Проблемное обучение

Сущность проблемного обучения

Определение сущности проблемного обучения. Его основные понятия.

Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.

Определение 1. Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся.

Определение 2. Особый вид взаимодействия педагога и обучающихся, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Определение 3. (по М.М. Левиной) – это технология развивающего обучения, основные функции которого заключаются в том, чтобы:

– стимулировать активный познавательный процесс учащихся, их самостоятельность в обучении;

– воспитывать у них творческий, исследовательский стиль мышления;

– знакомить обучающихся с логикой и методами исследования научных проблем.

Проблемное обучение соответствует целям воспитания активной, творческой личности.

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

– развитие у учащихся способов мышления и интеллектуальных способностей;

– усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного научного поиска и самостоятельного решения проблем (при этом освоенные знания и умения являются более прочными, чем при традиционном обучении);

– воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы,

– развитие у обучающихся рефлексивных умений и критического мышления.

Сущность проблемного обучения

Процесс учения, как творческий процесс включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов из решения. При этом проблемное обучение как творческая деятельность представляет собой поиск решения нестандартных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.

Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.

Проблемное обучение является не абсолютно новым типом обучения в педагогической практики, в прошлом с ним связаны такие известные имена, как Сократ. Руссо. Дистерве. Ушинский и др. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Дистевег).

Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: при столкновении с новой, непонятной проблемой у обучающегося возникает состояние недоумения, удивления; при этом встает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью учителя.

Активизации творческого мышления учащихся в условиях проблемного обучения способствуют субъект-объект-субъектные отношения (диалог, полилог, дискуссия), возникающие при коллективном решении проблемы.

Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, учебной или исследовательской деятельности. Именно в связи с этим проблемное обучение можно назвать развивающим, ибо его цель – освоение учениками знаний и обобщенных умений посредством решения так называемых учебных задач. При проблемном же обучении учащиеся включаются в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач.

Таким образом, сущность проблемного обучения составляют:

– организация учителем проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе учащихся;

– управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Основные понятия проблемного обучения:

1. Проблемная ситуация – условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у учащихся не хватает знаний или известных способов действий, т.е. у них возникает интеллектуальное затруднение.

2. Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения;

– это поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний, способов мышления и деятельности;

– это ложный теоретический или практический вопрос, который содержит в себе скрытое противоречие, вызывающее разные, порой противоречивые позиции при его решении.

– это задание (задача или вопрос), способ выполнения которого ученику заранее неизвестен, однако он имеет необходимые опорные знания и умения для осуществления полного решения; проблемная задача вызывает у учащихся затруднения, удивление, но является посильной.

Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, характерные для познавательного процесса, могут служить:

– проблемная ситуация как следствие противоречий между старыми знаниями и новыми для учащихся фактами, разрушающими прежнюю теорию.

– понимание научной важности проблемы и отсутствие надежной теоретической базы для ее решения;

– многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;

– практически доступный результат и отсутствие его теоретического обоснования;

– противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;

– большое количество фактических данных и отсутствие метода их обработки и анализа.

Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда включение в нее ученика позволяет ему разграничить известное и неизвестное и наметить (самостоятельно или с помощью учителя) пути решения, проблемной задачи.

Способы создания проблемной ситуации:

– использование учебных и жизненных ситуаций;

– побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению, классификации;

– ознакомление учащихся с фактами, носящими как-будто бы необъяснимый характер;

– противоречия между научными фактами;

– новые условия применения уже имеющихся у ученика знаний.

3. Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача предполагает постановку вопросов: «Как разрешить возникшее противоречие? Чем объяснить его?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поиска решения, где рассматриваются различные пути, способы и средства решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение.

В классификации проблемных задач выделяются задачи с неопределенностью условий или искомых ответов, с избыточными, противоречивыми или частично неверными данными. Главное в проблемном обучении – сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, т.е. путепроходческая работа, а не мгновенный выход на решение. Хотя преподавателю с самого начала известен кратчайший путь к решению проблемы, однако, его задачей является ориентировать сам процесс поиска, шаг за шагом приводя учеников к разрешению проблемы и получению новых знаний и способов действий.

Некоторые авторы определяют проблемное обучение как ряд проблемных задач, последовательное решение которых ведет к достижению поставленной дидактической цели.

Проблемные задачи выполняют тройную функцию:

– они являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний;

– обеспечивают успешные условия усвоения;

– представляют собой основное средство контроля для выявления уровня результатов обучения.

Таким образом, учитель создает проблемную ситуацию, вдохновляет и включает учащихся в ее разрешение, организует и проверку поиск решения. При этом ученик становится в позицию субъекта обучения, он овладевает новыми знаниями, способами действий. Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что учитель должен дифференцировано подходить к созданию проблемной ситуации и постановке проблемных задач и учитывать индивидуальные особенности учащихся и их готовность к поисковой деятельности.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Проблемное обучение

3. Цели и условия успешного проблемного обучения

4. Основные формы проблемного обучения

5. Структура проблемного урока

1. Теоретические основы проблемного обучения

Главная задача современного образования видится в оснащении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами.

Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.

Принципиально важен тот факт, что новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы. При традиционной педагогической стратегии — от знаний к проблеме — учащиеся не могут выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, поскольку им даются для усвоения его готовые результаты. Решение проблемы требует включения творческого мышления. Репродуктивные психологические процессы, связанные с воспроизведением усвоенных шаблонов, в проблемной ситуации просто не эффективны. Цель активизации творческого процесса путем проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Эта активность заключается в том, что учащийся, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. То есть, это расширение и углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Новое применение прежних знаний не может дать ни педагог, ни книга, оно ищется и находится учеником поставленным в соответствующую ситуацию. Этот поиск, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное обучение. Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно притупить его природные творческие способности: «разучить» думать самостоятельно. В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач.

Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой («проблема — сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении»); у ученика возникает состояние недоумения, удивления, возникает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. И ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью преподавателя. Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающегося, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом.

Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, учебной или другой деятельности, которые и есть источник движения и развития в любой сфере. Именно в связи с этим проблемное обучение можно назвать развивающим, ибо его цель — формирование знания, гипотез, их разработки и решений. При проблемном обучении процесс мышления включается лишь с целью разрешения проблемной ситуации, оно формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач.

Основное различие между проблемным и традиционным обучением состоит в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.

Цель проблемного обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и сам путь, процесс получения этих результатов, формирование познавательной самодеятельности человека и развития его творческих способностей.

Цель традиционного (сообщающего) обучения — усвоение результатов научного познания, вооружение человека знанием основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков.

Характеристики сообщающего и проблемного обучения (по В.Оконю)

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении учениками.

Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение. Учитель направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений.

Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

Ученик сам ставит проблему и сам ее решает. Учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

В итоге воспитывается способность самостоятельно увидеть проблему, самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Третий и четвертый уровни — это исследовательский метод.

Таким образом, в условиях проблемного обучения развитие активности в умственной деятельности учащихся можно характеризовать как переход от действий, стимулируемых заданиями учителя, к самостоятельной постановке вопросов; от действий, связанных с выбором уже известных путей и способов, к самостоятельной, к самостоятельным поискам решения задач и дальше — к выработке умения самостоятельно видеть проблемы и исследовать их.

Достоинства проблемного обучения очевидны. Это в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п.

Проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, т.е. реализовать основную задачу педагогического труда.

2.Проблемные ситуации и задачи

проблемный обучение ситуация

Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, характерные для познавательного процесса, могут служить:

проблемная ситуация как следствие противоречий между школьными знаниями и новыми для учащихся фактами, разрушающими теорию;

понимание научной важности проблемы и отсутствие теоретической базы для ее решения;

многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;

практически доступный результат и отсутствие теоретического обоснования;

противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;

противоречие между большим количеством фактических данных и отсутствием метода их обработки и анализа;

Все указанные противоречия возникают из-за дисбаланса между теоретической и практической информацией, избытком одной и недостатком другой, или наоборот.

Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда она позволяет разграничить известное и неизвестное и наметить пути решения, когда человек, столкнувшись с проблемой, точно знает, что именно ему неизвестно.

Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача ставит вопрос или вопросы: «Как разрешить это противоречие? Чем это объяснить?» Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения.

Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги:

модель поисков решения

В классификации проблемных задач выделяют задачи с неопределенностью условий или искомого, с избыточными, противоречивыми, частично неверными данными. Главное в проблемном обучении — сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, т.е. путепроходческая работа, а не мгновенный выход на решение. Хотя преподавателю с самого начала известен кратчайший путь к решению проблемы, его задача — ориентировать сам процесс поиска, шаг за шагом приводя студентов к решению проблемы и получению новых знаний.

Проблемное обучение — это ряд проблемных задач, решение которых ведет к достижению поставленной дидактической цели.

Проблемные задачи выполняют тройную функцию:

они являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний;

обеспечивают успешные условия усвоения;

представляют собой основное средство контроля для выявления уровня результатов обучения.

3. Цели и условия успешного проблемного обучения

Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения:

обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

обеспечение посильной работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого;

необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

развитие профессионального проблемного мышления — в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику.

Не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Гипотеза, решения, новые данные в науке, кризис традиционных представлений на поворотном этапе, поиски новых подходов к проблеме — вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Овладение логикой поиска через историю открытий — один из перспективных путей формирования проблемного мышления. Успешность перестройки обучения с традиционного на проблемное зависит от «уровня проблемности», который определяется следующими факторами:

степенью сложности проблемы — выводимой из соотношений известного и неизвестного учеником в рамках данной проблемы

долей творческого участия обучаемых в разрешении проблемы, как коллективного, так и личного.

4. Основные формы проблемного обучения

В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения:

проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции, либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает; учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения.

частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы вызывают интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель должен придумать возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников. Частично-поисковый метод обеспечивает продуктивную деятельность высокого уровня в отличие от традиционного объяснительного и репродуктивного обучения, когда формируются лишь знания-знакомства, знания-копии;

самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее ( в курсовой, дипломной или исследовательской работе) с последующим контролем преподавателя, что обеспечивает продуктивную деятельность высокого уровня — творчество и высокий уровень эффективных и прочных знаний.

5.Структура проблемного урока

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Кузьмина Н.В.):

цель обучения (для чего учить)

содержание учебной информации (чему учить)

методы, приемы, средства педагогической коммуникации (как учить)

Структура проблемного урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяет логику урока. Под структурой понимают различные варианты взаимодействия между элементами состава, возникающие в процессе функционирования объекта.

Структурные элементы проблемного урока:

актуализация прежних знаний учащихся

усвоение новых знаний и способов действия

формирование умений и навыков

Эта структура отражает основные этапы учения и этапы организации современного урока.

Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы

выдвижение и обоснование гипотезы

проверка правильности решения проблемы

Структура проблемного урока представляет собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения и создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогическом процессе. На данном этапе проблемное обучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонично развитую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций активизирует его познавательную активность и способствует реализации интеллектуальных возможностей, формируя творческую личность.

Зимняя И.А. Педагогическая психология М. Логос, 2000, 384 с.

Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии.- М. Педагогика,1972, 324 с.

Максимова В.Н. Проблемный поход к обучению в школе: Методическое пособие по спецкурсу — Л. 1973,276 с.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении — М. Педагогика,1972,.465 с.

Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории — М.,Педагогика, 1975,.289 с.

Оконь В. Основы проблемного обучения Пер. с польск. — М. 1990, 269 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. Народное образование, 1998, 256 с.

Ситаров В.А. Дидактика М. Издательский центр «Академия», 2002,

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики — М. Педагогика, 1980, 405 с.

Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Педагогика Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2002, 256 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность и особенности проблемного обучения. Место проблемного обучения в педагогических концепциях. Концептуальные основы проблемного обучения. Методика организации проблемного обучения. Роль педагога в проблемном обучении.

реферат [80,3 K], добавлен 07.06.2003

Дидактическое обоснование методов проблемного обучения. Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения. Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе. Классификация проблемных ситуаций, пути и способы их создания.

дипломная работа [88,4 K], добавлен 11.05.2008

Научное обоснование дефиниции «проблемное обучение». Содержание и назначение проблемного обучения, условия его успешной организации. Особенности методологии проблемного обучения. Особенности обучения иностранным языкам на основе проблемного подхода.

курсовая работа [63,1 K], добавлен 13.05.2011

Основные функции и особенности проблемного обучения, его виды и уровни, дальнейшее совершенствование методов обучения. Классификации проблемных ситуаций. Правила управления процессом усвоения в проблемной ситуации. Структурные элементы проблемного урока.

курсовая работа [51,4 K], добавлен 17.12.2010

Исторические аспекты проблемного обучения. Педоцентрическая концепция Дж. Дьюи. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения. Современные американские теории «учения путем решения проблем». Достоинства и недостатки проблемного обучения.

контрольная работа [28,1 K], добавлен 12.05.2009

Исторические аспекты и сущность проблемного обучения – такой организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Проблемные ситуации.

контрольная работа [30,6 K], добавлен 23.01.2011

Развитие творческих способностей каждого ребенка. История развития, роль и сущность проблемного обучения, его виды, уровни и характеристика. Характеристика проблемных методов обучения. Экспериментальное исследование условий эффективной организации.

курсовая работа [203,9 K], добавлен 16.02.2010

Педагогические цели профессионального обучения. Сущность и этапы проблемного обучения. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения. Проблемное обучение в профессионально-техническом образовании и его основные методы.

курсовая работа [42,5 K], добавлен 22.02.2012

Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении. Характеристика проблемной ситуации как основы проблемного обучения. Типы, виды и структура учебного занятия. Изучить методику проведения проблемного занятия.

курсовая работа [32,0 K], добавлен 17.06.2015

Сущность технологии проблемного обучения. Пути, типы и способы создания проблемных ситуаций на уроке. Возможности использования проблемного метода при обучении в начальной школе и оценка его влияния на формирование мыслительной деятельности учащихся.

дипломная работа [606,5 K], добавлен 31.12.2014

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ это:

ПРОБЛ Е МНОЕ ОБУЧ Е НИЕ (англ. problem education).

Обучение . предусматривающее создание на уроке проблемных ситуаций и обсуждение возможных подходов к их решению, в ходе которого обучаемые учатся применять ранее усвоенные знания и приобретенные навыки и умения и овладевают опытом (способами) творческой деятельности. Организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В ходе совместной деятельности учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие, как постижение и понимание новых фактов, принципов, как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета. В П. о. моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. В ходе П. о. применяются проблемно-поисковые методы обучения. предполагающие проблемное изложение учебного материала и его закрепление. вовлечение учащихся в активную речевую деятельность с использованием различных приемов. П. о. способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями, по этой причине такое обучение чаще всего применяют с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности. На занятиях по языку П. о. получило распространение в качестве средства активизации творческих возможностей учащихся как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики. Наибольшее влияние на развитие современной концепции П. о. оказала работа Дж. Бруннера «Процесс обучения» (русский перевод 1962). В отечественной науке П. о. начало интенсивно разрабатываться в 60-е гг. XX в. в связи с поиском способов активизации и стимулирования познавательной деятельности учащихся, развития их самостоятельности. Исходными при разработке теории П. о. стали положения теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Были предложены способы создания проблемных ситуаций в различных учебных предметах и найдены критерии оценки сложности проблемных познавательных задач. На занятиях по языку идеи П. о. реализуются в ходе использования ролевых игр. имитирующих и воссоздающих различные ситуации общения. при обучении в сотрудничестве. при опоре на центрированный на ученике подход к обучению. Различаются три уровня П. о.:

a) проблемное изложение материала, при котором преподаватель сам ставит проблему и находит ее решение;

б) преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с учащимися;

в) творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формулировании проблемы и поиске ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно-исследовательской и научной работы, а на занятиях по практике языка при использовании дедуктивного метода в процессе объяснения нового материала. Здесь учащиеся подводятся к логическому выводу на основе наблюдения над фактами языка. Показатель эффективности П. о. – существенное повышение качества усвоения учебного материала и возможностей его практического применения.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М. Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009 .

Смотреть что такое «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ» в других словарях:

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение, при к ром преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению уч. проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоят. поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. П … Российская педагогическая энциклопедия

проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе к рого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески… … Большая психологическая энциклопедия

Проблемное Обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит к … Психологический словарь

Проблемное обучение — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Проблемное обучение организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно… … Википедия

проблемное обучение — probleminis mokymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymo kryptis, grindžiama kūrybiniu mąstymu sprendžiant iškilusias teorines ar praktines problemas. Probleminio mokymo pradininku laikomas XX a. I pusės JAV pedagogas Dž. Diujis. Jis… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Проблемное обучение — обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых… … Педагогический терминологический словарь

Проблемное обучение — активное, развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучающихся, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или дидактических противоречий. Его фундаментом являются выдвижение и обоснование проблемы,… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Проблемное обучение — 1) один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико познавательный… … Словарь-справочник по педагогической психологии

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — технология обучения, основанная на использовании активных методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико познавательный характер.… … Профессиональное образование. Словарь

Проблемное обучение — [греч. problema задача, задание] организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Проблемное обучение. Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Проблемное обучение — организованный преподавателем… Подробнее Купить за 1125 руб
  • CD-ROM. Современные методы на уроках технологии. Кейс-метод: проблемное и проектное обучение. ФГОС. Электронное пособие «Современные методы на уроках технологии. Кейс-метод: проблемное и проектное обучение» серии» Педагогическая видеомастерская» содержит материалы вебинара, проведенного на… Подробнее Купить за 185 руб
  • Современные методы на уроках технологии. Кейс-метод: проблемное и проектное обучение. Компакт-диск для компьютера. Электронное пособие «Современные методы на уроках технологии. Кейс-метод: проблемное и проектное обучение» серии «Педагогическая видеомастерская» содержит материалы вебинара, проведенного на… Подробнее Купить за 170 руб

Другие книги по запросу «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ» >>

/ аксенова лекции / аксенова лекции / Лек. 6 Проблемное обучение

Лекция: «Проблемное обучение»

Сущность и основные категории проблемного обучения

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность–труд.

В 1923 году в нашей стране были «комплекс-проекты» на основе Дьюи. (в процессе выполнения проектов усваивались знания). Классно-урочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно-бригадным методом. Однако в 1932 г. постановлением ЦК ВКП(б) эти методы были объявлены методическим прожектерством и отменены.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Итак, проблемное обучение – один из видов обучения, основанный на организации поисковой деятельности учащихся, на формировании у них навыков продуктивного, творческого изучения учебного материала.

Целевые ориентации проблемного обучения.

Усвоение способов самостоятельной познавательной деятельности.

Развитие познавательных и творческих способностей.

Концептуальные положения (по Д.Дьюи)

Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.

Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.

Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала (знания–дети удивления и любопытства); активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); связь обучения с жизнью, игрой, трудом.

Современность проблемного обучения определяется и его ролью в решении вопросов управления познавательной деятельностью учащихся. Деятельность педагога состоит в организации активного познания учащихся, в управлении их познавательной деятельностью.

Проблемная ситуация – интеллектуальное затруднение, которое возникает у человека, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс, не может достичь цели известным ему способом действия, что побуждает его искать новый способ объяснения или действия. Проблемная ситуация служит основанием проблемного обучения.

Проблемное обучение выступает как система в организации обучения, при которой наиболее полно реализуется современное содержание ведущих принципов обучения. В проблемном обучении учебный процесс приобретает свою специфическую структуру, состоящую из цепи последовательно разрешаемых проблемных ситуаций. Процесс их разрешения имеет свою логическую последовательность действий, в миниатюре отражающих звенья в целом (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, выбор метода решения, сбор необходимых фактов, их анализ и обобщение, формулировка выводов, проверка решения). Тогда структура проблемного урока подчиняется логической структуре познавательных действий, присущих поисковой деятельности. Проблемные ситуации включаются в различные звенья процесса усвоения знаний (восприятие, осмысление, закрепление, применение), обеспечивая систематическую организацию поиска.

Итак, центральным звеном в структуре учебного процесса в проблемном обучении является проблемная ситуация. Проблемная ситуация носит объективно-субъективный характер, это логическая и психологическая ситуация. Она вытекает из логики изучения учебного предмета и отражает объективные противоречия в его содержании. Но вне субъекта мышления – ученика возникновение проблемной ситуации невозможно. Она составляет отношение между усвоенными и новыми для ученика знаниями и способами, предполагает включение субъекта в отношение между известным и искомым, которое происходит на основе его знаний, умений и мотивов. Механизм включения в проблемную ситуацию состоит в возникновении у ученика познавательной потребности, на базе которой появляется познавательная активность как средство ее удовлетворения и познавательный интерес как мотив этой активности. Создание условий (наличие известного и неизвестного, между которыми можно установить определенную взаимосвязь, имеющую значимость для ученика) для возникновения познавательной потребности является необходимым звеном управления процессом усвоения в проблемном обучении.

Психологическая структура проблемной ситуации включает три компонента: познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности; неизвестное достигаемое знание или способ действия; интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

Классификация проблемных ситуаций

По уровню проблемности:

Возникающие независимо от приемов (1 уровень)

Называемые и разрешаемые педагогом (2 уровень)

Называемые учителем, разрешаемые учеником (3 уровень)

Мысленный проблемный эксперимент

Проблемное решение задач

Игровые проблемные ситуации

Учебная проблема. Учебная проблема – форма проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющая направление умственного поиска, пробуждающая интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущая к усвоению нового понятия или нового способа действия. Такое понятие учебной проблемы подчеркивает внутренние стороны познания в ходе обучения, его объективно-субъективную сущность. Объективная проблема может быть поставлена педагогом, но стать субъективной для учащегося и побуждать его к познавательной активности она может быть только в результате создания проблемной ситуации, которая делает объективную проблему личностно значимой для учащегося.

Формы предъявления учебной проблемы. Формами предъявления учебной проблемы учащемуся могут быть: проблемная (поисковая) познавательная задача, проблемный вопрос, проблемное задание (теоретическое или практическое), в котором содержатся потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения.

Проблемная познавательная задача. Любая задача (практическая, математическая, теоретическая, конструктивная и др.) носит познавательных характер, но в одних задачах путь решения известен учащемуся, в других – неизвестен. Задачи второго типа называют проблемными или поисковыми или просто познавательными задачами.

Проблемный вопрос. Появляющийся у учащихся при решении данной задачи вопрос является проблемным, его сущностью выступает видимое или подразумеваемое противоречие, заключенное в нем. Такой вопрос может возникать у учащихся в результате поиска решения предложенной учителем познавательной задачи.

Итак, создание проблемных ситуаций, постановка проблем, их поэтапное решение, руководство выдвижением гипотез, их доказательством и проверкой, оказание помощи в процессе решения проблем, – все это элементы управления познанием, присущие проблемному обучению.

Сущность проблемного обучения

1 Определение сущности проблемного обучения. Его основные понятия.

Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.

Определение 1. Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся.

Определение 2. Особый вид взаимодействия педагога и обучающихся, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Определение 3. (по М.М. Левиной) – это технология развивающего обучения, основные функции которого заключаются в том, чтобы

стимулировать активный познавательный процесс учащихся, их самостоятельность в обучении;

воспитывать у них творческий, исследовательский стиль мышления;

знакомить обучающихся с логикой и методами исследования научных проблем.

Проблемное обучение соответствует целям воспитания активной, творческой личности.

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

развитие у учащихся способов мышления и интеллектуальных способностей;

усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного научного поиска и самостоятельного решения проблем (при этом освоенные знания и умения являются более прочными, чем при традиционном обучении);

воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы,

развитие у обучающихся рефлексивных умений и критического мышления.

Сущность проблемного обучения

Процесс учения, как творческий процесс включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов из решения. При этом проблемное обучение как творческая деятельность представляет собой поиск решения нестандартных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.

Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.

Проблемное обучение является не абсолютно новым типом обучения в педагогической практики, в прошлом с ним связаны такие известные имена, как Сократ, Руссо, Дистерве, Ушинский и др. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Дистевег).

Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: при столкновении с новой, непонятной проблемой у обучающегося возникает состояние недоумения, удивления; при этом встает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью учителя.

Активизации творческого мышления учащихся в условиях проблемного обучения способствуют субъект-объект-субъектные отношения (диалог, полилог, дискуссия), возникающие при коллективном решении проблемы.

Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, учебной или исследовательской деятельности. Именно в связи с этим проблемное обучение можно назвать развивающим, ибо его цель – освоение учениками знаний и обобщенных умений посредством решения так называемых учебных задач. При проблемном же обучении учащиеся включаются в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач.

Таким образом, сущность проблемного обучения составляют:

организация учителем проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе учащихся;

управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Основные понятия проблемного обучения:

Проблемная ситуация – условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у учащихся не хватает знаний или известных способов действий, т.е. у них возникает интеллектуальное затруднение.

Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения;

это поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний, способов мышления и деятельности;

это ложный теоретический или практический вопрос, который содержит в себе скрытое противоречие, вызывающее разные, порой противоречивые позиции при его решении.

это задание (задача или вопрос), способ выполнения которого ученику заранее неизвестен, однако он имеет необходимые опорные знания и умения для осуществления полного решения; проблемная задача вызывает у учащихся затруднения, удивление, но является посильной.

Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, характерные для познавательного процесса, могут служить:

проблемная ситуация как следствие противоречий между старыми знаниями и новыми для учащихся фактами, разрушающими прежнюю теорию.

понимание научной важности проблемы и отсутствие надежной теоретической базы для ее решения;

многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;

практически доступный результат и отсутствие его теоретического обоснования;

противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;

большое количество фактических данных и отсутствие метода их обработки и анализа.

Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда включение в нее ученика позволяет ему разграничить известное и неизвестное и наметить (самостоятельно или с помощью учителя) пути решения, проблемной задачи.

Способы создания проблемной ситуации:

использование учебных и жизненных ситуаций;

побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению, классификации;

ознакомление учащихся с фактами, носящими как-будто бы необъяснимый характер;

противоречия между научными фактами;

новые условия применения уже имеющихся у ученика знаний.

3. Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача предполагает постановку вопросов: «Как разрешить возникшее противоречие? Чем объяснить его?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поиска решения, где рассматриваются различные пути, способы и средства решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача→модель поисков решения→ решение.

В классификации проблемных задач выделяются задачи с неопределенностью условий или искомых ответов, с избыточными, противоречивыми или частично неверными данными. Главное в проблемном обучении – сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, т.е. путепроходческая работа, а не мгновенный выход на решение. Хотя преподавателю с самого начала известен кратчайший путь к решению проблемы, однако, его задачей является ориентировать сам процесс поиска, шаг за шагом приводя учеников к разрешению проблемы и получению новых знаний и способов действий.

Некоторые авторы определяют проблемное обучение как ряд проблемных задач, последовательное решение которых ведет к достижению поставленной дидактической цели.

Проблемные задачи выполняют тройную функцию:

они являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний;

обеспечивают успешные условия усвоения;

представляют собой основное средство контроля для выявления уровня результатов обучения.

Таким образом, учитель создает проблемную ситуацию, вдохновляет и включает учащихся в ее разрешение, организует и проверку поиск решения. При этом ученик становится в позицию субъекта обучения, он овладевает новыми знаниями, способами действий. Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что учитель должен дифференцировано подходить к созданию проблемной ситуации и постановке проблемных задач и учитывать индивидуальные особенности учащихся и их готовность к поисковой деятельности.

2 Мотивы обучения

Мотивы учебной деятельности можно классифицировать в зависимости от того, что лежит в основе мотивации: побуждение или потребность познания. Три группы мотивов, приводимые ниже, связаны с традиционным и активным типами обучения.

При традиционном обучении у обучаемых формируются две группы побуждающих мотивов:

Непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у школьников за счет педагогического мастерства педагога, его увлеченности наукой и способствовать формированию интереса к данному предмету. Эти внешние факторы отражают скорее заинтересованность, но не мотивацию познавательного плана.

Перспективно побуждающие мотивы. Так, например, учитель объясняет учащимся, что без усвоения конкретного раздела нельзя освоить следующий раздел, либо у учеников формируется мотив к обучению из-за предстоящего экзамена по дисциплине. В этом случае познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой познавательной деятельности.

В условиях проблемного обучения возникает совершенно новая группа мотивов –познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знания, истины. Интерес к обучению возникает в связи с проблемой и развертывается в процессе умственного труда, связанного с поиском и нахождением решения проблемной задачи или группы задач. На этой основе возникает внутренняя заинтересованность, которую, выражаясь словами А.И. Герцена, можно назвать «эмбриологией знания».

Итак, познавательно-побуждающая мотивация появляется при развертывании проблемной ситуации, применении активных методов обучения и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения. Познавательная мотивация побуждает человека развивать свои склонности и способности, способствует самореализации личности и раскрытию ее творческого потенциала.

Но формирование мотивов – лишь одна из сторон задач проблемного обучения. Его успешность определяется логикой и содержанием учебно-поисковой деятельности учащихся.

3 Формы, методы, технологические основы проблемного обучения

В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения:

Проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара. Проблемное изложение учебного материала на лекции, предполагает постановку учителем (преподавателем) проблемных вопросов, проблемных задач и поиск их решения; при этом учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. Например, в начале лекции «О жизни растений» ставится проблема: «Почему корень и стебель растут в противоположные стороны?». Но учитель не дает готового ответа, а раскрывает сущность научного поиска, сообщает о гипотезах и опытах, которые делались для проверки гипотез и полученных результатов;

Частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Учитель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющеюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и способствовать мыслительному поиску. Педагог должен придумать возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников. Частично-поисковый метод обеспечивает продуктивную деятельность третьего и четвертого уровня (применение и творчество), а также и третий и четвертый уровни знаний (знания-умения, знания-трансформация) в отличие от традиционного объяснительного и репродуктивного обучения, когда формируются лишь знания-знакомства и знания –копии.

Самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (решение творческой задачи, разработка и защита проектов, курсовая или дипломная работы) с последующим контролем учителя (преподавателя), что обеспечивает продуктивную деятельность четвертого уровня – творчество, а также и четвертый уровень наиболее эффективных и прочных «знаний-трансформаций».

Проблемный семинар можно провести в форме деловой дидактической игры, когда небольшие рабочие группы, организованные на базе группы (класса) учащихся, доказывают друг другу преимущества своей гипотезы, концепции. Решение серии проблемных задач может быть вынесено на урок систематизации и обобщения знаний или на практическое занятие, посвященное проверке или оценке определенной теоретической модели или методики. Наибольшая эффективность проблемного подхода реализуется через учебно-исследовательскую деятельность, при выполнении которой студент или ученик проходит все этапы формирования исследовательских умений и профессионального мышления, в то время как на отдельной лекции, семинаре или практическом занятии преследуется одна цель или ограниченная группа целей проблемного обучения.

Основными методами проблемного обучения являются метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала и до конца. Хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения интеллектуальных затруднений.

Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добыть самостоятельно;

учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью проблемных задач;

учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д. в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель – учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешение которой посвящается отрезок учебного времени;

знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени и усилий учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

ехнологические основы проблемного обучения

Для реализации проблемной технологии необходимы:

отбор самых актуальных, сущностных задач;

выявление и учет особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных, методических пособий и рекомендаций;

применение личностно-деятельностного подхода в учебном процессе;

достаточный уровень профессиональной компетентности учителя.

4 Структура проблемного урока

Этапы и проведения проблемного урока (по М.И. Махмутову):

возникновение проблемной ситуации и постановка учебной проблемы (5-10 мин.);

выдвижение предложений и обоснование гипотезы по разрешению учебной проблемы (5-15 мин.);

доказательство гипотезы (10-15 мин.);

проверка правильности решения учебной проблемы.

Примерная структура проблемного урока:

актуализация прежних знаний – подготовка к восприятию нового материала;

усвоение новых знаний и способов действий – на этом этапе создается проблемная ситуация, определяется проблемная задача, выдвигаются гипотезы ее разрешения, доказательство гипотез, проверка решения;

формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний, полученных в результате разрешения проблемы.

12.5 Условия эффективности реализации проблемного обучения

Выделяются четыре главных условия проблемного обучения:

обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

обеспечение посильности работы учащихся с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

значимость для обучаемого информации, получаемой при решении проблемы;

необходимость диалогического, доброжелательного общения с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся к различным точкам зрения, гипотезам, предложениям, высказываемым учениками.

Не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Гипотезы решения, новые научные данные, кризис традиционных представлений, поиски новых подходов к проблеме – вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Овладение логикой поиска через историю открытий – один из перспективных путей формирования проблемного мышления. Успешность перестройки обучения с традиционного на проблемное зависит от «уровня проблемности», который определяется следующими факторами:

степенью сложности проблемы – выводимой из соотношений известного и неизвестного учеников в рамках данной проблемы;

долей творческого участия обучаемых в разрешении проблемы при сочетании коллективных и индивидуальных форм обучения.

Вопросы и задания для самопроверки

Раскройте сущность проблемное обучения?

Определите основные категории проблемного обучения.

Каковы способы создания проблемной ситуации? Приведите примеры проблемных ситуаций.

Назовите основные формы и методы проблемного обучения.

Какие трудности могут возникнуть при реализации проблемного обучения?

Какова структура проблемного урока?





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *