Программа социологического исследования

Программа социологического исследования

Проведение любого социологического исследования обязательно начинается с разработки его программы, которую называют стратегическим документом научного поиска, что содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения исследуемого социального явления или процесса. Поэтому в научно-методической литературе программу социологического исследования в структурном отношении рассматривают с точки зрения таких вопросов:

1) общие требования к программе;

2) методологический раздел программы;

3) процедурный (или методический раздел программы.

Общие требования к программе вытекают из ее сути, ведь программа социологических исследований является теоретико-методологической основой выполнения процедуры каждого исследования. Соответственно этот научный документ представляет собой изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) исследовательских операций. Последние основаны на основе цели, гипотез, правил, процедуры, технологии, логической последовательности операций с целью проверки хода исследований и их последствий.

Общая цель социологического исследования определяет содержание и структуру его программы. Целью теоретических социологических исследований является содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, а целью прикладных исследований — практическое решение поставленных социологических проблем с дальнейшим предложением конкретных способов действий в определенный срок. Теоретико-прикладные и чисто прикладные социологические исследования имеют преимущественно эмпирический характер, они являются основой исследований теорий среднего уровня (специальных и отраслевых) и высшего уровня (общеметодологических, фундаментальных).

Таким образом, программа социологического исследования имеет преимущественно две функции: 1) научно-познавательную (обеспечение теоретико-методической целостности исследования); 2) научно-организационную (обеспечение эффективной деятельности сотрудничества участников исследовательского коллектива, распределение работы между ними ради научного и научно-практического результата).

I. Методологический раздел программы социологического исследования содержит такие элементы или подразделения:

1. Формулировка проблемы, то есть ситуации, которая требует безотлагательного анализа с целью выработки решения на уровне коллектива, региона, общественности в целом.

2. Определение цели и постановка задач исследования, которые конкретизируют его общую цель — целевую установку на конечный результат.

3. Определение объекта и предмета исследования: объект следует из формулировки проблемы, проблемной ситуации со всеми ее противоречиями, а предмет следует из объекта как его сторона (грань, аспект), что холоднее всего непосредственно исследуется.

4. Уточнение и интерпретация основных категорий и понятий, то есть их структурирование, всестороннее объяснение их содержания.

5. Предварительный системный анализ объекта исследования, то есть систематизация литературных и практических сведений моделирования изучаемой проблемы, ее детализация.

6. Развертывание рабочих гипотез — научных предположений, которые необходимо подтвердить или опровергнуть.

Методологический раздел программы социологического исследования органично взаимосвязан с ее процедурным разделом. Если первый закладывает методологию исследования, то второй раскрывает его процедуру, то есть последовательность исследовательских операций.

II. Процедурный (или методический) раздел программы социологического исследования состоит из таких компонентов или подразделений:

7. Определения выборочной совокупности обследуемой, то есть обоснование системы выборки. Система выборки включает генеральную совокупность и выборочную совокупность, которые необходимо знать и научно составлять. Генеральная совокупность — это вся совокупность единиц наблюдения, что имеет отношение к данной проблеме, хотя и может быть ограниченной территории, времени, профессии, функциональными рамками. Выборочная совокупность — это часть генеральной, непосредственный объект изучения по разработанной программе отбора, воспроизведение характеристики генеральной совокупности на основе ее репрезентации (представительства).

8. Характеристика методов, используемых для сбора первичной социологической информации. При определении методов сбора социологической информации (анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент и т.д.) следует принимать во внимание следующее:

1) оперативность и экономичность Исследования не должны обеспечиваться за счет качества социологической информации;

2) ни один из методов сбора социологических данных не является универсальным, то есть каждый из них имеет четко определенные познавательные возможности;

3) надежность того или иного метода обеспечивается не только его основательностью и соответствием цели и задачам исследования, но и соблюдением правил и процедур практического применения.

9. Структура инструментария для сбора социологической информации направлена, прежде всего, на выявление необходимых качеств или соответствующих сторон (аспектов) предмета исследования. Следовательно, тот или иной блок вопросов и порядок их расположения в инструментарии всегда должен быть направленных на выявление необходимых свойств исследуемого предмета.

10. Логическая схема обработки первичной социологической информации предусматривает, прежде всего, обработку, анализ и интерпретацию полученных данных, а также формулировку на этой основе соответствующих выводов и разработку определенных практических рекомендаций.

При проектировании и организации социологического исследования наряду с разработкой его программы важная роль принадлежит принципиальном (стратегическом) и рабочем планам исследования, отражающие основные стратегические и оперативные процедурные меры, которые необходимо принять.

Принципиальный (стратегический) план социологического исследования в зависимости от его вида имеет четыре варианта:

1) разведывательный, когда об объекте мало что известно и отсутствуют условия для формулирования гипотез;

2) описывающий, когда данных об объекте хватает для описывающих гипотез;

3) аналитико-экспериментальный — самый эффективный, когда есть полное знание об объекте и условиях для объяснительного предвидения и функционального анализа;

4) повторно-сравнительный, когда есть возможность выявить тенденции исследуемых процессов, а также сопоставлять данные в большом временном интервале.

Наряду с разработкой стратегического плана разрабатывается также и рабочий план исследования, который дает возможность предвидеть и наиболее эффективно определять весь объем научных, организационных и финансовых затрат, а также предоставляет исследованию необходимой ритмичности на всех его этапах. Структурными компонентами рабочего плана социологического исследования выступают его этапы и разнообразные по видам и формой научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в четыре блока в соответствии с последовательностью их осуществления.

Первый блок рабочего плана определяет

— порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования;

— формирование и подготовку группы к сбору первичной информации (например, анкетёров);

— проведения пробного (зондажного) исследования;

— внесение необходимых коррективов в программу и инструментарий сбора первичной информации по результатам пробного исследования;

— размножение инструментария (анкет, бланков-интервью, карт наблюдения и т. п.).

Второй блок рабочего плана фиксирует все виды организационных и методических работ, обеспечивающих четкое проведение полевого исследования, то есть массового сбора первичной социологической информации. Здесь предполагается также выбор соответствующего места и времени для опроса, информирование опрашиваемых (респондентов) о цели, задачи и практические результаты исследования, а также централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.

Третий блок рабочего плана охватывает всю совокупность операций, которые касаются подготовки первичной информации к обработке. Здесь предусматривается контроль за формированием массива информации, которую необходимо ввести в компьютер. Кроме того, предварительно намечаются мероприятия и операции по кодирование открытых вопросов и выбраковка испорченных анкет.

Четвертый блок рабочего плана включает все виды работ, касающихся социологического анализа результатов обработки полученных данных, обсуждение формы и содержания предварительного и итогового научных отчетов, формулировка выводов и разработки соответствующих практических рекомендаций для заказчика социологического исследования.

Следует заметить, что во время подготовки и организации социологического исследования помимо разработки программы, стратегического и рабочего планов готовят также различные вспомогательные документы (например, карточка выборки, инструкция анкетеру или интервьюеру и т.п.), выполняют расчеты временных, организационно-технических, материальных, финансовых и других расходов в соответствии с установленными нормативами. Все это значительно упорядочивает проведения социологического исследования, помогает избежать ошибок, а также способствует качественному сбору информации, ее своевременной обработке и анализу.

Предметом исследования являются реальные жизненные противоречия, которые создают проблемную социальную ситуацию, для решения которой необходима правдивая, оперативная, научно обоснованная информация.

Социальная проблема— противоречивая ситуация реальной жизни, что имеет массовый характер и касается интересов социальных общностей, групп.

Социология использует различные подходы к определению типа социальной проблемы, принимая за основу цель исследования, носителя проблемы, масштабы ее распространения, время действия, глубину противоречия, что создает проблему.

Лекция №2. Основные элементы программы социологического исследования

Программа социологического исследования

Успех любого социологического исследования во многом зависит от качества его программы. «Программа социологического исследования — изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основной целью предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез».

Программа социологического исследования разрабатывается социологом после получения заказа на конкретное исследование или принятия самостоятельного решения о проведении определенного исследования. Программа должна выполнить три основные функции: методологическую, методическую и организационную. Программа должна четко определить изучаемую проблему, общее направление исследования, научные принципы его осуществления. Вместе с тем она должна указать приемы, методы, средства получения информации, ее анализа, систематизации и обобщения. Одновременно программа социологического исследования должна обеспечить логическую последовательность исследования, организовать разделение труда между людьми, принимающими участие в исследовании, облегчить контроль за выполнением процедур, за их последовательностью и качеством.

В научной литературе описаны разные структуры программы социологического исследования. Большинство социологов считает, что программа социологического исследования должна включать методологический, процедурный и итоговый разделы.

Методологический раздел программы социологического исследования начинается с «формулировки проблемной ситуации как некоторого противоречия между осознанием научно-познавательной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения». В этом разделе программы четко определяются объект и предмет социологического исследования, формулируются цель и задачи исследования, дается предварительный анализ предмета исследования, интерпретация основных понятий, излагаются основные рабочие гипотезы.

Цель социологического исследования — это его общая ориентация. Цели социологических исследований могут быть разными. Цель теоретико-прикладных социологических исследований — «содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всесторптшему, чем ранее». Цель прикладных социологических следований — практическое решение конкретных задач. Задачи социологического исследования — это совокупность конкурентных целевых установок, которые должны выть реализованы в ходе его осуществления. Задачи социологически исследований определяются социальными заказами на проведение этих исследований.

Гипотезы в социологических исследованиях — это предварительные предположения о сущности и структуре, связях предмета исследования. Эти предположения могут быть описательными и объяснительными. В процессе исследования они или подтверждаются эмпирическими данными и превращаются в теоретические положения, или уточняются, наполняются новым содержанием, или опровергаются.

В процедурном разделе программы социологического исследования излагается план исследования, указываются основные полевые процедуры, выборка. В этом же разделе Программы социологического исследования описываются годы получения первичной информации, методы анализа первичных данных.

В итоговом разделе программы социологического исследования дается содержательное описание предполагаемых результатов исследования, указываются формы представления результатов социологического исследования.

В зависимости от характера социологического исследования его программа может конкретизироваться, дополняться, корректироваться, уточняться.

Программа социологического исследования определяет его инструментарий. «Инструментарий социологического исследования. — система методических и технических приемов осуществления исследования, воплощенная в соответствующих операциях и процедурах и представленная форме разнообразных документов».

Структура инструментария определяется программой социологического исследования. В самом общем виде она включает:

1) инструкции для интервьюеров, анкетеров, наблюдателей;

2) инструкции и методики сбора социологической информации;

3) анкеты, опросные листы, протоколы наблюдений, выборки, формализованные интервью и т. д.;

4) формы протоколов записи полученных данных и их обработки (в том числе и на ЭВМ);

5) макеты таблиц, схем и т. д.

Все документы инструментария требуют тщательной проработки. Особенно тщательно должны быть подготовлены опросные листы, анкеты. Инструкции для анкетеров, интервьюеров должны исключать разночтение, должны быть понятны людям с разной образовательной подготовкой. Вопросы в опросных листах должны быть сформулированы четко, однозначно. Объем всех документов инструментария должен быть максимально сокращен. В зависимости от конкретного состояния изучаемого социального объекта осуществляется стратегия социологического исследования. «Существуют три варианта стратегического плана исследования: разведывательный, аналитический и экспериментальный». Хотя в практике социологических исследований эти варианты стратегических планов в чистом виде используются весьма редко, о них необходимо иметь достаточно ясное представление.

Если нет ясных представлений об объекте и предмете исследования, то разрабатывается разведывательный план социологического исследования, который не следует путать с пилотажным исследованием. Цель этого плана — получить достаточно ясное представление о предмете исследования. Эта цель реализуется путем изучения имеющейся литературы, получения консультаций у специалистов-ученых и специалистов-практиков, предварительных наблюдений за предметом исследования. «Аналитический план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, то есть гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта». Цель этого плана — подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, в случае подтверждения гипотезы получить количественные и качественные характеристики изучаемого объекта. Экспериментальный план социологического исследована «применяется в тех случаях, Когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана — установить причинно-следственное связи в объекте, раскрыть не только его структуру, но и причины, обусловливающие его функционирование или развитие».

Программа социологического исследования дополняется рабочим планом, назначение которого состоит в упорядочении работ при проведении исследования. Как правило, рабочий план включает сетевой график выполнения всex работ при проведении, исследования. В нем точно укалываются сроки выполнения работ, исполнители, финансовые затраты и т. д.

1. Понятие программы социологического исследования.

2. Методологический раздел программы социологического исследования.

3. Понятие и структура инструментария социологического исследования.

2. Программа социологического исследования

Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.

Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную .

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.

Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.

Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных показателей. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как его сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.

Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.

С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предметы исследования.

Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.

Предварительный системный анализ объекта – это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.

Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.

Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.

Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.

Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу.

Можно выделить несколько типов гипотез:

1) основные и выводные;

2) основные и неосновные;

3) первичные и вторичные;

4) описательные (предположение о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях).

Основные требования к формулировке гипотез. Гипотеза:

1) не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;

2) не должна противоречить ранее установленным научным фактам;

3) должна быть проста;

4) должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

Основная трудность формулирования гипотез заключается в необходимости соответствия их целям и задачам исследования, которые содержат ясные и точные понятия.

Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.

Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.

Тип и способ определения выборки напрямую зависит от вида исследования, его целей и гипотез.

Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной.

Выборочный метод основан на двух принципах: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.

В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ.

После составления программы исследования начинается организация полевого исследования.

Программа социологического исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы социологического исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.

Программа социологического исследования

Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.

Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.

Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.

Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных показателей. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как его сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.

Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.

С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предметы исследования.

Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.

Предварительный системный анализ объекта – это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.

Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.

Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.

Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.

Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу.

Можно выделить несколько типов гипотез:

1) основные и выводные;

2) основные и неосновные;

3) первичные и вторичные;

4) описательные (предположение о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях).

Основные требования к формулировке гипотез. Гипотеза:

1) не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;

2) не должна противоречить ранее установленным научным фактам;

3) должна быть проста;

4) должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

Основная трудность формулирования гипотез заключается в необходимости соответствия их целям и задачам исследования, которые содержат ясные и точные понятия.

Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.

Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.

Тип и способ определения выборки напрямую зависит от вида исследования, его целей и гипотез.

Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной.

Выборочный метод основан на двух принципах: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.

В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ.

После составления программы исследования начинается организация полевого исследования.

Программа социологического исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы социологического исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.

3. Методы социологических исследований

Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.

В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино– или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации – возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте.

Существует возможность фиксации характера поведения, мимики, жестов, выражения эмоций. Выделяют два основных типа наблюдения: включенное и невключенное.

Если поведение людей изучается социологом как участником группы, то он проводит включенное наблюдение. Если социолог изучает поведение со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.

Главным объектом наблюдения выступает как поведение отдельных людей и социальных групп, так и условия их деятельности.

Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.

Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик.

Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.

Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:

1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;

2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

3) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

4) формулирование гипотез и определение задач;

5) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.

Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.

Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.

Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях, письмах и т. п.

Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристик и конкретно-исторического развития изучаемого явления или процесса.

Важной особенностью информации является агрегированный характер, что означает соотнесенность с некоторой группой как целым.

Отбор источников информации зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора.

1) внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства возникновения документов; их исторический и социальный контекст;

2) внутренний анализ, в ходе которого изучается содержание документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.

Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным качественно-количественным анализом (контент-анализом).

Опрос – метод сбора социологической информации – предусматривает:

1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;

2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию.

В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.

Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.

Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.

Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии с определенной программой и планом исследования, в которых фиксируются все основные вопросы и варианты дополнительных вопросов.

Можно выделить следующие типы интервью:

1) по содержанию (документальное, интервью мнений);

2) по технике проведения (свободное и стандартизированное);

3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).

Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.

На первом этапе определяются теоретические предпосылки опроса:

1) цели и задачи;

3) объект и предмет;

4) операционное определение исходных теоретических понятий, нахождение эмпирических индикаторов.

В ходе второго этапа обосновывается выборка, определяется:

1) генеральная совокупность (те слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса);

2) правила поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки.

На третьем этапе обосновывается опросный лист (вопросник):

1) содержательная репрезентация проблемы исследования в формулировке вопросов, предназначенных респондентам;

2) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности как источника искомой информации;

3) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению опроса, установлению контакта с респондентом, регистрации ответов;

4) обеспечение предварительных условий для обработки результатов на ЭВМ;

5) обеспечение организационных требований к опросу.

В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.

Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.

Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – метод экспертных оценок.

Программа социологического исследования

Программа социологического исследования

Выполнила Гринюк Е.В.

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса

Процесс социологического исследования представляет собой единство теоретического и эмпирического этапов анализа какой-либо из сторон социальной реальности. Однако такое серьезное дело, как научный анализ проблем, требует соответствующей подготовки. Подготовка необходима для того, чтобы обеспечить надежность и точность полученных в результате исследования данных. Поэтому перед тем, как изучить методологические, методические и технические аспекты социологических исследований, надо овладеть правилами, позволяющими обеспечить качество получаемой информации.

ПОДГОТОВКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — процесс, насыщенный различными видами научно-организационной деятельности.

Во-первых, необходима разработка надежной теоретической основы исследования.

Во-вторых, необходима разработка программы исследования, обеспечивающей логическую последовательность этапов научно-аналитической работы творческого коллектива ученых.

В-третьих, необходима разработка методических документов для сбора и измерения эмпирической информации об изучаемом объекте.

Выделение этапов программы — это не только проблема исследовательской практики (что за чем должно проводиться), но и проблема теоретико-методологической обоснованности научной деятельности социологов.

Сложность обоснованного выделения научно-исследовательских этапов заключается прежде всего в том, что значительная часть научной деятельности социолога плохо поддается учету, регистрации, находится как бы в уме исследователя, т.е. в непроявленной форме. Естественное стремление ученого — завершить теоретико-методическую работу созданием системы документов, обеспечивающих высокое качество полученной информации, — приводит нередко к совмещению в разделах программы частных и общих познавательных задач.

Понятие программы социологического исследования, ее структура

Опираясь на научный опыт, можно создать четкую схему проведения социологического исследования: разработка программы, рабочего плана и вспомогательных документов, сбор эмпирических данных (полевой этап), наконец, обработка и анализ полученной эмпирической информации.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ является документом, содержащим методологические и методико-технические предпосылки научного поиска ответов на вопрос, поставленный в социологическом исследовании.

Методологический раздел программы начинается с формулировки проблемы исследования, определения объекта и предмета социологического познания. Выполнению этой задачи способствует анализ проблемной ситуации, которую можно определить как возникающие в процессе социально-исторического развития общества (общностей, групп и т.д.) противоречия между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих необходимых действий.

Анализ проблемной ситуации должен начинаться с выявления противоречий, характеризующих данную ситуацию (например, между потребностью человека в трудоустройстве и возможностями современного рынка труда). При формулировке указанных противоречий большое значение имеют знания, научный опыт социолога и некоторая информация о предмете анализа (например, исследования других социологов по данной теме), позволяющая описать изучаемую ситуацию. Результатом анализа проблемной ситуации должна являться формулировка темы исследовательского проекта, которая обязательно содержит в себе указания на предмет анализа.

Определение цели, задач, объекта социологического исследования

Под ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ, как правило, понимают область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. Такими областями анализа могут быть: общности, группы, процессы, явления и т.д. В отличие от предмета исследования, который формулируется социологом в зависимости от целей, задач и предварительно изученных данных, объект исследования по своим эмпирическим свойствам не зависит от познающего субъекта. Одна и та же сторона социальной жизни может стать объектом различных наук. Так, преступность могут изучать юристы, криминологи, психологи, социологи. Однако каждый из них в этом явлении выделяет что-то свое, присущее специфике научного познания в данной отрасли знания. Например, социологи могут изучать факторы, способствующие росту преступности, психологи — установки преступников при совершении преступлений и т.д.

Под ПРЕДМЕТОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ мы понимаем существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог.

Например, среди факторов, стимулирующих рост преступности в обществе, могут быть как общесоциальные (экономический кризис, обнищание населения, снижение общего уровня культуры, интеллектуальная деградация общества, в том числе из-за ухудшения физического и психического здоровья населения в результате экологических катастроф), так и конкретно социальные (например, патология ближайшего социального окружения человека: пьющие родители, плохое семейное воспитание и т.д.).

Формулировка предмета исследования будет зависеть от тех свойств объекта, его характеристик, которые мы считаем необходимыми изучить, чтобы получить определенный ответ на интересующий нас вопрос. Подобное ограничение изучаемых сторон объекта необходимо, потому что ни одно самое крупное социологическое исследование не охватывает все многообразие взаимодействий, характеризующих, например, такое явление, как преступность. Итак, в предмете исследования обозначаются границы, в пределах которых изучается объект исследования.

Для облегчения социологического анализа целесообразно разграничить предмет теоретического и эмпирического исследования. Предмет теоретического анализа — это идеализированный объект, а вернее, модель, описывающая всю систему взаимодействий (как внутренних, так и внешних) в теоретических понятиях и конструктах. Предметом эмпирического анализа является изучение (несомненно, на базе теории) реальных свойств объекта познания, например типа лидерства в малой группе.

Так как социальные системы очень мобильны, постоянно видоизменяются, то можно говорить, что мы изучаем состояние нашего предмета анализа в какой-то конкретный временной период. Таким образом, предметная область исследования должна иметь как пространственные, так и временные ограничения.

Выделение объекта и предметной области анализа позволяет социологу на основе разработанной идеализированной модели описать (дать характеристику) изучаемого явления или процесса. Если мы говорим о социальных проблемах, носителями которых являются люди (индивиды, группы, общности), то мы характеризуем и состояние тех общностей, которые включены в структуру нашей системы, подлежащей изучению.

Теоретическое моделирование изучаемой проблемной ситуации, предметной области анализа позволяет перейти к следующему методологическому разделу программы — определению цели и задач исследования. Под ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ мы понимаем тот конечный результат, который намерены получить после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным или прикладным, или тем и другим. Как правило, цель исследования определяется совместно с заказчиком и формулируется в договоре наряду с темой.

Под ЗАДАЧАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ мы подразумеваем тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Таким образом, задачи исследования — это звенья, помогающие объединить в целостность явления или процессы, подлежащие изучению. Например, если целью нашего изучения является влияние семейного воспитания на формирование преступного поведения подростков, то среди задач исследования мы можем назвать такие, как:

— изучение ценностных ориентации семей, дети которых стали преступниками;

— определение роли отца и матери в формировании личности подростка;

— изучение влияния внутрисемейных отношений на формирование установок и ориентации несовершеннолетних преступников;

— изучение зависимости между противоправным поведением родителей и подростков и т.д.

В формулировке задач исследования неоценимую роль играет описанная нами модель предмета анализа. Она позволяет выявить, во-первых, основные факторы, определяющие проблемную ситуацию; во-вторых, факторы (или переменные), имеющие второстепенное или опосредующее влияние на состояние проблемы.

Выдвижение задач исследования связано непосредственно с характером анализа. Если речь идет о теоретико-познавательных проблемах, то задачи и выводы исследования будут определяться теоретическими положениями и новыми концепциями, полученными в результате анализа. Если речь идет о прикладных исследованиях, то задачи и выводы будут ориентированы на социальную диагностику проблемы, практические рекомендации.

Целесообразно также разграничивать содержательную (проблемную) сторону задач исследования и программные задачи (как логику методики получения социологической информации).

Гипотеза в социологическом исследовании

Процедура разработки гипотез начинается с формулировки частных познавательных задач исследования. Они фиксируются в форме отдельных предложений, отображающих зависимости между отдельными элементами концептуальной схемы. Эти зависимости будут служить основанием для формулировки гипотез. Например, изучая взаимосвязь преступного поведения подростков и семьи, можно поставить следующие вопросы:

— влияют ли межличностные отношения родителей на противоправное поведение подростка?

— существует ли прямая зависимость между отклоняющимся поведением родителей (или одного из них) и противоправным поведением подростков?

Разумеется, этот список вопросов можно было бы продолжить, чтобы изучаемую проблему увидеть со всех сторон. В каждом отдельном случае социолога может заинтересовать целый ряд связей и отношений, подчас выходящих за рамки разработанной концептуальной схемы объекта социологического анализа. Так, взаимосвязь преступного поведения и характера досуга подростка в молодежных компаниях, являясь косвенной по отношению к поставленной задаче, дает дополнительную информацию и углубляет исследуемую проблему.

Закончив процедуру формулировки частных познавательных задач исследования, нужно описать сами гипотезы. Гипотеза определяется как обоснованное научное предположение о непосредственно ненаблюдаемых связях, отношениях, причинах и т.д. приводящих к тем или иным явлениям.

Гипотеза определяется как «научное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть».

Роль гипотез в социологическом исследовании, как и в любой другой области науки, очень важна. Д.И. Менделеев, обращаясь к ученым, указывал, что лучше держаться такой гипотезы, которая в результате может оказаться ложной, чем никакой. В чем же заключается ценность гипотез? Во-первых, гипотеза в той или иной мере аккумулирует опыт науки; во-вторых, в ней могут быть отражены положения социальной реальности; в-третьих, в ней отражаются знания и опыт самого исследователя; в-четвертых, гипотеза в социологическом исследовании служит переходным этапом от теории к разработке инструментария социологического познания.

С точки зрения задач исследования гипотезы классифицируются как основные и дополнительные, что соответствует основным и частным познавательным задачам исследования. По степени разработанности и обоснованности различаются первичные и вторичные гипотезы. Гипотезы разрабатываются в два этапа: при подготовке программы исследования и после пилотажа (пробного социологического исследования, проведенного на небольшой выборке опрошенных), когда они уточняются, корректируются и дополняются новыми.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объяснительные и прогностические.

Описательные гипотезы — предположения о фактическом состоянии (структуре) объекта, его функциях, так как в данном случае анализируется статистическая и эмпирическая информация, относящаяся, прежде всего, к эмпирическим фактам. Если, например, исследуется взаимосвязь конфликтных семей и уровня преступности несовершеннолетних, то на основе имеющейся статистической информации (в органах МВД) можно установить, какая часть обследованных лиц имеет прямую зависимость, а какая этой зависимости не имеет. Выдвижение этого типа гипотез позволяет исследователю получить ожидаемые результаты в абсолютных числах, относительных долях (процентах), средних арифметических величинах.

Объяснительные гипотезы относятся к уровню аналитических исследований, представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. На основании объяснительных гипотез делаются попытки раскрыть причины социальных явлений, процессов, тенденций, установленных в результате подтверждения описательных гипотез.

Любое явление или событие, имеющее для социолога исследовательскую значимость, включено в цепь событий, происходящих в тотальной системе, поэтому оно может проявляться как тенденция или закономерность. Отсюда следует необходимость разрабатывать не только объяснительные, но и прогностические гипотезы, отражающие еще один, более высокий, уровень познания социальной реальности. Такие гипотезы позволяют отразить множество явлений, выявить некоторые тенденции или закономерности в развитии микро- и макросистем. В этом случае значение полученных выводов выходит далеко за рамки конкретных целей и задач и представляет ценность для конструирования статистических рядов, отражающих развитие социальных процессов в обществе. Например, в рассматриваемом нами вопросе влияния семьи на преступное поведение подростков мы можем спрогнозировать рост ожидаемой преступности в обществе и изменения, происходящие в современных семьях, имеющих несовершеннолетних преступников. Гипотеза в этом случае имеет не только внутреннее инструментальное, но и общечеловеческое значение, так как способствует некоторому научному вкладу в изучаемое направление.

Проверка объективности прогностической гипотезы по вполне понятным временным причинам происходит на более поздних этапах социального развития общества. Поэтому в выводах конкретного исследования она остается лишь гипотезой и часто недооценивается исследователями. В ряде случаев проверка и подтверждение гипотез дает описание того, что давно известно. Если строго подходить к этому моменту, то научное фиксирование (введение в научный аппарат) даже давно известных истин имеет смысл, так как наблюдаемые в социальной жизни, но не осмысленные наукой явления или процессы для ученых практически не существуют.

В качестве социального факта могут выступать: характеристики поведения людей, групп, общностей; продукты человеческой деятельности; вербальные (словесные) действия (мнения, взгляды); всевозможные взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому изучение и введение в научный оборот ранее не изученных явлений или процессов также является задачей науки, в том числе социологии.

Для повышения подтверждаемости гипотез руководствуются следующими правилами:

— выдвигать возможно большее число (в том числе, взаимоисключающих) гипотез;

— указывать возможно большее количество эмпирических показателей для их проверки.

Общие требования, которым должна соответствовать гипотеза:

— она не должна содержать понятий, которые не имеют эмпирических индикаторов в рамках данного социологического исследования;

— она должна быть применима ко всему кругу явлений, которые она непосредственно объясняет;

— она должна быть принципиально проверяемой при существующем уровне теоретических знаний и методических возможностей;

— она должна быть простой и не содержать условий и оговорок, затемняющих ее смысл;

— она должна в своей формулировке содержать указание на способ ее проверки.

Окончание процесса формулировки гипотез дает исследователю возможность разработки инструментария, т.е. перехода от теоретических конструкций к эмпирическим показателям, которые выражаются в вопросах анкеты, интервью и т.д. Эти показатели должны быть доступны наблюдению и измерению и отражают различные социально-психологические характеристики объекта.

В момент разработки гипотез социолог переходит от теории к конкретному измеряемому уровню, представляющему социальный предмет (индивида, группу и т.д.). Каким бы точным не было измерение, оно, как правило, относится к какой-либо одной стороне объекта, которая всегда значительно беднее его самого как целостности.

В результате разработки системы показателей (индикаторов) социолог составляет задание для подготовки конкретных методик (инструментария). Здесь возникают новые проблемы, среди которых основной становится проблема отражения показателей в инструментарии — вопросах анкеты, интервью и т.д. Для того чтобы разрешить эту проблему, необходимо составить список показателей, которые целесообразно отобразить в анкете.

В используемом нами примере о влиянии семьи на преступное поведение несовершеннолетних подростков можно выделить следующие показатели:

— уровень конфликтов в семье,

— характер конфликтов между родителями и детьми и т.д. Завершить этот список должна группа показателей, относящихся к социально-демографическому блоку, т.е. характеризующих пол, возраст, социальный статус супругов и др. На основе этих данных разрабатываются анкеты, при помощи которых собирается необходимая эмпирическая информация об изучаемых объектах. Параллельно с инструментарием разрабатывается план выборки и другие вспомогательные документы, в том числе инструкции по проведению социологического (полевого) исследования.

АНКЕТНЫЙ ОПРОС — один из основных методов опроса, применяемый в социологических исследованиях.

ГИПОТЕЗА — предположение о структуре и характере объекта, подлежащего изучению. В социологическом исследовании гипотезы конкретизируют цель исследования, представляют собой основной методологический инструмент, организующий процесс исследования, описывающий его внутреннюю логику.

ИЗМЕРЕНИЕ — процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в некотором масштабе или шкале.

ИНДИКАТОР — доступная для наблюдения и измерения характеристика изучаемого объекта.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ — истолкование, уточнение сущности и смысла понятий.

КОНЦЕПЦИЯ — понимание, трактовка каких-либо явлений, процессов.

МЕТОД — способ теоретического или эмпирического получения информации в процессе исследования.

МЕТОДИКА — совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки первичной социологической информации.

МЕТОДОЛОГИЯ — совокупность процессов выработки социологами абстрактного образа изучаемой проблемной ситуации.

ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — область социальной реальности, на которую направлен познавательный интерес исследователя.

ПОКАЗАТЕЛЬ — доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, например поведение, мнения, взгляды, оценки и т.д. опрашиваемых.

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения проблемы.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — документ, содержащий методологические и методико-технические предпосылки научного поиска ответов на вопрос, поставленный в социологическом исследовании.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — научный процесс выработки новых социологических знаний на основе теоретических или эмпирических данных, один из видов познавательной деятельности социолога.

ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — совокупность специальных приемов, конкретных познавательных операций, представляющих тот или иной метод сбора социологической информации. Техника включает в себя и обработку, и анализ информации.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — конкретный результат, который намерен получить социолог по завершении работы. Задачи исследования — круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный (целевой) вопрос исследования.

1. В. Харчева. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М. Издательство «Логос»; «Высшая школа, 1999. – 302 с.

2. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. – М. 1987.

3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М. 1987.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *