблему обеспечения равноправия. Вся история международных отношений пронизана борьбой за влияние, за господство. И сегодня эта тенденция причиняет вред сотрудничеству и правопорядку. Немало ученых полагают, что равноправие государств является мифом. Никто, в том числе и я, не станет отрицать фактического неравенства государств, но это лишь подчеркивает значение установления их юридического равенства. Неравны и люди по своим возможностям, однако это не вызывает сомнений в значении их равенства перед законом.

ПРОБЛЕМА: Не являются ли нарушением принципа суверенного равенства отдельные международно-правовые режимы, скажем, например, положение постоянных членов Совета Безопасности ООН

(КОММЕНТАРИЙ: число членов Совета Безопасности составляет 15. Для принятия решений по вопросам существа требуется девять голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Это — правило «единогласия великих держав», которое часто называется «правом вето» ( Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция) ),

статус ядерных держав по Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года,

(КОММЕНТАРИЙ . Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (т. е. СССР, США, Великобритания, Франция, Китай). Договор состоит из преамбулы и 11 статей. Наиболее важными являются ст. I и II, содержащие основные обязательства ядерных и неядерных государств. Ст. I обязывает государства, обладающие ядерным оружием, не передавать неядерным странам это оружие и контроль над ним, а также не помогать им в его производстве или приобретении; ст. II обязывает неядерных участников Д. не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия, не производить его и не добиваться в этих целях чьей-либо помощи. Ст. III договора говорит о гарантиях соблюдения неядерными государствами обязательств не производить собственного ядерного оружия; проверка выполнения их обязательств возлагается на Международное агентство по атомной энергии. Вместе с тем договор предусматривает, что требуемые гарантии не должны создавать помех для экономического развития государств или международного сотрудничества в области использования ядерной энергии в мирных целях и обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией, содействовать получению благ неядерными государствами от любого мирного применения ядерных взрывов (ї 3, ст. III, IV и V)),

Принцип взвешенного голосования в Международном валютном фонде и некоторых других международных организациях?

(КОММЕНТАРИЙ . В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам).

Отражая реальное положение вещей, международное право в исключительных случаях, допускает неравенство в правах, но при этом особые права связывает с дополнительными обязанностями. Все вышеприведенные примеры касаются конкретных прав, а не суверенных прав. Суверенный статус у всех государств одинаков.

На мой взгляд, эти исключения лишь подтверждают правило и нарушения принципа суверенного равенства государств не усматривается. Это правомерные исключения из него. Исключения, согласованные между государствами и закрепленные в нормах международного права, несущие дополнительные обязанности, особую ответственность государств. Правомерным исключением из данного принципа следует считать и общую систему преференций, которая предоставляет особые льготы и преимущества развивающимся и наименее развитым странам в международной торговле.

Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам.

Такая система рассматривается как способ приближения от формального равенства государств к равенству фактическому.

Многое еще зависит и от правовой активности государства. При прочих равных условиях более активное участие в международных правоотношениях наделяет государство более широким кругом прав и юридических возможностей. Реальность суверенного равенства государства зависит в немалой мере и от того, с какой последовательностью оно его отстаивает. Суверенное равенство должно осуществляться с учетом законных интересов других государств и международного сообщества в целом. Оно не дает право блокировать волю и интересы большинства.

Равенство правового статуса государств означает, что все нормы международного права применяются к ним одинаково, обладают равной обязательной силой. Государства обладают равной способностью создавать права и принимать на себя обязательства. По мнению Международного Суда ООН, равенство означает также равную свободу во всех делах, не регулируемых международным правом.

Все государства обладают равным правом участвовать в решении международных проблем, в которых они законно заинтересованы. В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года говорится: «Все государства юридически равноправны и как равноправные члены международного сообщества имеют право полностью и эффективно участвовать в международном процессе принятия решений…».

При этом, не следует закрывать глаза на реальность. Фактическое влияние крупных держав на нормотворческий процесс ощутимо.

ПРИМЕР: Так, режим космического пространства был определен именно ими. От них зависит создание договоров в области ограничения вооружений. На этом основании некоторые ученые высказывают мнение о том, что равенство характерно для правоприменительной стадии, чем при стадии создания норм международного права. Однако, международные акты и международная практика все больше признают равное право всех государств на участие в нормотворческом процессе. Кроме того, создаваемые по инициативе крупных держав акты должны учитывать интересы международного сообщества в целом.

Юридическим инструментарием обеспечения принципа суверенного равенства в различных сферах являются «принципы-стандарты»: принцип взаимности, принцип недискриминации, принцип предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации, принцип предоставления национального режима и другие.

ВЫВОД:Пока существуют суверенные государства, данный принцип будет оставаться важнейшим элементом системы принципов международного права. Строгое его соблюдение обеспечивает свободное развитие каждого государства и народа. Суверенное равенство реально лишь в рамках международного права.

§ 2. Принцип суверенного равенства государств.

Принцип суверенного равенства государств включает в себя две составные части. уважениесуверенитета всех госу­дарств и их равноправиев международных отношениях.

Эти составляющие объединены в одно целое в п. 1 ст. 2 Устава ООН, которая гласит: «Организация основана на принципе су­веренного равенства всех ее членов».

Неразрывная связь двух элементов этого принципа обусловлена также тем, что сувере­нитет может существовать только в условиях равноправия.

Позднее указанный принцип получил свое толкование и дальнейшее развитие в Декларации о принципах международ­ного права 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ 1975 г. а также Итоговом документе Венской встречи СБСЕ 1989 г. Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов.

Основное назначение указанного принципа — обеспечение равного участия всех государств в международных отношени­ях, независимо от различий экономического, социального, по­литического или иного характера.

Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равен­ства включает следующие элементы:

а) государства юридически равны;

б) каждое государство пользуется правами, присущими полно-­ му суверенитету;

в) каждое государство обязано уважать правосубъектность дру-­ гих государств;

территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

каждое государство имеет право свободно избирать и раз­вивать свои политические, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять полностью и добро­совестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Государства — участники СБСЕ 1975 г. заявили о своем намерении «ува­жать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость». Они согласились также уважать право друг друга свободно выбирать и разви­вать свои политические, социальные, экономические и куль­турные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила».

1.В рамках международного права все государства-участни­ки имеют равные права и обязанности.

2. Они должны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмот­рению их отношения с другими государствами согласно между­народному праву.

3. К числу элементов принципа суверенного ра­венства относитсяправо государств принадлежать или не при­надлежать к международным организациям, быть или не бытьучастником, двусторонних или многосторонних договоров,включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

3.Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Данный принцип зародился достаточно давно в форме меж­дународного обычая и долгое время действовал как принцип pactasuntservanda («договоры должны соблюдаться»).

В со­временный период он превратился в договорную норму и на­шел свое отражение в Уставе ООН (п. 2 ст. 2), Венских конвен­циях о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г. а также Декларации о принципах международного права 1970 г.

В Преамбуле Устава ООН подчеркивается решимость чле­нов ООН «создать условия, при которых могут соблюдатьсясправедливость и уважение к обязательствам, вытекающих из договоров и других источников международного права. В п. 2 ст. 2 Устава закреплена обязанность членов ООН добросовест­но выполнять принятые на себя по Уставу обязательства.

Важным шагом в договорном закреплении этого принципа стала Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

В преамбуле Конвенции отмечается, что «принцип сво­бодного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание». А в ст. 26 Конвенции установ­лено: «Каждый действующий договор обязателен для его уча­стников и должен ими добросовестно выполняться». Более того, участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения им договора (п. 1 ст. 27).

В соответствии с Декларацией 1970 г. сущность принципа добросовестного выполнения международных обязательств сво­дится к следующему.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять обя­зательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, атакже вытекающие из общепризнанных принципов и норммеждународного права. Кроме того, государства обязаны доб­росовестно выполнять свои договорные обязательств.

Существенными признаками принципа добросовестного вы­полнения международных обязательств является недопусти­мость одностороннего отказа от принятых на себя обяза­тельств, принятия новых обязательств, противоречащих ужедействующим обязательствам с третьими государствами, атакже международно-правовая ответственность за их нару­шение.

11. Принцип суверенного равенства государств

Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т. е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в ст. 2 Устава ООН – «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Данный принцип закреплен в уставах международных организаций системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных организаций, многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. С наибольшей полнотой принцип отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г. Парижской хартии для Новой Европы 1990 г.

Социальное назначение принципа состоит в обеспечении юридически равного участия в международных отношениях всех государств независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства обязались не только соблюдать принцип суверенного равенства, но и уважать права, присущие суверенитету, т. е. в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

В настоящее время государства все чаще передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. Происходит это по разным причинам, в том числе в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер международного сотрудничества и увеличением количества объектов международно-правового регулирования.

12. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

Одним из важнейших принципов современного международного права является принцип добросовестного выполнения международных обязательств по международному праву. Этому принципу предшествовал принцип соблюдения международных договоров – pacta sunt servanda, появление и развитие которого тесно связано с римским правом, а затем с возникновением и развитием межгосударственных отношений и международного права.

Принцип добросовестного соблюдения международных договоров имеет длительную историю. Заключение первых международных договоров обусловило необходимость их выполнения, поскольку нарушение обязательств, предусмотренных международными договорами, приводило бы к неустойчивости международных отношений. В ХХ столетии этот принцип приобрел новое юридическое значение – он распространил свое действие и на иные нормы международного права.

В настоящее время в качестве общепризнанной нормы поведения субъектов указанный принцип закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Согласно п. 2 ст. 2 Устава «все члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации». Содержание этого принципа раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 г. где подчеркивается, что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, имеет важнейшее значение для поддержания международного права и безопасности.

В силу принципа добросовестного соблюдения международных договоров субъекты международного права должны выполнять обязательства, вытекающие из международного права, добросовестно. Выполнение обязательств должно осуществляться честно и точно. Только в этом случае исполнение международно-правовых обязательств может квалифицироваться как добросовестное. Государство не может уклоняться от выполнения обязательств, вытекающих из международно-правовых норм, и не может ссылаться ни на положения внутреннего права, ни на иные обстоятельства как на причину неисполнения или отказа от исполнения своих обязательств. Государство может отказаться от исполнения международно-правовых обязательств, однако такой отказ должен осуществляться только на основании международного права, что отражено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

Значение принципа добросовестного соблюдения международных обязательств заключается в том, что он является основой международного права, поскольку без такого принципа действенность международного права была бы проблематичной. В силу своей значимости и роли в системе международного права данный принцип приобрел императивный характер jus cogens.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *